ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕЗИДЕНТОВ РФ ЗА РУБЕЖОМ
Буряк О.В.
Буряк Ольга Валентиновна - студент магистратуры, факультет международных отношений Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Аннотация: налоговый контроль резидентов нашей страны является неотъемлемым элементом условий сохранения политической и экономической безопасности нашей страны. Упрощение процедур контроля дает возможность усиления контроля наиболее важных аспектов и освобождения от ненужных процедур соответствующих департаментов, позволяя им сосредоточиться на более важных и нужных аспектах налоговой деятельности, и самих граждан - резидентов. Ключевые слова: валютный контроль, международное взаимодействие, налоговый резидент, автоматический обмен информацией.
УДК 339.1
Процесс деофшоризации наблюдается во многих развитых странах, в том числе и в России. Деофшоризацию можно разделить на несколько частей, каждая из которых работает на своем уровне и со своим направлением: уплата налогов, прозрачность и отчетность. Актуальность темы объясняется тем, что на фоне продолжающегося экономического кризиса государство, проводя налогового-бюджетную политику, пытается создать хороший инвестиционный климат в стране, что особенно важно для российского бизнеса, и более открытое взаимодействие с бизнесом [1].
Автоматический обмен информацией установлен двумя основными документами: Стандартом, который описан ниже, а также «Многосторонним соглашением ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией», которое основано на уже существующих межправительственных соглашениях.
В самом Стандарте изложены некоторые правила сбора и раскрытия информации различными финансовыми организациями. Требования Стандарта должны быть внесены в законодательство присоединившихся стран. Стандарт автоматического обмена информацией по финансовым счетам предполагает, что страны обязаны сообщать данные о финансовых счетах организаций и граждан, являющихся резидентами других стран, принявших Стандарт. Органы страны, куда были переданы данные, сообщают информацию соответствующим органам из другой страны [2].
Целью данной статьи является обзор системы международного налогового регулирования при условии подписания Соглашения об автоматическом обмене информацией и упрощении налоговых процедур для физических лиц.
Президент Владимир Путин подписал закон, освобождающий от налогового контроля с 2018 г. россиян, которые больше 183 дней в год живут за рубежом, согласно Федеральный закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Россия в мае этого года подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией между налоговыми органами с 2018 года. В соглашении об обмене участвует свыше 100 стран, в том числе офшоры — Панама, Британские Виргинские острова, Джерси, Белиз.
Подписанные Владимиром Путиным поправки освобождают граждан РФ от уведомления налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории России, от ограничений на совершение операций, а также от представления отчетов налоговикам о движении средств по зарубежным счетам физических лиц - резидентов.
Облегчены нормы валютного контроля и для банков. Граждане и кредитные организации могут не опасаться штрафов за нарушение норм валютного законодательства, которые могут достигать 100% от суммы совершенной операции.
У ослабления валютного контроля есть и другая сторона. Никита Куликов исполнительный директор HEADS Consulting, считает, что, судя по всему, Владимир Путин решил поставить точку в затянувшихся спорах Центробанка и Минфина и Минэкономразвития в вопросе либерализации валютного законодательства.
Сейчас валютным резидентом считается россиянин, приехавший в страну хотя бы на один день в год. Резиденты должны отчитываться перед налоговой обо всех операциях по счетам в зарубежных банках.
Некоторые операции для резидентов в иностранных банках и вовсе запрещены: на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. - от продажи ценных бумаг. Штраф составляет от 75% до 100% от суммы запрещенной операции. Штраф грозит даже в случае, когда человек лишь не предупредил налоговую службу о зарубежном счете.
С введением в 2018 г. автоматического международного обмена налоговой информацией риски вырастут еще больше - налоговики узнают об иностранных счетах людей от своих зарубежных коллег, которые в свою очередь смогут обратиться за информацией в банки. Срок валютных нарушений составляет два года.
Стоит также отметить, что в последние дни 2017 года Владимир Путин выступил с инициативами по возврату российского капитала из заграницы на фоне разговоров о новых санкциях в отношении России. Бизнесу предложены весьма существенные преференции.
Так, предполагается выпустить специальные еврооблигации, которые могли бы купить отечественные бизнесмены. Президент предложил освободить предпринимателей, которые переводят бизнес из-за рубежа в Россию от подоходного налога. Кроме того, он выступил за продление срока амнистии капитала, «имея в виду те внешние ограничения, которые не становятся меньше, а наоборот, судя по всему, имеют тенденцию к наращиванию».
В ноябре Путин утвердил расширение оснований для отказа в валютных операциях. В частности, банкам дается право отказывать в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства, и предусматривается дисквалификация для должностных лиц за эти нарушения.
Теперь одобренные поправки освободят с 2018 г. россиян, проживающих больше 183 дней в году за границей, от отчета перед налоговиками. На них также не будут распространяться ограничения на операции. Для остальных - ограничения останутся, но расширится круг разрешенных операций: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости, зарегистрированной в стране - члене ОЭСР или FATF.
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290014?index=2&rangeSiz e=1/ (дата обращения: 30.03.2018).
3. Гринякин С.А. Влияние соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией на российскую систему противодействия легалищации доходов, полученных преступных путем, 2017. РАНХИГС. Астрахань. С. 83-88.
4. Фоканова Е.А. Деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста, Финансовый университет. Москва. С. 23-27.