ИЗМЕНЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЕЕВ В ЭПОХУ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т.В. Старикова, студент
Научный руководитель: В.О. Микрюков, канд. филос. наук, доцент Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10438
Аннотация. В статье рассматривается изменение коммуникационного пространства музеев в современном обществе. Анализируются эволюция теории музейной коммуникации и возникновение феномена новой музеологии, предлагающей считать посетителя полноценным участником музейной жизни. Рассматривается трансформация музея в полноценный досуговый центр, а также приводятся примеры внедрения цифровых технологий в музейную экспозицию.
Ключевые слова: музей, коммуникационное пространство музея, музейная коммуникация, сфера культуры, экспозиция.
Современное общество характеризуется широким применением коммуникативных технологий как в политике, экономике, так и в сфере культуры. Продвижение своей продукции и услуг сегодня актуально не только для бизнес-среды, но и для организаций культуры, которые посредством различных коммуникативных технологий знакомят общество со своей деятельностью, вовлекая новую аудиторию и повышая интерес к искусству. Находясь в прогрессивном обществе потребления, музеи вынуждены перестраивать свою политику, чтобы быть ближе к современному потребителю и дать ему понять, что искусство -это больше не что-то элитарное и требующее особых знаний для понимания. Меняется сама внутренняя структура музеев. Появляются отделы по связям с общественностью, целью которых является коммуникация и построение связей со СМИ. В дополнение к одной из главных задач музея - качественной организации выставки, требуется уделить особое внимание самому посетителю, интегрируя его в процесс и создавая условия, наиболее удовлетворяющие его интеллектуальные и эстетические потребности.
Процесс развития музея как социокультурного института получил начало еще в эпоху Возрождения. На протяжении веков само понятие музея сильно видоизменялось. Если сначала музей представлял из
себя место, где люди хранили коллекции исторически-ценных предметов старины, то ближе к XIX веку общество пришло к идее о том, что можно транслировать не только исторические ценности, но и духовные. Вплоть до конца XX века музеи выполняли функцию сбора и хранения предметов искусства и культуры, различных исторических памятников, изобретений науки и др., Коммуникационная работа в этот период не была развита, так как работа носила сугубо односторонний характер. Сейчас же можно с уверенностью говорить о том, что ситуация меняется. Сегодня музеи, как любые коммерческие и некоммерческие организации, существуют в конкурентной среде, борясь за внимание посетителей. Также сама аудитория становится более требовательной к предоставляемому музеем продукту. Это ставит перед музеями задачу быстрой адаптации к запросам публики и самого конкурентного рынка, внедряя новые цифровые каналы взаимодействия.
Первым термин «музейная коммуникация» ввел канадский музеевед Д.Ф. Камерон [1]. Музейная коммуникация понималась им как процесс взаимодействия между посетителем и представленными экспонатами. Камерон видел особенность музейной коммуникации в её визуальном и пространственном характере. Получая визуальную информацию, по-
сетитель музея вербально обменивается ей с работником музея, т.е. между ними происходит своеобразный диалог. Камерон разработал теорию, согласно которой неосведомленный посетитель должен получать максимум вербальной информации при минимуме визуальной, в то время как работа с осведомленным посетителем должна строиться наоборот с доминированием визуальной составляющей. Эта теория подверглась критике со стороны других исследователей, так Э. Хупер-Гринхилл [2] назвал модель односторонней и узконаправленной. Также вклад в теорию музейной коммуникации внес М. Маклюэн [3], который создал коммуникационную модель культуры в целом, затрагивая и музейное дело. Он считал, что посетителю необходимо обеспечить свободу и возможность самостоятельной ориентации в информации, транслируемой музеем. Маклюэн считал, что экспозиция не должна рассматриваться как способ передачи смысла, так как, по его мнению, смысл не транслируется, а каждый раз создается заново. Он выдвинул предложение о создании экспозиции без сюжетной линии, делая акценты только на конкретных предметах. Это позволило бы посетителям создавать смысловые последовательности самостоятельно.
Новые коммуникационные подходы трансформировали посетителя из объекта в субъект коммуникации, сделав его полноценным участником музейной жизни. Новая музеология ориентируется на посетителя. Она упрощает музейное пространство, делая его более открытым и понятным аудитории, а также учитывает индивидуальные особенности, ценности и желания своих посетителей. Английская исследовательница К. Данкан [4] изучала влияние изменений запросов публики и тенденций массовой культуры на музейное пространство. Она отмечала, что изменения в дизайне, освещении и расположении за последние годы были сделаны не по вынужденным причинам, а в связи с изменением мировых модных тенденций. Так желание посетителя быть ближе к искусство вынудило музеи увеличить пустое
пространство для возможности концентрации на одном предмете.
Музей создает вокруг себя коммуникационное пространство, являющееся частью всеобщего информационного поля. Исследователи выделяют два уровня музейной коммуникации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннее пространство включает в себя межличностные коммуникации между сотрудниками, а также взаимодействие с посетителями. Суть внутренней коммуникации - это планирование и осуществление управленческой деятельности в соответствии с целями и задачами. Внешнее пространство не ограничено территориальными рамками. На этом уровне осуществляются различные коммуникации с обществом, партнерами, СМИ, государством и другими организациями. Внешние коммуникации позволяют привлекать партнеров, вести работу со средствами массовой информации, расширять круг контактов.
Бурное развитие технологий и массовой культуры вызвало у людей желание испытывать только сильные ощущения, т.е. выбор развлечения стал более избирательным. Приходя в музей, человек не ищет серьезных культурных знаний, он хочет получить незабываемые впечатления и ощущения, которые он не сможет получить в Интернете. Это ставит музей перед креативной задачей, презентовать себя так, чтобы это заинтересовало и зацепило целевую аудиторию. Деятельность музея становится интерактивной, позволяя человеку не просто быть ближе к искусству, а на время стать его частью. В экспозиции внедряют цифровые технологии, создают квесты и программы, переходят в виртуальное пространство, оцифровывая музейные коллекции, налаживают информационное партнерство с разными онлайн-ресурсами и др. Важными аспектами интерактивного взаимодействия являются понимание психологических потребностей аудитории и обращение к разным каналам восприятия.
Внедрение цифровых технологий значительно упростило работу позволило решить ряд задач. Например, предварительный заказ билетов через онлайн сервисы
упростил процесс их продажи и сократил время при работе с туристическими группами. Социальные сети и веб-сайт решили вопрос взаимодействия с аудиторией, а также позволили быстрее получать от них обратную связь для построения более эффективной коммуникационной работы. Это сделало музейное пространство более открытым, доступным и понятным для аудитории. Более того, благодаря социальным сетям и медиа-пространству в целом, музеи вышли за пределы здания, т.е. у человека появилась возможность посещать музей не только очно, но и благодаря виртуальным экскурсиям, видеотрансляциям в социальных сетях и т.д. Также само понятие «музей» стало шире, трансформировалось в «развлекательный центр», где человек спокойно может провести весь день, сидя в кафе, магазинах и музейных библиотеках. Всё это помогает музеям вы-
аудиторией, а посетителю дарит возможность ознакомиться с информацией о музее и доступных экспозициях более детально и красочно, чего традиционными способами подачи информации добиться куда сложнее.
Таким образом, сегодня музеи - это полноценные досуговые центры, которые не только хранят предметы искусства, но и представляют их для аудитории наиболее доступным и понятным способом. Вся новая музеология ориентируется на посетителя и учитывает его индивидуальные особенности, для правильного построения экспозиций. Глобальные изменения повлекли за собой внедрение новых интерактивных технологий, выраженных в сопровождении средствами PR, рекламы и маркетинга для эффективного взаимодействия с широкой публикой и конкурентного преимущества на рынке.
страивать коммуникацию со своей целевой
Библиографический список
1. Cameron D. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education, 1968. P. 33-40.
2. Hooper-Greenhill E. A New Communication Model for Museums // Museum Languages: Objects & Texts, 1991. P. 53.
3. McLuhan M., Parker Н. Exploration of the Ways, Means and Values of Museum Education with the Viewing Public, 1969. Р. 80.
4. Duncan, C. Civilizing Rituals: Inside Public Art Museums. 1995.
CHANGING THE COMMUNICATION SPACE OF MUSEUMS IN THE DIGITAL AGE T.V. Starikova, Student
Supervisor: V.O. Mikryukov, Candidate of Philosophy, Associate Professor Financial University under the government of the Russian Federation (Moscow, Russia)
Abstract. The article deals with the change in the communication space of museums in modern society. The article analyzes the evolution of the theory of Museum communication and the emergence of the phenomenon of a new museology that suggests considering the visitor as a full-fledged participant in Museum life. The article considers the transformation of the Museum into a full-fledged leisure center, and also provides examples of the introduction of digital technologies in the Museum exposition.
Keywords: Museum, the communicative space of the Museum, Museum communication, culture, exposition.