Изменение внутриполитического курса СССР во времена перестройки Changes in USSR domestic policy during 'perestroika'
Хупова Милана Муратовна
Студентка 4 курса, Санкт-Петербургский государственный университет,
Россия, Санкт-Петербург. mkhupova@gmail. com
Khupova Milana Muratovna
Student 4 term, Saint-Petersburg state university, Russia, Saint-Petersburg. [email protected]
Аннотация.
В данной статье анализируются поэтапные перемены во внутренней политике СССР в 1985-1991 годах. Провозгласив курс на «перестройку», новый секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев начал реформирование экономической и политической сфер общества, приводя их в соответствие с требованиями времени. Однако, эти изменения проводились строго в рамках дозволенного советской идеологией и затрагивали в основном поверхностные проблемы. Они не могли решить глубокий экономический, политический, идеологический кризис внутри страны. Более того, непоследовательность политики М. Горбачева привели к тому, что почти все предпринятые им реформы заканчивались провалом (например, антиалкогольная компания). В последнем этапе перестройки Горбачев попытался провести более серьезную либерализацию политической и экономической жизни общества. Однако этого уже было недостаточно: ухудшение экономической обстановки, нарастание межнациональных противоречий медленно подвели СССР к распаду.
Annotation.
This article is aimed to examine gradual changes in Soviet domestic policy in 1985-1991. Having ploclaimed a course into 'perestroika', new General Secretary of Central Committee Michail Gorbachev started reforming economic and political spheres of life, adjusting them in accordance with the requirements of the times. However, those changes were made strictly within boundaries of soviet ideology and involved mostly superficial problems. They could not manage to resolve deep ecomonical, political, ideological crisis in the country. Moreover, incoherence of Gorbachev politics resulted in failure of almost all his reforms (for example, anti-alcohol campaign). During the last phase of the perestroika Gorbachev made more serious attempt to liberalize economic and political life. However, it was no longer sufficient: economic deterioration and aggravating the interethnic tensions drew USSR to the dissolution.
Ключевые слова: перестройка, М.С.Горбачев, распад СССР, внутриполитический курс СССР, экономические реформы, политические реформы.
Key words: perestroika, M.S. Gorbachev, dissolution of the USSR, USSR domestic policy, ecomonic reforms, political reforms.
К середине 80-х годов СССР подошел в острой необходимости реформ. Будь то идеология, чей проигрыш в сравнении с западными установками стал все более очевиден благодаря глобализации мира или экономика, чей плановый характер давно расписался в неспособности удовлетворить потребности советского гражданина, но теперь еще и проигрывал в гонке вооружений — главном поле битвы с Западом. Конечно, ни одна сфера внутренней и внешней политики не могла быть оставлена без внимания, если бы кто-то собрался проводить действительно серьезные реформы. Однако предшественники Михаила Горбачева не смогли выработать последовательный и масштабный план реформ, ограничиваясь отдельными законами и распоряжениями, которые не могли оказать существенного влияния на положение Советского Союза.
В 1985 году новый Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступая с докладом на пленуме партии, объявил о необходимости "добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса", "приведя формы социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями" [1]. Последовавший за этим почти двухлетний период осторожных реформ принято так и называть «ускорением».
Заметим, что и сам Горбачев не ставил перед СССР задачи коренного изменения всей экономической системы, а лишь предлагал обновить уже существующую, учитывая изменения в мировом хозяйстве.
Это видно, если обратиться к конкретным мерам, принятым для «обновления» социализма в СССР. Основной задачей стало обновление кадров, долгие годы находившихся у власти во времена «брежневского застоя» и имевшим стойкое предубеждение против любого рода реформ. За несколько лет сменился весь состав Президиума Совета Министров СССР, министром иностранных дел стал Эдуард Шеварднадзе, а секретарем московского городского комитета партии - Борис Ельцин.
Вслед за кадровыми переменами последовали другие. Не менее важным М. Горбачев считал борьбу с алкоголизмом, принявшем к концу 1970-х годов серьезные масштабы. Однако непоследовательность и резкость этой реформы подорвали доверие к проводимому государством курсу: хоть потребление алкоголя на душу население уменьшилось (примерно на 4-5 литров, по разным данным [3]) значительно возросло подпольное производство алкоголя, в то время, как официальные продажи резко сократились, что привело к огромным очередям.
Значительным отходом от предыдущих установок стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный взять под контроль разросшуюся теневую экономику СССР. Обновилась и программа партии. Основной задачей теперь было не «построение коммунизма», а «совершенствование социализма» [2]. Однако после провала антиалкогольной кампании стало понятно, что применяемые методы не приносят достаточно эффективных мер. Советский Союз нуждался в более глубоких реформах, что стало особенно очевидным после аварии на Чернобыльской АЭС и падения цен на нефть, ударившими по и без того истощенной экономике.
На январском пленуме ЦК КПСС (27-28 января 1987 года) термин «перестройка» уже относился ко всем сферам жизни советского общества. Развитие «гласности», готовность к критике и самокритике, демократизация общества - все это оказалось в числе приоритетных задач. В докладе на пленуме Горбачев уже открыто называет экономику страны «маловосприимчивой к нововведениям, неповоротливой», признает «глухоту» государства к социальным вопросам и видит одну из причин сложившейся ситуации в самой партии: «Руководящие органы партии не сумели вовремя и критически оценить опасность нарастания негативных тенденций в обществе». [2] Таким образом призналась необходимость серьезных, многосторонних изменений. Начался второй этап перестройки.
Они начались с «гласности», включающую в себя максимально возможную свободу информации, в том числе о деятельности государственных учреждений. Помимо смягчения цензуры в СМИ, в СССР получили распространение запрещенные ранее фильмы и книги (среди них были «Собачье сердце» Булгакова, «Котлован» Платонова, «Доктор Живаго» Пастернака). В конце 1987 г. начала работу комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации жертв репрессий.
Самые значительные по масштабу реформы коснулись политических институтов. Еще в январском докладе Горбачев призвал вернуть КПСС роль политической партии, а не государственной структуры («Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций» [2]). Впервые на руководящие посты получили возможность выдвигаться беспартийные, а выборы в Советы стали проводиться на альтернативной основе. Такие перемены дали толчок и к формированию оппозиционных партий, правда, случилось это уже спустя несколько лет. Так образовалась первая оппозиционная партия - Демократический союз (1988 год), Либерал-демократическая партия Советского союза (1989 год) и другие.
Далее политические преобразования стали проводиться с большей серьезностью. На XIX всесоюзной партийной конференции Горбачевым был предложен новый высший орган государственной власти - Совет народных депутатов СССР. Этот представительный орган, работающий на непостоянной основе, должен был бы избирать из своего состава Верховный Совет, состоящий из двух палат. «Таким образом, вся работа по законодательству и контролю будет сосредоточена непосредственно в Верховном Совете и его комиссиях, что станет новым шагом на пути демократизации высших государственных структур» [6]. Фактически главой государства становился Председатель Верховного Совета, под чьим контролем находился Президиум Верховного Совета. Это было важным шагом для СССР, где де-факто главой государства являлся первый (генеральный) секретарь ЦК КПСС и партийная должность совмещалась с государственной. По итогу конференция приняла пять резолюций: «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности» и «О правовой реформе». На основе первой резолюции, после принятия закона «О выборах народных депутатов СССР» и внесения поправок в конституцию в 1989 году в СССР прошли первые свободные выборы. Примечательно, что около 13% народных избранников оказались беспартийными. Съезд также дал заявить о себе и оппозиции: сформировалась Межрегиональная депутатская группа — «демократическая» фракция.
Таким образом, внутриполитическая жизнь после второго этапа перестройки заметно оживилась. Первые за долгое время серьезные политические реформы, де-факто легализация оппозиции, место для дискуссий в высших органах власти - все это вкупе с новыми внешнеполитическими установками (так называемое «Новое мышление») явилось глотком свежего воздуха для страны.
Однако к третьему, последнему этапу (впрочем, иногда выделяют четыре) Советский Союз все еще находился в тяжелом положении.
Резкие изменения в политической жизни, появление непривычной для советской политики оппозиции были долгожданными событиями, но они же сыграли и дестабилизирующую роль. Экономика страны не сумела оправиться после Чернобыльской катастрофы, падения цен на нефть, потерь от антиалкогольной кампании. Принятые законы («О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)») были по-своему важны, но решающей роли сыграть не могли. К тому же нарастали и межнациональные противоречия. В 1986 году прошли массовые демонстрации в Казахстане, в 1987-1988 году произошли столкновения между азербайджанцами и армянами: так называемый Карабахский конфликт.
По-видимому, для политической элиты стало очевидно, что курс на «совершенствование социализма» потерпел крах. Политические преобразования последних двух лет существования СССР пытались приблизить страну к западной либеральной модели: был учрежден пост Президента СССР, отменена 6 статья Конституции СССР, закреплявшая однопартийность в стране. В то время, как шел процесс легализации партий и объединений, в самой КПСС после XXVIII съезда наметился раскол (ее покинула часть наиболее радикальных членов, в числе которых был и Б. Ельцин, для которого трибуна съезда «стала трамплином для начала нового этапа его политической биографии» [7]). Полным ходом шел процесс суверенизации республик, предопределивший распад СССР: еще в 1989 году Верховный Совет Литовской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, наметился конфликт между союзными властями и властями РСФСР, причиной которого были неясное разделение полномочий между союзным центром и РСФСР, а также стремление республиканских властей вести про-рыночную экономическую политику. Республики СССР стали принимать собственные конституции, в некоторых (например, Узбекской ССР) появился свой президент. В этих условиях затруднительно говорить о последовательном внутриполитическом курсе. Скорее, все силы союзный центр во главе с
Президентом СССР - Горбачевым - бросил на то, чтобы сохранить власть над расползающимися в разные стороны частями страны. Верховный Совет СССР принял ряд законов, регулирующий отношения между центром и республиками («Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР» от 2 апреля 1990, «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля, «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля). Вместе с тяжелейшим экономическим положением, политический кризис, который эти законы не могли остановить, оставляли мало шансов сохранения СССР в его прежней форме. Советский народ все больше консолидировался вокруг Ельцина, имевшему уже тогда значительно большую поддержку, чем Горбачев.
12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Так как РСФСР всегда являлась признанным центром СССР, то из всех документов того времени именно эта Декларация яснее всего предвещал скорый распад СССР. В тот же день состоялось заседание Совета Федерации, посвященное проблемам национально-государственного устройства и подготовке нового Союзного договора, что было необходимостью после прошедшего «парада суверенитетов». Процесс формирования договора — Новоогаревский процесс — продолжался с весны 1991 года до декабря 1991. Несмотря на то, что «абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде» [8], проект союзного договора так и не был подписан, а Новоогаревский процесс завершился 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, в котором было заявлено о прекращении существования СССР и создании СНГ.
Перестройка и влияние произошедших за 7 ее лет событий до сих пор остается дискуссионным вопросом и, по-видимому, останется им еще долго. Однако, говорим ли мы о «распаде» СССР или же о его «развале», не имеет смысла отрицать решающей роли именно внутриполитических событий. Прекращение существования Советского Союза было закономерным результатом в первую очередь непоследовательности и разрозненности «перестроечных» реформ, экономических, социальных и этнических кризисов, конфликта между властями СССР и РСФСР и только потом это явилось следствием внешнеполитических факторов. Если проследить изменение внутриполитического курса СССР за годы перестройки, то можно увидеть, как, начиная с осторожных попыток «совершенствования социализма» отступала традиционная для советской внутренней политики идеологизированность, что проявлялось в: поправках в Конституции СССР, новых законах, заявлениях Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева, экономических и политических реформах. Но уже начиная со второго этапа и вплоть до распада Советского Союза становилось все более очевидным, что советское руководство не в состоянии ни предложить новую альтернативу социалистической идеологии, ни сохранить старую, приведя ее в соответствие с требованиями времени, от чего страна, привыкшая, что направление ее движения строго задают «сверху», оправиться не смогла.
Список используемой литературы:
1. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. В 3-х томах. Т. 2, М.: Политиздат, 1987. - 510 с.
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27 - 28 января 1987 г. - М.: Политиздат, 1987. -
94 с.
3. Клинова, М. А., Современная отечественная историография потребления алкоголя жителями СССР (1940-е конец 1980-х гг. ) // ОНВ. 2009. №2 (76). С. 60-63. URL: https ://cvberleninka. ru/article/n/sovremennava-otechestvenmva-istoriogrfiva-potreblemva-alkogolva-zMtelvami-sssr-1940-e-konets-1980-h-gg (дата обращения: 02.10.2019)
4. Программа Коммунистической партии Советского союза / Правда. - 1986. № 66. - 12 с. URL: https://proxv.librarv.spbu.ru:4204/browse/issue/938559 (дата обращения: 02.10.2019)
5. Газета «Правда» (URL: https://proxv.librarv.spbu.ru:2538/browse/publication/9305, дата обращения: 02.10.2019)
6. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г.: Стенографический отчет. В 2 т. Т. 1.- М.: Политиздат, 1988. - 352 с.
7. А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. - СПб.: Норма, 2010.
- 216 с.
8. Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года. Справка / РИА Новости (URL: https://ria.ru/historv spravki/20110315/354060265.html, дата обращения: 02.10.2019)