Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ СОСЛОВНОЙ ГРУППЫ "БАШКИРЫ" В СЕРЕДИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ИЗМЕНЕНИЯ СОСЛОВНОЙ ГРУППЫ "БАШКИРЫ" В СЕРЕДИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
632
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСЛОВИЕ / БАШКИРЫ / МЕЩЕРЯКИ / ТЕПТЯРИ / СЛУЖИЛЫЕ / КРЕСТЬЯНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Гаяз Хамитович

С 1754 года башкиры являлись самой большой группой служилого населения Южного Урала. Включала эта группа в себя преимущественно бывших ясачных башкир. В середине XIX века происходят изменения, которые привели к значительному пополнению сословной группы башкир. В 1850 году в ее состав были включены представители группы тептярей и бобылей. В 1855 году Башкиро-мещерякское войско было преобразовано в Башкирское войско, что автоматически привело к включению мещеряков в состав башкир. А в 1863 году было утверждено «Положение о башкирах», которое подтверждало, что и мещеряки, и тептяри, и бобыли входят в число башкир, теперь уже как сословная группа в составе крестьян. Поскольку при этом за башкирами сохранялись права на вотчинные земли, т.е. определенные привилегии, у мещеряков и тептярей был стимул числиться в башкирах. Таким образом, в официальных документах, где было важно указание социального статуса, жители Усть-Багаряка, Сафакулево, Ичкино или Ахуново значились башкирами, при этом в менее формальных бумагах могли называть себя мещеряками, либо татарами. Но официально практически все бывшие мещеряки и тептяри числились башкирами. После 1917 года, когда были отменены сословия и сословные привилегии, основная масса мещеряков и тептярей перестала относить себя к башкирам. Это необходимо учитывать при вычислениях сокращения численности башкир в годы революции и Гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF THE ESTATE GROUP "BASHKIRS" IN THE MIDDLE OF THE 18TH - EARLY 20TH CENTURIES AD

Since 1754 the Bashkirs were the biggest group of the service class population of the South Urals. This group included presumably the former Yasak Bashkirs. In the middle of 19th century AD there were changes which led to the significant replenishment of the Bashkir class group. In 1850 the representatives of the Teptyari and Bobyli groups were included into Bashkir group. In 1855 the Bashkir-Mesheryaki army was reorganized into the Bashkir's army, which automatically resulted in the inclusion of the Meshcheryaks into the composition of Bashkirs. And in 1863 it was approved the "Decree about the Bashkirs" which confirmed that both the Mesheryaki, Teptyari and Bobyli are among the Bashkirs, but now as an estate group within the peasants. As far as the Bashkirs had all rights on the patrimony lands, i.e certain privileges, the Mesheryaki and Teptyari had a stimulus to be listed in the Bashkirs. So, in the official documents where it was important to indicate the social status, residents of Ust'-Bagaryak, Safakulevo, Ichkino or Akhunovo were listed as the Bashkirs, but, in less formal documents they may have called themselves the Mesheryaki or Tatars. But officially, all former Mesheryaki and Teptyari were listed as the Bashkirs. After 1917, when estates and estate privileges were cancelled, most of the Mesheryaki and Teptyari stopped attributing themselves to the Bashkirs. This should be taken into account when calculating the reduction in the number of the Bashkirs during the revolution and Civil war.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ СОСЛОВНОЙ ГРУППЫ "БАШКИРЫ" В СЕРЕДИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

УДК 94(470.5) "17/19"

Г.Х. Самигулов

Изменения сословной группы «башкиры» в середине XVIII - начале XX века

С 1754 года башкиры являлись самой большой группой служилого населения Южного Урала. Включала эта группа в себя преимущественно бывших ясачных башкир. В середине XIX века происходят изменения, которые привели к значительному пополнению сословной группы башкир. В 1850 году в ее состав были включены представители группы тептярей и бобылей. В 1855 году Башкиро-мещерякское войско было преобразовано в Башкирское войско, что автоматически привело к включению мещеряков в состав башкир. А в 1863 году было утверждено «Положение о башкирах», которое подтверждало, что и мещеряки, и теп-тяри, и бобыли входят в число башкир, теперь уже как сословная группа в составе крестьян. Поскольку при этом за башкирами сохранялись права на вотчинные земли, т.е. определенные привилегии, у мещеряков и тептярей был стимул числиться в башкирах. Таким образом, в официальных документах, где было важно указание социального статуса, жители Усть-Багаряка, Сафакулево, Ичкино или Ахуново значились башкирами, при этом в менее формальных бумагах могли называть себя мещеряками, либо татарами. Но официально практически все бывшие мещеряки и тептяри числились башкирами. После 1917 года, когда были отменены сословия и сословные привилегии, основная масса мещеряков и тептярей перестала относить себя к башкирам. Это необходимо учитывать при вычислениях сокращения численности башкир в годы революции и Гражданской войны.

Ключевые слова: сословие, башкиры, мещеряки, тептяри, служилые, крестьяне.

Этносоциальная история тюркского населения Зауралья XVII - середины XVIII в. изучена в минимальной степени. С историей середины XVIII - начала XX в. ситуация несколько лучше, но есть ряд вопросов, не нашедших своего разрешения. Одной из самых больших проблем является сложившаяся традиция рассматривать тюркское население Зауралья сквозь призму «этничности», интерпретируя понятия «башкиры», «татары», «мещеряки» как этнонимы. Предлагаемая статья посвящена изменениям наполнения термина «башкиры» в различные периоды. Не претендуя на полноту исследования, постараюсь обозначить некоторые моменты, выявившиеся на сегодняшний день. Хронологические рамки обозначены в названии статьи, географические границы - в пределах территории, входившей в состав Исетской провинции XVIII в.

Вопрос интерпретации терминов, использовавшихся в документах XVII - начала XX в. для обозначения различных групп населения, не нов, но не теряет своей остроты. Очень велик соблазн воспринимать обозначения «башкиры», «вогулы», «татары», «мещеряки» только как этнонимы. Собственно, именно так обычно и происходит, что приводит к ошибкам,

иногда весьма значительным. В действительности, в основной части документации, особенно учетной, ведомостях по сбору ясака, ревизских сказках используются, в первую очередь, именно социальные, сословные обозначения, а в качестве уточнения могут фигурировать слова, указывающие на языковую, территориальную принадлежность. В частности, при общем обозначении населения волости как «ясачных вогулов» (общее название ясачного населения Верхотурского уезда, вне зависимости от языковой и даже конфессиональной принадлежности), они могут называться еще и «татарами» (Пермская старина, 1897, с.173), что опять же является не этническим обозначением, а, скорее, констатацией принадлежности к тюркскому населению. Сами жители той же волости могли называть себя башкирами, но для руководства Верхотурского уезда они все равно числились вогулами (МИБ, 1936, с.72-73). При этом в составе башкир вполне могли оказаться люди «германской породы», как это отмечено в описании «Челжеутской» (Сальютской) волости в 1670-х гг. (ГАСО, ф.24, оп.1, д.385, л.139-140). Та же ситуация с другими этносословными группами: оброчный татарин мог носить имя Мишка Черемисинов (ГАПК, ф.297, оп.1, д.1030, л.4) или Микитко Слендин (РГАДА, ф.214, оп.5, д.261, л.962 об.-964); есть в документах упоминания служилого мещеряка Сеита Романова и ясачного татарина Терентия Илюшина (ГАСО, ф.24, оп.1, д.1092а, л.322-323 об.) и т.д. Приводить примеры можно очень долго, но объем публикации не позволяет этого сделать. Завершая это вступление, отмечу, что в учетных документах, в ревизских сказках, вы не найдете такой категории, как «русские». Там есть крестьяне, посадские, мещане, цеховые. Но крестьянами могли быть и удмурты, и русские, и башкиры. Точно так же и мещанами могли быть представители разных народов.

Первая часть публикации посвящена краткому обзору различных групп населения (преимущественно тюркского), которые сформировались на востоке Уфимского уезда/провинции и в Приисетье в конце XVII - первой трети XVIII в. Представители части этих групп изначально не были башкирами, и значительная часть их не являлась вотчинниками. Но они имеют непосредственное отношение к теме предлагаемой статьи.

Итак, население Южного Урала, платившее ясак в Уфу и числившееся ясачными людьми Уфимского уезда в конце XVI - начале XVIII в., называлось башкирами. Основной (но далеко не единственной) обязанностью ясачного населения была уплата ясака, основной привилегией - владение вотчинной землей. Это относилось не только к башкирам Уфимского уезда, но и к вогулам Верхотурского уезда, вогулам и остякам Березовского уезда, татарам Тюменского уезда, татарам и остякам Тобольского уезда и т.д. Иначе говоря, вотчинное право на землю было общей привилегией ясачного населения этих местностей, вне зависимости от того, в каком уезде эти ясачные люди жили и платили ясак. Соответственно, ясачное население составляло отдельное сословие Российского государства, позже Российской империи, а башкиры представляли сословную груп-

пу в рамках этого сословия. Соответственно, кто к этой группе относится, кто является вотчинником, определяет государство. Ярким примером является наделение в 1748 г. землей аюкинских калмыков и сартов. Группу аюкинских калмыков в 13 семей сформировали, судя по всему, жители деревни Бурановой (шесть семей калмыков) и клан Ямара Зургатаева, состоявший из семи его сыновей. Ямар Зургатаев был калмыком, попавшим в свое время в плен к башкиру Салзаутской волости. Во время восстаний 1735-1740 гг. они не поддержали восставших (Самигулов, 2018). Сарты поселились в 1710-х гг. на землях башкир Мякотинской волости и также не поддержали восстание (Самигулов, 2016). В 1744 г. указом губернатора Оренбургской губернии И.И. Неплюева было определено аюкинским калмыкам и сартам: «как ясак платить, так и службу служить обще с башкирами» (ГАОО, ф.6, оп.4, д.7847, л.70 об.), а в 1748 г. аюкинским калмыкам, сартам и мещерякам вместе была отведена земля по р. Чумляк: «в межах Мияской и Еткульской крепостях, Чумляцкой слободы и Карачельского форпоста близ озера Куясана» (Там же, л.70-71). Таким образом, была сформирована Сарт-Калмацкая волость, и положено начало сложению двух родоплеменных башкирских групп: сарт и калмак.

Во второй половине XVII - начале XVIII в. в Зауралье, в Тюменском и Тобольском уездах начинает складываться прослойка людей, которых также называли ясачными татарами, но это уже вторичный процесс. Эти татары в прошлом были вотчинниками, но остались без земли. В первую очередь, это были люди, которые были взяты в плен во время набегов Ку-чумовичей и калмыков, либо сами уходили в степь, а потом решили вернуться. К моменту их возвращения зачастую почти все земли их волостей оказывались захвачены слободами. И выходцам из степи приходилось искать варианты обустройства. Когда начался этот процесс, сказать сложно. Сейчас мы можем утверждать, что достаточно серьезный приток их начался с 1661 г., когда пошла волна «выходцев» из степи. Верхотурский воевода сообщал в Тобольск, что он «память к Илье Бакшееву послал, а велел: которые татара похотят жить в Катайском остроге в ясачных, или на денежной оброк, и я им велел дать льготы против иных татар, на сколько годов даетца» (СПФ АРАН, ф.21, оп.4, д.3, л.13). То есть выходцы из степи, пожелавшие обустроиться на землях, отведенных Катайскому острогу, могли поселиться в качестве оброчного или ясачного татарина.

Желающие были, поскольку те земли, на которых они жили до увода/ухода в степь, зачастую уже были отведены какой-нибудь слободе. Возвращаться многим из выходцев было некуда. Одна из таких групп, в 8 семей, вышла в 1661 г. к Катайскому острогу, и 7 семей изъявили желание остаться жить на землях острога (РГАДА, ф.1111, д.139, стб.12). При тождестве обозначения - «ясачные татары» - эти люди не являлись вотчинниками, как жители старых ясачных волостей. Собственно, они не составляли и отдельных волостей, а числились за тем острогом или слободой, на землях которых жили. Там же, в слободах и острогах, они платили и ясак,

в отличие от ясачных людей старых волостей, которые ясак платили в уездный город. В ведомстве Катайского острога примерно в этот период существовала деревня Кадыргулова, откуда все население ушло в Ичкин-ские юрты во время одного из восстаний. На реках Багаряк и Синара, недалеко от места их слияния, в конце XVII в. существовали деревни оброчных татар: Усманова, Курмашева, относившиеся к Колчеданскому острогу (ГАСО, ф.24, оп.1, д.1092а, л.296 об.-297 об.). В начале XVIII в. возникли деревни Нижняя, Ключики, Новая, составлявшие вместе Усть-Багарякские юрты.

На речке Ичкин, левом притоке р. Исеть в 1670-х гг. начала формироваться группа ичкинских татар, включавшая поначалу тобольских служилых татар из клана Сейдяшевых (Кульмаметевых) и переселившихся из Поволжья оброчных татар. Впоследствии в состав этой группы вошли ясачные татары деревни Кызылбай и Терсятских юрт. Примерно в середине - второй половине 1710-х гг. туда же переселилась группа служилых татар из Касимовского, Елатомского, Кадомского, Свияжского и других уездов. Их лидером был мурза Бекмамет Тонкачев. Они также влились в состав ичкинских татар (Беляков, Маслюженко, Самигулов, 2019). Отличие этой группы от описанной выше заключалось в том, что они являлись владельцами вотчинных земель - Сейдяшевым были пожалованы земли по р. Ичкин, а ясачные Кызылбаевых и Терсятских юрт были вотчинниками по определению.

Была еще одна группа, которую называли «ясачными татарами», сформировавшаяся в первой трети XVIII в. в зауральской части Уфимского уезда, вблизи границ Тобольского уезда, позже Екатеринбургского ведомства. В действительности это были припущенники на башкирских землях, а по происхождению, в большинстве своем - чуваши. Ясак они не платили, насколько можно судить. По крайней мере, в опросных документах они не упоминают уплату ясака, а лишь оброчные деньги, которые платили башкирам-вотчинникам (ГАСО, ф.24, оп.1, д.1092а, л.303-306 об.). В документах 1730-1740-х гг. они фигурируют как «ясачные татары команды Ильтебана Степанова». Если в 1744 г. они значатся еще как ясачные татары, то в 1750 г., как пишет А.З. Асфандияров, в документах их называли уже тептярями (Асфандияров, 2009, с.26). В сословие тептя-рей и бобылей они перешли, очевидно, в 1747 г. - П.И. Рычков сообщает о мордве, черемисах, вотяках и чувашах, что они были положены в тептяр-ский восьмигривенный ясак в 1747 г. (Рычков, 1887, с.30-34).

В первой трети XVIII в. на востоке зауральской части Уфимской провинции возникает сообщество, именуемое в документах «служилыми мещеряками». Жили они на землях башкир, в качестве припущенников. Не очень понятно, кому они подчинялись. Точно также неясно их происхождение. Версия, которой придерживаемся мы, - основу этой группы составили служилые татары, как и группа Бекмамета Тонкачева, ушедшие с территорий Касимовского, Елатомского, Кадомского, Свияжского и др.

уездов в 1710-х гг. и осевшие в Зауралье. Здесь они стали называться «мещеряками», или «служилыми мещеряками».

В 1754 г. происходит достаточно важное событие в жизни практически всего тюркского населения Оренбургской губернии - власти решили снять с башкир, мещеряков и ясачных татар обязанность платить ясак и заменили ее обязательной покупкой соли. Оренбургский губернатор И.И. Неплюев сообщал Сенату, что первоначальная реакция была, скорее, негативной: «имели сперва сумнение в том, что ежели с них ясак снимется, то им б чрез то земель своих не лишиться, яко оной на них расположен и числиться по землям», однако, после обещаний, что вотчинные земли останутся за ними, «кажется они, башкирцы и мещеряки, охотно к тому приступили и за отягощение себе не вменяют, разсуждая ис того пользу, что они бес платежа единственно служивыми будут, так как и казаки» (Материалы..., 1956, с.427). Но при этом И.И. Неплюев просил Сенат «о том указом е.и.в. публиковать, изобразя в нем, что они, башкирцы и мещеряки и между ими упомянутые находящиеся татара, служивыя люди и имеют свои земли, которыми по-прежнему владеть, как ныне владеют, из милосердия е.и.в. от ясака освобождаются в надежде, что они по своему званию тое высочайшую милость е.и.в. своею верностию и службою заслужат» (Там же, 1956, с.428).

После замены уплаты ясака покупкой соли те группы населения, которых коснулись эти изменения, перешли в служилое сословие. Служилыми теперь оказались башкиры и бывшие ясачные татары (в том числе усть-багаряцкие и ичкинские), мещеряки, а также тептяри и бобыли. Башкиры, служилые татары и мещеряки ежегодно командировались на линейную службу на Уйскую линию, а также на Сибирскую линию. Обычно выбирали на Уйскую линию по одному человеку от 8-9 дворов (ОГАЧО, ф.И-44, оп.1, д.80, л.5 об.). Часть отправлялась на Сибирскую линию, такие служили по два года и выбирали их по 1 человеку от 12-14 дворов. На Уйской линии (при Троицке и Звериноголовской крепости), или на Верхнеуральской и Кизильской дистанции, служили по полгода, в летнее время. Как говорилось в одном из документов 1782 г., «от мещерятского и башкирского народа каждогодно на такую службу наряд был, исключая ахунов, мулл, азанчеев, сотников, писарей, престарелых, дряхлых, малолетних» (Там же, л.5). Сотники, упомянутые в документе, - это чиновники, которые выполняли «руководящие функции» на местах, в деревнях, поэтому отправке на линейную службу они не подлежали. А для службы избирались другие сотники, которых называли «походными». Точно так же и старшины были «юртовые» - те, кто руководил «дома», в команде, и «походные», которые принимали командование на линейной службе, либо в военном походе.

Можно привести данные 1778 г. о том, какое количество иррегулярных войск отправлялось на линейную службу в летний период: «из нерегулярных войск на летнюю линейную службу учинить по прежним при-

мерам наряд, а имянно: оренбургского корпуса из казаков с их старшиною 500; из башкирцов, мещеряков и служилых татар из Уфимской провинции 1990, из исетских 530, итого 3020 человек» (РГАДА, ф.429, оп.1, д.406, л.3).

Именным указом, данным 10 апреля 1798 г. генералу от инфантерии барону Игельстрому, было одобрено создание Башкиро-мещерякского войска (ПСЗ-1, т.25, №18477). Как понятно из названия, в его состав входили две сословные группы: башкиры и мещеряки. В Южном Зауралье в состав сословной группы мещеряков вошли как служилые мещеряки, так и часть группы ичкинских служилых татар, проживавших на территории Челябинского и Троицкого уездов. Из них был сформирован 1-й мещеряк-ский кантон. А вот в Екатеринбургском и Шадринском уездах в этом указе общее число мещеряков (считая ичкинских татар) указано 224 души мужского пола, и они были включены в состав 2-го башкирского кантона (Там же, с.195). Иначе говоря, значительная часть мещеряков и служилых татар была включена в состав сословной группы башкир. Приведу пример: в ревизских сказках 1811 г. заголовок очередной тетради: «3-го башкирского кантона Салзаутской волости юртоваго старшины Исмагила Алзагулова о состоящих в команде моей башкирскаго народа мужеска пола душах». Первой идет деревня Бурино, а следующая за ней - Нижняя, одна из деревень, составлявших Усть-Багаряцкие юрты, где жили багарякские татары (Ревизские сказки д.Нижняя, 1811 г.). Или запись из ревизских сказок того же года и того же 3-го кантона: «сотника Абдулнасыра Абдулгафарова о состоящих в команде моей башкирцах», а далее идет список жителей деревни: Тагиловой (Тогул - второе название д.Кызылбай). Под шапкой идет указание: «ис татар» (Ревизские сказки, д.Тагилова, 1811), но это, скорее, сродни обозначениям «сарт» и «калмак», как указаниям на отдельную подгруппу в рамках сословной группы башкир. Так, в ревизских сказках 1811 г. 5-го башкирского кантона написано: «5-го башкирского кантона в нижеозначенных селениях наличном количестве мужеска пола чиновниках, башкирцах, киргисцах, сартах и аюкинских калмыках» (НА РБ, ф.138, оп.3, д.129, л.85). Собственно, и в ревизских сказках 1859 г. мы видим указание: «10-го башкирского кантона, юрты № 9-го о состоящих мужеска и женска пола башкирцах из сартов и аюкинских калмык» и дальше на страницах документа везде указано: «сарты», либо «калмыки» (НА РБ, ф.138, оп.2, д.771, л.689). При этом никто не сомневается, что и те, и другие входили в состав башкир. Точно так же и часть мещеряков и служилых татар, живших в Екатеринбургском и Шадринском уездах, были включены в состав башкирского кантона и, соответственно, сословной группы башкир1.

1 В моей статье 2015 г. была дана неверная интерпретация ситуации - очевидно, сказалось недостаточно внимательное изучение источников и то, что я ориентировался в большей степени на материалы ревизских сказок, выложенные на сайте НА РБ. Увы, там нет возможности посмотреть документы полностью, и

Как пишет А.З. Асфандияров, в 1803 г. был образован еще один кантон, из башкир только Шадринского уезда, входивших ранее во 2-й башкирский кантон, он получил №3 (Асфандияров, 2005, с.24). Выше мы уже видели, что в состав 3-го башкирского кантона входили ичкинские татары (которые в разных документах обозначались то как татары, то как мещеряки). Помимо этого, туда же входила и Мещерякская волость Шадринского уезда, которую составляли деревни мещеряков Кунашак, Муслюмово, Кур-маново, а также Усть-Багарякские юрты. При этом в 1850 г., по данным 9-й ревизии, число башкир, пребывавших в этом сословии еще до 1798 г., и башкир из мещеряков (и служилых татар) в Екатеринбургском и Шадрин-ском уездах было практически одинаково - 12472 и 12245 соответственно (Там же, с.189). Есть информация о том, что были какие-то попытки создания мещерякского кантона на территории Екатеринбургского и, видимо, Шадринского уездов. В 1818 г. живший в деревне Курмановой Шадрин-ского уезда Давлетша Сеитягоферов Бикметов писал: «в прошлом, 1816, году действительно Екатеринбургского уезда деревни мещерятской Кара-болки мещеряки по предписанию Оренбургскаго военнаго губернатора в отделенной мещерятской кантон, находившейся тогда под управлением его, причислены были» (ГАСО, ф.12, оп.1, д.501, л.21). О том же сообщал и юртовой старшина деревни Караболки Сабит Хамитов (Там же, л.7-8). Не совсем понятно, о чем идет речь - что это за «отделенной» кантон и что с ним стало впоследствии, этот сюжет практически не изучен.

Как бы то ни было, мы видим, что в состав башкирских кантонов в Зауралье включали население, прежде к башкирам не относившееся, а именно, представителей другой сословной группы: мещеряков и служилых татар. Но если здесь ситуация еще может интерпретироваться неоднозначно, хотя бы теоретически, то в последующем произошли изменения, которые двойной трактовке не поддаются.

В 1855 г. Башкиро-мещерякское войско было преобразовано в Башкирское, при этом мещеряки остались в его составе (Асфандияров, 2005, с.184-188). То есть сословная группа мещеряков была упразднена, а те, кто к ней относился, были включены в состав башкирской сословной группы. И именно этот процесс отражен в материалах ревизских сказок 1859 г., где запечатлены «башкиры» тех деревень (НА РБ, ф.И-138, оп.2, д.768, л.430-450), которые в материалах прошлой ревизии были записаны как мещерякские (НА РБ, ф.И-138, оп.2, д.503, л.42-61, 204-213). На этом преобразования не завершились, и следующим шагом правительства стало кардинальное преобразование сословной группы башкир, с четким включением в ее состав людей, входивших ранее в сословные группы тептярей, бобылей и мещеряков.

отсутствует отсылка к номерам дела и описи. Поэтому я не смог увидеть сложную идентификацию этого населения в документах: в первую очередь, как башкир, а затем как мещеряков, или татар (см.: Самигулов, 2015, с.394-402).

В «Положении о башкирах» 1863 г. первый пункт гласил следующее: «Инородцы, известные под названием Башкир, Мещеряков, Тептярей и Бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные сельские обыватели, на основаниях, в сем Положении определенных» (Положение о башкирах, 1863, с.3). А основывалось это положение на указе, подписанном Александром II 14 мая 1863 г.: «...признав справедливым обитающих в губерниях: Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской Башкир и других инородцев, составляющих вместе с ними нынешнее Башкирское войско, уравнять в гражданских правах с прочими свободными сельскими обывателями и образовав общественное их управление на общих, указанных нами для устройства сельских обществ началах с теми в применении их изменениями, кои необходимы по особому положению сих инородцев» (Там же, 1863, с.2). Из служилого сословия башкиры были преобразованы в сословие свободных земледельцев, оставаясь, однако, на особом положении. Одним из основных (если не основным) отличий башкир от других групп «сельских обывателей» было сохранение за ними вотчинных прав на землю (Там же, 1863, с.8-11, пп.15-23).

Таким образом, те, кто входил до 1855 г. в сословие мещеряков, а также те, кто относился к сословию тептярей и бобылей, с 1855 г., вошли в состав Башкирского войска (т.е. служилой башкирской сословной группы). С 1863-1865 гг., с расформированием Башкирского войска, бывшие мещеряки были на основании указа Александра II включены в сословную группу башкир - «свободных сельских обывателей». В 1860-х-1880-х гг. башкирами обозначались в документах жители Ичкинской деревни (ГАПК, ф.238, оп.1, д.478, л.3-4 об.), мещеряки деревни Ахуново (ОГАЧО, ф.И-113, оп.2, д.1011, л.35 об.-36), мещеряки Челябинского уезда (в том числе и ичкин-ские татары Альменевской волости) (Список населенных мест., 2006, с.215, 244). А вот в «Списке населенных мест» население Карасевской волости Челябинского уезда было указано как «башкиры», а Ичкинской (Аль-меневской) - как «татары». Но в этом случае составители сборника попытались обозначить «народность», а не сословное состояние, что и могло послужить причиной путаницы. В графе «разряд крестьян» и у тех, и у других значится «вотчинники» (Там же, с.39, 47-48).

Пребывание в составе сословной группы башкир давало определенные преимущества. Как отмечалось выше, при общем соответствии социальному статусу государственных крестьян, башкиры, согласно «Положению о башкирах» 1863 г., сохраняли право на вотчинную землю. Быть башкиром было выгодно. Едва ли не главное - то же самое «Положение.» четко прописывало: «Инородцы, известные под названием Башкир, Мещеряков, Тептярей и Бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные сельские обыватели, на основаниях, в сем Положении определенных». Иначе говоря, представители всех групп, перечисленных в ст. 1 «Положения.», от-

ныне являлись башкирами. Поскольку «Положение.» являлось законом, утвержденным императором.

После революции 1917 г., с упразднением сословного деления в России, в документах стали записывать этническую, а не сословную принадлежность людей. Подавляющее большинство бывших тептярей и бобылей, мещеряков и служилых татар, входивших либо с 1798 г., либо с 1850-х гг. в сословную группу башкир, после революции перестали писать себя башкирами, поскольку не восприняли башкирскую этническую идентичность. Но в целом история развития идентичности тюркского населения Южного Зауралья (и не только) в послереволюционный период должна стать предметом тщательного изучения, поскольку факторов, влияющих на эти процессы, было не так уж мало.

Таким образом, сословная группа башкир в своем развитии в составе социальной структуры Московского государства/Российской империи претерпела ряд изменений. Во-первых, менялся характер самой группы: ясачная, служилая и, наконец, государственные крестьяне. Во-вторых, менялись рамки сословной группы, которая включала в себя новые сообщества. Так, при формировании Башкиро-мещерякского войска в состав кантонов в Екатеринбургском и Шадринском уездах были включены представители живших там групп мещеряков и служилых татар: Мещерякской волости, карабольских (карабулакских), Усть-Багарякских, ичкинских. Наиболее значительное расширение границ сословной группы башкир произошло в 1850-х - 1860-х гг., когда совершился переход башкир в крестьянское сословие, с одновременным включением в его состав мещеряков, тептярей и бобылей. После упразднения сословий в 1917 г. основная масса мещеряков и служилых татар отказалась от наименования себя башкирами. Это привело к существенному сокращению численности людей, обозначаемых в учетных документах как башкиры.

Источники и литература

1. ГАПК. Ф. 238. Оп. 1. Д. 478.

2. ГАПК. Ф. 297. Оп. 1. Д. 1030.

3. ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 501.

4. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а.

5. НА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 771.

6. НА РБ. Ф. 138. Оп. 3. Д. 129.

7. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 503.

8. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 768.

9. ОГАЧО. Ф. И-44. Оп. 1. Д. 80.

10.ОГАЧО. Ф. И-113. Оп. 2. Д. 1011.

11.РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 261.

12.РГАДА. Ф. 429. Оп. 1. Д. 406.

13Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798-1865 гг.). Уфа: Китап, 2005. 265 с.

14.Беляков А.В., Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х. Сибирская ветвь касимовских мурз Тонкачевых: к истории ичкинских татар // Былые годы. 2019. Т. 51. Вып. 1. С. 41-54.

15.Исхаков Д.М. Этнографические группы волго-уральских татар: опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2002. С. 75-166.

16..Материалы по истории Башкирской АССР. М.: Наука, 1956. Т. 4. Ч. 2. 667 с., карта.

17.Пермская старина: сборник исторических статей и материалов, преимущественно о Пермском крае. Вып. VII: Верхотурский край в XVII веке / Сост. А.А. Дмитриев. Пермь: Типография П.Ф. Каменского, 1897. 244 с.

18.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Том XXV: 1798-1799. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 935 с.

19.Положение о Башкирах. СПб.: Тип. Управления иррегулярных войск, 1863. 117 с.

20.Ревизские сказки д. Нижняя, 1811 г. [Электронный ресурс] иЯЬ: http://www.edodib.gasrb.m/#/?places=Нижняя&mode=0&tm=1560062227693&pNo= 1&cnt=1&pSz=100&rc=125 (дата обращения: 05.06.2019).

21.Ревизские сказки д. Тагилова, 1811 г. [Электронный ресурс] иРЬ: http://www.edodib.gasrb.m/#/?places=Тагилова&mode=1&tm=1560140400411&pNo =1&cnt=1&pSz=100&rc=1 (дата обращения: 05.06.2019).

22.Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Оренбургское отделение ИРГО, 1887. 436 с.

23. Самигулов Г.Х. Формирование тюркской группы калмак и Сарт-Калмакской волости в Южном Зауралье XVIII века // Научный диалог. 2018. № 9. С. 275-294.

24.Самигулов Г.Х. Вновь созданные ясачные волости в Южном Зауралье второй трети XVIII века // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 234-247.

25. Самигулов Г.Х. К истории мещеряков Южного Зауралья XVIII - начала XX века // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: Сб. статей. Вып. 5. Материалы международной научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVIII - середина XIX в.)» (г. Казань, 19 ноября 2015 г.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. С. 394-402.

26.Список населенных мест. Ч. II. Оренбургская губерния, 1866. Уфа: Китап, 2006. 260 с.

Г.Х. Сэмигулов

«Башкорт» сословиесе теркемендэге XVIII гасыр уртасы - XX йез башындагы узгэрешлэр

1754 елдан башкортлар Кеньяк Урал тебэге йомышлы халкынын ин зур теркеме булалар. Бу теркем, нигездэ, элеккеге ясаклы башкортларны Y3 эченэ ал-ган. XIX гасыр уртасында башкорт сословиесенэ кергэн теркемне шактый тулы-ландыруга китергэн Yзгэрешлэр була. 1850 елда анын составына типтэрлэр h9M бобыльлэр кертелэ. 1855 елда Башкорт-мещеряк гаскэренен исеме Башкорт гаскэре дип Yзгэртелэ, бу исэ башкортлар составына мещерякларны кертYгэ китерэ. 1863 елда «Башкортлар турында нигезлэмэ» раслана. Анын буенча мещерякларнын да, типтэрлэрнен дэ, бобыльлэрнен дэ, хэзер инде крестьяннар сословиесе теркеме буларак, башкортлар составында икэнлеге тагын бер кат рас-лана. Башкортларнын вотчина ^ирлэренэ хокуклары, ягъни аерым естенлеклэре саклануы мещеряклар hэм типтэрлэр ечен башкорт булып исэптэ торулары ечен стимул була. Шул сэбэпле, социаль статусны кYрсэтY меЬим булган рэсми доку-ментларда Усть-Багаряк, СафакYл, Эчкен яки Ахун авыллары халкы башкортлар булып саналган, шул ук вакытта бик Yк формаль булмаган кэгазьлэрдэ Yзлэрен мещеряклар яки татарлар дип атаулары мемкин. Эмма рэсми рэвештэ барлык элеккеге мещеряклар hэм типтэрлэр дэ диярлек башкортлар дип саналган. 1917 елдан сон сословиелэр hэм сословие естенлеклэре бетерелгэч, мещерякларнын hэм типтэрлэрнен теп массасы Yзен башкортлар дип санаудан туктый. Моны революция hэм Гражданнар сугышы елларында башкортлар саны кимYне хисапла-ганда истэ тотарга кирэк.

Ачкыч сузлэр: сословие, башкортлар, мещеряклар, типтэрлэр, йомышлылар, крестьяннар.

G.Kh. Samigulov

Transformations of the estate group "Bashkirs" in the middle of the 18th - early 20th centuries AD

Since 1754 the Bashkirs were the biggest group of the service class population of the South Urals. This group included presumably the former Yasak Bashkirs. In the middle of 19th century AD there were changes which led to the significant replenishment of the Bashkir class group. In 1850 the representatives of the Teptyari and Bobyli groups were included into Bashkir group. In 1855 the Bashkir-Mesheryaki army was reorganized into the Bashkir's army, which automatically resulted in the inclusion of the Meshcheryaks into the composition of Bashkirs. And in 1863 it was approved the "Decree about the Bashkirs" which confirmed that both the Mesheryaki, Teptyari and Bobyli are among the Bashkirs, but now as an estate group within the peasants. As far as the Bashkirs had all rights on the patrimony lands, i.e certain privileges, the Mesheryaki and Teptyari had a stimulus to be listed in the Bashkirs. So, in the official documents where it was important to indicate the social status, residents of Ust'-Bagaryak, Safakulevo, Ichkino or Akhunovo were listed as the Bashkirs, but, in less formal documents they may have called themselves the Mesheryaki or Tatars. But offi-

cially, all former Mesheryaki and Teptyari were listed as the Bashkirs. After 1917, when estates and estate privileges were cancelled, most of the Mesheryaki and Teptyari stopped attributing themselves to the Bashkirs. This should be taken into account when calculating the reduction in the number of the Bashkirs during the revolution and Civil war.

Keywords: estate, the Bashkirs, the Mesheryaki, the Teptyari, service class, peasants.

Информация об авторе:

Самигулов Гаяз Хамитович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра евразийских исследований ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)» (г.Челябинск); e-mail: gayas_@mail.ru

Сэмигулов Гаяз Хэмит улы - тарих фэннэре кандидаты, Кеньяк Урал дэYлэт университеты (Милли тикшерену университеты) Евразия тикшеренулэре фэнни-белем 6^y Yзэгенец елкэн фэнни хезмэткэре (Чилэбе шэhэре).

Samigulov Gayaz Kh. - Candidate of Historical Sciences, Ssenior researcher of the Research and Educational Center for Eurasian studies of the South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.