Научная статья на тему 'Изменение предпочтений покупателей на первичном рынке жилья и потребительские свойства жилья'

Изменение предпочтений покупателей на первичном рынке жилья и потребительские свойства жилья Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
474
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Казакова О. Г.

В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на предпочтения покупателей жилья на первичном рынке. В качестве основных факторов выделены платежеспособность покупателя и мотивы приобретения жилья. Выполнена оценка доходности инвестирования средств в жилищное строительство. Выделены группы потребительских свойств жилья, оценивается влияние некоторых из них на цены жилья на первичном рынке. На основе метода экспертных оценок определена важность потребительских свойств жилья для потенциальных покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение предпочтений покупателей на первичном рынке жилья и потребительские свойства жилья»

Вестник ТГАСУ №2, 2005

УДК 332.83 / 85 : 339.133.3 /.4 О.Г. КАЗАКОВА

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПЕРВИЧНОМ РЫНКЕ ЖИЛЬЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ЖИЛЬЯ

В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на предпочтения покупателей жилья на первичном рынке. В качестве основных факторов выделены платежеспособность покупателя и мотивы приобретения жилья. Выполнена оценка доходности инвестирования средств в жилищное строительство. Выделены группы потребительских свойств жилья, оценивается влияние некоторых из них на цены жилья на первичном рынке. На основе метода экспертных оценок определена важность потребительских свойств жилья для потенциальных покупателей.

Факторы, оказывающие влияние на предпочтения покупателей жилья на первичном рынке

Предпочтения покупателей формируют структуру спроса и оказывают через нее влияние на конъюнктуру первичного рынка жилья. В качестве продавцов жилья на первичном рынке выступают строительные фирмы, осуществляющие строительство жилья и действующие по принципу девелоперских компаний, т.е. являющиеся одновременно производителями и продавцами жилья. В связи с этим при разработке ценовой стратегии и эффективной деятельности на первичном рынке жилья для строительных организаций становится важным изучение покупательских предпочтений.

В настоящее время активно развивается жилищное строительство на территории городов, что становится особенно заметным на фоне спада строительства жилья в сельской местности. Так, например, в Томской области в 2004 г. из общего объема введенного в эксплуатацию жилья всего 16,3 % жилья построено в сельской местности [1, с. 3]. Для сравнения, в 1992 г. этот показатель составлял 31 % [2, с. 44]. В то же время, только на территории г. Томска в 2004 г. введено в эксплуатацию 74,2 % от общего объема жилья, построенного за этот период в Томской области [1, с. 28]. Это послужило причиной того, что в настоящей статье исследуются потребительские свойства жилья, входящего в многоэтажную городскую застройку1.

Предпочтения покупателей на первичном рынке жилья имеют тесную связь с их потребностями. С точки зрения общепризнанной иерархии потребностей А. Маслоу жилье удовлетворяет базовые потребности человека, то есть для человека изначально важно просто иметь жилье как убежище, как средство защиты от неблагоприятной внешней среды. Когда первичная потребность в жилье как убежище уже удовлетворена, человек ощущает потребность в увеличении его площади и относительном повышении качества жилья (например: комната в коммунальной квартире или общежитии ^ одноком-

1 Изучение предпочтений покупателей загородного малоэтажного жилья также представляется нам интересной задачей, решение которой не ставится целью данной работы, но может стать предметом дальнейших исследований.

натная квартира ^ двухкомнатная квартира и т.д.). Когда площадь имеющегося жилья удовлетворит человека (для разных людей это удовлетворение наступит при разных размерах жилья), он будет стремиться удовлетворить потребности более высоких уровней, а именно, покупать жилье с лучшими потребительскими свойствами. Таким образом, человек покупает уже не только жилье как таковое, а возможность жить комфортно, престиж, признание со стороны окружающих, социальную значимость, самоуважение и т.д. Другими словами, по мере количественного насыщения потребностей в жилье все большее влияние на предпочтения покупателей оказывают потребности в качественных характеристиках жилья, т.е. происходит изменение структуры предпочтений.

Основным фактором, оказывающим влияние на предпочтения покупателей, является их платежеспособность. Зачастую этот фактор ограничивает возможность перехода от нижнего уровня иерархии потребностей на более высокие. Это способствует социальной сегрегации, т.е. расселению определенных социальных групп в квартиры определенных жилищных классов [3, с. 112]. Относительно низкая доступность покупки жилья в России в целом и в Томской области в частности обуславливает распределение предпочтений покупателей на первичном рынке жилья в пользу квартир улучшенной планировки. Так, в 2004 г. в г. Томске доля квартир улучшенной планировки в общем объеме продаж на первичном рынке жилья составила 95,4 %, что на 3,4 % выше, чем в 2003 г. (рассчитано по [4, с. 5]). Наибольшее число квартир улучшенной планировки (46,3 % в 2004 г.) [4, с. 6] расположено в крупнопанельных домах, строящихся в спальных районах города. Это жилье является самым дешевым из представленного на первичном рынке г. Томска.

Повышению доступности жилья способствует активное развитие ипотечного кредитования. По данным Регионального ипотечного агентства Томской области, в 2002 г. за счет ипотечных кредитов было профинансировано приобретение 29 квартир, в 2004 г. их число составило уже 608, а в первом полугодии 2005 г. - 400 квартир. Причем около 70 % кредитов было направлено на покупку квартир на первичном рынке жилья. Таким образом, вместе с повышением доступности жилья происходит изменение предпочтений покупателей в пользу нового жилья.

Предпочтения покупателей зависят также от мотивов приобретения жилья. При покупке жилья с целью использования его как блага покупатель руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями. Но в последнее время все чаще жилье рассматривается как объект эффективного вложения средств. Инвестирование средств в жилищное строительство является доходным, с одной стороны, в связи с тем, что рост цен на жилье опережает темпы инфляции, с другой стороны, собственник жилья может получать доход от сдачи жилья в наем.

Так, в 2004 г. рост цен на первичном рынке жилья г. Томска составил

43,2 % [4, с. 7], а рост потребительских цен достиг всего лишь 11,8 % [5, с. 4]. Таким образом, реальная норма доходности инвестирования в жилье на первичном рынке, рассчитанная нами по формуле Фишера, составила 28 %.

По оценкам аналитиков, в настоящее время до 30 % жилья покупается не с целью проживания, а с целью инвестирования [6, с. 32]. Таким образом, почти одну треть жилья покупатели приобретают, ориентируясь не на личные предпочтения, а на факторы, повышающие ликвидность жилья.

Выполненный нами анализ выборки данных риэлтерских фирм о величине арендной платы по сегментам рынка арендного жилья г. Томска показал, что коэффициент капитализации находится в пределах от 6 % до 13 %. Минимальная доходность наблюдается при сдаче в наем однокомнатных квартир в крупнопанельных домах, расположенных в спальных районах города. Максимальное значение коэффициента капитализации достигается от сдачи в наем трехкомнатных элитных квартир в кирпичных домах, расположенных в центре города. В итоге реальная норма доходности инвестирования в новое жилье в г. Томске с учетом роста цен на жилье и возможности получения чистого дохода от аренды жилья составила в 2004 г. от 34 до 41 %, что значительно выше, чем в 2003 г. - 7,7 и 16,7 % соответственно.

Вложение средств в новое жилье становится особенно привлекательным на фоне снижения и без того низкой доходности вкладов в банковские депозиты, составившей в 2004 г. в среднем 9,3 %, что на 1,6 % ниже, чем в 2003 г. [7]. При этом реальная норма доходности получает отрицательное значение -

2,2 % в 2004 г. Таким образом, очевидно, что жилье на первичном рынке может выступать источником дохода.

На предпочтения покупателей также оказывают влияние такие факторы как семейное положение, возраст, род занятий, вкусы покупателей, потребительские ожидания, мода. Покупательские предпочтения на рынке жилья проявляются в выборе жилья с тем или иным набором потребительских свойств.

Потребительские свойства жилья

Любое жилье характеризуется достаточно большим количеством свойств, определяющих в целом его привлекательность для покупателя. Компонентный анализ позволяет, учитывая особенности жилья как объекта недвижимости, выделить три уровня потребительских свойств жилья: потребительские свойства жилой среды, потребительские свойства жилого дома, потребительские свойства жилой ячейки [8, с. 61]. Каждый уровень объединяет в себе простые потребительские свойства, которые, в зависимости от способа удовлетворения потребностей, можно объединить в следующие группы: функциональные, технические, экологические, социальные, эстетические свойства и безопасность (рисунок).

Рассмотрим характеристику потребительских свойств жилья в агрегированном по отношению к уровням потребительских свойств виде.

Функциональные потребительские свойства представляют собой характеристики жилья, обеспечивающие возможность выполнения функций жизнедеятельности проживающих в нем людей (отдых, сон, приготовление и принятие пищи, прием гостей, работа и т.д.). С повышением социального статуса покупателя к жилью предъявляется все больше функциональных требований. Например, наличие подземной автостоянки или гаража, сауны, комнаты для занятий спортом, каминной, комнаты для прислуги и т.д.

Потребительские свойства жилья

Технические потребительские свойства представляют собой комплекс физических характеристик, определяющих основные параметры и размеры жилья, надежность, долговечность и эксплуатационные характеристики как жилья в целом, так и элементов внутреннего и внешнего обустройства. Минимально допустимый уровень ряда технических свойств жилья, например, теплозащитные характеристики ограждающих конструкций, площадь жилых ячеек, высота потолков, регламентируется действующей нормативнотехнической и строительной документацией (СНиП, ТСН, ГОСТ и т.д.).

Экологические потребительские свойства определяются состоянием окружающей человека природной и искусственно созданной среды, наличием источников антропогенного загрязнения и расстоянием до них.

Социальные потребительские свойства жилья характеризуются уровнем благоприятности социального окружения.

Эстетические потребительские свойства характеризуются совокупностью параметров, обуславливающих визуальную привлекательность как внутренних помещений жилья (интерьера), так и внешнего вида жилого дома и окружающей застройки. Эстетические потребительские свойства на уровне жилой среды и жилого дома имеют тесную связь с социальными потребительскими свойствами.

Безопасность как потребительское свойство жилья характеризуется защищенностью человека от влияния окружающей среды. Например, эта группа потребительских свойств включает экологическую, социальную и пожарную безопасность. Минимальный уровень ряда требований экологической и пожарной безопасности устанавливается требованиями санитарных, пожарных и строительных норм. Контроль над соблюдением этих требований обеспечивается проведением различного рода экспертиз на стадиях проектирования, строительства и ввода жилья в эксплуатацию.

Кроме перечисленных потребительских свойств жилья, возможно выделение экономических потребительских свойств. Но, по нашему мнению, нель-

зя рассматривать экономические свойства обособленно, так как приобретение жилья с определенным набором перечисленных выше потребительских свойств влечет за собой те или иные экономические последствия для покупателя. Например, расположение жилого дома вдали от объектов инфраструктуры может привести к повышенным транспортным расходам. Приобретение жилья с отделкой из недолговечных материалов или оборудованного санитарно-техническими устройствами низкого качества может повлечь за собой повышение расходов, связанных с необходимостью проведения внеочередного ремонта. Если ограждающие конструкции жилого дома не соответствуют требованиям ресурсосбережения и (или) жилой дом не оборудован системами регулирования ресурсоподачи, то проживание в нем потребует высоких эксплуатационных расходов. Расположение жилья в экологически неблагоприятном районе может повлечь за собой повышение заболеваемости членов семьи, а следовательно, расходов на лечение. Другими словами, осуществление выбора покупателя в пользу относительно недорогого жилья скорее всего приведет к высоким удельным текущим затратам, связанным с проживанием в нем.

В зависимости от уровня потребительских свойств жилья и их сочетания можно произвести типизацию жилья по качеству. Зачастую при типизации жилья ограничиваются исключительно его объемно-планировочными характеристиками. Это обусловлено тем, что до недавнего времени жилье было преимущественно типовым, то есть построенное по типовым проектам с нормативным набором и площадями помещений. В настоящее время большая часть жилых домов строится по индивидуальным проектам. В связи с этим жилье, обладающее размерами, набором помещений, уровнем инженерного оборудования, санитарно-гигиеническими показателями, соответствующими действующей нормативно-технической и строительной документацией (СНиП, ТСН, ГОСТ и т.д.) или незначительно ее превышающими, назовем стандартным жильем.

Жилье, имеющее преимущество перед стандартным жильем в отношении планировки, комфортности, функциональности и других потребительских свойств будем называть жильем повышенной комфортности.

Элитное жилье в отечественной массовой застройке появилось сравнительно недавно. К такому типу жилья стали относить жилые ячейки высшей степени комфортности, расположенные в престижных районах города, а также высококомфортные загородные особняки.

Жилье низкого качества предлагается преимущественно на вторичном рынке жилья, поскольку новое строительство регулируется нормами и правилами, соблюдение которых позволяет не допускать строительства жилья низкого качества.

Встречается и несколько иная типизация жилья: жилье класса «люкс», класса «эконом», типовое жилье, жилье низких потребительских качеств [9, с. 21]. В любом случае разделение жилья на типы является достаточно условным, поскольку потребительские свойства жилья преимущественно субъективны и не поддаются однозначной оценке.

Кроме того, важно заметить, что потребительские свойства жилья каждого типа различны для разных регионов и городов. Например, жилье, клас-

сифицирующееся в Томске как элитное, в Москве или Санкт-Петербурге было бы отнесено к жилью повышенной комфортности. Необходимо также заметить, что предпочтения покупателей претерпевают изменения с течением времени и влияют тем самым на потребительские свойства жилья и его типизацию. В связи с этим часть жилья, еще несколько лет назад относимого к элитному, сейчас считается жильем повышенной комфортности.

На первичном рынке жилья в настоящее время предлагается широкий выбор жилья разного типа с различными потребительскими свойствами. В Томске строятся квартиры, от однокомнатных до многокомнатных, в «спальных» районах города и в престижных, стандартные, повышенной комфортности и элитные. Кроме того, жилье располагается на разных этажах, отличается ориентацией по сторонам света, доступностью объектов культурнобытового обеспечения и большим количеством других свойств.

Формирование цен на первичном рынке жилья происходит с учетом лишь некоторых потребительских свойств. Отчасти это связано с тем, что преобладающее большинство потребительских свойств жилья являются латентными характеристиками, то есть не поддаются непосредственной количественной оценке. Существующие методы количественной оценки качественных характеристик (квалиметрический метод, балльный метод, метод ранжирования, метод сравнений) невозможно применить для учета потребительских свойств жилья в его цене. Разработка методики, которая позволила бы обоснованно включать в цену жилья составляющую, учитывающую его потребительские свойства, является важной задачей.

Как правило, ценами учитываются такие потребительские свойства, как материал наружных стен, близость к центру, количество комнат, этаж. Например, большое влияние на цену жилья имеет престижность района. Так, превышение цены жилья в престижных районах Томска над ценой жилья в спальных районах в 2004 г. составило 8 %, а во втором квартале 2005 г. достигло 10 % (рассчитано по [4, с. 6]).

Наиболее явно проявляется зависимость цен от технических потребительских свойств жилья. Например, четко прослеживается влияние материала стен жилого дома в соотношении цен на жилье в кирпичных и крупнопанельных жилых домах. Традиционно в Томске повышенным спросом пользуется жилье в кирпичных домах. Анализ показывает, что цена 1 м2 квартир в новом кирпичном доме (с учетом затрат на доведение квартиры в пригодное для проживания состояние, которые, по нашим расчетам, могут составить 30 % и более от цены квартиры) в среднем на 18-32 % выше, чем в новом панельном (рассчитано по [4, с. 6]).

Устойчивым спросом на первичном рынке жилья пользуются одно-и двухкомнатные квартиры, что приводит к высоким темпам роста цен на них. Так, в 2004 г. цены на однокомнатные квартиры возросли на 51,1 %, на двухкомнатные - на 45,3 %, в то время как цены трехкомнатных квартир возросли на 33,7 %, а четырех- и более - на 13,9 % [4, с. 7].

Своеобразный характер жилья наряду с высокой степенью субъективности и вариативности предпочтений покупателей существенно увеличивает

время поиска покупателем нужного варианта жилья и осложняет возможности учета потребительских свойств жилья в его цене.

Предпочтения покупателей на первичном рынке жилья г. Томска

С целью выявления покупательских предпочтений был выполнен анкетный опрос потенциальных покупателей жилья на первичном рынке. Часть результатов проведенного опроса была опубликована ранее [6, 10].

В первую очередь необходимо разделить респондентов на группы в зависимости от уровня их платежеспособности, поскольку, как было отмечено ранее, именно этот фактор играет значительную роль в формировании предпочтений покупателей. Учитывая, что достаточно сложно получить от респондентов правдивый ответ относительно доходов, в анкете было предложено ответить на вопрос о том, покупателем какого типа жилья: стандартного, повышенной комфортности или элитного - может стать респондент. Таким образом, респонденту предоставлена возможность самостоятельно соотнести цены на первичном рынке жилья со своими доходами. Это позволило оценить важность потребительских свойств отдельно для разных типов жилья, соответствующих определенным, различным по платежеспособности, группам покупателей.

Для определения предпочтений покупателей относительно уровней потребительских свойств жилья опрашиваемым было предложено провести парное сравнение их важности, используя понятия в шкале отношений: «больше», «меньше» или «равно».

По результатам опроса выполнен расчет веса групп потребительских свойств жилья (по формулам, представленным в [11, с. 60]). Результаты расчетов объединены в табл. 1.

Таблица 1

Вес уровней потребительских свойств по типам жилья

Группы потребительских свойств жилья Вес групп потребительских свойств по типам жилья

Стандартное Повышенной комфортности Элитное

Потребительские свойства жилой среды 0,281 0,340 0,321

Потребительские свойства жилого дома 0,198 0,278 0,231

Потребительские свойства жилой ячейки 0,521 0,382 0,449

Итого 1 1 1

Оценка согласованности мнений респондентов

Коэффициент согласия 0,57 0,51 0,51

Как видно по данным, приведенным в табл. 1, для всех категорий покупателей в системе потребительских свойств жилья большую значимость имеют потребительские свойства жилой ячейки. Наибольшую важность потребительские свойства жилой ячейки имеют для покупателей стандартного жилья. Эта группа потребительских свойств в оценках покупателей стандартного жи-

лья получила вес в 1,36 раз больше, чем в оценках покупателей жилья повышенной комфортности, и в 1,16 раз больше, чем покупателей элитного жилья. Это подтверждает, что рост платежеспособности приводит к изменению структуры предпочтений покупателей в пользу увеличения доли потребительских свойств жилого дома и жилой среды. Так, для покупателей стандартного жилья вес потребительских свойств жилой среды получил значение меньше, чем для покупателей жилья повышенной комфортности и элитного в 1,2 и 1,14 раза соответственно.

Коэффициент согласия мнений потенциальных покупателей стандартного жилья составил 0,57, покупателей жилья повышенной комфортности и элитного - 0,51 (рассчитано по формуле, представленной в [12, с. 142]), что говорит о средней степени согласованности мнений.

Также респондентам было предложено проставить целочисленную оценку важности отдельных потребительских свойств в баллах от 0 до 10. Предложенная шкала оценок предполагает, что оценка потребительского свойства в 0 баллов означает безразличие покупателя к нему, а потребительские свойства, получившие оценку 10 баллов, имеют наивысшую степень важности. Средние арифметические значения полученных оценок важности потребительских свойств в зависимости от типов жилья представлены в табл. 2.

Таблица 2

Важность потребительских свойств жилья на первичном рынке

Потребительские свойства жилья Важность потребительских свойств жилья (по шкале оценок от 0 до 10)

Стандартное жилье Жилье повышенной комфортности Элитное жилье

1. Потребительские свойства жилой среды

Близость к центру 5,62 6,34 7,57

Экологическая обстановка 8,54 9,31 9,36

Доступность объектов соцкультбыта 6,96 8,09 8,29

Коммуникативная обеспеченность 8,5 8,6 8,21

2. Потребительские свойства жилого дома

Материал наружных стен 8,0 8,29 9,5

Архитектурно-художественные характеристики 4,62 5,17 6,64

Количество этажей 4,85 5,03 6,86

Количество квартир на площадке 4,35 4,94 6,93

3. Потребительские свойства жилой ячейки

Площадь общей комнаты 8,27 7,8 8,64

Площадь жилых комнат 8,1 7,6 8,8

Площадь кухни 8,5 8,54 9,21

Высота потолков 5,04 4,49 7,93

Этаж 6,08 7,03 6,79

Наличие балкона (лоджии) 7,38 8,57 8,14

Планировка квартиры 7,92 8,66 8,29

Ориентация по сторонам света 5,12 6,77 7,57

Проведенный опрос показал, что мнения респондентов имеют значительный вариационный размах. Подавляющему большинству потребительских свойств жилья, предложенных для оценки важности, были поставлены как оценки 10 баллов, так и оценки 0 баллов, что подтверждает высокую степень субъективности предпочтений покупателей.

Полученные результаты опроса также позволяют говорить о том, что с повышением важности потребительского свойства растет согласованность мнений респондентов. Например, самую высокую оценку 9,5 баллов в оценках покупателей элитного жилья получило такое потребительское свойство, как материал наружных стен, при этом значение коэффициента вариации составило всего 6,6, что говорит о высокой степени согласованности респондентов. В противоположность этому для количества квартир на площадке, признанного респондентами наименее важным фактором с оценкой 4,35, оценка согласованности достигла 30.

Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что при выборе жилья в первую очередь покупатели обращают внимание на район, в котором оно расположено, причем вопреки сложившемуся мнению наибольшую важность имеет не близость к центру, а экологическая обстановка. Следующими по важности являются потребительские свойства квартиры, среди них выделяются размеры помещений квартиры и ее планировка. Из потребительских свойств жилого дома наибольшее значение для покупателей имеет материал наружных стен.

Проведенное исследование предпочтений покупателей на первичном рынке жилья подтверждает, что они имеют тесную связь с финансовыми возможностями покупателей. Полученные оценки важности потребительских свойств жилья создают основу для дальнейшей разработки методики дифференцированного учета этих свойств в цене разных типов жилья на первичном рынке.

Библиографический список

1. Строительство и ввод в эксплуатацию зданий жилого и нежилого назначения и производственных мощностей застройщиками Томской области за январь-декабрь 2004 года.: статистический бюллетень / Томскстат. - Томск, 2005. - 30 с.

2. Строительство и инвестиции в Томской области: статистический сборник (1992-2001). / Томскстат. - Томск, 2002. - 122 с.

3. Бессонова, О.Э. Жилье: рынок и раздача / О.Э. Бессонова. - Новосибирск : ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 160 с.

4. Изменение цен на рынке жилья города Томска за 2000-2004 гг.: Аналитическая записка / Томскстат. - Томск, 2005. - 18 с.

5. Социально-экономическое положение г. Томска за январь-декабрь 2004 г.: статистический бюллетень. - Вып. 12 / Томскстат. - Томск, 2005. - 60 с.

6. Овсянникова, Т.Ю. Инвестиции в жилище: монография / Т.Ю. Овсянникова. - Томск : Изд-во Томс. гос. архит.-строит. ун-та, 2005. - 379 с.

7. Официальный Интернет-сайт Центрального банка России: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=interest_rates_04.htm

8. Овсянникова, Т.Ю. Формирование ценовой стратегии строительных организаций на первичном рынке жилья / Т.Ю. Овсянникова, О.Г. Казакова // Известия вузов. Строительство. - 2004. - №2. - С. 60-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник ТГАСУ №2, 2005

9. Кушевский, Н.Г. Методические основы совершенствования ценообразования на строительную продукцию в условиях формирования рыночных отношений: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 1994. - 147 с.

10. Овсянникова, Т.Ю. Потребительские свойства объекта как ценообразующий фактор на рынке жилья / Т.Ю. Овсянникова, О.Г. Казакова // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века. - Хабаровск, 2002. - С. 300-304.

11. Азгальдов, Г.Г. О квалиметрии / Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман. - М. : Издательство стандартов, 1972. - 172 с.

12. Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Статистика, 1980. - 263 с.

O.G. KAZAKOVA

CONSUMER PREFERENCES AT THE PRIMARY MARKET OF DWELLING AND CONSUMER PROPERTIES OF DWELLING

Factors influencing on consumer preferences are considered in the article. Such major factors as dwelling prices, customer paying capacity, purposes for buying the dwelling have been distinguished. Profit-making capacity of investing means in housing construction has been estimated. The groups of consumer dwelling properties have been offered and the influence of some of them on dwelling prices at the primary market has been studied. On the basis of expert valuation methods the importance of dwelling for potential buyer have been determined.

УДК643.01:332.87

А.А. СЕЛИВЁРСТОВ,

Н.Р. ШАДЕЙКО

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ

В статье приводится краткий обзор основных проблем развития жилищнокоммунального комплекса на современном этапе развития.

Предлагаются пути решения проблем функционирования жилищной сферы, где рассматривается управление жилищным фондом, воспроизводство жилья, реконструкция и капитальный ремонт, а также коммунальной сферы, где рассматривается возможность развития рыночных отношений оказания коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России - многоотраслевой комплекс, который включает взаимозависимые, но в то же время достаточно автономные сферы народного хозяйства. В ЖКК сосредоточена большая часть основных фондов страны (остаточная стоимость основных фондов только по основным направлениям деятельности составляет более 4,2 трлн рублей [1]) и работает свыше 4,2 млн человек. [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.