Научная статья
УДК 327
Изменения в научно-образовательных контактах Турции со странами Центральной Азии
Л. Велиева
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Роль науки и образования в международных отношениях неуклонно растет. Научно-образова-
тельные связи являются одними из наиболее важных инструментов общественной дипломатии. Сегодня такие контакты являются уже коммерческим продуктом с растущим числом учебных заведений. Научно-образовательные контакты Турции с странами Центральной Азии имеют тридцатилетнюю историю. Но в этой статье будут проанализированы некоторые новые моменты данного аспекта сотрудничества детально относительной каждой страны региона.
Ключевые слова: наука, образование, научно-образовательный, Турция, Центральная Азия
Для цитирования: Велиева Л. Изменения в научно-образовательных контактах Турции со странами Центральной Азии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2024. Вып. 3 (856). С. 9-16
Original article
Changes in Scientific and Educational Contacts between Turkey and the Countries of Central Asia
Lala Velieva
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia [email protected]
Abstract.
Keywords: For citation:
The role of science and education in international relations is steadily growing. Scientific and educational ties are one of the most important tools of public diplomacy. Today, such contacts are already a commercial product with a growing number of educational institutions. Turkey's scientific and educational contacts with the countries of Central Asia have a thirty-year history. But this article will analyze some new aspects of this aspect of cooperation in detail relative to each country in the region.
science, education, scientific and educational relations, Turkey, Central Asia
Velieva, L. (2024). Changes in Scientific and Educational Contacts between Turkey and the countries of Central Asia. Vestnik of the Moscow State Linguistic University. Social sciences, 3 (856), 9-16. (In Russ.)
ВВЕДЕНИЕ
Роль науки и образования в международных и межгосударственных отношениях неуклонно растет. Это область в дисциплине международных отношений, которой следует уделятьповышенное внимание. Научно-образовательные связи являются одними из наиболее важных инструментов общественной дипломатии, используемых акторами международных отношений при осуществлении своих внешнеполитических задач. Помимо этого, сегодня такие контакты являются уже коммерческим продуктом с растущим числом учебных заведений. Многие страны придают данному аспекту сотрудничества большое значение, проводя институциональные и функциональные преобразования своей внутренней и внешней политики. В этом отношении Турецкая Республика не является исключением, давно уже имея всеобъемлющую и гибкую политику по продвижению турецких научно-образовательных стандартов по всему миру, в частности, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Научно-образовательные контакты Турции с странами Центральной Азии имеют тридцатилетнюю историю [КШдод1и, 2018]. В настоящей статье будут проанализированы некоторые новые факторы сотрудничества Турции со странами означенного ареала в сфере образования и науки.
Представляется целесообразным начать исследование с рассмотрения самой специфики, ключевых аспектов научно-образовательных контактов Турции с центральноазиатскими странами. Их можно условно рассмотреть детально по трем направлениям.
1. Образовательные программы. Общие образовательные программы взаимодействия между Турцией и странами Центральной Азиина-делены повышенной значимостью. Турция активно развивает образовательные программы для студентов из Центральной Азии, предлагая стипендии, обучение на английском и турецком языках в высших учебных заведениях по всем уровням получения образования. Ежегодно растет количество программ двойных дипломов. Расширяется сеть различных программ обмена студентами, преподавателями и исследователями. Не малую популярность в последние годы обрели турецкие программы краткосрочных и долгосрочных стажировок и курсов повышения квалификации для представителей стран центральноазиатского региона в различных областях, таких как медицина, инженерия, экономика, искусство и другие [КеШШ, 2020]. Особенно стоит подчеркнуть и значение турецкого языка и, соответственно, языковых программ и стажировок. Турция активно
поддерживает изучение турецкого языка в Центральной Азии.
2. Сотрудничество в научной сфере. Исследователи из Турции и стран Центральной Азии работают вместе над различными научными проектами в области гуманитарных, технических наук, медицины. В регионе функционируют совместные научно-исследовательские институты на базе высших учебных заведений.
3. Техническая поддержка. Турция оказывает техническую помощь в модернизации образовательных систем стран Центральной Азии. Она включает в себя разработку программ обучения, внедрение новых технологий в образовательный процесс и обучение педагогов. На примере каждой из стран региона ниже будут рассмотрены все эти области.
Всё вышеперечисленное реализуется через такие структуры, как Институт Юнуса Эмре, Международная тюркская академия, Управление по делам тюрок за рубежом и родственных сообществ (УТВ), Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (Т1КА), просветительский Фонд Маа-риф, Совет Турции по научно-техническим исследованиям (ТОВПЖ) и др.
После обзора научно-образовательных контактов Турции со странами Центральной Азии [Sharipov, 2020], представляется необходимым детально рассмотреть эту область сотрудничества в каждой из стран региона.
КАЗАХСТАН
По данным Совета по высшему образованию Турции (тур. Yйksek одгейт кигити, УОК), в 2024 году Турция вошла в десятку стран по количеству иностранных студентов в своих учебных заведениях. Данная цифра, по данным Совета, составляет 338,161 студентов со всего мира1. А первая десятка «стран-экспортеров» студентов выглядит следующим образом: Сирия, Азербайджан, Туркменистан, Иран, Ирак, Казахстан, Египет, Афганистан, Сомали и Йемен. Как видно из списка, Казахстан входит в топ стран, чья молодежь предпочитает Турцию в качестве страны для получения образования и повышения квалификации. Для сравнения, если ещё в 2019 году в вузах Турции проходили обучение 2900 студентов из Казахстана, то в 2023 году, по информации посольства Казахстана в Турции, 8219 казахстанцев обучались в вузах Турции2. Из них 190 человек обучались в рамках программ
1Hurriyet // Yabanci ögrencide ilk 10'dayiz URL: https://www.hurriyet.com. tr/yazarlar/nuran-cakmakci/yabanci-ogrencide-ilk-10dayiz-42425251
2Tengri news // Турецкие вузы планируют открыть филиалы в Казахстане URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/turetskie-vu-zyi-planiruyut -otkryit-filialyi-v-kazahstane-510063/
межвузовской мобильности. Данные показатели были обсуждены и высоко оценены и во время официального визита главы МИД Турции Хакана Фидана в Казахстан в конце сентября 2023 года. На сегодняшний день эта цифра стала еще больше, несмотря на экономический кризис в Турции. В текущем году в рамках квотной компании стипендиальной программы Тйг^уе Ьига1ап (Турецкие стипендии), которая ежегодно проходит в январе-феврале, молодежь из Казахстана продемонстрировала высокий интерес к обучению в турецких вузах, подав рекордное количество заявок на стипендиальную программу, реализуемую Управлением по делам турок за рубежом и родственных сообществ (УТВ) Турции. Так, в этом году количество поданных заявок из Казахстана через эту программу перевалило за 20 тыс. человек. Это рекорд для данной программы1.
Сегодня на повестке дня в диалоге между рассматриваемыми странами стоит вопрос также об открытии филиалов ведущих университетов Турции в Казахстане. Эта тема стала подниматься всё чаще. Так, в ходе вышеупомянутого визита главы МИД Турции в Казахстан осенью 2023 года и в рамках двусторонней встречи Посла Казахстана Еркебулана Сапиева с председателем Совета высшего образования Турции Эролом Озваром в феврале 2024 года были достигнуты предварительные договоренности по открытию филиалов ведущих университетов Турции в Казахстане. Стоит отметить, что сегодня в Турции функционирует филиал Казахского национального университета им. аль-Фараби (КНУ). А в казахском городе Туркестан вот уже 32 года работает Международный казахско-турецкий университет имени Ахмеда Ясави2. За время своего существования университет преобразился и на сегодняшний день он представляет собой широкопрофильный вуз, где обучение ведется на 10 факультетах на четырех языках: турецком, казахском, русском и английском. Вуз на равных финансируется турецкой и казахской стороной, но председатель попечительского совета назначается указом президента Турции. Сегодня университет представляет собой также современную площадку, на которой проводятся многочисленные совместные форумы, круглые столы, конгрессы и другие научно-просветительские мероприятия. На базе университета функционирует семь научно-исследовательских институтов, в том числе по тюркологии, куда
1Anadolu // Казахстанская молодежь проявила высокий интерес к образованию в Турции URL: https://www.aa.com.tr/ru/oбразование/ казахстанская-молодежь-продолжает-проявлять-интерес-к-образо-ванию-в-турции/2881980
2Университет Ахмеда Ясави URL: https://ayu.edu.kz/ru/
периодически приезжают ученые из Турции для обмена опыта с казахстанскими коллегами3. И в условиях сегодняшних реалий университет имеет важное идеологическое значение как духовно объединяющий тюркоязычный мир образовательный центр.
Сегодня между казахскими и турецкими вузами есть множество программ двойных дипломов, совместных магистерских программ. В качестве примера представляется интересным привести новую совместную магистерскую программу «Национальная история» между Стамбульским университетом и КНУ имени аль-Фараби4. Стороны совместно утверждают условия обмена магистрантами, учебный план, экзамены и оценки, требования к окончанию, выдаваемые дипломы, стоимость обучения и другие вопросы.
Говоря про новые турецко-казахские научно-образовательные контакты, необходимо упомянуть и про «Общество выпускников турецких ВУЗов», которое открылось в Астане в конце 2022 года при поддержке турецкого Управления по делам турок за рубежом и родственных сообществ (УТВ), директор которого Абдуллах Эрен лично присутствовал на церемонии открытия. Это стало еще одним значимым шагом двустороннего научно-образовательного взаимодействия между Казахстаном и Турцией, так как вместе с открытием Общества, был подписан ряд соглашений в данной области, в частности, соглашение о тесном взаимодействии между турецким УТВ и казахским Фондом Отандастар при МИД Казахстана, основным предметом деятельности которого является обеспечение поддержки зарубежных и прибывших в Республику Казахстан этнических казахов.
Новой ступенью в развитии турецко-казахских контактов в области науки и образования стало издание в 2020 году единого школьного учебника «Общая история тюрок». Учебник был сразу введен в учебные программы в Турции, Казахстане и Азербайджане. Спустя два года, в 2022 году, научный совет Международной тюркской академии утвердил школьные учебники и по таким предметам, как «География тюркского мира» и «Общая литература тюркских народов». В школах трех стран началось обучение по этим учебникам [Сви-стунова, 2023].
3Научно-исследовательский институт тюркологии // Университет Ахмеда Ясави URL: https://ayu.edu.kz/birimler/ru/5-turkoloji-arastirma -enstitusu
Istanbul Üniversitesi // istanbul Üniversitesi ve AI Farabi Kazakistan Devlet Üniversitesi arasinda egitim alaninda i§ birligi URL: https://www. istanbul.edu.tr/tr/haber/istanbul-universitesi-ve-al-farabi-kazakistan-devlet-universitesi-arasinda-egiti-7100580068004700740076005A00610 037004F0059003100
КИРГИЗИЯ
Научно-образовательные связи Турции с Киргизией развиты в некоторой степени глубже чем с Казахстаном. Связано это с большее низким экономическим уровнем Республики. Она больше нуждается в донорской помощи, в том числе и сфере науки и образования. Образовательная политика Турции в Киргизии осуществляется сегодня как с помощью государственных проектов( к ним относится создание в Бишкеке Университета «Манас»), так и коммерческих образовательных проектов, представленных сетью лицеев, школ и вуза.
Киргизия является единственной страной в Центральной Азии, на территории которой сегодня активно работает турецкий фонд «Ма-ариф». В 2020 году были достигнуты и подписаны соглашения между правительством Киргизии и представителями «Маариф» о создании в Бишкеке юридического лица и появлении отделения фонда1. И уже сентябре 2021 года в Бишкеке при участии главы МИД Киргизии Руслана Казакбае-ва и президента фонда «Маариф» Бирол Акгюна открылся образовательный комплекс «Маариф»2. Примечательно, что обучение в данном центре ведется согласно государственным образовательным стандартам Киргизии на кыргызском и русском языках. Так, на сегодняшний день в столице Республики активно функционирует полноценная школа, на базе которой имеется детский сад, подготовительная, начальная и средняя школы под предводительством фонда. То есть, как видно, Турция к вопросу о продвижении в сфере образования в Киргизии подходит достаточно системно и готова вкладываться финансово и дальше. В подтверждение можно привести недавние заявления Посла Республики в Анкаре (бывший глава МИДа Киргизии) Руслана Казакбаева о необходимости расширения сетей турецких учебных заведений и в других областях Киргизии, в частности, Баткен-ской, Джалалабадской и Ошской.
Кроме этого, сегодня в Киргизии все еще сильны позиции, связанной с движением Ф. Полена организации «Сапат», которая объединяет 14 киргизско-турецких лицеев, Международный университет «Ататюрк-Алатоо», Международную школу «Silk Road», а также Центр изучения языков и компьютерной грамотности.
1 Kirgizistan Maarif egitim kompleksi Cumhurba^kani yardimcisi Oktay tarafindan agildi // Türkiye Maarif Vakfi URL: https://turkiyemaarif.org/ news/kirgizistan-maarif-egitim-kompleksi-cumhurbaskani-yardimcisi-oktay-tarafindan-acildi
2Образовательный комплекс МААРИФ // Турецкий просветительский фонд Маариф URL: https://maarif.edu.kg/o-nas-2/
Активно развивается и межвузовское сотрудничество. Яркими примерами являются тесные контакты между Анкарским университетом, Бишкекским гуманитарным университетом и Ошским государственным университетом, а также между турецким Университетом Мармара и Национальным университетом им. Ж. Баласагына.Это крупнейшие вузы Турции и Киргизии.
На сегодняшний день, по данным УТВ, в вузах Турции по программе Турецких стипендий обучается в общей сложности 4 тыс. студентов из Киргизской Республики, в то время как еще в 2019 году это было 1937 человек3.
УЗБЕКИСТАН
Турецкие-узбекские отношения, в том числе, и в сфере науки и образования, не всегда развивались равномерно, чего нельзя сказать, например, об отношениях Казахстана и Киргизии. Но в последние годы они начали наращиваться и углубляться ускоренными темпами и сегодня достигли уже значительных показателей.Количество научно-просветительских и исследовательских мероприятий (круглые столы, семинары, форумы, конгрессы, визиты делегаций), посвященных двусторонним турецко-узбекским контактам в этой области, значительно. В качестве примера можно указать ежегодный уз-бекско-турецкий образовательный форум с участием гостей высокого уровня4. На повестке дня нередко стоят вопросы посвященные тюркологии, турецкому языку и литературе, узбекскому языку и литературе, регионоведению, истории народов Центральной Азии. Так, на втором узбекско-турец-ком образовательном форуме, который состоялся в ноябре 2023 года, было принято решение расширить круг обсуждаемых вопросов. Форум был организован в Самарканде под главенством председателя Республиканского совета высшего образования Республики Узбекистан Одиля Абдурахма-нова и руководителя Совета высшего образования Турецкой Республики Эрола Озвара.
Необходимо упомянуть еще одну немаловажную площадку, существующую в рамках узбек-ско-турецких научно-образовательных связей. Международный университет туризма и культурного наследия «Шелковый путь» в Самарканде
3Yurtdi§i Türkler ve Akraba Topluluklar Ba^kanligi (YTB), yüksekögrenimlerini
Türkiye'de tamamlayan Kirgizistanli mezunlari bulu^turdu // Türkiye mezu-
nlari URL: https://www.turkiyemezunlari.gov.tr/haberler/kirgizistan-da-turki-
ye-mezunlari-bulusmasi-gerceklestirildi-2023-12-29T16-26-55
4Второй Узбекско-турецкий образовательный форумURL: https://yuz.
uz/ru/news/mejdu-universitetami-navoiyskoy-oblasti-i-turtsii-podpisan-
memorandum-o-sotrudnichestve
принимает активное участие. Большинство мероприятий, проводимых в университете, становятся платформой для обсуждения идей и инициатив, направленных на дальнейшее углубление двусторонних отношений. Осенью 2021 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Международным Университетом Туризма «Шелковый путь» и Фондом Тюркской культуры и истории1. Сегодня Фонд предоставляет доступ к литературе. Развивается сотрудничество по обмену изданиями, проводятся совместные научно-исследовательские работы по изучению документов, обучающиеся мероприятия, стажировки и взаимные визиты по повышению квалификации и обмена опытом. Кроме того, достигнуты договоренности о пополнении Фондом библиотеки Международного Университета «Шелковый путь» специализированной печатной и электронной литературой с архивом свыше ста тысяч копий редких книжных изданий, периодических изданий из стран тюркского мира.
Контакты установлены и по линии межвузовского сотрудничества. Подписан меморандум о сотрудничестве между Высшим медресе Мир Араб в Узбекистане и такими турецкими учебными заведениями, как Университет Ибн Халдуна, Стамбульский Университет, Университет Саба-хаттина Займа, Университет Кастамону2. В 2019 году в рамках рабочей поездки в Турцию делегации Кокандского государственного педагогического института заключен меморандум о сотрудничестве с Университетом Карабюк. На более высоком уровне продолжается сотрудничество и между Академиями наук Узбекистана и академическими структурами Турции, двустороннее Соглашение о котором было подписано в мае 2022 года в Стамбуле3.
С 2021 года ведутся переговоры об открытии филиалов турецких вузов в Узбекистане. В частности, речь идет об открытии филиала Университета Бахчешехир в Узбекистане, а также учреждения Ферганской высшей школы туризма совместно с университетом имени Ходжи Байрама Вали.
Стоит принять во внимание и количество студентов из Узбекистана, обучающихся в высших учебных заведениях Турции. Если в 2019 году их было около 800, то на сегодняшний день эта цифра, по данным Совета высшего образования
■■Организации, связанные с ТЮРКСОЙ // TÜRKSOY URL: https://www. turksoy.org/ru-RU/chasto-zadavaemye-voprosy.
2Türkiye ile Özbekistan arasinda egitimde i§ birligi // TimeTürk haber URL: https://www.timeturk.com/ajans/turkiye-ile-ozbekistan-arasinda-egitim-de-is-birligi/ haber-908802.
3Узбекистан-Турция: на пути к расширению научного сотрудничества // Академия Наук Республики Узбекистан URL: https://academy. uz/ru/news/ozbekiston-turkiya-ilmiy-hamkorlikni-kengaytirish-yolida.
Турции, составляет около 25004. Проведенный анализ показывает: это меньше, чем в Казахстане и Киргизии, но тем не менее, это значительный показатель.
Сегодня турецко-узбекские контакты углубляются и области точных наук и инноваций. Здесь основным актором выступает Совет Турции по научно-техническим исследованиям (Т0В1ТАК), который вместе с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан в 2022 году провел международный конкурс совместных научных проектов «Узбекистан - Турция». Помимо этого, в рамках проекта Т0В|ТАК В^ЕМ Совет предоставляет молодым ученым из разных стран, в том числе из Узбекистана, стажировки.
ТУРКМЕНИСТАН
Анализируя турецко-туркменские научно-образовательные связи, стоит начать с того, что сегодня на территории Туркменистана, в Ашхабаде, успешно действует совместная туркмено-турецкая средняя школа, где обучение ведется на четырех языках: турецком, туркменском, английском и русском. По данным Министерства образования Турции, в школе обучаются 442 ученика и 34 учителя5. Школа периодически становиться местом встреч высокого уровня. Так, к примеру, школу посещала лично Эмине Эрдоган вместе с министром образования Турции Махмутом Озером. В ходе визита турецкой стороной школе были переданы в дар 5 тыс. книг.
Ежегодно Министерством образования Туркменистана публикуется «Список ведущих учебных заведений мира». Интересно, что количество турецких высших учебных заведений в нем неуклонно растет. Если в 2021 году в этом списке было 43 университета из Турции, то в 2022 их количество достигло 54. А в 2023-2024 учебном году количество турецких вузов с действующими в Туркменистане дипломами еще больше увеличилось, достигнув 616. Растет и число студентов, обучающихся в Турции как через программу «Турецких стипендий», так и за счет собственных средств. По последним данным УТВ, на сегодняшний день
4Узбекистан - Турция: масштабное сотрудничество в сфере образования // Национальное информационное агентство Узбекистна. URL: https://uza.uz/ru/posts/uzbekistan-turciya-masshtabnoe-sotrudnichest-vo-v-sfere-obrazovaniya_340237.
5T.C. Milli Egitim Bakanligi // Emine Erdogan ve Bakan Özer, A^kabat'ta Türkmen-Türk okulunu ziyaret etti URL: https://baae.meb.gov.tr/emine-erdogan-ve-bakan-ozer-askabatta-turkmen-turk-okulunu-ziyaret-etti/ haber/24699/tr.
6Türkmenistan'in onayladigi Türk üniversiteleri // Информационное Аген-ство Atavatan-Turkmenistan URL: https://www.atavatan-turkmenistan. com/tr/turkmenistanin-onayladigi-turk-universiteleri2022/K)
в Турции обучается более 12 тыс. туркменских студентов1. Как видим, их больше, нежели студентов из других центрально-азиатских стран.
ТАДЖИКИСТАН
В случае с Таджикистаном ситуация обстоит иначе в силу того, что страна не входит в тюркскую языковую группу. Так, здесь во взаимодействии с Турцией образовательные контакты не имеют такого масштаба как в других странах Центральной Азии. Однако хорошо налажены и выстроены контакты по линии сотрудничества в научной сфере и в области технической поддержки. И особую роль в этом плане играет Т1КА [Колесникова, 2019]. Работая со всеми слоями населения, Агентство реализовало свыше сотни проектов в Таджикистане, от организации медицинских центров до строительства школ и расширения прав и возможностей женщин, инвалидов. В настоящее время основными приоритетными направлениями, на которых фокусируется внимание Агентства, являются развитие человеческих ресурсов, улучшение инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения и сельского хозяйства2.
Т1КА оборудовало теплицу Таджикскому аграрному университету для проведения научных исследований в области сельского хозяйства. По линии агентства на территории Таджикского аграрного университета на участке площадью в 450 квадратных метров была установлена современная учебная теплица в целях поддержки сельскохозяйственного сектора страны. Кроме того, в Таджикистан периодически приезжают специалисты, которые в рамках курсов проводят мастер-классы, обучение о выращивании растений в тепличных условиях.
Одним из последних значимых проектов, реализованных Т1КА, является компьютерный класс для несовершеннолетних в исправительной колонии в Душанбе в 2023 году3. Проект реализован в рамках программы обучения программистов в Таджикистане, которая осуществляется с 2021 года в рамках сотрудничества Турецкого Агентства по Сотрудничеству и Координации с компаниями «Алиф Академия» и «Илмхона». Примечательно, что на церемонии открытия присутствовали заместитель министра юстиции Таджикистана
1 Uluslararasi ögrenciler // Yurtdi^i türkler ve akraba topliluklar ba^kanligi (YTB) URL: https://ytb.gov.tr/daireler/uluslararasi-ogrenciler.
22019-2023 Yili Faaliyet Raporu // Türk i^birligi ve Koordinasyon Ajansi (TiKA) URL: https://www.ktb.gov.tr/Eklenti/98901/tikastratejikplanpdf. pdf?0.
32019-2023 Yili Faaliyet Raporu // Türk i^birligi ve Koordinasyon Ajansi
(TiKA) URL: https://www.ktb.gov.tr/Eklenti/98901,tikastratejikplanpdf.pdf?0.
Мансурджона Умарова, Чрезвычайный и Полномочный посол Турции в Таджикистане Умут Аджар и вице-президента Т1КА Умит Наджи Йорулмаз. Проект нацелен на укрепление инфраструктуры детской колонии и предоставление возможности получения знаний и навыков в сфере компьютерных технологий во время отбывания наказания. Помимо этого, планируется проведение курсов для несовершеннолетних в течение 9 месяцев по компьютерной грамотности, программированию, графическому дизайну и бухгалтерскому учету.
По линии университетов Т1КА сотрудничает и с Таджикским государственным университетом. Агентство оказывает техническую поддержку университету, отремонтировав здания Университета4. Другим примером может послужить и то, что организация в сотрудничестве с Таджикским сельскохозяйственным университетом им. Шириншох Шохтемура создает фруктовый сад на территории учебно-научно-исследовательской фермы в Гиса-ре, принадлежащей университету, который будет использоваться в обучении студентов5. Это, безусловно, оказывает большую поддержку прикладного образования таджикских студентов и вносит вклад в образовательные и научные исследования университета и в развитие сельскохозяйственной отрасли Республики Таджикистан.
Как показывает проведенный анализ, деятельность организации в Таджикистане носит более прикладной характер. По сути, это и есть то, в чем нуждается сегодня страна. Это новые учебные центры, техническая помощь учебным заведениям, различные курсы по повышению квалификации и тому подобное. Например, курсы по сапожному делу, кулинарии, в области текстильной промышленности.
Рассматривая турецко-таджикские научно-образовательные связи, стоит упомянуть и то, что напрашиваются контакты и в сфере военного образования. Между министерствами внутренних дел вышеупомянутых стран есть соглашение, согласно которому Турция ежегодно принимает абитуриентов на учебные курсы в Академию жандармерии и охраны побережья Турции. Основная цель этой образовательной программы заключается в подготовке кадров в сфере охраны и управления безопасностью по уровням среднего профессионального образования сроком 3 года(1 год
Сотрудничество между Таджикским Государственным Универсти-том и Турецким Агентством по Сотрудничеству и Координации «TiKA» в Таджикистане // Таджикский национальный университет URL: https://tnu.tj/index.php/ru/sotrudnichestvo-mezhdu-tadzhikskim-gos/. 5Программы садоводства TiKA в Таджикистане // Сеть водохозяйственный организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии URL: http://www.eecca-water.net/content/ view/28326/51/lang.ru/.
подготовки и 2 года обучения) и бакалавриата сроком 5 лет (1 год подготовки и изучения турецкого языка и 4 года бакалавра) для Министерства внутренних дел Республики Таджикистан1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав некоторые новые моменты научно-образовательных контактов Турции со странами Центральной Азии, представляется логичным сделать следующие выводы.
Из приведенной статистики видно, что есть тенденции к увеличению, расширению сотрудничества в данной области. Это и ежегодное увеличение количества квот для студентов из стран региона на обучение в Турции, и расширение сетей контактов по линии межвузовского сотрудничества, постоянные контакты на высшем уровне по обсуждению вопросов о науки и образования.
■■Объявление об обучении в Турецкой Республике // Официальный сайт МВД Республики Таджикистан URL: https://www.vkd.tj/index. php/ru/sobytiya/36457-e-lon-baroi-ta-sil-ba-um-urii-turkiya-2.
Новым фактором научно-образовательной деятельности в вышеозначенном географическом ареале является и налажинвание турецко-узбекских отношений. Как показывает количество и масштаб реализуемых совместных проектов, процесс выстраивания новых научно-образовательных связей пошел ускоренными темпами, несмотря на то, что в отличие от Казахстана и Киргизии, в узбекско-турецкие отношения долгие годы не были быстроразвивающимися.
В случае с Киргизией достаточно новым и интересным моментом можно считать то, что проекты и программы, продвигаемые и поддерживаемые официальной турецкой властью, в сфере науки и образования в Киргизии начали реализо-вываться не вместо, а вместе, то есть параллельно с так называемыми гюленовскими образовательными учреждениями и программами. Так, в остальных республиках рассматриваемого региона, данные заведения были ликвидированы.
В целом, наблюдается активизация гуманитарного сотрудничества Турции со странами Центральной Азии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. KiLigogLu G., Yilmaz A. Türkiye'nin Orta Asya'daki yumujak gücü ve kamu diplomasisi uygulamalarinin analizi // Türk dünyasi arajtirmalari. 2018. № 139. P. 154-169.
2. Kelkitli F. The Role of International Educational Exchange in Turkish Foreign Policy as a Reconstructed Soft Power Tool // All Azimuth. 2020. № 1. P. 41-58
3. Sharipov A. The role of Turkish soft power diplomacy in the current development of Central Asia // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020. № 17(7). P. 7730-7736.
4. Свистунова И. Турецко-казахстанские отношения на современном этапе // Россия и новые государства Евразии. 2023. № III (LX). С. 45-54.
5. Колесникова М. А. TIKA как основной инструмент турецкой «мягкой силы» в Африке // Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. С. 220-224.
REFERENCES
1. Kiligoglu, G., Yilmaz, A. (2018). Türkiye'nin Orta Asya'daki yumujak gücü ve kamu diplomasisi uygulamalarinin analizi = Analysis of the "Soft power" and indicators of public diplomacy of Turkey in Central Asia. Türk dünyasi arajtirmalari, 139, 154-169 Kelkitli, F. (2020) The Role of International Educational Exchange in Turkish Foreign Policy as a Reconstructed Soft Power Tool. All Azimuth, 1, 41-58.
2. Sharipov, A. (2020) The role of Turkish soft power diplomacy in the current development of Central Asia. Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(7), 7730-7736.
3. Svistunova, I. (2023).Turecko-kazakhskie otnosheniya na sovremennom ehtape =Turkish-Kazakh relations at the present stage. Russia and the new states of Eurasia, 3 (60), 45-54. (In Russ.)
3. Kolesnikova, M. A. (2019). TIKA kak osnovnoj instrument tureckoj «mjagkoj sily» v Afrike = TIKA as the main tool of Turkish "soft power" in Africa. Sovremennaja Rossija v mirovom politicheskom processe: global'noe i regional'noe izmerenie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (pp. 220-224). Moscow: FGBOU VO MGLU. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Велиева Лала
аспирант кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Velieva Lala
Postgraduate Student
Department of International Humanitarian Relations School of International Relations St. Petersburg State University
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
07.05.2024 05.06.2024 10.06.2024
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication