УДК 347.19
А. А. Молчанов*, А.В. Шахматов**
Изменение общих положений гражданского законодательства о юридических лицах в системе МВД России
В статье проанализировано правовое положение федерального государственного казенного учреждения в системе МВД как юридического лица.
Ключевые слова: юридическое лицо, казенное учреждение, смета, организационное единство, устав.
A.A. Molchanov *, A.V. Shakhmatov **. Change of the general provisions of the civil legislation on legal entities in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia. The paper analyses the legal status of the Federal state government agencies in the system of the Ministry of internal Affairs as a juristic person.
Keywords: juristic person, a state-owned institution, estimate, organizational unity, bylaws.
На нынешнем этапе совершенствования Гражданского кодекса Российской Федерации конструкция федерального государственного казенного учреждения как юридического лица, не являющегося собственником имущества в системе МВД, проходит модернизацию с учетом вновь принятых и содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих их гражданско-правовой статус, таких как ст. 120 ГК РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 16 ноября 2011 г.) «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (в редакции от 6 ноября 2011 г.) «Об автономных учреждениях»; Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 (в редакции от 30 ноября 2011 г., с изменениями от 6 декабря 2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (в редакции от 6 декабря 2011 г.) «О полиции» и др.
Понятие казенного учреждения дано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить перед государством вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК):
1) организационное единство;
2) имущественная обособленность;
3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени [1, с. 184].
Для федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД характерно то, что их организационное единство выражается в наличии внутренних подразделений (отделов, отделений и т.д.), приспособленных к выполнению возложенных на них задач, а также соответствующих органов управления, начальника, осуществляющего руководство соответствующим казенным учреждением. Благодаря этому рассматриваемое юридическое лицо выступает вовне как единое целое, как единый субъект, хотя может обладать сложной внутренней структурой.
* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права, доктор юридических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 19820б, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Шахматов, Александр Владимирович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the civil law chair, doctor of law, professor. Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 19820б, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: [email protected].
** Shakhmatov, Alexander Vladimirovich, professor of the department operational and investigative activities of the interior Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of legal sciences, professor. Russia, 19820б, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Молчанов А.А., Шахматов А.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Гражданское право
Имущественная обособленность федерального государственного казенного учреждения в системе МВД означает, что имущество, закрепленное на праве оперативного управления за казенным учреждением, подлежит обязательному учету по смете его расходов, утвержденной собственником, на его самостоятельном балансе, т.е. имущество федерального государственного казенного учреждения в системе МВД, составляющее его материальную базу, отделено и обособленно от имущества других юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения и пользования. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, федеральное государственное казенное учреждение в системе МВД отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Это объясняется, прежде всего тем, что имущество принадлежит казенному учреждению только лишь на праве оперативного управления, и распорядиться им в качестве средства погашения кредиторской задолженности казенное учреждение не имеет права. В силу этого в законе установлена денежная ответственность казенного учреждения.
Собственник имущества федерального государственного казенного учреждения в системе МВД несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности указанных денежных средств.
Самостоятельное выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде по гражданско-правовым спорам.
Федеральное государственное казенное учреждение в системе МВД должно иметь бюджетную смету. Смета отражает поступление и расходование финансовых средств и является формой организации имущественного обособления казенных учреждений, финансируемых за счет внешнего источника. Смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Учет имущества подразделений ОВД осуществляется главным образом в форме бухгалтерского учета. Основные требования и правила его ведения закреплены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» и иными актами.
Федеральное государственное казенное учреждение в системе МВД согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ создается для осуществления управленческой деятельности.
В своей деятельности федеральные государственные казенные учреждения в системе МВД руководствуются законами и нормативными актами, в которых в основном содержатся императивные нормы, наделяющие данные юридические лица властными правами и обязанностями. Кроме того, казенные учреждения становятся участниками и гражданско-правовых отношений. Соответственно, в нормативных актах, регламентирующих деятельность федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД, содержатся и нормы гражданско-правового характера. Поэтому специфика возникающих на их основе гражданско-правовых отношений проявляется в том, что они прямо или косвенно связаны с выполнением возложенных на федеральные государственные казенные учреждения в системе МВД задач в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Процесс создания федерального государственного казенного учреждения в системе МВД в результате его учреждения собственником, которому принадлежит имущество, на базе которого и будет функционировать в дальнейшем учреждение, можно разделить на два этапа: первый этап — это принятие решения собственником о создании казенного учреждения, в результате которого учредитель утверждает устав, на основании которого впоследствии и будет действовать данное учреждение; вторым, заключительным, этапом является государственная регистрация казенного учреждения в качестве самостоятельного юридического лица.
Устав содержит следующие сведения: наименование, указывающее на организационно-правовую форму, а именно на казенное учреждение, что позволяет участникам оборота определить основные
признаки данного юридического лица, характер деятельности, порядок и условия ответственности; место нахождения, которым по общему правилу принято считать место его государственной регистрации; предмет и цели деятельности, поскольку именно цели деятельности позволяют отнести казенное учреждение к некоммерческим организациям; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; сведения о филиалах, представительствах и др.
Руководство деятельностью федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции единолично. Руководители указанных органов назначаются на должность министром внутренних дел республики в составе Российской Федерации, начальником управления (главного управления) внутренних дел края, области, автономной области, автономного округа, ГУ МВД Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с правительством или с главой местной администрации. Действия начальника в пределах его компетенции рассматриваются как действия самого учреждения, в результате которых у последнего возникают, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности.
Взаимоотношения, которые складываются между начальником и его подчиненными, характеризуются как отношения власти и подчинения. Данное право закреплено за начальником в виде его властных правомочий.
Начальник казенного учреждения МВД по сравнению со своими подчиненными обладает более широкой компетенцией, является волеизъявляющим органом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы, бланки установленного образца.
Создавая федеральное государственное казенное учреждение в системе МВД и утверждая его устав, собственник должен указать обстоятельства, наступление которых может повлечь ликвидацию создаваемого казенного учреждения, порядок данной ликвидации и дальнейшего, в случае ликвидации, использования имущества, ранее находившегося в оперативном управлении у данного казенного учреждения.
Государственная регистрация является заключительным этапом создания федерального государственного казенного учреждения в системе МВД. По смыслу ст. 51, 120 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 16 ноября 2011 г.) «О некоммерческих организациях», ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в редакции от 1 аперля 2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 (в редакции от 16 сентября 2003 г.) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» для возникновения федерального государственного казенного учреждения в системе МВД необходимо проявление волеизъявления собственника создать это учреждение и зарегистрировать его в установленном порядке. В отношении существующих учреждений принимается либо постановление Правительства России об утверждении устава (положения) [2], либо указ Президента России [3].
В системе МВД существует масса учреждений, непосредственной задачей которых не является осуществление основных задач органов внутренних дел: они выполняют вспомогательные, но не мене важные функции, которые в конечном счёте обеспечивают полноценное функционирование всей системы в целом.
Так, к юридическим лицам, входящим в систему МВД РФ и имеющим организационно-правовую форму казенного учреждения, относятся высшие учебные заведения МВД РФ, одной из основных задач которых является реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в сфере правоохранительной и других видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации [4]. Иными словами, данные казенные учреждения готовят квалифицированные кадры для МВД, которые в дальнейшем использует эта система для выполнения своих целей — целей государства.
Кроме вузов МВД, к казенным учреждениям, выполняющим специфические задачи, стоящие перед органами внутренних дел, можно отнести ещё множество учреждений, например: всевозможные информационные центры МВД РФ, в т.ч. относящиеся сюда ГИЦ МВД России и информационные центры УВД. Данные учреждения выполняют информационное обеспечение всей системы МВД; разнообразные медицинские, криминалистические учреждения и т.д. Дать их полный перечень и характеристику в рамках данной статьи из-за их большого количества и специфики деятельности отдельных из них, информация о которых не всегда доступна широкому кругу лиц, по нашему мнению, не представляется целесообразным.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Гражданское право
Гражданско-правовой статус федерального государственного казенного учреждения в системе МВД как юридического лица дает право участвовать в гражданском обороте от своего имени только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности. В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого соответствующего федерального государственного казенного учреждения в системе МВД.
Однако следует подчеркнуть, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения сделкоспособности федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД по обязательствам, возникающим из приносящей доход деятельности. В результате этого гражданская правосубъектность федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД приближается к правосубъектности других участников гражданско-правовых отношений.
Договорные отношения с участием федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД отличаются определенной специфичностью, но, вне зависимости от этого, действующее гражданское законодательство рассматривает учреждения МВД как обычный субъект гражданских правоотношений.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в редакции от 12 декабря 2011 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Положением о Министерстве внутренних дел РФ федеральные государственные казенные учреждения в системе МВД осуществляют функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает министр внутренних дел Российской Федерации, а также закупку (или поставку) сельскохозяйственной продукции для собственных нужд; заключают государственные контракты на выполнение подрядных работ на капитальное строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов системы МВД России, а также жилищное строительство; заключают договоры на охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
Развитие рыночных отношений разнообразило сферу оказания услуг, в которой нашлось место и для участия федеральных государственных казенных учреждений в системе МВД, например, предоставление ГИЦ МВД России и информационных центров МВД, УВД платных информационных и других услуг на договорной основе, предоставление архивной информации, договорные экспертизы вещественных доказательств, предоставление экспертно-криминалистическими подразделениями по согласованию с руководством МВД России платных методических, научно-исследовательских услуг по профилю своей деятельности сторонним организациям и многие другие услуги.
Таким образом, российский законодатель впервые определяет федеральное государственное казенное учреждение в системе МВД как самостоятельное некоммерческое юридическое лицо, участвующее в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено тем, что цель и деятельность таких казенных учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах, поскольку они участвуют в гражданском обороте только для совершения сделок, направленных на обеспечение своей внутрихозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Российское гражданское право : учебник : в 2 т. — Т. I / отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Статут, 2010.
2. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 611 «О создании Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / СЗ РФ. — 1998. - № 25. - Ст. 2931.
3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
4. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 589 «О создании образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД РФ» / / СЗ РФ. - 1996. - № 13. - Ст. 2532.