Научная статья на тему 'Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков)'

Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ / ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЯ / ФАЗЫ ИНФРАДИАННЫХ РИТМОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фефилов Антон Валерьевич

Отслеживается динамика функционального состояния и эмоциональных компонентов отношения к работе у «интеллектуальных работников» с помощью данных цветового теста М. Люшера и цветового теста отношений, проанализированных определенным методом. Эти изменения состояния и отношения к работе в разные периоды времени коррелируют с вычисленными фазами биологических ритмов, а их разброс пропорционален уровню эмоциональности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фефилов Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional condition and emotional motivational components of the attitude to work change depending on phases of biological rhythms and an emotional level (by the example of design engineers)

The article is devoted to the dynamics of functional condition and emotional components of the intellectual workers' attitude to work by means of Lusher's color test and the color test of the attitudes. These changes of condition and the attitude to work during the different periods of time correlate with the calculated phases of biological rhythms, and their dispersion is proportional to the emotional level.

Текст научной работы на тему «Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков)»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

УДК 159.9:62(045) А.В. Фефилов

ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ (на примере инженеров-проектировщиков)

Отслеживается динамика функционального состояния и эмоциональных компонентов отношения к работе у «интеллектуальных работников» с помощью данных цветового теста М. Люшера и цветового теста отношений, проанализированных определенным методом. Эти изменения состояния и отношения к работе в разные периоды времени коррелируют с вычисленными фазами биологических ритмов, а их разброс пропорционален уровню эмоциональности испытуемых.

Ключевые слова: функциональные состояния, отношение к работе, цветопредпочтения, фазы инфрадианных ритмов.

Начало нового века - это эпоха все ускоряющегося роста нервно-психического напряжения и в жизни, и в профессии, с повышенными требованиями, предъявляемыми к психической устойчивости и адаптации работника к условиям деятельности. Очевидно, что эффективность деятельности существенно зависит от особенностей функционального и психофизиологического состояния, развивающегося у субъектов труда в процессе работы. Динамика состояния, диапазон изменений обусловлены в основном свойствами нервной системы, темперамента [4; 5; 8-10; 13; 15; 16].

Большую роль в жизни и деятельности любого живого организма играют также ритмические процессы, особенно околосуточные («циркадианные») и с периодом более 26-28 часов («инфрадианные»). Например, лунные, солнечные, сезонные и годовые. Часто они не осознаются человеком и влияют скорее на его подсознание, но могут проявляться и в сознании в виде различных чувств, эмоций. А в поведении меняют энергию, тонус и активность индивида [4; 7; 11; 12]. У более эмоциональных людей это может сказаться на успешности профессиональной и любой другой деятельности.

Под влиянием биологических ритмов, с учетом индивидуальных «ритмо-зависимости» и эмоциональности, работоспособность может также изменяться циклически, иметь несколько «подъемов» и «спадов». Можно ли эту динамику исследовать и описать более объективно для практико-прогностических целей?

Большой опыт наблюдений за внешними индикаторами и предсказателями эмоциональных состояний, использования этого в целях профессионального отбора и оптимизации деятельности, в частности, у летчиков периода Второй мировой войны, накоплен некоторыми японскими специалистами [1. С. 123-129].

Гипотетические механизмы влияния космических факторов на психофизиологические характеристики и профессиональные способности людей, с опорой на объемные (редкие пока даже для традиционной экспериментальной психологии) исследования и строгие статистические вычисления, представлены в книге [7. С. 29-38, 45-54, 254-271] руководителя лаборатории изучения взаимосвязей между космическими и психофизиологическими ритмами в Париже М. Гоклена.

Во введении к недавно изданной в России книге известнейшего психолога и психодиагноста Г. Айзенка и менее известного руководителя психологической лаборатории исследования «пси-феноменов» Кэмбриджского университета К. Сарджента упоминается, что «уже в 1978 г. Айзенк опубликовал статью о связи зодиакального знака с основными характеристиками» темперамента и характера (экстраверсией - интроверсией и эмоциональностью) [2. С. 8,9]. «В результате масштабного исследования ему удалось установить совершенно определенную зависимость... Совсем недавно отечественным психологом В.Н. Дружининым было проведено похожее исследование и также выявлена определенная зависимость.» (Там же).

Некоторые наши предположения основаны на идеях известнейшего астронома и астролога И. Кеплера, который ввел в сферу рассмотрения науки несколько аспектов - особых дуг окружности орбиты планеты, используя принцип деления ее на целое число. Он пытался объяснить влияние планетарных аспектов по аналогии с теорией стоячей волны в физике. Когда дуга-аспект целое число раз укладывается в окружности, возникает некая стоячая волна, которая в особых точках порождает резонанс, и влияние (сила взаимодействия) планет резко увеличивается.

Итак, нашей целью стало исследование динамики функционального состояния и эмоциональных компонентов отношения к работе, потенциально связанных с мотивацией деятельности, у работников с разным уровнем эмоциональности, в разные периоды времени.

Исходя из этого, определились задачи:

1) выявить уровень эмоциональности испытуемых с помощью опросника структуры темперамента и разбить их на группы;

2) оптимизировать методики проведения и анализа данных цветового теста М. Люшера и цветового теста отношений в целях более точной диагностики функционального состояния и эмоциональных компонентов отношения к работе;

3) определить моменты тестирования функционального состояния и отношения к работе для каждого из испытуемых, не менее двух раз - по возможности ближе к периодам «более позитивного» и «более негативного» функциональных состояний;

4) сравнить диапазон изменения состояния и отношения к работе в различные временные периоды (дни) у разных по уровню эмоциональности испытуемых.

Гипотезы: 1) изменения функционального состояния и отношения к работе испытуемых в разные периоды времени соответствуют вычисленным

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

нами заранее фазам биологических ритмов; 2) разброс этих состояний и отношений пропорционален уровню эмоциональности «интеллектуальных работников».

Методы и методики исследования

Исследование было проведено в 2001-2002 гг. на базе НИИ «ПРИКАМПРОМПРОЕКТ» и лаборатории психофизиологии и дифференциальной психологии ФПП УдГУ (г.Ижевск). В исследовании участвовали инженеры-проектировщики - 45 человек в возрасте от 20 до 40 лет, 25 мужчин и 20 женщин.

Был использован опросник структуры темперамента В.М. Русалова, характеризующий темперамент как систему формально-динамических компонентов психомоторных и коммуникативных актов [3; 5; 13]. На основании суммарных значений эмоциональности (предметной и социальной) были сформированы примерно равные по количеству группы испытуемых с разными ее уровнями.

Использовался также опросник уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, в модификации Ю.Л. Ханина, для определения «самооценочного уровня» реактивной (на данный момент) и личностной тревожности.

Для повышения валидности и объективности исследования функционального и эмоционального состояния, эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе на момент обследования, использовались цветовой тест Люшера и цветовой тест отношений.

В теории сигнальных значений цветов М. Люшера согласно выбору ведущего цвета выделяются четыре индивидуально-психологических типа, расположенных в системе двумерных координат [14. С. 16-19; 18. С. 40-42]. Одна ось типологии дифференцирует индивидов по активности в деятельности и поведении (преобладанию «эрготропных тенденций»), а другая - по стабильности эмоций и независимости субъекта от внешних факторов («гомономно-сти»/ «автономности»).

К. Шипошем [14. С. 41-43], исходя из теории М. Люшера, был выведен «коэффициент вегетативного тонуса», в котором используется баланс суммы рангов основных 4 цветов, характеризующий функциональное состояние обследуемого: КВ = (18-место «3»-место «4»)/(18-место «1»-место «2»), где на место номеров цветовых эталонов ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом в индивидуальном ранговом ряду. Исходя из указанных положений, в 2001-2003 гг. нами были разработаны и применены [3, С. 42-46; 11. С. 335-338; 17. С. 127-136] следующие коэффициенты:

1) «автономно-агрессивной активности» (КАВ), который выявляет склонность к поведению, «независимому от окружающих людей и обстановки»;

2) «конфликтно-агрессивной активности» (КАА). Чем он больше, тем выше тенденция к доминированию испытуемого или к социально нежелательному преобразованию им окружения;

3) коэффициент «проблемности» (КП), который определяет отношение рангов «проблемных», «конфликтных» тенденций в поведении к рангам бо-

лее «естественным» и «беспроблемным». Чем больше его значение, тем выше удельный вес проблем и конфликтов, требующих немедленного разрешения, «критичность» актуальной для субъекта ситуации.

Был также использован цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный Е.Ф. Бажиным, А.М. Эткиндом, Т.В. Корнеевой на основе цветового теста Люшера [6. С. 313-323]. Свое отношение и ассоциации с работой испытуемые проявляли в ранговом порядке всех 8 цветов. Между выборами цвета по симпатии и по отношению к работе рассчитывались разницы, которые затем могли складываться в одну сумму. Еще один вариант анализа: расчет коэффициентов по упомянутым формулам, на основе двух выборов цвета, с последующим сравнением.

Тестирование уровня тревожности, выбора цвета по симпатии и по ассоциации с работой проводилось отдельно от тестирования ОСТ не менее двух раз, в специально подобранные моменты времени. Первое тестирование проводилось в период (день) «позитивного» для испытуемого состояния, а второе - в период «негативного» состояния.

Моменты выбирались нами (совместно с Е.Н. Логиновой, в 2002-2003 гг.) на основе расчета основных параметров двух инфрадианных ритмов испытуемых по алгоритму, разработанному автором и отличающемуся от других подобных схем расчета. Эти ритмы связаны с изменением положений Солнца и Луны относительно Земли.

М. Гоклен приводит статистически обоснованные выводы инженера американской радиокомпании Дж. Нельсона, который в 1946-1951 гг. изучал связь между положением планет и качеством распространения радиоволн [7. С. 34,35]. Выявилось, что «совершенно особые конфигурации планет мешают нормальному приему радиоволн: когда планеты располагаются по отношению к Солнцу и друг к другу под прямым углом или напротив друг друга, или на одной линии!».

В нашей работе периоды более позитивного психоэмоционального состояния определялись приближением текущего положения Солнца и (или) Луны к такому, которое составляет угол в 0 или 120 градусов с положением этих же небесных тел при рождении данного испытуемого. А период негативного состояния - при приближении текущего положения Солнца и (или) Луны к такому, которое образует угол в 90 или 180 градусов с положением этих же объектов при рождении.

Все вышеуказанные модификации методик были неоднократно испытаны и уточнены на материале студенческих, аспирантских и собственных исследовательских работ. В настоящее время автор, на основе обширного опыта индуктивных выводов, в том числе и тщательного повременного анализа результатов футбольных матчей в пяти ведущих странах Европы за последние полтора года, пришел к намного более сложным схемам расчета фаз ритмов и еще более парадоксальным выводам!

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Результаты и их обсуждение

Инженеры-проектировщики с высоким уровнем эмоциональности, по сравнению с менее эмоциональными, имеют более высокие значения и личностной, и реактивной тревожности во все периоды времени (табл. 1). Обе формы тревожности растут ко второму тестированию, в более негативный период (табл. 2). Видимо, самооценка большинства людей, даже в отношении того, как они ведут себя «обычно», зависит от их состояния во время тестирования, проецируя ситуативные проблемы!

Первые три коэффициента (по цветовому тесту) уменьшаются ко второму тестированию, а коэффициент «проблемности» увеличивается, причем в большей степени у высокоэмоциональных испытуемых. То есть в периоды негативного состояния у всех испытуемых, а особенно высокоэмоциональных, повышение реактивной тревожности проявляется в склонности к астеническим реакциям, увеличении зависимости от внешних факторов в поведении, тенденции к актуализации возникающих проблем и ситуаций.

Таблица 1

Различия между низко-, средне- и высокоэмоциональными работниками

Переменные Средние значения и уровень значимости различий

низкоэмоциональные высокоэмоциональные направление различий среднеэмо-циональные высокоэмоциональные направление значимых различий

Уровень тревожности по Спилберге ру

РТ при первом тестировании 16,1 ** 22,7 т 21,6 22,7

РТ при втором тестировании 17,8 ** 26,9 т 24,9 26,9

ЛТ при первом тестировании 40,7 ** 49,1 т 47,5 * 49,1 т

ЛТ при втором тестировании 41,8 ** 53,4 т 49,8 * 53,4 т

Коэффициенты тонуса по цветовому тесту

Коэф. «автономно-агрессивной активности» при втором тестировании 2,24 * 1,33 4 1,70 1,33

Коэф. «про-блемности» при втором тестировании 1 79 ** 5,43 Т 3,76 5,43

Окончание табл. 1

Отношение ко-эф. «вегетативного тонуса» при первом тест. ко втор. 1,63 2,12 1,54 2,12

Отношение ко-эф. «автономно-агрессивной активности» при первом тест. ко второму 1,23 2,40 1,77 2,40

Отношение ко-эф. «конфликтно-агрессивной активности» при первом тест. ко второму 1,53 1,28 1,87 т 1,28 4

Отношение ко-эф. «проблем-ности» при первом тест. ко второму 0,55 ** 0,07 4 0,20 т 0,07 4

Примечания: ЛТ - личностная тревожность; РТ - реактивная тревожность; ** р < 0,010; * 0,050 > р > 0,010; т (тенденция) - 0,075 > р > 0,050;

| - различие или изменение в сторону увеличения у высокоэмоциональных; I - в сторону уменьшения).

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Таблица 2

Различия между первым и вторым тестированием в каждой группе испытуемых *

Сравнивае- Низко- Направ- Средне- Напра Высо- Напра

мые парамет- эмоцио- ление эмоцио- в- коэмо- вление

ры нальные: изменен. нальные: ление ционал изме-

средние средние и изме- ьные: нен.

и значи- значи- нен.

мость мость средние

разли- различий и

чий значимость различий

Уровень тревожности по Спилбергеру

ЛТ при пер- 40,7 - 47,5 - т 49,1 - т

вом и втором 41,8 49,8** 53,4**

тест. т т т

РТ при пер- 16,1 - 21,6 - 22,7 -

вом и втором 17,8* 24,9** 26,9**

тест.

Коэффициенты тонуса по цветовому тесту

Коэф. «веге-

тативн. тону- 1,37 -1,01 4 1,15 - 4

са» при пер- * 0,76 *

вом и втором

тестировании

Коэф. «про-

блемн.» при 0,41 - т 0,33 -3,76 т 0,25 - т

первом и вто- 1,79 ** ** 5,43 **

ром тест.

Коэф. «кон-

фликтно- 1,17 - 1,68 -1,03 4 1,07 -

агрессивной 1,07 * 1,01

активности»

при первом и

втором тес-

тировании

* См. примечания к табл. 1.

По данным модифицированного цветового теста отношений (табл. 3) видно, что большинство коэффициентов значимо выше у высокоэмоциональных работников по сравнению со среднеэмоциональными, особенно при вто-

ром тестировании (в «негативный» период) по сравнению с первым (в «позитивный» период). Если при первом тестировании коэффициент «проблемно-сти» по отношению к работе у всех испытуемых разный и примерно пропорционален их уровню эмоциональности, то во второй раз этот показатель почти одинаково велик во всех трех группах!

Таблица 3

Различия между средне- и высокоэмоциональными работниками по результатам теста цветовых отношений *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние значения Направле-

и уровень значимости раз- ние значи-

личии мых разли-

Переменные средне-эмоциональные высокоэмоциональные чии

Коэф. «вегетативного тонуса» по отношению к работе при 0,92 1,20

первом тестировании

Коэф. «вегетативного тонуса» по отношению к работе при 0,57 * 1,46 т

втором тест.

Коэф. «автономно-агрессивн.

активности» по отношению к 0,97 т 2,40 т

работе при втором тест.

Коэф. «конфликтно-агрессивн.

активности» по отношению к 0,77 т 1,07 т

работе при первом тест.

Коэф. «конфликтно-агрессивн.

активности» по отношению к 0,78 * 1,52 т

работе при втором тест.

* См. примечания к табл. 1.

Можно заключить, что в периоды «негативного» состояния испытуемые в сфере своей профессиональной деятельности также испытывают заметную тенденцию к нарастанию удельного веса ситуативных проблем, сложности с принятием малоэмоциональных и более разумных решений и эффективным разрешением конфликтных ситуаций.

Рост эмоционального напряжения, в ответ на повышение информационной нагрузки на когнитивные ресурсы индивида, часто проявляется и в более физиологических параметрах активности, например, увеличении низкочастотного компонента ЭЭГ- ритмов, с которым связано влияние лимбиче-ской системы [4; 8; 2. С. 81-88]. За некоторые виды депрессий, связанных с сезонными ритмами, например «зимнюю депрессию», по мнению Т. Уэра и его коллег, ответственны эпифиз и супрахиазменные ядра гипоталамуса

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

[4. С. 118,119]. Нейроны этих ядер посылают сигналы эпифизу, в котором происходит превращение сератонина в мелатонин. Супрахиазменные ядра ответственны также за распределение фаз сна в суточном цикле.

Выводы

1. Инженеры-проектировщики с высоким уровнем эмоциональности имеют более высокие значения и личностной, и реактивной тревожности, чем менее эмоциональные испытуемые, во все периоды времени.

2. Обе формы тревожности во всех группах испытуемых увеличиваются к периоду более «негативного» функционального состояния. Большинство коэффициентов активности («эрготропности») уменьшается к этому периоду, а показатель «проблемности», наоборот, увеличивается, причем в большей степени у высокоэмоциональных испытуемых.

3. Большинство коэффициентов, по ассоциации с работой, значимо изменяется к периоду более «негативного» функционального состояния. Если в обычное время коэффициент «проблемности» по отношению к работе у всех испытуемых невысок и примерно соответствует их уровню эмоциональности, то во второй раз он почти одинаково велик во всех трех группах испытуемых.

4. Если у низкоэмоциональных работников более «негативные» и «проблемные» цветовые выборы чаще наблюдаются только по отношению к работе, то у высокоэмоциональных в сложных ситуациях «сфера недовольства» проявляется шире. Последние испытывают более генерализованную негативно-эмоциональную реакцию, которая с большей вероятностью может привести их к неконтролируемому разумом аффективному поведению и, возможно, к психосоматическим расстройствам.

5. Инженеры-проектировщики с более высоким уровнем пластичности, в сочетании со средним или ниже среднего уровнем эмоциональности, наименее зависимы от возможного негативного влияния внешних факторов. Это может быть связано с большей легкостью адаптации таких работников к различным, в том числе непредсказуемым, изменениям обстановки и профессиональных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хироюки А. Адмирал Ямамото. Путь Самурая... М.: Центрполиграф, 2003.

2. Айзенк Г., Сарджент К. Психология паранормального. М.: Эксмо, 2005.

3. Баранов А. А., Фефилов А. В. Дифференциальная психология личности. Ижевск, 2002.

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., Мир, 1988.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: Пер Сэ, 2001.

6. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2000.

7. Гоклен М. Досье космических влияний. Характеры и темпераменты. М.: Крон-Пресс, 1998.

8. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М.; СПб.: Питер, 2001.

10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М.; СПб.: Питер, 2005.

11. Логинова Е.Н., Фефилов А.В. Изменения психических состоянии и отношения к работе специалистов интеллектуального труда в зависимости от их индивидуально-психологических своИств // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы междунар. науч.-практ. Конференции. Ижевск; Москва, 2004. Кн. 1.

12. Лэмберг Л. Ритмы тела. М., 1998.

13. Русалов В.М. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций. М., 1991.

14. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: модифицированный тест Люшера // Сер. Методы психологическои диагностики. М., 1990.

15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

16. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 1,2.

17. Фефилов А.В. Механизмы, лежащие в основе определения силовых и скоростных своИств нервных процессов и структуры умственных способностей // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. Ижевск, 2003.

18. Цветовой личностный тест / Под ред. В.В. Драгунского. Минск: Харвест, 2004.

Поступила в редакцию 07.05.07

A. V. Fefilov

Functional condition and emotional motivational components of the attitude to work change depending on phases of biological rhythms and an emotional level (by the example of design engineers)

The article is devoted to the dynamics of functional condition and emotional components of the intellectual workers' attitude to work by means of Lusher's color test and the color test of the attitudes. These changes of condition and the attitude to work during the different periods of time correlate with the calculated phases of biological rhythms, and their dispersion is proportional to the emotional level.

Фефилов Антон Валерьевич

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,1 (корп. 6) E-mail: fefilov@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.