Научная статья на тему '15 лет научных исследований и учебной работы в лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ: основные виды, направления и перспективы'

15 лет научных исследований и учебной работы в лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ: основные виды, направления и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МНОГОКАНАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЭЭГ / ЭКГ / ЭМГ И КГР / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИБОР "АКТИВАЦИОМЕТР" / КИНЕМАТОМЕТР / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVICE "ACTIVATIOMETER" / LABORATORY OF PSYCHOPHYSIOLOGY AND EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / COMPLEX PSYCHOLOGY AND PSYCHOPHYSIOLOGY DIAGNOSTICS / MULTI-CHANNEL EEG / ECG / EMG / SGR / CINEMATOMETER / HEMISPHERIC ASYMMETRY AND ITS RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фефилов Антон Валерьевич

Представлены история создания, материально-технического оснащения и деятельности учебной лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ. Приведены основные ученые, преподаватели, аспиранты, инженеры и лаборанты, оказавшие значительное влияние на становление и развитие лаборатории (в частности) и психофизиологии и экспериментальной психологии (в общем). Охарактеризованы 15 лет научных исследований и учебной работы, основные их этапы, научные связи с другими вузами, институтами, факультетами, лабораториями, а также с различными СМИ. Перечислены основные направления научной и учебной работы в лаборатории, их перспективы, в том числе в области разработки, развития и модификации методов и методик (техник), основные виды образовательных, консультативных и психодиагностических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

15 YEARS OF SCIENTIFIC RESEARCH AND EDUCATIONAL WORK AT THE LABORATORY OF PSYCHOPHYSIOLOGY AND EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY OF THE IPPST UDSU. THE MAIN TYPES, TRENDS AND PROSPECTS OF THE RESEARCH

The article describes the history of foundation and the development of infrastructure and activity of Laboratory of psychophysiology and experimental psychology of the IPPST UdSU. The author mentions names of scientists, professors, graduate students, engineers and technicians, who influenced the formation and the development of the laboratory (in particular), and psychophysiology and experimental psychology (in general). He describes the 15-year-period of scientific research and educational work, its main stages, research relations with other universities, institutes, departments, laboratories, as well as with a variety of media. Also the author specifies the main directions of scientific and educational work in the laboratory, their prospects, in particular in the field of psychological methods development and modification. He considers the main types of educational, consulting and psychodiagnostic services.

Текст научной работы на тему «15 лет научных исследований и учебной работы в лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ: основные виды, направления и перспективы»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_51

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2

УДК 159.91 (045) А.В. Фефилов

15 ЛЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

В ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИППСТ УДГУ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлены история создания, материально-технического оснащения и деятельности учебной лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ. Приведены основные ученые, преподаватели, аспиранты, инженеры и лаборанты, оказавшие значительное влияние на становление и развитие лаборатории (в частности) и психофизиологии и экспериментальной психологии (в общем). Охарактеризованы 15 лет научных исследований и учебной работы, основные их этапы, научные связи с другими вузами, институтами, факультетами, лабораториями, а также с различными СМИ. Перечислены основные направления научной и учебной работы в лаборатории, их перспективы, в том числе в области разработки, развития и модификации методов и методик (техник), основные виды образовательных, консультативных и психодиагностических услуг.

Ключевые слова: лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии, комплексная психологическая и психофизиологическая диагностика, многоканальная регистрация ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и КГР, психофизиологический прибор «Активациометр», кинематометр, межполушарная асимметрия и ее исследование.

В сентябре 2014 г. исполнилось 15 лет со дня основания учебной лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий (ИППСТ, ранее ФПП - факультет психологии и педагогики) УдГУ. Она была создана в сентябре 1999 г. на совершенно новой аппаратурно-методической и материально-технической базе по сравнению с ранее существовавшей первой лабораторией при кафедре психологии, основанной еще в 1968 г. Павлом Лейбовичем Горфункелем (чей 90-й юбилей со дня рождения мы недавно отметили в Институте ППСТ, вместе с его вдовой, Анной Михайловной, и его дочерью, Людмилой Павловной).

П.Л. Горфункель был известным советским психологом, в частности, он еще в 1953 г. защитил в Ленинграде кандидатскую диссертацию под руководством Б.Г. Ананьева на тему «Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма». Он был особым преподавателем -идейным вдохновителем и организатором создания и лаборатории, и первой кафедры психологии в УдГУ и вообще в Удмуртии.

К лету 1999 г. традиции экспериментального и естественнонаучного изучения в области психологии и психофизиологии в УдГУ были практически прерваны, старой лаборатории уже не существовало, и новую лабораторию, на новой материально-технической основе, с современными научными приборами и методами исследования, пришлось создавать заново. В том году для ее создания и выделения ставок для работников декану факультета психологии и педагогики (ФПП, ныне ИППСТ) проф. Н.И. Леонову, а также многим преподавателям (в частности, мне как ее заведующему), пришлось преодолевать ряд затруднений (иногда даже сопротивление со стороны отдельных руководящих работников УдГУ, что доказывает то, что и в наше «более прогрессивное время» важность и эффективность работы психолога и в целом научных экспериментов далеко не всем очевидны!). Напомним, что второе рождение психологии как науки и образовательной дисциплины в России и СССР (после ее запрета в 1936 г. сталинским руководством) пришлось примерно на 1966 г. (когда был открыт первый в стране факультет психологии, на базе философского факультета МГУ), а это намного позже, чем в большинстве развитых стран мира! С тех пор прошло немногим более 47 лет, что для серьезной науки возраст небольшой.

Приведу имена тех, без чьей активной помощи которых вряд ли были возможны создание учебной лаборатории психофизиологии и успешная научная и учебная работа в ней. Прежде всего, это Николай Ильич Леонов (доктор психол. наук, проф., декан ФПП УдГУ в 1998-2006 гг. и проректор УдГУ по научной работе в 2007-12 гг., также - зав. кафедрой социальной психологии), Игорь Викторович Проничев (доктор биол. наук, проф., зав. кафедрой физиологии человека БХФ), - в 1998 г. он ездил в Москву для приобретения психофизиологических приборов и обучения персонала лаборатории и аспирантов работе на них.

Для продуктивной научной и учебной работы лаборатории много сделали Галина Николаевна Казанцева (канд. психол. наук, проф., зам. зав. кафедрой общей психологии в 1996-2012 гг.), Сергей

2014. Вып. 2

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Григорьевич Бутолин (канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой общей психологии в 1996-2001 гг.), Александр Аркадьевич Баранов (доктор психол. наук, проф., директор ИППСТ с 2006 г., зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии с 2002 г.), Вера Юрьевна Хотинец (доктор психол. наук, проф., зам. директора ИППСТ по науке, зав. кафедрой общей психологии с 2001 г.), Альбина Васильевна Гоголева (канд. психол. наук, доктор пед. наук, оказала неоценимую помощь в организации многих наших исследований в 1999-2003 гг.!), Сергей Федорович Сироткин (канд. пе-дагогич. наук, зам декана ФПП по научной работе в годы создания лаборатории, ныне зав. кафедрой клинической психологии и психоанализа), и, конечно же, профессор Анна Михайловна Горфункель.

Они внесли наибольший вклад в открытие и деятельность учебной лаборатории, в выделение помещения и бюджетных ставок для ее работников, они финансировали и организовали закупку дорогостоящей научной аппаратуры, компьютеров и другой оргтехники для лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии, а также других лабораторий и кафедр факультета психологии и педагогики (особенно в 1998-2002 и затем в 2010-11 гг.)

Из других преподавателей (аспирантов, инженеров, лаборантов) назову аспирантов, а позднее -преподавателей БХФ, ФПП и других подразделений УдГУ: Т.С. Петрову, С.П. Кожевникова, О.В. Бабий, С.А. Есакова, - а также наших прежних и нынешних инженеров и лаборантов А.И. Стеб-ленко, О.Ф. Чермных, Р.В. Балтина, Е.В. Кудрявцеву, Н.Н. Могилева...

Среди приборов, закупленных для нас в 1998-2001 гг., было и дорогостоящее устройство комплексной психофизиологической диагностики «CONAN 2.0», позволяющее регистрировать многоканально (по 8 каналам) ЭЭГ (а также ЭКГ, ЭМГ и КГР), затем обрабатывать их на компьютере с помощью специальной программы Кулаичева, благодаря чему в 1999-2004 гг. были выполнены многочисленные эксперименты, ставшие научной основой для нескольких кандидатстких диссертаций, а также до двух десятков дипломных работ студентов ФПП и БХФ. Упомянем и о двух портативных психофизиологических приборах «Активациометр», дающих возможность регистрировать особую форму КГР по разнице потенциалов, возникающих между двумя парами пластин из различных металлов, контактирующих с ладонями человека, и проводить по этим данным анализ психофизического состояний испытуемого и его межполушарной асимметрии. Они также имеют встроенные кинематометры для изучения свойств нервной системы по методикам известного российского и советского психолога и психофизиолога проф. Е.П. Ильина. Появились в лаборатории (также в 199899 гг.) компьютер с принтером и монитором, кассетная видеодвойка и кассетный диктофон. В 200304 гг. взамен вышедшего из строя старого компьютера лаборатории был куплен новый.

В эти же годы (в 1998-2005 гг.) материально-техническое оснащение (в т.ч. компьютерная, аудио- и видеотехника), было закуплено и для других лабораторий и кафедр ФПП УдГУ. Последние с 1998 г. располагались уже в помещениях нового 6-го корпуса УдГУ. Все это время при активной поддержке декана ФПП, его заместителей и заведующих кафедрами нами проводилась не только научно-исследовательская и преподавательская работа, но и адаптация, модификация и апробация различных экспериментальных методов и методик, методов регистрации и обработки количественных данных, в т.ч. с использованием компьютерных программ SPSS, Excel, Statistics, CONAN, компьютерной версии теппинг-теста и метода дихотического прослушивания.

Подробнее о приборах и их возможностях, а также о других методиках исследования психофизического состояний, эмоций, темперамента, характера индивида, (в т.ч. и в авторской модификации), см. в наших пособиях (2002 и 2009 гг. [2; 10; 11]). Накопленный научный материал лег в основу диссертационных исследований и дипломных проектов, а также многих научных статей и упомянутых пособий.

В 2010-11 гг. для нужд лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ (совместно с ЦКПП УдГУ) при непосредственной поддержке проректора по научной работе УдГУ Н.И. Леонова были закуплены блоки комплекса УПФТ «Психофизиолог» (многофункционального устройства для психологической и психофизиологической форм тестирования, со встроенными программами и двумя отдельными автономными пультами для испытуемых), а также значительно более новый и мощный компьютер с принтером и монитором.

В лаборатории есть также большой набор тестов и других методик (в том числе компьютеризированных, включая модифицированные нами варианты), используемых в целях психологической и психофизиологической диагностики свойств нервной системы, темперамента, характера (в т.ч. подвижность и пластичность нервных процессов, переключаемость, импульсивность, уравновешенность, вы-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2014. Вып. 2

носливость и устойчивость коры головного мозга к эмоциональным и информационным стрессам), а также в области диагностики общих и частных способностей, эмоций, профессиональной направленности и ориентации детей и взрослых.

Следует вспомнить и о посещении кафедр и лабораторий нашего факультета (включая наши лабораторию психофизиологии и кафедру) известным российским психологом проф. В.Н. Дружининым (примерно в 2000 г.). Он дал высокую оценку уровню технического оснащения наших лабораторий и научных исследованийчто вдвойне приятно было услышать на фоне весьма среднего уровня оснащения лабораторий и кафедр психологических и педагогических факультетов и институтов в нашей стране между 1994 и 2006 годами!

И поныне далеко не многие кафедры и лаборатории большинства вузов России и СНГ располагают подобным материально-техническим, программно-методическим и экспериментально-тестовым оснащением, которое есть у нас (хотя финансирование технического обновления лаборатории и кафедры) со стороны ректората и директората института периодически сокращается по различным причинам).

Полученные в лаборатории экспериментальные результаты активно используются нами в учебной и научной практике, в частности, в 2013/14 учебном году была проведена весьма активная работа (продолжающаяся поныне) с бакалаврами и студентами факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) УдГУ (под руководством декана факультета проф. Александра Ефимовича Алабужева). Выполнена психологическая и психофизиологическая диагностика, в т.ч. с применением «Актива-циометра» и компьютерных программ диагностики психофизического состояния (и биологических ритмов), а также методик тестирования свойств темперамента и цветовой диагностики Люшера. Спортсменам, выступающих регулярно в различных соревнованиях, рекомендованы индивидуальные подходы к тренировкам и выступлениям на соревнованиях, а также периоды, более или менее подходящие им для успешных выступлений.

На базе лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии (а также МИП при УдГУ «Психодиагностика способностей, личностного и профессионального роста», под руководством доцента кафедры общей психологии К.Р. Сидорова и при участии доцентов Я.С. Сунцовой и Т.В. Шрейбер) ведется работа по модификации и созданию принципиально новых компьютеризированных методик по диагностике интеллектуальных способностей, свойств характера и личности, а также новых форм подведения итогов для получения адекватных профессионально-диагностических выводов. Осуществляется также подготовка к возможной помощи клиентам этого предприятия. Летом 2013 г. автор совместно с К.Р. Сидоровым организовали психодиагностическую работу с абитуриентами УдГУ в плане тестирования их на способности и предпочтения к профессиям, также была создана страница указанного МИП в социальной сети Facebook.

На базе вновь открытой лаборатории уже почти 15 лет проводятся многочисленные и разнообразные научные и учебно-научные исследования, на основе которых защищаются курсовые, дипломные проекты и кандидатские диссертации в области психологических, и биологических наук (так, кроме наших аспирантов и студентов, руководимых Н.И. Леоновым, В.Ю. Хотинец, А.А. Барановым и др., скажем и об аспирантахъ и студентах БХФ УдГУ, руководимых проф. И.В. Проничевым).

Одну из кандидатских диссертаций («Возрастные особенности частотно-специфических характеристик ЭЭГ») выполнил в 1999-2003 гг. автор данной статьи (будучи заведующим лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии). Предзащита проходила в 2002-03 гг. на кафедрах общей психологии ФПП УдГУ и психофизиологии факультета психологии МГУ (защита состоялась в конце мая 2003 г. там же). В этой работе, по рекомендациям научных консультантов и руководителей (прежде всего профессоров Н.Л. Горбачевской, Г.Г. Аракелова и Е.Н. Соколова), впервые были применены особые формы расчета коэффициентов на основе регистрации ЭЭГ, в т.ч. вычисление плотности и мощности ЭЭГ в пределах 8 узких поддиапазонов частот, в каждом из отведений отдельно, а также вычисление коэффициентов отношений этих значений между парами отведений в разных полушариях и парами некоторых поддиапазонов частот.

Результаты можно обобщить следующим образом: коэффициент асимметрии у школьников при счете демонстрировал частью значимые, но разнонаправленные изменения, что подчеркивало в целом стабильность общего баланса вклада полушарий в деятельность. Но чаще, по большему количеству диапазонов и поддиапазонов, происходит относительный рост функциональной активности в правом полушарии.

2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Одним из основных результатов нашей диссертационной работы можно назвать также следующее: особенности локализации фокуса мозговой активности (по ЭЭГ) при счете следует рассматривать в каждом диапазоне и поддиапазоне ЭЭГ отдельно и с учетом сочетания разных видов интеллектуальных операций. Когда испытуемый проговаривает свой ответ на числовую задачу, а затем слушает условия следующей, задействованы больше «вербальные» способности (височная область левого полушария). Во время самого процесса решения «в уме» испытуемый может опираться на визуальные образы и области правого полушария (так как младшие школьники при счете часто используют наглядные схемы). Подробнее о результатах исследования см. [1. С. 81-88; 4, С. 142-143; 5. С. 285-288; 6;] (первая из упомянутых работ написана совместно с научным руководителем проф. Геннадием Гургеновичем Аракеловым).

Между 2003 и 2013 годами. на базе лаборатории проводились разнообразные эксперименты и корреляционные работы в большом диапазоне тем: от особенностей структуры интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы у лиц с разным профилем межполушарной асимметрии до изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности, - что стало основой многих дипломных работ и ряда статей. Среди студентов, которые выполнили наиболее интересные и большие по объему исследования, можно выделить Е.Н. Логинову, И.Н. Короткову, А.П. Турова, А.В. Зеленина и др.

Основные, наиболее ценные научные работы этого периода подробно представлены в [7. С. 127-136; 8. С. 167-176; 9. С. 64-80; 12. С. 94-100]. За последние месяцы 2013 г. нами написана и опубликована еще одна статья, продолжающая тему одного из интересных исследований, сделанного на материале нашей дипломной работы (с Логиновой Е.Н. [8, С. 167-176]): «Особенности цветового выбора и цветовых отношений к работе инженеров-проектировщиков в зависимости от фаз их биологических ритмов и уровня эмоциональности» [13. С. 133-140].

Последняя из написанных нами работ (2013) была приурочена к научно-практической конференции «Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление», проходившей в ВЕИ МВЕУ (пленарное заседание проходило с участием проректора по научной работе и инновациямУдГУ по наке проф. И.В. Меньшикова и проректора ВЕИ МВЕУ по науке А.В. Морова).

Регулярно ведется научное и информационное сотрудничество как с московскими, так и с нашими местными редакциями и работниками СМИ (в т.ч. еженедельником «Футбол» (1960) - с осени 2007 г., «Комсомольская Правда» в Ижевске, ВГТРК в Ижевске, «ТНТ Новый Регион», «Моя Удмуртия», «Сусанин», «Парацельс»... Например, год назад (в первом квартале 2013 г.) был телевизионный сюжет, отснятый полностью в нашей лаборатории и на кафедре общей психологии, также у памятника М.В.Ломоносову, у 6 корпуса УдГУ, показанный по ТВ «ТНТ НР». После этого был сюжет с «Комсомольской Правдой» на тему катастрофы самолета «Боинг» в Казани 17.11.13. На основе расчетов основных психофизиологических ритмов у членов экипажа этого самолета, были определены уровни критичности их для сложного полета и посадки (особенно у первого, хотя также и у второго пилота). Эти материалы были представлены на интернет-ресурсе forumavia.ru.

По заказу тех же работников «Комсомольской Правды» в Ижевске накануне Нового года мы рассчитали соответствующие ритмы и дали прогнозы успешности на разные дни выступлений и соревнований для некоторых наших удмуртских спортсменов, которые активно участвовали в олимпиаде в Сочи (февраль 2014). Так, мы практически не ошиблись в весьма благоприятных прогнозах на выступления удмуртского лыжника Максима Вылегжанина, который занял там три вторых места (!!!) и еще один раз, в самом начале, также был очень близок к медалям. Многие из результатов анализа публикуются нами (в основном заведующим лабораторией) и на различных страницах социальных сетей: Facebook (в т.ч. и от лица Лаборатории психофизиологии), В Контакте, Linkedln.

Периодически с осени 2009 г. мы обмениваемся научными и практикоориентированными психологическими комментариями с представителями банковского сообщества России, как на специализированных сайтах банков (banki.ru), так и отдельно - с сотрудниками некоторых банков. В частности, представляем свои рекомендации по расчетам различных рейтингов российских банков, а также вопросов конфиденциальности и информационной безопасности при работе с сайтами банков.

Ведется эпизодическое сотрудничество и с редакциями специальных компьютерных журналов -«ЧИП Россия», «КомпьютерБилд», «Хакер» - по вопросам ИТ-технологий, самого нового программного обеспечения и информационной безопасности компьютеров, смартфонов и телефонов. По этим же разделам и областям написаны и посланы две небольшие статьи на интернет-ресурс и в одноименный

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2

журнал «Информационная безопасность», вызвавшие определенный интерес у редакторов ресурсов (Ольги Рытенковой и Натальи Рохмистровой, в июле-августе 2013 г.). На основе полученного опыта и консультаций с лучшими специалистами России, Москвы и Ижевска, нами с инженерами и лаборантами вносятся необходимые обновления и настройки программного обеспечения лаборатории, проводятся поиск и замена некоторых общих и специальных программ и улучшения в аппаратной части.

В этих и других учебных и научных целях весной 2011 г., помимо специальной психофизиологической аппаратуры, в лаборатории появился новый стационарный ПК, который имеет достаточно хорошие процессор и память (в т.ч. оперативную - до 2000 МБ), надежно защищенную и обновляемую лицензионную операционную систему Windows 7 (что, возможно, само по себе довольно редкое нововведение для большинства институтов, факультетов и лабораторий УдГУ). Наш лабораторный компьютер оснащен также другими важными программами для офисной, статистической и научной работы и серьезной информационной защиты в их новейших версиях.

Лаборатория и ее сотрудники делают все необходимое, чтобы повысить качество обучения студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, что предполагает наличие определенного количества учебных и учебно-научных лабораторий в расчете на одну открытую специальность обучения. Также планомерно повышается квалификация преподавателей и иных сотрудников УдГУ в плане решения общенаучных, методических и прикладных задач в области дифференциальной, экспериментальной, общей психологии, психофизиологии, психологии физической культуры и спорта, профессиональных консультации и диагностики, психодиагностики, математической статистики. На основе проделанной работы сотрудники лаборатории вместе с преподавателями и студентами пишут и публикуют статьи, материалы конференций и симпозиумов, учебно-методические пособия и учебно-научные материалы в электронном виде.

В лаборатории ежедневно проходят учебные занятия студентов, бакалавров, магистров как ИППСТ, так и других факультетов и институтов УдГУ. На базе методик и аппаратуры пишется несколько курсовых и выпускных квалификационных работ. В рамках многочисленных учебных курсов и занятий, проводящихся в учебной лаборатории, студенты, бакалавры и магистры знакомятся с возможностями аппаратурного и программно-методического обеспечения лаборатории. Занятия проходят при возможности в комнатах 111 (или 102) 6 корп., (в т.ч. по субботам и понедельникам в свободное время), либо часть аппаратов и методик используется дистанционно в других корпусах и аудиториях.

Во время занятий со студентами различных кафедр, институтов УдГУ и других вузов с методиками лаборатории иногда проводятся фото- и видеосъемки, и часть материалов выкладывается в социальных сетях, в т.ч. в Facebook и В Контакте. В Facebook открыта личная страница лаборатории психофизиологии, привязанная к странице заведующего, аудиторией («друзьями») которой становятся преподаватели, студенты и магистры не только ИППСТ УдГУ, но и вузов Москвы (МГУ имени Ломоносова и др.), Ижевска (ВЕИ МВЕУ, ИГМА) и России, а также из зарубежных стран. Информация о работе в лаборатории и кафедре размещена в том числе на указанных выше страницах социальных сетей.

Не забудем также, что 2014 год отмечен 135-летием открытия в 1879 г. первой в мире лаборатории экспериментальной психологии (Вильгельма Вундта, в Лейпциге, научном и культурном центре Германской Саксонии). Считается, что именно с нее началась история психологии как науки, во всех смыслах этого слова, включая защиты диссертаций по психологии! Ученики Вундта были гражданами и подданными разных стран - от США до России, и передавали приобретенные в Лейпциге знания своим студентам и коллегам. Подробнее история и особенности становления практической психологии в разных странах мира, в том числе и в СССР, освещены в нашей работе [9. С. 64-80].

В заключение вспомним некоторые этапы развития экспериментальной психологии и других ее отраслей на «доисторическом этапе» психологического образования в Удмуртии. Кроме П.Л. Гор-функеля, стоявшего у основания первой лаборатории в 1968 г., упомянем и такого известного советского психолога, как К.М. Гуревич. О годах, проведенных в Ижевске, Гуревич упоминает так: «По окончании аспирантуры я был направлен на работу в г. Ижевск, в Удмуртский пединститут. Это было осенью 1940 г. А защита (кандидатской диссертации - Авт.) состоялась 12.06.1941, за десять дней до начала войны. Я приехал из Ижевска. [3. C. 72-73, 82-84]. Я был единственным преподавателем психологии в Ижевском пединституте - ни о каком исследовании и думать не приходилось. После трехлетнего пребывания там я, получив вызов Наркомпросса, вновь оказался в Москве в Пединституте им. Потемкина...» [3. C. 72-73].

И это было у нас в Ижевске еще 70-75 лет назад!

2014. Вып. 2

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Из обзора видно, как далеко по уровню материально-технического оснащения, методик и содержанию результатов ушла научная и учебная работа лаборатории и кафедры общей психологии за прошедшие годы (и даже за последние 15 лет)! Мы всеми средствами поддерживаем экспериментальные и естественнонаучные традиции в изучении психики и физиологии человека, причин и мотивов его поведения, факторов его интеллекта, памяти, внимания и других процессов. Это и традиции экспериментального исследования связи между когнитивными процессами и психофизиологической активностью в различных областях мозга.

Все упомянутые экспериментально-научные и инновационные методы исследования и обработки результатов мы будем развивать и далее, особенно при наличии активной организационной, моральной и материально-технической поддержки нас и нашей работы в лаборатории со стороны ректората УдГУ, дирекции ИППСТ, заведующих кафедрами общей психологии и других кафедр ИППСТ, а также спроса на нашу работу и услуги лаборатории со стороны студентов, магистрантов и аспирантов вуза и просто людей, заинтересованных в оказании качественных психологической и психофизиологической помощи, что может быть обеспечено благодаря организации более интенсивной и инновационной рекламной кампании и с помощью продуманной технологии использования Интернет-сайтов, социальных сетей, электронной почты и других современных средств коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Г.Г., Фефилов А.В. Особенности изменения узкочастотных ЭЭГ-показателей при арифметическом счете у младших школьников // Психологический журнал РАН. 2003. № 5. С. 81-88.

2. Баранов А.А., Фефилов А.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология личности». Ижевск: Изд. дом «Удмуртский Университет», 2002.

3. Гуревич К.М. Не пора ли оценить методический аппарат нашей науки? // В.И. Артамонов. Психология от первого лица. М.: «Академия», 2003. С. 60-86.

4. Фефилов А.В. Возрастная динамика формирования ЭЭГ у младших школьников в фоне и при решении арифметических задач. // А.Р. Лурия и психология 21 века: Материалы Второй междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. МГУ, сентябрь 2002. С. 142-143.

5. Фефилов А.В. Возрастные особенности ЭЭГ-активности младших школьников // Проблемы нейрокиберне-тики: материалы Междунар. конф. по нейрокибернетике, посвящ. 90-летию со дня рождения А.Б. Когана. Ростов-н/Д., 2002. Т. 1. С. 285-288.

6. Фефилов А.В. Возрастные особенности частотно-специфических характеристик ЭЭГ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 2003.

7. Фефилов А.В. Механизмы, лежащие в основе определения силовых и скоростных свойств нервных процессов и структуры умственных способностей // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2003. С. 127-136.

8. Фефилов А.В. Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2007. С. 167-176.

9. Фефилов А.В. Особенности становления практической психологии в разных странах мира на примере профессионального отбора и обучения в армии, во флоте и авиации. // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Вып. 3. С. 64-80.

10. Фефилов А.В. Введение в психофизиологию и экспериментальную психологию: основные парадигмы и методы: учеб.-методич. пособие для студентов психол. и психол.-педагог. факультетов и кафедр. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский Университет», 2009. 86 с.

11. Фефилов А.В. Введение в профессиональную консультацию и диагностику: основные парадигмы и методы: учеб.-методич. пособие для студентов психол. и психол.-педагог. факультетов и кафедр. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский Университет» 2009. 97 с.

12. Фефилов А.В. Качество образования, вопросы коммерциализации исследований и аспекты информационной безопасности учащихся в современной России // ВОСПИТАНИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ: социальные, педагогические и психологические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ИППСТ УдГУ. Ижевск, 14-16 ноября 2012 г. С. 94-100.

13. Фефилов А.В. Особенности цветового выбора и цветовых отношений к работе инженеров-проектировщиков в зависимости от фаз их биологических ритмов и уровня эмоциональности // Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление: материалы II Межрегион. науч.-практ. конференции / отв. ред.: А.В. Моров. Ижевск, НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» (ВЕИ МВЕУ), октябрь 2013 г. С. 133-140.

Поступила в редакцию 09.03.14

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2014. Вып. 2

A. V. Fefilov

15 YEARS OF SCIENTIFIC RESEARCH AND EDUCATIONAL WORK AT THE LABORATORY OF PSYCHOPHYSIOLOGY AND EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY OF THE IPPST UDSU. THE MAIN TYPES, TRENDS AND PROSPECTS OF THE RESEARCH

The article describes the history of foundation and the development of infrastructure and activity of Laboratory of psy-chophysiology and experimental psychology of the IPPST UdSU. The author mentions names of scientists, professors, graduate students, engineers and technicians, who influenced the formation and the development of the laboratory (in particular), and psychophysiology and experimental psychology (in general). He describes the 15-year-period of scientific research and educational work, its main stages, research relations with other universities, institutes, departments, laboratories, as well as with a variety of media. Also the author specifies the main directions of scientific and educational work in the laboratory, their prospects, in particular in the field of psychological methods development and modification. He considers the main types of educational, consulting and psychodiagnostic services.

Keywords: Laboratory of psychophysiology and experimental psychology, complex psychology and psychophysiology diagnostics, multi-channel EEG, ECG, EMG, SGR, psychophysiological device "Activatiometer", cinematometer, hemispheric asymmetry and its research.

Фефилов Антон Валерьевич, кандидат психологических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail [email protected]

Fefilov A.V., Candidate of Psychology

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.