Development of educäton
Буренина И.В.
Burenina I.V.
доктор экономических наук, профессор, директор Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Быль Е.А. БУУ1 Е.А.
старший преподаватель Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Карачурина Р.Ф. Кат^иппа КЕ
кандидат экономических наук, доцент Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Сайфуллина С.Ф. SaifuШna S.Е
кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Уфимской высшей школы экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Шкалей М.А. Shkaley М.А.
преподаватель Уфимской высшей школы
экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г.Уфа, Российская Федерация
УДК 37.091.33:004
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-132-140
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ
Цифровизация обучения, о которой говорилось долгое время, в условиях пандемии показала свою острую необходимость. Кроме того, современное общество, живущее в век развития информационно-коммуникационных технологий, диктует новые тренды как к процессам обучения, так и к его результатам.
В данной статье описаны наиболее эффективные современные подходы к образованию, уже показавшие свою эффективность, такие как внедрение геймификации в обучение, применение методики перевернутых классов, развитие цифровой инфраструктуры внутри выс-
Развитие образования
ших учебных заведений. Важной темой, затронутой в данной статье, является описание новых квалификационных требований к преподавательскому составу, необходимых для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и соответствующим реалиям нового времени. Затронуты современные инновационные технологии, способствующие развитию системы образования и показывающие свою эффективность: игровые технологии, кейс-метод, проектная деятельность, индивидуальные планы развития.
Использование в образовательном процессе практикоориентированности, индивидуализации, непрерывности, цифровизации, онлайн-образования, междисциплинарности либо сочетание всех указанных форм и технологий является важным условием формирования предложений образовательных услуг на пути к изменяющемуся рынку труда. Но образовательные организации обладают различной восприимчивостью к указанным изменениям. Их потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессорско-педагогического состава, информационно-аналитических структур, внешних условий деятельности и нормативно-методических подходов. Авторами статьи также затронут опыт внедрения подобных технологий в образование на базе высшей школы экономики Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционный формат, геймификация, игровое обучение, образовательные технологии, перевернутые классы, адаптивное обучение, циф-ровизация.
INNOVATIVE APPROACHES IN EDUCATION: TRENDS AND BEST PRACTICES
Digitalization of education, which has been talked about for a long time, in the context of a pandemic, has shown its urgent need. Moreover, modern society lives in the age of development of information and communication technologies, dictates new trends to the learning processes and to its results.
This article describes the most effective modern education approaches, which have already shown their effectiveness, such as gamification in education, flipped classes, and the development of digital infrastructure within higher educational institutions. An important topic raised in this article is the description of new qualifications for the teaching staff, which make the learning process more effective, competitive and relevant to the realities of the new time. There are modern innovative technologies which contribute to the development of the education system, showing their effectiveness: game technologies, case method, project activities, individual development plans.
The use in the educational process of practicality, individualization, continuity, digitalization, online education, interdisciplinary, or a combination of all these forms and technologies is an important condition for the formation of offers of educational services on the way to a changing labour market. But educational organizations have different susceptibility to these changes. Their potential depends significantly on the parameters of organizational structures of management, faculty, information and analytical structures, external conditions of activity and normative and methodological approaches. The authors of the article will also touch upon the experience of introducing such technologies into education on the basis of the Ufa school of excellence of the Ufa State Petroleum Technological University.
Key words: higher education, distance learning, gamification, game-based learning, educational technologies, flipped classes, adaptive learning, digitalization.
Влияние цифровизации и пандемии COVID-19 на высшее образование. На данный момент университеты переживают настоящий кризис в области согласованности научно-исследовательской деятельности и политики, существующих образовательных
программ и актуальных тенденций в области образования. Высшее учебное заведение больше не является единственным способом получения профессиональных навыков и знаний. Среди студентов растет спрос на развитие практических компетенций для решения
Development of educäton
реальных проблем бизнеса и общества, а не только получения теоретических знаний. Стремительное развитие технологий, социальной и экономической жизни общества неизбежно ведет к изменению подходов к образованию на всех его уровнях.
Прогрессирующая цифровизация [1] и, как следствие, всё возрастающая доступность информации, приводит к необходимости революционных изменений в преподавании и обучении. Традиционные методы обучения - трансляция теоретических положений в форме лекций, неотрывных от преподавателя - теряют свою ценность. Новое поколение студентов (поколение Z) выражает другой набор запросов и ожиданий от системы образования.
Стремительное развитие технологий влечет за собой изменения в окружающем мире, социальной жизни и экономике и заставляет студентов обращаться к новому опыту обучения, где они более активны, мотивированы и с помощью новоприобретенных навыков смогут развить и ретранслировать эти знания.
Все вышеобозначенные изменения, появившиеся вследствие последних перемен в повседневной жизни, ведут также к эволюции ценностей высших образовательных учреждений и раскрывают различные потребности в высшем образовании, казавшиеся ранее второстепенными. Современные тенденции определяют новые типы методик обучения, при которых преподаватели должны уметь обеспечить безопасную среду обучения студентов, чтобы последние в свою очередь могли при обучении и в дальнейшей карьере полностью раскрыть свой потенциал.
Новые технологии могут также рассматриваться как фундамент изменений, происходящих в системе высшего образования. Перевернутые классы для студентов, открытые онлайн-курсы для более широкой аудитории, мобильные приложения с использованием геймификации и игрового обучения, микроперсонализация обучения, основанная на непрерывных измерениях (аналитика обучения), принятие решений на основе big data на разных уровнях системы обучения и
управления образованием - это лишь некоторые из новых возможностей, которые появились в результате цифровизации [2].
Последствия пандемии COVID-19 показали, что потребность в развитии digital-компетенций не столько студентов, сколько преподавателей является очевидной. Пандемия оказала серьезное воздействие на всю систему образования, ускорив переход от очных лекций к онлайн-обучению. Однако пандемия не только поспособствовала переходу к эпохе цифрового обучения, но и поставила под сомнение ценность университетского образования. Как результат, перед университетами стоит задача трансформации среды обучения и развития digital-skills как у студентов, так и у преподавателей.
Сложившаяся в мире ситуация с необходимостью перехода к экстренному дистанционному обучению сделала видимой проблемы применения дистанционного обучения. Она поставила вузы перед необходимостью определения приоритетов с точки зрения содержания учебных программ и сосредоточения образовательных усилий на компетенциях и навыках, которые необходимы для работы и жизни в условиях неопределенности. Такие навыки, как digital-skills, soft-skills, навыки межличностного общения, владение технологиями мышления, понимания и передачи знаний, в конечном счете способствуют развитию личности студента и усилению его интеллектуальной автономии в стремительно меняющемся мире.
Таким образом, в современном информационном обществе, характеризующемся глобализацией, изменениями на рынке труда и экспоненциальным ростом технологий, студенты начинают формировать новые потребности в обучении благодаря широкому распространению и доступности информации, а также создают запрос на развитие навыков и компетенций для понимания и интерпретации информации, чтобы иметь возможность преобразовать ее в знания.
Digital-skills уже необходимы в современном научном сообществе и не только - они занимают решающее значение для удовлетворения ежедневных потребностей людей в
современной повседневной жизни наряду с общими навыками [3]. Информационно-коммуникационные технологии, в особенности повышение доступности Интернета и «смартфонизация» населения, изменили все аспекты человеческой жизни: от личной жизни человека до промышленной модернизации и экономического роста стран.
Интеграция цифровых технологий в системе высшего образования в процессы преподавания и обучения сегодня неоспорима. Цифровая трансформация может обеспечить экономический рост [4] и создать ценность для бизнеса и выгоды для общества, например, путем создания новых рабочих мест, сокращения неравенства и продвижения инклюзивности. Персонализированные и автоматизированные технологии обучения помогут обеспечить индивидуальный подход к удовлетворению образовательных запросов и потребностей студента и позволят более эффективно отслеживать его прогресс в обучении.
Пандемия весны 2020 г. заставила вузы всего мира перейти на удаленный формат обучения [5]. Дистанционное образование из дополнительного, вспомогательного способа обучения одномоментно стало безальтернативным и доминирующим. К безальтернатив-ности добавились неопределенность, страх перед будущим, которые могут развиваться по непрогнозируемым сценариям.
Новые требования к процессу обучения и компетенциям преподавателя. Произошел колоссальный скачок в распространении дистанционного образования, который не может не сопровождаться такой же силы сопротивлением и неприятием со стороны как студентов, так и преподавателей. И никакие меры поддержки [6] не могут заменить прошлый опыт личной коммуникации, привычку непосредственного общения лицом к лицу. Без осмысления и принятия дистанционных практик экстренный переход в онлайн вызывает лишь раздражение и желание поскорее вернуться к привычным образовательным форматам.
Как показал анализ отношения преподавателей Уфимской высшей школы экономики и
Развитие образования
управления Уфимского государственного нефтяного технического университета, в целом преподаватели не возражают против информационных технологий и дистанционных форматов в принципе, но не готовы применять их в своей работе со студентами, не готовы одномоментно отказаться от практик традиционного очного преподавания, складывавшихся десятилетиями. Схожие результаты показали исследования в других университетах [7].
Использование онлайн-обучения в системе высшего образования растет экспоненциально, и в трети специальностей в ближайшие 10 лет ожидается пятнадцатикратное увеличение спроса на электронное обучение [8]. Конкуренция между вузами усиливается; так, вузы высшего эшелона предоставляют бесплатные массовые открытые онлайн-курсы, фактически монополизируя рынок онлайн-образования.
Главное, на что делается акцент в новых технологиях преподавания, - это интерактивность в учебном процессе. Вовлечение учащихся в изучение предмета под различным углом дает возможность им почувствовать себя в центре его изучения.
Современные инновационные технологии, способствующие развитию системы образования и показывающие свою эффективность, - это игровые технологии, кейс-метод, проектная деятельность, индивидуальные планы развития. Необходим переход к новой модели университета, устраняющей пробелы в навыках и удовлетворяющей потребностям динамично изменяющегося общества.
Существует значительный потенциал для улучшения качества образовательных программ, который может быть создан за счет использования существующих и новых информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо определить цели для работы с данными, инфраструктурой обучения, студентами и преподавателями.
Среди целей для работы с данными и инфраструктурой следует определить: хранение отсортированной информации в доступных источниках, её доступность для извлече-
Development of educaton
ния и повторного использования, наличие гибкой, функциональной и удобной для использования информационной инфраструктуры.
Использование информационно-коммуникационных технологий должно приводить к тому, что студенты будут иметь доступ к современной и гибкой среде обучения, которая облегчает индивидуальное и совместное обучение, участие в академическом сообществе, где технологии интегрированы в активные и разнообразные методы обучения и оценки.
Из этого следует, что и к преподавателям должны предъявляться специфические требования: наличие высокого уровня digital-skills, стимула к развитию; умение создать и использовать цифровую инфраструктуру -широкий ряд приложений, цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих поддерживающую функцию обучения.
Таким образом, говоря об «инновационных образовательных технологиях», следует иметь в виду систему, состоящую из трех взаимосвязанных составляющих:
1) компетентностный подход, обеспечивающий развитие навыков и умений обучающихся, передаваемый с помощью современных средств коммуникаций;
2) современные методы обучения - активные и интерактивные методы формирования компетенций, суть которых сводится к взаимодействию обучающихся в учебном процессе;
3) современная инфраструктура обучения, основанная на информационной, технологической, организационной и коммуникационной особенностях передачи информации обучающемуся.
Передовой опыт использования инновационных образовательных технологий. В соответствии с широким спектром технологических тенденций в сфере высшего и профильного онлайн-образования, можно отметить новые способы передачи знаний, в которых активно задействуются и всё больше популяризируются информационно-коммуникационные технологии, что впоследствии может изменить педагогические нормы.
Среди таких способов можно отметить такие технологии, как игровое обучение, «перевернутый класс», адаптированное обучение или персонализованное обучение, а также инновационные подходы к обучению, такие как «унаследованное» обучение. Рассмотрим перечисленные технологии подробнее.
Одним из главных трендов в развитии обучения на всех уровнях образования принято считать внедрение игрового обучения, или геймификацию обучения [9]. Для нового поколения студентов и обучающихся компьютерные технологии, доступ в Интернет, социальные сети и приложения - это то, что окружает их с младенчества, что в последствии и определяет предпочтения в подходах к обучению.
Многие исследователи считают, что интеграция игровых технологий в существующие образовательные технологии может помочь преобразовать процесс обучения, стимулировать интерес студентов к обучению и сделать процесс обучения не только эффективнее, но и интереснее. Игровое обучение может применяться для различных образовательных результатов: приобретение знаний, изменение поведенческих паттернов, развитие социальных навыков и soft-skills.
«Перевернутые» классы относятся к педагогической модели, в которой типичные элементы лекции и домашние задания курса изменены, а обучение в аудитории выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся все меньше обращались к пассивным формам обучения (конспектирование лекций) и все больше активно вовлекались в процесс. Концепция перевернутых классов напрямую связана с инфраструктурой и доступностью обучения, ведь для реализации этой концепции необходимо дать возможность студентам обращаться к элементам курса (видеолекциям, материалам, конспектам) в любое удобное для них время, а аудиторное время посвящать практическим упражнениям, дискуссиям, отработке навыков совместно с обучающимися, преподавателями и наставниками.
Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и современных
сервисов лекции могут быть записаны заранее, а материалы представлены в виде интерактивных пособий, для того чтобы этот основной контент был доступен обучающимся в любой момент времени.
Как тенденция в области высшего образования, «перевернутая» модель приобрела некоторых приверженцев, особенно в Соединенных Штатах. Среди учреждений высшего образования, использующих модель с перевернутыми классами, можно упомянуть Стэнфордский университет, который в настоящее время совместно с Академией Кхан работает над программами обучения в сфере медицинского образования. Лекции переведены в онлайн-формат (видео и другой цифровой контент) для ускорения развития обучающихся и ускоренной профилизации. Кроме того, перевернутая модель привлекает студентов гораздо сильнее, так как в таком подходе нет «наказаний» за пропущенные занятия, студенты осваивают материал в удобное для них время, посвящая время в аудитории практикоориентированному обучению.
В Университете Британской Колумбии (The University of British Columbia) в Канаде был проведен эксперимент, подтверждающий успешность подхода «перевернутого класса» [10]. В качестве эксперимента один раздел курса был реализован «традиционно», а другой - с использованием перевернутого подхода. Результаты показали, что в «перевернутом» разделе вовлеченность обучающихся выросла вдвое, а посещаемость увеличилась на 20 %. Кроме того, учащиеся в «перевернутом» разделе курса показали результаты промежуточного тестирования вдвое выше, чем обучающиеся по традиционной технологии.
Создание активной и вовлекающей обучающей среды происходит буквально автоматически при переворачивании класса, а с современными технологиями создания мультимедийных учебных материалов можно быть уверенным, что весь контент будет сохранен и доступен обучающимся [11].
Адаптированное, или персонализованное, обучение - это технология обучения, осно-
Развитие образования
ванная на построении индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик. Программы с использованием технологии адаптивного обучения предлагают персонализированный трек для каждого обучающегося, который перестраивается в режиме реального времени в ответ на его действия [12]. В таком курсе собрано гораздо больше контента, но он разбит на небольшие фрагменты. Такой подход обеспечивает правильную дозировку знаний и более точную настройку на конкретного слушателя. Алгоритмы адаптивного обучения формируют из всей базы материалов нужный персонализированный плейлист. Таким образом, в отличие от линейных курсов, обучающийся изучает не весь материал, а только то, что ему нужно.
Для реализации технологии адаптивного обучения необходимо применение новейших технологий, в том числе и искусственного интеллекта. Основной особенностью такого подхода также является то, что тесты становятся не методом выходного контроля, а текущей задачей платформы, для определения последующих блоков контента и определения изменений компетенций обучающегося
[13, 14].
Применение инновационных подходов к образованию не только стратегическая цель многих учебных заведений, это возможно здесь и сейчас. Уфимская высшая школа экономики и управления (УВШЭУ) использует передовые инновационные подходы в образовании, являясь первым образовательным гринфилдом Республики Башкортостан, на базе которого реализуются новые правила и принципы работы, внедряются образовательные решения, развиваются междисциплинарные проектные инициативы и научные исследования.
Уфимская высшая школа экономики и управления - это результат большой проек-тно-аналитической работы коллектива университета, нацеленной на преобразование образовательной и исследовательской деятельности, необходимый инструмент уско-
Development of educaton
ренного развития вуза в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Минобрнауки России. В качестве гринфилда Уфимская высшая школа экономики и управления стала платформой для пилотных университетских решений и позволяет трансформировать образовательную, инновационную и предпринимательскую экосистемы университета.
Ключевые принципы УВШЭУ строятся на базе инновационных подходов к образованию: использование геймификации в процессе обучения, индивидуализация образования, проектная деятельность студентов и многое другое. Индивидуализация образования построена по ядерному принципу: студенты бакалавриата два года обучаются по общей программе, знакомятся с основами будущей профессиональной деятельности, на третьем году обучения выбирают свой собственный образовательный путь: какие курсы изучать и в каких проектах участвовать. Также студенты вместе с наставниками участвуют в реализации исследовательских, общественных, образовательных и предпринимательских проектов. Учебный процесс
направлен на развитие «навыков XXI века», таких как критическое мышление, умение работать в условиях неопределенности, умение выстраивать коммуникации. В преподавании активно участвуют практики из бизнеса. В учебном процессе используются онлайн- и живые бизнес-игры, лучшие авторские кейсы на основе реальных бизнес-ситуаций, проектные задачи под запрос реальных заказчиков из различных сфер бизнеса.
Куратором реализации проекта «Интеграционная модель инженерного образования в целях формирования системы профессиональных компетенций естественнонаучного профиля педагогических работников» Федеральной инновационной площадки в Уфимском государственном нефтяном техническом университете стала Уфимская высшая школа экономики и управления.
Проект реализуется с целью разработки модели новых магистерских программ, направленных на формирование у обучающихся инженерных и экономических компетенций в качестве основы для создания новых образовательных продуктов и проведения исследований [15].
Список литературы
1. Буренина И.В., Гайфуллина М.М., Сайфуллина С.Ф. Трансформационные процессы в образовательной и социальной сферах, вызванные внедрением технологий «Индустрии 4.0» // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2018. - № 4 (142). - С. 140-146.
2. Rodrigues A.L., Cerdeira L., MachadoTaylor M.d.L.; Alves H. (2021) Technological Skills in Higher Education—Different Needs and Different Uses. // Educ. Sci. 2021, 11, 326. available at: [URL] https://doi.org/10.3390/ educsci11070326
3. The Future of Jobs Report 2018: Centre for the New Economy and Society. (2018) // World Economic Forum, available at: [URL] http://www3 .weforum.org/docs/WEF_Future_ of_Jobs_2018.pdf
4. Burenina I.V., Evtushenko E.V., Gamilova D.A., Gerasimova M.V., Saifullina S.F. Assessment of higher education system
influence on regional economy development // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. Р. 745-756.
5. Tesar M. (2020) Towards a Post-COVID 19 'New Normality'? Physical and Social Distancing, the Move to Online and Higher Education // Policy Future in Education. Vol. 18. No 5. P. 556-559.
6. Клягин А.А., Абалмасова Е.С., Гарев К.В. и др. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии.
- М.: НИУ ВШЭ.
7. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. - 2021.
- № 1. - С. 31-51. - DOI 10.17323/1814-95452021-1-31-51.
8. Lillejord S., B0rte K., Nesje K. & Ruud E. (2018). Learning and teaching with technology in higher education - a systematic review. Oslo: Knowledge Centre for Education, available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/327057630_Teaching_and_
Learning_With_Technology_in_Higher_ Education
9. Лукша П., Песков Д., Афанасьев М. Будущее образования: глобальная повестка. - Сколковский институт науки и технологий, 2013.
10. Bengu, Elif et al. (2020) Rethinking higher education for the emerging needs of society A new university model bridging skill-gaps and meeting community needs., available at: [URL] https://www.global-solutions-initiative.org/wp-content/uploads/2020/04/ GSJ5_Abrignani_Yilaz_Bengu_Sabuncuoglu. pdf
11. Ibrahim, Roslina & Masrom, Suraya & Yusoff, R & Zainuddin, N & Rizman, Z. (2017). Student acceptance of educational games in higher education. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 9. 809-829. available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/320015680_Student_acceptance_ of_educational_games_in_higher_education
12. Digital Leader, PwC,IDC, and CROC Reveal, (2019) Trends& technologies 2030, available at: [URL]https://www.pwc.ru/en/ publications/collection/tekhnologii-2030.pdf
13. Карачурина Р.Ф. Проблемы и тенденции развития образовательных технологий в сфере высшего образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 4 (30). - С. 156-163. - DOI 10.17122/2541-8904-4-30-156163.
14. Карачурина Р.Ф., Чурилов Д.А., Чурилова Е.А. Формирование бизнес-процессов развития университетов на основе интеграционного подхода // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2021. - № 1 (35). - С. 156-162.
15. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2020 г. № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» Режим доступа: https:// minobrnauki. gov. ru/documents/?ELEMENT_ ID=29008
Развитие образования
References
1. Burenina I.V., Gaifullina M.M., Saifullina S.F. Transformational Processes in the Educational Sphere and Social Sphere, Caused by the Introduction of «Industry 4.0» Technologies // Economics and Management: Research and Practice Journal. 2018. №4 (142). p. 140-146.
2. Rodrigues A.L., Cerdeira L., MachadoTaylor M.d.L.; Alves H. (2021) Technological Skills in Higher Education—Different Needs and Different Uses. // Educ. Sci. 2021, 11, 326. available at: [URL] https://doi.org/10.3390/ educsci11070326
3. The Future of Jobs Report 2018: Centre for the New Economy and Society. (2018) // World Economic Forum, available at: [URL] http: //www3. weforum. org/docs/WEF_Future_ of_Jobs_2018.pdf
4. Burenina I.V., Evtushenko E.V., Gamilova D.A., Gerasimova M.V., Saifullina S.F. Assessment of higher education system influence on regional economy development // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. Р. 745-756.
5. Tesar M. (2020) Towards a Post-COVID 19 'New Normality'? Physical and Social Distancing, the Move to Online and Higher Education // Policy Future in Education. Vol. 18. No 5. P. 556-559.
6. Klyagin A.V., E. S. Abalmasova, K. V. Garev et al.(2020) First Weeks Storm: How Higher Education Entered into Reality of Pandemic. Moscow: HSE
7. Rogozin D. M. The Future of Distance learningas Percieved by Faculty Members // Education questions. - 2021. - № 1. - P. 31-51. - DOI 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51.
8. Lillejord S., B0rte K., Nesje K. & Ruud E. (2018). Learning and teaching with technology in higher education - a systematic review. Oslo: Knowledge Centre for Education, available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/327057630_Teaching_and_ Learning_With_Technology_in_Higher_ Education
9. Afanasyev M., Luksha P., Peskov D. (2014) Future Agendas for Global Education // Re-Engineering Futures.
Development of educaton
10. Bengu, Elif et al. (2020) Rethinking higher education for the emerging needs of society A new university model bridging skill-gaps and meeting community needs., available at: [URL] https://www.global-solutions-initiative.org/wp-content/uploads/2020/04/ GSJ5_Abrignani_Yilaz_Bengu_Sabuncuoglu. pdf
11. Ibrahim, Roslina & Masrom, Suraya & Yusoff, R & Zainuddin, N & Rizman, Z. (2017). Student acceptance of educational games in higher education. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 9. 809-829. available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/320015680_Student_acceptance_ of_educational_games_in_higher_education
12. Digital Leader, PwC,IDC, and CROC Reveal, (2019) Trends& technologies 2030, available at: [URL]https://www.pwc.ru/en/ publications/collection/tekhnologii-2030.pdf
13. Karachurina R.F Problems and Trends in the Development of Educational Technologies in Higher Education // Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (30). 2019. P. 156-163. - DOI 10.17122/2541-89044-30-156-163.
14. Karachurina R.F., Churilov D.A., Churilova E.A. Formation of business processes of university development based approach Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 1 (35). 2021. P. 156-162. DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-156-162
15. The Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 1580 of December 25, 2020 «On approval of the list of organizations classified as federal innovation sites that make up the innovation infrastructure in the field of higher education and the corresponding additional professional education» available at: [URL] https://mi nob rnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT ID=29008