Научная статья на тему 'Изменение политики США в 21 веке в отношении проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа в деятельности правоохранительных органов'

Изменение политики США в 21 веке в отношении проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа в деятельности правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / POLITICS / США / USA / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESEARCH / ПОЛИГРАФ / POLYGRAPH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Л. М.

Подавляющее большинство открытых российских источников заканчивают ретроспективу использования полиграфа за рубежом восьмидесятыми годами прошлого 20 века, представляя тенденции этих лет в качестве современных. Однако за прошедшую четверть века все изменилось. Появились новые тенденции, ряд стран, в том числе США, изменили свою политику в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаева Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change in U.S. policy in the 21 century in the conduct psychophysiological studies with the use of polygraph in law enforcement

Overwhelming majority of open Russian sources finish a retrospective show of use of a polygraph abroad the eightieth years of the last 20 centuries, representing the tendency of these years as modern. However for past quarter of a century all has changed. New tendencies, a number of the countries, including the USA have appeared, have changed the policy in this area.

Текст научной работы на тему «Изменение политики США в 21 веке в отношении проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа в деятельности правоохранительных органов»

Изменение политики США в XXI в.

в отношении проведения психофизиологических исследований

с использованием полиграфа в деятельности правоохранительных

органов

Исаева Л.М. *

Overwhelming majority of open Russian sources finish a retrospective show of use of a polygraph abroad the eightieth years of the last 20 centuries, representing the tendency of these years as modern. However for past quarter of a century all has changed. New tendencies, a number of the countries, including the USA have appeared, have changed the policy in this area.

CO oi

z •

о

о сч

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Подавляющее большинство открытых российских источников заканчивают ретроспективу использования полиграфных устройств за рубежом 80-ми гг. прошлого XX века, представляя тенденции этих лет в качестве современных. Однако за прошедшую четверть века все изменилось. Появились новые тенденции, ряд стран, в том числе США, изменили свою политику в этой области, тогда как другие (Великобритания, Канада и др.) — укрепились в понимании ее правильности1.

США2. На сегодняшний день, по данным Министерства юстиции США (Управление генерального инспектора, отдел инспекции и оценки)3 результаты полиграфных исследований, как правило, не допустимы в суде, но активно используются в борьбе с терроризмом, административных (внутренних) расследованиях, перед приемом на работу.

Начиная с 2000 г., наблюдается тенденция к изменению отношения к полиграфным исследованиям. Если раньше общество считало: «Приносят результат, значит, будем использовать», то теперь: «Будем использовать, но только если поймем, почему и как приносят результат». В основу встали вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан; достоверности и научной обоснованности самого метода4.

Проблемы и перспективы использования полиграфных устройств в судопроизводстве США

Единого четко выраженного принципа использования результатов полиграфных исследований в судопроизводстве

США не существует. Скорее всего в настоящее время тестирование на полиграфе считается не строго научной стандартизированной процедурой.

Существуют многочисленные сомнения и критические замечания относительно научной достоверности получаемых результатов. Считается, что это скорее искусство, а не наука, поскольку очень многое зависит от квалификации, опыта и интуиции специалиста-полиграфолога. Суд США, принимая ограничения по использованию полиграфных исследований в качестве доказательной базы, отмечает, что использование заключений полиграфологов «искажает судебный процесс», однако было бы неразумно полностью удалить полиграф с арены правосудия.

Проблемы и перспективы использования полиграфныхустройств в кадровой политике правоохранительных органов США5

В ряде ведомств прохождение полиграфа в настоящее время является обязательным при принятии некоторых кадровых решений. Так:

> ФБР (Федеральное бюро расследований). Все кандидаты на работу должны пройти тестирование на полиграфе. Отказ от прохождения является основанием для непринятия на службу. При принятии (перемещении) на должность, предполагающую доступ к государственной тайне, проверка обязательна. При ее непрохождении кандидаты могут быть перемещены на другую должность (не требующую доступа к государственной тайне) или

Начальник НИЦ № 5 ВНИИ МВД России.

Полиграф в системе обеспечения общественной безопасности

уволены, так как прохождение полиграфа — условие приема в ФБР;

> ДЕА (Департамент по борьбе с наркотиками). Прохождение полиграфной проверки обязательно лишь для принятия на определенные должности (специальный агент разведки, специалист и др.);

> АТФ (Бюро по вопросам алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ). Требует прохождения полиграфной проверки при поступлении на должность специального агента. Отказ — основание для непринятия на службу. Если в ходе опроса выявлен обман и человек его признал или признался в противоправном поведении (потребление наркотиков и др.), он теряет право на принятие на работу. Очевидно, что каждое ведомство ведет свою политику в использовании полиграфных проверок при принятии на службу. Представителями двух противоположных подходов являются ФБР и Департамент по энергетике США.

Департамент по энергетике США. Раньше при принятии на службу требовалось прохождение полиграфного тестирования. Однако начиная с 2003 г. по заявкам Департамента по энергетике была проведена серия научных исследований (при максимальном финансировании) на предмет оценки научных основ полиграфного исследования, достоверности его результатов, влияния на моральное и психическое состояние сотрудников.

Оценив полученные результаты, в 2006 г. Управление разведки и контрразведки (Департамент по энергетике США) приняло новый порядок прохождения проверок при работе, связанной с государственной тайной (том 71, № 189 Федерального регистра, стр. 57386—57397). Он вступил в силу с 30 октября 2006 г.

Особенностью новых правил является сокращение числа случаев проведения полиграфных проверок, исключив из их числа, в частности, претендентов на работу, не требующую высших форм допуска к государственной тайне, что значительно сократит общее число проверок. Основой такого решения послужили исследования научности метода, его достоверности и влияния на морально-психологичнский климат в коллективе. Звучали предложения вообще отказаться от полиграфа и начать более активно разрабатывать иные психологичекие и физиологические технологии, в том числе проверки поведения в условия разной экс-

тремальности. Однако, пока иных научных разработок еще нет, полиграф было решено оставить, но несколько в сокращенном виде. Так предполагается прохождение полиграфных проверок лицами, имеющими допуск на работу с государственной тайной (высокий уровень секретности — совершенно секретно и выше), каждые 5 лет или любым лицом, перемещаемым на должность, предполагающую работу с государственной тайной (высокий уровень секретности — совершенно секретно и выше). При этом специально оговаривается, что полиграфная проверка является всего лишь одним из компонентов проверки. Особое внимание уделяется подготовке полиграфологов и отбору моделей оборудования, основанных на научных разработках и экспериментальных проверках.

Отдельно оговаривается, что теперь политика ведомства будет исходить из непринятия неблагоприятных кадровых решений на основании заключения полиграфолога, но они могут сыграть решающую роль при принятии решения о доступе к секретам высшего уровня защиты. На основании мнений тех, кто ставит под сомнение достоверность полиграфа, введено положение о надзоре за специалистами-полиграфологами со стороны Независимого совета, куда можно обжаловать заключения6.

Федеральное бюро расследований (ФБР) не меняло политику. Требование обязательного прохождения полиграфа при принятии на службу, перемещении по службе и продлении контракта не менялось десятилетия. Однако именно в последнее время появились случаи обращения бывших служащих ФБР в суд по поводу незаконности непринятия (не продления) на службу на основании полиграфных исследований. Самым нашумевшим можно считать дело 1:00-СУ-00651-129 ЭТУ по заявлению группы сотрудников ФБР, поданному 29 сентября 2006 г. в Окружной суд Соединенных Штатов (округ Колумбия)7. Комментируя данное дело, стоит обратить внимание на точное определение суда о недостоверности полиграфных проверок. Это привело к тому, что в решении суда специально оговаривается, что научность и достоверность метода не являются предметом данного судебного разбирательства.

Таким образом, в политике США с начала XXI в. наблюдается резкое изменение в оценке возможностей использования полиграфа, что уже привело к изменениям кадровой политики ряда ве-

00 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

со

домств. От эйфории в оценке полиграфа как «детектора лжи» общество перешло к вопросам: «А так ли это?»

В целом применительно к использованию полиграфа все страны можно условно разделить на три группы:

> во-первых, США (в определенной степени и Япония), где полиграфные проверки имеют длительную историю применения. Несмотря на широкое распространение, судопроизводство очень осторожно относится к использованию их результатов в качестве доказательств. Можно сказать, что каждый случай рассматривается индивидуально и является уникальным, так как не укладывается в систему сложившегося судопроизводства. В последние годы (с начала XXI в.) наблюдаются тенденции изучения научной обоснованности метода полиграфных проверок, все чаще встают вопросы достоверности их результатов и конституционности их проведения. Все чаще встречаются обращения в суды о законности учета их результатов при кадровых решениях, включая сотрудников правоохранительных органов, что привело к изменению в 2006 г. кадровой политики Департамента по энергетике США (Управление разведки и контрразведки);

> во-вторых, страны Евросоюза и Великобритания, где полиграфные проверки или полностью запрещены, или используются лишь в деятельности специальных правоохранительных служб, но не применяются в уголовном судопроизводстве;

> в-третьих, условно «развивающиеся» страны Латинской Америки, Азии,

постсоветского пространства, где наблюдаются резкие перепады в отношении к использованию полиграфных устройств, его использование носит бессистемный характер. Все зависит в значительной степени от активности политической демонстрации тяги к развитым демократиям, в первую очередь США. Для таких стран характерна агрессивная политика внедрения полиграфа путем дискредитации собственного исторического опыта. Таким образом, западные страны развитой демократии в целом уже прошли этап разрозненности мнений относительно использования полиграфа, агрессивность которых обычно увязывается с политикой фирм производителей, нацеленной на завоевание рынка. В зарубежных средствах массовой информации открыто пишут об этом8.

Особенностью современного этапа является повышение озабоченности научной составляющей метода, его достоверности, что все более увязывается с возможностями принятия решения (включая сферу судопроизводства) на основании результатов таких проверок.

Распространенность и формы применения полиграфа зависят не от самой природы и научной обоснованности этого метода, а от понимания обществом этой природы и научной обоснованности. Именно поэтому осознание лишь в начале XXI в. отсутствия научной обоснованности метода, его ориентирующего характера заставило американское общество (США) активно рассматривать (а возможно, в будущем и пересматривать) правовые основы его применения.

Литература и примечания

1. Использованы материалы официальных интернет-сайтов правоохранительных органов США по состоянию на январь 2010 г. (перевод — Исаева Л.М.).

2. В 2005 г. количество полиграфных проверок в США распределялось по целям следующим образом: предварительная проверка при приеме на работу — 3,4 %, кадровая безопасность (скрининг и расследования) — 4,1 %, уголовные расследования — 8,9 %, расследования проступков — 0,3 %, контрразведка и борьба с терроризмом — 17,0 %, запросы других организаций — 9,6 %, иностранные проверки (разведка) — 56,7 % (Use of Polygraph Examinations in the Department of Justice, DoJ Office of Inspector General, September 2006. (htth://www.fas.orq /sgp/othergov/polygraph/dojpoly.pdf).

3. Use of Polygraph Examinations in the Department of Justice, DoJ Office of Inspector General, September 2006. (htth://www.fas.orq /sgp/othergov/polygraph/dojpoly.pdf).

4. The Polygraph and Lie Detection, report of a National Academy of Sciences panel, 2002 (htth://www.nap.edu/ books/0309084369/html/); The Lie Behind the Lie Detector by George W. Maschke and Gino J. Scalabrini, 2nd edition, March 2002. (htth://antipolygraph.orq /pubs.shtml) и др.

5. The Polygraph Vs. National Security by Alan P. Zelicoff, March 11, 2004. (htth://www.fas.orq/sqp/eprint/ relicoff/pdf), Too Hot of a Potato: A Citizen Soldier's Encounter With the Polygraph by George W. Maschke, 2 February 2004 (htth://antipolygraph.orq /statements/ statement-003.shtml), Polygraph Use by the Department of Energy: Issues for Congress (PDF), July 8, 2003 (htth://www.fas.orq /irp/crs/RL31988.pdf) и др.

6. Dept of Energy Counterintelligence Polygraph Policy, Federal Register, September 29, 2006. (htth://www.fas.orq/ sqp/news/2006/09/fr092906.html).

7. Court Rejects Legal Challenge to Polygraph Testing, memorandum opinion in Croddy, et al, v. FBI, October 2, 2006 // (htth://www.fas.orq /sgp/othergov/polygraph/croddy.pdf).

8. Dept of Energy Counterintelligence Polygraph Policy, Federal Register, September 29, 2006. (htth://www.fas.orq/ sqp/news/2006/09/fr092906.html); Eriksson Anders and Lacerda Francisco ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.