Научная статья на тему 'Изменение параметров психических свойств курсантов - сотрудников специальных подразделений полиции в процессе профессиональной подготовки в вузах МВД России'

Изменение параметров психических свойств курсантов - сотрудников специальных подразделений полиции в процессе профессиональной подготовки в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ / CO-WORKERS OF SPECIAL POLICY SUB-UNITS / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / PSYCHICAL PROCESSES / МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / MANY YEARS'' STANDING DYNAMICS OF INDICES / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / NERVOUS-PSYCHICAL STABILITY / РИСК ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ / DISADAPTATION RISK IN STRESS / SELF EFFECTIVENESS / TOUGHNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметов Р.С.

В статье представлены результаты многолетних исследований параметров психических свойств курсантов вузов МВД России сотрудников специальных подразделений полиции, выполнение профессиональных обязанностей которых связано с непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами для жизни или состояния здоровья, обусловленными сверхсильными раздражителями, вызывающими возможность нарушений в процессе выполнения служебных функций на фоне высокого или запредельного психического напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF PARAMETERS OF PSYCHICAL QUALITIES OF STUDENTS - CO-WORKERS OF SPECIAL POLICE SUB-UNITS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Results of many years' standing researches of psychical qualities parameters of students of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia coworkers of special policy sub-units are presented in the paper. The evidence of carrying out by the students their professional duties is connected with unforeseen serious and direct threats to life or the health condition stipulated by over powerful irritants, which cause the possibility of offences in the process of carrying out official functions. These offences are quite clearly seen on the high or lying beyond the bounds of psychical tension background.

Текст научной работы на тему «Изменение параметров психических свойств курсантов - сотрудников специальных подразделений полиции в процессе профессиональной подготовки в вузах МВД России»

УДК 796.07

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПСИХИЧЕСКИХСВОЙСТВ КУРСАНТОВ - СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аспирант Р. С. Ахметов,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены результаты многолетних исследований параметров психических свойств курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений полиции, выполнение профессиональных обязанностей которых связано с непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами для жизни или состояния здоровья, обусловленными сверхсильными раздражителями, вызывающими возможность нарушений в процессе выполнения служебных функций на фоне высокого или запредельного психического напряжения.

Ключевые слова: сотрудники специальных подразделений полиции; психические процессы; многолетняя динамика показателей; уровень субъективного контроля; самоэффективность; жизнестойкость; нервно-психическая устойчивость; риск дезадаптации в стрессе.

Качество выполнения профессиональных обязанностей специалистов во многом обусловлено уровнем развития их различных личностных характеристик [2, 3, 4, 5]. В ходе многолетних исследований изучались особенности динамики параметров психических свойств курсантов 1-3 курсов вузов МВД России на этапе базовой профессиональной подготовки. При этом основное внимание было уделено показателям, оказывающим, по мнению ряда авторов, непосредственное влияние на результативность выполнения будущими сотрудниками спецподразделений своих должностных обязанностей [1]. К ним относятся:

- Уровень субъективного контроля (УСК), отражающий степень интернальности как индивидуального психологического качества, характеризующего предрасположенность индивида принимать на себя от-

ветственность за события, происходящие в его жизни, объясняя их своим поведением, характером и способностями.

- Характеристики самоэффективности как показатель уверенности индивида в себе.

- Показатель жизнестойкости, отражающий вовлеченность индивида в окружающие события, степень контроля им собственной деятельности и уровень принятия риска.

- Нервно-психическая устойчивость и риск дезадаптации в стрессе.

Анализ полученных данных, характеризующих достоверность изменения значений среднегруппо-вых показателей психологических свойств курсантов 1-3 курсов в течение учебного года, позволил установить научные факты:

- уровень субъективного контроля (интерналь-ность), отражающий степень ответственности индивида за свои поступки, свою жизнь;

- показатель общей интернальности при максимально возможной оценке в 44 балла у обучающихся в среднем составляет: 1 курс - 33,1 балла, 2 курс - 29,0 балла, 3 курс - 28,2 балла. В сопоставлении с максимальным количеством баллов выявленные значения соответствуют уровню выше среднего у всех курсантов. При этом установлена тенденция незначительного снижения абсолютных значений данного параметра по мере увеличения стажа обучения курсантов в вузе;

- показатель субъективного контроля в области достижений при максимально возможной оценке в 12 баллов у курсантов в среднем составляет: 1 курс - 10,0 балла, 2 курс - 9,3 балла, 3 курс - 7,5 балла, что является высокими параметрами. Сохраняется тенденция снижения абсолютных значений данного параметра по мере увеличения стажа обучения в вузе;

- показатель субъективного контроля в области неудач при максимально возможных 12 баллах составляет: 1 курс - 8,7 балла, 2 курс - 8,1 балла, 3 курс - 7,1 балла, которые также являются объективно достаточно высокими значениями. По данной характеристике курсантов также установлена тенденция его снижения по мере увеличения стажа профессиональной подготовки;

- показатель субъективного контроля в области межличностных отношений при максимально возможной оценке 4 балла у обучающихся 1 курса составляет 3,4 балла, 2 курса - 3,2 балла, 3 курса - 2,4 балла, что у курсантов первого и второго года обучения соответствует высокому, а третьего года - среднему уровню. Тенденция к снижению абсолютных значений данного параметра по мере взросления обучающихся сохраняется;

- показатель субъективного контроля в области здоровья при максимальной оценке в 4 балла составляет у курсантов 1 курса - 2,8 балла, 2 курса - 2,6 балла, 3 курса - 2,3 балла, что является показателем выше среднего с сохранением тенденции его уменьшения по мере перехода обучающихся на старшие курсы.

В процессе предварительных исследований также выявлялись возможности курсантов в оценивании умения осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом (тест «Самоэффективность»). Разработчиками данного теста ориентировочная норма установлена в диапазоне 34,94±4,74 балла. В соответствии с указанной нормой все курсанты обладают достаточно высоким уровнем развития данной характеристики: 1 курс - 34,0 балла, 2 курс - 31,5 балла, 3 курс - 31,0 балла. Изучение динамики изменения данного показателя свидетельствует о тенденции явного уменьшения его абсолютных значений только от первого ко второму году профессиональной подготовки.

Жизнестойкость курсантов как показатель меры их способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность без снижения успешности выполнения избранного вида деятельности. Эта диспозиция включает три относительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Анализ полученных данных свидетельствует о наличии следующих научных фактов:

- показатель общей жизнестойкости при среднем значении и стандартном отклонении, представленными разработчиками теста в диапазоне 80,72±18,53 балла, у обучающихся всех курсов в среднем установлен на высоком уровне: 1 курс - 108,0 балла, 2 курс - 102,4 балла, 3 курс - 100,5 балла;

- показатель вовлеченности, характеризующийся убежденностью в том, что вовлеченность в происходящее создает максимальную возможность найти нечто стоящее и интересное для личности при среднем значении и стандартном отклонении, представленными разработчиками теста в диапазоне 37,64 балла ± 8,08 балла, соответствует у всех обучающихся высокому уровню и составляет: 1 курс - 46,9±1,34 балла, 2 курс -44,6±0,92 балла, 3 курс - 43,4±1,62 балла;

- показатель контроля как отражение убежденности человека в том, что борьба за результат позволяет позитивно повлиять на итоги происходящего, несмотря на то что это влияние не безгранично и успех не гарантирован, при среднем значении и стандартном отклонении, представленными разработчиками теста в диапазоне 29,17±8,43 балла у курсантов также достаточно высок и составляет: 1 курс - 41,3±0,59 балла, 2 курс - 37,2±0,87 балла, 3 курс - 35,7±1,08 балла;

- показатель принятия риска, определяющий убежденность индивида в том, что все происходящее с ним способствует его развитию за счет приобретаемых знаний и опыта, как позитивного, так и отрицательного, при установленных средних значениях в диапазоне 13,91±4,39 балла у обследованных курсантов также соответствует высокому уровню и составляет: 1 курс -19,8 балла, 2 курс - 20,6±0,41 балла, 3 курс - 21,4±0,74 балла.

По всем характеристикам жизнестойкости за исключением показателя принятия риска установлена общая тенденция снижения их абсолютных значений по мере увеличения стажа профессиональной подготовки. По параметрам принятия риска динамика противоположна - чем старше курсанты, тем выше уровень развития данного показателя.

Нервно-психическая устойчивость курсантов, уровень риска их дезадаптации в случае попадания в стрессовую ситуацию. В соответствии с разработанной авторами шкалой данный показатель у курсантов 1 курса высок и равен 7,3±0,36 балла. По мере увеличения стажа учебной подготовки он несколько ухудшается и составляет на 2 курсе 11,05±0,92 балла, на 3 курсе - 9,3±0,84 балла.

В процессе изучения степени изменения рассматриваемых показателей в течение одного года профессиональной подготовки выявлено:

- существенное изменение в ходе первого года обучения показателей общего субъективного контроля (Р<0,05), субъективного контроля в области достижений (Р<0,05), самоэффективности (Р<0,05), общей жизнестойкости (Р<0,05), контроля как компонента жизнестойкости (Р<0,001) и нервно-психической устойчивости (Р<0,001);

- отсутствие показателей, достоверно изменившихся в ходе второго и третьего года профессиональной подготовки.

В ходе предварительных исследований изучалась достоверность различий между среднегрупповыми показателями психических свойств курсантов 1-3 курсов в годичном учебном цикле (табл.).

Изучение данных статистической обработки свидетельствует о наличии следующих результатов:

Начало учебного года. Курсанты 1 курса имеют преимущество над обучающимися 2 и 3 курсов по следующим показателям:

- общему уровню субъективного контроля (Р<0,001);

- уровню субъективного контроля в области достижений (2 курс - Р<0,01, 3 курс - Р<0,05);

12

№2 I 2013

- уровню субъективного контроля в области неудач, межличностных отношений и здоровья (Р<0,05);

- показателю самоэффективности (Р<0,05);

- общей жизнестойкости (Р<0,01), вовлеченности (Р<0,05), контроля (Р<0,001);

- нервно-психической устойчивости (Р<0,05).

Между уровнем развития изучаемых характеристик

курсантов 2 и 3 года профессиональной подготовки существенных различий не выявлено.

Окончание учебного года. Установлено существенное преимущество курсантов 1 курса по сравнению со старшими обучающимися по следующим психическим свойствам:

- общему уровню субъективного контроля над курсантами 3 года обучения (Р<0,05);

- уровню субъективного контроля в области достижений по сравнению с обучающимися 2 курса;

- по показателю контроля в рамках теста жизнестойкости по сравнению с курсантами 2 (Р<0,05) и 3 (Р<0,01) года обучения.

Между обучающимися 2 и 3 года профессиональной подготовки достоверных различий по уровню развития психических свойств не выявлено.

Одним из важнейших критериев, отражающих динамику изучаемых характеристик человека, является изменение параметров их темпов прироста (Тпр.).

Данные, характеризующие параметры Тпр., которые отражают изменения изучаемых параметров в ходе учебного года, представленные на рисунке, позволяют констатировать:

В процессе профессиональной подготовки на 1 году обучения установлено снижение Тпр. по всем параметрам за исключением принятия риска в рамках теста жизнестойкости, по которому установлено повышение уровня на 20%.

психологических свойств курсантов 1-3 курсов в течение учебного года

Таблица

Достоверность различий значений среднегрупповых показателей психических свойств между

курсантами 1-3 курсов в течение учебного года

№ п/п Психологические свойства(балл) Начало года Конец года

Курсы

1-2 1-3 2-3 1-2 1-3 2-3

1 Уровень субъективного контроля:

- общий; <0,001 <0,001 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05

- в области достижений; <0,01 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05

- в области неудач; >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

- в области межличностных отношений; >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05

- в области здоровья. >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

2 Самоэффективность <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

3 Жизнестойкость (общий балл): <0,01 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

- вовлеченность; <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

- контроль; <0,001 <0,001 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05

- принятие риска. >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

4 Нервно-психическая устойчивость <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05

Примечание: Подчеркнуты достоверные значения уровня Р.

В группу пяти показателей с наибольшими негативными изменениями вошли:

- нервно-психическая устойчивость (-20,9%);

- уровень субъективного контроля в области достижений (-11,6%);

- общий уровень субъективного контроля (-8,5%);

- контроль в рамках теста жизнестойкости (-7,3%);

- средний показатель Тпр. (-6,6%).

123456789 10 11

3 1 1,4

1

-5 -7

и

-2,9

и

-4,4

и

-4,3

-1,4

-5,5

-0,6 -0,4 -0,9 -1,4

-2,6

-8,7

1 2 3 4 5 6 7

3 1 -1 -3 -5 -7 -9 -11

9 10 11

2,4

-1

-3,9

тт

-2,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XI

-1,4

-4,9 -5,1

0 -1,2 -1,6

-9,8

-3,6

-10,2

2 -0 --2 --4 --6 --8 --10 --12 --14 -16 -18 -20 -22

1 23456789 10 11

2,0 П

-3,0

-3,0 -3,6

-3,6

-8,5

-4,7

-6,1

-4,6 -4,4

-7,3

-11,6

-6,6

-20,9

Рис. Темпы прироста значений среднегрупповых показателей

В ходе 2 года профессионального обучения также выявлено снижение параметров Тпр. по всем изучаемым признакам за исключением принятия риска (2,4%).

К группе пяти параметров психических свойств с наибольшими негативными изменениями относятся:

- нервно-психическая устойчивость (-10,2%);

- уровень субъективного контроля в области межличностных отношений (-9,8%);

- уровень субъективного контроля в области неудач (-5,1%);

- уровень субъективного контроля в области достижений (-4,9%);

- уровень субъективного контроля в области здоровья (-3,9%).

В процессе профессиональной подготовки на 3 курсе у обучающихся продолжается снижение Тпр. по изучаемым характеристикам за исключением параметра контроля в рамках теста жизнестойкости, который увеличился на 1,4%.

В состав показателей с наибольшими негативными изменениями вошли:

- уровень субъективного контроля в области межличностных отношений (-8,7%);

- уровень субъективного контроля в области достижений (-5,5%);

- уровень субъективного контроля в области здоровья (-4,4%);

- нервно-психическая устойчивость (-4,3%);

- средние Тпр. по всем изучаемым признакам (-2,6%).

Таким образом, в ходе предварительных исследо-

ваний выявлены особенности изменения показателей психических свойств, имеющих большое значение в ходе профессиональной подготовки и выполнения служебных обязанностей, являющиеся одним из оснований для коррекции проектировочной деятельности педагогов, обеспечивающих процесс физического воспитания курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов, Р. С., Ганченко И. О. Особенности динамики профессионально важных качеств сотрудников специальных полицейских подразделений в процессе обучения в вузах МВД России // Актуальные вопросы физической культуры и спорта; труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. А. И. Погребного. - Т. 14. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - С. 16-21.

2. Борисов, А. Б. Взаимосвязь видов мотивов и знаний курсантов морских колледжей // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2011. - № 2. - С. 72-75.

3. Волненко, Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. - № 8 (42). - 2008. - С. 25-28.

4. Дружинин, А. В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 147 с.

5. Магомадов Р. А. Динамика показателей уровня развития психических качеств курсантов морских вузов в процессе профессиональной подготовки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2012. - № 4. - С. 18-20.

CHANGES OF PARAMETERS OF PSYCHICAL QUALITIES OF STUDENTS - CO-WORKERS OF SPECIAL POLICE SUB-UNITS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

R. Akhmetov, Post-graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Results of many years' standing researches of psychical qualities parameters of students of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia - coworkers of special policy sub-units are presented in the paper. The evidence of carrying out by the students their professional duties is connected with unforeseen serious and direct threats to life or the health condition stipulated by over - powerful irritants, which cause the possibility of

offences in the process of carrying out official functions. These offences are quite clearly seen on the high or lying beyond the bounds of psychical tension background.

Key words: co-workers of special policy sub-units, psychical processes, many years' standing dynamics of indices, level of subjective control, self - effectiveness, toughness, nervous-psychical stability, disadaptation risk in stress.

14

№2 l 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.