ISSN 1994-5094 89 ♦-♦
Antonina Mikhailovna Sukhorukova, Антонина Михайловна Сухорукова,
Doctor of Economics, professor, доктор экономических наук, профессор,
Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)
of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 338.43:65.01
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ АПК
В статье на примере использования программно-целевого планирования развития АПК показаны роль, место и значение проектного управления в реализации государственных программ развития сельского хозяйства; эволюция и история зарождения проектного управления, его результативность. Подробно рассмотрен механизм формирования государственных, ведомственных программ, подпрограмм и интегрирование в них проектов с целью повышения концентрации всех ресурсов на прорывных направлениях реализации импортозамещающей стратегии. По мнению автора, рассматривать развитие проектного управления возможно только в неразрывной связи с реформированием экономики и реализацией государственных и федеральных целевых программ.
Ключевые слова: проектное управление, программно-целевое планирование, государственные программы, механизм реализации, национальные проекты, мониторинг выполнения.
CHANGING ROLE AND PLACE OF PROJECT MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF PROGRAM-TARGET PLANNING OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT
The article focuses on the role, place and importance of project management in the implementation of state programs for the development of agriculture, reveals the evolution, origins of project management and its effectiveness. The article studies in detail the mechanism of state and departmental programs and subprograms, as well as their ability to integrate other projects for the purpose of increasing the concentration of all resources on breakthrough areas of the implementation of import substitution strategy. According to the author, it is possible to consider the development of project management only in correlation with the reform of the economy and implementation of the state and federal target programs.
Keywords: project management, target planning, state programs, mechanism of implementation, national projects, monitoring of implementation.
В современных условиях развития российской экономики проектный метод управления становится конкурентным преимуществом и получает все большее распространение не только в бизнес-структурах, но и государственных программах. Использование проектного управления позволяет концентрировать и рационально использовать ограниченные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) государственного и частного секторов экономики для решения стратегических задач в определенные конкретные сроки. Его эффективность доказана мировым опытом. Начало его использования относится к 1930-м гг., а широкое применение в региональном управлении развитых стран получило с 1960-х гг. Проектное управление, наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования, служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны, ее отдельных территорий, регионов, сфер, отраслей и комплексов. В настоящее время с помощью программ и национальных проектов осуществляется воздействие на развитие 75% территории Германии, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии.
Рыночные преобразования экономики России и создание нормативно-правовой и методологической базы по планированию и прогнозированию положили начало широкомасштабному применению программно-целевого метода планирования в стране, который стал основным инструментом в системе государственного управления экономикой. Произошел своеобразный программный бум. На сегодняшний день разработаны и утверждены правительством десятки государственных, федеральных целевых, региональных, отраслевых программ, каждая из которых может включать множество подпрограмм, что порой затрудняет возможность разобраться в них, тем более проводить мониторинг их выполнения. Сейчас разработанных и принятых программ насчитывается более 1500. Государственным программированием охвачены практически все направления и сферы экономики. По состоянию на 01.01.2020 г. в стране до 2025 г. утверждены 44 долгосрочные государственные программы, частично или полностью финансируемые из федерального бюджета. Они включают более 200 подпрограмм и 20 федеральных целевых программ, решающих от 3 до 20 задач каждая. В регионах
Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦
разрабатываются и реализуются множество своих региональных и муниципальных программ.
Для управления государственными программами и нацпроектами при правительстве РФ в составе Министерства экономического развития РФ создан Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений, при президенте РФ - Совет по стратегическому развитию и национальным проектам, при правительстве РФ -Департамент проектной деятельности, возглавляющий федеральный, региональные и ведомственные проектные офисы, которые обязаны осуществлять мониторинг реализации национальных и федеральных проектов, определять их отклонения от плановых параметров, проводить анализ отклонений и выявлять причины их возникновения с привлечением при необходимости федеральных органов исполнительной власти и иных органов в соответствии с их компетенцией, а также экспертного сообщества и организаций. Функциями Департамента является методическое сопровождение проектной деятельности, согласование проектов, руководителями которых являются федеральные министры, а также выполняет иные функции, предусмотренные Положением об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере проектной деятельности.
В российской экономике проектное управление не является абсолютно новым процессом. Оно стало развиваться с самого начала рыночных преобразований в таких сферах, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Рассмотрим эволюцию и историю зарождения, результативность развития и изменение роли и места проектного управления в системе программно-целевого планирования развития АПК страны. Главная цель проектного управления заключается в концентрации всех ресурсов на прорывных направлениях реализации импортозамещающей стратегии в неразрывной связи с реформированием экономики и реализацией государственных и федеральных целевых программ.
Первый этап зарождения национального проекта «Развитие АПК» (1990-1999 гг.) пришелся на сложные начальные годы реформ, сопровождавшиеся тяжелейшим кризисом отрасли. К концу 1990-х гг. объем валовой продукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%). Поголовье крупного рогатого скота на агропредприятиях упало почти в 3 раза, свиней - в 4 раза, в 3-4 раза сократилось производство молока и мяса. В начале 1990-х гг. неоднократно списывались долги предприятий, что не способствовало их сокращению. В 1997 г. большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.
Начиная с 2000 г. в развитии АПК обозначились первые шаги к формированию государственной аграрной политики: был восстановлен Россельхоз-банк, появились новые рыночные структуры, ассоциации, холдинги, компании, инвестиционные фонды и т.д. Были приняты нормативно-правовые
акты, регламентирующие деятельность субъектов АПК, принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» действующий до настоящего времени (в редакции от 21.09.2018 г.).
Все это позволило в 2005 г. принять в формализованном виде национальный проект «Развитие АПК». Его цель - обеспечить увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшить социально-экономическое положения сельского населения. В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока - на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. Однако срок действия нацпроекта ограничился всего двумя годами - 2006 и 2007 г. По данным Минсельхоза, контрольные целевые показатели по всем направлениям были выполнены.
С 2008 г. нацпроект прекратил свое существование и был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, которая стала основным инструментом реализации аграрной политики на заявленный период. Ее целями являлись:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Оценивая результаты выполнения госпрограммы, эксперты отметили, что из 12 целевых индикаторов были реализованы только два: располагаемые ресурсы домашних хозяйств, которые выросли до 13,4 тыс. руб. на человека (для сравнения: это вдвое ниже средней зарплаты по стране) и доля российского производства в формировании ресурсов мяса - за счет активного развития свиноводства и птицеводства. Уровень инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве снизился на 8,9% за счет низкой инвестиционной привлекательности, а государственная программа, в свою очередь, не содержала механизмов, стимулирующих технологический прорыв [2].
Все нерешенные проблемы плавно перешли в принятую в 2012 г. Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, т.е. она стала правопреемницей и продолжением первой госпрограммы.
91 -♦
Активная работа Министерства сельского хозяйства по возобновлению и внедрению проектного управления началась с выхода Постановления Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», а также с разработки и старта реализации приоритетных проектов. С самого начала данной работы встал вопрос о необходимости интеграции или взаимосвязи приоритетных проектов и государственных программ РФ. В результате формально проекты стали отражаться в соответствующих госпрограммах и в бюджете в качестве подпрограмм и (или) мероприятий федеральных целевых программ. Таким образом, государственные программы консолидировали все бюджетные средства, направляя их на решение важнейших проблем в соответствующих отраслях и сферах экономики.
Исследование современного развития экономики страны и продовольственной системы показало, что в настоящее время не обеспечиваются параметры заданного экономического роста. Но уже очевидно, что агропродовольственный комплекс должен стать мультипликатором роста, хотя он по-прежнему характеризуется невысоким уровнем организации управления, низкой информационной обеспеченностью и практически отсутствием доступа сельских территорий к интернету, оттоком квалифицированных кадров из села; сельское хозяйство функционирует в условиях снижающейся государственной поддержки. Сложившееся положение в экономике страны и АПК не могло оставаться без внимания правительства страны.
В целях обеспечения ускоренного экономического роста, осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 принято Постановление «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем были утверждены 12 национальных проектов, в результате реализации которых экономика страны должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, причем вопреки всем сдерживающим факторам.
Перед Министерством сельского хозяйства РФ были поставлены амбициозные цели и задачи, согласно которым Россия должна стать крупнейшим мировым экспортером продовольствия, обеспечив достойную жизнь сельского населения. Произошли серьезные изменения в определении государственных и федеральных целевых программ (ФЦП). В перечень государственных программ РФ, за выполнение которых несет ответственность МСХ, вошли: «Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2013-2024 годы»; «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы»; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.
В число ФЦП по развитию сельского хозяйства не вошла ни одна программа. С 2018 г. они включены в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в качестве подпрограмм или федеральных и ведомственных проектов. Качественно изменен подход к формированию данной госпрограммы [4]. Она отнесена к пилотным, продлевается до 2025 г. и переводится на проектное управление. Выделены два этапа: первый - 2013-2017 гг., второй - проектный - на 2018-2025 гг. На реализацию данной программы за период с 2019 по 2025 г. включительно предусмотрено 5,7 трлн руб., в том числе из федерального бюджета - 2,3 трлн руб. (40,3%). Это более чем в два раза превышает финансирование программы на 2013-2020 гг. Госпрограмма комплексная, включает много направлений, подпрограмм национальных проектов, в числе которых две федеральных:
1) экспорт продукции АПК;
2) создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации
и пять ведомственных проектов:
1) развитие отраслей АПК;
2) стимулирование инвестиционной деятельности;
3) техническая модернизация АПК;
4) развитие мелиоративного комплекса России;
5) цифровое сельское хозяйство.
Реализация принятых нацпроектов позволит на
другом качественном уровне подойти к решению задач, поставленных пилотной Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы. Главным показателем реализации госпрограммы является повышение эффективности социально-экономического развития АПК и, как итог, рост экспорта продовольственных товаров глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Поэтому выполнению проекта «Экспорт продукции АПК» уделено много внимания. Новым проектом предусмотрено до 2025 г. увеличить более чем в два раза объем экспорта по сравнению с 2017 г., доведя его объем до 45 млрд долл. в год. Основные параметры проекта представлены в табл. 1.
Механизм реализации проекта представлен в табл. 2. Он затрагивает все аспекты развития АПК как сложной социально-экономической системы.
Проектом обозначены виды и объемы экспортируемой продукции и темпы роста. Наиболее значимыми видами являются масложировая продукция, зерно, мясомолочная и кондитерская. Видим, что удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре экспорта превалирует. Соответственно, более высокие темпы будут обеспечены в производстве масложировой, кондитерской, мясомолочной и прочей продукции. Это характеризует прогрессивное изменение продовольственной системы и повышение эффективности функционирования ее сфер. Однако изменение структуры экспорта свидетельствует о незначительном его изменении по сравнению с 2017 г. (табл. 3).
Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦
Таблица 1
Прогнозные данные реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» до 2025 г., млрд долл.
№ Виды продукции 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2024/2017
+ - %
1 Всего экспорт, 20,7 23,0 34,0 25,0 28,0 34,0 41,0 45,0 24,3 217
1.1 Масложировая продукция 3,1 3,6 4,3 5,1 5,9 6,7 7,6 8,5 5,4 274
1.2 Рыба и рыбопродукты 4,4 5,1 5,4 5,5 6,0 6,7 7,5 8,5 4,1 192
1.3 Зерно 7,5 7,55 7,6 7,9 8,2 9,0 10,7 11,4 3,9 151
1.4 Мясо и молоко 0,6 0,9 1,1 1,1 1,6 2,0 2,5 2,8 2,2 441
1.5 Напитки 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 1,2 1,9 2,2 1,7 473
1.6 Кондитерские изделия 1,0 1,2 1,3 1,3 1,6 1,9 2,0 2,2 1,2 211
1.7 Сахарная продукция 0,5 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,7 0,2 152
1.8 Продукция пищевой промышленности 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,3 2,3 3,5 2,1 247
1.9 Прочая продукция 1,6 2,2 1,7 1,1 1,6 3,4 5,3 5,2 3,6 318
2 Сценарии экспорта продукции АПК
2.1 Прорывной сценарий 20,7 23 24 25 28 34 41 45 24,3 217
2.2 Сценарий без дополнительной господдержки 20,7 23 23 22 23 24 25 25 4,3 121
Источник: Паспорт проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: https://new.avo.ru/documents/33446/1507715/
Таблица 2
Задачи и направления реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК»
Задачи Направления реализации
1. Создание новой товарной массы 1.1. Обеспечение сырьевой базой. 1.2. Создание новых пищевых и перерабатывающих производств
2. Создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры 2.1. Создание новых ОРЦ и перевалочных мощностей. 2.2. Сокращение логистических издержек экспортеров
3. Устранение торговых издержек 3.1. Открытие перспективных рынков для отечественной продукции АПК. 3.2. Обеспечение эпизоотического благополучия на территории России
4. Создание эффективной системы продвижения и позиционирования 4.1. Исследование рынков, экспортный, маркетинговый и коммуникации. 4.2. Разработка и продвижение брендов российской продукции АПК
Источник: составлено автором по паспорту проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: https://new.avo. ru/documents/33446/1507715/
Таблица 3
Изменение структуры экспорта продовольственных товаров в процессе реализации проекта «Экспорт продукции АПК» до 2025 г.
Виды продукции 2017 2020 2022 2024
Всего экспорт 100 100 100 100
Масложировая продукция 14,97. 20,4 19,7 18,88
Рыба и рыбопродукты 21,25 22,0 19,7 18,88
Зерно 36,23 31,6 26,47 25,33
Мясо и молоко 2,89 4,4 5,88 6,22
Напитки 2,41 2,4 3,52 4,89
Кондитерские изделия 4,83 5,2 5,58 4,89
Сахарная продукция 2,41 2,0 1,76 1,55
Продукция пищевой промышленности 6,76 7,2 6,76 7,78
Прочая продукция 7,72 4,4 10,0 11,56
Источник: Паспорт проекта «Экспорт продукции АПК» до 2025 г.
93 -♦
В структуре экспорта в 2017 г. первое место занимало зерно (пшеница, кукуруза, ячмень) -36% от объема вывоза в денежном выражении. Это самый экспортируемый товар, который поставляется более чем в 130 стран. Рост экспорта во многом обязан значительной господдержке, особенно крупных агропромышленных компаний. В 2017 г. на поддержку АПК из бюджете было выделено 216 млрд руб. [3]. Однако экспорт зерна не является самым доходным для экспортеров. Рентабельность зернового экспорта с 2016 г. значительно снизилась. Тем не менее экспорт необходим, поскольку потребление составляет максимум 80-85 млн т, а производство значительно превышает потребность. В 2017 г. было произведено 135 млн т зерна. Нужно или в два раза меньше производить, или экспортировать. Предпочтителен, безусловно, второй вариант, и это оправдано, несмотря на то что рынок зерна имеет много пока не решенных проблем, сложностей и рисков: сохраняются наболевшие проблемы с логистикой, инфраструктурой, в первую очередь связанных с хранением и транспортировкой, а также низким удельным весом продукции переработки, например муки (в 2017 г. ее было вывезено 218 тыс. т), макарон, хлебобулочных изделий и т.д. К 2025 г. экспорт зерна сократится почти на 11%.
Второе место в экспорте занимает продукция рыбной отрасли - 21,25% от общего объема. Здесь основным экспортируемым продуктом является мороженая рыба (11,8%), ракообразные (4,5%), рыбное филе (2,7%). За последние годы экспорт живой рыбы вырос в шесть раз. При дешевеющем рубле экспорт рыбы и морепродуктов становится особенно выгоден. Плюс дикая рыба во всем мире особенно ценится, покупатели готовы платить премию за экопродукт. Высоким спросом за рубежом пользуется дорогая рыбная продукция: камчатский краб, гребешки морского ежа, моллюски и прочая экзотика. Поэтому рентабельность экспорта рыбы
гораздо выше, чем на рынке зерна. В целом же поступление средств от экспорта рыбной продукции к 2025 г. также сократится.
Третье место занимает экспорт масложировой продукции. На нее приходится около 15% в общем объеме экспорта. В структуре масложировой продукции 74% занимает подсолнечное масло, 16% -соевое масло и 10% - рапсовое масло. Масла и жиры закупают Турция, Египет, Казахстан, Алжир, Китай. На мировом рынке Россия занимает второе место среди других поставщиков масложировой продукции.
По остальным товарным группам объем экспорта незначителен. Остается на низком уровне удельный вес продукции пищевой промышленности и практически не изменится до 2025 г. Это тревожный симптом. Оценивая в целом растущий российский продовольственный экспорт, сложившийся на начало 2018 г., можно однозначно отметить, что он имеет пока выраженный сырьевой характер.
Объем экспорта в натуральных показателях вырастет на 61,9%. Структура по странам мира к 2025 г. существенно изменится. Наибольший прирост определен с Китаем и Индией.
Рассматривать проблему наращивания экспорта продукции АПК в отрыве от импорта и импортоза-мещения считаем неправомерным ни с методической точки зрения, ни с практической. Эти две проблемы тесно взаимоувязаны и должны решаться на основе научно обоснованной долгосрочной программы. С точки зрения экономики в целом полагаем, что рассматривать экспорт продукции АПК необходимо по показателю чистого экспорта, т.е. балансу между экспортом и импортом. Наши исследования состояния экспорта и импорта к началу 2019 г. показали, что общий объем экспорта России вырос более чем в шесть раз и начиная с 2010 г. превышает объем импорта почти в два раза (рис. 1).
Таблица 4
Основные страны импортеры российской продукции до 2025 г. в свете реализации проекта «Экспорт продукции АПК»
Страны 2017 2025 Изменение объема экспорта, %
тыс. т % тыс. т %
Страны Африки 16816 48,7 22989 41,1 30,0
Китай 2115 6,1 10462 18,7 83,1
Страны Персидского залива 6130 17,7 9920 17,7 38,2
Страны ЕС 5453 15,8 9243 16,5 41,0
Страны Южно-Восточной Азии 3421 9.9 6868 12,3 50,1
Индия 615 1,8 6186 11,0 89,0
Южная Корея - - 2793 5,0 100
Итого 34550 100 55941 100 61,9
Источник: Экспорт продукции АПК. ЦКЪ: http://regcomment.ruy
Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦
I I ■ ■
| I I
il 1.. Il 1 il 1 ■
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019*
■ Экспорт Импорт Сальдо+,-
* 2019 г. прогноз
Рис. 1. Динамика общего объема внешнеторгового товарооборота за 1990-2019 гг., млрд долл.
■
■
■ | I I I I I I
1 1 .1 .1 I 1 | |
1990 îggl 2000 2005 20] 0 203 20 2 20 20 4 20» 201 6 20 Л 2018 2019
1 1
■ Экспорт Импорт Сальдо+,
Рис. 2. Динамика экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров
за 1990-2019 гг., млрд долл.
Налицо положительное сальдо, если не вникать в структуру экспорта и импорта, поскольку она соответствует уровню развивающейся экономики. Превалирует сырьевая направленность экспорта, а относительно высокая цена на нефть и газ позволяют поддерживать положительное сальдо. Высокотехнологичная инновационная продукция занимает не более 3-4%.
Экспорт продовольственных товаров по сравнению с 1990 г. вырос более в чем в 20 раза. Однако во все времена удельный вес экспорта продовольствия в общем объеме экспорта России составлял мизерную величину: в 1990 г. - 1,8%, в 2010 г. -8,8%, в 2018 г. - 6,5%, ожидается в 2019 г. - 5,4%. За все годы реформ экономики импорт сельскохозяйственного сырья (в первую очередь мяса и молока) и продовольственных товаров постоянно опережает экспорт (рис. 2). Причем наибольший объем импорта приходится на 2010-2014 гг.
Данные рис. 2 наглядно демонстрируют то, что продовольственная проблема еще не решена. Экспорт пока не превысил импорт. Эта проблема обозначилась еще в 1955 г., когда Россия перестала быть нетто-экспортером продовольствия. Это означает, что с тех пор импорт продовольствия в РФ превышает его экспорт. Не исправили ситуацию и продуктовые санкции, введенные против стран ЕС,
США и других государств, не «помог» в этом и конфликт с Турцией.
К началу 2020 г. Россия так и не смогла добиться положительного сальдо. Внешнеторговый оборот с 1990 вплоть до 2010 г. был минимален, хотя и не было санкций. И только с 2010 г. как экспорт, так и импорт резко выросли, а разрыв между экспортом и импортом продовольствия приобрел явную тенденцию к сокращению. Поэтому можно полагать, что к 2025 г. в результате реализации нацпроекта «Экспорт продукции АПК» экспорт намного превысит импорт. Добиваться полного импортозамещения и не возможно, и не нужно. Выполнить полностью поставленные задачи без реальной государственной поддержки проекта и достичь планируемых показателей будет нереально. В этом случае, по прогнозу Минсельхоза РФ, прорывной сценарий окажется нереализуем и, вероятнее всего, будет осуществлен второй вариант сценария. Но мы полагаем, что если продовольственный комплекс признан точкой экономического роста и роста экспорта, то и отношение государства должно быть соответствующим. Пока же в сравнении с уровнем экспорта продовольствия развитых стран в расчете на душу населения Россия отстает значительно (табл. 5), и здесь много возможностей и, главное, наличие ресурсов.
Таблица 5
Экспорт на душу населения к показателю России
Страна 1990 2000 2010 2018
Россия 1,0 1,0 1,0 1,0
США 2,9 5,0 1,9 3,0
Великобритания 5,8 8,9 3,5 4,9
Германия 6,9 9,4 5,7 8,5
Япония 3,5 5,2 2,1 2,7
В этой связи наращивание экспортного потенциала страны станет одним из условий реализации всех принятых государственных, ведомственных и региональных программ развития агропродоволь-ственного комплекса. При этом необходимо обратить внимание, что формирование экспортного потенциала - сложный и долговременный процесс, и если на первых этапах его развития и реализации речь идет об использовании в основном существующих абсолютных и сравнительных преимуществ, то в перспективе важное значение приобретает формирование и реализация конкурентных преимуществ более высокого порядка, определяющих переход на инновационную модель развития АПК. Поэтому об эффективности проводимых мер в части обеспечения устойчивого развития продовольственной системы и экономического роста можно будет судить по уровню и качеству реализации всех принятых до 2025 г. государственных программ по развитию АПК и в первую очередь второго этапа пилотной госпрограммы в новой редакции, куда вошли федеральные и ведомственные проекты по различным сферам АПК, включая и приоритетный проект «Экспорт продукции АПК».
Большая самостоятельность в реализации госпрограмм и нацпроектов предоставлена регионам, которые формируют и наращивают свой экспортный потенциал, согласовывая или уточняя объемы финансирования из федерального бюджета, определяют возможности региональных бюджетов и привлечения внебюджетных источников финансирования. Главное в этом процессе состоит в том, чтобы в бюджетах на всех уровнях средства, выделяемые для реализации госпрограмм, соответствовали их объемам, заложенным в госпрограммах и нацпроектах. Что касается привлечения внебюджетных источников финансирования к реализации нацпроектов в АПК, то это остается непростой за-
-♦
дачей, поскольку быстрая отдача от инвестирования в АПК невозможна. Здесь важна роль государства, которое должно при наличии профицитного бюджета производить перераспределение в пользу прорывных направлений экономического роста.
На сегодняшний день, несмотря на активные меры правительства Российской Федерации по внедрению проектного подхода, эксперты называют ряд сдерживающих факторов, негативно сказывающихся на его результатах [1]. Среди них:
- недостаточный уровень подготовки специалистов;
- низкая мотивация участников, в том числе высшего руководства;
- недостаточно проработанная методология;
- недостаточное взаимодействие программ разных уровней.
Специалисты по управлению проектами отмечают рост потребности в комплексных проектах, увеличивается число проектов, направленных на устойчивое развитие [1]. Однако существующие стандарты недостаточно проработаны в данном направлении. Практическая значимость проектного управления для экономики государства, его позиционирования на международном уровне очевидна. Это, в свою очередь, требует разработки и совершенствования национальных стандартов, подготовки компетентных специалистов, адаптации к современным международным моделям, оптимизации государственных организационных структур.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить высокую значимость перехода на проектное управление АПК и необходимость комплексного подхода к реализации нацпроектов в составе принятых государственных программ, а также усиления роли государства в ресурсном обеспечении их реализации.
1. Запорожан А.Я. К вопросу о реализации национальных проектов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-natsionalnyh-proektov.
2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». URL: Novainfo.ru.
3. Российский экспорт продовольствия. URL: http:// apkdon.ru/2018/03/12/
4. РФ продлило госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия до конца 2025 г. URL: vestifinance. ru>articles/114565.