Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРИВЫЧЕК ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРИВЫЧЕК ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Потребление / привычки / пандемия / спрос / Consumption / habits / pandemic / demand

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Журавлева, К.М. Кинконди, А.И. Леонидова

Пандемия COVID-19, вероятно, навсегда изменила поведение покупателей. Она и последовавшая за ней самоизоляция в корне поменяли жизнь россиян, заставили людей отказаться от целого рядя потребительских привычек. Так как же поменялась структура потребления? Чем пришлось пожертвовать, а на что наоборот повысился спрос? Какие новые привычки появились у потребителей? Все эти вопросы рассмотрены в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING CONSUMER HABITS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The COVID-19 pandemic has likely changed consumer behavior forever. It and the self-isolation that followed it radically changed the lives of Russians, forced people to abandon a number of consumer habits. So how has the consumption structure changed? What did you have to sacrifice, and what, on the contrary, increased demand? What new habits have consumers got? All these issues are considered in this work.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРИВЫЧЕК ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 364.2

ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРИВЫЧЕК ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

КОРОНАВИРУСА

М. А. Журавлева1*, К. М. Кинконди2 Научный руководитель - А. И. Леонидова

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2Лицей де Мпака, г. Пуэнт-Нуар, Республика Конго *Е-шай: masha.zhuravleva.02@inbox.ru, mercierkinkondi@gmail.com

Пандемия COVID-19, вероятно, навсегда изменила поведение покупателей. Она и последовавшая за ней самоизоляция в корне поменяли жизнь россиян, заставили людей отказаться от целого рядя потребительских привычек. Так как же поменялась структура потребления? Чем пришлось пожертвовать, а на что наоборот повысился спрос? Какие новые привычки появились у потребителей? Все эти вопросы рассмотрены в данной работе.

Ключевые слова: Потребление, привычки, пандемия, спрос.

CHANGING CONSUMER HABITS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

M. A. Zhuravleva1*, C. M. Kinkondi2 Scientific supervisor - A. I. Leonidova

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Lycee de Mpaka, Pointe-Noire city, Republic of the Congo *Е-mail: masha.zhuravleva.02@inbox.ru, mercierkinkondi@gmail.com

The COVID-19 pandemic has likely changed consumer behavior forever. It and the self-isolation that followed it radically changed the lives of Russians, forced people to abandon a number of consumer habits. So how has the consumption structure changed? What did you have to sacrifice, and what, on the contrary, increased demand? What new habits have consumers got? All these issues are considered in this work.

Keywords: Consumption, habits, pandemic, demand.

Потребительский спрос в России значительно упал из-за пандемии: одни товары и услуги больше не доступны, другие больше не нужны в ситуации самоизоляции, а третьи слишком дороги из-за падения доходов. Однако есть категории, в которых потребление растет: продукты питания, алкоголь, компьютеры, телекоммуникационное оборудование. Этот рост связан как с замещением недоступных из-за пандемии категорий, так и с изменением образа жизни. Однако рост по отдельным категориям не компенсирует общего спада. Половине россиян приходится экономить, и в последние месяцы об этом говорят все больше и больше людей.

Целый комплекс факторов приводит к снижению потребления в текущей ситуации. Однако основная причина заключается в том, что доходы значительной части населения снизились (в том числе из-за потери заработка).

Секция «Экономика предпринимательства: концептуальный и региональный аспекты»

Во-первых, россияне экономят на продуктах питания: если в конце марта расходы на них сократились всего на 20%, то к концу мая их доля достигла 36%. Значительно увеличилась доля тех, кто экономит на одежде и обуви, а также на различных услугах.

При общем сокращении спроса он по-разному менялся в зависимости от категорий расходов и развивающейся ситуации с пандемией. Таким образом, спрос на услуги, связанные с путешествиями (авиабилеты, услуги туристических агентств, расходы на отели), полностью рухнул - и не восстановился. Очевидно, что основной причиной спада здесь стала недоступность этих сервисов.

Расходы на такие услуги, как питание, развлечения, спорт и салоны красоты, также резко упали по сравнению с предыдущим годом. Снижение также связано с недоступностью большинства услуг данной категории. Однако в мае масштабы снижения несколько уменьшились, поскольку некоторые услуги доступны на дому, через интернет или с доставкой.

Самоизоляция также снизила расходы на транспортные услуги, то есть расходы на бензин, такси, каршеринг и т.д. Спрос на транспорт снизился в конце марта и остается относительно низким. Однако в мае спрос на услуги такси начал увеличиваться, поскольку граждане заменяют общественный транспорт такси. На фоне других товарных категорий падение спроса на топливо было в целом относительно небольшим и снижалось стабильно.

Интересная ситуация обстоит с расходами на бытовую технику и электронику. Траты на них увеличились с начала марта по апрель. Некоторые россияне с деньгами покупали эти товары в надежде справиться с инфляцией. В первой половине апреля расходы на эту категорию упали до отрицательного уровня, а перед майскими праздниками снова начали расти, сейчас они находятся в положительной зоне. Скорее всего, это связано с рядом факторов: как с акционными кампаниями магазинов, так и возросшей потребностью в бытовой технике из-за их более активного использования в режиме самоизоляции, а также с опасениями, что денег на нее не будет.

Переход части россиян на удаленный режим работы (а также с детей на удаленный режим учебы) увеличил спрос на телекоммуникационное оборудование в марте, а затем - «вторую волну» в конце апреле-мае. В то же время спрос на компьютерное оборудование сначала упал, но в мае начал расти и к концу месяца значительно превысил показатели предыдущего года. Возможно, сказывается накопившаяся за время изоляции и удаленной работы (или учебы) неудовлетворенность имеющейся техникой. Траты на связь в целом снизились, по-видимому, из-за того, что люди стали общаться в Интернете.

Следующие категории - это «непродовольственные товары». В некоторых категориях этой группы спрос значительно снизился. Таким образом, расходы на одежду и обувь уменьшились - самоизоляция и удаленная работа не требуют обновления гардероба и нет лишних денег.

Но наиболее примечательной является категория «универсальные магазины», в которую входят не только офлайн-магазины с широким ассортиментом товаров, но и крупные онлайн-площадки. Здесь было заметное снижение, а затем - большой рост среди любой другой группы, из-за того, что покупатели перешли из офлайн-магазинов в интернет-магазины.

Вторая половина марта была отмечена высоким спросом на лекарства - россияне покупали лекарства в начале пандемии. Спрос на медицинские услуги, а также товары для красоты и здоровья значительно снизился в конце марта - начале апреля, но затем темпы снижения замедлились в обеих категориях.

Категории «продуктовые магазины» и «магазины спиртных напитков» представляют собой две группы расходов, спрос на которые во время самоизоляции возрастает (иногда заметно) по сравнению с предыдущим годом.

Несколько тенденций отражаются в увеличении затрат на продукты. Во-первых, это ажиотажные закупки в конце марта. Во-вторых, это определенный сдвиг в расходах:

россияне стали покупать больше продуктов для дома, прекратив посещения не только ресторанов, но и столовых и т.д. В-третьих, в какой-то степени это отражает рост цен и объясняет рост затрат. При этом доля товаров в потребительской корзине россиян - самая большая на фоне остальных категорий, хотя относительный рост в этой категории невелик, расходы на нее составляют самую большую долю в доходе потребителя. Это частично компенсирует общее падение спроса. Однако также важно отметить неравномерный рост спроса в этой категории: продукты питания - это то, на чем россияне экономят больше всего, а это означает, что рост здесь, скорее всего, связан с более платежеспособным населением.

В случае магазинов спиртных напитков с конца марта был зафиксирован рост примерно на четверть по сравнению с показателями предыдущего года: самоизоляция и закрытие ресторанов и баров повысили потребление алкоголя в домашних условиях. Стоит отметить, что продуктовые магазины не учитывают покупку алкоголя, поэтому весьма вероятно, что объем потребления алкоголя гражданами значительно выше.

Другое исследование, проведенное в мае 2020 года, выявило новые привычки потребителей. Выяснилось, что во время карантина у каждого второго жителя России выработалась новая привычка к онлайн-потреблению, которую они перенимают после эпидемии.

В среднем 4 из 10 россиян совершили первую покупку хотя бы в одном интернет-магазине во время пандемии. В молодом поколении показатель выше - 50%.

Онлайн-супермаркеты получили гораздо больше новых клиентов, чем небольшие продавцы или магазины со смешанным ассортиментом. Исследование показало, что вероятность того, что потребители, которые обнаружат нового онлайн-продавца, останутся с ним надолго, составляет - 90%.

Лояльность клиентов гарантируется, прежде всего, быстрой, бесплатной или недорогой доставкой, привлекательной ценой и положительными отзывами.

Из приведенных выше данных следует сделать вывод, что произошло значительное падение потребительского спроса со стороны россиян на разные категории товаров и услуг. Это связано как с их недоступностью, так и с изменением образа жизни и увеличением сбережений из-за падения доходов. В то же время мы видим адаптацию граждан к ситуации и новые тенденции, которые могут сохраниться после окончания периода самоизоляции.

Библиографические ссылки

1. «Потребление на фоне пандемии» [Электронный ресурс]. URL: https://covid19.fom.ru/post/potreblenie-na-fone-pandemii (дата обращения: 24.03.2021).

2. «Как пандемия повлияла на привычки потребителей - исследование» [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/news/consumer-habits-covid19/ (дата обращения: 24.03.2021).

3. «Как карантин отразился на наших покупках: тренды покупок и 5 портретов потребителей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/portrety-potrebiteley-karantin/ (дата обращения: 24.03.2021).

© Журавлева М. А., Кинконди К. М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.