Научная статья на тему 'Изменения правового статуса Министерства Внутренних Дел Республики Армения (полиции Республики Армения при правительстве Республики Армения) в составе правительства после 1991 года'

Изменения правового статуса Министерства Внутренних Дел Республики Армения (полиции Республики Армения при правительстве Республики Армения) в составе правительства после 1991 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ / МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / MILITIA / POLICE / CHIEF OF POLICE / HOME SECRETARY / LAW-ENFORCEMENT SYSTEM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения правового статуса Министерства Внутренних Дел Республики Армения (полиции Республики Армения при правительстве Республики Армения) в составе правительства после 1991 года»

Петросян А. Р.

Министерство внутренних дел Армении

2.3. ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ(ПОЛИЦИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ) В СОСТАВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ 1991 ГОДА

Петросян Айк Рафикович. Должность: адъюнкт. Место работы: Академии управления МВД России. E-mail: havk [email protected] Ключевые слова: милиция, полиция, начальник полиции, министр внутренних дел, правоохранительная система.

LEGAL STATUS CHANGES OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF REPUBLIC OF ARMENIA (POLICE OF REPUBLIC OF ARMENIA ATTACHED TO THE GOVERNMENT OF REPUBLIC OF ARMENIA), IN THE CONSIST OF GOVERNMENT AFTER 1991

Hayk Petrosyan. Position: graduated. Place of Employment: military management academy of the Ministry of Interior of Russia. E-mail: hayk [email protected] Keywords: militia, police, chief of police, Home Secretary, law-enforcement system.

Формирование государственности Республики Армения началось в начале 1990-bix годов, с учетом новых целей построения суверенного, демократического, социального, правового государства.

21 сентября 1991 года, по результатам всенародного референдума, проведенного в Армении, Высший Совет Республики 23 сентября 1991 года объявил Армению независимым государством, после чего в Республике Армения начался трудный и очень важный процесс формирования и развития государственных институтов, соответствующий нынешним демократическим требованиям.

После установления независимости, Высший Совет РА 25 ноября 1991 года принял Закон «О составе и структуре Правительства Республики Армения», в соответствие с которым в состав Правительства РА, входило Министерство Внутренних Дел Республики Армения вместе с другими министерствами, государственными управлениями и государственными инспекциями1.

Во исполнение Указа президента Республики Армения от 8-го ноября 1996 года «О внесении изменений в указ об установлении структуры и порядка деятельности правительства Республики Армения», решением правительства Республики Армения №360 17-го ноября 1996 года2, Министерство Внутренних Дел и Министерство Национальной Безопасности были объединены в единое Министерство Внутренних Дел и Национальной Безопасности Республики Армения.

1 Сборник действующиx законов Республики Армения (1990-1995гг.), Ереван 1995г., стр. 434-435, на арм. языке

2 oфициальний сайт Министерства Юстиции, “Официальный справочник” Закрытого Акционерного Общества -http://www.arlis.am/?docid=24591

Такое объединение оказалось неоправданным, носило по существу формальный характер, и поэтому два года спустя, согласно Указу3 президента Республики Армения за № 287 от 15 июня 1999 года «О внесении изменений в состав правительства Республики Армения», Министерство Внутренних Дел и Национальной Безопасности вновь было преобразовано в два самостоятельных ведомства - Министерство Внутренних Дел Республики Армения и Министерство Национальной Безопасности Респуб-лики Армения.

В дальнейшем, при принятии ряда законодательных актов («О полиции»4, «О гражданской службе»5, «О службе в полиции»6 и др.) произошли существенные структурные изменения в системе МВД с передачей некоторых функций в ведение других ведомств.

Из структуры Министерства Внутренних Дел в Министерство Юстиции7 было переведено уголовноисполнительное управление, а Противопожарная Служба Министерства Внутренних Дел Республики Армения - передана в Управление Чрезвычайных Ситуаций при Правительстве Республики Армения8.

Далее, согласно Указу Президента за 1218 от 17 декабря 2002 года «О внесении изменений в структуру правительства Республики Армения», оставшие в Министерстве Внутренних Дел Республики Армения службы вошли во вновь образованное ведомство -Полиция Республики Армения при Правительстве Республики Армения. Соответственно и должность министра Внутренних Дел Республики Армения, являющаяся политической9, была заменена дискреционной должностью10 - Начальника Полиции Республики Армения.

Согласно 14-ой статье закона РА «О службе в полиции» начальником Полиции Республики Армения может быть назначен служащий полиции, занимавший до назначения должности или заместителя начальника

3 oфициальний сайт Министерства Юстиции, “Официальный справочник” Закрытого Акционерного Общества -http://www.arlis.am/?docid=24591

4 официальний сайт парламента Республики Армения -

Ийр://\ммм.рагІІатеп1.ат/ІедІ8Іа1Іоп.р1ір?8еІ=аІр1іа&І1уре=3&Іапд=аг т#24

5 официальний сайт парламента Республики Армения -

Ийр://\ммм.рагІІатеп1.ат/ІедІ8Іа1Іоп.р1ір?8еІ=аІр1іа&І1уре=3&Іапд=аг т#36

6 официальний сайт парламента Республики Армения -

Ийр://\ммм.рагІІатеп1.ат/ІедІ8Іа1Іоп.р1ір?8еІ=аІр1іа&І1уре=3&Іапд=аг т#24

7 Решение правительства Республики Армения N 1015 19 октяб-

ря 2001 года «О создании уголовно-исполнительной службы в системе Министерства Юстиции Республики Армения»,

официальный сайт Министерства Юстиции, “Официальный справочник” Закрытого Акционерного Общества -

http://www.arlis.am/?docid=24591

8 Решение правительства Республики Армения N 1142-Ъ 1 августа 2002 года «О реорганизации антипожарной службы Министерства Внутренних Дел Республики Армения» - официальный сайт Министерства Юстиции, “Официальный справочник” Закрытого Акционерного Общества - http://www.arlis.am/?docid=24591

9 Согласно закону, политическими должностями считаются должности Президента Республики Армения, депутатов Национального Собрания Республики Армения, Премьер-министра Республики Армения, министров Республики Армения и глав муниципалитетов Республики Армения.

10 дискреционными должностями считаются должности Руководителя Аппарата Президента Республики Армения, Руководителя Аппарата Правительства Республики Армения, заместителей министров Республики Армения, губернаторов Республики Армения (мэра-губернатора Еревана), а также должности советников, пресс-секретарей и помощников лиц, указанных в ссылках 10 и 11 данного статьи.

Пробелы в российском законодательстве

3'2009

полиции или не менее трех лет главные полицейские должности и имеющий полицейское звание не ниже полковника полиции. Хотя в той же статье предусмотрено исключение, говорящее о возможности назначения начальником полиции представителей и других государственных органов, назначенных на занимаемые должности Президентом или премьер-министром Республики Армения.

Такая перестройка исходила из необходимости оградить Начальника Полиции от влияния доминирующей политической партии, соблазна использовать силы полиции в политических и коньюктурных целях. Закон «О службе в полиции» РА требует: «Служащий полиции не имеет право быть членом какой-нибудь политической партии и иной общественной организации, за исключением научной, культурной, спортивной, охотничьей, ветеранской и иной подобной общности, использовать свое служебное положение в интересах партий, общественных, в том числе религиозных группировок, проповедовать их идеи и взгляды, исполняя свои служебные обязательства вести иную политическую или религиозную деятельность».

Однако, произошедшее преобразование МВД в Полицию имеет и свои негативные стороны. Они состоят в том, что начальник полиции, который не является представителем политического руководства и членом доминирующей партии, испытывает большие трудности при решении проблем самой полиции, удовлетворении ее потребностей, а также противостоянию политическому давлению.

Из этого следует, что политическая должность министра внутренних дел и реорганизованная должность начальника полиции, являющаяся очень важной в системе государственного управления, но не имеющая достаточного политического веса, каждая по-своему имеет как положительные, так и слабые стороны.

Тем не менее, как представляется, на данном этапе решения сложных задач в реформировании правоохранительной системы государства более подошел бы статус министра, являющегося членом правительства, положение и полномочия которого позволяли бы значительно успешнее ставить и решать задачи развития полиции, участвовать в разработке и реализации, соответствующей политики государства.

В то же самое время видимо необходимо разработать механизмы, обеспечивающие, с одной стороны, политический авторитет министра и его большие возможности, с другой стороны, достаточно большую автономию и самостоятельность полиции и ее начальника, ограждающую их от вмешательства министра в профессиональные аспекты деятельности полиции.

В этом случае Министр Внутренних Дел будет по достоинству представлять и министерство внутренних дел, и полицию в государственной системе, и эффективно решать ее проблемы. Думается, что за счет авторитета министра внутренних дел возрастает и авторитет служащих полиции в глазах общества. В свою очередь начальник полиции получит возможность сосредоточиться на главных ее задачах и эффективно их выполнять.

Список литературы

1. Сборники действующих законов Республики Армения, на арм. языке;

2. Официальный сайт парламента Республики Армения - http://www.parliament.am на арм. языке;

3. Официальный сайт Министерства Юстиции, “Официальный справочник” Закрытого Акционерного Общества - http://www.arlis.am на арм. яке.

Рецензия

Статья А. Р. Петросяна посвящена правовому статусу Министерства Внутренних Дел Республики Армения (Полиции Республики Армения при Правительстве Республики Армения) в составе правительства после 1991 года, после приобретения независимости и формирования государственности Республики Армения.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку сегодня реформы государственной системы Армении, в том числе составляющей ее часть полиции, актуальны. Автор раскрыл причины изменения правового статуса полиции (министерства внутренних дел) в правительстве после обретения независимости Армении, а также положительные и негативные стороны последовавших реорганизаций.

Приводимые автором доводы и аргументация представляются убедительными и заслуживающими внимания, особенно в части предложения о восстановлении Министерства Внутренних Дел Республики Армения, в составе которого более эффективно станет функционировать профессиональный институт полиции.

Статья написана на весьма хорошем уровне, грамотно, основывается на национальных законодательных актах. Авторское отношение к рассматриваемым вопросам проникнуто заинтересованностью и стремлением внести определенный вклад в их реализацию. Статья А. Р. Петросяна соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель, Заслуженный юрист России, профессор Академии управледия МВД России А. П. Ипакян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.