Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Ирина Сергеевна, Иванов Александр Леонидович

В данной работе авторы исследуют необходимость в переосмыслении традиционных методов обучения и управления в высших учебных заведениях в связи с повсеместным использованием цифровых технологий и цифровой трансформацией экономики и общества. В основной части работы авторы рассматривают концепцию цифрового университета как новый этап развития высших учебных заведений, его основные элементы, внедрение которых позволит университетам модернизировать классическую модель обучения. В работе авторы изучают направления интеграции цифровых технологий в процесс обучения, выявляя то, как изменение отношения к цифровым технологиям открывает перед университетами новые возможности для развития. Авторами подробно рассмотрены такие методы обучения и управления в современных университетах, как гибридный кампус, смешанное обучение, перевернутый класс, адаптивное обучение и другие. Данная работа может представлять интерес для молодых ученых и академического сообщества, исследующих вопросы и проблемы цифровизации как в контексте высших учебных заведений, так и общества и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING MANAGEMENT AND TEACHING METHODS AT THE UNIVERSITY AMIDST DIGITAL TRANSFORMATION

In this article, authors explore the need to rethink traditional methods of learning and management in higher education institutions amidst digital transformation of the economy and society. In the main part of the article, the authors consider the concept of a digital university and its main elements as a new stage in the development of higher educational institutions. The introduction of this concept will allow universities to modernize the classical model of education. In this article, authors study the directions of integrating digital technologies into the learning process, identifying how changing attitudes towards digital technologies opens up new opportunities for universities to develop. The authors discussed in detail such methods of study and management in modern universities as “hybrid campus”, “mixed learning”, “inverted class”, “adaptive learning”, etc. The article may be of interest to young scientists and the academic community exploring issues and problems of digitalization, both in the context of higher education institutions and society and the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

вопросы инновационной экономики

Том 11 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

изменение методов управления и обучения в университете в контексте цифровой трансформации

Шустова И.С. 1, Иванов А.Л. 1

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной работе авторы исследуют необходимость в переосмыслении традиционных методов обучения и управления в высших учебных заведениях в связи с повсеместным использованием цифровых технологий и цифровой трансформацией экономики и общества. В основной части работы авторы рассматривают концепцию цифрового университета как новый этап развития высших учебных заведений, его основные элементы, внедрение которых позволит университетам модернизировать классическую модель обучения. В работе авторы изучают направления интеграции цифровых технологий в процесс обучения, выявляя то, как изменение отношения к цифровым технологиям открывает перед университетами новые возможности для развития. Авторами подробно рассмотрены такие методы обучения и управления в современных университетах, как гибридный кампус, смешанное обучение, перевернутый класс, адаптивное обучение и другие. Данная работа может представлять интерес для молодых ученых и академического сообщества, исследующих вопросы и проблемы цифровизации как в контексте высших учебных заведений, так и общества и экономики в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровой университет, цифровое образование, цифровая экономика.

changing management and teaching methods at the university amidst digital transformation

Shustova I.S. 1, IvanovA.L. 1

1 RUDN University, Russia

введение

Современную точку развития мировой экономики можно охарактеризовать как одну из «самых непредсказуемых в XXI веке» [4] (Ко$йп, КНотеНепко, 2020). Цифровая экономика становится неотъемлемой частью глобальных экономических процессов, являясь двигателем роста и развития [1] (¡уапоу, Бкш^уа, 2020) в том числе и университетов.

Применение цифровых технологий стало повсеместным явлением в высшем образовании несколько лет назад, а онлайн-образование стало драйвером роста высшего образования. Пандемия COVID-19 лишь ускорила интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс. Закрытие университетов и перевод 1,5 миллиарда студентов

во всем мире [16] в дистанционный формат обучения форсировали изменения в высшем образовании, которые ранее считались трудноосуществимыми и готовились во многих учреждениях в течение многих лет. Эти изменения влекут за собой необходимость выдвижения новых требований к деятельности высших учебных заведений [3] (Kosenok, Bezuevskay, 2019) и становления новой модели университета [5] (Lunev, Luneva, Rakhinskiy, 2019).

Вопрос изучения цифровой трансформации высшего образования находит отражение в ряде современных международных исследований [10, 11, 14, 16-18].

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что процесс трансформации университетов активно начался во всем мире, а модель высшего образования, существовавшая несколько столетий, в настоящее время подвергается изменению из-за новых цифровых подходов к обучению и управлению [10, 18]. Председатель Правительства Российской Федерации, Михаил Владимирович Мишустин 2 декабря 2021 года утвердил направление в области цифровой трансформации образования как стратегическую цель для высшего образования России до 2030 года, что также подтверждает актуальность исследования [8].

Гипотеза работы заключается в доказательстве того, что цифровые технологии уже в настоящее время трансформируют концепцию традиционного университета и модель классического обучения.

ABSTRACT:_

In this article, authors explore the need to rethink traditional methods of learning and management in higher education institutions amidst digital transformation of the economy and society. In the main part of the article, the authors consider the concept of a digital university and its main elements as a new stage in the development of higher educational institutions. The introduction of this concept will allow universities to modernize the classical model of education. In this article, authors study the directions of integrating digital technologies into the learning process, identifying how changing attitudes towards digital technologies opens up new opportunities for universities to develop. The authors discussed in detail such methods of study and management in modern universities as "hybrid campus", "mixed learning", "inverted class", "adaptive learning", etc. The article may be of interest to young scientists and the academic community exploring issues and problems of digitalization, both in the context of higher education institutions and society and the economy as a whole.

KEYWORDS: digital university digital education, digital economy

JEL classification: i23, i25, o31, o33 Received: 10.12.2021 / published: 24.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shustova I.S. (shustova-is0rudn.ru)

CITATION:_

Shustova I.S., Ivanov A.L. (2021) Izmenenie metodov upravleniya i obucheniya v universitete v kontekste tsifrovoy transformatsii [Changing management and teaching methods at the university amidst digital transformation]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 11. (4). - 1613-1626. doi: 10.18334/vinec. 11.4.1 13964

Цель работы состоит в определении и раскрытии новых подходов к обучению и управлению современным университетом в рамках цифровой трансформации.

Научная новизна работы состоит в том, что авторы выявили и исследовали ключевые элементы цифровой трансформации университета, что позволило сделать вывод о том, что уже сегодня происходит становление новой модели университета.

Современные высшие учебные заведения сталкиваются с неизбежной цифровой трансформацией, конкуренцией со стороны онлайн-образования, фундаментальными преобразованиями в экономике и обществе и высокими ожиданиями студентов в отношении персонализированного обучения. Все это привело к становлению новой концепции развития университетов. Идея Университета 4.0 направлена на применение парадигмы Индустрии 4.0 в высших учебных заведениях для содействия автоматизации, адаптации и индивидуализации процессов обучения. Цифровые технологии являются ключевым ресурсом модели Университета 4.0, поскольку они позволяют обеспечить равный доступ к качественному обучению и сделать процесс получения образования персонализированным.

Так, эксперты предполагают, что в образовательном центре будущего -Университете 4.0 - часть преподавателей заменит искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности и цели учащихся. А системы анализа обучения на основе больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта являются основными инструментами для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов, а также обратной связи и поддержки в режиме реального времени. Можно сказать, что концепция Университета 4.0, переосмысливающая традиционные концепции обучения и готовящая квалифицированных специалистов для подготовки к работе в глобальной цифровой среде, является отражением Индустрии 4.0 в сфере образования (табл. 1).

В рамках интеграции цифровых технологий в процесс обучения университеты разрабатывают умные кампусы, применяют технологии дополненной и виртуальной реальности, симуляторы и игры для студентов, чтобы практиковать навыки в реальных и контролируемых виртуальных средах. Как поколение, которое имеет больше

ОБ АВТОРАХ:_

Шустова Ирина Сергеевна, ассистент кафедры менеджмента экономического факультета (вИиз^уачвй rudn.ru)

Иванов Александр Леонидович, аспирант экономического факультета (a1-ivanov0out1ook.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шустова И.С., Иванов А.Л. Изменение методов управления и обучения в университете в контексте цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11. - № 4. - С. 1613-1626. doi: 10.18334^пес. 1 1.4.1 13964

знаний и опыта в области цифровых технологий, чем когда-либо ранее, студенты ожидают, что их будут обучать, используя методы, которые соответствуют их личным предпочтениям [14]. Кроме того, университеты столкнулись с необходимостью обеспечить студентам возможность индивидуализировать свое обучение. [2] (Kosenok, Groshev, Karataeva, 2020). Это означает, что знание новых тенденций и технологий, а также и способность использовать их потенциал станут ключевыми отличительными признаками университета [15].

Основные элементы Университета 4.0 приведены на рисунке 1.

Таблица 1

сравнение промышленных и образовательных революций

промышленные революции образовательные революции

Индустрия 1.0 Университет 1.0

Ограниченное производство, характеризующееся использованием паровых двигателей и добычей угля Образование ограниченно, доступно определенным привилегированным группам в религиозных учреждениях

Индустрия 2.0 Университет 2.0

Массовое производство с использованием электроэнергии Массовое образование с демократизацией доступа к образованию

Индустрия 3.0 Университет 3.0

Интеграция электронных компонентов и информационных технологий в промышленность для автоматизации производственных задач Интеграция цифровых технологий как инструментов преподавания и обучения, новые модели открытого и онлайн-образования (MOOC)

Индустрия 4.0 Университет 4.0

Цифровизация производственного процесса с применением передовых технологий (Интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект, 3D печать), технологическое слияние границ между физическим, биологическим и цифровым мирами Использование цифровых технологий, персо-нализация образования, адаптивное обучение, применение технологических инноваций

Источник: составлено авторами.

По прогнозу Томаса Фрея, ведущего футуролога Института Да Винчи (Колорадо, США), к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом в мире будет образовательная компания, а онлайн-образование станет нормой практически для каждого студента к 2030 году. Так, уже сейчас сектор EdTech демонстрирует следующие показатели по прибыли (рис. 2).

По мере того как онлайн-образование становится все более распространенным, ряд исследователей предполагают, что оно может заменить классический университет выпускникам школ. Например, спрос на онлайн-обучение на платформе Coursera в 2021 году опережает уровень до пандемии, демонстрируя рост на 29% в 2021 году по количеству зарегистрированных пользователей [11].

По состоянию на 2020 год почти 70% онлайн-курсов, предлагаемых российскими университетами, были опубликованы на Национальной платформе открытого обра-

Рис^ок 1. Основные элементы Университета 4.0 Источник: составлено авторами.

Яндекс .Практикум CeekBrains Skyeng Skysmart Skillbox Like Center,

0,5

1,5

2,5

0

Рисунок2. Ведущие платформы онлой н-образования в России в 3 квартале 20а1 года, по выручке (в миллиардах рублай) Источник: Smart Ranking;. Крупнейшие Edtech-компаеии Рессии [6].

зовани я. Кроме того, на платформе Coursera была доступна пятая часть образовательных программ [9].

Рынок труда ежегодно требует новых компетенций и знаний, которые студенты могут быстрее получит!) на обраоов ательных онлайн-платформах. Согласно опросу, лишь 1,6% компаний не приходитня ондельео висполнять дефицмт знаний новых работников. Действительнх, тание работодатели, как (Google, Apple, IBM и Ernst & Young, отменили необходимость в наличии диплома о высшем образовании даже для некоторых из своих высококвалифицированных должностей. Рынок профессиональных навыковpазвивается, и хбразование должно развиваться вместе с ним. В связи с чем университетам нужно быть гибкими и адаптивными.

100 80 60 40 20 0

92

71

44

...........>............I.........H I

2016

2017

2018

22019

2020

2021

Рисунок 3. Число зарегистриров-нныи на Coursera польз-вателей Источник: Coursera Impact Report2021 [11].

Другие edX

СДО СП2ГУ Открытая онлайн-академия Coursera

Национальная платформа открытого образования

■ 3% 1%

I 2%

■ 4%

20%

68%

Рисунок 4. Размещение волайо-курсов российскихуниверситетов на платформах для онлайн-обрааования Источник: Отчет «Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату вбрчения», Со uaeburg.ru [9].

Бесспорно, онлайн-обучение не сможет полностью заменить традиционный университет, поскольку в образовании не перестанут функционировать механизмы и процедуры государственной аккредитации, а ряд специальностей роипример, таких как врачи или юристы) попросту не смогут обойтись без подхвеоладенил своих компетенций. Тем не менее университетыдолжны искать способы,чтобы максимизировать преимущества, связанные с онлайн-обучением.

Например, университеты по всему миру включают онлайн-курсы в свои учебные программы или открывают их в сотрудничестве с онлайн-платформами. Так, на платформе для онлайн-обуче ния Соигеега представлены более 4000 хурсов совместно со 175 университетами, 8 из которых являются российскими. Важно понимать, что цифровые технологии изменяют способ доставки контента, но они не препятствуют основной! миссии отр асли, опособ ствуя взрывному ро сту отр асли благодаря удобству, персонализации и имтерактивности. Кроме того, важно понимать, что онлайн-обуче-

ние, основанное на технологиях, упускает из виду то, что является центральным и ценным для высшего образования - преподавателя. Онлайн-платформы не могут в полной мере предложить тот опыт взаимодействия, который возникает в результате непосредственной работы с преподавателями и сокурсниками. Кроме того, мягкие навыки, которые имеют решающее значение на постоянно развивающемся рынке труда, трудно развивать в чисто онлайн-среде [12] (Mihov, 2021).

Опыт пандемии предоставил радикальную возможность для университетов, чтобы переосмыслить свою бизнес-модель. Изменение отношения к цифровым технологиям открывает перед университетами новые возможности для переосмысления процесса обучения. Например, они могут полностью вернуться к традиционному формату либо выбрать ряд гибридных подходов к ведению деятельности.

Что означает гибридный подход для высшего образования? Данный подход переосмысливает обучение в эпоху технологий, объединяя физический и онлайн-мир на территории университета, кроме того, он переосмысливает также и университетский кампус, определяя, какие услуги лучше всего подходят для личного общения, а какие услуги можно предоставлять в удаленном онлайн-режиме [16]. Гибридный подход позволит учреждениям стать более устойчивыми во время будущих потрясений. Также данная модель может сделать высшее образование более доступным для гораздо более широкого круга учащихся, например для иностранных студентов, которые не имеют возможности совершить переезд, став, таким образом, еще более ориентированным на студентов [17].

В гибридной учебной среде онлайн-обучение призвано заменить элемент очного обучения. Асинхронный доступ к материалам считается частью основного занятия. Онлайн-материалы являются альтернативой очным материалам и предназначены для обеспечения гибкости обучения. Гибридный подход к обучению значительно сокращает время пребывания в традиционных лекционных залах и переносит большую часть преподавания и проведения курсов в онлайн-формат. Взаимодействие может быть синхронным, что означает, что учащиеся взаимодействуют онлайн в режиме реального времени, например, во время занятий в классе, проводимых с помощью Zoom, или асинхронным, что означает, что учащиеся взаимодействуют онлайн в разное время, например, они смотрят образовательные видеоролики.

В моделях смешанного обучения используется интегрированная комбинация очного обучения и онлайн-обучения. Онлайн-часть включает в себя прямые трансляции в Интернете, записанные видео, подкасты и другое. Учащийся может контролировать время, место и темп изучения онлайн-контента. Смешанное обучение фокусируется в первую очередь на сочетании дистанционного обучения со стандартным обучением, дополняя его. Основным компонентом смешанного курса является то, что онлайн-материалы не предназначены для замены очного обучения; скорее, они предназначены для дополнения и развития.

Хотя гибридное и смешанное обучение часто используются как взаимозаменяемые, между ними есть различие. Данные технологии позволяют как сохранить личное общение, что необходимо для эмоционального и личностного развития обучающихся, так и позволяют преподавателю реализовать принцип индивидуализации, делать обучение максимально эффективным для каждого обучающегося [4] (Tsygankova, 2019). Именно возможность персонализировать обучение в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента является сильной стороной обоих форматов обучения.

По словам Джона С. Брауна, исследователя в области организационных изменений, университеты в эпоху экспоненциальных изменений в обществе и экономике должны перейти от передачи знаний студентам к предоставлению им доступа к новейшим знаниям через цифровые платформы, а также к погружению студентов в реальные ситуации, поскольку практическое обучение становится все более важным в эпоху изменяющегося рынка труда.

Так, одним из примеров новых практик является модель обучения «Перевернутый класс» Это подход, при котором студенты сначала изучают новый материалы курса вне класса, просматривая предварительно записанные видеолекции и исследуя цифровые источники в качестве домашнего задания, тем самым используя аудиторное время для групповой работы, проектов, тестов, углубленного изучения предмета или индивидуальных заданий, при этом необходимо, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике. Поскольку перевернутый класс обычно включает сочетание онлайн-обучения и очного обучения, пандемия вызвала интерес к этому подходу, продемонстрировав преимущества, которые дает сочетание синхронного и асинхронного обучения.

Учитывая концепцию «перевернутого класса», таксономию образовательных целей Б. Блума можно изобразить в следующем виде:

Рисунок 5. Таксономия образовательных целей Блума I? концепции «Перевернутого класса»

Источник: составлено авторами.

Рисунок 6. Процесс адаптивного обучения Источник: составлено авторами.

Этот подход противоположен более распространенной практике, когда новый материал изучается в рамках лекции, а затем происходит его усвоение в виде домашнего задания. Во время занятий проводимые преподавателем дискуссии и занятия требуют, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике. Аудиторное время можно использовать для групповой работы, тестов, углубленного изучения предмета или открытого времени для индивидуальных заданий, при этом необходимо, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Перевернутый класс» возлагает на учащихся ответственность за собственное обучение, дает индивидуальные возможности учиться где угодно и когда угодно. Кроме того, получив доступ ко всей основной информации заранее, студенты чувствуют себя более подготовленными и готовыми участвовать в интерактивных учебных мероприятиях. Повышенная самостоятельность студентов - важное преимущество данной моделей обучения. Кроме того, настоящее «перевернутое обучение» заключается в том, чтобы преподавателю превратить занятие в аудитории в полностью практическое или даже индивидуальное обучение.

Адаптивное обучение - это набор технологий, которые отслеживают прогресс обучающихся и используют полученные данные для постоянного изменения учебной траектории в соответствии с поведением и потребностями студентов. На самом базовом уровне программное обеспечение для адаптивного обучения оценивает овладение учащимся навыков в реальном времени, а затем динамически корректирует следующий урок или практическую деятельность, в результате чего улучшается обучение. Так, при достижении определенного более высокого уровня студентам придется решать более сложные задачи, и наоборот, студенты, испытывающие трудности, получат возможность и время для большей практики. Данный подход позволит уменьшить число обучающихся, неуверенных своих академических способностях. Системы адаптивного обучения могут быть разных типов, от простых, основанных на заранее заданном наборе правил, до сложных, с самообучающимися алгоритмами. Сочетание адаптивного обучения с прогнозной аналитикой имеет большой потенциал

для улучшения процесса обучения в университетах [13] (Mirata, Bergamin, 2020). Так, системы адаптивного обучения на основе искусственного интеллекта могут собирать и обрабатывать большие массивы данных об учебной деятельности студентов, таких как время, затраченное на выполнение каждой задачи, задержка ответа и результаты оценки. Таким образом, можно сказать, что Университет 4.0 и адаптивное обучение -это новая парадигма, которая позволяет учащимся быть архитектором своего обучения, характеризующегося динамичными путями получения знаний.

Заключение

В ходе исследования была выявлена и раскрыта проблема, заключающаяся в том, что цифровые технологии слишком часто рассматриваются как конкурент классическому обучению. Однако авторы приходят к выводу, их необходимо рассматривать как совершенствование традиционного обучения и импульс к дальнейшему развитию, так как они способствуют формированию новых подходов к обучению в университетах, например, таких как гибридный кампус, адаптивное и персонализированное обучение, смешанный класс, сотрудничество с онлайн-платформами и развитие собственной сети онлайн-курсов.

Кроме того, по мнению авторов, чтобы противопоставлять цифровой трансформации, университеты должны суметь интегрировать онлайн-практики в учебный процесс, поскольку цифровые инструменты предоставляют большие возможности для более эффективного вовлечения студентов за счет персонализированной обратной связи и для комплексного взаимодействия с учащимися как до, во время, так и после занятий. Можно сделать вывод, что в основе любых радикальных изменений в высшем образовании лежит готовность университетов принять новые методы управления и обучения. Данная работа может являться фундаментом для более глубокого изучения цифровой трансформации в конкретных университетах. Кроме того, данная работа может быть полезна молодым ученым и специалистам, особенно принимая во внимание то, что тематика исследования соответствует стратегическому направлению развития Российской Федерации в области цифровой трансформации образования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Иванов А.Л., Шустова И.С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. - 2020. - № 5. -с. 655-670. - ао1: 10.18334/се.14.5.110151.

2. Косенок С.М., Грошев А.Р., Каратаева Г.Е. Адаптация университета к реализации индивидуальных образовательных траекторий // Лидерство и менеджмент. -2020. - № 4. - с. 613-628. - аок 10.18334/Нш.7.4.111169.

3. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - с. 595604. - аок 10.18334/ерр.9.4.41500.

4. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - с. 961-980. - doi: 10.18334/ eo.10.4.111372.

5. Лунев В.В., Лунева Т.А., Рахинский Д.В. Ориентиры развития современного университета // Креативная экономика. - 2019. - № 2. - с. 279-290. - doi: 10.18334/ ce.13.2.39925.

6. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов) // Креативная экономика. - 2019. - № 3. - с. 523-532. - doi: 10.18334/ce.13.3.39958.

7. Отчет «Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения». Couseburg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://courseburg. ru/analytics/Courseburg_onlain-obrazovanie_2020_kakie_rossiiskie_VUZy_okazalis_ gotovy_k_distantsionnomu_formatu_obuchenia.pdf (дата обращения: 04.12.2021).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р. Официальный интернет-портал правовой информации РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025 (дата обращения: 12.12.2021).

9. Рейтинг «Крупнейшие EdTech-компании России. SmartRanking. [Электронный ресурс]. URL: https://edtechs.ru (дата обращения: 04.12.2021).

10. 2020 Educause Horizon Report. Teaching and Learning Edition. Library.educause.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://library.educause.edu/resources/2020/3/2020-edu-cause-horizon-report-teaching-and-learning-edition (дата обращения: 04.12.2021).

11. Serving The World Through Learning,. Coursera Impact Report. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.coursera.org/coursera-impact-report-2021 (дата обращения: 04.12.2021).

12. Mihov I. What's the Role of a Physical Campus Now? A New Blended Approach for the Future of Learning. Harvard Business Publishing. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now (дата обращения: 04.12.2021).

13. Mirata V., Hirt F., Bergamin P. et al. Challenges and contexts in establishing adaptive learning in higher education: findings from a Delphi study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2020. - № 32. - doi: 10.1186/s41239-020-00209-y.

14. Perspectives In Higher Education. PWC Report. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.pwc.com/us/en/industries/health-industries/library/assets/pwc-perspectives-in-higher-education-final.pdf (дата обращения: 04.12.2021).

15. Selingo J., Clark C. Imagining the Hybrid College Campus. A Holistic Vision for Blended Learning That Enhances the Student Experience. Harvard Business Publishing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now (дата обращения: 04.12.2021).

16. The Future Of Higher Education In A Disruptive World. KPMG Report. [Электронный ресурс]. URL: https://home.kpmg/xx/en/home/industries/government-public-sector/ education/the-future-of-higher-education-in-a-disruptive-world.html (дата обращения: 04.12.2021).

17. The Hybrid Campus. Three Major Shifts For The Post-COVID University. Deloitte Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/ industry/public-sector/post-pandemic-hybrid-learning.html (дата обращения: 04.12.2021).

18. Transforming Higher Education. The Digital University. PWC Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.co.uk/industries/government-public-sector/education/ digital-university.htm (дата обращения: 04.12.2021).

REFERENCES:

2020 Educause Horizon Report. Teaching and Learning EditionLibrary.edu-cause.edu. Retrieved December 04, 2021, from https://library.educause.edu/ resources/2020/3/2020-educause-horizon-report-teaching-and-learning-edition Ivanov A.L., Shustova I.S. (2020). Issledovanie tsifrovyh ekosistem kakfundamentalnogo elementa tsifrovoy ekonomiki [Research on digital ecosystems as a fundamental element of the digital economy]. Creative economy. 14 (5). 655-670. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.5.110151. Kosenok S.M., Bezuevskaya V.A. (2019). Proektnoe upravlenie v universitete - otvet na vyzovy vremeni [Project management at the university: a response to the challenges of time]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 595-604. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41500. Kosenok S.M., Groshev A.R., Karataeva G.E. (2020). Adaptatsiya universiteta k real-izatsii individualnyh obrazovatelnyh traektoriy [Adaptation of the university to the implementation of individual educational trajectories]. Leadership and management. 7 (4). 613-628. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.111169. Kostin K.B., Khomchenko E.A. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na mirovuyu ekonomiku [Impact of the COVID-19 pandemic on the global economy]. Journal of International Economic Affairs. (4). 961-980. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.10.4.111372.

Lunev V.V., Luneva T.A., Rakhinskiy D.V. (2019). Orientiry razvitiya sovremennogo universiteta [Guidelines for the development of the modern university]. Creative economy. 13 (2). 279-290. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.2.39925. Mihov I. What's the Role of a Physical Campus Now? A New Blended Approach for the Future of LearningHarvard Business Publishing. Retrieved December 04, 2021, from https://www.hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now

Mirata V., Hirt F., Bergamin P. et al. (2020). Challenges and contexts in establishing adaptive learning in higher education: findings from a Delphi study International Journal of Educational Technology in Higher Education. 17 (32). doi: 10.1186/ s41239-020-00209-y. Perspectives In Higher EducationPWC Report. Retrieved December 04, 2021, from https://www.pwc.com/us/en/industries/health-industries/library/assets/pwc-per-spectives-in-higher-education-final.pdf Selingo J., Clark C. Imagining the Hybrid College Campus. A Holistic Vision for Blended Learning That Enhances the Student ExperienceHarvard Business Publishing. Retrieved December 04, 2021, from https://www.hbsp.harvard.edu/ inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now Serving The World Through Learning,Coursera Impact Report. Retrieved December

04, 2021, from https://blog.coursera.org/coursera-impact-report-2021 The Future Of Higher Education In A Disruptive WorldKPMG Report. Retrieved December 04, 2021, from https://home.kpmg/xx/en/home/industries/government-public-sector/education/the-future-of-higher-education-in-a-disruptive-world. html

The Hybrid Campus. Three Major Shifts For The Post-COVID UniversityDeloitte Report. Retrieved December 04, 2021, from https://www2.deloitte.com/us/en/in-sights/industry/public-sector/post-pandemic-hybrid-learning.html Transforming Higher Education. The Digital UniversityPWC Report. Retrieved December 04, 2021, from https://www.pwc.co.uk/industries/government-public-sector/education/digital-university.htm Tsygankova V.N. (2019). Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo protsessa (na primere mass-ovyh on-layn kursov) [The digitalization of educational process (on the example of mass online courses)]. Creative economy. 13 (3). 523-532. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.3.39958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.