Научная статья на тему 'Изменение положения женщин в России XVIII века глазами иностранцев'

Изменение положения женщин в России XVIII века глазами иностранцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1640
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ XVIII ВЕКА / ЖЕНЩИНЫ / ИНОСТРАНЦЫ / ПРАЗДНЕСТВА / ОБЩЕСТВО / RUSSIA OF THE XVIII CENTURY / WOMEN / FOREIGNERS / FESTIVITIES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попкова О.В.

В статье рассматривается восприятие представителями Западной Европы, посетившими Россию в XVIII веке, тех изменений, которые произошли в положении русских женщин в этот период. Иностранцы описывают новшества, связанные с брачными обрядами, обращают внимание на изменения в женской одежде, участие дам в публичных формах досуга, отмечают рост женской образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S STATUS CHANGE IN RUSSIA OF THE XVIII CENTURY AS VIEWED BY FOREIGNERS

The article deals with the perception of the changes which occurred in the status of the Russian women in the XVIII century by the representatives of Western Europe who have visited Russia in this period. The foreigners describe the novelties associated with the marriage ceremonies, pay attention to the changes of the female clothes, ladies’ participation in the public forms of leisure, mention female education growth.

Текст научной работы на тему «Изменение положения женщин в России XVIII века глазами иностранцев»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 94(47).05+06 ПОПКОВА О.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра иностранных языков профессиональной коммуникации, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. ^олетовых E-mail: ovaks@yandex.ru

UDC 94(47).05+06 POPKOVA O.V.

Candidate of History, associate professor, Department of foreign languages of professional communication, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs E-mail: ovaks@yandex.ru

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИИ XVIII ВЕКА ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ WOMEN'S STATUS CHANGE IN RUSSIA OF THE XVIII CENTURY AS VIEWED BY FOREIGNERS

В статье рассматривается восприятие представителями Западной Европы, посетившими Россию в XVIII веке, тех изменений, которые произошли в положении русских женщин в этот период. Иностранцы описывают новшества, связанные с брачными обрядами, обращают внимание на изменения в женской одежде, участие дам в публичных формах досуга, отмечают рост женской образованности.

Ключевые слова: Россия XVIII века, женщины, иностранцы, празднества, общество.

The article deals with the perception of the changes which occurred in the status of the Russian women in the XVIII century by the representatives of Western Europe who have visited Russia in this period. The foreigners describe the novelties associated with the marriage ceremonies, pay attention to the changes of the female clothes, ladies' participation in the public forms of leisure, mention female education growth.

Keywords: Russia of the XVIII century, women, foreigners, festivities, society.

XVIII век стал для Росси временем коренных преобразований, которые внесли много нового в различные сферы жизни общества. Быт и нравы претерпели значительные изменения. Эти преобразования затронули и положение русских женщин в семье и обществе. Они не остались незамеченными иностранцами, побывавшими в России в XVIII веке.

Представители Западной Европы оставили описание брачных обрядов того времени. В XVII веке свадьбе предшествовал брачный сговор родственников будущих супругов. В XVIII веке появилась новая традиция обручения будущих новобрачных. Если раньше жених и невеста часто впервые видели друг друга только на свадьбе, то теперь после обручения они получили возможность встречаться [3]. Пышный обряд обручения Петра II и Екатерины Долгоруковой описывает герцог Лирийский, посол испанского короля в России. Во время этой церемонии архиепископ обменял их перстнями. В честь помолвки устроили пушечную пальбу, фейерверк и бал [2, с. 224].

Голландский художник, писатель и этнограф де Бруин присутствовал на свадьбе любимца царя Петра I. Впереди свадебного поезда ехал царь верхом на коне, за ним следовали князья, значительные лица, иностранные купцы, далее в санях ехали три доктора-немца и голландские купцы. За ними в каретах, покрытых красным сукном, ехали боярыни. В одной из карет сидела невеста. Вслед за этими каретами ехали семь саней, наполненных голландскими девицами. Венчание состоялось в церкви Богоявления. Днем состоялось празднование

свадьбы. Гостей было около пятисот человек. Мужчины и женщины разместились в разных покоях. В одной из комнат сидела за столом новобрачная с другими русскими госпожами, а в другой комнате - как русские, так и иностранные дамы. Пир, сопровождаемый музыкой, продолжался несколько часов. По окончании пира новобрачных отвели в спальню. Праздник продолжился и на второй день. А третий день «решено было праздновать в немецких платьях, и все оделись в эти платья, кроме нескольких русских боярынь, оставшихся в своих платьях» [1, с.63]. На третий день, в отличие от первого и второго дня, за столом мужчины и женщины сидели вместе, как это принято в Голландии. После пира все танцевали.

Де Бруин присутствовал и на свадьбе графа Ивана Федоровича Головина и Анны Борисовны Шереметевой. На свадьбу были приглашены русские и немецкие госпожи. Они сопровождали невесту до часовни, в которой состоялось венчание. И жених, и невеста были одеты в немецкое платье. Невеста была в белом атласном, шитом золотом платье. Сзади, «под бантом из лент, висела толстая коса, по моде, бывшей долгое время в употреблении в Германии» [1, с. 105]. Жених надел кольцо на палец невесты. После брачного благословения священника Пётр I приказал жениху поцеловать невесту. Невеста сначала обнаружила сопротивление, но, повиновавшись вторичному приказанию царя, поцеловалась с женихом. В допетровской России не было такого обычая, что и вызвало сопротивление невесты. Во время свадебного пира мужчины и женщины сидели

© Попкова О. В. © Popkova O.V.

за общим столом. Свадьбу праздновали три дня, гости угощались всевозможными кушаньями и развлекались танцами.

Несомненным новшеством в праздновании описанных свадеб являлось присутствие на них многочисленных иностранцев, танцы и немецкая одежда, в которую облачались жених, невеста и гости.

В XVIII столетии родителям было запрещено насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Новшеством XVШ века по сравнению с предыдущим периодом стал и запрет на пострижение в монахини женщин детородного возраста мужьями, желающими вступить в новый брак. Де Бруин рассказывает о том, что один купец уговаривал свою шестидесятилетнюю жену уйти в монастырь с тем, чтобы он имел возможность вступить в новый брак и обзавестись детьми, поскольку все дети от нынешней супруги умерли. Однако престарелая жена упорно отказывалась выполнить его просьбу. Де Бруин подчеркивает, что добровольный уход престарелой супруги в монастырь «русские законы не возбраняют» [1, с. 93]. В то же время браун-швейгский резидент Вебер, который в 1716 году посетил Вознесенский девичий монастырь под Москвой, отметил, что там томятся насильственно заключенные туда мужьями женщины [3]. О сокращении количества таких случаев, по сравнению с XVI-XVII веками, свидетельствует значительное уменьшение числа женских монастырей в XVIII веке.

С введением европейских норм существенно изменилось положение женщин в семье и обществе. Муж уже не имел такой власти над женой, как в допетровской России. Секретарь французского посла в Петербурге де Рюльер отмечает, что русские дамы появились в обществе лишь в XVIII веке, тогда как еще в конце предыдущего столетия «они жили в заключении и почитаемы были за ничто в домашней жизни» [4, с. 266].

Женский досуг также изменился в XVIII веке. При Петре I появились ассамблеи, в которых наравне с мужчинами принимали участие и женщины, тогда как раньше женщин не допускали к мужскому застолью. На ассамблеях предполагалось общаться, играть в шашки и шахматы, употреблять спиртные напитки и танцевать. Дамы непременно должны были участвовать и в маскарадах. Мужчины постепенно начинают воспринимать женщину как личность, относятся к лицам противоположного пола более уважительно. В России внедряются правила светского общения, этикет.

Де Бруин описывает несколько пиров, на которых ему довелось побывать. На них присутствовали как русские, так и иностранные дамы. В зале за одним столом сидел царь с другими господами, напротив - женское общество, за третьим столом - англичане, немцы и голландцы. Во время пира гостей развлекал музыкальный оркестр, как было принято в Западной Европе. По окончании обеда все танцевали [1, с. 67].

В эпоху дворцовых переворотов танцы распространяются всё больше. На смену ассамблеям приходят балы. В правление Анны Иоанновны их стали устраи-

вать постоянно. На этих балах и ужинах присутствовал герцог Лирийский [2, с. 240-241]. Французский посол граф Сегюр бывал на пышных балах, которые устраивала Екатерина II. На одном из таких балов в Смоленске присутствовало «до трёхсот дам в богатых нарядах» [5, с. 410]. Сегюр удивляется тому, насколько сильно в провинциальном российском городе подражают роскоши, моде и приёмам, характерным для блистательных европейских дворов.

Распространённой формой проведения досуга стала игра в карты. Англичанка, которая провела несколько месяцев в имении Е. Р. Дашковой, вспоминала, что вечера дамы проводили следующим образом: пили чай, музицировали, играли в карты [3].

Рюльер описывает шумные пиршества времени правления Петра III, на которых присутствие представительниц прекрасного пола считалось обязательным. По словам секретаря французского посла, во время этих беспрерывных празднеств «прелестные женщины разоряли себя английским пивом и, сидя в табачном чаду, не имели позволения отлучаться к себе ни на одну минуту в сутки» [4, с.277]. На публичные праздники приглашали комедианток и танцовщиц. То есть случалось и так, что женщин насильно приобщали к грубым развлечениям и употреблению спиртного, что, наряду с бессонными ночами, не могло не отразиться на их моральном и физическом состоянии.

Французскому послу графу Сегюру, прожившиму в России с 1785 по 1789 гг., «слишком частые и неизбежные празднества не только при дворе, но и в обществе показались слишком пышными и утомительными» [5, с. 330]. Сегюр отмечает, что введенные Екатериной II обычаи придали приятность жизни петербургского общества. За исключением праздничных дней, обеды, балы и вечера, на которых бывал французский посол, были немноголюдны. Они напоминали Сегюру то весёлое время, которое он проводил в парижских гостиных. Это наблюдение французского посла свидетельствует о разительных переменах, произошедших в российском обществе в XVIII веке.

Также Сегюр рассказывает в своих записках о том, что он выезжал с визитом к даме, жившей с ним по соседству, завтракал у князя Потёмкина с его племянницами. Веком ранее подобные визиты рассматривались бы совершенно недопустимые. В записках иностранцев нередко встречаются упоминания о том, что хозяйка дома или прислужница подносит гостям мужского пола в знак почёта спиртные напитки, как правило, чарку водки или стакан вина [1, с. 71, 100, 174].

XVIII век стал временем изменения моды на одежду. Знатные женщины теперь носили европейские платья и наряды, в моду вошли чулки. Де Бруин рисовал портреты княжон в немецких платьях, в которых они обычно появлялись в обществе [1, с. 67]. Однако изменения в одежде не затронули представительниц низших сословий. По наблюдениям Сегюра, женщины из простонародья «в своей восточной одежде, с румянами на лице, в праздничные дни надевают покрывала с галунами и

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

повойники с бисером, доставшиеся им по наследству от матушек и украшавшие их прабабушек» [5, с. 328].

Что касается косметических средств, то, как и прежде, «белила и румяна были у дам во всеобщем употреблении» [4, с. 281].

В XVIII столетии произошли значительные сдвиги в развитии женского образования. В допетровской России образованных женщин практически не было, тогда как в XVIII веке женщины стали заниматься наукой, искусством, сочинительством. Девушки из состоятельных семей имели возможность получить превосходное домашнее образование благодаря приглашённым иностранным учителям. С середины XVIII века стали появляться частные пансионы для девочек. При Екатерине II в 1764 году был учреждён Смольный институт благородных девиц, при котором в 1765 году открылось отделение для мещанских девиц.

Герцог Лирийский пишет, что великая княжна Наталья, сестра Петра II, в совершенстве владела французским и немецким языком, любила чтение и покровительствовала иностранцам [2, с. 247]. Сегюр встречал в обществе дам и девиц, говоривших на четырёх-пяти языках, умевших играть на разных инструментах и знакомых с творениями известных романистов Франции, Италии и Англии [5, с. 329]. То есть к концу XVIII века женщины становятся не просто грамотными, а начитанными, любящими литературу и искусство. Досуг образованных женщин досуг был связан с духовным совершенствованием.

В XVIII веке женщины не только блистают в обществе, но и во смело высказывают свои политические убеждения и взгляды, занимают высшие государственные посты. Рюльер отмечает, что княгиня Екатерина Романовна Дашкова роптала против русского деспотизма, напротив, хвалила гражданскую свободу и терпимость, практиковавшиеся в Голландии, охотнее беседовала с иностранцами, чем с русскими [4, с. 281282]. Е.Р. Дашкова занимает особое место в русской истории XVIII века. Она стала первой женщиной, занимавшей пост директора Петербургской Академии наук и председателем Императорской Российской Академии. Учёная и писательница Е.Р. Дашкова покровительствовала науке и искусству, основала журнал «Собеседник любителей Российского слова».

Значение представительниц прекрасного пола в

русском обществе настолько возросло в петровскую эпоху, что в XVIII веке женщины становятся во главе Российской империи: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета I, Екатерина II.

По наблюдениям герцога Лирийского, двор Анны Иоанновны своим великолепием превосходит все прочие европейские. Она интересуется всем, что делается в её государстве. Посол испанского короля считает Анну Иоанновну «совершенной государыней» [2, с. 247].

Граф Сегюр характеризует Екатерину II как величественную монархиню и любезную даму [5, с. 318]. Она предписала себе неизменные правила для политической и правительственной деятельности. отличаясь тонким умом, императрица сама диктовала своим министрам важнейшие бумаги, превращая их в простых секретарей [5, с. 319]. Екатерина II совмещала государственную деятельность и светскую жизнь. Описывая один день из жизни императрицы во время пребывания её в Смоленске, Сегюр отмечает, что утром она принимала дворянство, городские власти, купечество, а вечером дала пышный бал [5, с. 410].

Таким образом, представители Западной Европы, побывавшие в России в XVIII столетии, обратили внимание на значительные перемены, произошедшие в положении русских женщин в этот период времени. Вместо затворниц XVI-XVII веков их глазам предстают великосветские дамы, образованные и начитанные. Иностранцев поражают пышные праздники и балы, на которых женщины блистают в европейских нарядах. В XVIII веке женщины получили возможность принимать участие в публичных формах досуга, что способствовало сближению между полами. В то же время знатных женщин нередко принуждали присутствовать на публичных мероприятиях, оказывающих отрицательное влияние на их нравственное состояние и здоровье.

Не укрылись от внимания иностранцев и изменения в обрядах, в которых принимали участие женщины. В число отмеченных новшеств входят введение обряда обручения будущих жениха и невесты, присутствие иностранных гостей на свадьбах представителей знати.

Однако обозначенные выше изменения коснулись только высших слоёв населения. Низшие же слои в основном продолжали жить по обычаям старобытной допетровской России.

Библиографический список

1. Де Бруин К. Путешествия в Московию. В кн. Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 17-188.

2. Герцог Лирийский Записки о пребывании при императорском российском дворе в звании посла короля испанского. В кн. Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 189-260.

3. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница ^-начало XIX). М.: Ладомир, 1997. Ьйр://^^^'. booksite.ru/fulltext/life/ofw/oman/

4. Рюльер К.-К. История и анекдоты революции в России в 1762 г. В кн. Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 261-312.

5. Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. В кн. Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 313-456.

References

1. De Bruin K. Trips to Muscovy. In Limonov Yu.A. Russia of the XVIII century as viewed by the foreigners. Leningrad: Lenizdat, 1989. Pp. 17-188.

2. Duke Liriyskiy A sketch book about the sojourn at the imperial court in the rank of the Spanish king's ambassador. In Limonov Yu.A. Russia of the XVIII century as viewed by the foreigners. Leningrad: Lenizdat, 1989. Pp. 189-260.

3. PushkarevaN.L. Private life of a Russian woman: a fiancée, a wife, a lover (X-the beginning of XIX). Moscow: Ladomir, 1997.

4. http://www.booksite.ru/fulltext/life/ofw/oman/

5. Ryulyer K.-K. History and anecdotes of the revolution in Russia in 1762. In Limonov Yu.A. Russia of the XVIII century as viewed by the foreigners. Leningrad: Lenizdat, 1989. Pp. 261-312.

6. SegyurL.-F. A sketch book about the sojourn in Russia during the reign of Catherine II. In Limonov Yu.A. Russia of the XVIII century as viewed by the foreigners. Leningrad: Lenizdat, 1989. Pp. 313-456.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.