ISSN 2311-875X (Online) Экономическая политика государства
ISSN 2073-2872 (Print)
ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА РОССИИ
Валерий Викторович ЖАРИКОВ"'•, Татьяна Вячеславовна ЗАКОЛОДИНАЬ, Любовь Вячеславовна ДЁГТЕВАС
a доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации, Московский государственный гуманитарно-
экономический университет, Москва, Российская Федерация
b кандидат технических наук, заведующая кафедрой менеджмента организации, Московский государственный гуманитарно-
экономический университет, Москва, Российская Федерация
c кандидат философских наук, доцент, декан экономического факультета, Московский государственный гуманитарно-
экономический университет, Москва, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 20.01.2015 Принята в доработанном виде 26.11.2015 Одобрена 11.12.2015
УДК 331.52 JEL: J40, J44, J48
Ключевые слова:
профессиональные навыки, требования работодателей, требования к молодым специалистам, сотрудник без опыта работы, общероссийский классификатор профессий
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Аннотация
Тема. Проблема поиска и подбора высококвалифицированных сотрудников для компаний (организаций) на российском рынке труда, что в настоящее время является актуальным и чрезвычайно важным.
Цели. Сравнение основных требований на мировом и российском рынках труда к современному специалисту. Выявление предпочтений и требований со стороны работодателей к вновь нанимаемым сотрудникам (особенно к молодым специалистам). Методология. Авторы используют методики анализа и сравнения для оценки проблемы подготовки, воспитания молодых специалистов при переходе от советской системы специалитета к вновь вводимой системе двухуровневого образования в российской высшей школе (бакалавр и магистр), а так же с учетом современных нестабильных условий на рынке труда.
Результаты. Проведен глубокий анализ требований, предъявляемых к молодым специалистам без опыта работы или с малым опытом работы на российском рынке труда (сформированных на основе данных агентства ведущих отечественных кадровых агентств). Выводы и значимость. Отмечено, что к работникам все чаще предъявляются требования таких профессиональных и личностных качеств (стрессоустойчивость, саморазвитие, знание иностранного языка и др.), которые пока в полной мере не прививают в школах, колледжах, вузах и других образовательных учреждениях. Проблематика статьи затрагивает все сферы профессиональной деятельности и будет востребована современными молодыми специалистами, которым точно нужно знать, какие требования к ним будут предъявляться в дальнейшем со стороны работодателя.
Каждый век в истории человечества связан с изменениями в его жизнедеятельности и ознаменован новыми возможностями. С постоянно изменяющимися потребностями мирового рынка труда у работодателей возрастают требования к нанимаемому персоналу. При этом развитие новых экономических сфер (информационно-
коммуникационных технологий, генной инженерии, нано-технологий, молекулярных пищевых технологий, военных технологий и т.д.)
* Авторы выражают особую благодарность рецензенту к.э.н., доценту кафедры государственного и муниципального управления Института менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В.В. Безпалову, давшему положительную оценку данной научной работе.
Благодарим коллектив агентства «HH.ru» за плодотворное сотрудничество при подготовке данного материала.
40 №р://йп-^й.г
диктует потребность в воспроизводстве специалистов новых видов профессий и вымирании старых.
Журнал Forbes в 2013 г. опубликовал список отмирающих профессий (с учетом прогноза министерства труда США). К ним, в частности, относятся: канцелярские работники офисов, рабочие промышленных предприятий, фермеры, туристические агенты, ювелиры, журналисты и государственные служащие. В списке есть и те профессии, о которых мы уже благополучно забыли (кочегар паровоза, шорник, трубочист и др.)1. По данным российской газеты «Труд»,
1 Forbes опубликовал список отмирающих профессий. URL: http://vkurse.ua/society/spisok-otmirayushchikh-professiy.html; сайт «Гуманитарные технологии». URL: http://ht.ru
«...в России ситуация кардинально иная, например нашими вымирающими профессиями являются: почтальон, корректор, типографский работник, чертежник, туроператоры, персонал
авиакомпаний и др. »2. А по мнению экспертов Московской школы управления «Сколково», «... в ближайшие годы перестанут существовать профессии лифтера, почтальона и швеи. Зато появятся вакансии на должность космобиолога, сити-фермера, специалиста по
киберпротезированию и стартап-мамы»3.
Данная тенденция связана с внедрением информационных технологий, автоматизацией рабочих мест, роботизацией технологических процессов на производстве, а также вследствие потери интереса к перечисленным профессиям со стороны молодого поколения. В настоящее время в основном отдается предпочтение тем профессиям, которые дают возможность быстрого и стабильного карьерного роста, дают высокую заработную плату, позволяют реализовать инновационные подходы и расширяют кругозор будущего специалиста4 [1, 2].
Одним из самых важных вопросов развития рынка труда является согласование между собой образовательных систем и рынка труда, утверждает один из авторов атласа профессий, профессор практики МШУ «Сколково» П. Лукша5. Основным барьером в формировании согласованности является то, что зачастую сами работодатели формируют запрос на ту или иную вакансию, ориентируются не на тенденции, а на возникшую острую потребность в работнике данной специфики. Зачастую в новых отраслях экономики России таких специалистов в рамках отрасли начинают обучать и готовить раньше, чем эти профессии включаются в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или
2 Лаборатория «Гуманитарные технологии». Инновационное предприятие Научного парка МГУ. URL: http://ht.ru/cms/test/101909-23122012
3 URL: http://vedomosti.ru/career/news/15192231/startap-mama-vmesto-pochtalona
4Дёгтева Л.В. Формирование компетентностной модели выпускника по направлению «Туризм»: материалы Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010; Заколодина Т.В., Гончарук Т.В. Инновационные технологии в профессиональном образовании лиц с ОВЗ: материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции «Менеджмент качества и инновации - 2012». Великий Новгород, 2012. С. 74.
5 URL: http://skolkovo.ru/public/ru/research/sedec/sedec-
staff/item/3823-sedec-luksha
российский реестр перечня специалистов, обучаемых в вузах.
Рассмотрим более подробно, что представляет из себя в настоящее время ОКПДТР. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - это составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. Он подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Классификатор состоит из двух основных разделов: 1) профессии рабочих; 2) должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает в себя профессии в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих -разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»6.
Каждая позиция ОКПДТР состоит из трех блоков:
1) идентификации;
2) наименования объекта классификации;
3) информационного блока.
6 О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32; О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 33; URL: http://mnogozakonov.ru/catalog/date/1995/1/11/9800
Рассмотрим более подробно рынок труда Российской Федерации7. Пол и возраст являются основными демографическими показателями человека, а половозрастная структура трудоспособного населения - это одна из базовых характеристик рынка труда любого государства (рис. 1).
Как следует из данных, приведенных на рис. 1, дети в возрасте до 14 лет составляют 16,4% от всего населения России, молодежь от 15 до 24 лет - 10,7, основное работоспособное население в возрасте от 25-54 лет - 45,8, население предпенсионного возраста от 55 до 64 лет - 13,3 и население от 65 лет - 13,1%.
При этом по направлениям и сферам деятельности работоспособное население России
распределяется следующим образом (по данным Росстата за 2013 г.): сельское хозяйство - 7%, добыча полезных ископаемых - 2,2, обрабатывающее производство - 14,8, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,2, строительство - 7,6, торговля и услуги - 61,1, другие виды деятельности - 4,1%. Сельское хозяйство включает в себя фермерство, рыболовство и лесоводство. Услуги охватывают деятельность управленце всех звеньев, работников связи, транспорта, финансов, а также все другие виды хозяйственной деятельности, не производящие материальных благ8.
По уровню безработицы, по данным CIA World Factbook, Россия находится на 55-м месте (5,5% по состоянию на 2012 г.) отставая от таких стран, как Германия, Бразилия и Австралия. Данные Росстата свидетельствуют, что уровень безработицы в 2013 г. составил те же 5,5% от всего работоспособного населения государства9 (табл. 1).
Так, в апреле 2014 г. уровень безработицы снизился впервые за четыре месяца до 5,4%, после стабильного значения 5,6% в предыдущие два месяца. В апреле 2013 г. уровень безработицы составлял 5,3%, а в целом можно отметить снижение за период январь-апрель 2014 г. (рис. 2).
В 2013 г. средний уровень безработицы был зафиксирован на уровне 5,7%. В феврале-марте
7 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
URL: http://rosmintrud.ru
8 URL:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/w ages/labour_force
9 Там же.
2014 г. число безработных уменьшилось на 205 тыс. чел. по сравнению с 2013 г. до 4 млн чел.
Для снижения уровня безработицы и улучшения благосостояния населения председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым было подписано распоряжение «Утвержденный план мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 гг.» от 24.04.2014 № 663-р который включает:
• совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания, в том числе на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Кроме того, Правительство РФ наделяется правом разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на повышение трудовой мобильности граждан;
• определение территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
• реализацию региональных программ повышения трудовой мобильности граждан;
• совершенствование информационно-аналитической базы вакансий «Работа в России» в сети Интернет, обеспечивающей доступ к получению информации о трудоустройстве на всей территории Российской Федерации, об инвестиционных проектах, об образовательных организациях, а также позволяющей при трудоустройстве проводить собеседования между гражданами и работодателями с помощью Интернета [3];
• развитие рынка арендного жилья и иной инфраструктуры, предусматривающее удовлетворение спроса на жилые помещения экономического класса, повышение доступности земельных участков для строительства жилых помещений для граждан, переезжающих для работы в другую местность;
• реализацию мероприятий по развитию транспортной системы, включая увеличение численности пассажиров на внутренних региональных перевозках, в том числе авиационных, стимулирование использования гражданами железнодорожного транспорта, повышение своевременности транспортного обслуживания, устранение территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры.
К сожалению, данные меры не дали должного эффекта. Российская экономика в 2014 г. испытала новый спад, связанный с падением курса национальной валюты и введением экономических санкции со стороны США и стран Западной Европы. Начало 2014 г. было отмечено уменьшением количества вакансий даже в традиционно благополучных сферах логистики, питания и торговли.
Стоит отметить, что состояние рынка труда на данный момент крайне сильно подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Самое сильное влияние на занятость населения в 2014 г. оказали:
- события на Украине;
- санкции Запада;
- присоединение Крыма;
- рост цен;
- сохраняющаяся инфляция;
- низкий уровень жизни большинства населения;
- стагнация экономики;
- остающиеся стабильно высокими уровень безработицы населения и коррупции в сфере власти.
На территории России по состоянию на апрель 2015 г., по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), насчитывалось 76,0 млн чел. трудоспособного возраста. Это составляет 52% от общей численности населения Российской Федерации. При этом 4,4 млн чел. активного населения (5,8% от общей численности населения страны) являются безработными и находятся в активном поиске места работы. В то же время на учете в службе занятости населения на январь 2015 г., находился всего 1 млн чел.
Статистика по вакансиям показала, что в феврале 2015 г. (к февралю 2014 г.) количество опубликованных вакансий в Москве снизилось на 20%. Кризис по-прежнему негативно влияет на состояние рынка труда как в Москве, так и в других регионах. В 2014 г. на московском рынке труда наблюдался 5%-ный рост количества опубликованных вакансий (рис. 3). В целом по России за период с III кв. 2014 г. по I кв. 2015 г. можно было отметить резкое возрастание уровня безработицы среди населения и сокращение
предполагаемых вакансий со стороны работодателей.
Следующим фактором, который оказывает существенное влияние на рынок труда, является уровень средней заработной платы, соответствующий той или иной вакансии. Как следует из данных табл. 1, в марте 2014 г. средний месячный уровень заработной платы по России вырос на 10,2% в номинальном выражении и составил 31 300 руб. При этом необходимо учитывать и тот факт, что рынок труда является сильно институционизированным. К институтам при этом относятся профсоюзы, трудовое законодательство, индексация заработной платы и закон о минимальном размере оплаты труда.
На любом этапе развития общества исходной базой, определяющей уровень заработной платы, являются расходы на воспроизводство рабочей силы. Именно поэтому заработную плату необходимо рассматривать не только как экономическую, но и как социальную категорию, призванную обеспечить работнику определенный социальный статус. Немаловажную роль в формировании уровня заработной платы выпускника вуза оказывает уровень образования и статус учебного заведения, который он закончил (табл. 2).
Информация по направлениям и тенденциям востребованности специалистов очень нужна выпускникам и абитуриентам, так как наглядно демонстрирует изменения рынка труда и позволяет взвешенно подойти к выбору вуза и будущей профессии.
Молодыми специалистами являются резиденты Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся выпускных курсов образовательных учреждений, отвечающие следующим условиям:
- работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в соответствии с полученной квалификацией;
- нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья.
Исследование компании Head Hunter во II кв. 2014 г. «Рынок труда для молодых специалистов в России» дало следующие результаты: для 42% вакансий по всей России требуемый уровень образования - высшее; 14% вакансий допускают наличие у кандидата среднего образования и 44% вакансий - другое (либо указывалось, что
образование не важно, либо имелось в виду средне-специальное, либо неполное высшее образование). Статистика по Москве и регионам прямо противоположна: если в вакансиях по столице в 34% случаях упоминалось высшее образование, то в регионах этот показатель составлял 51%, и, наоборот, по Москве в 56% вакансий упоминался иной вид образования, тогда как в регионах этот показатель составил всего 29% (рис. 4).
Под типом образования понимается наименование уровня требуемого образования, которое указывает работодатель в описании вакансии. Наиболее часто в вакансиях встречалось требование к техническому образованию (включает в себя физическое, математическое и т.п.) - 42%, далее следовало экономическое образование
(включающее также финансовое, маркетинговое, управление и т.п.) - 32%. Замыкало тройку юридическое образование с долей 13% (рис. 5).
Знание иностранного языка. Практически в каждой вакансии, в которой говорилось про знание иностранного языка, работодатель требовал от молодого специалиста знание английского языка (более 95% вакансий). На втором месте -немецкий язык, далее расположились французский, китайский и испанский языки. В выборке представлены восемь основных иностранных языков: английский, немецкий, французский, китайский, испанский, итальянский, японский или арабский (рис. 6).
Практически в каждой второй вакансии, в которой требуется знание английского языка, работодатель указывал его знание на уровне «средний» (intermediate). На 2-м месте - продвинутый уровень (advanced, 19%), на третьем - «выше среднего» (upper intermediate, 17%). Знание английского языка на начальном уровне (elementary) встречается только в 5% вакансий.
Основные позиции для молодых специалистов. Чаще всего в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты» в 2013 г. работодатели размещали вакансии для менеджера по продажам -каждая 12 вакансия. На 2-м месте вакансия стажера в ИТ-отдел, в сферу мультимедиа, финансовый отдел, HR-отдел или отдел маркетинга (5%). На 3-м месте - менеджер по работе с клиентами - 4% вакансий. Также у работодателей были популярны такие позиции для молодежи, как секретарь, администратор магазина/торговой точки, клиентского зала в банке и т.п., курьер, мерчандайзер, офис-менеджер, кассир и промоутер. В целом на топ-10 позиций
приходится почти 1/3 всего спроса в категории «Начало карьеры, студенты»» (рис. 7).
Зарплатные предложения. Основной рыночный диапазон зарплатных предложений в зависимости от опыта работы в вакансиях прямых работодателей приведен на рис. 8. Из гистограмм следует, что более 47,6% работодателей не считают опыт работы в вакантной должности обязательным. Именно поэтому можно считать, что данная тенденция благодатна для входа на рынок молодому специалисту вообще без опыта работы, то есть с такого зарплатного предложения стартует большинство молодых специалистов. В целом 19,9% работодателей принимают на вакантные должности кандидатов с опытом работы от одного года до трех лет.
Говоря о средних предлагаемых зарплатах, не стоит забывать, что уровень заработной платы каждого специалиста зависит от многих факторов: квалификации (уровня образования, навыков и пр.), опыта работы и специализации кандидата, сферы деятельности, численности и финансовых показателей предприятия, от действий конкурентов, общих макроэкономических индикаторов страны и др. Именно поэтому на рынке всегда найдутся вакансии на одну и ту же позицию с широким разбросом предлагаемых заработных плат.
Ключевые навыки и личные качества. Чаще всего в вакансиях для молодых специалистов работодатели указывают наличие у кандидата грамотной письменной и устной речи (75%), на 2-м месте умение анализировать/работать с большим массивом данных (9%), на третьем -навыки пользования ПК (8%). Кроме того, в топ-10 ключевых навыков, которые ожидает увидеть работодатель у молодых специалистов, входят: умение убеждать (ораторское искусство), способность разрешать конфликты, знание программы 1С, умение готовить презентации, навыки ведения переговоров, умение работать с возражениями; умение принимать решения (рис. 9).
Учитывая приведенные результаты анализа рынка молодых специалистов10, стоит отметить, что при их подготовке особый акцент в высших учебных заведениях стоит сделать на технические, экономические и юридические специальности. При этом параллельно с основным курсом
10 Жариков В.В., Егоров П.А., Лыжникова М.А. Поиск и подбор кадрового состава фирмы с использованием современных информационных технологий // Вестник МГГЭИ. 2014. № 2. С. 90-96.
обучения следует проводить семинары и тренинги для формирования у будущих молодых специалистов потребностей в самообразовании, изучению иностранных языков и др. Кроме того, особое внимание профессорско-
преподавательскому составу вузов нужно уделить привитию студентам новых качеств, в о с т р е б о в ан н ы х р аб о то дате л е м :
стрессоустойчивости, ораторских способностей, коммуникабельности и деловой активности.
На основании изложенного можно сформулировать следующие рекомендации.
1. Необходимо модернизировать существующую Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации как не соответствующую современным потребностям российского рынка труда.
2. Образовательным учреждениям, на наш взгляд, требуется проводить мониторинг формирующихся новых кластерных отраслей в России и их потребность в кадрах в целях быстрой подготовки новых сотрудников для предприятий (организаций и фирм) и переподготовки уже работающих.
3. Следует создать гибкую, динамично развивающуюся систему мониторинга распределения работоспособного населения по направлениям и сферам деятельности (отраслям).
4. Необходим более точный и оперативный учет среди работающего населения уровня безработицы, заработной платы (с учетом инфляции и покупательской способности рубля), возраста (стажа работы), а также полученной человеком квалификации и образования.
5. Следует сформировать с помощью современных информационных технологий онлайн-биржи по трудоустройству граждан Российской Федерации, на которых так же, в онлайн-режиме, оценивать потребности рынка труда (мнение работодателей) и рейтинг существующих профессий (мнение работников).
6. Следует уделять особое внимание подготовке и трудоустройству молодых специалистов с учетом требований работодателей, что в обязательном порядке должно быть отражено в программах подготовки специалистов высшими учебными заведениями.
Таблица 1
Основные показатели населения России по состоянию на 31.03.2014
Показатель За отчетный период Среднее за 5 лет
Население, млн чел. 143,7 143,35
Занятых, млн чел. 71,1 71
Производительность, индекс-пункты 201,63 179,59
Пенсионный возраст мужчин, лет 60 60
Пенсионный возраст женщин, лет 55 55
Безработных, млн чел. 4 4,2
Заработная плата, руб. 31 300 29 255
Заработная плата производственным рабочим, руб. 31 300 29 255
Уровень безработицы, % 5,4 5,6
Источник: данные CIA World Factbook, 2014
Таблица 2
Уровень заработной платы выпускников московских вузов по направлениям подготовки
Вуз Направление подготовки Средняя ожидаемая зарплата, тыс. руб./мес. Доля выпускников, на рынке труда (от общего числа), %
выпускника в регионах в Москве в регионах в Москве
1. Московский физико- Физика 120 120 59 59
технический институт (государственный университет) МФТИ
Математика 100 100 74 74
2. Национальный Энергетика и 100 100 63 63
исследовательский ядерный энергетическое
университет «МИФИ» машиностроение
3. МГУ им. М.В. Ломоносова Юриспруденция 98 98 90 90
4. МАИ (национальный исследовательский университет) Информационная безопасность 94 94 83 83
Источник: данные компании Super Job Рисунок 1
Пирамида количественного соотношения населения России по возрасту и полу в 2014 г.
5. МГИМО (Университет) МИД России Международные отношения 92 92 83 83
6. РУДН Математика 90 90 91 91
Международные отношения 90 90 93 93
7. МГТУ им. Н.Э. Баумана Информатика и вычислительная техника 90 90 91 91
8. Финансовый университет при Правительстве РФ Менеджмент 89 89 93 93
Источник: данные CIA World Factbook, 2014 Рисунок 2
График значений уровня безработицы в Российской Федерации в 2012-2014 гг., % от числа занятого населения
Источник: данные Росстата
Рисунок 3
Динамика вакансий в Москве в 2014-2015 гг., % к аналогичному месяцу прошлого года
Источник: данные компании Head Hunter. URL: http://hh.ru/artide/16323 Рисунок 4
Распределение вакансий по уровню требуемого образования в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», II кв. 2014 г., Россия, %
Рисунок 5
Распределение вакансий по количеству упоминаний в вакансиях требования к типу образования в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», Россия, январь-сентябрь 2013 г., %
Рисунок 6
Распределение вакансий по количеству упоминаний в вакансиях требования к иностранному языку в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», Россия, январь-сентябрь 2013 г., %
Рисунок 7
Топ-10 позиций по количеству вакансий в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», Россия, январь-сентябрь 2013 г., %
Рисунок 8
Рыночный диапазон зарплатных предложений в зависимости от требуемого опыта работы февраль 2015 г.:
а - требования к опыту работы в вакансиях прямых работодателей; б - максимальные заработные платы руководителей высшего и среднего звена, тыс. руб.
Окончание pua S
Руководитель офиса (агентство недвижимости) Финансовый директор холдинга Директор по развитию / Коммерческий директор Руководитель отдела клиентской аналитики
Менеджер по продажам металлообрабатывающего оборудования
150
Источник: Super Job. URL: http://superjob.ru/research/artides/111739/rynok-truda-moskvy-fevral-2015 Рисунок 9
Топ-10 требуемых навыков в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», Россия, январь-сентябрь 2013 г., % от общего количества упоминаний навыков в вакансиях
Список литературы
1. Жариков В.В., Ковалева Н.С. Экономическая сторона подготовки специалистов в области медицины: материалы конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, правовых и социально-экономических исследований». М.: Изд-во МГГЭИ, 2013. С. 108-114.
2. Жариков В.В. Формирование специалистов инновационного формата: материалы V Международной научно-инновационной молодежной конференции: «Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент». Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2013. С. 286-291.
3. Жариков В.В., Корнеев В.Ю. Подбор кадрового состава и создание условий труда для людей с ограниченными возможностями // Via scientiarum - дорога знаний. Сборник научных трудов молодых ученых и студентов. Вып. 3. М.: Изд-во МГГЭИ, 2014. С. 96-99.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 01 (2016) 40-50 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Economic Policy of the State
ISSN 2073-2872 (Print)
CHANGES IN TYPES OF PROFESSIONAL STRUCTURE AND CONTEMPORARY NEEDS OF THE RUSSIAN LABOR MARKET
Valerii V. ZHARIKOV'% Tat'yana V. ZAKOLODINAb, Lyubov' V. DEGTEVAc
a Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
b Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
c Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 20 January 2015 Received in revised form 26 November 2015 Accepted 11 December 2015
JEL classification: J40, J44, J48
Keywords: professional skills, employer requirements, young professional, employee without job experience, Russian Classifier of Professions
Abstract
Importance The Russian market faces a very important challenge of searching for and recruiting highly qualified professionals for companies.
Objectives The research compares principal requirements in the global and domestic labor market to the contemporary professional. It identifies employers' preferences and requirements in relation to newcomers (especially young professionals).
Methods We draw upon analysis and comparison methods to evaluate the preparation, growing up of young professionals in the process of shifting from the Soviet system of specialists toward a new two-tier education system in the Russian higher professional training (bachelor and master). We also consider the current unstable situation in the labor market.
Results We scrutinized requirements to young professionals without job experience or little experience in the Russian labor market as based on data of the leading national recruitment agencies.
Conclusions and Relevance Employers often require such professional and personal qualities in employees as stress resistance, personal growth, good command of foreign languages, etc., which are not completely taught at schools, colleges, and universities. The article refers to all aspects of professional activities, being interesting for young specialists, who definitely need to know employers' requirements they are to meet.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
We express our special thanks to V.V. BEZPALOV, PhD in Economics, Associate Professor of Public and
Municipal Administration Department of the Moscow State University of Economics, Statistics and
Informatics, who expressed a positive opinion on this scientific research.
We are also grateful to the team of HH.ru Agency for their fruitful cooperation in preparing this material.
References
1. Zharikov V.V., Kovaleva N.S. [Economic aspects of training medical specialists]. Aktual'nye voprosy gumanitarnykh, pravovykh i sotsial'no-ekonomicheskikh issledovanii: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Humanities, Legal and Socio-Economic Researches]. Moscow, MSUHE Publ., 2013, pp.108-114.
2. Zharikov V.V. [Training innovation-oriented specialists]. Sovremennye tverdofaznye tekhnologii: teoriya, praktika i innovatsionnyi menedzhment: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-innovatsionnoi molodezhnoi konferentsii [Proc. 5th Int. Sci. Conf. Contemporary Solid-Phase Technologies: Theory, Practice and Innovative Management]. Tambov, TSTU Publ., 2013, pp. 286-291.
3. Zharikov V.V., Korneev V.Yu. Podbor kadrovogo sostava i sozdanie uslovii truda dlya lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami. V kn.: Via scientiarum - doroga znanii. Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh i studentov. Vyp. 3 [Staff recruitment and creation of working conditions for physically challenged people. In: Via scientiarum - The Path of Knowledge. Collection of Scientific Researches by Young Scientists and Students. Issue 3]. Moscow, MSUHE Publ., 2014, pp. 96-99.