Ученые - практике
Н.В. Дутов
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ШТРАФОВ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА (По материалам Ярославской губернии)
Дутов Николай Владимирович, старший преподаватель кафедры отечественной истории ЯГПУ
Современная школа требует более полного, четкого и объективного изложения событий отечественной истории. Данная статья представляет собой попытку по-новому, на основании документальных источников, осветить проблему штрафов, традиционно подаваемую как в исторической, так и в учебной литературе в качестве одной из основных причин социальной активности рабочих в конце XIX - начале XX вв. Наиболее полно данная точка зрения на штрафование рабочих отражается в пособиях для учителя, где утверждается (без каких-либо ссылок на документы), что после революции 1905 - 1907 гг. "увеличивалось число штрафов"1, что заработки рабочих снижались бесконечными штрафами, в связи с чем в стачках 1911 - 1914 гг. одним из главных требований рабочих "было требование... отмены штрафов"2. Даже авторы современных школьных учебников не могут отойти от привычного утверждения о социальной незащищенности рабочих и продолжают убеждать учащихся в" ...отсутствии законов, защищавших их (рабочих - Н.Д.) права"3, что в общем-то мало соответствует действительности.
Сущность штрафования была определена В.И.Лениным в работе "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах", написанной им в 1895 году. "Назначение штрафов, - писал В.И.Ленин, - не вознаграждать за убыток, создать дисциплину, то есть подчинение рабочих хозяину, заставить рабочих исполнять хозяйские приказания, слушаться его во время работы"4. В принципе это ничуть не противоречило тому, как определял суть штрафования сам закон о штрафах. "Штраф, - говорилось в
нем, - есть денежное взыскание, налагаемое в видах поддержания порядка собственной властью заведующих фабрикой".
Вне всякого сомнения, штрафы выступают как средство подчинения рабочих фабрикантам. Само их происхождение коренится в государственном строе, при котором на одном полюсе общества сосредотачиваются средства производства, а на другом - отсутствует всякая собственность, что и создает условия, при которых рабочий вынужден продавать свою рабочую силу. "... продавшись, они, разумеется, уже обязаны подчиняться... и терпеть... наказания"5.
Однако только такое понимание природы и предназначения штрафов было бы чересчур односторонним, а значит, и не вполне объективным. Сомнительно и толкование В.И.Лениным понятия дисциплины только лишь как создание условий для подчинения рабочих хозяину, во всяком случае, это не главное. Дисциплина прежде всего создает и обеспечивает условия для плодотворной и производительной работы, для успешного функционирования производства в целом, что объективно работает не только на интересы самого хозяина, но в конечном итоге выгодно и рабочим, хотя они это начинают понимать далеко не сразу. Таким образом, штрафы на определенном этапе выступают и как средство воспитания рабочих, их окультуривания, о чем В.И.Ленин почему-то предпочитает не говорить, хотя это и очевидно.
Штрафы, как и любое явление, в процессе своего существования претерпевают определенную эволюцию. На наш взгляд, в этом процессе следует выделить два основных периода:
1) до появления закона о штрафах, вышедшего в свет во второй половине 80-х годов;
2) после издания закона 1886 года.
На протяжении первого периода штрафы служили одним из методов понижения заработной платы рабочих наряду с другими вычетами, вроде вычетов на содержание церквей, приходских школ и больниц. В.И.Ленин так пишет об этом периоде: "До 1886 года не было никаких законов о штрафах - фабриканты могли брать штрафы за что хотели и в каком угодно количестве. Фабриканты брали тогда штрафы в безобразных размерах и наживали на штрафах громадные доходы... Штрафы назначались иногда просто "по усмотрению хозяина", без указания причины штрафа... Штрафы доходили иногда до половины заработка, так что рабочий из заработан-
ного рубля отдавал хозяину пятьдесят копеек в виде штрафов"6. Со всем вышесказанным просто нельзя не согласиться. Действительно, на первом этапе их существования в самом наложении штрафов царит произвол хозяев. И объясняется это достаточно просто: денежные взыскания в виде штрафов идут в карман предпринимателей. Соблазн получения дополнительных прибылей велик тем более в период первоначального накопления капитала. И в этом отношении русские предприниматели выступали не меньшими хищниками, чем их западноевропейские коллеги, тем более, что их действия не сдерживались и не регламентировались никакими законами.
Таким образом, период беззакония в области штрафования рабочих действительно характеризовался произволом и частыми случаями несправедливого наложения штрафов. Это обстоятельство, вкупе с другими, привело к росту возмущения среди рабочего класса. Экономический кризис середины XIX века дал толчок рабочим выступлениям. В условиях затруднения сбыта товаров предприниматели несли убытки, которые они пытались покрыть за счет еще больших штрафов, что, естественно, еще более усиливало их произвол и, соответственно, недовольство рабочих. В 1885-1886 годах развернулись выступления рабочих в Московской, Ярославской, Владимирской губерниях. Рост возмущения рабочих заставил правительство пойти на уступки и принять срочные меры, главной из которых и стал принятый в июне 1886 года закон о штрафах. В.И.Ленин совершенно справедливо определил причины принятия данного закона следующим образом: "Рабочие должны благодарить за облегчение не начальство, а своих товарищей, которые добивались и добились отмены безобразных при-теснений"7.
Новый закон определил, по каким поводам может быть наложен штраф, установил максимальную величину штрафов. Но самым главным его достоинством, на наш взгляд, явилось то, что он устранил основную причину широкого произвола в этой области: отныне штрафной капитал мог использоваться только на нужды самих рабочих (пособия увечным, женщинам по рождению ребенка, вознаграждения за потерю здоровья, пособия в случае смерти близким покойного и т.п.).
В.И.Ленин, анализируя выступления пролетариата 1885-1886 гг., ориентировал рабочий класс на то, чтобы сила соединенного протеста рабочих "употреблялась сознательно, чтобы она не тратилась даром - на месть тому или другому
отдельному фабриканту или заводчику, на погром той или иной ненавистной фабрики или завода, чтобы вся сила этого возмущения и этой ненависти направлялась против всех фабрикантов, заводчиков вместе, против всего класса фабрикантов и заводчиков и шла на постоянную, упорную борьбу с ними"8. Именно такая сила соединенного протеста вызвала к жизни рассматриваемый закон.
Закон 1886 года четко определил поводы, по которым могли быть взимаемы штрафы: 1) неисправная работа; 2) прогул; 3) нарушение порядка. Было оговорено, что ни по каким другим поводам и основаниям налагать взыскания нельзя. Характеризуя в целом содержавшееся в законе объяснение того, что следует конкретно понимать под каждым из трех поводов, необходимо отметить, что оно было достаточно четким, нацеленным на то, чтобы исключить возможность их двусмысленного толкования. Остановимся на каждом из трех разрешенных поводов для взимания штрафов более детально.
Повод первый - неисправная работа. В законе 1886 года она определялась следующим образом: "Неисправной работой считается производство рабочим по небрежности недоброкачественных изделий, порча им при работе материалов, машин и иных орудий производства". В законе, однако, не содержалось определение того, что именно следует понимать под небрежностью. Не будем забывать и о том, что исправность или неисправность работы определялись самим предпринимателем, а не каким-либо органом или комиссией, в состав которых бы наряду с представителями администрации входили и представители рабочих. Таким образом, определенная лазейка для произвола со стороны предпринимателей сохранялась, хотя произвол этот уже не мог быть столь же беспредельным, что и ранее.
Повод второй - прогул. Закон дал достаточно четкое определение того, что следует считать прогулом: "Прогулом в отличие от несвоевременной явки на работу или самовольной отлучки с нее считается неявка на работу в течение не менее половины рабочего дня". Несвоевременная же явка на работу или самовольная отлучка с нее являлись по закону 1886 года нарушением порядка, и за них полагался меньший по размеру штраф. Закон устанавливал, что если рабочий прогуляет больше трех дней подряд или шести дней в месяц, то предприниматель вправе рассчитать его.
Вместе с тем, пропуск половины или даже целого рабочего дня не всегда мог быть
признан прогулом. Он считался таковым только в том случае, если не было уважительных причин неявки наработу. Законом определялись следующие уважительные причины: 1) лишение рабочего свободы; 2) внезапное разорение от несчастного случая; 3) пожар; 4) разлив рек; 5) болезнь, лишающая возможности отлучиться из дому; 6) смерть или тяжкая болезнь родителей, мужа, жены, детей. Рабочий должен был предоставить доказательства того, что он пропустил работу по уважительной причине, и только в том случае, когда у него таких доказательств не было, его отсутствие на работе квалифицировалось как прогул.
Повод третий - нарушение порядка. По закону выделялось несколько действий, которые расценивались как нарушение порядка
- несвоевременная явка на работу и самовольная отлучка с нее;
- несоблюдение в заводских или фабричных помещениях установленных правил осторожности при обращении с огнем в тех случаях, когда заведующий фабрикой или заводом не признает нужным расторгнуть заключенный с рабочим договор найма;
- несоблюдение чистоты в фабричных и заводских помещениях;
- нарушение тишины при работе шумом, криком, бранью, дракой;
- непослушание (закон определяет, что предприниматель вправе оштрафовать рабочего по этому поводу, когда рабочий не исполняет требований, основанных на договоре найма);
- приход на работу в пьяном виде;
- устройство недозволенных игр (в карты, в орлянку и т.п.);
- несоблюдение правил внутреннего распорядка.
Большую роль в ограничении штрафов играло знание рабочими правил внутреннего распорядка. Они составлялись предпринимателем и утверждались фабричным инспектором. Затем правила доводились до сведения рабочих, извлечения из них печатались в расчетных книжках. Для отмены правил внутреннего распорядка, несправедливо притеснявших рабочих, можно было обратиться с жалобой к фабричному инспектору. В случае, если жалоба не получала желаемого отклика с его стороны, рабочие имели право обращаться в фабричное присутствие. Таким образом, законодательство предусматривало возможность корректировки правил внутреннего распорядка с учетом пожеланий рабочих, хотя,
объективно говоря, пожелания эти учитывались крайне редко.
В 1900-1914 гг. штрафы по фабрично-заводской промышленности за прогулы, неисправную работу и нарушение порядка взыскивались с 70% всех фабрично-заводских рабочих. Следует отметить, что в наиболее развитых в промышленном отношении округах рабочих, как правило, штрафовали за неисправную работу, в остальных - за прогулы. Это представляется нам следствием того, что в промышленно развитых районах дисциплина труда была значительно выше. Выше здесь были и требования к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, штраф выступает как регулятор трудовой дисциплины, призванный заставить рабочего трудиться добросовестно и производительно.
Каков же был порядок штрафов по закону 1886 года? Штраф за какое-либо нарушение определялся предпринимателем и утверждался фабричным инспектором в обобщенном виде под названием "Табель взысканий," который и вывешивался рядом с "Правилами внутреннего распорядка" как неразрывное целое. Этот момент свидетельствует, на наш взгляд, о том, что штрафы после принятия закона 1886 года начинают выступать прежде всего как средство морального давления, как наказание не столько рублем (о чем свидетельствуют размеры штрафов), сколько общественным порицанием. Говоря о размерах штрафов, необходимо сразу же подчеркнуть то обстоятельство, что закон 1886 года не определил единой величины штрафов для всех фабрик и заводов России. Он только указал предел, выше которого штрафы налагать было нельзя. Этот предел указывался отдельно для каждого из трех оговоренных в законе поводов (неисправная работа, прогул, нарушение порядка).
Для штрафов за прогул устанавливался следующий максимум: при казенной плате - не более суммы шестидневного заработка (с учетом штрафов за весь месяц), при сдельной оплате труда - предел штрафов за прогул устанавливается на уровне 1 рубля за день и всего не более 3 рублей в месяц. Для штрафов за неисправную работу максимум в законе не был предусмотрен, а за нарушение порядка максимум составлял 1 рубль за каждое отдельное нарушение.
Все взыскания по трем поводам не должны были превышать в сумме одной трети заработной платы рабочего. Если штрафов к моменту выдачи заработной платы накопилось больше установленной законом нормы, то фабрикант должен был либо сбросить разницу между уста-
новленным максимумом и фактически накопившейся суммой штрафов, либо расторгнуть с данным рабочим договор найма.
Справедливости ради надо отметить, что предел штрафов, установленный законом, был достаточно высок. Это, конечно, не половина заработка рабочих, о чем продолжают писать школьные учебники, но и изъятие одной трети из заработной платы рабочего весьма существенно отражалось на благосостоянии его семьи. В связи с этим нельзя не согласиться с В.И.Лениным, который писал: "Об этих правилах закона, насчет предельной величины штрафов, надо сказать, что они слишком суровы для рабочего и оберегают одного фабриканта в ущерб рабочему"9. Однако в действительности дело обстояло не совсем так, как это можно было бы предположить, исходя из формального прочтения положений закона. На самом деле размер штрафов после принятия закона резко упал, и этому в огромной степени способствовало то, что в соответствии с новым законом штрафные деньги должны были идти не в карман хозяина, а на нужды самих рабочих. Об этом достаточно наглядно свидетельствуют данные по Ярославской губернии за период с 1902 по 1914 годы10.
Из приведенной таблицы хорошо видно, что штрафы имели тенденцию к понижению, а заработная плата к повышению, что еще более снижало удельный вес штрафов в заработной плате рабочих, хотя он и без того был весьма невелик (во всяком случае, никак не 30 и уже тем более не 50%). Более того, к началу XX века наблюдается падение популярности штрафования как средства давления на рабочих. Многие предприниматели вообще отказываются от применения штрафов. Об этом свидетельствуют следующие цифры (данные приводятся опять же по Ярославской губернии)11.
Заводы, подчи- Из них - применя
Год ненные фабрич- ющие штрафы
ной инспекции
1907 196 46
1910 191 49
1912 200 54
Разумеется, резкое сокращение числа предприятий, применяющих штрафы, было обусловлено не только отсутствием заинтересованности в этом предпринимателей, поскольку штрафные деньги уже оседали не в их карманах. В немалой степени этому способствовало и нарастание политической активности пролетариа-та12. Так, в годы первой русской революции наблюдается некоторое увеличение числа предприятий, применяющих штрафование, в расчете на то, видимо, чтобы сбить накал классовой борьбы. Но уже начиная с 1906 года, убедившись в тщетности своих усилий, предприниматели отказываются от штрафов как средства давления на рабочих, и показатель этот начинает снижаться; такая тенденция продолжает действовать вплоть до начала империалистической войны.
Каково же было количество рабочих, подвергавшихся штрафованию? Необходимо отметить, что в начале XX века этот показатель был достаточно высок, о чем свидетельствуют
13
следующие данные:
Кол-во рабочих на за Число Процент
Год водах, подчиненных штрафуе- штрафуе-
фабрично-за-водской мых ра-бо- мых ра-бо-
инспекции чих чих
1 2 3 4
1900 33577 28641 85,3
1902 35178 28775 75,6
1905 33448 28274 84,5
1907 34096 25186 73,9
1909 35189 27404 77,9
1911 35010 27301 90,3
1912 35483 28972 81,7
Из вышеприведенной таблицы хорошо видно изменение процента штрафуемых рабочих в зависимости от складывавшейся в стране социально-экономической и политической ситуации. В годы экономического кризиса, переживаемого страной в 1900-1903 гг., число штрафуемых рабочих сокращается. Затем с началом русской революции в 1905 году опять возрастает как результат усилий предпринимателей, тщетно пытающихся сбить накал революционной активности рабочих. К концу революции (1907 г.) процент
Заводы, подчи- Из них - применя
Год ненные фабрич- ющие штрафы
ной инспекции
1900 282 107
1904 206 94
Год Размер штрафов (коп) Заработная плата(руб)
1902 72,3 165,68
1906 43,3 185,7
1909 54,3 204,3
1912 47,1 211,5
1914 41,9 216,22
штрафуемых рабочих вновь сокращается - напуганные революцией предприниматели стараются избегать опасной конфронтации с рабочими. С наступлением стабилизации (как социально-экономической, так и политической) число штрафуемых опять возрастает и начинает снижаться с вступлением страны в период нового революционного подъема в 1912 году.
Закон 1886 года довольно медленно вводился в действие. В целом по России он стал определять сумму штрафов с начала 90-х годов XIX века, конкретно в нашей Ярославской губернии с 1894 года. Закон о штрафах распространялся не на все фабрики и заводы, также как и не на все категории рабочих. Изданный в июне 1886 года, он введен в действие с 1 октября того же года, но только в трех губерниях: Петербургской, Московской и Владимирской. Выбор этот вне всякого сомнения был обусловлен тем, что рабочие именно этих губерний наиболее активно проявили себя в период революционных выступлений 80-х годов. Через пять лет закон был распространен еще на две губернии - Варшавскую и Петроковскую. Спустя несколько лет в сферу действия закона вошли Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Рязанская, Эстлян-дская, Киевская, Харьковская губернии и ряд других.
Несмотря на некоторую ограниченность закона, о чем уже говорилось выше, значение его велико. Он устранил материальную заинтересованность предпринимателей во взимании штрафов. Развитие капитализма в России, новые условия развития производства требовали и новых средств и методов управления. Чисто азиатские формы принуждения, все еще срабатывавшие в аграрном секторе экономики, совершенно не вписывались в систему новых капиталистических отношений, активно утверждавшихся в промышленном производстве. Это начинали понимать и сами предприниматели. В.И.Ленин писал об этом периоде следующее: "...Эти порядки приводили к такой массе злоупотреблений и до того раздражали рабочих, что сами хозяева стали сознавать необходимость уничтожить эту систему. На некоторых фабриках сам собой установился обычай выдавать из штрафных денег пособия рабочим. Например, у того же Морозова еще до стачки 1885 года было постановлено, что штрафы за курение и пронос водки должны идти на пособия увечным, а штрафы за неисправную работу - хозяину"14.
Закон 1886 года установил, что взыскания с рабочих обращаются на составление при
каждой фабрике особого рода капитала, состоящего в заведовании фабричного управления. Капитал этот мог быть употребляем с разрешения фабричного инспектора только на нужды самих рабочих согласно правилам, издаваемым министерством финансов, по согласованию с министерством внутренних дел. Система, при которой штрафные вычеты из заработной платы рабочих использовались на их же нужды, была вне всякого сомнения более справедливой, нежели та, что существовала ранее.
Необходимо отметить, что в преобладающем большинстве губерний до 1905 года штрафных капиталов поступало больше, чем выдавалось пособий. По этой причине, а также вследствие накопления процентов на ранее оставшиеся суммы штрафной капитал предприятий достигал значительных размеров. В приводимой ниже таблице представлена динамика изменений по России общей суммы штрафных капиталов, поступлений от денежных взысканий с рабочих и выдача им пособий за 1901-1913 годы15:
Общая сумма Сумма взыс- Выдача за
Год штрафных каний с рабо- год пособий
капиталов на 1 чих (руб) (руб)
янв. (руб)
1901 262899289 555041 50243228
1904 295559759 535945 53587777
1905 303241584 316809 54917338
1906 290958877 276626 43223987
1913 309614098 774922 79256692
Очевидно, что первая русская революция, также как и новый революционный подъем повлияли на то, что выдача пособий из штрафных капиталов увеличилась. Весь период 1901-1913 годов демонстрирует тенденцию к возрастанию этого показателя. А это лишь подтверждает наличие прямой зависимости готовности хозяина пойти на уступки от степени политической активности рабочих и их готовности и способности отстаивать свои права.
По закону предприниматель не имел права расходовать средства из штрафного капитала по своему усмотрению и на собственные нужды. Если подобное происходило, то по закону это квалифицировалось как присвоение (фактически кража) или растрата. Пособия рабочим выдавались только с разрешения фабричного инспектора. Но, с другой стороны, и рабочие никак не контролировали процесс поступления денег в штрафной капитал, как, впрочем, и расходование этих средств. Да и с самой просьбой о выдаче по-
собия рабочий обращался не к фабричному инспектору, а к хозяину, что, естественно, ставило его в весьма зависимое положение. Впрочем, о том, что закон при всех своих "плюсах" был не идеален, выше уже говорилось.
Более детальный анализ структуры штрафных капиталов позволяет сделать вывод о том, что преобладали в них в основном штрафы за нарушения трудовой дисциплины. Так, в 1898 году на 74 ярославских фабриках работали 23655 рабочих. Заработная плата всех рабочих составляла 3606341 руб. Вычеты в виде штрафов составили 19604 руб., т.е. всего лишь 0,54%. Из указанной суммы штрафы за неисправную работу составили 5113 руб., за нарушение порядка -2457 руб. и за прогулы - 12033 руб. (!). Очевидно, что наиболее частым нарушением являлись прогулы, что свидетельствует о низкой дисциплине труда значительной массы работников. Думается, именно по этой причине штрафы так и не были полностью отменены. Но, с этой точки зрения, их следует, кроме всего прочего, рассматривать еще и как достаточно эффективное средство воспитания.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть прогрессивную роль закона 1886 года, которую тот сыграл как в деле обуздания произвола предпринимателей, так и в деле защиты интересов рабочих. Не менее важна и роль, сыгранная им в воспитании трудовой дисциплины, в повышении трудовой сознательности и ответственности рабочих, без чего немыслимо само суще-
ствование и функционирование современного производства.
Примечания
1. Е.Д. Черменский. История СССР. Период империализма. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. С.239.
2. Там же. С.255.
3. В.П.Островский, А.И.Уткин. История России. XX век. 11 класс. М.: Дрофа, 1995. С.26.
4. В.И.Ленин. Полн.собр.соч. Т.2. С.19-
20.
5. Там же. С.21.
6. Там же.
7. Там же. С.23.
8. Там же. С.25.
9. В.И.Ленин. Полн.собр.соч. Т.19. С.324.
10. Составлена на основе данных сводов отчетов фабричных инспекторов за 1900-1914 гг. СПб., 1901-1916 гг.
11. Там же.
12. См. Своды отчетов фабричных инспекторов за 1900-1914 гг. СПб., 1901-1916 гг.
13. Там же.
14. В.И.Ленин. Полн.собр.соч. Т.2. С.42.
15. Э.Э.Крузе. Условия труда и быта рабочего класса в России в 1900-1914 гг. Л.,1981. С.29.