Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ИНСТИТУЦИИ В ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КИРГИЗИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ'

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ИНСТИТУЦИИ В ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КИРГИЗИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА КИРГИЗИИ / КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уланова Алина Улановна

Впервые предпринимается попытка выявить и описать организационные формы или институции детской художественной культуры в Киргизии, существующие при переходе от дореволюционного имперского периода развития общества к новому советскому периоду. Речь идет о способах приобщения детей к художественной деятельности и пониманию искусства или художественному воспитанию, которые менялись в процессе культурогенеза народов Средней Азии в начале XX века и перехода традиционного искусства к профессиональному. В статье на основе анализа источников и имеющихся разноплановых и не систематизированных текстов проведена обобщенная характеристика институтов детской художественной культуры и выявлены основные их типы в динамике сменяющихся социокультурных систем Кыргызстана в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ИНСТИТУЦИИ В ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КИРГИЗИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

82 УДК 008-053.2(575.2)"18/19" ББК 71(5Кир)

А.У. Уланова

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ИНСТИТУЦИИ В ПЕРИОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КИРГИЗИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Впервые предпринимается попытка выявить и описать организационные формы или институции детской художественной культуры в Киргизии, существующие при переходе от дореволюционного имперского периода развития общества к новому советскому периоду. Речь идет о способах приобщения детей к художественной деятельности и пониманию искусства или художественному воспитанию, которые менялись в процессе культурогене-за народов Средней Азии в начале XX века и перехода традиционного искусства к профессиональному. В статье на основе анализа источников и имеющихся разноплановых и не систематизированных текстов проведена обобщенная характеристика институтов детской художественной культуры и выявлены основные их типы в динамике сменяющихся социокультурных систем Кыргызстана в указанный период.

Ключевые слова:

институты детской художественной культуры, институционально-организационные формы культуры, культура Киргизии, культурная эпоха рубежа XIX-XX веков, художественная культура.

Уланова А.У. Детская художественная культура и ее институции в период социокультурной трансформации Киргизии на рубеже XIX-XX веков // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 82-87.

© Уланова Алина Улановна - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Бишкек; e-mail: Ulanovaalln28@gmall.com

О

Решение современных задач социокультурного развития Киргизии, в том числе и в организационно-институциональной сфере искусства, требует учета соответствующего исторического опыта народа и научного изучения этого опыта, что до сих пор не стало предметом специального культурологического анализа. Познание институциональных аспектов художественной культуры особенно важно сегодня в связи с необходимостью разработки основ культурной политики государства в сложных условиях современности. Это определяет актуальность данного исследования.

Анализ работ историков, искусствоведов, культурологов, литературоведов, этнографов, фольклористов, педагогов, а также архивных и статистических документов показал, что в Кыргызстане был аккумулирован значительный опыт развития детского художественного образования и воспитания. Об этом свидетельствуют музыковедческие и театроведческие труды В.С. Виноградова, А.В. Затаевича, В.М. Беляева, В.В. Янковского, Д.Брудно-го, Ч.Т. Баялиевой, а также литературоведческие работы А. Токомбаева, Б. Юну-салиева, Б. Керимжановой, философа А.А. Салиева и ряда других авторов.

Общая проблематика художественного и эстетического воспитания и образова-

ния советского времени была представлена в фундаментальных трудах Д.С. Лихачева, М.С. Кагана, Б.М. Неменского, Д.Б. Кабалевского, Б.П. Юсова. Н.И. Киященко и многих других. В этом отношении особенно показательна монография Б.М. Неменского «Педагогика искусства» (была издана в 2012 г.). Важно подчеркнуть, что в Киргизии прогрессивные идеи педагогики искусства и соответствующие учебные программы названных авторов были внедрены в систему школьного художественного образования и специальные школы искусства. Институциональная проблематика детского художественного образования и воспитания обсуждалась лишь в связи с работой основного учреждения детского образования - общеобразовательной школы.

Первым большим трудом, где были проанализированы институциональные структуры искусства Киргизии с позиций культурологии, стала монография Л.М. Мосоловой и Л,А. Прытковой «История искусства Кыргызстана», посвященная столетнему опыту развития изобразительного искусства республики (1917-2017). Институциональные особенности этого вида искусства рассматривались в контексте всех культурных эпох рассматриваемого времени [10] . Однако вопросы детских институций художественной культуры в

ней не являлись предметом исследования. Первой специальной работой об институциях детского искусства стала коллективная статья Л.М. Мосоловой, А.В. Бондарева и А.У Улановой «Культурологический анализ институтов традиционной художественной культуры (на примере детского творчества киргизских номадов») [19,

с. 35-42].

В предлагаемой читателю новой статье продолжается изучение институтов детской художественной культуры в истории Кыргызстана на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Интерес к институциональному измерению культуры и искусства в мировой науке стал появляться во второй половине 19 века в работах социологического направления (И Тэн, Г. Тард, Э. Дюрк-гейм), продолжился в XX веке (А. Моль и А. Хаузер). В советской науке в этом плане следует выделить работы В. Фри-че, И.И. Иоффе, В.К. Скатерщикова, Ю.А. Лукина, Ю.В. Перова, М.С. Кагана, О.В. Иншакова, А.Я. Флиера. Одна из последних интерпретаций институциональных проблем культуры представлена в энциклопедии «Прикладная культурология» [13, с. 425-428 ].

Художественная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда нуждается в определенных формах ее организации. Речь идет об организации художественного производства, хранения художественных ценностей, организации художественного образования и просвещения, организации общения людей с искусством, создании структур управления культурой и искусством, а также научного исследования всей сложной проблематики искусства. Что касается детских институций искусства, то они являются неотъемлемой частью культуры любого этноса, нации, государства в каждую историческую эпоху.

В истории Кыргызстана в различные периоды складывались особые виды и типы организации детского художественного творчества. В период существования патриархально-родовых отношений и кочевого типа хозяйства сложился традиционный тип культуры, в рамках которой функционировала художественная культура киргизских номадов. Ее своеобразие в решающей степени зависело от веками сложившегося уклада жизни и особой близости к горно-степной природе неимоверной красоты.

В статье «Культурологический анализ институтов традиционной художественной культуры (на примере детского твор-

чества киргизских номадов)», мы показали, что вся социокультурная среда была насыщена музыкально-поэтическими впечатлениями. По словам музыковеда В.С. Виноградова, она была для одаренных детей «первой музыкальной школой», формирующей представление о мире, эстетический вкус и индивидуальный стиль будущих поэтов, музыкантов, художников [4, с. 47].

В традиционном обществе киргизов исторически сформировалась сложная, целостная, устойчивая и успешно функционирующая система приобщения детей к художественной культуре. В их числе: институт манасчи и акынства, институт народной игры, мастерские профессионалов, обучающих детей разнообразным ремеслам, институт семьи. В расширительном смысле культурными институтами являлись традиции, нравы, обычаи, художественные образы. Вся эта система выполняла культурно-охранительные, культурно-просветительские, культурно-регулирующие и другие функции.

Эта институциональная система художественной культуры киргизов воспроизводилась и в период, когда в 1863 году Киргизия вошла в состав Российской империи. Следует отметить, что к этому времени языческая культура кочевников в определенной степени восприняла исламскую культуру, активно развивающуюся в сопредельных крупных мусульманских государствах Центральной Азии.

Анализ трудов по истории Средней Азии помог выявить, что в период господства Кокандского ханства у киргизов еще не функционировали светские школы и культурно-просветительские учреждения. Но в то время преимущественно в городах были распространены мектабы - мусульманские религиозно-просветительские начальные школы. В них изучались тексты Корана, коранические сказания, религиозные традиции, нормы поведения правоверного мусульманина и т.п.

Элементы художественного просвещения в этих мусульманских институциях присутствовали. В частности, детей приобщали к каллиграфии, чтобы они могли воспринимать коранические изречения в декоративно-художественном оформлении мечетей, в религиозной литературе. В ряде школ детей знакомили с изумительным искусством орнаментально-символического украшения мечетей. Некоторых талантливых детей отправляли учиться в центры мусульманской культуры - Самарканд, Бухару, Ош и другие города.

о

О существовании мектабов и не всегда гуманном отношении в них к детям пишет русский художник Б. В. Смирнов, побывавший в начале ХХ века в Пишпекском уезде: «Обыкновенно при каждой мечети имеется школа, в которой собираются мальчики. Мирза, или мулла, обучающий их, не щадит ни ушей, ни рук мальчиков, немилосердно дергая или ударяя по ним длинной палкой» [11, с. 20-21].

После вступления Киргизии в состав России начались изменения в составе населения в связи с переселением на ее территорию русского народа, а также с внедрением новых институциональных форм образования и воспитания. В этом отношении показательна деятельность первых светских русско-туземных школ. В программы обучения и воспитания детей были включены занятия по освоению искусства рукоделия, спортивной гимнастике, посадке декоративных и фруктовых деревьев в школьном саду и способам ухода за ними. Это была уже не спонтанная трансформация, обусловленная внутренними процессами развития этнической культуры киргизов, а стимулированная трансформация, вызванная инокультур-ными влияниями извне.

Во многих русско-туземных школах Кыргызстана начали открываться библиотеки. Но открытие библиотек еще не решило проблем образования, поскольку для получения книг требовался довольно значительный взнос, что могли сделать лишь дети зажиточных родителей, поэтому библиотеки-читальни обслуживали прежде всего привилегированных детей. Для решения таких противоречивых вопросов в конце XIX столетия в Кыргызстане появляются первые общественные культурно-просветительные учреждения в виде библиотек, открывших свои двери всем желающим, независимо от их материального благосостояния.

Например, в 1892 г. при учреждении Иссык-Атинских минеральных источников была организована первая в Кыргызстане библиотека из книг, пожертвованных частными лицами [1, с. 21], а в 1895 г. в Пишпеке при городском училище на средства населения начала работать общественная бесплатная библиотека [2].

Самым знаменательным событием было то, что в 1902 г. по инициативе передовых людей (врача Н.М. Барсова, краеведа Я.И. Королькова и др.) в Пржевальске открылась бесплатная народная библиотека-читальня [12, с. 268]. В ее книгах содержалась различная информация об

искусстве, присутствовала книжная графика. Можно сказать, что в контексте этих событий наблюдалась смена общекультурных парадигм, то есть люди, начиная с детства, стали активно посещать общественные библиотеки, интересоваться чтением, обогащать и наращивать свой культурный капитал, что позволяло им выходить на новый экзистенциальный уровень.

Политика царской России в отношении развития культуры киргизского народа носила скорее фрагментарный, нежели системный характер. Культурно-просветительной деятельностью в основном среди прибывшего в Киргизию русского населения занимались отдельные представители российской интеллигенции - ученые-путешественники, географы, историки, этнографы, учителя, музыковеды, художники, любители искусства (П.П. Семе-нов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В.В. Бартольд, БГ. Смирнов, П.М. Мелио-ранский, Н.А. Северцов и многие другие).

Благодаря их активной деятельности на рубеже XIX-XX веков был сделан большой вклад в развитие разных наук о киргизском регионе и киргизском этносе, а также в становление новых форм образования и просвещения в этом крае России. Они по достоинству оценили огромное культурное наследие Кыргызстана и увидели в киргизском народе большой творческий потенциал и возможности для его реализации.

Радикальные социокультурные трансформации на киргизской земле начались после Октябрьской социалистической революции, которая изменила ход мировой истории, в том числе и в Средней Азии. С этого периода заметна тенденция роста роли государственных и общественно-просветительских учреждений в становлении и развитии образования и воспитания граждан в соответствии с советской идеологией и национальной политикой.

Становление институтов детской художественной культуры непосредственно связано с этапами культурной революции в стране; этот процесс имел многоступенчатый характер. Ленинские идеи по национальному вопросу легли в основу государственной политики советских республик. Они нашли отражение в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа [8, с. 221], Конституции РСФСР 1918 года [7, с. 199] и стали отправной точкой для решений X съезда партии по национальному вопросу, где подчеркивалась необходимость «помочь массам невеликорусских на-

родов развить у себя школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительские учреждения на родном языке».

Вместо старого буржуазного аппарата народного образования в составе советского правительства был образован Народный Комиссариат по просвещению во главе с выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским, в ведении которого тогда находились все институции художественной культуры и научные учреждения в большой стране, связанные с изучением искусства.

Силами представителей прогрессивной русской интеллигенции в 1918 году были созданы новые культуро-творческие организации - прежде всего самодеятельные кружки. Следует отметить, что первоначально работа в них велась преимущественно среди русскоязычного населения Киргизии. Коренное население начинает приобщаться к освоению революционной художественной культуры несколько позднее. В определенной мере это было обусловлено устойчивостью бытовавших народных традиций поэтического ска-зания,музицирования, художественного ремесла, а также отсутствием профессионально подготовленных национальных кадров педагогов по искусству.

Первые национальные самодеятельные кружки организовывались учителями единых трудовых школ, техникумов, различных курсов, которые, побывав в крупных городах Туркестана - Ташкенте, Верном (Алматы), ознакомились там, в частности, с методами работы музыкальных кружков среди национального населения. Что касается изобразительного искусства, то же с середины 20-хгодов в столице республики стала популярной изостудия при педагогическом техникуме. Наркомпрос Киргизии направлял способных учеников этой студии в художественные училища и вузы страны. Кроме того, самые разные кружки по изобразительному искусству для детей и юношества формировались в культурно-просветительских учреждениях и даже на базе промышленных предприятий [3, с. 124].

Существенно,что Народный Комитет Просвещения Киргизской ССР создал и осуществил специальный план художественно-просветительской работы на 1928-1933 годы, в который были включены первые специальные институции с программами художественного образования детей и молодежи [14, с. 75].

Значительное место в деятельности органов власти советского Туркестана в

послереволюционный период занимала такая культурно-просветительная работа как издание газет, журналов, брошюр и книг на тюркских языках, открытие школ, клубов, театров, самодеятельных кружков, библиотек, красных чайхан и красных юрт, обучение грамоте взрослых, детей, организация курсов по подготовке учителей и т. д. Например, в приказе СНК Туркестанской АССР от 27 июля 1919 года о реквизиции зданий под школы указывалось: «Немедленно реквизировать под школы и культурно-просветительные учреждения все лучшие здания в городах, селах, деревнях и кишлаках республики и немедленно возвратить местным отделам все здания, выстроенные на нужды народного просвещения» [5, с. 103].

В этом же году Наркомпрос Туркестанского края разработал перспективные планы по общему музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодежи. Основное внимание в них уделялось урокам музыки и пения в единой трудовой школе, ибо только она смогла бы охватить всех детей без исключения. В процессе реализации этих планов было установлено, что на формирование эстетических вкусов детей существенное влияние оказывает не только формирования их общего кругозора и мировоззрения и что необходима специальная подготовка школьника по освоению образного языка разных искусств, обретению основ художественной грамоты.

Инициаторами и организаторами самодеятельных коллективов были комсомольцы и молодежь. В частности, «Союз учащейся молодежи», созданный в 1918 году в Пишпеке, организовывали музыкально-драматический, хоровой и литературный кружки, устраивали спектакли, вечера и концерты, в которых участвовали и дети. Следует заметить, что акцент в развитии художественного образования и просвещения переносился на различные общественные инициативы и формы самоорганизации, в процессе которых происходила своего рода саморефлексия своего участия в сфере художественной деятельности.

Большой популярностью среди населения пользовались такие институции как «Красные юрты» или передвижные юрты-читальни, которые за период с 23 октября по 10 ноября 1920 года обслужили более 300 человек, передвигаясь по южному берегу озера Иссык-Куль [16, с. 15].

В это время был создан народный театр в городе Пржевальске, где любительская труппа, состоящая в основном из молодых учителей, в феврале 1919 года

о

осуществила постановку пьесы М. Горького «На дне», в которой приняли участие и дети. Пржевальск тогда был центром художественных акций и других форм социально-культурной деятельности. Подобные театральные кружки были широко распространены в Пишпекском уезде, из которых стало вырастать и впоследствии приобрело широкий размах советское театральное искусство Кыргызстана.

Очень важным феноменом в институциональном плане явилось создание в 1934 году первой специальной городская детской библиотеки в г. Фрунзе. С 1943 года она стала называться Центральной городской детской библиотекой им. М. Фрунзе [15, с. 308]. Неотъемлемой частью ее деятельности стало перманентное функционирование литературного кружка для детей и юношества, в котором они приобщались не только к систематическому чтению, но и к пониманию особенностей литературно-поэтического творчества. В этом кружке обретали первичный опыт литературно-художественной деятельности многие будущие поэты и писатели республики. Стоит отметить, что позднее, в конце 50-х годов, с детьми здесь занимался Чингиз Айтматов. Существенно, что сеть городских библиотек с наличием в них литературных кружков в 30-е годы бурно развивалась в разных районах республики. Эту систематическую и массовую работу с детьми в приобщении их к искусству словесности и развитию общекультурного кругозора трудно переоценить.

В школах в послереволюционный период организовывались самодеятельные театральные кружки, в которых детей обучали азам сценического искусства. Эти институции детской художественной культуры создавались стихийно, благодаря личным инициативам учителей школ. Сложнее обстояло дело с музыкальным образованием и просвещением в связи с отсутствием учебников по музыке, квалифицированных педагогов, нехваткой музыкальных инструментов, фонозаписей и аппаратуры для их воспроизведения. Оно стало налаживаться позднее.

До 1925 года работа по созданию и функционированию институтов детской художественной культуре в Киргизии не имела планового и систематического характера. При всем огромном значении первичной кружковой работы по приобщению детей к миру искусства, которая велась в театрах, библиотеках, школах, при некоторых средних учебных заведениях, она не могла в полной мере качественно

обеспечить приобщение детей к морфологически разнообразному и сложному спектру художественной деятельности, сложившемуся в мире на рубеже 19-20 веков. Нужна была не спонтанная, а целенаправленная и системная работа в этом направлении.

С периода национального размежевания Средней Азии и созданием Кара-Киргизской Автономной области в 1924 году культурное строительство в Киргизии в значительной степени активизировалось. Первый областной съезд Советов Кара-Киргизии, состоявшийся в марте 1925 года, выдвинул задачи: организовать школы для кочевого населения, укрепить и расширить школьную сеть, открыть специальные школы для девочек [6, с. 122123]. Вместе с тем все острее осознавалась необходимость открытия специальных учреждений для всестороннего развития детей по всем видам искусства и подготовки соответствующих профессиональных национальных кадров для работы с детьми.

В этом свете знаменательным событием стала организация в 1925 году в Пишпеке института народного просвещения, где был открыт музыкальный отдел. Кроме того, 1926 году Киргизский областной комитет ВКП(б) принял Постановление об учреждении национальной студии для подготовки работников сцены, с которой началась разветвлённое развитие сценического, музыкального и танцевального институтов детской художественной культуры. Наконец, в 1925 году состоялось рождение в Караколе первого музея краеведческого профиля, что позволило осуществлять новые формы просветительской работы с детьми. Молодое поколение этого времени проявляло большой интерес к необычным для прежнего национального искусства театральным спектаклям, оркестровой музыке, хоровому пению, рисованию, хореографии, книжной литературе.

Количество и разнообразие детских институтов художественной культуры в республики к началу 30-х годов, были невелики. Однако уже к этому времени были созданы основные предпосылки для того, чтобы в следующем десятилетии свершился громадный скачок в создании новых и разнообразных видов и типов организации детского творчества и художественного просвещения, охвате ими значительного числа детей и молодежи и появлении впечатляющих результатов активной деятельности в этой сфере культуры Киргизии.

Список литературы:

87

[1] Айдаралиев А.А. Развитие здравоохранения в Советском Киргизстане. - Фрунзе: Кыргызстан, 1970. - 192 с.

[2] Айтмамбетов Д. Дореволюционные школы в Киргизии. - Фрунзе, 1961. - 128 с.

[3] Будайчиев Б. Изобразительное искусство 1917-1941 гг. // Изобразительное искусство Киргизстана / Под ред. А.А. Салиева. - Фрунзе: Кыргызстан, 1987. - 124 с.

[4] Виноградов В.С. Музыка советской Киргизии. - М.: Управ. по делам искусств при СНК Киргизской ССР, 1939. - 136 с.

[5] Данияров С.С. Становление Киргизской Советской культуры (1917-1924 гг.). - Фрунзе: Илим, 1983. -200 с.

[6] Данияров С.С. Осуществление Ленинской программы культурной революции в Киргизии. - Фрунзе: Кыргызстан, 1972. - 261 с.

[7] Конституция общенародного государства. - М.: Политиздат, 1978. - 199 с.

[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. - С. 221-223.

[9] Мосолова Л.М., Бондарев А.В., Уланова А.У. Культурологический анализ институтов традиционной художественной культуры (на примере детского творчества у киргизских номадов). - 2020, № 1. - С. 35-42.

[10] Мосолова Л.М., Прыткова Л.А. История искусства Кыргызстана: в 2 тт. Т.2. ХХ-начало XXI века: Монография. - СПб.; Бишкек: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 303 с.

[11] Смирнов Б.В. В степях Туркестана. Очерки. - М., 1914. - С. 20-21.

[12] Туркестанские ведомости. - 1902, 6 июня. - С. 268.

[13] Флиер А.Я. Институт культурный // Прикладная культурология. Энциклопедия / Сост. и науч. редактор И.М. Быховская. - М.: Согласие, 2019. - С. 425-428.

[14] ЦГА Киргизской ССР. - Ф. 688. Оп. 1. Ед. хр. 232, с.75.

[15] ЦГА КР. - Ф. 2751. 13 д. за 1962-1972 гг. - С. 308.

[16] ЦГА ПД КР. - Ф. 60. Оп. 1. Д. 39. Л. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.