Научная статья на тему 'Изменение энергозатрат на зимнее содержание дорог от времени начала уборки, скорости снегоприноса и интенсивности дорожного движения'

Изменение энергозатрат на зимнее содержание дорог от времени начала уборки, скорости снегоприноса и интенсивности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
137
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Молев Ю. И.

Рассматривается проблема расчета энергозатрат при изменении времени начала снегоочистки дорог. Показаны рациональные соотношения между скоростью снегопереноса, интенсивностью дорожного движения и временем начала уборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Молев Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of power inputs calculation at changing of time of snow-clearing is analyzed. Rational quantities of drift-snow transport speed, traffic level and the start of clearing are surveyed.

Текст научной работы на тему «Изменение энергозатрат на зимнее содержание дорог от времени начала уборки, скорости снегоприноса и интенсивности дорожного движения»

№4

2006

625,032.37

ИЗМЕНЕНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ НА ЗИМНЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ ОТ ВРЕМЕНИ НАЧАЛА УБОРКИ, СКОРОСТИ СНЕГОПРИНОСА

И ИНТЕНСИВНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Канд. техн. наук, доц. Ю.ИМОЛ ЕВ

Рассматривается проблема расчёта энергозатрат при изменении времени начала снегоочистки дорог, Показаны рациональные соотношения между скоростью снегопереноса, интенсивностью дорожного движения и временем начала уборки.

The problem of power inputs calculation at changing of time of snow-clearing is analyzed. Rational quantities of drift-snow transport speed, traffic level and the start of clearing are surveyed.

Существующая в настоящее время методика оценки изменения затрат на зимнее содержание дорог [1] не учитывает изменения физико-механических и геометрических параметров снежного покрова под воздействием движителей автомобилей. При этом в расчетной схеме изменения силы сопротивления снега рабочим органам коммунальных машин рассматривается только один слой снега — рыхлый, рост которого характеризуется монотонно возрастающей функцией.

Исследования сотрудников Нижегородского государственного технического университета [2, 3] показывают, что такое представление об изменении снежного покрова на поверхности дорог является крайне упрощенным. В действительности изменение толщины различных слоев снега, обусловленное интенсивностью взаимодействия с колесными движителями транспортных средств, может быть как отрицательной, так и положительной величиной. Так как интенсивность воздействия колес с поверхностью дороги не одинакова по ширине, то и изменение толщин снега по ширине дороги будет иметь разную скорость, что приводит к образованию зональности распределения снега (чаще

всего называемой колейностью).

При взаимодействии со снежным покровом на рабочий орган действует сила сопротивления, состоящая из ряда составляющих. Такие составляющие суммарного сопротивления как сопротивление, возникающее в результате трения призмы волочения разрабатываемого материала о поверхность отвала, сопротивление подъему стружки разрушенного снега вверх по отвалу, сопротивление перемещению призмы вдоль отвала, реактивная сила отбрасывания снега отвалом в проекции на ось движения машины, сопротивление перемещению отвала снегоочистителя по заснеженной поверхности дороги при установке его в плавающее положение, уплотнение слоистого снега и заглубление рабочего органасопротивлений, не зависят от слоистости снежного покрова. Наибольшее влияние слоистость снега оказывает на силу резания, определяемую из выражения

№4

2006

V

Р0

совел., . к 1,5тс Л , . 6 2 79 соэб ,

—г— (— (1,2 агсвтС^—-)--;-)-(81п- + -8т—)——)ПС(х )

х+к 2((—)2 + 1,4) 2 7 2 х

/г ________

((8т(9)-|5т3(9)-Ь^т5(е))^)2

где ур — скорость резания; /г — толщина резания; х — длина зоны распространения деформаций; 9 — угол, образованный между краями рабочего органа и точкой максимального распространения деформации; НС — твердость снежного покрова; р — коэффициент концентрации напряжений (р = 3 соответствует упруго-изотропному полупространству, р = 4 — полупространству, модуль деформации которого возрастает с глубиной, р - 5 — для полупространства состоящего из слоистых материалов с различными физико-механическими свойствами).

С учетом зональности снежного покрова суммарная сила резания на рабочем органе может быть найдена из уравнения

М N N-1

8 М

7=1 /=1 /=1

2 у=1

где г — число слоев в рассматриваемом снежном покрове; ] — число зон снега; £ 2

~~~¿и Л'РЛ ^ — член уравнения, учитывающий взаимное влияние близлежащих зон друг

2 у=1

на друга; В — ширина зоны снежного покрова, разрабатываемой рабочим органом, Е —

коэффициент, учитывающий изменение силы резания при переходе от монослоистой к полислоистой разрабатываемой среде.

Общее изменение силы на рабочем органе, в зависимости от времени начала снегопада и интенсивности дорожного движения, показано на рис. 1.

Сил*

ил {л*0(/«еИ паримой 4м.

Н

СЗМХСНИЛ. м»т>4

аНГС^Л'!

Сила

ид РЯЁОДН гаже*

[ЛИХНИСа ^н,

к

1!и?Г Я* ипяггп, л^У • КМ и-" .• ;;!»* * г «»г.»,

а)

б)

Рис. 1. Изменение силы резаиия на рабочем органе в зависимости от времени начала снегопада, при интенсивности выпадения снега, мм/ч: а — 2, 6 — 50

; т

№4

2006

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии постоянного и монотонного роста силы на рабочем органе снегоуборочной машины в зависимости от интенсивности снегопада и времени начала уборки. В действительности существуют три критические точки, при переходе через которые энергоемкость процесса резко изменяется. Во-

первых, это время, за которое снежный покров не ложится на дорогу, а разрушается и выносится за ее пределы колесами транспортных средств. Величина данного параметра может быть определена из выражения

1

Т,

0,035-0,00008/

0,6

27,5

ТС

1

220(£сн + 0,000025/™)

интенсивность движения транспорт-

где Qcн — интенсивность выпадения снега, а /тс — ных средств по исследуемой полосе. Во-вторых, это время, когда в зоне колеи начинает образовываться слой уплотненного снега. Данный момент может быть определен по следующей зависимости:

300(/г3 -0,00008/0,6)

1 ооа„

г,

где /г3 — толщина слоя экскавационно-разрушенного слоя снега на дороге. И, в-третьих, когда уплотненный слой снега в межколейной и межполосных зонах полностью восстановит внутренние межкристаллизационные связи и превратится в снежно-ледовый накат. В зависимости от температуры и влажности поверхности дороги этот процесс может занять от б часов до бесконечности.

Зависимость энергоемкости удаления снега с поверхности дорог и ее сравнение с моделью, применявшейся до настоящего времени, показана на рис. 2.

Время» орошедаюе с

Рис. 2. Зависимость изменения затрат на очистку единицы поверхности дорожного покрытия от снега в зависимости от времени начала уборки: 1 — зависимость, применяемая ныне; 2

мость для очистки дорог легкими (до 5 т) коммунальными машинами; 3 очистки дорог средними (5—12 т) коммунальными машинами; 4

предлагаемая зависи-предлагаемая зависимость для предлагаемая зависимость для очистки

дорог тяжелыми (свыше 12 т) коммунальными машинами.

№4

2006

Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная математическая модель позволяет повысить точность расчета параметров взаимодействия рабочего органа коммунальной машины со снегом в промежутке от начала уборки и до 2 часов, а также после 7 часов от начала снегопада более чем на 50%, а в промежутке от 2 до 7 часов — на 25-30%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочная энциклопедия дорожника. Т. 2. Ремонт и содержание автомобильных дорог / А.П. Васильев, Э.В. Дингенс, М.С. Коганзон и др.; под ред. А.П. Васильева. — М.: Информавтодор, 2004, — 507 с.

2. Модель снежного покрова на автомобильных дорогах как среды, разрабатываемой рабочими органами дорожных машин/ В.В. Беляков, И.А. Брасов, O.A. Захаров и др. / Межвузовский сб. научных трудов «Техника, технологии и перспективные материалы». — М.: МГИУ, 2004. — С. 81—85,

3. Беляков В. В., М о л е в Ю. И. Снег как опорное основание для движения транспортных средств // Известия Академии инженерных наук им. A.M. ПРОХОРОВА. — Т. 5. — Транспортно-технологические машины и комплексы, 2004. — С. 203—220.

щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.