6 • Государство • Регионы • Жизнеобеспечение А
^ ЛыхИНА Светлана юрьевна
Старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-26-07 E-mail: [email protected]
^ АЙМЕЛ Филипп
Адъюнкт-профессор
Общественный колледж Северной Вирджинии 22003, СшА, Вирджиния, 8333 Литл Ривер Тернлайк E-mail: [email protected],
Ключевые слова
государственный долг долговой кризис америка
американский долговой кризис
технический дефолт
программа количественного смягчения
внешняя долговая политика россии
государственный долг россии
методология расчета государственного долга
JEL classification
Изменение внешней долговой политики России под влиянием американского долгового кризиса 2011 г.
F34, H63
Аннотация
В статье проанализированы основные события американского долгового кризиса 2011 г., выделены особенности и изменения внешней долговой политики РФ за 2011-2013 гг., а также определены направления их взаимосвязи и взаимовлияния.
Сложность современных международных отношений, как в политической, так и в экономической сфере, в той или иной степени оказывает влияние на показатели развития национальных экономик. В связи с этим правительствам приходится корректировать свои политические курсы и долгосрочные программы развития стран. Особенно остро данная ситуация проявляется в сфере долговых отношений.
Каждая страна по разным, свойственным ей причинам использует инструмент привлечения финансовых ресурсов на международном рынке капитала для финансирования расходных обязательств, заложенных в бюджете. Необходимость в этом может быть обусловлена:
• неразвитостью или нестабильностью национального рынка капитала и, как следствие, высокими процентными ставками заимствований;
• необходимостью поддерживать политические связи и соглашения, в том числе создание заинтересованности в привлечении денежных средств со стороны крупных институциональных инвесторов;
• возможностью диверсифицировать свой портфель долговых обязательств и т.д.
В итоге долговая политика правительства, как правило, является гибкой по отношению к меняющейся международной ситуации, особенно в данной сфере.
Рассматривая понятие «долговая политика», можно отметить, что это деятельность органов власти по управлению государственным долгом. Она формирует идеологию управления
государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления деятельности органов власти по их реализации [2].
Направления долговой политики во многом зависят от уровня государственного долга в стране, от его структуры, динамики и стоимости заимствования на рынке. В связи с различными подходами к определению и, соответственно, расчету государственного долга становится целесообразным проанализировать определения государственного долга, представленные в табл. 1.
Основные международные нормативные правовые акты и официальные зарубежные источники дают трактовку государственного долга как обязательства или задолженности, и как результат, дефицита бюджета (превышение обязательств над активами). Встречаются определения, конкретизирующие вид обязательств (такие как Руководство по статистике финансов 2001 г., Система национальных счетов 2008, Руководство по государственному дефициту и долгу) или органы власти, которые могут быть эмитентами долга (Маастрихтское соглашение, Основы федерального долга).
Государственный долг и долговая политика в последнее время играют значительную дисбалансирующую роль в международной экономике в связи со значительно увеличившимся объемом и неэффективностью проведения. Поэтому, как правило, данные понятия напрямую связаны с определением «долгового кризиса».
По мнению специалистов Европейской сети по проблемам задолженности и развития, к основным причинам, по которым долговой кризис еще не закончился, относятся [13. Р. 4-5]:
• увеличение экономических дисбалансов в 2010-2012 гг., которые приводят к дальнейшему росту внешнего долга стран мира;
The Changes in Russia's
Foreign Debt Policy under the Influence of
American Debt Crisis of 2011
Таблица 1 - Определения понятия«государственный долг»в иностранных источниках
Автор, издание Определение
Маастрихтское соглашение [23] Долг означает общую валовую задолженность в номинальной стоимости по состоянию на конец года и консолидированную между и внутри сектора государственного управления. Правительство представляет сектор государственного управления, т.е. центральное правительство, региональное или местное управление и фонды социального страхования, за исключением коммерческих операций
МВФ. Руководство по статистике государственных финансов 2001 г. [6. С. 152] Долг включает все обязательства, которые требуют от дебитора выплаты или выплат процентов и/или основной суммы долга кредитору в установленный срок или сроки в будущем. Таким образом, в системе СГФ все обязательства представляют собой долг, за исключением акций и других форм участия в капитале и производных финансовых инструментов
Система национальных счетов 2008 [7] Долг определяется как часть обязательств, которая идентифицируется в соответствии с типами использованных финансовых инструментов. В общем случае долг определяется как все обязательства, которые требуют выплаты процентов и основной суммы дебитором кредитору на определенную дату или даты в будущем. Следовательно, все долговые инструменты являются обязательствами, но некоторые обязательства, такие как акции, доли в капитале и производные финансовые инструменты, не являются долгом
Руководство по государственному дефициту и долгу [21] Государственный долг - общая консолидированная валовая задолженность в номинальной стоимости по следующим категориям государственных обязательств: валюта и депозиты, ценные бумаги, кроме акций, за исключением финансовых производных инструментов и займов
Основы федерального долга [18] Общий федеральный долг, также известный как валовой долг, это сумма непогашенного долга федерального правительства, выпущенного казначейством и другими федеральными государственными агентствами
Руководство для центрального правительства по управлению долгом в 2013 г. [19] Долг центрального правительства - это результат бюджета центрального правительства, который исторически показывает большие дефициты, чем излишки
■о
я
(Л
5
^ Svetlana Yu. LYKHINA
Sr. Lecturer of State
and Municipal Finances Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-26-07 E-mail: [email protected]
^ Phillip IMEL
Adjunct Professor of Accounting Dept. (Division of Business and Public Services)
Northern Virginia community college 8333 little River Turnpike annandale, VA 22003
E-mail: [email protected],
Keywords
government debt
DEBT cRisis
america
american debt crisis
technical default
program of quantitative easing
foreign debt policy of Russia
government debt of Russia
government debt calculation methodology
• неконтролируемое движение капитала по всему миру;
• увеличение частного долга;
• рост размеров государственного долга. В некоторых странах государственный долг выше, чем когда-либо. Во многом это связано с тем, что богатые страны сняли напряжение с их проблемой частной задолженностью за счет государственных вливаний;
• повышение рискованности государственного долга. Государственный
долг является более рискованным, чем когда-либо за последние десять лет: страны с низкими доходами получают меньше льготного финансирования. Их новый долг является более рискованными в целом, и финансируется преимущественно из частных источников с более высокими затратами и более короткими сроками погашения;
• плохо регулируемый банковский сектор и государственно-частные партнерства, по-прежнему содержащие
Summary
In the article the main events of the American debt crisis in 2011 are analysed, the special features and principal changes in Russia's foreign debt policy for 2011-2013 are highlighted, and the major directions of their interaction are discussed.
JEL classification
F34, H63
скрытые долги, которые в некоторых странах в несколько раз превышают о годовой ВВП;
> • уклонение от уплаты налогов и
сокращение помощи, подрывающие ^ общественные доходы, а также угрозе жающие государственным финансам 2 во всем мире;
| • подверженность лимитов долга
политическим манипуляциям. МВФ должен держать пределы долга по новым заимствованиям и кредитам в пределах устойчивости и давать сигнал правительствам и донорам о том, что они должны искать новую помощь для финансирования дефицита бюджета только в виде грантов;
• игнорирование ответственными лицами стандартов финансирования;
• отсутствие эффективных механизмов урегулирования задолженности. Шесть лет длится мировой финансовый кризис, и до сих пор нет постоянного и эффективного механизма, который мог бы решить проблему.
С учетом вышесказанного становится очевидным факт влияния множества причин политического и экономического характера на продолжительность развития долгового кризиса. Не следует отождествлять понятие долгового кризиса только с высоким уровнем государственной задолженности в какой-либо стране, несмотря на то что данные явления тесно взаимосвязаны.
Современный долговой кризис затронул экономику практически всех стран мира. Однако мировая финансовая стабильность во многом зависит от состояния экономики развитых и развивающихся стран. При этом, учитывая, как правило, невысокий уровень диверсификации отраслей экономики развивающихся стран, особенно при изучении вопроса о влиянии долгового кризиса на их экономику, необходимо проследить также влияние на них со стороны изменившихся условий в результате долгового кризиса в развитых странах.
Сфера распространения долгового кризиса в развитых странах в последние годы особо остро затрагивает Европейский союз и Соединенные Штаты Америки. Последние представляют наибольший интерес в силу своей специфичности и особого влияния, оказываемого практически на все остальные страны мира, в том числе на Российскую Федерацию.
Пик долгового кризиса, затронувшего экономику и финансовую сферу США, пришелся на 2011-2012 гг. В этот период произошли значительные события, которые повлияли не только на показатели долговой устойчивости самих США, но также задели ряд стран, зависящих от экономических и политических действий Штатов, в том числе и Россию.
Как отмечает известный российский ученый Б.А. Хейфец, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, профессор Государственного университета управления, «Одной из первых кульминационных точек кризиса суверенного долга стала острая полемика в США по поводу увеличения допустимого максимального уровня государственного долга, опустившая финансовые рынки и заставившая усомниться в прочности доллара как мировой валюты. В августе 2011 г. ввиду угрозы технического дефолта потолок госдолга был поднят на 2,4 трлн дол. до 16,7 трлн дол. в обмен на обязательства исполнительной власти в течение 10 лет сократить бюджетные расходы. Однако уже в январе 2012 г. валовой госдолг США достиг 15,23 трлн дол.» [10. С. 11].
На самом деле, большой объем государственной задолженности США и отсутствие перспектив ее сокращения в ближайшее время неоднократно провоцировали власть увеличивать законодательно закрепленный верхний предел государственного долга.
Данные события во многом предопределили снижение у США высшего кредитного суверенного рейтинга 5 августа 2011 г. агентством Б1аг^а^&Роог'$ с отметки АДА до АА+, что стало важным событием для мировой финансовой архитектуры [3. С. 10].
Тем не менее сотрудники Центра европейских политических исследований характеризуют действия США как «азартную игру», логика которой заключается в том, что дефицит бюджета бессмысленно сокращать, пока не будет достигнут устойчивый рост экономики. По правилам этой игры, экономический рост должен восстановиться и надежные политические соглашения должны быть достигнуты до того, как произойдут новые потрясения. Только тогда государственные заимствования вернутся постепенно на устойчивый путь. А когда рост станет стабильным, должно начаться сокращение дефи-
цита бюджета. Азарт игры заключается в том, что сомнения в отношении стабильности государственного долга США не возникнут слишком быстро [24. P. 61].
Для стимулирования экономического роста США обычно используют финансирование секторов, наиболее чувствительных к процентным ставкам. Это инвестиции в жилищное строительство и потребление путем выкупа Федеральной резервной системой облигаций Казначейства для регулирования предложения денег в экономике. Однако высокий запас непроданного жилья, значительная бытовая задолженность, падение цен на недвижимость и множество других причин отложили на неопределенное время запланированные результаты внедрения программы количественного смягчения, второй этап которой был реализован в 2011 г. [24. P. 65].
Тем не менее, несмотря на активные действия власти США по оздоровлению экономики и финансовой системы, с целью дальнейшего сокращения объема государственной задолженности долговой кризис до настоящего времени не ликвидирован. Более того, в октябре 2013 г. США столкнулись с проблемой непринятия Конгрессом национального бюджета на 2014 финансовый год и очередной ситуацией с возможным объявлением технического дефолта по долговым обязательствам вследствие разногласий между демократами и республиканцами [11. С. 7]. Две основные политические партии не смогли найти компромисс: демократы считали неприемлемым сокращать государственные расходы, а республиканцы отказывались обсуждать повышение налогов. Все это должно было произойти, и лучше раньше, чем позже, так как Америка не может продолжать увеличивать расходы на программы, которые не могут быть оплачены при снижении налогов, вследствие чего за них платят Китай и другие страны за счет дефицитного финансирования, отмечает в своем исследовании профессор экономики муниципального колледжа NOVA Филипп Аймел [20].
Все это явилось следствием недостаточной эффективности принятых ранее мер по восстановлению финансовой системы страны. Данное событие отразилось также на мировом финансовом рынке и, соответственно, на экономиках других государств. Данную
Статистическая информация об объемах и структуре государственного долга
_______*_________________1______________
Т.
Орган, предоставляющий информацию
Евростат
Центральный банк РФ на основе требований МВФ)
Министерство финансов РФ
__________________________________
законодательная основа составления информации
ЕСС-95 ССРД Бюджетный кодекс РФ
^ 1 ^
статистическая основа методологии
Консолидированный валовой долг центрального правительства, государственной власти, местного самоуправления и фондов социального страхования Консолидированная задолженность органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования Долговые обязательства Российской Федерации
Рис. 1. Характеристика методологий расчета государственного долга
взаимосвязь объясняет российский ученый, кандидат экономических наук Л.Г. Чувахина: «Ожидание дефолта может нанести удар по мировой финансовой системе и спровоцировать новую рецессию, возможно, даже в большей степени, нежели сам дефолт» [11. С. 7].
«Когда уровень долга высокий, реакция инвесторов от негативных новостей, вероятно, будет нелинейной. Даже относительно умеренные экономические, политические или долговые потрясения могут спровоцировать финансовый кризис, если инвесторы посчитают, что уровень долга может пересечь точку неуплаты», - отмечает в своем исследовании американский ученый, советник Международного валютного фонда Джулио Эсколано [14].
Таким образом, основные события, произошедшие в экономике США в 2011-2013 гг., подтверждают факт серьезного долгового кризиса в стране. Тем не менее, «по оценкам лауреата Нобелевской премии П. Кругмана, реальный госдолг США в конце 2011 г. был на 6 трлн дол. ниже официального (т.е. 9 трлн дол., а не 15 трлн дол.), потому что американская статистика учитывает в качестве долга инструменты по управлению краткосрочной ликвидностью банковской системы (4,9 трлн дол.), а также ряд обязательств, не являющихся долгом вообще» [10. С. 11-12].
В своих исследованиях американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман рассматривал несоответствие методик расчета государственной задолженности США и других стран. На самом деле,
различия можно отметить не только в данном случае, но и, например, при анализе методики расчета долга в России и в странах Европы (рис. 1).
Как видно из рис. 1, Министерство финансов РФ при расчете государственного долга основывается на положениях основного финансового закона страны - Бюджетного кодекса. Центральный банк, который также публикует отчетность по внешнему, в том числе государственному, долгу страны, в своих расчетах основывается на положениях Специального стандарта распространения данных, рекомендованного Международным валютным фондом [8]. В итоге из-за различий в методиках расчета статистических данных даже официальная информация немного отличается друг от друга.
В Руководстве по государственному дефициту и долгу, разработанном и опубликованном в 2012 г. Евростатом, предлагается методология расчета государственного дефицита и долга, которая является пояснением к Европейской системе национальных и региональных счетов (ЕСС-95) с целью получения прозрачных, достоверных и сопоставимых данных относительно разных стран, не только входящих в Европейский союз, но также находящихся за его пределами [21]. Данная методология значительно отличается от тех, которые используются в РФ.
Таким образом, несмотря на заявления Кругмана о том, что уровень государственного долга США в 2011 г. реально был значительно ниже официального, последствия и влияние на
другие сферы возникают в результате именно озвучиваемого официально объема задолженности.
Несмотря на имеющиеся расхождения в методиках расчета государственного долга, кредитный рейтинг, присваиваемый международными агентствами, от которого зависит как стоимость заимствований для страны, так и объем инвестиций, а также международная статистическая информация, как правило, учитывает унифицированные показатели для сопоставления данных экономик мира.
Одним из наиболее важных моментов является то, что если будет пропущена хотя бы одна выплата процентов по государственному долгу, последствия будут ощутимыми и трудно предсказуемыми для финансовых рынков, учитывая рост их волатильности в преддверии возможного дефолтного сценария. Дефолт США может привести к банкротствам и множественным дефолтам во многих странах. Кредитные рынки будут заморожены. Значительно упадет потребительская и деловая активность. Возрастут финансовые риски. Дефолт вызовет скачок процентных ставок [11. С. 7].
В данной ситуации описаны лишь наиболее очевидные возможные последствия для стран мира. Для того чтобы оценить влияние долгового кризиса в США на экономику России и ее политическую позицию, в том числе в сфере внешней государственной задолженности, следует учитывать специфические черты взаимоотношений этих стран между собой.
По данным исследователей Гарвардского университета, Россия для США представляет собой бывшую «угрозу» с арсеналом значительного оружия. Россия больше заботится о своей роли на мировой арене. Кроме того, в настоящее время российский политический климат не соответствует понятному политическому мировоззрению [22. Р. 5].
Наиболее вероятным сценарием будет сохранение положительных отношений с США при сочетании «экспансионистского позерства в некоторых областях (например, Грузия) и в основном оборонительного подхода в других (например, с Европой и ЕС)».
Нет стимула для односторонних отношений с Соединенными Штатами, с тех пор как в российских интересах меньшее вмешательство США в Российские дела или дела Восточноевро-
■о
я
Таблица 2 - Динамика торгового баланса США и России за 2011-2013 гг., млн дол. [15-17]
Показатель Баланс Экспорт Импорт
2013 -15 797,0 11 164,0 26 961,0
2012 -18 681,3 10 699,5 29 380,8
2011 -26 332,8 8 286,1 34 619,0
пейских стран. Нет ни значительной задолженности в руках друг у друга, ни обязанностей [22. Р. 7].
Традиционно принято считать, что долговой кризис США повлиял на международный финансовый рынок и, как следствие, на волатильность мировых цен на нефть. Как известно, от величины стоимости данного ресурса напрямую зависят доходы федерального бюджета Российской Федерации, которые при нестабильности цен становятся сложнопрогнозируемыми.
Учитывая динамику торгового баланса между США и Россией, можно отметить, что за ряд рассматриваемых лет Россия стабильно держится на 10-м месте среди стран мира по соотношению экспорта и импорта из США. Данные баланса представлены в табл. 2.
Можно отметить, что США больше импортируют товары и услуги из России, чем отправляют их на экспорт. Россия в основном экспортирует топливо, нефть и продукты их перегонки, продукты неорганической химии, черные металлы и алюминий, а импортирует оборудование и механические устройства, элек-
трические машины, средства наземного транспорта и т.д. [1]. Зависимость США от поставок из России, в соответствии с балансом, значительно ниже, чем от Китая, Мексики, Германии и других стран. В связи с этим можно предположить, что Россия в большей степени, чем Америка, заинтересована в поддержании экономических и торговых отношений с США, однако в рейтинге основных торговых партнеров России США также не стоят на первых местах.
С учетом затянувшегося долгового кризиса в США, а также влияния их экономики на Россию можно отметить, что долговая политика Российской Федерации в последнее время претерпела ряд изменений.
Министерство финансов в декабре 2011 г. впервые опубликовало «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.», а затем, через год, на следующую трехлетку [4; 5].
Данные документы отражают основные тенденции и перспективы национальной долговой политики. Следует учитывать, что направления долговой
политики 2012-2014 гг. формировались с учетом продолжающегося мирового финансового кризиса, однако с перспективой ближайшего выхода из него. Направления 2013-2015 гг. уже учитывают рассмотренные выше события в США, а также другие произошедшие в мировой экономике и их непосредственное влияние на экономику России, что обусловило их корректировку по сравнению с предыдущими.
В табл. 3 отражены основные изменения экономических показателей, которые легли в основу формирования долговой (в том числе внешней) политики РФ в условиях обострившегося мирового долгового кризиса.
Как видно из табл. 3, в рассматриваемых документах основные показатели претерпели изменения.В первую очередь они характеризуются небольшим ухудшением исходных данных, а вследствие этого запланированными более активными действиями органов власти для возможной их корректировки и достижения наиболее благоприятных вариантов дальнейшего развития.
В «Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг.», в отличие от предыдущих, четко указывается реализуемая политика органов власти:
• Министерство финансов активно использует политику «занимай и
Таблица 3 - Основные изменения экономических показателей, лежащие в основе формирования долговой политики РФ
Показатели Долговая политика 2012-2014 гг. Долговая политика 2013-2015 гг
Характеристика Значения показателей Характеристика Значения показателей
Источник финансирования дефицита федерального бюджета Привлечение ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях. Основной источник -государственные заимствования Государственные внешние заимствования 133,3/136,0/139,9 млрд. р. Использование Резервного фонда 164,0/51,4/0,0 млрд р. Стратегия «занимай и сберегай»: при спокойной ситуации воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке. Основной источник - государственные заимствования Государственные внешние заимствования 157,9/164,9/107,9 млрд р. Использование Резервного фонда 373,4/596,3/818,6 млрд р.
Национальная экономика Ускорение темпов роста 3,5/4,2/4,6% Умеренное ускорение темпов роста 3,7/4,3/4,5%
Инфляция Постепенное снижение 6,0/5,5/5,0% Стабильный уровень 5,5/5,0/5,0%
Цены на нефть Умеренный рост. Высокий уровень 93,0/95,0/97,0 дол. США/ баррель Сохранение цен на нефть 97/101/104 дол. США/ баррель
Курс рубля Относительная стабильность 27,9/27,9/28 р./дол. США Некоторое ослабление курса. Активная политика ЦБ 32,4-33,7 р./дол. США
Макроэкономическая ситуация Риск ухудшения Неопределенность темпов восстановления мировой экономики, нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран. Снижение экспорта РФ
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА 2012-2014 гг.
1. Развитие национального рынка ГЦБ.
2. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой долговой устойчивости
1. Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов с перспективой повышения до категории «А».
2. Обеспечение постоянного доступа к внутреннему
и внешнему источникам заемного капитала, минимизация стоимости заимствований.
3. Поддержание безопасных тенденций в сфере внешнего долга корпоративного сектора
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА 2013-2015 гг.
1. Поддержание умеренной
долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества.
2. Превращение националь-
ного рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей. 3. Совершенствование системы управления государственным долгом
Рис. 2. Основные изменения в приоритетах и целях долговой политики России за 2012-2015 гг.
сберегай», которая предусматривает одновременно и наращивание объема государственных заимствований, и рост накоплений в суверенных фондах. Минфин планирует осуществлять основной объем заимствований на внутреннем рынке, а размещать средства суверенных фондов - традиционно на внешних [9];
• Центральный банк осуществляет таргетирование инфляции, уход от жесткого регулирования валютного курса, расширение валютного коридора способствует снижению инфляции. Продолжение этой политики будет способствовать реальной положительной доходности по государственным ценным бумагам, стимулированию инвестиционного спроса на эти инструменты [5].
Значимым нововведением, влияющим на долговую политику России и отраженным в рассматриваемом документе, является принятие бюджетного правила, позволяющего обеспечить стабильность и устойчивость федерального бюджета.
«В целом, с точки зрения реализации долговой политики, обеспечение устойчивости федерального бюджета, важным элементом которой, наряду с наличием суверенных фондов, является соблюдение вышеуказанного бюджетного правила, будет способствовать поддержанию суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации, восприятию инвесторами России как ответственного суверенного заемщика, росту их доверия к российским государственным и корпоративным долговым инструментам» [5. С. 10].
Среди указанных в «Основных направлениях...» приоритетов и целей долговой политики можно отметить ее
корректировку в сторону стабилизации. Основные изменения представлены на рис. 2.
Как можно заметить, основные изменения долговой политики России направлены на стабильное развитие с достижением высокого уровня конкурентоспособности страны на международном финансовом рынке.
Долговая политика России на международном рынке капитала строится в условиях финансового кризиса, который «способствует повышению спроса на финансовые инструменты стран формирующихся рынков, включая Россию» [5. С. 10]. В связи с этим органам власти было достаточно просто привлечь необходимый объем денежных средств, запланированный в законе о Федеральном бюджете. Более того, увеличенный спрос со стороны инвесторов позволил снизить стоимость заимствований на рынке и качественно улучшить структуру инвесторов [5. С. 38].
Важным документом, характеризующим внешнеполитическую деятельность Российской Федерации, является Концепция внешней политики РФ. Концепция была принята в 2008 г., а позже, в условиях американского долгового кризиса, претерпела значительные корректировки (рис. 3).
В Концепции 2013 г. откорректирован перечень целей главных внешнеполитических усилий. При сравнении Концепций 2008 и 2013 гг. можно отметить различия, в основном связанные с усилением роли России на международной арене и обострением религиозных конфликтов.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, сформулированы «новые задачи
по реализации целей внешнеэкономической политики на американском континенте, в том числе обеспечение ведущих позиций России на перспективных рынках; продвижение конкретных проектов сотрудничества в различных областях экономики и других сферах взаимного интереса с целью укрепления российского присутствия в странах региона; качественное наращивание равноправного, недискриминационного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на постоянной основе.
Основные задачи:
• обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки;
• обеспечение деятельности Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии;
• более активное использование возможностей межправительственных комиссий со странами Америки для продвижения интересов российских компаний на рынках стран Америки;
• подготовка экономической составляющей визитов и переговоров на межгосударственном и межправительственном уровнях;
• дальнейшее формирование отношений стратегического партнерства со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, наращивание российского экономического присутствия на рынках этих стран;
• продолжение работы по налаживанию взаимодействия с органами государственной власти и деловыми кругами стран Америки, международными организациями и региональными объединениями с их участием по вопросам внешнеэкономического сотрудничества» [12].
В результате анализа основных изменений, затронувших США в период с 2011 г., политических и экономических взаимосвязей с Россией, а также изменения основных нормативных правовых актов последней можно сделать следующие выводы:
• произошли весомые изменения в финансовой сфере США в связи с обострившимся долговым кризисом в 2011-2012 гг. К ним относятся: уве-
■о
я
Обеспечение безопасности страны
Модернизация России и перевод на инновационный путь развития, повышение уровня и качества жизни населения
Устойчивый
I I
+ и динамичный рост
■
экономики России
1 1
Установление справедливого и демократического миропорядка 1 1 г Продвижение курса на всемерное укрепление международного мира
1 1
Г Л Создание системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений 1 1 1 1 1 1 Развитие двусторонних и многосторонних отношений
1 1
Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами
Укрепление торгово-экономических позиций России
Защита прав и законных интересов российских граждан
Содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире
Распространение и укрепление позиций русского языка в мире
Укрепление согласия и взаимообогащения различных культур и религий
Концепция 2008 г.
Концепция 2013 г.
Рис. 3. Сравнение целей Концепций внешней политики России 2008 и 2013 гг.
личение потолка государственного долга, снижение кредитного рейтинга, а также продление финансирования программы количественного смягчения, которые отразились на состоянии международной экономики;
• претерпела некоторые изменения внешняя долговая политика России в результате тенденций, отразившихся на мировых рынках вследствие долгового кризиса США. Это произошло несмотря на отсутствие тесной и прямой зависимости между рассматриваемыми странами;
• предусмотрены более активные действия органов власти Российской Федерации, направленные на разви-
тие системы управления государственным долгом и поддержку конкурентоспособности страны;
• осуществлен переход к использованию стратегии «занимай и сберегай» в последние годы, которая, в отличие от предыдущего приоритетного финансирования дефицита бюджета путем использования государственных заимствований, опирается на анализ и привлечение более эффективных источников финансирования дефицита (эмиссия ценных бумаг или использование средств Резервного фонда);
• откорректированы приоритеты долговой политики России: теперь она направлена на стабильное развитие
с достижением высокого уровня конкурентоспособности страны на международном финансовом рынке;
• изменились общие цели внешней политики России, теперь она направлена на устойчивый динамичный рост экономики, продвижение и развитие международных политических и торгово-экономических отношений, которые также способствуют дальнейшему развитию позиционирования Российской Федерации на международной арене.
Источники
1. Внешняя торговля Российской Федерации с основными странами-партнерами. URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1139916653609
2. Волынская О.А. Понятие долговой политики и критерии оценки ее эффективности. URL: http://safbd.ru/sites/default/files/sifbd-2006-4_117-119. pdf С.117
3. Додонов В.Ю. Наращивание государственного долга развитых стран: тенденции, факторы, риски. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2320629
4. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 г. URL: www.minfin.ru/ru/public_debt/ policy
5. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 г. URL: www.minfin.ru/ru/public_debt/ policy
6. Руководство по статистике государственных финансов 2001 года / Статистическое управление. 2-е изд. URL: www.imf.org/external/pubs/ft/ gfs/manual/rus/pdf/allr.pdf
7. Система национальных счетов 2008. URL: www.cisstat.com/rus/ SNA2008Russian.pdf
8. Специальный стандарт распространения данных. URL: www.imf.org/ external/russian/pubs/ft/sdds/guide/2007/sddsguider.pdf
9. Стратегия «занимай и сберегай»: последствия для экономики / Институт комплексных стратегических исследований. URL: www.icss.ac.ru/ userfiles/file/eventcom/20130226.pdf
10. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. URL: www.inecon.org/docs/Kheifets_paper.pdf
11. Чувахина Л.Г. Долговая политика в условиях глобального кризиса. URL: www.panor.ru/upload/iblock/462/4627b8674a6fabcc4947219881 bc fe26.pdf
12. Экономическое сотрудничество со странами Америки. URL: www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ foreignEconomicActivity/cooperation/economicAmerica/
13. Ellmers B., Hulova D. The new debt vulnerabilities. 10 reasons why the debt crisis is not over. URL: www.eurodad.org/files/pdf/528109fd22bc3.pdf
14. Escolano J. A practical Guide to Debt Dynamics, Fiscal Sustainability, and Cyclical Adjustment of Budgetary Aggregates. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/tnm/2010/tnm1002.pdf
15. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2011. URL: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2011pr/final_revisions/exh13tl.pdf
16. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2012. URL: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2012pr/final_revisions/ex-h13cy.pdf
17. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2013. URL: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2013pr/12/ft900.pdf
18. Federal Debt Basics. URL: www.gao.gov/special.pubs/longterm/debt/ debtbasics.html#largefeddebt
19. Guidelines for central government debt management 2013. Decision taken at the Cabinet meeting. November 15 2012. URL: https://www.riks-galden.se/Dokument_eng/debt/borrowing/GUIDELINES_CENTRAL_GOVERN-MENT_DEBT_MANAGEMENT_2013.pdf
20. Imel P. The American Debt Crisis and the Effect on World Capital Markets. URL: http://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi? article=1014&context=busi_fac_pubs
21. Manual on Government Deficit and Debt - Implementation of ESA95. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. URL: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_0FFPUB/KS-RA-13-001/EN/KS-RA-13-001-EN.PDF
22. Narayanaswami K. BRIC Economies & Foreign Policy. An Analytical Study. URL: http://blogs.law.harvard.edu/karthik/files/2013/01/BRIC-Econo-mies-and-American-Foreign-Policy-E1897-KNarayanaswami.pdf
23. The Maastricht Treaty. Treaty on European Union and the Treaties Establishing the European Communities. Protocols. Maastricht. February 7, 1992. URL: www.eurotreaties.com/maastrichtprotocols.pdf
24. The Sovereign Debt Crisis: Placing a curb on growth // A. Brender, F. Pisani, E. Gagna. URL: www.ceps.eu/book/sovereign-debt-crisis-placing-curb-growth
References
1. Foreign trade of the Russian Federation with the main partner countries. Available at: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis-tics/publications/catalog/doc_1139916653609 (in Russ.).
2. Volynskaya O.A. The notion of debt policy and criteria to access its efficiency. Available at: http://safbd.ru/sites/default/files/sifbd-2006-4_117-119. pdf (in Russ.).
3. Dodonov V.Yu. Buildup of public debt in developed countries: trends, factors, risks. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract_ id=2320629 (in Russ.).
4. The main directions of government debt policy of the Russian Federation for2012-2014. Available at: www.minfin.ru/ru/public_debt/policy (in Russ.).
5. The main directions of government debt policy of the Russian Federation for2013-2015. Available at: www.minfin.ru/ru/public_debt/policy (in Russ.).
6. Government Finance Statistics Manual 2001. 2nd ed. Available at: www. imf.org/external/pubs/ft/gfs/manual/rus/pdf/allr.pdf.
7. System of national accounts 2008. Available at: www.cisstat.com/rus/ SNA2008Russian.pdf.
8. Special Data Dissemination Standard. Available at: www.imf.org/exter-nal/russian/pubs/ft/sdds/guide/2007/sddsguider.pdf.
9. The "borrow and save" strategy: economic consequences. Available at: www.icss.ac.ru/userfiles/file/eventcom/20130226.pdf (in Russ.).
10. Kheyfets B.A. The global debt crisis and risks of the debt policy of Russia. Available at: www.inecon.org/docs/Kheifets_paper.pdf (in Russ.).
11. Chuvakhina L.G. Debt policy in conditions of the global crisis. Available at: www.panor.ru/upload/iblock/462/4627b8674a6fabcc4947219881bcfe26. pdf (in Russ.).
12. Economic cooperation with the countries of America. Available at: www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/for-eignEconomicActivity/cooperation/economicAmerica/
13. Ellmers B., Hulova D. The new debt vulnerabilities. 10 reasons why the debt crisis is not over. Available at: www.eurodad.org/files/pdf/528109fd22bc3.pdf
14. Escolano J. A practical Guide to Debt Dynamics, Fiscal Sustainability, and Cyclical Adjustment of Budgetary Aggregates. Available at: https://www.imf. org/external/pubs/ft/tnm/2010/tnm1002.pdf
15. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2011. Available at: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2011pr/final_revisions/ exh13tl.pdf
16. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2012. Available at: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2012pr/final_revisions/ exh13cy.pdf
17. Exports, Imports, and Trade Balance by Country and Area: 2013. Available at: www.census.gov/foreign-trade/Press-Release/2013pr/12/ft900.pdf
18. Federal Debt Basics. Available at: www.gao.gov/special.pubs/long-term/debt/debtbasics.html#largefeddebt
19. Guidelines for central government debt management 2013. Decision taken at the Cabinet meeting. November 15 2012. Available at: https://www. riksgalden.se/Dokument_eng/debt/borrowing/GUIDELINES_CENTRAL_ G0VERNMENT_DEBT_MANAGEMENT_2013.pdf
20. Imel P. The American Debt Crisis and the Effect on World Capital Markets. Available at: http://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi? article=1014&context=busi_fac_pubs
21. Manual on Government Deficit and Debt - Implementation of ESA95. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_0FFPUB/KS-RA-13-001/EN/KS-RA-13-001-EN.PDF
22. Narayanaswami K. BRIC Economies & Foreign Policy. An Analytical Study. Available at: http://blogs.law.harvard.edu/karthik/files/2013/01/BRIC-Economies-and-American-Foreign-Policy-E1897-KNarayanaswami.pdf
23. The Maastricht Treaty. Treaty on European Union and the Treaties Establishing the European Communities. Protocols. Maastricht. February 7, 1992. Available at: www.eurotreaties.com/maastrichtprotocols.pdf
24. Brender A., Pisani F., Gagna E. The Sovereign Debt Crisis: Placing a curb on growth. Available at: www.ceps.eu/book/sovereign-debt-crisis-placing-curb-growth
■o я