Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ'

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев Михаил Александрович

В статье комментируются законы Российской Федерации, направленные против профессиональной преступности, иерархов криминального мира, их субкультуры: тюремных правил, арго, татуировок, кличек, блатных песен и т. д. Особое внимание уделяется влиянию ее элементов на законопослушное общество. В настоящее время ряд арготизмов, татуировок, тюремных песен адаптированы в общенародном языке или воспринимаются как часть фольклора, то есть не воспринимаются как криминальные по происхождению. В статье предлагаются законодательные меры по борьбе с субкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ»

Грачев Михаил Александрович

доктор филологических наук, профессор кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н. А. Добролюбова

Grachev Mikhail Aleksandrovich

doctor of Philology, Professor of the Department of Teaching Russian as a native and Foreign Language at the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov

E-mail: ma-grachev@mail.ru

Изменение законодательной основы противодействия государства и гражданского общества криминальной субкультуре

Changing the legislative framework for countering the criminal subculture

by the state and civil society

Аннотация. В статье комментируются законы Российской Федерации, направленные против профессиональной преступности, иерархов криминального мира, их субкультуры: тюремных правил, арго, татуировок, кличек, блатных песен и т. д. Особое внимание уделяется влиянию ее элементов на законопослушное общество. В настоящее время ряд арготизмов, татуировок, тюремных песен адаптированы в общенародном языке или воспринимаются как часть фольклора, то есть не воспринимаются как криминальные по происхождению. В статье предлагаются законодательные меры по борьбе с субкультурой.

Ключевые слова: Закон, субкультура, криминальный, профессиональная преступность, законопослушное общество.

Abstract. The article comments on the laws of the Russian Federation directed against professional crime, hier-archs of the criminal world, their subculture: prison rules, argo, tattoos, nicknames, thug songs, etc. Special attention is paid to the influence of its elements on a law-abiding society. Currently, a number of argotisms, tattoos, prison songs are adapted into the national language or are perceived as part of folklore, that is, they are not perceived as criminal in origin. The article proposes legislative measures to combat subculture.

Keywords: Law, subculture, criminal, professional crime, law-abiding society.

Цель статьи - описать меры государства против субкультуры мира профессиональных преступников. Государство всегда боролось против идеологии криминалитета, особенно против его лидеров. Так, в статье 210.1. «Занятие высшего положения в преступной иерархии» УК РФ (введена Федеральным законом от 01.04.2019 N 46-ФЗ) имеется следующая информация:

Занятие высшего положения в преступной иерархии - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

По антиворовской статье 210.1 "Занятие высшего положения в преступной иерархии" вора в законе можно взять под стражу уже за один только криминальный статус: нужно лишь доказать, что он живет по понятиям и участвует в уголовных сходкам.

Например, после появления новой статьи УК РФ оперативные работники задержали в Подмосковье Олега Мухаметшина, по прозвищу Муха. Он сразу понял, чем ему может это грозить, и заявил на камеру, что не является вором в законе. С ним провели профилактическую беседу и отпустили. В криминальном мире отречение Мухи вызвало нешуточные споры, ведь по понятиям он не должен был скрывать свой статус при аресте.

Первый приговор по новой статье 210.1 УК был вынесен Мосгорсудом 8 октября 2020 года - уроженец Грузии Шалва Озманов (криминальное прозвище Кусо) осужден на 11 лет строгого режима. 1

Доказательной базой и помещение его в СИЗО-3 Москвы явился прогон (записка), в котором говорилось, что новый арестант - «брат, которому следует оказывать уважение и беспрекословно выполнять

1 Источник ИА "Прайм Крайм"

все его распоряжения», а также его татуировки: эполеты, пистолеты на груди, восьмиконечные звезды на коленях и ключицах, кресты и пауки.

Любопытно также одно из доказательств принадлежности к касте воров в законе Коли Томского: обращения к нему в открытках подчеркнуто двумя чертами (это атрибут законника), одной чертой может быть подчеркнуто обращение к положенцу или смотрящему.

Время «законников» проходит, на смену им идут более агрессивные преступники, способные на любые преступления ради обогащения.

Важными и действенными мерами государства против преступной организации АУЕ («арестантский уклад един»), созданной теми же иерархами криминального мира.

Была введена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование символики общественного движения «АУЕ»

Общественное движение «АУЕ» ((«арестантский уклад един») признано экстремистским, его деятельность запрещена на территории страны, на основании решения Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2020, вынесенного по административному исковому заявлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Участие в «АУЕ» является преступлением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе). Санкция предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет.

Также запрещено изготовление и демонстрация символики АУЕ, за что предусмотрена административная ответственность по статье 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами). Пропаганда либо публичное демонстрирование символики АУЕ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды атрибутики, или символики АУЕ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей.

Предмет административного правонарушения при этом конфискуется.

В настоящее время АУЕ ушло в глубокое подполье. Опрос современных студентов младших курсов Нижнего Новгорода показал, что представителей АУЕ в школах почти не осталось. Но сбор денег переместился в другие места, в частности на рынки. Вот один из способов собирания денег для осужденных: между рядами торговцев идет молодой человек с протянутым головным убором, продавцы кладут в него деньги, и все это будто бы на добровольной основе. Торговец, не положивший купюру определенного достоинства, наказывается вплоть до лишения места на рынке. До сих пор в школах и в профессиональных училищах могут заставить заплатить налог за модную одежду и обувь. Причем психологическая обработка жертвы начинается с фразы: «Поясни за шмот». Данная фраза заимствована из воровской речи: шмот (шмотки) - одежда, обувь. Употребление арготизмов несовершеннолетними правонарушителями свидетельствует о контактах со взрослыми профессиональными уголовниками. См. также этикетную арестантскую фразу: «Вечер в хату». Фраза из тюремной речи, означающая «добро в тюремную камеру (барак)».

Формирование будущей элиты воровской мира началось с конца 10-х годов ХХ века. Криминал захлестнул общество: повсюду грабежи, разбой, убийства и насилие. В Москве, например, в это время орудовало около 20 банд, отличавшихся беспредельной жестокостью. Так, одесская банда Мишки Япон-чика, составлявшая 20 тысяч человек, занималась убийствами, пытками, разбоями и грабежами.1

Наряду с рецидивистами уголовниками активизировались и непрофессионалы, причем последние не только вредят ворам старой формации и ведут с ними борьбу (из-за их «неумелых» действий уголовный розыск ужесточает оперативные меры, профессиональные преступники, состоящие на учете ВЧК, то и дело подвергаются проверкам со стороны правоохранительных органов и т. п.), но и разрушают воровскую «идею», выступают порой как борцы против богачей. Чего стоил один только преступник Мишка Культяпый, имевший на своей совести 28 трупов и объяснявший свои действия борьбой за советскую власть.2

С приходом новой власти, с организацией новых правоохранительных органов резко изменились условия далеко не в пользу преступников-ортодоксов. Новые порядки не допускали коррумпированности, которая была до революции. Правоохранительные органы стали беспощадными не только к «врагам народа», но и к профессиональным преступникам. И трудно сказать, кто был сильнее: старые про-

1 Грачев М.А. От Ваньки Каина до мафии. СПб: «Авалон», «Азбука-классика», 2005. С.87

2 Там же. С.89

фессиональные воры или новые бандиты. (Вспомним хотя бы знаменитую банду Леньки Пантелеева, известного петербургского бандита 20-х годов, который первоначально боролся против преступного мира, то есть работал в уголовном розыске, но жажда наживы и увлечение легкой жизнью толкнули его на путь предательства. Любопытно, что в его шайку входили и рецидивисты преступники).

Возможно, что одним из мотивов создания группировок воров в законе явились беззакония, творимые в государстве: «В нем (государстве) нет закона, а у нас есть», - с гордостью говорили «законники».

Перед старыми профессиональными уголовниками остро встала дилемма: погибнуть или выжить. Но для того чтобы выжить, они должны были как-то реорганизоваться, консолидироваться. Это и произошло в конце 20-х - начале 30-х годов. На данный факт указывают их слова: в дореволюционном арго отсутствовали лексемы вор в законе, законник, их нет и в словарях 20-х годов. Хотя имелись и составляющие этого названия, см. слова: законный - «настоящий, хорошего качества», каин законный -«скупщик краденого, пользующийся доверием воров».

Именно в 30-х годах окончательно оформляются правила воров в законе.

Вор в законе (нэпманский вор) был обязан:

1. Поддерживать воровскую идею.

2. Не заниматься общественно полезной деятельностью.

3. Не работать.

4. Не иметь семьи

5. Не иметь материальных богатств.

6. Не иметь каких-либо контактов с правоохранительными органами.

7. Не интересоваться вопросами политики.

8. Не служить в армии.

9. Не выступать на суде в качестве свидетеля.

10. Вовлекать в преступную среду новых членов.

11. Не давать несовершеннолетним преступникам наркотики.

12. Немедленно защищать свою честь и достоинство.

13. Безжалостно расправляться с предателями.

14. Не убивать без нужды.

15. Верить в Бога.

16. Собирать деньги для воровской кассы (общака).

17. Знать арго. 1

Эти постулаты воров в законе - исключительно российское «произведение», хотя что-то похожее есть и в других странах.

(Любопытно, что криминальное слово босяк на блатном арго имело значение «неимущий»).

У воров в законе существовало три вида наказания: публичная пощечина, перевод на низшую ступень криминальной лестницы - во фраера или в мужики (на арго это называлось дать по рогам или ушам) и смерть. Причем эти наказания осуществлялись только по решению воровской сходки - на «собрании равных» (эти собрания назывались также толковищами, тусовками, сходняками, правокачками, последний арготизм образовался от словосочетания права качать - «отстаивать на сходках свои права, честь и достоинство»); преступники, не являющиеся ворами в законе, не имели права принимать решения о наказании провинившихся воров в законе, как не имели права голоса и в других важных вопросах.

Пощечина полагалась за мелкие нарушения воровских правил, например, за незначительное оскорбление; понижение в воровской иерархии или изгнание из воровской группировки - за более серьезные нарушения (например, за нанесение побоев своему товарищу, за неуплату долга). Изгнание из группировки воров в законе было равнозначно потере любимой работы у законопослушного человека. Смерть полагалась за нарушение основных законов преступного мира: убийство себе подобного, измена, предательство, опорочивание воровской «идеи».

На свободе воры в законе жили шайками (бригадами), в местах лишения свободы - воровскими семьями. Члены воровской шайки считались ближе, чем кровные родственники.

Само выражение вор в законе появилось в арго в 50-х годах ХХ в., а до этого законники изначально назывались только ворами.

Похожие правила были и у революционеров Х1Х-ХХ вв. В ряде революционных организаций запрещалось иметь жену и семью, но можно было содержать любовницу. На этот факт обратил внимание еще в Х1Х в. классик русской литературы Н. Лесков, указывая на то, что любвеобильные женщины высоко ценились как в революционных сообществах, так и в преступных группировках. И те, и другие считали идею превыше всего. Только революционеры превозносили революционную идею, а преступники - воровскую. (Любопытно, что арготизм идейный обозначал «законника», строго соблюдающего воровские принципы). За нее (идею) и революционеры, и воры в законе шли на смерть и муки. Вот что говорили законники своим собратьям, с оружием в руках защищавшим Родину в Великую Отечественную войну: «Ты должен был бы получить новый срок или умереть, но не брать оружия!»

1 Грачев М.А. Лингвокриминалистика. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. С.76.

И до воров в законе в русском преступном мире существовали сообщества с уже выработанными законами. Особенно они были характерны для мест лишения свободы. На это указывает и обширная художественная литература: «Петербургских трущобы» Вс. Крестовского, «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского, «Русская община в тюрьме и ссылке» Н.Ядринцева и др. произведения. То есть уже было влазное - «денежный взнос новичка за право состоять в общине заключенных» (предтеча общака - современной воровской кассы), были сходка, правилка, толковище - «суд профессиональных преступников, на которых выносились решения в отношении себе подобных». Были суки, легавые - преступники, изменившие воровскому закону и вынужденные находиться в отдельных камерах, - чем не предтечи сук 40-50- х годов ХХ в.? 1

Однако на свободе (до появления воров в законе) эти объединения были не так отчетливо выражены и консолидированы. В других странах преступники были сплоченнее и с резко выраженными правилами и законами. Если в Западной Европе преступность была в основном монолитной, то в России она была неоднородной: большая территория и разноплеменность накладывали на нее свой отпечаток.

Русские преступники изначально жили общинами. Арготизм семья (воровская) появился у русских преступников лишь в 50-х годах ХХ в. (ранее он отсутствовал даже у первых воров в законе). Возможно, на появление данного слова в русской воровской среде повлияли и западные преступные объединения. Характерно, что семейные отношения в воровских группах России развивались довольно быстро. В языке преступного мира появляются и слова брат, братишка - обращение преступников друг к другу. Этими словами стал заменяться арготизм свой, которым обозначался профессиональный преступник. О том, что старая община преступников в 20-х годах ХХ в. стала распадаться, свидетельствует и тюремный фольклор, см., например, блатную поговорку: свой не свой, а на дороге не стой («хотя ты и профессиональный преступник, но лучше не стой у меня на пути»).

Суровые меры, предпринятые старыми профессиональными преступниками, дали положительные результаты. Сообщество воров в законе оказалось достаточно сильной кастой. Но и это криминальное объединение со своими жесткими догмами не могло долго существовать и должно было приспосабливаться к реальным условиям, а оно этого не хотело. В результате внутри группировки назрел конфликт и началась сучья война.

В результате ожесточенной борьбы на истребление, а также действий правоохранительных органов воров в законе и сук стало намного меньше. То есть профессиональные преступники опять, как в 20-е годы ХХ в., были поставлены перед вопросом выживания. Остро назрела проблема выработки примиренческой позиции. Можно предположить, что именно для этих целей была созвана в 1956 году всесоюзная сходка профессиональных преступников, на которой были выработаны общие принципы. Во всяком случае, воры в законе изменили ряд своих жестких «постулатов», приспособили их к новым условиям. 2

Суровая борьба правоохранительных органов с преступностью заставила профессиональных воров затаиться (засухариться на их языке) на воле, однако в местах лишения свободы они втайне руководили пенитенциарными учреждениями, заставляли осужденных работать вместо них и платить дань в общественную воровскую кассу (общак). Но уход в глубокое подполье и действия правоохранительных органов все же сказались: влияние воров в законе на преступный мир ослабло. Появилась даже поговорка о преступниках, которые вздумали гордиться своей принадлежностью к ворам в законе: «Какой ты вор в законе?! Ты вол в загоне!».

Однако приверженность к преступным порядкам, жесткая дисциплина и напористость позволили им возродиться. В конце 60-х годов ХХ в. они постепенно набирают силу: чтобы быть принятым в среду воров в законе, нужны были три рекомендации от старых воров, поручители отвечали за своего протеже головой. Кандидат должен иметь судимости, вести паразитический образ жизни и совершать преступления, а в местах лишения свободы - нарушать тюремный режим; он обязан собирать «дань» с мужиков в воровской общак. Будущий вор в законе также должен был пройти испытательный срок. Того кандидата, которого по каким-либо причинам не короновали на воровской сходке, называли в преступном мире сухарем. Воры в законе оказывали материальную помощь собратьям по ремеслу, а также их семьям.

В это же время (60-70-е годы ХХ в.) начинает активно набирать силу теневая экономика. Воры в законе устанавливают над нею «шефство»: силой отбирают деньги у подпольных предпринимателей и расхитителей социалистической собственности, нередко используя при этом пытки, шантажируют угрозой доноса в милицию и прокуратуру о противоправной деятельности нарушителей экономических законов. Однако уже в 70-е годы подпольные предприниматели, цеховики и теневики, стали подкупать воров в законе, а также использовать их в своих торгово-теневых операциях. Именно в это время начинается «смычка» преступного капитала с традиционной профессиональной преступностью. На совместной всесоюзной сходке воров в законе и теневиков была установлена договоренность, чтобы последние отчисляли в воровскую казну 10 % от прибыли...

Деньги в среде профессиональных преступников стали решать все. Звание вора в законе даже стали покупать. Особенно это было характерно для Грузии. Не случайно на эту республику приходилось до

1 Грачев М.А. От Ваньки Каина до мафии. СПб: «Авалон», «Азбука-классика», 2005. С.114

2 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М.: Юрид, лит.,1990. С. 161 -163

48 % всех воров в законе, проживавших в СССР (данные 1991 г.), тогда как все население закавказской республики составляло чуть более 1% СССР. В этой привилегированной уголовной касте теперь оказались даже те, кто ни разу не был в местах лишения свободы.... 1 В настоящее время существует даже лингвистическая дифференциация: кавказские воры в законе до сих пор называются пиковыми, а в противовес им существуют славянские.

Жажда власти и обогащения охватила многих авторитетов преступного мира. Некоторые даже активно участвовали в политических процессах, как, например, Джаба Иоселивани, который сетовал на то, что «уходит благородное начало» среди воров в законе. Однако сам он тоже часто нарушал это «благородное начало», участвуя в политике. Именно он привел на президентское место бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварнадзе, будучи сам к тому времени уже министром обороны Грузии. Ряд воров в законе даже были советниками некоторых депутатов бывшей Государственной Думы России. Известный дальневосточный вор в законе Пудель (Владимир Петрович Податев) являлся даже президентом Международного общественного правозащитного движения, членом Комиссии по правам человека Общественной палаты при Президенте РФ, заместителем Верховного атамана казачьих войск России и зарубежья. Известно также, что знаменитый вор в законе, смотрящий по России Вячеслав Иваньков, по кличке Японец (он же Дед, Ассирийский Зять и проч.), активно сотрудничал с депутатами Государственной Думы России. Все это явно противоречило основным принципам воров в законе, даже тех, кто приспособился в 50-х годах к новым условиям.

В конце 80-х годов ХХ в. началась война «неудачников» (тех воров в законе, которые придерживались основных «постулатов» преступного мир) с ворами, преуспевшими в бизнесе и власти. Кроме того, появились многочисленные бандитские формирования - беспредельщики, не признающие ни старых, ни новых воров в законе, и за деньги, за сферы влияния, убивающие и тех и других. В основном, это была злая, агрессивная молодежь, желающая быстрого обогащения, а потому лишающая жизни всех подряд.

Воры в законе, по их выражению, должны были давать оборотку, то есть наносить ответные удары. Во всяком случае, лидеры бандитских группировок не без оснований стали опасаться за свою жизнь в местах лишения свободы, где власть была традиционно в руках законников, и уже там бандита не спасал ни черный пояс по карате, ни громкие спортивные титулы, ни железная воля и смелость. Ситуация усугубляется тем, что в двух столицах - Москве и Петербурге - достаточно сильны кавказские ОПГ, и прежде всего чеченская, которая не признает ни воров в законе, ни молодых бандитов и ведет активную борьбу и с теми, и с другими. Характерно, что все эти уголовные формирования не только контролируют криминогенный бизнес (подпольные игорные казино, притоны, реализацию наркотиков, проституцию), но и активно работают в сферах легального бизнеса (банковского, экспортного и др.).

Тогда шла война, похожая на ту, которая велась в преступном мире в конце 10-х - начале 20-х годов, в 40 -50-х годах.

В настоящее время к борьбе с ворами в законе подключилось государство, которое активно применяет против них 210 статью УК РФ «Организация преступного сообщества». Возможно, криминальные группировки снова договорятся, и профессиональная преступность претерпит качественную трансформацию.

Характерно, что сейчас вражда между ворами в законе и бандитами несколько поутихла. В преступной среде наблюдаются новые веяния: например, если раньше, чтобы короновали, то есть возвели в ранг вора в законе, кандидату нужно было отбыть наказание в ИУ, быть приверженцем криминального братства, воровской идеи, то сейчас это не обязательно. Вот факты: в Москве, чтобы получить «корону», то есть стать вором в законе в 90-е годы ХХ в. - начале XXI в., нужно было уплатить 100 тысяч долларов, в провинции - 60 тысяч долларов. Вероятно, в то время по этой же причине также наблюдается омоложение воров в законе - известно много случаев принятия в эту касту лиц до 30 лет. Следует сказать, что и распределение воров в законе по городам России неравномерное: в Москве и в Петербурге проживает основная их часть, в провинции - единицы (например, в Нижегородской области в настоящее время нет ни одного вора в законе). Одни умерли, вторые в бегах, третьи осуждены по указанной ранее 210-й статье Уголовного кодекса РФ и отбывают наказание. И здесь надо отдать должное правоохранительным органам.

Воры в законе также стремятся активно участвовать в политической жизни страны, преследуя свои корыстные цели, главными из которых являются: политический беспорядок; удостоверения советников депутатов государственной Думы дают неприкосновенность от правоохранительных организаций; законодательные органы могут провести либеральные и удобные для них законы. 2

Воры в законе сейчас резко изменились, особенно под активным влиянием 210 статьи УК РФ, которую они панически боятся. И на последней сходке в 2020 году даже. договорились не называть себя открыто ворами в законе, как это сделал, например, В.Г. Иваньков в США в 1998 году. Тогда американский суд удалился на два дня для уточнения значения выражения вор в законе...3

1 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М.: Юрид, лит.,1990. С.169

2 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М.: Юрид, лит.,1990. С.216

3 Грачев М.А. От Ваньки Каина до мафии. СПб: «Авалон», «Азбука-классика», 2005. С.114

Воры-законники старой формации недовольны молодыми ворами в законе, называя последних апельсинами, скороспелками. Единственное место, где еще существуют жесткие воровские законы, -это ИУ. Дело в том, что эти законы помогают выжить в местах лишения свободы не только рядовому преступнику, но и вору в законе, и авторитету, которые еще и благодаря этим законам занимают привилегированное положение, диктуя свои правила тюремной администрации и осужденным.

Несомненно, жизнь криминального мира страны 30-70-х годов ХХ в. прошла под знаком воров в законе, которые сильно повлияли и на субкультуру преступного мира и на законопослушное общество (именно тогда распространялись среди населения арго, блатные песни, татуировки, тюремные истории и т. п.). Новая редакция 210-й статьи произвела переполох в криминальном мире. На воров в законе стали заводить уголовные дела из-за их принадлежности к высшей иерархии уголовного мира. Некоторые криминальные «генералы» публично отрекаются от звания вор в законе и сотрудничают с администрацией колоний, что ранее было немыслимо. Эксперты говорят, что законники выживают как могут, поэтому классические воровские понятия для них уже не указ.

По словам оперативных работников, среди законников появились те, кто готов сотрудничать с администрацией колонии, чтобы досрочно выйти на свободу. Последние тому примеры - известные воры и члены уважаемой в преступном мире криминальной династии. Кроме того, они под запись заявляют, что не является ворами в законе и живут не по понятиям, а по христианскому закону. Благодаря этому они и выходят на свободу намного раньше, но не держат слово, данное тюремной администрации, прокурору и судье, и продолжают преступную деятельность.

Многие незаконные группировки АУЕ в настоящее время затаились, часть же продолжает свою противоправную деятельность.

Сейчас резко встал вопрос о несовершеннолетних правонарушителях. Представители субкультуры АУЕ проповедуют воровскую мораль, живут по тюремным понятиям и активно контактируют с взрослыми уголовниками, порой идеализируя их и подражая им. Первые упоминания об этом явлении относятся к 2011 году, однако в полную силу криминальная организация АУЕ заявила о себе в 2013 году, когда спровоцировала массовые беспорядки в одном из читинских профессиональных училищ, а затем проникла в большинство российских школ.

Предтечами молодежных преступных группировок были еще казанские «моталки», петербургские «нацики» и скинхеды, московские «качки». Они, объединяясь в соответствующие группы, в 80-х годах прошлого века совершали драки, занимались грабежами. 1 Именно их стали использовать профессиональные преступники, в частности воры в законе.

Так, для ряда профессиональных уголовников была характерна татуировка с изображением свастики (наносилась под мышкой), она имела значение «ненавижу советскую власть и существующие порядки». В настоящее время данная татуировка уже наносится на открытые участки тела со значением негативного отношения к правоохранителям и существующим законам или является частью композиции с общим значением «эполет», такие же татуировки наносят и рядовые члены АУЕ. Криминальные руководители АУЕ не только собирают деньги на общак «для подогрева пацанов на зоне», но и требуют соблюдения «воровского кодекса».

Экстремистская организация АУЕ, несомненно, сформировалась в местах лишения свободы, причем основные правила данного объединения до сих пор живы именно там. Особенно к ним привержены воспитанники в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних. Главные правила АУЕ содержатся в следующих выражениях: «порядочный арестант», «жизнь ворам!», «разобраться по понятиям».

Следует отдать должное государству: оно отреагировало достаточно оперативно и жестко. Во всяком случае, не дало распространиться и, главное, укрепиться этому явлению в РФ.

По данным Генпрокуратуры, в России около 35 тысяч последователей этого движения. Теперь любой придерживающийся идеологии АУЕ может быть приравнен к террористам и экстремистам и быть подвергнут уголовному наказанию по статье 282.1 Уголовного кодекса РФ.

Представители АУЕ не только заставляют сверстников платить деньги, чтобы «подогреть пацанов на зоне», но и всеми возможными способами вовлекают несовершеннолетних в незаконную деятельность, толкая их на преступления.

АУЕ пропагандирует насилие, отрицание общепринятой морали и любых форм управления. Участники движения насаждают идеи борьбы с правоохранительными органами и властями всех уровней. При этом у АУЕ нет единого руководителя, но есть лидеры (смотрящие) в населенных пунктах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что в протестных выступлениях Навального принимали участия либо бывшие, либо настоящие члены АУЕ. Заметим, что преступный мир любит подобные политические выступления, во время которых можно что-то украсть, кого-то ограбить.

Криминальная субкультура заставляет поступать по законам профессиональных преступников, и, прежде всего, по правилам воров в законе.

Вот основные правила, по которым можно сделать карьеру в преступном мире:

а) не воровать у своих (не крысятничать),

1 Грачев, Гуров Словарь молодежных сленгов. Нижний Новгород: Обком ВЛКСМ, 1990. С.5.

б) не доносить администрации ИУ (не стучать),

в) поддерживать осужденных в карцере (греть крышу),

г) отдавать деньги в общую казну («уделять на общак») подростков. (Д.Ефремов, АУЕ. ТАСС, электронный ресурс).

Подростков такая «романтика» притягивает. Особенно тех молодых людей, в семьях которых наблюдаются социальные проблемы, безработица, бедность, алкоголизм, в школе - небрежное отношение со стороны сверстников и педагогов. И только в группах АУЕ подросток становится равным, и профессиональные уголовники начинают заниматься его воспитанием, заставляя часть денег, отнятых у одноклассника, отдавать на общак (воровскую кассу). Страшно и то, что в школах негласно членами АУЕ вводятся воровские порядки: появляются касты опущенных школьников, которые садятся только за парты, отведенные им, они ежемесячно отчисляют деньги осужденным и проч.

В местах лишения свободы осужденный, отбывающий наказание больше пяти лет, впитывает мораль уголовной среды, то есть у него начинаются необратимые процессы в психике. Ч. Ломброзо со своими исследованиями по генотипу уголовной личности был во многом прав. 1

Во всяком случае, рациональное зерно в его теории было, тем более он являлся продолжателем идей о преступном типе французского ученого Бенедикта Мореля о деградации личности преступника. Татуировки - один из элементов криминальной субкультуры - сейчас активно проникают в молодежную среду и способствуют ее моральному разложению.

К условным обозначениям АУЕ относятся также специфическое арго, приветствия, написание с заглавных букв значимых для осужденных понятий, подчеркивание определенными линиями важных слов. Знание условных обозначений АУЕ поможет оперативным сотрудникам, дознавателям, следователям, работникам суда и прокуратуры определить членов экстремистского сообщества «Арестантский уклад един».

Уже само название экстремистской организации «Арестантский уклад един» говорит о том, что данное сообщество является объединяющим началом для всех правонарушителей, заставляет жить по законам профессиональных преступников.

Воровские приветствия и даже употребление арготизмов несовершеннолетними правонарушителями свидетельствуют об их контактах с взрослыми профессиональными уголовниками.

К приветствиям относятся следующие фразы: «Да здравствует АУЕ» или с расшифровкой «Да здравствует арестантско-уркаганское единство»; ««Арестантский уклад един», ««Жизнь ворам -смерть ментам».

Профессиональные уголовники активно стремятся распространять среди новичков-арестантов и молодежи условные элементы их субкультуры. Вот примеры из письменных источников с условными обозначениями профессиональных преступников. Начнем с того, что с заглавной буквы пишутся наиболее важные факторы жизни профессиональных уголовников, в том числе положенцев, смотрящих и воров в законе.

В переписке одной чертой подчеркиваются общие («людские») для всех арестантов и начинающих уголовников среди молодежи понятия, двумя чертами - воровское и тремя чертами - слова, связанные с реалиями веры в Бога, и волнистой линией - все то, что связано с правоохранительными органами. Вот примеры записей с расшифровкой для арестантов-новичков (записи даются без изменений, со всеми орфографическими, пунктуационными и синтаксическими ошибками):

Приветствуем Всех порядочных Арестантов, Мужиков, Кто впервые в неволе! Всех, кто живет Нашей Жизнью Воровской!

Всех, для Кого Воровские традиции Святы и Незабвенны. К Вам это обращение касаемо Уклада Жизни Нашей в неволе.

= - Святое,----Людское, = Воровское,---Мусорское

Х - Хата Воровская, Х - светлая хата Хооо - Котел (Главная хата на продоле)

# - Карцер, Кича, С.Б. спец-БЛОК,

# # # - камышовка мусорская

Б.С. бывший сотрудник, # # - Мусора Д.Н.О. - Дом Наш общий О - общий

Наиболее распространенными татуировками у молодежи в АУЕ являются: восьмиконечные звезды на ключицах и коленях - «неподчинение официальным властям», церковная символика, изображения на предплечье оскаленных хищных животных - барса, тигра, волка - символы отрицательного отношения к правоохранителям и рядовым арестантам.

Организация «Арестантский уклад един» в настоящее время в пенитенциарных учреждениях имеет большое влияние.

Выводы: государство ведет активную борьбу против воров в законе. Уголовная статья, направленная против лиц, занимающие высшее положение в иерархической криминальной среде, показывает, что

1 Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступлениях. СПб.: Изд-во Н.К. Мартынова, 1892. С.56-63.

ее содержание достаточно эффективно для наказания так называемых воров в законе. Приравнивание АУЕ к экстремистской организации выбивает почву у профессиональных преступников, стремящихся сплотить при помощи этой уголовной структуры укрепить их позиции. Вместе с тем следует отметить не совсем прочную доказательную базу, устанавливающую принадлежность к ворам в законе и использования атрибутики АУЕ. Для этого предлагается более тщательное изучение субкультуры данных преступных организаций: криминальных правил жизни и поведения их членов, арго, татуировок, видов связи между членами их группировок, кличек, использование блатных песен и проч.И на основе их изучения выработать четкие рекомендации по данным проблемам. Вместе с тем государству надо наложить запрет на рекламу их субкультуры: запретить воровские песни в теле-радиопередаче «Шансон», «Три аккорда», выпуск низкопробных художественных произведений, прославляющих мир воров в законе.

Как видим, в определении экстремизма ясно прослеживается линия превосходства одной социальной группы над другой. В арго отчетливо прослеживается мизантропическая (человеконенавистническая) идеология: все, что делает профессиональный преступник, - это хорошо, а то, что делает законопослушный человек, - это плохо. Причем его можно обворовать, избить, ограбить и даже убить. И все это будет в рамках воровского закона, тогда как не дай бог нарушить правило профессиональных преступников.

В арго четко прослеживается фашистское превосходство профессионального преступника над честным человеком.

Уже само название экстремистской организации «Арестантский уклад един» говорит о том, что данное сообщество является объединяющим началом для всех правонарушителей, заставляет жить по законам профессиональных преступников.

АУЕ, несомненно, является структурой профессиональной преступности, контролируемой ворами в законе. Не случайно «закон» требует от них вовлечения в свою среду новых членов, поэтому они ведут постоянную активную работу среди молодежи.

Многие незаконные группировки АУЕ в главных городах Восточной Сибири (г. Чита, г. Хабаровск, г. Владивосток) затаились, часть же продолжает свою противоправную деятельность (например, в г. Кургане, г.Якутске).

Татуировки - один из элементов криминальной субкультуры - сейчас активно проникают в молодежную среду и способствуют ее моральному разложению.

Именно благодаря знаниям о верхушке профессиональных преступников - воров в законе и ее филиале АУЕ - в настоящее время намного легче понять сущность криминальных татуировок.

Главным отличием татуировок воров в законе от гражданских тату является то, что в них есть система: показан рост их уголовного авторитета. Это связано с тем, что они проводят с помощью данных элементов субкультуры еще и так называемую воровскую идею. Именно это отличает их от остального криминального мира. Вор в законе не имеет права допустить ошибок даже в татуировках. 1

Профессиональные уголовники активно стремятся распространять среди новичков-арестантов и молодежи условные элементы их субкультуры. Вот примеры из письменных источников с условными обозначениями профессиональных преступников. Начнем с того, что с заглавной буквы пишутся наиболее важные факторы жизни профессиональных уголовников, в том числе положенцев, смотрящих и воров в законе.

Во время проведения судебной экспертизы некоторые неопытные правоохранители иногда просят указать в исследовании о слабых сторонах тату-рисунков.

Так, при проведении одной из экспертиз оперативный работник предложила автору данной статьи описать не только художественные «регалии» профессионального преступника (вора в законе), но и ранние, слабые татуировки, унижающие его достоинство в криминальной среде. Но получил следующее возражение: если было что-то подобное на теле кандидата в воры в законе, то его бы не короновали. При этом могли заявить: «Братва видела его (кандидата на вора в законе - М.Г.) рост среди братвы, но перед этим она видела и его падение». (Буквальная цитата одного из авторитетных воров в законе). Поэтому данному кандидату в уголовные иерархи никогда не быть вором в законе. Иными словами, чтобы правильно и качественно изучать криминальные татуировки, нужно хорошо знать субкультуру и историю преступности, в частности, ее законы. Это поможет избежать ряда ошибок. 2

Наиболее распространенными татуировками у молодежи в АУЕ являются: восьмиконечные звезды на ключицах и коленях - «неподчинение официальным властям, церковная символика, изображения на предплечье оскаленных хищных животных - барса, тигра, волка - символы отрицательного отношения к правоохранителям и рядовым арестантам. Организация «Арестантский уклад един» в настоящее время в пенитенциарных учреждениях имеет большое влияние.3

1 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М.: Юрид. лит., 1990. С.122.

2 Грачев М.А. К вопросу о построении методики установления принадлежности лица к высшей уголовной иерархии по пиктографическому криминальному письму ЮРИСЛИНГВИСТИКА, 2021. №21(32). С.26-30

3 Грачев М.А. Проблемы изучения пиктографического письма экспертами-лингвистами //ЮРИСЛИНГВИСТИКА, 2021. №20(31). С.9-13

Анализ уголовной субкультуры явно указывает на экстремистские направления уголовников.

Особенно это проявляется в местах лишения свободы. До сих пор там сохранились касты, напоминающие индийские: воры в законе, положенцы, смотрящие, отвечающие за порядок на каком-либо участке пенитенциарного учреждения: см., например, смотрящий за хатой (раньше пахан или староста камеры или барака), смотрящий рабочки - главный уголовник, отвечающий за рабочей зоной, блатные - помощники вора в законе, положенца или смотрящего, мужики - рядовые осужденные, исправно работающие и отчисляющие часть заработка в воровскую кассу (общак), чушки, черти - опустившиеся осужденные, не следящие за собой, неряшливо одетые, опущенные (петухи, гребни, опомо-енные) - «осужденные, с кем совершен насильственный половой акт или насильственные позорящие действия. Власть воров в законе (положенцев) до сих пор чрезвычайно сильна в местах лишения свободы. Обычно вор в законе договаривается с начальником пенитенциарного учреждения (хозяином) о том, что во вверенном ему арестантском подразделении никаких серьезных происшествий не будет, за это хозяин должен ослабить требования для законника и его помощников («пристяжи») тюремные требования (например, разрешить пользоваться мобильными телефонами, холодильниками, вплоть до проноса наркотиков и спиртного). В случае конфликта между хозяином и вором в законе, последний может взбунтовать всех осужденных данного пенитенциарного учреждения. В случае отказа осужденных от бунта ВСЕ они объявляются опущенными, зачушкованными или козлами со всеми вытекающими отсюда последствиями. 1

Проблема борьбы с криминальной субкультурой сложная. И в ней должны принимать участие как правоохранительные структуры, так и общественность.

1 Грачев М.А. Лингвокриминалистика. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. С.132); Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. М.: Юрид, лит.,1990. С.111-112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.