DOI: 10.19181/popuLation.2023.26.3.6 EDN:GYDUBM
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ ЗА 2010-2021 ГОДЫ
Ван Ш. , Цзя С. , шищук С. п.
'МГУ имени М. В. Ломоносова (119234, Россия, Москва, Ленинские горы, 1) 2ИДИ ФНИСЦ РАН (119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1)
*E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Ван Ш., Цзя С., Мищук С. Н. Изменения в демографической политике Китая за 2010-2021 годы //
Народонаселение.- 2023.- Т. 26.- № 3.- С. 66-76. Э01: 10.19Ш/рори1айоп.2023.26.3.6; EDN:
суэивм
ТЯЯШ Для демографической ситуации Китая в конце XX — начале XXI вв. характерны трансформационные процессы, затрагивающие как общую динамику численности населения, так и изменения возрастной, гендерной, образовательной структур. Меры демографической политики Китая в начале XXI в. значительно эволюционировали. Основная задача данного исследования — выявление основных направлений демографической политики в части поддержки рождаемости на современном этапе. В статье представлены результаты анализа основных демографических показателей, предложена типология факторов современной демографической ситуации, включающая исторические, идеологические и материальные предпосылки. Во второй части работы проведён анализ мероприятий, направленных на поддержку рождаемости на уровне страны в целом и отдельных провинций. Основу анализа составляют нормативно-правовые документы, регулирующие политику рождаемости в Китае в период с 2010 по 2021 гг., а также официальные данные Национального бюро статистики Китая. Показано, что за последнее десятилетие в Китае планирование семьи и ограничение рождаемости сменилось на активную политику стимулирования увеличения числа детей в семьях. Финансовые инструменты играют важную роль в формировании основных направлений поддержки рождаемости. Кроме того, большое внимание со стороны государства уделяется вопросу расширения инфраструктуры присмотра за детьми, воспитательных и образовательных учреждений, создания льготных условий в сфере занятости для женщин с детьми.
демографические изменения, демографическая политика, показатели, рождаемость, Китай.
© Ван Ш., Цзя С., Мищук С. Н., 2023.
Введение
Политика в области народонаселения всегда была острой проблемой в Китае. Задачи и ожидаемые результаты политики планирования семьи привлекали большое внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов, общественности. Для Китайской Народной Республики (КНР) регулирование рождаемости привело к современным демографическим проблемам, связанным с низким естественным приростом населения, ускоренным процессом старения населения. Демографический кризис стал одним из основных кризисов в современном Китае, что привело к принятию изменений в сфере регулирования рождаемости. Начиная с 2015 г. в КНР реализуется политика в области народонаселения, направленная на выход из этого кризиса [1].
В августе 2022 г. Национальная комиссия здравоохранения КНР1 впервые отметила, что население Китая вошло в стадию отрицательного роста, а старение и снижение рождаемости станут нормой. В ближайшие 20-30 лет численность китайской молодёжи будет сокращаться ускоренными темпами. Проблема сокращения молодёжи, которая является основой экономического развития Китая, является острой и требует принятия соответствующих мер [2].
Китайское правительство в последние годы провело два заседания, чтобы принять рекомендации об оптимизации политики рождаемости и содействии долгосрочному сбалансированному развитию населения. В октябре 2015 г. на Пятом пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) восемнадцатого созыва утверждено решение об улучшении стратегии развития населения и полной либерализации политики двух детей. В мае 2021 г. состоялось заседание Политбюро ЦК КПК, на котором было объявлено о реализации политики трёх детей.
1 Новая глава работы с народонаселением в новую эру (на китайском языке).- URL: http://www.qstheory.cn/dukan/ qs/2022-08/01/c_1128878530.htm (дата обращения: 22.12.2022).
В этой статье анализируется демографическая политика Китая и её изменения с учётом демографический ситуации в стране, результатов опросов молодёжи об отношении к браку и рождению детей. Основу работу составляют данные официальных нормативно-правовых документов КНР, регулирующих вопросы рождаемости, официальные статистические данные, результаты социологических опросов молодёжи Китая.
Результаты исследования
Реализация политики одного ребёнка привела к значительному снижению рождаемости в Китае, что вызвало необходимость принятия мер по улучшению демографической ситуации в стране. В 2011 г. китайское правительство либерализовало политику, позволяющую семейной паре, один из членов которой являлся единственным ребёнком у своих родителей, рождение второго ребёнка. Однако, принятые меры не принесли ожидаемых результатов. К 2021 г. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в Китае составил 1,15, что ниже уровня простого воспроизводства населения в 2,1 и ниже международной «предупреждающей черты» в 1,5. Концепция «ловушки низкой рождаемости» была предложена австрийским учёным В. Лутцем в 2005 г.: при достижении в стране значения СКР ниже 1,5 тенденция снижения рождаемости становится практически необратимой [3]. Китай попал в «ловушку низкой рождаемости».
За период 2000-2021 гг. численность населения Китая увеличилась на 10,3%. При этом основные демографические показатели, за исключением доли населения в возрасте 65 лет и старше, к 2021 г. были ниже значений 2000 г. (табл. 1). В 2010 г. общая численность населения страны составляла 1340,9 млн человек, число новорождённых — 15,9 млн человек, соотношение полов новорождённых — 118 мальчиков на 100 девочек, что показывает дисбаланс соотношения полов. Доля населения в возрасте 0-14 лет составила 16,6%, что
на 6,3 процентных пунктов (п.п.) меньше, чем в 2000 г., а доля населения старше 65 лет увеличилась на 1,9 п.п. за 10 лет. Кроме того, есть ещё один факт, не внушающий оптимизма: число новорождённых в 2021 г. составило 10,6 млн человек, что стало новым минимумом с момента образования КНР, а уровень рождаемости достиг самого низкого уровня с момента
Среди факторов снижения рождаемости в Китае на современном этапе можно выделить исторические, материальные и идеологические.
1. Исторические факторы. В 1980 г. китайское правительство начало проводить политику планирования семьи, целью которой было рождение одного ребёнка в одной семье. Фактически, этот «призыв» являлся обязательным и реализовывал-ся вплоть до 2011 г., когда результаты такого планирования рождаемости привели к нехватке молодёжи и быстрому старению населения страны.
2. Материальные факторы. В настоящее время для молодых людей в Китае характерна низкая готовность вступать в брак и иметь детей. С одной стороны, их останавливают традиционно высокие затраты
начала учёта. В 2021 г. население увеличилось всего на 480 тыс. человек. По результатам 2022 г. подтвердились расчёты о переходе Китая в фазу отрицательного естественного прироста, представленные в «Докладе о прогнозе численности населения Китая» на 2021-2100 гг., опубликованном Yuwa Population [4].
Таблица 1 Table 1
при создании семьи (принято дарить дорогие подарки невесте, считается обязательным наличие у жениха квартиры и автомобиля, что вынуждает брать кредиты на много лет). С другой стороны, высокие расходы при рождении детей, на их воспитание и образование, медицинские расходы не стимулируют молодёжь к созданию семей и рождению детей. Согласно исследованиям о связи жилищных условий и числа детей [5], в семьях, проживающих в двух-трёхкомнатных квартирах, вероятность иметь несколько детей выше на 24%, чем в семьях, проживающих в однокомнатной квартире. Также при увеличении стоимости квартиры по отношению к доходу домохозяйства на 1%, вероятность рождения последующих детей снизится на 16,8%. Кроме финансовых рисков, вы-
Население Китая в 2000-2021 годах
China's population in 2000-2021
Год Численность населения на конец года (млн человек) Количество новорождённых (млн человек) Общий коэффициент рождаемости (%о) СКР Естественный прирост населения (%о) Доля населения младше 15 лет (%) Доля населения старше 65 лет(%)
2000 1267,43 17,65 14,03 1,2 7,6 22.89 6,96
2010 1340,91 15,88 11,9 1,6 4,8 16,60 8,87
2015 1383,26 16,55 11,99 1,4 4,9 16,50 10,50
2016 1392,32 17,86 13,57 1,7 6,5 16,70 10,80
2017 1400,11 17,23 12.64 1,6 5,6 16,80 11,40
2018 1405,41 15,23 10,86 1,5 3,8 16,90 11,90
2019 1410,08 14,65 10,41 1,5 3,3 16,79 12,60
2020 1412,12 12,00 8,52 1,3 1,5 17,90 13,50
2021 1412,60 10,62 7,52 1,2 0,3 17,50 14,20
Источник: Уровень рождаемости, смертность, естественный прирост населения в Китае // Национальное статистическое управление. 2021. — URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery. htm?cn=C01 (дата обращения: 12.12.2022).
деляют опасения женщин смертности во время родов, профессиональных рисках.
Согласно «Отчёту о расходах на роды в Китае за 2022 год» [6], средняя стоимость за весь период воспитания детей в возрасте 0-17 лет в малообеспеченных семьях (20% населения Китая) составляет 116 тыс. юаней. В группе со средним доходом (60% населения) стоимость воспитания ребёнка до 17 лет составляет 395 тыс. юаней. В семьях с высоким доходом (20% населения) затраты достигают 1208 тыс. юаней. Государство в рамках политики в области рождаемости обеспечивает получение пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребёнком. Пособие по беременности и родам составляет от 20 до 30 тыс. юаней. Пособие по уходу за ребёнком составляет 1 тыс. юаней в месяц в период от рождения ребёнка до достижения им 3 лет. В итоге общая сумма пособий со стороны государства может достигать 5666 тыс. юаней. Таким образом, государственная финансовая поддержка обеспечивает лишь минимальной суммы расходов на воспитание ребёнка, из которых, 1 тыс. юаней в месяц может хватить только на ежемесячное получение сухого молока.
3. Идеологические факторы. В работе [7] представлены результаты социологического обследования населения Китая о влиянии изменения образовательных
и культурных факторов на индивидуальные намерения в отношении рождаемости в 2010-е годы. Анализ влияния уровня образования на планирование рождения детей показал, что при повышении образовательного уровня человека на одну ступень, годы обучения будут увеличиваться в среднем на три года, а количество желаемых детей будет уменьшаться в среднем на 0,07. Кроме того, в результате исследования показано, что в период с 2010 по 2018 гг. процентное распределение ответов о желаемом количестве детей в целом не изменилось. Однако важно отметить увеличение в два раза количества ответов о нежелании рождения детей (рис. 1).
В указанном исследовании для оценки изменения семейной культуры в Китае сравнивались ответы на вопрос «Согласны ли вы со следующим утверждением: мужчины ставят на первое место свою карьеру, женщины — свою семью?». За рассматриваемый период на 14,6 п.п. снизилась доля респондентов с ответами «полностью согласен» и на 10 п.п. — «скорее согласен». В то же время увеличилась доля респондентов, не согласных с данным утверждением (рис. 2). Полученные результаты отражают изменения в оценке респондентов роли мужчины и женщины в обществе и семье, переход от традиционных принципов к более либеральным.
Ё 100
<5
g 90
& 80 70 60 50 40 30 20 10 0
5,78
2^37] -if"7
62,66
27,38
1,81
2010 г.
5,68
65,67
5,91
2,24 JT53
24,98
1,55
69,49
20,58
1,78
2013 г. 2015 г.
= 0 Hi н 2 =3 Я4
65,88
22,94
11111IJJJ:
2,46
2017 г.
64,37
22,3
3,86
2018 г.
Рис. 1. Распределение семей по числу желаемых детей, %
Fig. 1. Change in the number of children that respondents would like to have, % Источник: [7].
и 100
и
180 60
40
20
0
24,26
'I I I I 11 I I I
40,12
8,84
¡11 6,9
2010 r.
12,86
43,75
13,7
ш
2013 r.
12,65
40,84
Щ
\j:v:\j ï'!-": Tv
7,57 2015 r.
11,88
33,41
14,01 2017 r.
а скорее не согласен
□ полностью не согласен
□ безразлично согласен или не согласен в скорее согласен я: полностью согласен
9,64
30,84
12,24
14,02 2018 г,
Рис. 2. Изменение представления респондентов о семейной культуре, %
Fig. 2. Change in respondents' perception of family culture, %
Источник: [7].
В июле 2021 г. Китайский молодёжный исследовательский центр провёл исследование отношения к рождаемости в 11 провинциях Китая. С использованием метода анкетного опроса было опрошено 7150 респондентов. Результаты опроса подтверждают вывод о трансформации взглядов на роль и место женщины в обществе, выражающихся в согласии большинства респондентов с мнением о том, что рождение ребёнка не является обязанностью для женщины (рис. 3) [8]. Отметим, что около 75% респондентов в указанном опросе были женщины.
Изменения в демографической политике Китая в начале XXI века
Происходящие изменения демографических показателей вызвали необходимость принятия новых мер демографической политики. В ответ на демографический кризис, возникший в начале XXI в., в Китае были внесены изменения в демографическую политику в 2015 и 2021 годах. Более существенным корректировкам демографической политики в 2015 г. предшествовали изменения в 2013 году. Если ранее рождение второго ребёнка разрешалось се-
-
я
о -
=
100 80 60 40 20 0
81,1
Не согласен, что
«Женщина должна родить ребенка»
71,9
Согласен, что
«Женщины имеют право не иметь детей»
21,7
Не согласен, что «Женщина, которая не рожает детей, несовершенна»
12,9
Согласен, что «Женщины могут жить для себя и не иметь детей»
Г-1
Женщина сталкивается с проблемами, когда у нее есть ребенок
Рис. 3. Результаты ответов на вопросы о женщинах и рождении детей
Fig. 3. Results of the survey on attitudes to women and birth of children
Источник: [8].
—•— Количество новорожденных (млн.) —■—Общий прирост населения (млн.)
▲ Общий коэффициент рождаемости (%о) —X—Естественный прирост населения (%о)
Рис. 4. Изменения после принятия политики двух детей в Китае
Fig. 4. Changes after the introduction of the two-child policy in China Источник: Национальное бюро статистики Китая. — URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery. htm?cn=C01 (дата обращения: 25.12.2022).
мье, где оба родителя были единственными детьми у родителей, то в 2013 г. было введено положение о том, что единственным ребёнком в семье может быть один из пары. Однако, предложенная мера не оказала ожидаемого положительного эффекта и не привела к росту рождаемости. В результате в 2015 г. в Китае рождение второго ребёнка было разрешено для всех семейных пар. В октябре 2015 г. на Пятом пленарном заседании ЦК КПК 18-го созыва было указано на необходимость сохранения основной национальной политики планирования семьи, реализации мероприятий по борьбе со старением населения и широкомасштабном осуществлении политики «двух детей». Новые правила реализации политики «двух детей» имели положительный эффект лишь в 2016 году. В последующие годы происходит снижение рождаемости, общего и естественного прироста населения (рис. 4). Отсутствие положительных демографических изменений объяснялось продолжающимся ростом доли пожилых иждивенцев и доли детей-иждивенцев. Кроме того, рождение
двух детей подразумевает возрастающие финансовые траты по уходу и воспитанию, что негативно влияет на планирование и рождение ребёнка2.
Сохраняющиеся негативные тенденции демографических показателей после 2015 г. вызвали необходимость внесения новых положений в политику рождаемости. 31 мая 2021 г. Политбюро ЦК КПК провело заседание по рассмотрению «Решения об оптимизации политики рождаемости для содействия долгосрочному сбалансированному развитию населения»3 и указало, что в целях дальнейшей оптимизации политики рождаемости, государство будет поддерживать идею рождения трёх детей в китайских семьях. Обозначим основные положения новой политики.
2 Чжан Х. Последствия политики в отношении детей для семьи // Китайская новостная сеть- 2020 (на китайском языке).- URL: https://wenku.baidu.com/view/2eb7b 1c2866a561252d380eb6294dd88d0d23dea?fr=sogou&_ wkts_=1670828588801 (дата обращения: 10.01.2023).
3 Политбюро ЦК КПК провело заседание под председа-
тельством Си Цзиньпина (на китайском языке).- URL: http:// www.qstheory.cn/yaowen/2021-05/31/c_1127513287.htm (дата обращения: 10.01.2023).
1. Китай — страна с большим населением, и осуществление планирования семьи — основа национальной политики.
2. Страна поддерживает вступление в брак и деторождение в нужном возрасте (женщины от 25 до 29 лет), надеясь, что в каждой семье будут здоровые дети и каждый родившийся ребёнок получит хорошее образование. У пары может быть трое детей.
3. Национальное правительство поддерживает местные провинции и муниципалитеты в установлении отпуска по уходу за ребёнком.
В целом политика Китая в области рождаемости характеризуется различиями как между городскими и сельскими территориями, так и на уровне отдельных провинций. Основные различия связаны, в частности, с пособиями по беременности и родам и социальным обеспечением, что обусловлено различиями в экономических условиях и демографической структуре регионов. Например, в Пекине в дополнение к государственному отпуску по беременности и родам был увеличен отпуск на 30 дней для матерей, отцам—на 15 дней. В Чжэцзяне был продлён отпуск по беременности и родам, в результате чего первоначальный отпуск продолжительностью 128 дней был заменён на отпуск по уходу за ребёнком продолжительностью 158 дней, а отпуск по уходу за двумя и тремя детьми — 188 дней. В провинции Хубэй отпуск по беременности и родам для женщин был продлён на 60 дней, для мужчин—на 15 дней. Родители ребёнка в возрасте до 3 лет имеют право на общий отпуск по уходу за ребёнком продолжительностью 10 дней в год. Пособие по беременности и родам выплачивается в виде заработной платы матери, а не в виде средней заработной платы, установленной государством4.
4. Государство гарантирует законные права и интересы женщин в сфере занятости, оказывает услуги по трудоустройству женщин, на занятость которых повлияло рождение ребёнка.
4 Список 10 самых популярных новостей 2021 года (на китайском языке).- URL: https://www.sohu. com/a/514993536_121123796 (дата обращения: 12.01.2023).
5. Государство принимает финансовые, налоговые, страховые, образовательные, жилищные, трудовые и другие меры поддержки, чтобы уменьшить расходы семьи по рождению, воспитанию и образованию детей.
6. Государство поощряет и направляет общественные силы на создание учреждений по уходу за детьми, поддерживает детские сады, государственные учреждения, предприятия, учреждения и общины в предоставлении услуг по уходу за детьми5.
Основные направления реализации политики поддержки рождаемости в Китае в 2010 г., 2015 г. и в 2021 г. отличаются целью (ограничение/регулирование или стимулирование рождаемости), а также мерами по планированию семьи. На основе анализа Закона Китая о планировании семьи в 2010 г., 2015 г. и 2021 г. изменения мер по планированию рождений представлены в табл. 2.
Обращает внимание введение в 2021 г. дополнительных мер поддержки рождаемости со стороны государства и муниципальных органов власти в части оказания помощи по уходу, содержанию, медицинскому обслуживанию детей. Подробный перечень рекомендаций по повышению рождаемости представлен в отдельном документе, разработанном Департаментом мониторинга населения и развития семьи и утверждённом в июле 2022 года6.
Согласно докладу о народонаселении Китая за 2020 г., в связи с проводимой ранее политикой планирования семьи, страна сталкивается со структурными кризисами, такими, как старение населения и снижение рождаемости. По данным ООН, в 2020 г. доля населения Китая
5 Ся Хунчжэнь. Закон КНР о народонаселении и планировании семьи // Китайская народная сеть- 2021 (на китайском языке).- URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/ 202109/9ab0af08773c465aa91d95648df2a98a.shtml (дата обращения: 25.12.2022).
6 Отдел демографического мониторинга и развития семьи. Руководящие указания по дальнейшему совершенствованию и осуществлению мер поддержки активной рождаемости (на китайском языке).-URL: http://www.nhc. gov.cn/rkjcyjtfzs/s7785/202208/9247dd64744c42df9522c4f a2cb78e42.shtml (дата обращения: 12.12.2022).
Таблица 2
Основные направления политики рождаемости в Китае в 2010-2021 годах
Table 2
The main directions of the birth control policy in China from 2010 to 2021
Основные направления политики 2010 год 2015 год 2021 год
Цель Регулирование рождаемости. Рождение в одной семье только одного ребёнка. Стимулирование рождаемости. Рождение в одной семье двух детей. Стимулирование рождаемости. Рождение в одной семье трёх детей.
Планирование семьи 1. Использование противозачаточных средств. 2. В случае позднего вступления в брак или рождения ребёнка оба супруга получают дополнительный отпуск по беременности и родам и другие пособия. 3. Женщинам проводят операции по предотвращению беременности, дополнительный отпуск, льготы от местных властей. 4. Супруги, которые не выполняют требования политики планирования семьи, при рождении более одного ребёнка должны вносить дополнительные взносы на социальное обеспечение. 5. Супружеской паре, члены которой добровольно рожают всего одного ребёнка в течение всей жизни, получают «почётное свидетельство о рождении одного ребёнка», которое предоставляет им дополнительные льготы. 1. Использование противозачаточных средств. 2. Супружеские пары, которые имеют детей в соответствии с законом, могут получить дополнительные льготы, такие как отпуск по беременности и родам. 3-4. Реализуются такие же меры планирования семьи, как и в рамках политики 2010 года. 1. Не реализуются мероприятия по управлению рождаемостью, в том числе через информацию о необходимости применения противозачаточных средств. 2. Супружеские пары, которые имеют детей в соответствии с законом, могут получить дополнительные льготы,такие как отпуск по беременности и родам. Государство оказывает местным властям поддержку в организации отпуска по уходу за ребёнком. 3. Государство гарантирует законные права и интересы женщинам. Дополнительно оказываются услуги по трудоустройству беременных женщин или женщин с детьми. 4. Государство предоставляет финансовые, налоговые, страховые, образовательные, жилищные, трудовые и другие льготы семьям,, чтобы облегчить бремя, связанное с рождением детей, их воспитанием и образованием. 5. На уровне округов и провинций расширяются меры поддержки по уходу за младенцами и детьми младшего возраста, обеспечения вакцинации младенцев и так далее.
Источник: составлено авторами на основе: Закон Китая о планировании семьи 2010 года.— URL: https://ishare.iask.sina.com.cn/f/12071645.html?utm_source=sgsc; Закон Китая о планировании семьи 2015 года. — URL: https://wenku.baidu.com/view/7e951fa7c950ad02de80d4d8d15abe234 92f0370.html?fr=sogou&_wkts_= 1670158021346; Закон Китая о планировании семьи 2020 года.— URL: https://mp.weixin.qq.c0m/s?src=11×tamp=1670158043&ver=4206&signature=*B0W3UCV mwE1Wi43ASqrk47pmiN32-BxFpcgwoxr6ZsdqKMnIN2VUNCet10E-RoHSGAeIIpIgjXRu10IqBuI*2y0e-97rEkGY7ZEvfeUzvm C3lPEbZTE9S1tAW2-lRu5A&new=1 (дата обращения: 12.12.2022).
в возрасте старше 65 лет составила 13,5%. По прогнозу ООН, к 2035 г. население страны старше 60 лет будет составлять более 30%. Стимулирование рождаемости рассматривается как одно из мероприятий по борьбе со старением населения Китая. В связи с сохраняющимся сокращением рождаемости и повышением доли лиц старших возрастов, в мае 2021 г. в Китае приняли следующие новые инструменты поддержки рождаемости, направленные на рождение в семьях трёх детей.
1. Совершенствование гарантий предоставления отпуска по беременности и родам и включение в сферу охвата медицинского страхования большего числа вопросов, касающихся материнства.
2. Предоставление многодетным семьям более широких кредитных линий при покупке жилья и приоритетное получение государственного арендного жилья многодетными семьями при его наличии.
3. Облегчение работы для многодетных работников, например, досрочное пре-
кращение работы или работа из дома, когда это необходимо. Правительство также ввело «мамин пост», гибкое рабочее место для достижения баланса между работниками и предприятиями7.
4. На региональном уровне предоставляются отдельные меры. Например, в провинции Хэбэй увеличили жилищный кредит для семей с несколькими детьми. Так, семьи с двумя детьми могут взять кредит на 100 тыс. юаней больше, семьи с тремя детьми могут взять кредит на 200 тыс. юаней больше. В провинции Хунань на каждого рождённого ребёнка выплачивается дополнительно 10 тыс. юаней. В провинции Цзянсу сотрудники с двумя детьми будут освобождены от уплаты страховых взносов на 50%, а работники с тремя детьми — на 80%8.
7 Политбюро ЦК КПК провело заседание под председательством Си Цзиньпина (на китайском языке).- URL: http:// www.qstheory.cn/yaowen/2021-05/31/c_1127513287.htm (дата обращения: 10.01.2023).
8 Список 10 самых популярных новостей 2021 года (на китайском языке).- URL: https://www.sohu. com/a/514993536_121123796 (дата обращения: 12.01.2023).
Заключение
Политика рождаемости в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 вв. претерпела большие изменения. Планирование семьи и ограничение рождаемости в течение 30 лет сменилось политикой поддержки рождаемости. Изменения связаны с расширением направлений поддержки рождаемости через прямую финансовую помощь, а также посредством создания более благоприятных условий занятости женщин с детьми, расширения инфраструктуры присмотра за детьми, воспитательных и образовательных учреждений.
Новые формы поддержки направлены на преодоление материальных причин сокращения рождаемости. Однако важным негативным условием необходимо признать так называемые идеологические факторы. В обществе увеличивается доля населения, придерживающегося мнения о возможности семьи без детей, реализации женщин вне семьи без обязательного рождения детей, что связано с переходом от традиционных семейных норм к более либеральным. Повышение рождаемости является долгосрочной и стратегически важной задачей для современного Китая.
Литература и Интернет-источники
1. Доу, С. Исследование проблем и контрмер по реализации всеобъемлющей политики в отношении двух детей в Китае / С. Доу //Руководство по экономическим исследованиям — 2020.— № C924.21.—C. 34-36. (на китайском языке)
2. Му, Г. Население Китая в эпоху большого поворота: кризис и выход / Г. Му // Китайская сеть — 2019. (на китайском языке) — URL: http://www.china.com.cn/opinion/think/2019-02/21/ content_74488836.htm (дата обращения: 26.12.2022).
3. Lutz, W. Policies Affecting the Tempo Effect in Low Fertility Countries / W. Lutz, V. Skirbekk // Population and Development Review. 2005.—Vol. 31.—No. 4.—Р. 699-720. DOI: 10.1111/j.1728-4457.2005.00094.x
4. Лян, Ц. Доклад о прогнозе численности населения Китая (2021-2100 гг.) / Ц. Лян [и др.].—Пекин, 2021. (на китайском языке) — URL: https://file.c-ctrip.com/files/6/yuwa/ 0R7571200096esn24776D.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
5. Хуан, Ц. Исследование влияния жилья на многодетность в семьях / Ц. Хуан, Ч. Ли // Замечания по вопросам государственного управления.— 2022.— № C924.2. — С. 37-54. (на китайском языке) — URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLA ST2022&filename=GGXZ202204010&uniplatform=NZKPT&v=R76_-ql-P_4ueHPtE-e5oz0SVb-7n-kUB_NAfxAZ7eIf1Gr4I44HSr0fG99Ca0_S (дата обращения: 03.01.2023).
6. Лян, Ц. Отчёт о стоимости родов в Китае / Ц. Лян, Ц. Жэнь, В. Хуан, Я. Хэ // Исследования населения ЮВА.— 2022. (на китайском языке) — URL: http://download.caixin.com/upload/ shengyubaogao2022.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
7. Чжан Гериле, М. Влияние культуры и образования на стремление к фертильности и тенденции его развития / М. Чжан Гериле // Журнал Аньхойского сельскохозяйственного университета.— 2022 — № C924.21. (на китайском языке) — URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail. aspx?dbcode=CJFD&dbname= CJFDLAST2022&filename=AHND202205014&uniplatform=NZKPT &v=dWegAB0d1hC4bXeVa-70I0j2AlRnE8CmAB0C20tuIai6wKo_Apew-JjnHtG3GBeB (дата обращения: 03.01.2023).
8. Тянь, Х. Низкая воля к деторождению в рамках политики трёх детей: ограничения реальности и культурные ограничения / Х. Тянь [и др.] // Молодёжь исследует.— 2022.— № C924.21 — С. 77-86. (на китайском языке)
Сведения об авторах:
Ван Шаофу, магистрант, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9192-8941.
Цзя Сяньнин, магистрант, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-6099-6821.
Мищук Светлана Николаевна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, ИДИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-8117-6352; РИНЦ AuthorlD: 147787.
DOI: 10.19181/population.2023.26.3.6
CHANGES IN CHINA'S DEMOGRAPHIC POLICY IN 2010-2021
Shaofu Wang \ Xianning Jia \ Svetlana N. Mishchuk2*
1Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie gory, Moscow, Russia, 1119234) 2Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6, bld.1, Fotievoy str., Moscow, Russia, 1119333)
*E-mail: [email protected]
For citation:
Wang Ch., Jia X., Mishchuk S. N. Changes in China's demographic policy in 2010-2021. Narodonaselenie. [Population]. 2023. Vol. 26. No. 3. P. 66-76. DOI: 10.19181/population.2023.26.3.6 (in Russ.)
AbSJBTRi The demographic situation in China at the end of the 20th — beginning of the 21st centuries was characterized by transformations concerning both the general dynamics of the population, and the changes in the age, gender, and educational structures. At the beginning of the 21st century, China's demographic policy measures evolved significantly. The main objective of this study is to identify the priority directions of demographic policy including support for the birth rate at the present stage. The article presents results of the analysis of the main demographic indicators, proposes a typology of the factors of the current demographic situation including historical, ideological and material backgrounds. The second part of the artivle provides an analysis of the main measures aimed at supporting the birth rate at the country level as a whole, and in separate provinces. The analysis is based on the regulatory documents concerning the birth rate policy in China in the period from 2010 to 2021, as well as the data from the National Bureau of Statistics of China. It is shown that during the past decade in China the family planning and birth control have been replaced by an active policy of stimulating the birth rate. Financial instruments play an important role in shaping the main areas of birth support. In addition, much attention is paid by the state to the issue of expanding the childcare infrastructure, educational institutions, creating preferential conditions for women with children in the field of employment, etc.
QTdSR population change, demographic policy, fertility, China.
References and Internet sources
1. Dou Xin. Woguo shishi quanmian er hai zhengce de wenti yu duice yanjiu/dou xin//jingji yanjiu daodu [Research on the problems and countermeasures for implementing the comprehensive two-child Policy in China]. Jingji yanjiu daodu [Introduction to Economic Research]. 2020. No. C924.21. P. 34-36. (in Chinese)
2. Mu G. Da zhuanzhe shidai de zhongguo renkou: Weiji yu chulU [China's population in the great turning era: Crisis and way out]. Jingji yanjiu dao kan. Zhongguo wang [EconomicResearch Guide. China Net]. 2019. Available at: http://www.china.com.cn/opinion/think/2019-02/21/content_74488836.htm (Accessed: 26 December 2022). (in Chinese)
3. Lutz W., Skirbekk V. Policies affecting the tempo effect in low fertility countries. Population and Development Review. 2005. Vol. 31. No. 4. Р. 699-720. DOI: 10.1111/j.1728-4457.2005.00094.x
4. Lian G. et al. Nian zhongguo renkou yUce [Report on China's Population Forecast. 2021-2100]. Beijing. 2021. Available at: https://file.c-ctrip.com/files/6/yuwa/0R7571200096esn24776D.pdf. (Accessed: 25 December 2022). (in Chinese)
5. Huang C., Lee Ch. ZhUfang dui duo zinfl jiating de yingxiang yanjiu [Research on the impact of housing on families with many children]. Gonggong xingzheng pinglUn [Public Administration Review]. 2022. No. C924.2. P. 37-54. Available at: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?db code=CJFD&dbname=CJFDLAST2022&filename=GGXZ202204010&uniplatform=NZKPT&v=R76_-ql-P_4ueHPtE-e5oz0SVb-7n-kUB_NAfxAZ7eIf1Gr4I44HSr0fG99Ca0_S (Accessed: 3 January 2023). (in Chinese)
6. Liang Qing, Ren Qing, Huang Wei, He Yi. Zhongguo fen mian chengben baogao [Report on childbirth costs in China]. Dong nan ya renkou yanjiu. [Southeast Asian Population Study]. 2022. Available at: http://download.caixin.com/upload/shengyubaogao2022.pdf. (Accessed: 28 December 2022). (in Chinese)
7. Zhang Gerilei M. Wenhua yu jiaoyU dui shengyU yiyuan de yingxiang ji qi yanhrna qushi [The influence of culture and education on fertility intention and its evolution trend]. Anhui nongye daxue xuebao [Journal of Anhui Agricultural University]. 2022. No. C924.21. Available at: https://kns. cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2022&filename=AHND20220 5014&uniplatform=NZKPT&v=dWegAB0d1hC4bXeVa-70I0j2AlRnE8CmAB0C20tuIai6wKo_Apew-JjnHtG3GBeB (Accessed: 3 January 2023). (in Chinese)
8. Tian H. et al, San hai zhengce xia de di shengyU yiyuan: Xianshi shUfU yu wenhua guannian zhiyue [Low fertility willingness under the three-child policy: Restrictions of reality and cultural concepts]. Qingnian tansuo [Youth Exploration]. 2022. No. C924.21. P. 77-86. (in Chinese)
Information about the authors:
Wang Shaofu, Master's student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9192-8941.
Jia Xianning, Master's student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-6099-6821. Mishchuk Svetlana Nikolaevna, Candidate of Economics, Leading Researcher, Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-8117-6352; Elibrary AuthorlD: 147787.
Статья поступила в редакцию 16.01.2023, утверждена 15.08.2023, опубликована 30.09.2023.