Научная статья на тему 'Изменение роли науки в российском обществе и подходов к управлению научно-технической сферой'

Изменение роли науки в российском обществе и подходов к управлению научно-технической сферой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальный кризис / шестой технологический уклад / большие вызовы / научно-техническая сфера / государственный заказ на НИОКР / федеральные целевые программы. / global crisis / the sixth technological way / great challenge / the scientific-technical sphere / the state order for R & d / federal target program.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение роли науки в российском обществе и подходов к управлению научно-технической сферой»

Васильева Л.В.

к.э.н., НИИ РИНКЦЭ

Хабарова Т.В.

к.ф.-м.н., НИИ РИНКЦЭ

Жарова Г.В.

НИИ РИНКЦЭ

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ НАУКИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ1

Ключевые слова: глобальный кризис, шестой технологический уклад, большие вызовы, научно-техническая сфера, государственный заказ на НИОКР, федеральные целевые программы.

Keywords: global crisis, the sixth technological way, great challenge, the scientific-technical sphere, the state order for R & d, federal target program.

Специфика реалий современной России заключается в существовании комплекса проблем, которые образовались под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Основной фон определяется происходящими процессами глобальных изменений в мировой экономике, обусловленными началом перехода на шестой технологический уклад развитыми странами и усилением глобальной конкуренции. Для России эта ситуация усугубляется необходимостью преодоления последствий экономических санкций, направленных на ослабление ее позиций и влияния в мировом сообществе. В условиях структурных диспропорций экономики, глобального снижения цен на основные сырьевые продукты, роста бюджетных ограничений необходимы скоординированные усилия для преодоления негативных тенденций. Как показывает опыт развитых стран, экономическое лидерство в долгосрочной перспективе может быть обеспечено только опережающим ростом технологического уровня обрабатывающих отраслей промышленности. Главными трендами, определяющими профиль нового технологического уклада, являются биотехнологии, искусственный интеллект, новые материалы с заранее заданными свойствами, нанотехнологии, глобальный информационные сети. Развитие каждого из них базируется на достижениях науки.

Эти обстоятельства предопределили изменение роли науки в российском обществе. Сегодня государство рассматривает науку не просто как отдельный сектор социально-экономической системы, а как сферу получения и освоения новых знаний, ядро развития и основной ресурс обеспечения независимости и конкурентоспособности страны. Долгосрочная стратегия научно-технологического развития, разработанная на период до 2035 года2 (Стратегия-2035), позиционирует отечественную науку как средство обеспечения противостояния большим вызовам, стоящим перед страной, среди них:

- появление новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер, рост глобальной и региональной нестабильности;

- ожидаемая новая волна технологических изменений в глобальной экономике, приводящая к существенному увеличению производительности труда как в производственной, так и в социальной сфере при наблюдаемом отставании России от мировых темпов технологического развития;

- усиление роли инноваций и человеческого капитала в социально-экономическом развитии страны и снижающаяся значимость многих традиционных для экономики России иных факторов роста;

- накопление структурных дисбалансов в российской экономике (рост ее зависимости от «нестабильных» нефтегазовых доходов, снижение доли инвестиций в структуре ВВП, ухудшение качественных и показателей расходов бюджетной системы) и исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития России;

- необходимость создания принципиально новых конкурентоспособных секторов экономики;

- значительная доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней;

- изменение ситуации на рынке труда, в социальной сфере и в здравоохранении, связанное с изменением возрастного состава населения, его старением и ростом социального разнообразия, вызванного как демографическими изменениями, так и геополитическими и экономическими факторами;

- риск распространения в мире эпидемий, многие из которых вызваны как новыми неизвестными ранее инфекциями, так и повышением устойчивости известных бактерий и вирусов к существующим препаратам;

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Министерства и образования Российской Федерации по материалам научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного задания в сфере научной деятельности по проекту № 26.12625.2018/12.1.

2 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. - http:// www.pravo.gov.ru

- проблемы сохранения окружающей среды, проявляющийся глобальный дефицит ресурсов и пресной воды, последствия изменения климата;

- необходимость обеспечения продовольственной безопасности в существующих демографических, природных и экономических условиях с точки зрения количества и качества продовольствия;

- усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; появление новых геополитических лидеров, формирование реальной конкуренции России в инновационной сфере не только со стороны государств - инновационных лидеров, но и со стороны развивающихся стран;

- формирование новых региональных торгово-экономических и политических союзов в мире (включая ТРР, ТР1Р), интегрирующих рынки, выстраивающих единые институциональные и финансовые пространства и заставляющих страны искать свое место в складывающейся новой системе отношений;

- рост значимости энерговооруженности экономики при качественном изменении характера развития глобальных и локальных энергосистем, выражающемся в отказе от наращивания объемов выработки энергии в пользу эффективного ее использования.

В сложившихся условиях от прикладной науки ждут прорывные решения для модернизации промышленности, развития ее на новом уровне. Организация научных исследований осуществляется в соответствии со стратегическими направлениями развития экономики страны при использовании программно-целевого подхода к решению наиболее значимых проблем. При разработке Стратегии-2035 было проанализировано состояние сферы науки и технологий по ключевым аспектам и определены новые задачи (табл. 1).

Таблица 1

Анализ состояния сферы науки1

Аспекты анализа Результаты анализа Задачи Стратегии-2035

1. Нацеленность научно-технологической политики на преодоление «больших вызовов» Действующие приоритетные направления науки, техники (ПНТТ) и технологий сформированы по тематическим областям исследований Пересмотр ПНТТ, обеспечение концентрации ресурсов на «больших вызовах»

2. Влияние науки и технологий на развитие общества Результаты НИОКР плохо конвертируются в кон^рент-ные рыночные продукты. Низкая доля инновационной продукции. Низкая производительность труда (более чем в два раза ниже уровня развитых стран) Переход от практики согласованного развития науки и технологий к созданию комплекса «наука - технологии -инновации»

3. Эффективность и конкурентоспособность исследователей Россия по 224 перспективным направлениям задельных НИОКР, определяющих развитие 74 отраслей и секторов экономики, находится на уровне ниже мирового Обеспечение повышения эффективности исследователей

4. Наличие исследовательского задела на перспективу Россия представлена только в 3% глобальных исследовательских фронтов, вклад российских публикаций в публикации по данным направлениям составляет всего 1% Создание «задела» под будущие «большие вызовы» в фундаментальных и поисковых исследованиях

Важным звеном в инновационной цепочке являются НИОКР гражданского назначения, при выполнении которых происходит апробация научных идей для решения приоритетных задач и результаты которых способствуют модернизации производства, повышению уровня его технологичности. Особенностью современных технологий является их узкая направленность, быстрая устареваемость, необходимость постоянного обновления. Все это создает неопределенность и неравномерность в развитии научно-технического процесса, сложность сохранения позиций лидерства в технологической сфере. Политика использования разработанных в других странах передовых технологий может обеспечить переход лишь на стадию инвестиционного развития. Для инновационного развития необходимо иметь свои ниши определенного технологического монополизма, что возможно только при наличии собственных разработок и изобретений2. Задача прикладной науки сегодня - учитывая современные мировые технологические тенденции - способствовать выходу экономики из кризисного состояния, разработке передовых технологий, генерации базисных инноваций следующего технологического уклада.

Одним из важных инструментов реализации государственной политики в области приоритетных направлений научно-технологического развития страны являются федеральные целевые программы (ФЦП), в рамках которых выполняются НИОКР гражданского назначения. Система организации и управления реализацией государственного заказа на выполнение НИОКР в рамках ФЦП представляет собой комплекс взаимоувязанных составляющих, включающий в себя нормативно-правовое регулирование и организацию конкурсов, обоснование тематики исследований, ресурсное обеспечение проектов, координацию межведомственного взаимодействия, обеспечение эффективности расходования средств и результативности ФЦП. В настоящее время происходит процесс корректировки действующей нормативно-правовой базы, регулирующей выполнение государственного заказа на НИОКР в связи с утверждением Страте-гии-2035. Концепция ее принципиально отличается от предыдущих документов такого плана: сегодня российской науке не ставятся конкретные задачи как одному из секторов социально-экономической системы, а задается целепола-гание - решение крупных проблем (внешних вызовов), стоящих перед страной.

1 Составлено по материалам: http://biotech2030.ru/wp-content/uploads/2016/06/prezentatsiya-proekta-SNTR-12.05.2016.pdf

2 Куракова Н.Г., Зинов В.Г., Цветкова Л.А., Еремченко О.А., Голомысов В.С. Актуализация приоритетов научно-технологического развития России. Проблемы и решения. - http://fictionbook.ru/author/vladimir _zinov/aktualizaciya_prioritetoy_nauchno_ tehnol/read_online.html

Такой подход меняет логику реализации ФЦП, в частности, процедуры организации конкурсов на участие в выполнении мероприятий. Так, внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, касающиеся регламента подготовки и обсуждения проекта ФЦП, отбора проблем для программной разработки, предварительной оценки эффективности реализации целевой программы и расходования бюджетных средств1. Установлены дополнительные требования к анализу достаточности мер для достижения целей программ и обеспечения планируемой динамики целевых индикаторов и показателей. В частности, предварительное рассмотрение проекта целевой программы проводится на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы - при государственном заказчике-координаторе целевой программы. При отборе тематики проектов, включаемых в программу, учитываются такие факторы, как значимость проблемы, невозможность ее комплексного решения в приемлемые сроки только за счет средств бизнеса, принципиальная новизна. Подчеркивается важность обеспечения межведомственной координации и межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств, задействованных в проекте. При разработке целевых программ, содержащих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, предусмотрено согласование государственным заказчиком проекта концепции целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Происходящие изменения в позиционировании гражданской прикладной науки ярко прослеживаются на примере одной из наиболее наукоемких федеральных целевых программ - «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (ФЦР ИР). В контексте Стра-тегии-2035 миссия ФЦП ИР заключается в настройке действенного инструмента трансфера знаний из науки в экономику в отличие от традиционной поддержки исследовательских коллективов. Программа должна органично сочетаться со всеми инструментами поддержки научно-инновационной цепочки - и фундаментальной науки, и внедрением в производство. Формально основные параметры конкурсов, касающиеся принципов выбора тематики (директивно или поддержка инициативных предложений), сроков выполнения проектов, лимитирования объемов финансирования, требований к привлечению внебюджетных источников, остаются прежними2. Меняется логика инвестирования, уточняются цели, задачи и приоритеты, расширяется перечень инвесторов3.

Ключевая задача сегодня - вовлечение научных организаций в модернизацию существующих отраслей. Проекты данного направления формируют профиль мероприятия 1.2 «Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики». Принципиальное изменение в логике инвестирования состоит в том, что индустриального партнера определяет Минобрнауки России на конкурсной основе, рассматривая заявки средних и крупных компаний, которые видят развитие своего бизнеса через использование результатов науки. На следующем этапе индустриальный партнер и Минобрнауки России совместно проводят конкурс среди научных организаций, по результатам которого определяются исполнители проектов, отобранных на первом этапе. При таком подходе к организации конкурса меняется роль государства, так как заказчиком НИОКР является теперь индустриальный партнер, а государство выполняет функцию «страхователя» рисков индустриального партнера. Механизм «страхования» рисков заключается в соотношении долей источников финансирования: чем ближе задача проекта к фундаментальной стадии исследований и, соответственно, выше риск предпринимателя, тем больше доля бюджетных средств. Если решаемая задача ближе к получению практического результата (технологии) и внедрению, доля государства уменьшается4. В мероприятии 1.3 «Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий», нацеленном на движение от науки к бизнесу, также меняется логика отбора исполнителей контрактов. Здесь главная задача - дать возможность научным организациям построить бизнес, создать хозяйствующие субъекты. Предпочтение отдается научным организациям, которые имеют хорошую репутацию и уже обладают практическим опытом работы в бизнесе. Государством будет поддерживаться первая стадия исследования, но при организации самого производства научная организация должна будет обеспечить привлечение внешних инвестиций5.

В развитие концептуальных положений модернизации ФЦП ИР разрабатываются локальные документы, регламентирующие отдельные вопросы организации и проведения конкурсов, в частности отбор проектов с точки зрения обеспечения коммерциализации их результатов. Большой проблемой сегодняшней прикладной науки является низкий уровень готовности отечественных технологий к интеграции в производственные циклы промышленных предприятий. Стоит задача разработки подходов к оценке состояния технологий в плане возможностей их коммерциализации. Следует отметить, что в мире существует значительное количество признанных практик по оценке уровней готовно-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 67 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». - http:// www.pravo.gov.ru

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1497 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». - http:// www.pravo.gov.ru

3 Васильева Л.В., Хабарова Т.В, Жарова Г.В. Практика реализации государственного заказа на научно-техническую продукцию гражданского назначения в рамках ФЦП: организационно-управленческие и правовые аспекты // Инноватика и экспертиза. 2017. - № 3. - С. 182-204.

4 Матвеев С.В. ФЦП, Стратегия научно-технологического развития и университетская наука // Портал «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». - http://sntr-rf.ru/expert/ftsp-strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-i-universitetskaya-nauka/

5 Матвеев С.В. Изменение форматов. - https://4science.ru/articles/Vuzpromekspo-Matveev/

сти технологий (УГТ)1, отличающихся степенью детализации и целеполаганием. Они проявили себя эффективными инструментами управления для уменьшения технических рисков, минимизации затрат и оптимизации сроков выполнения работ2. Использование подобных практик позволяет обеспечить общий стандарт данных при мониторинге готовности новых технологий или новых применений существующих технологий, создать инструмент измерения риска, обосновать решения по финансированию и выбору оптимального варианта технологии.

Использование подобной методики оценки зрелости технологий впервые предусматривается на уровне ФЦП ИР. Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект «Методики определения уровней готовности технологии в рамках проектов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», который в настоящее время проходит стадию экспертной оценки и корректировки3. Документ предназначен для использования при организации приема конкурсных заявок, планировании государственных закупок, формировании мероприятий государственных и федеральных целевых программ, а также заявителями, претендующими на включение предложенных ими тематик исследований в число проектов, финансируемых в том числе в рамках ФЦП ИР. Разработанный проект содержит алгоритм комплексной оценки научно-технических проектов через УГТ в зависимости от вида научной и научно-технической деятельности, что позволит определить соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций в прикладные научные исследования и экспериментальные разработки. Оценка базируется на анализе научных и научно-технических результатов (публикации в индексируемых научных изданиях и/или охраняемые результаты интеллектуальной деятельности). Исходя из УГТ, определяется соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций в прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, осуществляемые в рамках ФЦП ИР. Предложенный подход к дифференциации соотношений источников финансирования согласуется с логикой стимулирования участия бизнеса в НИОКР: чем ближе разработка к фундаментальному исследованию, тем менее очевиден результат и необходимо большее участие государства. Создание приемлемых для практической реализации систем показателей и процедур оценки дополняет действие аналогичных методик (подходов), многообразных и широко используемых систем показателей, оценивающих эффективность и результативность процессов (явлений) в экономике, производстве.

В русле согласования и обеспечения взаимосвязи нормативно-правовой базы, регулирующей научную сферу, со Стратегией-2035 в настоящее время идет работа над проектом нового Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Действующий закон был принят более 20 лет назад, за прошедший период в него внесено свыше 30 поправок, что повлияло в итоге на системность изложения. Отдельные положения излишне детализированы, например, вопросы присвоения ученых степеней, другие в то же время не проработаны. В частности, недостаточно охвачена законодательством научно-экспертная деятельность. Реальное поле занятости государственных научных центров шире, чем это предусмотрено в законодательном плане, что создает препятствия и ограничения в работе.

Рассмотренные в статье аспекты модернизации сферы научных исследований имеют важное значение в контексте изменения роли науки и превращения ее в реальное средство решения глобальных проблем страны. Процесс преобразований займет определенное время, и оценка их результативности - вопрос будущего. В любом случае, учитывая масштабность проекта, меры прямого воздействия понадобится подкреплять косвенным регулированием (налоговое и таможенное стимулирование, развитие научно-инновационной инфраструктуры, развитие экспертного сообщества и т.п.).

1 Баданов А.Ю., Рызванов Р.А. Адаптация лучших мировых практик по оценке уровней готовности технологий, уровней готовности интеграции, системного уровня готовности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. - № 4-1. -С. 71-82.

2 Попов Э.В., Савинич В.С., Сосунов Я.А., Шведов А.Г. Оценка готовности технологии. - http://aviaglobus.ru/2014/06/30/

8346/

3 Методика определения уровней готовности технологии в рамках проектов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (проект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.