Научная статья на тему 'Изменение потребительского поведения населения китайской Народной Республики в отношении продуктов питания'

Изменение потребительского поведения населения китайской Народной Республики в отношении продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1256
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КНР / РЫНОК ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Е. А.

Вызванный повышением уровня жизни населения КНР и уровнем осведомленности о современных аспектах здорового образа жизни рост рынка продуктов здорового питания в КНР демонстрирует самые высокие показатели в мире. Статья призвана помочь предпринимателям при выходе с продуктами для здорового питания на китайский рынок. В статье проводится анализ рынка, рассмотрены основные группы товаров, потребителей, представлено сравнение цена на традиционные продукты питания и продукты для здорового питания, выявлены факторы, влияющие на формирование спроса на продукты для здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение потребительского поведения населения китайской Народной Республики в отношении продуктов питания»

Алексеева Е.А. *

Изменение потребительского поведения населения Китайской Народной Республики в отношении продуктов питания

Аннотация: Вызванный повышением уровня жизни населения КНР и уровнем осведомленности о современных аспектах здорового образа жизни рост рынка продуктов здорового питания в КНР демонстрирует самые высокие показатели в мире. Статья призвана помочь предпринимателям при выходе с продуктами для здорового питания на китайский рынок. В статье проводится анализ рынка, рассмотрены основные группы товаров, потребителей, представлено сравнение цена на традиционные продукты питания и продукты для здорового питания, выявлены факторы, влияющие на формирование спроса на продукты для здорового образа жизни.

Ключевые слова: КНР, рынок продуктов здорового питания, продвижение продуктов питание, потребительские цены, формирование конкурентного преимущества, основные группы потребителей.

Рынок продуктов здорового питания в Китайской Народной Республике начал формироваться в конце 80-х годов прошлого века. С одной стороны это было продиктовано обостряющейся экологической проблемой, c другой стороны, появилась необходимость в продукции, способной обеспечить потребность организма в макро- и микронутриентах, а также способную влиять на системы организма и способствовать профилактике заболева-

«.» 1

ний, что привело к появлению на рынке продуктов для здорового питания и функциональных продуктов.

Наиболее серьезные изменения произошли после череды скандалов, связанных с безопасностью продуктов питания, которая заставила китайских потребителей перевести свои взгляды на полки с продуктами импортного происхождения, находя их более безопасными для употребления в пищу. Около 86% потребителей стали уделять повышенное внимание к качеству пищевой продукции, что в первую очередь стало относиться к искусственным добавкам, 25% потребителей оказалось готовы платить большие деньги за продукты не содержащие таковых вовсе, более того, практически 30% потребителей стали предпочитать покупать органическую продукцию2.

* Алексеева Елизавета Алексеевна, высшее образование: Московский Государственный Университет Пищевых Производств, Институт стран Востока, специализация: изучение рынков продуктов питания

1 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Fooa-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

2 Focus on New Food Habits and Consumption in China. [Электронный ресурс] // Gentlemen Marketing Agency. URL: http://marketingtochina.com/new-food-trends-chinese-consumers/ (Дата обращения 20 апреля 2017).

В настоящий момент жители КНР тратят около 40%-45% бюджета питания на экологически чистые продукты, для сравнения в Европе этот показатель достигает 90% 3 . Сегодня одним из перспективных направлений торговли с Китаем считается поставка продуктов для здорового питания в премиум сегменте. Доказательством этому может служить тот факт, что за последние пять лет импорт продовольствия в Китай вырос в среднем более чем на 20%, и прогноз что в ближайшие годы рынок импортного продовольствия в Китае будет продолжать расширяться, а к 2018 году Китай станет самым крупным потребителем импортных продуктов пита-ния4. Внутренний рынок продуктов здорового питания, включающий экологически чистые продукты, продукты здорового питания и функциональные продукты, растет достаточно быстро, так в 2009 году он составлял порядка 200 млн долларов США5, к 2012 объем продаж продуктов здорового питания достиг 280 млрд юаней, увеличившись на 86,67%, в 2013 г. годовой объем продаж составил 500 млрд юаней, темпы роста достигли 78,57%6, по данным за 2016 года размер рынка уже составил 1 трлн долларов США7. Рост рынка в первую очередь спровоцирован повышением заинтересованностью людей в вопросах здоровья и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту8.

Огромный потенциал китайского рынка здоровых продуктов, приведет не только к появлению новых зарубежных игроков на китайской земле, но и к возможности развития китайского экологически чистого сельского хозяйства, китайской пищевой промышленности, активизации научно-исследовательской деятельности в области диетологии и так же дальнейшему проникновению фармацевтической промышленности в пищевую, в области создания функциональных продуктов питания9.

3 Бизнес с Китаем: Продукты питания для Китая: [Электронный ресурс.] // Экспертный блог. URL: http://www.savkinks.ru/biznes-s-kitaem-food.htm (Дата обращения 24 апреля 2017).

4 Бизнес с Китаем: [Электронный ресурс.] // VectorExpo. URL: http://vectorexpo.ru/files/kp_2017_bez_ cen.pdf (Дата обращения: 05 мая 2017).

5 Organic Food Products in China: Market Overview. (Technical paper). // International Trade Centre (ITC).: - 2011.

6 Фу Ж. Исследование рынка продуктов здорового питания Китая [Текст] / Ж. Фу, А.А. Напалкова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (4). - С. 449-455. - ISSN2413-3981.

7 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

8 Marianna Cerini. How China Is Becoming The World's Largest Market For Healthy Eating. [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/mariannacerini/2016/03/31/how-china-is-becoming-the-worlas-largest-market-for-healthy-eating/#4e5c42985439 (Дата обращения 11 апреля 2017).

9 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

Потребительского поведения населения КНР в отношении продуктов питания

Согласно прогнозам Департамента Австралии по сельскому, рыбному и лесному хозяйству 10, структура потребления продуктов питания жителями КНР будет меняться в сторону приближения к традиционной западной диете. Полагается, что повысится потребление говядины, молочных продуктов, овощей и фруктов, а потребление корнеплодов и клубнеплодов наоборот, снизится.

Распространившиеся западные принципы здорового питания, включающие, например11, контроль потребления соли и жира, точный расчет поступающих в организм макро и микро нутриентов, обильное употребление молочных и свежих (не подвергшихся термической обработки) продуктов питания прочно вошли в представление китайцев о здоровом образе жизни.

Продукты здорового питания в Китае преимущественно нацелены на решение таких проблем как усиление иммунной системы, борьба с усталостью, регулирование уровня сахара в крови, улучшение состояния кожи, волос, ногтей. Так как китайское общество начинает стареть, пищевые добавки и продукты здорового питания для пожилых людей так же становится одной из ключевых тенденций рынка. Согласно статистическому отчету по развитию социальных услуг в 2015 году, выданного Министерством по гражданским делам, по состоянию на конец 2015 года, население старших в возрасте 60 лет и выше было 222 млн что составляет 16,1% от общей численности населения. Это прогнозируется, что старшее население материка достигнет своего пика в более чем 400 миллионов человек в 2050 году12.

Ключевыми при выборе продуктов питания для жителей КНР становятся следующие факторы:

1. Безопасность пищевых продуктов. По мере увеличения доходов среднего класса и повышения его уровня жизни всё больше людей стараются обеспечить себя в первую очередь безопасными продуктами питания. В самом деле, в Китае было многие пищевых скандалов связанных с разнообразными продуктами питания ежедневного спроса в результате 86% 1 3: китайских потребителей обращают внимание на продовольственную безопасность, когда они делают покупки.

1п Patrick Hamshere, Yu Sheng, Brian Moir, Faraz Syed and Caroline Gunning-Trant. What China wants Analysis of China's food demand to 2П5П. // Research by the Australian Bureau of Agricultural and Resource Economics and Sciences.

11 Рациональное питание: [Электронный ресурс.] // ГАУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики». URL: http://www.medprofural.ru/Racionalnoe-pitanie (Дата обращения 11 мая 2П17).

12 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1XHH2L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2П17).

13 Focus on New Food Habits and Consumption in China. [Электронный ресурс] // Gentlemen Marketing Agency. URL: http://marketingtochina.com/new-food-trends-chinese-consumers/ (Дата обращения 2П апреля 2П17).

2. Продукты здорового питания. Китайские потребители проявляют всё больший интерес к здоровому образу жизни в том числе в его западном понимании. Существует огромный нереализованный потенциал в нескольких сегментах здорового питания:

• Продукция здорового питания без пищевых добавок

• Продукция из органических ингредиентов

• Продукция с низким содержанием калорий

• Продукция, стимулирующая потерю веса

3. Органические продукты. Более 30% потребителей в городах 1-го и 2-го порядка часто покупают органические продукты питания.

4. Информативность упаковки. Значительное количество людей обращают внимание на упаковку продукта. 88% потребителей будут обращать внимание на дату производства и срок годности. 67% потребителей смотрят на ингредиенты и информацию о питательной ценности продукта питания. Конечно, так же учитывается привлекательность и удобство самой упаковки.

5. Импортная продукция. В Китае, более 80% потребителей регулярно покупают импортную продукцию: в первую очередь это касается продукции для детского питания.

6. Традиционные продукты питания из других стран. Китайцы любопытны до 53% потребителей готовы попробовать традиционные продукты питания из зарубежных стран.

7. Спортивное питание. В последнее время в Китае становится популярным бег, и занятия спортом с целью улучшить внешний вид и силовые показатели. Спортивные напитки становятся популярными в Китае и 51% потребителей употребляют спортивные напитки чтобы быстро восстановить силы и энергию после занятий спортом.

Основные группы продуктов рынка здорового питания КНР

Органические продукты

Среди потребителей КНР растет спрос на органические продукты питания. Экологически чистая и органическая продукция становятся все более популярны в Китае за счет гарантий, которые они дают в вопросе безопасности продуктов питания Органическим считается продукт, произведенный с использованием таких технологий, которые обеспечивают его создание из сырья, полученного без применения синтетических удобрений и пестицидов (химических средств защиты растений), ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения. Иными словами, технологии производства органических пищевых продуктов не должны

приносить вреда окружающей среде, здоровью и самочувствию людей, растений и животных. Таким образом, органические продукты - не просто натуральные продукты, в ходе производства которых не использовались никакие искусственные заменители, но и такие, которые способствуют благоприятному состоянию окружающей среды.

Стоимость органических продуктов питания намного превосходят среднюю стоимость обычных продуктов питания. Сравнение средних потребительских цен 14 на продукты питания и средних потребительских цен на органические продукты питания представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение средних потребительских цен на обычные и органические продукты

Продукты Ед. измер. Обычные продукты Органические продукты Отклонение

Фрукты 331,8

Яблоки кг 12 55 458,3

Бананы кг 11,2 23 205,4

Зерновые продукты 407,1

Рис кг 6,3 25 396,8

Мука (с высоким содержанием клейковины) кг 6,3 28 444,4

Мука пшеничная кг 5 19 380,0

Соевые продукты 781,3

Соевый творог кг 4,8 37,5 781,3

Пищевые масла 440,2

Арахисовое масло л 27 192 711,1

Соевое масло л 10 32,8 328,0

Рапсовое масло л 14 39,4 281,4

Мясо и мясные продукты 299,9

свинина огузок кг 28 92 328,6

свинина бекон кг 29,5 90 305,1

говядина нога кг 66,9 178 266,1

14 Национальное бюро статистики КНР. [Электронный ресурс] // Национальное бюро статистики КНР. URL: http://data.stats.gov.cn/english/swf.htm?m=turnto&id=139 (Дата обращения 7 мая 2П17).

Продукты Ед. измер. Обычные продукты Органические продукты Отклонение

Птица 620,8

курица целая кг 21,5 131,1 609,8

курица грудки кг 19,5 86,7 444,6

утка целая кг 17,7 143 807,9

Яйца 400,0

яйца свежие кг 7,6 30,4 400,0

Свежие овощи 736,9

китайская капуста кг 2,6 28,7 1103,8

сельдерей кг 4,9 28,5 581,6

огурцы кг 5,5 55 1000,0

помидоры кг 7,1 60 845,1

фасоль кг 10,9 28 256,9

картофель кг 8,2 52 634,1

Источники: Национальное бюро статистики КНР, Epermarket, City Shop, Lee's Mum.

Как видно из таблицы, стоимость на органические продукты может превышать аналогичную продукцию не получившую соответствующего сертификата в 3-7 раз, наибольшее отклонение видно у продуктов из зернобобовых и продукции их переработки, которые являются основными продуктами в рационе жителей КНР.

К экологически чистой продукции (органической продукции), производимой как в Китае, так и закупаемой Китаем у своих основных поставщиков относится:

• Зерновые - рис, бобовые, пшеница, гречка, кукуруза и т. д.

• Растительные масле - соевое, рапсовое, льняное, тыквенное и т. д.

• Овощи - все виды листовых овощей, корнеплоды и клубнеплоды, чеснок, имбирь, ростки бамбука, грибы и т. д.

• Фрукты - яблоки, груши, клубника, черника, персики, виноград и т. д.

тт О и и и и

• Чай - зеленый чай, черный, травяной, пуэр, улун и т. д.

• Продукция животного происхождения - мясо, яйца, молочные продукты и т. д.

• Продукция рыбного промысла - рыба, креветки, крабы и т. д.

• Продукция пищевой промышленности - замороженные и сушёные продукты, консервированные продукты и т. д.

Важно отметить тот факт, что для китайского потребителя меньшее значение имеет происхождение органической продукции, по сравнению с гарантией её безопасности.

Продукты здорового питания и функциональные продукты

По одной из классификаций продукты для здорового питания подразделяются на три категории15:

1. Традиционные продукты здорового питания. К этой группе относятся продукты, производящиеся на основе принципов и методов традиционный китайской медицины (ТКМ), призванных обеспечить баланс и гармонию человеческого организма.

2. Современные продукты здорового питания. В эту группу входят продукты здорового питания, обеспечивающие организм необходимыми макро- и микронутриентами. (Используются принципы современной западной науки в области диетологии)

3. Функциональные продукты. Продукты этой группы предназначены для употребления людьми, страдающими различными заболеваниями, такими как заболевания сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечной, расстройством сна и прочее.

Согласно результатом исследования Nielsen's Global Health & Wellness Survey, наиболее предпочтительными факторам при выборе продуктов здорового питания в Китае являются16:

1. отсутствие искусственных красителей - 49% респондентов;

2. отсутствие ГМО - 49%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. отсутствие искусственных ароматизаторов - 48%;

4. содержание только натуральных ингредиентов - 45%;

5. продукция с высоким содержанием овощей и фруктов - 36%;

6. органическая продукция - 39%.

Что касается состава продукции для здорового питания, то согласно того же исследования, к наиболее привлекательными относятся следующие продукты17:

1. Продукты с низким содержанием соли - 36%

2. Продукты с низким содержанием холестерина - 35%

3. продукты с высоким содержанием клетчатки - 32% респондентов;

4. продукты с высоким содержанием белка - 31%;

5. продукты с низким содержанием сахара - 29%

15 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

16 Sue Feng. Growing Chinese Health Awareness Could Mean Big Business for Manufacturers. [Электронный ресурс] // Nielsen. URL: http://www.nielsen.com/cn/en/press-room/2015/GR0WING-CHINESE-HEALTH-AWARENESS-C0ULD-MEAN-BIG-BUSINESS-F0R-MANUFACTURERS-en.html (Дата обращения 2 мая 2017).

17 Sue Feng. Growing Chinese Health Awareness Could Mean Big Business for Manufacturers. [Электронный ресурс] // Nielsen. URL: http://www.nielsen.com/cn/en/press-room/2015/GR0WING-CHINESE-HEALTH-AWARENESS-C0ULD-MEAN-BIG-BUSINESS-F0R-MANUFACTURERS-en.html (Дата обращения 2 мая 2017).

6. цельнозерновые продукты - 28%;

7. продукты, произведенные из местного сырья - 28%.

Так же популярностью пользуются продукты с содержанием пробио-тиков. В последние годы, продукты, содержащие пробиотики, буквально заполонили магазины. Поскольку все больше потребители Китая ищут естественные и немедикаментозные способы поддержания своего здоровья, наблюдается предложение пробиотиков во всем, в чем только можно и нельзя: от йогурта и шоколадных батончиков до порошков и таблеток18.

Исходя из результатов, можно предположить, что влияние западное диетологии на китайских потребителей превосходить традиционную китайскую диетологию, но это оказывается верным для потребителей, только вступивших на путь серьезного отношения к качеству пищевых продуктов. Традиционная китайская медицина (ТКМ) сохраняет сильное влияние на китайского потребителя, она популярной среди потребителей всех возрастных групп, и особой популярностью пользуется среди образованного населения с опытом лечения западными методами и опытом следования западной диетологии. Эта группа осознает угрозу побочных эффектов, связанных как с западными медикаментами, так и с современным западным типом питания и поэтому часто предпочитает продукты, соответствующие основам китайской диетологии, так 55% потребителей из крупных городов и 35% потребителей из малых городов учитывают рекомендации ТКМ при выборе продуктов питания. Остальные же потребители чаще руководствуются принципами современной западной диетологии и рассматривают их более выгодным сложением денег19.

Основные группы потребителей продукции здорового питания

Основные потребители продукции для здорового питания преимущественно сосредоточены в Пекине, Шанхае, провинции Гуандун и других экономически развитых провинциях. В прибрежных городах Китая в провинции Гуандун, и в других экономически развитых районах отмечен более высокий уровень потребления и осведомленности о продуктах и товарах для здоровья, а также осведомленность потребителей о их важности, чем на материковом Китае20.

18 Фу Ж. Исследование рынка продуктов здорового питания Китая [Текст] / Ж. Фу, А.А. Напалкова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (4). - С. 449-455. - ISSN2413-3981.

19 Capturing a Share of China's Consumer Health Market. [Электронный ресурс] // BCG Perspectives. URL: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/center_consumer_customer_insight_globalization_ insight_action_capturing_share_chinas_consumer_health_market/?chapter=2#chapter2 (Дата обращения 02 мая 2017).

20 Фу Ж. Исследование рынка продуктов здорового питания Китая [Текст] / Ж. Фу, А.А. Напалкова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,

Шаньдун и Шанхай являются важными местами производства диетических продуктов в Китае, так как считаются одними из основных районов потребления здоровой пищи21. В других городах Китая заинтересованность в продуктах для здоровья остаются очень низкими.

Традиционно, основной группой потребителей экологически чистой продукции и продуктов здорового питания были экспаты и проживающие в Китае граждане развитых стран, а также вернувшиеся в Китай потомки эмигрантов. Позже, прошедшая в период с 2003 по 2014 гг.22 череда скандалов, связанных с безопасностью пищевых продуктов, заставила жителей КНР пересмотреть свои приоритеты в сфере приобретения продуктов питания.

Сегодня, основные потребители продуктов здорового питания сосредоточены в городах, как экономически более развитых зонах, располагают высокими и средними доходами. Основными покупателями являются женщины в возрасте 22-50 лет, на них приходится до 60% потребления продукции для здорового питания и функционального питания (улучшение состояния волос, кожи, ногтей, улучшение работы ЖКТ, снижение веса), так же постоянно растет доля потребления женщина в возрасте 18-28 лет.23. Эту так же соседствует тенденция по которой около 50% потребителей являются людьми среднего и пожилого возраста, учитывая факт старения населения Китае есть прогнозы роста рынка за счет пожилых потребителей за период с 2014 по 2050 гг., с 4 млрд юаней до 106 млрд юаней, при этом доля функциональных продуктов питания для пожилых потребителей будет расти24.

При делении потребителей на группы исходя из мотивации, можно выделить 8 основных групп китайских потребителей продукции здорового питания25:

• Потребители с высоким доходом (преимущественно офисные сотрудники корпораций) (до 40% всего потребления)

• Потребители с маленькими детьми

• Потребители с проблемами со здоровьем

• Китайские потребители с опытом проживания заграницей

• Жители Тайбэя и Гонконга с высокими доходами

2015. - № 4 (4). - С. 449-455. - ISSN2413-3981.

21 Экологически чистые продукты питания Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://bbs.pinggu.org/ thread-2645227-1-1.html (Дата обращения 11 ноября 2016).

22 Food safety incidents in China. [Электронный ресурс] // Wikipedia The Free Encyclopedia. URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/Food_safety_incidents_in_China (Дата обращения 10 ноября 2016).

23 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

24 China's Health Food Market. [Электронный ресурс] // HRTDC Reeasrch. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/China-Consumer-Market/China-s-Health-Food-Market/ccm/ en/1/1X3AYEP5/1X002L54.htm (Дата обращения 19 апреля 2017).

25 0rganic Food Products in China: Market 0verview. (Technical paper). // International Trade Centre (ITC).: - 2011.

• Государственные служащие на высоких постах

• Молодые люди

• Иностранцы

Как и во многих других странах, продукция для здорового питания остается достаточно дорогой, по сравнению с традиционной продукцией, и большая часть населения остается чувствительной к цене на продукты питания, по этой причине и группы потребителей преимущественно включают часть населения с высокими доходами. Так же на потребление продуктов здорового питания влияет желание придерживаться западного образа жизни, что преимущественно касается молодого поколения, получавшего образование за границей либо часто выезжающих за границу по рабочим вопросам. Потребители продуктов здорового питания в Китае в первую очередь заинтересованы в пищевых качествах продукта, тогда как происхождение продукции отходит на второй план.

Каждая из групп потребителей обладает своими особенностями, которые имеет смысл рассмотреть отдельно.

Семьи с высоким доходом

(преимущественно офисные сотрудники корпораций)

Основная группа потребителей продуктов здорового питания в Китае (около 40%). Представители - люди с высшим образованием и высокими доходами. Основные мотивационные факторы: собственное здоровье и влияние на окружающую среду.

Семьи с маленькими детьми

Группа обеспечивает до 10% потребления здоровых продуктов питания. Приобретают данную продукцию преимущественно для ребенка, в меньшей степени для себя. Доходы от средних до высоких. Эта группа потребителей чаще всего сокращает потребление продуктов для здорового питания по мере взросления ребенка.

Потребители с проблемами со здоровьем

Группа так же обеспечивает до 10% от суммарного потребления органиче-

т/» «-» и

ских продуктов. К этой группе относятся люди, нуждающиеся в специальной диете, связанной с различными заболеваниями, в основном - высокое давление, высокое содержание холестерина, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Доходы от средних до высоких. Помимо экологически чистой продукции эта группа потребителей заинтересована в функциональном питании.

Китайские потребители с опытом проживания заграницей

Группа обеспечивает порядка 5% потребления и прогнозы по росту этой группы наиболее оптимистичны. К ней относятся люди, имевшие опыт

проживания за границей, например, во время обучения или работы в зарубежных странах. Стиль жизни данной группы наиболее европеизирован, доходы высокие.

Жители Тайбэя и Гонконга с высокими доходами

Так же обеспечивают порядка 5% потребления продукции для здорового питания. Эта группа потребителей с высоким уровнем образования и высокими доходами никогда не испытывала доверия к производителям продуктов питания на материковом Китае и прошедшие скандалы только обострили подобное отношение. Предпочитают покупать гарантированно безопасные продукты питания за более высокие цены.

Государственные служащие

Обеспечивают порядка 10% потребления, но чаще всего являются потребителями экологически чистой продукции по бонусным государственным программам, обеспечивающим государственных служащих продуктами здорового питания.

Молодые люди

Группа обеспечивается около 3% потребления. Эти потребители характеризуются невысокими доходами, но высоким уровнем европеизации жизни. Мотивация к приобретению продуктов для здорового образа жизни - как забота о здоровье, так и забота об окружающей среде. Часто приобретают продукты на прямую у производителей.

Иностранцы

Обеспечивают около 7% потребления. К этой группе относятся граждане Европы, США, Японии и Южной Кореи, они стараются приобретать преимущественно те продукты, к которым привыкли у себя на родине.

Перечисленные 8 групп потребителя обеспечивают 90% спроса на рынке продуктов здорового питания, остальные 10% обеспечиваются за счет случайных покупок и высококлассными отелями, ресторанами и кафе.

Повышение уровня жизни населения КНР приводит существенным изменениям в структуре потребления, в частности обуславливает рост сегмента премиальных товаров. К ним так же относятся и дорогие продукты питания (как деликатесы из западного мира - икра, трюфели, дорогие сорта сыров, так и деликатесы китайской кухни: ласточкины гнёзда, грибы мацу-такэ, ферментированные яйца) и продукты питания для здорового образа жизни, цена на которые может превышать среднюю рыночную стоимость аналогичных товаров от и в три, и в пять и даже в семь раз.

Существует группа продуктов, которые будут пользоваться спросом в Китае, вне зависимости от внутреннего предложения, например, продукты, отличающиеся специфическими условиями выращивания, уникальностью за счет региона производства (национальные деликатесы)

или длительного срок получения урожая (плантации какао бобов). Учитывая изменения потребительского поведения, в Китае такие категории продуктов будут пользоваться со временем всё большей популярностью, а их польза для здоровья или органическое происхождение будет являться существенным плюсом, как для производителей, так и для потребителей. К подобным товарам можно отнести:

• Деликатесы

• Детское питание

• Молочные продукты

• Свежие тропические фрукты

• Сухофрукты

• Орехи

• Специи

• Зерновые

• Мед

• Кофе и пр.

Компаниям, планирующим работать на рынке здоровых продуктов питания в Китае, можно дать следующие рекомендации по развитию сотрудничества:

• Во-первых, стараться ориентироваться на поставки продуктов с добавленной стоимостью, в первую очередь таких продуктов как местные и национальные деликатесы, детское питание, молочные продукты, а не сырья пищевого назначения.

• Во-вторых, определить уникальность данного продукта (уникальное место производства, национальные деликатес, местный деликатес и т. д.), и поддержания созданного имиджа продукта.

• В-третьих, получить сертификаты органической продукции и предоставить научные доказательства полезности продукции для здоровья человека.

• В-четвертых, снабдить продукт всеми атрибутами премиального сегмента (согласно с требованиями местного рынка), например, упаковка, объем, информационная поддержка, цена.

• В-пятых, прямое сотрудничество со специализированными магазинами, специализированными онлайн магазинами и крупными супермаркетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.