Научная статья на тему 'Изменение концентрации атмосферного кислорода вследствие поглощения его автомобильным транспортом'

Изменение концентрации атмосферного кислорода вследствие поглощения его автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
346
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УРАВНЕНИЯ ТУРБУЛЕНТНОЙ ДИФФУЗИИ / ФУНКЦИЯ ГРИНА / КОНЦЕНТРАЦИЯ КИСЛОРОДА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Киценко А. Б., Пятак Александр Иванович, Киценко Ю. А.

Построена математическая модель, которая дает возможность исследовать диффузию кислорода и вредных примесей в турбулентной атмосфере. Найдена зависимость концентрации кислорода от времени и пространственных координат. Даны численные оценки снижения процентного содержания кислорода в атмосфере больших городов в результате его потребления автотранспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Киценко А. Б., Пятак Александр Иванович, Киценко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGE OF ATMOSPHERIC OXYGEN CONCENTRATION DUE TO ITS ABSORPTION BY AUTOMOBILE TRANSPORT

A mathematical model which gives us the possibility to investigate oxygen diffusion and air pollutants in the turbulent atmosphere has been formulated. Oxygen concentration dependence on spatial coordinates and time has been determined. Numerical estimations of oxygen content decrease in an atmosphere of big cities as a result of its consumption by motor transport have been given.

Текст научной работы на тему «Изменение концентрации атмосферного кислорода вследствие поглощения его автомобильным транспортом»

УДК 504.3.054

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ АТМОСФЕРНОГО КИСЛОРОДА ВСЛЕДСТВИЕ ПОГЛОЩЕНИЯ ЕГО АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

А.Б. Киценко, доцент, к.ф.-м.н., А.И. Пятак, профессор, д.ф.-м.н., ХНАДУ, Ю.А. Киценко, мл. научн. сотр., ННЦ ХФТИ НАНУ

Аннотация. Построена математическая модель, которая дает возможность исследовать диффузию кислорода и вредных примесей в турбулентной атмосфере. Найдена зависимость концентрации кислорода от времени и пространственных координат. Даны численные оценки снижения процентного содержания кислорода в атмосфере больших городов в результате его потребления автотранспортом.

Ключевые слова: уравнения турбулентной диффузии, функция Грина, концентрация кислорода, автомобильный транспорт.

Введение

Воздействие автотранспорта на состояние атмосферы связано не только с ее непосредственным загрязнением вредными примесями, но и с потреблением важного природного ресурса - кислорода, содержащегося в атмосферном воздухе. Существенное снижение процентного содержания кислорода в атмосфере крупных городов, где транспортные потоки отличаются большой интенсивностью, может отрицательно влиять на здоровье людей. В связи с этим разработка количественных методов оценки потерь атмосферного кислорода, вызванных его поглощением двигателями внутреннего сгорания (ДВС) автотранспортных средств, приобретает существенное значение.

Анализ публикаций

Детальный анализ экологической угрозы, возникающей в связи с потреблением кислорода автомобильным транспортом, проведен в работах [1, 2]. Как показали экспериментальные исследования, в городах с большой плотностью транспортных потоков доля кислорода в атмосферном воздухе становится меньше стандартного значения 20,9%. В работах [1, 2] отмечается, что признаки кислородного голодания появляются у людей уже при снижении содержания кислорода с 20,9% до 18,3%.

Для исследования распространения примесей в атмосфере обычно применяют уравнения турбулентной диффузии (см. [3]). Эти уравнения пригодны и для анализа изменений концентрации кислорода. В работах [3, 4] рассмотрена диффузия примесей, выделяемых в приземном слое воз-

духа мгновенным точечным источником. Между тем для расчета убыли кислорода в условиях городского транспортного движения нужно рассматривать поглощение кислорода автотранспортными средствами, распределенными по большой территории. Математическая модель, соответствующая такой задаче, аналогична модели, описывающей диффузию примесных ионов, внедренных в твердотельный образец [5]. Следует отметить, что экономическим аспектам поглощения кислорода автотранспортом в литературе уделяется недостаточно внимания (см., например, [6]). Между тем возможности природы по восстановлению кислорода, как отмечено в [2], непрерывно сужаются.

Цель и постановка задачи

Цель настоящей работы - изучение изменения распределения кислорода в атмосферном воздухе в результате работы ДВС автомобильного транспорта. Построена физическая модель, которая позволяет количественно оценить снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе. При проведении анализа используется уравнение турбулентной диффузии с учетом случайного характера расположения в пределах города стоков кислорода, связанных с отдельными транспортными средствами. Решение сформулированной краевой задачи находится с помощью функций Грина. Определена зависимость концентрации примесей (кислорода) от времени и пространственных координат.

Диффузия примесей (кислорода)

в турбулентной атмосфере

Уравнения турбулентного переноса записывают для массовой концентрации примеси q, представ-

ляющей собой массу примеси в единичной массе воздуха, (см. [3, 4])

дq дq дq дq ^ д2 q

— = -и — - V—- ж— + Кхх—^ +

дt

дх ду дг х дх2

д2 q д ( дq

+куу +¥Г-~|+7 (х,у,",t),

д"

(1)

где {и, V, w} - средняя скорость примесной составляющей (или кислорода); оси Ох и Оу прямоугольной системы координат расположены в горизонтальной плоскости, ось Ог направлена вдоль вертикали вверх; Кхх, Куу, Кгг - коэффициенты турбулентной диффузии. В уравнении (1) полагаем

/ (х, у, г, t) =-

(2)

ных средств разновидности у на территории города, / ) - плотность вероятности распределе-

ния транспортных средств разновидности у по скоростям. Заметим, что для функций выполняются условия нормировки

-Я gj (ху , Уу , ^^уЛУу = ^ 1 7 ^у )^у = 1. (4)

В соответствии с соотношением (3) величину р можно записать в виде

р = Е п<И<(хУ, г)М<8(г - к )

(5)

где пу = N у / £ ; ку - высота, на которой происходит забор воздуха двигателем автомобиля группы у;

где р = р( х, у, г, г) - объемная плотность мощности источников, поставляющих примеси в атмосферу, либо объемная плотность мощности стог т кг

ков кислорода, [р] = ——, р - плотность возду-м с

ха. Отметим, что при рассмотрении реальных задач (см. [4]) можно пренебречь зависимостью р от координат х, у , г .

В дальнейшем мы будем интересоваться влиянием потребления автотранспортом кислорода на уменьшение его концентрации в воздухе в условиях большого города. Учитывая случайный характер движения автомобилей, представим величину р в виде

1 т Nj

р = - Е 2dx¡jdy¡jdv¡jgj (ху, уи, t) х

о у=11=1 (3 )

/ V )Му (Уу)8( х - ху)5( у - уу)5(" - к X

=1 /у V )Му V )^у . (6)

0

Краевая задача для уравнения диффузии.

Функция Грина

Рассмотрим диффузию кислорода в полупространстве -ж < х <ж, -ж < у < ж, г > 0 , описываемую уравнением (1) при начальном условии q (х, у, г, г = 0) = q0. Граничное условие соответствует непроницаемости земной поверхности: дq дг

= 0. Функция Грина 0(х, у, г, п,С,г) рас-

сматриваемой краевой задачи является решением уравнения (1) при

/(х,у,г,г) =8(х-£)5(у-п)8(г-05(/-т). (7)

В случае V = 0 , w = 0 , считая величины и , Кхх, Куу, К22 постоянными, имеем (см. [3])

где у - номер одной из т разновидностей транспортных средств, 1 - номер автомобиля из у-й группы, х у, у у, ку - координаты места забора воздуха (воздушного фильтра) для автомобиля 1 из у-ой группы, Nу - общее количество автомобилей у -ого типа, О - площадь городской территории, V у - модуль скорости передвижения 1 -ого транспортного средства из у-ой группы, 5(х) -5 -функция Дирака, Му (V у) - мощность источника примеси или стока кислорода для отдельного транспортного средства, т.е., количество примеси (кислорода), выделяемой (поглощаемого) за 1 с транспортным средством типа у, gj (ху, у у, г) -плотность вероятности распределения транспорт-

в( х, у, г, |, п, С, г) =

1

8(пг)32( КххКууК22 )>*

<ехр[-

(х -|-иг)2 (у -п)2

4Кххг 4КуУг

(8)

ехр[- £Ю1,+ехр[- <4+5)1 ».

4К/ 4К/ '

С помощью функции Грина решение краевой задачи для уравнения (1) в случае произвольной функции / (х, у, г, г) можно представить в виде

q(X,г) = 1 dт1 d3Н в(X,н,г-т)/(Н,т) + q0, (9)

0 Дн

р

где X = {х,у,г), Н = {,п,С), d3Н = d^dndZ и интегрирование проводится по области Бн, определяемой неравенствами -ж < | < ж,

-оо <п<ж, 0 <^<ж .

Если адвективный перенос газовой добавки (кислорода, примеси) вдоль оси Ох значительно превышает диффузионный, то в выражении (8) для функции Грина можно выполнить предельный переход Кхх ^ 0, что дает следующий результат:

в(X, у, г, %, П, С, *) =

5(х-|-иі) ^(у-п)

4п*( КК)'

4Куу*

(10)

ехр[-

( 2 -О'

4 К/

] + ехр[-

(2 +02 4 К/

Стоки кислорода (источники примесей), распределенные в пространстве

Предположим, что автотранспортные средства равномерно распределены по площади большого города, тогда в формуле (5) можно положить gj (х, у, г, г) = 1 и для плотности стоков имеем

12 ± Н\

= Г-^-.

-± 2^

Результат (12) можно получить с помощью формул, приведенных в работе [5].

Для промежутков времени, соответствующих условиям

-<< 1.

ні

4Кгг* 4Кгг*

из соотношения (12) находим

<< 1,

(15)

q(2,*) = ^ +-Л-К-Е.

р\ пК

(16)

гг -=1

Заметим, что условия (15) при К22 ~ 0,01 м2/с

и г, ку ~ 1 м легко выполняется для г > 100 с.

Формулой (16) можно пользоваться, если стоки кислорода равномерно распределены по всей плоскости хОу. Учтем теперь ограниченность

области, занимаемой стоками. Пусть она имеет вид, изображенный на рис. 1.

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

р = Е <2< 8(г - Н Ж*), [б,-] =

і=1

кг

м2 • с

(11)

где = пуМ . Величина представляет собой

поверхностную плотность мощности источников примесей или стоков кислорода для автомобилей типа у . Эту величину можно назвать интенсивностью источников примесей ( > 0) или стоков

кислорода (< 0). Вследствие равномерности

распределения стоков кислорода массовая концентрация q(х, у, г, г) не зависит от х, у и для

q(г, г) из соотношений (8) и (9) найдем

т 2- I *

q( г, *) = qo + 2—, —х і= Р V Кгг

х[-Цхр(-^+) - WJ+ вг/€(^і+ ) +

Л/ТС

+-Цхр(^2) - Wj - вф(\¥- -)],

л/п

(12)

где

2 / \ вг/е (х) = —1= | ехр 1-и2 ))и , (13)

-\/П ■■

В уравнении (1) положим

т О.

/(х, у, г, г) = V —-g (х, у)5(2 - ку )0(г), (17) м Р

где gj (х, у) «1 внутри области Б , ограниченной

замкнутой кривой (см. рис. 1), и обращается в нуль вне Б , т.е.

gj (X, у,) = [0(у - У1) - 0(у - у 2)] х х [0(X - X! (у)) - 0(X - Х2 (у))],

0(х) - ступенчатая функция, 0(х) = 0 при х < 0 и 0(х) = 1 при х > 0 .

Ограничимся для простоты рассмотрением случая Кхх ^ 0 , Куу ^ 0, тогда для функции Грина в соответствии с (10) имеем формулу

Дц = q(z, г)-qo = -:

і=1

пКг

(25)

Суммарная поверхностная плотность мощности стоков кислорода определяется соотношением

в( X, Н, *) =

1

2у1ЛЇКг:

г 5(X - § - иґ)5(у - п) х

4Кгг*

4К 22 *

(19)

Используя соотношения (9), (17) - (19), для точек, расположенных в области Б (х1 (у) < х < х2 (у),

у1 < у < у2), находим

т !2 I Т

ц( ^ y, г, 0 = Цо + Е — X

1 2

х Н-ехр(-и2 ) - и-+вг/е(П- +) + (20)

л/п

1 2

+ ~1= ехр(-и2-) - и-вг/е(и--)], л/п

где

Т = тіП(,,£-М!І), (21)

г ± Н,\

иі± = 1 , ' . (22)

-± 2,КТ

Е2і =пМ ■

-=1

(26)

где п = Е П - суммарная поверхностная плот-

і=1

_ ^пі —

ность автомобилей, М =Е — Мі - среднее

=1

количество кислорода, потребляемого одним автотранспортным средством за 1 с.

Оценим прежде всего среднее количество автомобилей, которые приходятся на 1 м2 поверхности большого города. Пусть квартал имеет размеры а (м) х а (м), ширина улицы - d (м). Считаем, что движение двустороннее и автомобили двигаются в каждую сторону в один ряд. Предполагаем, что на один автомобиль приходится в среднем длина I полосы движения. Вдоль сторон одного квартала застройки двигаются (4а + 2d)// автомобилей. Итак, для количества п автомобилей на 1 м2 имеем оценку

п =

2(2а + ё)

і(а + ё )2

(27)

Для малых значений г , ку и больших Т, когда и, << 1, из соотношения (20) получим

Ц(20 = Ц0 +-,/Е2і .

Р їпК

(23)

22 і=1

Отсюда следует, что максимальное уменьшение

q при х1 (у) < х < х2 (у), у1 < у < у2 определяется выражением

N тах = \Ц0 - Ц(X, у, 2 ^ітах =

= 2 І тах(X2 (у) - ^ (у)) ■

п иК„

'■Е |2|.

(24)

і=1

Уменьшение концентрации кислорода в атмосфере в результате потребления его автотранспортом

Для оценки уменьшения концентрации кислорода воспользуемся формулой (23)

Если ё << а , то

і • а

(28)

Для оценки берем а и 100 м, і и 10 м, тогда

- 4 -10-3 м-2.

Определим теперь количество потребляемого автотранспортом кислорода. Если один автомобиль тратит 10 кг бензина на 100 км, а его средняя скорость составляет 60 км/ч, то один автомобиль сжигает бензина за 1 с приблизительно

----10.кг-----и 1,7 -10-3 кг/с. Принимаем, что

(10060/-3600 с

при этом на 1 кг бензина определяется 15 кг воздуха и, соответственно, около 3 кг кислорода. Интенсивность потребления кислорода одним транспортным средством определяется величи-

ной |М| и 5 -10 3 кг/с. Величину |2| = Е21 находим по формуле

і=1

и

4

п

п

\О\ = Пм\ =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4| М|

а1

(29)

откуда получаем оценку О и 2 -10 5 кг-м-2-с-1.

Промежуток времени Тсг, в течение которого

концентрация кислорода в пределах города может уменьшиться на предельно допустимую величину \^сг\, определяется соотношением

(30)

где р = 1,29 кг/м. Полагая к" и0,01 м/с (см. [3]) и \^сг\ = 2,5%, получаем оценку Тсг и 5,7 ч. Проведенная оценка показывает, что на протяжении дневного времени снижение процентного содержания кислорода в воздухе может достичь угрожающей для жизни человека вели: 0,001 м2/с, то эколо-возникает при

чины (см. [1, 2]). Если К 2. гическая опасность п\1

~ 5 -10 6 кг-м 2-с 1

Заметим, что Тсг должно удовлетворять условиям

4К"2 4 к".

■ << Тг <

тах(х 2( у) - х1 (у))

. (31)

Выводы

Снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе, вызванное работой автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представляет угрозу для здоровья людей и, прежде всего, для здоровья жителей больших городов. В работе [2] подчеркивается, что при объемном содержании кислорода в воздухе 20,94% человек чувствует себя нормально, но уже при 18,32% появляются признаки кислородного голодания. При продолжительном пребывании в атмосфере, где содержание кислорода составляет 14,39%, может наступить смерть. Укажем, что в большинстве пособий по экологии (см., например, [6]) опасность, связанная с потреблением автотранспортом важного естественного ресурса - кислорода, даже не обсуждается. Существующие методики оценки

загрязнения окружающей среды автотранспортом должны быть дополнены анализом снижения процентного содержания кислорода в атмосфере, которое связано с работой ДВС транспортных средств.

В данной работе изучаются модели диффузионного переноса кислорода в турбулентной атмосфере. Найдено распределение кислорода в атмосферном воздухе в зависимости от высоты точки наблюдения над земной поверхностью и от времени работы транспортных средств. Даны численные оценки снижения процентного содержания кислорода и найдены промежутки времени, в течение которых происходит существенное изменение концентрации кислорода. Полученные результаты могут быть полезными при проведении анализа экологической ситуации в больших городах.

Литература

1. Хортов В. Чем больше и мощнее ДВС мы бу-

дем производить, тем быстрее задохнемся без кислорода // Автомобильный транспорт.

- 2000. - №5. - С. 3-6.

2. Хортов В. П. Новый взгляд на экологическую

опасность АТС // Автомобильная промышленность. - 2000. - №6. - С. 22-24.

3. Монин А. С., Яглом А.М. Статистическая гид-

ромеханика. Механика турбулентности. Часть I. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-матем. лит-ры, 1965. - 640 с.

4. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т.,

Орлов В.Г. Охрана окружающей среды. -Ленинград: Гидрометеоиздат, 1991. - 422 с.

5. Киценко А.Б., Катрич Н.П. Кинетика внедре-

ния ускоренных газовых ионов в кристаллические твердые тела // Атомная энергия. -Т. 60. - Вып. 1. - 1986. - С. 58-61.

6. Канило П.М., Бей И.С., Ровенский А.И. Авто-

мобиль и окружающая среда: Учебное пособие / Под общ. ред. П.М. Канило. - Харьков: Флаг, 2000. - 304 с.

Рецензент: М.А. Подригало, профессор, д.т.н.. ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 декабря 2006 г.

2

г

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.