УДК 336
О. М. Никулина
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ
ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ЛИЦЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
РОСФИННАДЗОРА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Важным элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.
Ключевые слова: финансовый контроль,
управление финансами, финансовые нарушения, система контроля, эффективность контроля
Среди актуальных общегосударственных проблем, направленных на укрепление государственности, вопрос государственного финансового контроля всегда занимал особое место. Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность
финансового управления. Давно замечено, что доверие общества к власти - основа стабильности и власти, и самого общества. Вполне очевидно, что люди всегда будут уважать и поддерживать власть, если будут уверены, что те средства, которые они законопослушные налогоплательщики, передают в ее распоряжение, расходуются в интересах общественного развития и используются разумно и эффективно. Необходимым условием обеспечения такого положения является государственный финансовый контроль, который должен быть эффективен и действеннен, что, в свою очередь, является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Финансовый контроль в России имеет богатую многовековую историю и в зависимости от развития экономики, политической ситуации и состояния государственного аппарата претерпевал различные организационные изменения. В 1990 году были упразднены органы народного контроля; возник президентский контроль, появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, налоговые органы, Счетная Палата Российской Федерации и другие. Следовательно, системность сложившегося положения становится под вопросом.
В настоящее время в России сложилась достаточно разветвленная структура органов государственного финансового контроля, в которой есть соответствующие органы как исполнительной власти, так и законодательной, как на федеральном, так и на региональном уровне, осуществляющие предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Однако нет четкого и ясного понимания понятия финансового контроля, а также однозначного толкования понятий, характеризующих виды, формы и методы государственного финансового контроля. Не решен вопрос о структуре органов и координации их действий. Поэтому в современный период необходимо усиление внимания государства к вопросам организации и эффективности государственного финансового контроля с целью необходимости поиска путей максимально полной мобилизации платежей в бюджет и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов государства.
В любом современном государстве необходим контроль за расходованием государственных средств, своевременностью и аккуратностью пополнения государственной казны.
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Никулина О. М. ■ ■ ■___________
30
Актуальность финансового контроля обусловлена тем, что он является важным элементом бюджетного процесса и обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Финансовый контроль есть совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности, контрольными, законодательными и исполнительными органами власти всех уровней с применением специфических форм и методов его организации. Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.
Государством четко определены приоритеты -жесткое противодействие коррупции, создание инновационной экономики, интеграция в мировую экономику на максимально благоприятных для России условиях, решение демографических проблем, укрепление обороноспособности страны. Приоритетной задачей органов государственного финансового контроля, а значит и Территориального управления Росфиннадзора в Томской области, является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств и управления государственной собственностью, а при наличии таких отклонений - своевременное принятие соответствующих корректирующих мер. Оптимизация проведения контрольных мероприятий, направленных на совершенствование государственного финансового контроля, повышение их эффективности и результативности становятся основой повышения успешности деятельности Территориального управления.
Территориальное управление Росфиннадзора в Томской области сосредоточивает свое внимание на борьбе с растратами и хищениями, финансовыми нарушениями, бесхозяйственностью и излишествами в расходовании государственных средств, систематически осуществляет мероприятия, направленные на усиление контроля за соблюдением режима экономии и сохранности денежных средств и материальных ценностей.
Как видно из табл. 1, количество проведенных Территориальным управлением проверок в период с 2007 по 2009 год уменьшилось, однако количество выявленных нарушений увеличились в два раза.
Кроме того, при ежегодном увеличении объема федерального финансирования на территории Томской области одним из основных критериев оценки деятельности Территориального управления является охват 50 % поступившего финансирования. С целью достижения такого результата политика Территориального управления направлена на проверки объектов с наибольшими объемами федерального финансирования. Также необходимо отметить, что данный показатель не включает результаты проверок соблюдения валютного законодательства.
Из таблицы 1 видно, что сумма выявленных финансовых нарушений в течение рассматриваемых периодов значительно увеличилась. Как уже отмечалось выше, деятельность Территориального управления направлена на охват проверками 50 % средств федерального бюджета, поступивших в предыдущий год на территорию Томской области, вместо проверок 50 % бюджетополучателей. Соответственно, с увеличением объема проверенных средств возрос суммовой показатель выявленных финансовых нарушений.
Таблица 1. Основные показатели деятельности Территориального управления Росфиннадзора в Томской области за 2007, 2008 и 2009 гг.*
Год Количество проведенных проверок Количество проверок, при которых выявлены финансовые нарушения Сумма выявленных финансовых нарушений, млн руб. Сумма средств федерального бюджета, использование которых проверено (млн руб.)
Общая сумма На одну проверку
2007 281 160 6 875,7 24,5 9 289,4
2008 243 173 6 426,7 26,4 14 367,7
2009 236 135 13 775,9 58,4 19 595,0
Согласно исследованию С. А. Коротковой.
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ №3, 2011
*
2000 п
1500' У
и,
К 1000' У
500'
0^ -Л =я г'
2007 2003 2009
Года
□ Нецелевое использование средств
■ Неэффективное использование средств
□ Неправомерное использование средств
Рис. 1. Соотношение сумм выявленного нецелевого, неэффективного и неправомерного использования
средств.*
* Согласно исследованию С. А. Коротковой.
К основным финансовым нарушениям относятся: нецелевое, неэффективное и неправомерное использование средств.
Из представленной гистограммы (рис. 1) видно, что в период с 2007 по 2009 год сумма выявленного нецелевого использования средств значительно не изменилась, а выявленное неправомерное использование средств значительно возросло, в то время как сумма выявленного неэффективного использования средств в 2008 и 2009 годах увеличилась по сравнению с 2007 годом.
Незначительное снижение некоторых показателей связано с регулярностью проведения проверок бюджетополучателей, что производит профилактический эффект, влекущий снижение финансовых нарушений в виде нецелевого использования. Кроме того, работа, проводимая Территориальным управлением, направлена не только на выявление, но и на предотвращение нецелевого и неэффективного использования, а также неправомерного расходования средств.
Из рис. 2 видно, что в течение трех лет сумма возмещенных финансовых нарушений значитель-
но увеличилась, и это несмотря на то, что Территориальное управление не обладает достаточными рычагами по взысканию наиболее крупных сумм финансовых нарушений, как неправомерное, неэффективное использование бюджетных средств, возмещение большей части финансовых нарушений связано с добровольным восстановлением их организациями.
Территориальное управление в своей работе взаимодействует с другими государственными органами: Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой, органами Федерального казначейства, правоохранительными органами, государственной властью субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
Законодательством также определены формы взаимодействия Территориального управления с правоохранительными органами в целях усиления эффективности контроля, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
Рис. 2 - Уровень возмещенного причиненного ущерба.* * Согласно исследованию С. А. Коротковой.
■ Никулина О. М.
■ ■ ■ ■_____________________________________________________________________________________
Таблица 2. Меры, принятые по переданным материалам правоохранительными органами в 2007-2009 год*
32
Год Передано материалов ревизий и проверок На сумму финансовых нарушений, млн руб. Возбуждено уголовных дел правоохранительными органами Число лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности
2007 53 2 295,8 3 35
2008 37 1 456,6 9 52
2009 42 2 339,7 3 55
Всего: 132 6 092,1 15 142
Согласно исследованию С. А. Коротковой.
Как видно из табл. 2, Территориальным управлением за три года направлено в правоохранительные органы 132 материала проверок на общую сумму 6 092,1 млн. руб., по результатам которых возбуждено 15 уголовных дел и 142 человека привлечены к дисциплинарной ответственности.
В инициативном порядке Территориальное управление может направлять в правоохранительные органы материалы проверок, содержащие описание финансовых нарушений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для реализации указанных материалов в установленные сроки. Исходя из этого, Территориальное управление передает в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалы проверок в тех случаях, когда имеется перспектива возбуждения уголовного или административного дела.
Таким образом, организация и функционирование эффективной системы государственного финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики любого цивилизованного государства.
Реализация успешной финансовой политики государства, а также рациональное использование финансовых ресурсов невозможна без эффективного государственного финансового контроля.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
На современном этапе развития российского общества сложилась определенная структура органов и нормативно-правовая база государствен-
ного финансового контроля, которая не достаточно совершенна. Одна из основных проблем - это проблема правовой неурегулированности: отсутствуют базовые законы о государственном финансовом контроле, что, в свою очередь, приводит к различным толкованиям как самого понятия, так и других ключевых терминов.
Для того чтобы государственный финансовый контроль в Российской Федерации был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, реформирование государственного финансового контроля следует начинать именно с его системной и завершенной нормативной базы. Сегодня как никогда четко проявляется зависимость эффективности государственного финансового контроля от качества соответствующего правового обеспечения. Исходя из современного российского социума, исторического наследия, а также существующих правовых норм должна быть разработана концепция реформирования и развития государственного финансового контроля, создание оптимальной системы. Причем сама концепция, идеи, заложенные в ней, являясь актом государственного значения, будут требовать основополагающих государственных решений.
Следует отметить, что, руководство страны, хотя и предпринимает первоначальные шаги к решению проблемы контроля, в целом формирование нормативно-правовой базы государственного финансового контроля неоправданно затягивается.
Совершенствование правовых основ финансового контроля и устранение многих существующих пробелов и противоречий законодательства являются одним из важных направлений в реформе всей системы управления государственными финансами Российской Федерации.
Вопросы нормативного регулирования финансового контроля следует решать вместе с формированием отвечающей современным требованиям структуры органов государственного финансо-
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ №3, 2011
*
вого контроля. Существующая же структура не отличается ни четкостью, ни целостностью. В деятельности важнейших контролирующих органов в стране в значительной мере происходит пересечение направлений их деятельности, что без соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм, что, в свою очередь, приводит к нерациональной трате выделенных на контроль средств. Существуют и другие проблемы, которые были отражены в данной работе.
В заключение подчеркнем, что в современных условиях экономического развития лишь четкая и согласованная система финансового контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность в финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Литература
1. Финансовый аутсорсинг: благо или зло? // Консультант. - 2007. - № 11.
2. Ресурсы извне // Экономика и жизнь. -2008. - № 2.
3. Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. - М.: КноРус, 2006. -256 с.
4. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 17-23.
5. Журавлева Л. А. Российские аспекты практической реализации современного инструментария стратегического планирования // Проблемы переходной экономики: сборник научных трудов по материалам международных школ-семинаров 2002. - Новосибирск: НГУ, 2002. - С. 108-113.
6. Глущенко В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. - М., 2008. - С. 88.