Научная статья на тему 'Изменение общественного сознания японцев во второй половине XX в'

Изменение общественного сознания японцев во второй половине XX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
648
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чертушкина Евгения Владимировна

В феврале 1972 г. после инцидента с захватом заложницы в пансионате г. Каруидзава телевидение Японии было признано самым реалистичным СМИ в стране. Начался бум на мультипликационные фильмы явление, кардинально изменившее сознание поколения молодых японцев. При этом именно мультфильм (в данном случае «Космический линкор "Ямато"») послужил толчком к обретению японцами гордости за свою страну, которую они утратили после поражения во Второй мировой войне, а юное поколение сыграло немаловажную роль в превращении японской анимации в оригинальный продукт с мировым именем. Автор прослеживает эти факты новейшей истории Японии и анализирует их влияние на изменение общественного сознания японцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of public perception of the Japanese in the second half of the XX century

The hostage-taking incident occurred in 1972 in Karuizawa lodging house, Japan, had an extraordinary importance for acknowledgement of the role of television broadcasting based on real time. The animation boom began; a new type. It was the animated cartoon (Space Cruiser «Yamato») which really helped the Japanese to become proud of their country again after its collapse in the World War Two, and the young generation played a great part in transformation of the Japanese animation into the original product with the world-famous name. The author observes the facts of the modern history of Japan and analyses their influence on changing the public perception of the Japanese.

Текст научной работы на тему «Изменение общественного сознания японцев во второй половине XX в»

Вестник ДВО РАН. 2007. № 5

Е.В.ЧЕРТУШКИНА

Изменение общественного сознания японцев во второй половине XX в.

В феврале 1972 г. после инцидента с захватом заложницы в пансионате г. Каруидзава телевидение Японии было признано самым реалистичным СМИ в стране. Начался бум на мультипликационные фильмы — явление, кардинально изменившее сознание поколения молодых японцев. При этом именно мультфильм (в данном случае «Космический линкор “Ямато”») послужил толчком к обретению японцами гордости за свою страну, которую они утратили после поражения во Второй мировой войне, а юное поколение сыграло немаловажную роль в превращении японской анимации в оригинальный продукт с мировым именем. Автор прослеживает эти факты новейшей истории Японии и анализирует их влияние на изменение общественного сознания японцев.

Change of public perception of the Japanese in the second half of the XX century. E.V.CHERTUSHKINA (Institute of Oriental Studies, Far Eastern National University, Vladivostok).

The hostage-taking incident occurred in 1972 in Karuizawa lodging house, Japan, had an extraordinary importance for acknowledgement of the role of television broadcasting based on real time. The animation boom began; a new type. It was the animated cartoon (Space Cruiser «Yamato») which really helped the Japanese to become proud of their country again after its collapse in the World War Two, and the young generation played a great part in transformation of the Japanese animation into the original product with the world-famous name. The author observes the facts of the modern history of Japan and analyses their influence on changing the public perception of the Japanese.

Завершение эпохи контркультуры

Согласно мнению японских авторитетных источников, 1972 год - поворотный в послевоенной культуре Японии в целом и развитии телевидения в частности [3, 4, 6]. События, о которых пойдет речь, начались с ареста руководителей ультралевой организации «Красная Армия», база которой располагалась в горах префектуры Гумма. Пяти боевикам удалось избежать ареста и скрыться в курортном городе Каруидзава (префектура Нагано). 19 февраля они захватили здание пансионата Асама-сансо (принадлежало фирме «Каваи», производившей музыкальные инструменты) и взяли в заложницу 30-летнюю супругу смотрителя пансионата. При попытке проникнуть в здание полиция натолкнулась на жестокое сопротивление и была вынуждена заняться долгой и тщательной подготовкой последующих действий. Однако общественность волновал главный вопрос: будет ли спасена заложница? В данной ситуации единственным способом, который позволял следить за развитием событий, была телевизионная трансляция.

Утром 28 февраля, когда телевидение оперативно освещало волнующие всю страну события в Асама-сансо, главной новостью, занимавшей передовые полосы всех газет, был прорыв в отношениях между США и Китаем. Хисаси Хиэда, президент телекомпании TV Fuji, чувствуя, что наступает критический момент, распорядился отменить рекламу и плановые передачи канала. Прямая трансляция и показ в записи драматических кадров освобождения заложницы заняли на канале TV Fuji почти 9 ч эфирного времени, в результате отменили 249 рекламных роликов общей длительностью более часа: компания понесла убытки на сумму 20 млн иен. «Мы не должны транслировать рекламу в такое время, - сказал Хиэда в беседе с рекламным отделом. - Подумайте о том, что трагедия может коснуться

ЧЕРТУШКИНА Евгения Владимировна - соискатель (Восточный институт ДВГУ, Владивосток).

каждого из нас, в том числе и наших спонсоров». Телекомпании TBS и NET (теперь Asahi National Broadcasting Co.) последовали примеру TV Fuji.

В 18:15 полиция, наконец, сообщила о спасении заложницы. В 18:26 рейтинг телевидения достиг максимума - 89,7%.

Описываемый инцидент стал чрезвычайно важным: был брошен вызов устоявшемуся мнению о том, что телевизионный репортаж значительно уступает газетному, телевидение признали самым реалистичным СМИ, и, главное, способность телекамеры улавливать истинный характер человеческой природы оказалась вне конкуренции [3].

Инцидентом в Асама-сансо завершается эпоха контркультуры1 в Японии - протест-ное движение молодежи 1960-х годов. Страна стала богаче, притча о «комнате размером в 4,5 дзё2 (т.е. о необходимости ограничивать потребности) утратила свою актуальность [6, р. 101]. Интерес молодежи к проблемам государства и общества в целом переориентировался на внутреннюю жизнь человека. В Японии так же, как и в высоко развитых капиталистических обществах Европы и Америки, из-за изменившихся условий жизни, ее приоритетов многие жанры искусства претерпели изменения. На первый план вышли рок-музыка, кинофильмы со спецэффектами, поп-культура, появились наркотики, персональные компьютеры, и главное, молодежь утратила интерес к политике и традиционной культуре, а вместе с этим исчезло такое понятие, как авангард3.

Обозначилась группа людей, принадлежащая к так называемой культуре отаку, состоявшая из средне- и старшеклассников. Под отаку принято понимать человека, маниакально увлеченного мультфильмами, комиксами, «любящего такие жанры, которые взрослому любить стыдно» [4, р. 15]. Существует множество определений этого явления; согласно одному из них, предложенному критиком Сюнсукэ Сэридзава, это «интро-интроверт4, разрушающий границы между реальным и виртуальным мирами [5, p. 148]. По определению известного писателя, социолога и критика Эйдзи Ооцука, отаку называют человека, который преследует воображаемую реальность, берет ее за модель и создает для себя нечто наподобие психологического мира [7, p. 119]. Неоднозначна и оценка, даваемая отаку в Японии, - от резко отрицательной до положительной. Но очевидно то, что их появлению способствовали меняющиеся экономические и социальные условия.

Технический прогресс с его новшеством - изобретением дистанционного пульта (1972 г.) - внес еще одно изменение в жизнь японцев, которые до этого времени телепередачу обычно смотрели до конца и не меняли каналы во время рекламной паузы. Это событие совпало со временем, когда из семей «исчезли» отцы: зачастую они допоздна задерживались на работе. Теперь, если они находились дома, то считались с мнением детей: право переключения каналов, ранее безоговорочно принадлежавшее главе семейства, перешло к детям. Телевизор, который смотрят семьей, стал телевизором, который смотрят в одиночку.

1 Контркультура является, с одной стороны, выражением кризиса социализации молодежи, стремящейся растянуть инфантильно-потребительский период своего существования, с другой - феноменом, связанным с формированием определенного типа личности, который также называется контркультурным [2].

2 7,4 м2.

3 Авангард (фр. avantgarde - передовой отряд) - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры и начало ее глобального перехода в иное качество; является реакцией художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ столетия [1].

4 Интро-интроверт - человек, живущий преимущественно в автономном мире, созданном его воображением. Для него внешний мир и его собственные впечатления от него не более чем первичное сырье для последующей внутренней обработки, которой он занимается с увлечением, забывая про все на свете и в первую очередь - про принцип реальности. Согласно учению З.Фрейда, по мере взросления индивида данный принцип должен приходить на смену принципу (субъективного) удовольствия. Интро-интроверт в этом смысле не взрослеет [10].

Наступила эпоха, когда его установили и в детской комнате: число людей и телевизоров сравнялось. Этому способствовали изменения в промышленности. Фраза «сделано в Японии», которая еще в 1960-х годах являлась синонимом низкокачественного товара, уже в первой половине 1970-х стала ассоциироваться с дешевым товаром высокого качества.

Мультипликационный бум и появление поколения «новых пришельцев»

Знаменательным стало событие декабря 1972 г. - телеканал ТУ Рид начал показ мультфильма «Мазингер Зет», герой которого, огромный робот, управляется не дистанционно, как в фильме «Железный человек номер 28», а пилотом, находящимся в кабине машины. К этому типу мультфильмов принадлежат также «Мобильный воин ГАНДАМ» и «Евангелион нового поколения». Однако среди множества популярных мультфильмов-анимэ в качестве эпохального выделяют «Космический линкор “Ямато”», который был показан по телевидению в октябре 1974 г. Изначально мультипликация была ориентирована на детское сознание, но «Космический линкор» был рассчитан на более серьезные слои японского общества, например политические.

В связи с этим есть все основания говорить об изменении сознания молодых японцев: вместе с фильмом появилось поколение, именуемое «новыми пришельцами» [4-6]. Если основными поклонниками мультфильма 1970 г. «Завтрашний Джо» было поколение «бэби-бумеров»5, участвовавших в студенческих движениях, то фанатами «Ямато» были юные японцы, люди нового типа, родившиеся после 1955 г. Именно они воссоздали патриотический дух современного японского государства. Эта молодежь с детским сознанием была названа поколением Питера Пена6. В 1977 г. СМИ писали, как новое поколение ночами простаивало перед кинотеатром, чтобы посмотреть полноформатную версию «Космического линкора “Ямато”». А ведь во время первой трансляции «Ямато», пробуждавший не очень хорошие воспоминания в связи с трагическим поражением Японии в войне, его популярность и рейтинг были очень низкими, показ был завершен в марте 1975 г., спустя лишь полгода после его начала.

В первой половине 1970-х годов довольно большое число молодежи имело доступ к студиям анимэ: сами студии мультипликации принимали посетителей, желавших понаблюдать кухню создания мультфильмов, стараясь, чтобы число поклонников увеличивалось. В то время страна переживала бум, связанный с озвучиванием мультфильмов: молодежь ожидала выхода любимых актеров у дверей студий, дублеры, завоевавшие популярность, получали горы писем от поклонников, которые спрашивали, что нужно делать, чтобы прийти в эту профессию. Стали популярным коллекционирование целлулоидных трафаретов, любительские комиксы; начали организовываться ярмарки комиксов (комикэ), на которых представлялись любительские произведения. Поклонники налаживали связи друг с другом.

Так зародился и клуб поклонников «Космического линкора “Ямато”». Их узкий круг вскоре расширился и охватил всю страну: к концу 1970-х годов существовало примерно

5 Люди, появившиеся на свет в период резкого увеличения рождаемости 1945-1950-х годов. Появление этого поколения исторически связано с окончанием Второй мировой войны 1939-1945 гг. и последовавшим демографическим взрывом. Сегодня к «бэби-бумерам» относятся люди в возрасте от 45 до 60 лет, которые составляют значительную часть потребителей и оказывают мощное влияние на экономику. Например, по данным журнала «MediaGuardian», в Великобритании «baby boomers» владеют более чем 466 млрд фунтов персональных сбережений в стране и совсем не прочь израсходовать их. Исследования, касающиеся людей этого возраста, показали, что у них много общего с молодежью, например, они так же часто посещают питейные заведения и рестораны, однако могут позволить себе потратить больше [8].

6 Храбрый мальчик Питер Пен из чудесной страны Неверленд, который «никогда не станет взрослым» и умеет летать - герой классической детской пьесы шотландского писателя Джеймса Берри.

700 групп поклонников «Ямато». В августе 1977 г., накануне открытия показа полноформатного «Космического линкора», с вечера у кинотеатра выстроились очереди.

К тому времени минуло 30 лет с момента окончания Второй мировой войны, а японцы все еще не могли избавиться от комплекса поражения в ней - линкор «Ямато», потопленный в 1945 г. американскими бомбардировщиками, был символом унизительного проигрыша. Однако «Космический линкор “Ямато”» в буквальном смысле воскресил Японию. Теперь это был не линкор эпохи Второй мировой войны, а японский космический корабль, для спасения всей планеты поднявшийся в воздух. Взрослое поколение, которое также смотрело фильм, наконец смогло понять юных фанатов - ведь именно они воссоздали дух патриотизма японского государства.

Переход от поколения масс к поколению индивидуалистов

В конце 1970-х годов происходит резкая трансформация от трафаретного сознания телеаудитории, навязанного СМИ, к сознанию индивидуальному [4, 6]. Этому способствовало не только телевидение, но и компьютерные технологии, создание фан-клубов. Первым представителям поколения «нового человека», родившимся в 1955 г. и обожавшим группу «Кяндидзу» («Карамельки»), исполнилось по 23 года и они стали служащими. Вокалистка «Пинку рэди» («Розовая леди»), пришедшая на смену «Кяндидзу», завоевала множество поклонников, начиная с младшеклассников и заканчивая взрослыми. В это время и проявило себя поколение отаку, молодых людей, родившихся в 1960-х годах. Оно по сравнению с «новыми пришельцами» имело еще большую свободу мышления, не скованного устоявшимися представлениями, среди них было много и тех, кто работал в анимации.

Рейтинг телевизионной популярности мультфильма «Космический пират капитан Харлок» по произведению Рэйдзи Мацумото в марте 1978 г. оказался на удивление низок. Фильм не отвечал новым запросам зрителей. Этот факт свидетельствовал о еще одном изменении в сознании людей: на смену поколению масс пришло поколение индивидуалистов - эти новые активные поклонники мультипликационных фильмов были трудными для рынка, т. е. требовали иного подхода и продукции иного качества.

В августе 1979 г. «Галактический экспресс 999», снятый по оригинальному замыслу Мацумото, завоевал бешеную популярность. Создатели фильма ставку делали на молодежь, несколько изменив полнометражный вариант: главному герою Тэцуро Хосино было не 10, как в старой ленте, а 15 лет (именно столько было новым фанатам мультипликации), 999 - цифра перед 1000, она несет некую незавершенность.

После выхода «Галактического экспресса» государственная компания железнодорожного сообщения Ж организовала экспресс 999 неизвестного направления, который, естественно, стал популярен, были реализованы и другие бизнес-идеи, которые подсказал фильм (впоследствии было снято его продолжение).

В то время как капитан Харлок привлекал поклонников своей внешностью, а Сусуму Кодай был представителем элиты и красавцем (герои предыдущих лент), Тэцуро Хосино -всего лишь маменькин сынок, не имеющий собственного «я», не отличавшийся боевыми качествами. Он с лицом круглым, как картошка, был жалок. И тем не менее его образ был куда более реалистичен, близок и понятен молодому зрителю. Тэцуро стал героем нового типа. Успех фильма определяло и то, что акцент был сделан на психологию - качественное совершенствование личности. Данная концепция находит отклик в существующей и популярной в Японии теории развития космоса и человека - о переходе в шестую расу, которая будет читать мысли, уметь перемещаться в пространстве, т.е. обладать уникальными творческими и иными способностями.

Таким образом, главное достоинство анимэ заключалось в неограниченных возможностях показа ирреального или будущего мира, способности воссоздания любой картины из собственного воображения. Постепенно все более популярными становились не только мультфильмы по мотивам комиксов, но произведения, снятые по оригинальным сценариям.

То, что был сделан акцент на психологизме героя, способствовало началу нового этапа в развитии мультипликации. В 1979 г., когда был показан полнометражный «Галактический экспресс 999», по телевидению началась трансляция «Мобильного воина ГАНДАМ». Создатели предполагали, что он будет популярен, так как по всем признакам «вписывался» в бум на крупногабаритных роботов, начавшийся с 1972 г. с мультфильма «Мазин-гер Зет». Однако рейтинг фильма был низок, а фигурки робота, выпущенные его спонсором, не продавались (бум на них пошел на спад). Прежние мультипликационные фильмы с крупногабаритными роботами были нравоучительны и легки для понимания, даже детского. Однако в «ГАНДАМе» отношения между противниками были запутаны, и враг не обязательно оказывался отрицательным героем. У фильма был многослойный, тщательно продуманный сюжет. Понадобилось время, чтобы публика оценила и приняла подобный мультфильм.

1979 г. характерен тем, что появились серийные мультфильмы: в 1970-х их было создано 14, а в 1979 - 40, в 1985 - 45. Это была эпоха массового производства не всегда качественного товара. Однако в памяти людей остались только избранные, подлинно талантливые произведения - «Космический линкор “Ямато”», «Мобильный воин ГАНДАМ». Ряды их поклонников не редеют. С момента выпуска первого «ГАНДАМа» вышло множество продолжений, популярность его не падает и с наступлением XXI в.

В качестве мер, поддерживающих бум на мультипликацию, можно назвать, например, выпуск в продажу фигурок героев мультфильмов. Так, в январе 1980 г., после завершения показа «Мобильного воина ГАНДАМ», компания «Бандай», не являвшаяся спонсором показа, начала продажу модели героя фильма, ставшей популярной и за пределами Японии. Это был традиционный коммерческий ход, поддерживающий само произведение.

В 1981 г. был показан «Мобильный воин ГАНДАМ I» - и опять очередь за билетами молодежь занимала с вечера, но СМИ они уже не интересовали - это стало обычным явлением. Теперь пресса рассматривала бум как новое течение в развитии анимэ с роботами.

Таким образом, в пору обучения в младшей школе дети смотрели «Космический линкор “Ямато”», в средней - «Галактический экспресс 999», а в старшей - «Мобильный воин ГАНДАМ». Каждому этапу взросления ребенка соответствовал определенный мультфильм. 15-летнему главному герою «Мобильного воина» было столько же лет, сколько и Тэцуро в «Галактическом экспрессе». Отец Рэя Амуро, одинокого, все свое время проводящего у компьютера и не умеющего общаться с людьми подростка, - создатель «ГАНДАМа». Рэй, его сын, становится пилотом машины. Установка на преемственность поколений была не нова, однако оригинальными были показ психологического роста героя, сверстника зрителей, то, что борьба противников включала словесный спор, и отсутствие нравоучительности.

Анимация как способ создания ирреальной действительности

Появление человека нового типа - не что иное как отражение идеи избранного народа, которая прослеживается и в популярнейших мультипликационных фильмах «AKIRA» (1988 г.) и «Евангелионе нового века» (1995 г.). Их герои развивали способности, дарованные при рождении, а не приобретали их путем занятий. Эта тенденция проявилась также в мультипликации Европы и Америки.

Начало продажи персональных компьютеров, породивших масс-медиа нового типа, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие анимации. Произведение сериями выпускали в еженедельном журнале комиксов, затем выходили отдельным сборником, а по мотивам создавали полноформатный фильм анимэ. С наступлением мультимедийной эры комикс сопровождался выпуском компьютерной игры.

Вместе с тем в середине 1980-х годов Япония достигла пика экономического развития. В 1986 г., когда показатель японского капитала, вывезенного за границу, вышел на первое место в мире, началась экономика «мыльного пузыря». Эта эпоха сопровождалась массовым осознанием: «Япония - номер один в мире!» и эйфорией: «нам учиться у мира нечему».

В этот период младше- и старшеклассниками стали так называемые младшие бэби-бумеры, или вторые «бэби-бумеры» - дети, родившиеся в 1970-е годы у первого поколения «бэби-бумеров». Представителей этого второго поколения на фоне низкой рождаемости того времени было довольно много. Со второй половины 1980-х годов Япония плавно продвигалась от равномерно развитого общества к социуму с жесткой конкурентной борьбой. Молодежь, начинавшая самостоятельную жизнь в постоянно меняющихся условиях, вынуждена была бороться за свое место в ней.

Производители предпринимали самые изощренные меры, чтобы продать тот или иной товар избалованному потребителю, и сфера мультипликации была чрезвычайно широким полем для деятельности, так как подразумевала выпуск множества сопутствующих товаров. Она была благодарным и неблагодарным трудом одновременно: в случае успеха мультфильма продюсеры получали колоссальные доходы, поскольку поклонники не скупились, приобретая, например, фигурки полюбившихся героев, а в случае провала их ждали огромные убытки. Несомненно, развитие анимации в Японии имеет экономическую основу. Однако этот процесс отразился и на культуре страны и ее общественном сознании: сформировался новый, оригинальный тип мультфильма, а вместе с ним появился новый тип его поклонников. Японские мультфильмы выделялись продуманностью, точностью и неожиданностью сюжета, глубоко прорисованными характерами героев, кроме того, возраст японских зрителей, в отличие Европы и Америки, не был ограничен.

В августе 2004 г. были опубликованы предварительные подсчеты масштабов рынка слоя отаку, проведенные универсальной научно-исследовательской лабораторией Номура: количество лиц, увлекающихся мультипликационными фильмами, внутри Японии составило 2 млн 850 тыс. человек, предположительный масштаб рынка достиг 290 млрд иен [9]. По неофициальным данным, в настоящее время в Японии на 10 человек приходится примерно один отаку, а всего их 10 млн. И если в 1980-х годах они могли оставаться практически незаметными, то сейчас игнорировать их влияние на объем потребления и культуру страны невозможно.

Итак, японская анимация, унаследовавшая некоторые черты традиционной западной, радикальным образом изменила сознание японцев о потенциальных возможностях человека. Предметами обихода современной анимации являются вещи, которые уже окружают или будут со временем окружать человека, - робототехника, компьютерные программы и многие другие. Эти вещи и эти фильмы изменили и будут менять мир, окружающий японца, и вместе с этим изменять его отношение к этому миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков В. В. Авангард // Новая философская энциклопедия Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 27-34.

2. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 1980. 264 с.

3. Хамота Х. Асама-сансо: инцидент, который изменил тележурналистику - http://www.inopressa.ru/details. html?id=11409.

4. Azuma H. Doubutsukasuru posutomodan. Otakukara mita nihonshakai = Постмодерн с признаками животного. Японское общество глазами отаку. Tokyo: Toppan Insatsu, 2001. 195 p.

5. Miyadai Sh. Toumeina sonzaino futoumeina akui = Непрозрачный злой умысел прозрачного существования. Tokyo: Shunjyuusha, 1998. 257 p.

6. Nihonno anime zennshi. Sekaiwo seishita nihon animeno kiseki = Общая история мультипликации. Чудо японской мультипликации, покорившей мир. Yamaguchi Yasuo hensha / под ред. Ясуо Ямагути. Tokyo: TEN-BOOKS, 2004. 223 p.

7. Ueno Ch., Ootsuka E. Hyouryuu suru sekushuarithi = Дрейфующая сексуальность // Kikan Toshi II. Tokush-uu «Seiteki toshi» = Серийный ежеквартальный сборник «Мегполис II». Раздел «Сексуальный город». Tokyo: Kawade shoboushinsha, Toshi dezain kenkyuujo, 1989. 30 Nov. P. 112-127.

8. http://www.advesti.ru/glossary/desk/1866.

9. http://www.podvodny.ru/Archepsych/Lec4.htm.

10. http://www.nri.co.jp/news/2004/040824.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.