Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВОЧЕК ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА'

ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВОЧЕК ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
413
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF MENTAL AND PHYSICAL WORKING CAPACITY OF GIRLS AT THE TIME OF THE MENSTRUAL CYCLE

The finding was that the total (physical and mental) body’s working capacity is the highest at the menstruation phase, the lowest at the time of ovulation and that of an average level at the phase of proliferation and secretion. The same applies to both the mental and the physical working capacity when assessed separately. However, a much higher mental capacity was noted at the phase of secretion than that of proliferation.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВОЧЕК ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА»

'Установленные закономерности кинетики и динамики миграции химических веществ и их комплексов из уплотнительных паст на основе ПВХ-пластизолей разных рецептур и вариантов послужили основанием для разработки гигиенических рекомендаций по их безопасному применению в отраслях пищевой промышленности. Эти рекомендации в основном сводятся к следующему.

1. Использование уплотнительных паст на основе высокопластифици-рованных ПВХ-пластизолей части изучавшихся рецептур и вариантов может с позиций гигиены быть допущено для укупорки бутылок с минеральной водой, пивом и безалкогольными напитками, хранимыми при температуре не выше 18—20°, а также для торцевой герметизации консервной стеклотары с пищевыми продуктами, содержащими не более 15% жира.

2. Использование ПВХ-пластизолей в контакте с жирами и алкогольными напитками не может быть допущено.

3. Укупорка продуктов крышками и кроненпробками с нанесенной пастой должна производиться не ранее чем через 15—20 дней после ее нанесения.

4. Каждая вновь разработанная марка уплотнительной пасты на основе ПВХ-пластизолей подлежит обязательной гигиенической оценке.

Уплотнительные пасты на основе ПВХ-пластизолей рецептур и вариантов, признанных удовлетворительными в гигиеническом отношении, вошли в перечень полимерных материалов, допущенных Министерством здравоохранения СССР для применения в отраслях пищевой промышленности.

ЛИТЕРАТУРА. Катаева С. Е. — В кн.: Совершенствование технологии производства жесткого поливинилхлорида и тары на его основе. Черкассы, 1973, с. 43— 45. — К а т а е в а С. Е., К о ф а н о в В. И. — «Гиг. и сан.», 1971, № 7, с. 67—69. — Поповский В. Г., Муравин Я. Г. и др. Применение полимерных материалов в консервной промышленности. М., 1971. — Тверская М. Я. — В кн.: Упаковочные автоматы (Материалы Всесоюзной конференции). Каунас, 1972, с. 170—172. — Тверская М. Я-, Кофанов В. И.—В кн.: Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Киев, 1969, с. 447—461. — Тверская М. Я., С а ф р и с Е. С., Катаева С. Е.—В кн.: Совершенствование технологии производства жесткого поливинилхлорида и тары на его основе. Черкассы, 1973, с. 37—39.

Поступила 28/11 1975 г.

HYGIENIC ASPECTS OF THE USE IN FOOD INDUSTRY OF DENSIFYING PASTES ON THE BASIS OF POLYVINYLCHLORIDE PLASTISOLS

M. Ya. Tverskaya, E. S. Safris, S. E. Kataeva

The authors studied the order of migration of individual components and their combi-nations from the plates made of 20 different kinds of plastisols. Hygienic recommendations on . their safe use of food industry were worked out.

УДК 612.821-06:612.662

Докт. мед. наук Р. В. Силла, JI. К —О. Хаос

ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВОЧЕК ВО ВРЕМЯ ^МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА

Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены

При организации и регулировании учебного, трудового и спортивного режима девочек уже давно привлекает внимание характерная цикличность процессов в их организме, которая ярче всего выражается в сексуальной сфере в виде менструального цикла. По данным ряда научных исследований (Д. О. Ott; Е. Й. Кватер; Э. Тетер; Döring, и др.) и сложившемуся на основании повседневных эмпирических наблюдений мнению, во время

менструации и в течение 1—3 дней до нее (в так называемом предменструальном периоде) наблюдается снижение работоспособности и ухудшение общего функционального состояния организма женщины по сравнению с другими фазами менструального цикла. Вместе с тем А. Я. Квале приводит данные об улучшении координации движений и сокращении времени реакции у баскетболисток в этом периоде. Millahn и Drecoll и др. не наблюдали снижения работоспособности во время менструации; в большинстве случаев она даже повышалась. Zimmer сообщает, что на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г. 26% всех рекордных результатов женщин были установлены ими в период менструации. По-видимому, только у части женщин и девочек самочувствие в дни менструации ухудшается, появляются боли в нижней части живота и крестце, чувствуются общее недомогание и разбитость. Неделю, следующую после менструации (фаза пролиферации), считают периодом высокой работоспособности, а в отношении фазы овуляции как периода низкой работоспособности мнения также не расходятся, хотя исследований по этому вопросу мало (Döring; Millahn и Drecoll).

Анализ литературы показывает, что большинство наблюдений и исследований относится к фазе менструации или близким к ней дням; изменения в других фазах, особенно в фазе овуляции и фазе секреции, менее изучены. Кроме того, объектом в подобных исследованиях обычно оказываются взрослые женщины, которые давно менструируют или даже рожали детей; девочки изучены гораздо меньше. Очень мало данных об изменениях умственной работоспособности. Основной целью нашего исследования являлось выяснение изменений, происходящих в функциональном состоянии организма девочек в постпубертатном периоде в течение менструального цикла.

Для этого была обследована 51 девочка 14—17-летнего возраста. Из них 32 были под повторным наблюдением в школе-интернате Пярну, где один из авторов настоящей статьи работала в качестве школьного врача. 19 наблюдавшихся были из 2 средних школ Таллина. Контингент был выбран из большого числа девочек, общее развитие (антропометрия) и, в частности, половое развитие (по Таннеру) которых в течение 2 предшествующих лет определялись неоднократно. Для изучения динамики функционального состояния организма в течение менструального цикла подвергли обследованию здоровых девочек, у которых в течение года или дольше наблюдался регулярный 4-недельный менструальный цикл.

Фазы менструального цикла устанавливали на основании менструального календаря, который систематически вели обследованные. У таллинских девочек, кроме того, повторно в течение менструального цикла в разных его фазах определяли выделение эстрогенов с мочой (эту работу выполняла М. Э. Теосте). При определении фаз менструального цикла мы исходили из следующего распределения их по времени (Е. И. Кватер): 1) менструация — первые 4 дня цикла; 2) фаза пролиферации — от 5-го до 10-го дня цикла; 3) фаза овуляции — от 11-го до 16-го дня цикла (13—14± ±2 дня до начала следующей менструации); 4) фаза секреции — после фазы овуляции до начала менструации.

Режим дня и условия жизни наблюдаемых, по данным повторного исследования, соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. Каждую девочку обследовали в среднем 4—5 раз (максимально 12 раз) с помощью 29 разных общепринятых методов.

В настоящей статье проанализированы следующие показатели (из 50): максимальная мощность вдоха и выдоха (пневмотахометрия), максимальная продолжительность произвольного апноэ на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи), пульс в покое, ортостатическая проба «сидя — стоя» (определяли индекс по изменению пульса по Н. Е. Тесленко), гарвардский стептест (модификация Sloan, на основании изменения пульса высчитывали индекс по формуле), максимальное потребление кислорода непрямым методом (К- М. Смирнов), максимальное и минимальное арте-

2 Гигиена и санитария -V> 11

33

риальное давление крови (по Короткову), электрокардиография (стандартные отведения) до и после гарвардского стептеста, сила кистей, становая сила, максимальный темп постукивания пальцами в течение 30 с, аккомодационная способность глаз (ближняя точка ясного зрения), проприоцептивная чувствительность — точность воспроизведения угла в плечевом суставе, картина белой крови, активность холинэстеразы в сыворотке крови (по методу Розенгарта — Гестри-на), содержание катехол-аминов (адреналина и норадреналина) в крови и моче фчюорометрически по А. Г. Клийман и В. А. Реэбен, выполнение корректурных тестов, а также простых арифметических задач (скорость выполнения и количество ошибок), долговременная слуховая память (выучивание 20 двузначных цифр, учитывали количество активно репродуцированных цифр после 1-го и 4-го повторения, а также количество допущенных при этом ошибок), академическая успеваемость в школе — оценки за устные и письменные ответы по разным предметам х, выделение эстрогенов с мочой (по методу Брауна в модификации О. Н. Савченко и Г. С. Степанова); кроме того, ряд показателей был изучен в динамике школьного дня, т. е. в начале первого и в конце последнего урока.

Результаты исследования проанализированы при помощи обычных методов статистики. Для каждого показателя высчитаны средние арифметические, средние ошибки средних арифметических и достоверность различия между средними арифметическими в разных фазах менструального цикла; кроме того, определена достоверность различия между отдельными фазами менструального цикла на основании количества случаев изменений. Во время анализа результатов исследования показатели функционального состояния организма были сгруппированы, при известной условности такого деления, в зависимости от того, характеризуют ли они преимущественно умственную или физическую работоспособность или тонус вегетативной нервной системы.

Суммарный анализ показателей с точки зрения динамики работоспособности и тонуса вегетативной нервной системы в течение менструального цикла позволил установить, что они существенно различаются в разных фазах его (см. таблицу). Судя по таблице, суммарная (физическая + умственная) работоспособность организма наиболее высока в фазе менструации, наиболее низка в фазе овуляции и находится на среднем уровне в фазах пролиферации и секреции. Обнаруженные различия оказались достоверными. Рассматривая физическую и умственную работоспособность в отдельности, можно отметить, что та и другая максимальна в фазе менструации и минимальна в фазе овуляции. Если физическая работоспособность в фазах пролиферации и секреции находится одинаково на среднем уровне,

1 Их собирали в школе-интернате в течеиие I1/, лет; всего получено 2535 ответов; предметы были разбиты на группы: «точные науки» — математика, физика, химия; «языки»; «описательные предметы» — география, биология, история, литература; физическое воспитание вместе с трудовым обучением.

Число случаев изменения показателей работоспособности и тонуса вегетативной нервной системы у девочек в течение менструального цикла

Группа показателей

Направление изменения

Фазы

I

Физическая рабо- Повышение 7 5 1 5

тоспособность Без изменения 11 9 8 10

Снижение 1 5 10 4

Умственная рабо- Повышение 6 2 2 4

тоспособность Без изменения 10 12 11 13

Снижение 3 5 6 2

Тонус вегетативной Парасимпатико-

нервной системы тония 8 5 0 3

Равновесие 2 4 3 4

Симпатикотония 1 2 8 4

то умственная работоспособность в фазе секреции выше, чем в фазе пролиферации.

Тонус вегетативной нервной системы девочек в течение менструального цикла резко колебался. Так, если в фазе менструации преобладал тонус парасимпатической нервной системы, то в фазе овуляции — симпатикотонус. В фазах пролиферации и секреции то-нусы обеих частей вегетативной нервной системы были более или менее в равновесии (см. рисунок).

Сдвигами тонуса вегетативной нервной системы можно в значительной мере объяснить изменения работоспособности организма в течение менструального цикла. Мы наблюдали повышение работоспособности, как правило, в условиях преобладания тонуса парасимпатической нервной системы. Особенно ярко это проявилось в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы — в ее функциональном резерве. Вполне понятно, что более редкий пульс в покое, а также другие признаки ваготонии обеспечивают более высокий индекс как при гарвардском стептесте, так и при ортостатической пробе. Как известно, индексы зависят от исходной частоты пульса. Более высокий индекс в свою очередь коррелирует с более высокими спортивными результатами.

В фазе овуляции доминирует симпатикотония, однако адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы, несмотря на повышение ее тонуса, не обеспечивает повышения работоспособности. Так, в связи с активацией или повышением сердечной деятельности может уменьшаться функциональный резерв симпатической нервной системы, что и наблюдалось нами. Кроме того, многочисленные признаки снижения работоспособности в этой фазе могут указывать на существование сверхоптимальной продукции симпатикомиметических веществ. В снижении работоспособности в фазе овуляции, несомненно, играет роль перестройка деятельности всей гормональной сферы. В этой фазе выделение фолликулярных гормонов является максимальным. Фолликулярные гормоны, по данным О. Н. Савченко, 01сг1а1и5у и ЬаигНгеп, оказывают разностороннее положительное влияние на организм — повышают работоспособность, увеличивают сопротивляемость к инфекциям, стимулируют деятельность щитовидной железы и коры надпочечников и др. В этой фазе начинается также повышенное выделение прогестерона. Оба эти гормона имеют симпатикотоническое влияние. Однако между ними отмечены и антагонистические взаимоотношения (А. Гроллман, и др.). Вполне возможно, что суммация всех этих в отдельности положительных факторов приводит к отрицательному результату — к пессимальному эффекту и снижению работоспособности.

На основании результатов нашего исследования можно предположить, что повышенное выделение фолликулярных гормонов тормозит умственную работоспособность, поскольку снижение ее отмечалось нами именно в условиях повышенного выделения фолликулярных гормонов, а повышение — в период их пониженного выделения (в фазах менструации и секреции). В изменении физической работоспособности такой закономерности не отмечалось. Хотя в фазе менструации наблюдалось снижение скорости решения арифметических задач, это сопровождалось уменьшением количества ошибок в данном и других тестах. По-видимому, определенное преобладание процессов торможения в коре головного мозга в фазе менструации по срав-

Схематическое изображение изменений физической (а) и умственной (б) работоспособности девочек, а также тонуса вегетативной нервной системы (в) в течение менструального цикла.

Составлено на основании таблицы.

2*

35

ненню с другими фазами обеспечивает большую точность умственных процессов в ней, что подтвердилось и фактом повышения академической успеваемости обследуемых в школе по так называемым точным наукам. Излишне повышенная возбудимость нервной системы в фазе овуляции может обусловливать снижение умственной работоспособнссти, известную хаотичность умственной деятельности, что мы и констатировали.

При оценке изменений работоспособности в фазах пролиферации и секреции следует учитывать также время обследования, т. е. принимать во внимание, к какой фазе оно ближе — к фазе менструации или овуляции, так как от близости этих крайних фаз на первый план могут выступать соответственно явления повышения или понижения работоспособности.

Результаты нашего исследования имеют значение для повседневной практики врача, педагога и тренера.

ЛИТЕРАТУРА. Кватер Е. И. Гормональная диагностика и терапия в акушерстве и гинекологии. М., 1967. — О т т Д. О. — «Здоровье», 1879, т. 5, с. 117— 122.—Савченко О. Н. Гормоны яичника и гонадотропные гормоны. Л., 1967, с. 233. — Савченко О. Н., Степанов Г. С. Фракционное определение эстрогенов в моче небеременных женщин. — «Пробл. эндокринол.», 1961, № 3, с. 42—48. —Тетер Е. Гормональные нарушения у мужчин и женщин. Варшава, 1968, с. 699. — D i с г -falusy Е., Lauritzen Ch. Oestrogene beim Menschen. Berlin, 1961, —Dor-ring G. — «Dtsch. med. Wschr.», 1963, Bd 88, S. 1721—1724. — M i 1 1 a h n H., D г e с о 1 1 A. — «Med. u. Sport», 1968, Bd 8, S. 129—132. — Zimmer F. — «Fortschr. Med.», 1971, Bd 89, S. 239—242.

Поступила 27/XII 1974 г.

CHANGES OF MENTAL AND PHYSICAL WORKING CAPACITY OF GIRLS AT THE TIME OF THE MENSTRUAL CYCLE

R. V. Silla, L. K.—O. Khaas

The finding was that the total (physical and mental) body's working capacity is the highest at the menstruation phase, the lowest at the time of ovulation and that of an average level at the phase of proliferation and secretion. The same applies to both the mental and the physical working capacity when assessed separately. However, a much higher mental capacity was noted at the phase of secretion than that of proliferation.

УДК 613.956:[621.941:658.388.1

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ДНЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТОКАРЯ

Отдел физиологии труда Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования, Ленинград

Расширение сети средних профтехучилищ ставит перед врачами, физиологами, педагогами и психологами важную задачу создания оптимальных условий обучения и укрепления здоровья подростков, занимающихся в этих учебных заведениях. В настоящее время они работают по планам, согласно которым учебная нагрузка составляет 36—38 ч, а в некоторых училищах увеличена до 42 ч. В связи с этим возникает необходимость в разработке рациональных режимов труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ.

Имеются лишь отдельные физиолого-гигиенические работы, освещающие некоторые вопросы учебно-производственного режима средних профтехучилищ (А. Д. Храмцова и А. А. Эльяшев; В. А. Мельченко и соавт.; О. К. Лансберг и М. М. Морозова; Н. П. Маслова; Г. И. Куценко, и др.). Целью настоящего исследования являлась комплексная физиолого-гигие-ническая оценка учебно-производственного и внеучебного режима в динамике всего срока обучения. Исследования в условиях естественного экспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.