2. При разработке учебно-методических материалов, поддерживающих виртуальные технологии в учебном процессе, необходимо учитывать, что:
эффективным средством активизации самостоятельной учебнопознавательной деятельности курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий, является применение виртуальных учебно-методических комплексов. При этом обучаемый из пассивного объекта обучения превращается в активный субъект: поскольку обучаемый инициирует активные действия, то тем самым он принимает на себя некоторые функции обучающего;
при формировании структуры виртуальных учебно-методических комплексов желательно обеспечить резидентное нахождение элементов управления доступа к его основным содержащим его компонентам, для чего можно использовать фреймы;
варианты выхода на основные компоненты виртуальных учебнометодических комплексов целесообразно максимально дублировать через гиперссылки меяеду его отдельными составляющими;
содержание контрольных заданий инструментов тематического контроля целесообразно максимально квантовать по группам изучаемых вопросов, при этом для каждого контрольного задания желательно предусмотреть гиперссылку с вызовом вопроса на информационное окно.
3. Виртуальный учебно-методический комплекс может содержать необходимый комплект методической документации и соответствующее программнокомпьютерное сопровождение по дисциплине «Электротехника и электроника», который в полной мере обеспечивает учебный процесс для курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.
4. Экспериментально доказано, что виртуальный учебно-методический комплекс является эффективным инструментом организации самостоятельной работы курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина, И.М. Опыт проведения дистанционных тематических консультаций / И.М. Ильина // Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам : материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. / СПб УГПС МЧС России. - СПб., 2007. - С. 43-45.
2. Клюй, В.В. Методы оценки эффективности использования виртуального учебно-методического комплекса / В.В. Клюй // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях : материалы междунар. науч.-практ. конф. / СПб ИГПС МЧС России. - СПб., 2006. - С. 37-39.
ИЗМЕНЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫПОЛНЕННОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Аннотация
В работе исследовано изменение быстроты мышечных сокращений в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки. Определена корреляционная зависимость между временем включения мышц и выполненной тренировочной нагрузкой в различные периоды тренировок.
Ключевые слова: мышечное сокращение, быстрота, электрические биопотенциалы, электрическая активность мышц, тренировочная нагрузка.
CHANGING THE RATE OF MUCSLE CONTRACTION DEPENDING ON THE PERFORMED TRAINING LOAD
Victor Mikhajlovich Bashkin, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
managing faculty,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The study researches the changing of the rate of muscle contraction depending on the training load performed. Correlation dependence between muscle response time and performed training load in different training periods is defined.
Key words: muscle contraction, rate, electrical biopotential, muscle electrical activity, training
load.
ВВЕДЕНИЕ
Достижение наивысших результатов - это главная цель в спорте, поэтому основным вопросом в методике спортивной тренировки является определение оптимальных путей развития двигательных способностей спортсменов. Одним из путей подготовки квалифицированных спортсменов является внедрение в тренировочный процесс научно-обоснованных методов управления на основе анализа экспресс информации физиологических и биологических параметров, позволяющих объективно оценивать функциональное состояние нервно-мышечного аппарата спортсменов [5].
Способность мышц к растяжению с мгновенным, значительным напряжением и последующим быстрым, мощным сокращением лежит в основе скоростно-силового движения. Эти качества нервно-мышечного аппарата спортсменов должны постоянно совершенствоваться в процессе тренировки [6]. Один из важнейших факторов, определяющий функциональное состояние мышечного аппарата спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта - быстрота мышечного сокращения [4].
Индикаторным показателем быстроты мышечного сокращения может быть избран латентный период моторной реакции. Его можно подразделить на время прохождения сигнального импульса по нерву и время сокращения собственно мышцы [2].
ЦЕЛЬЮ данной работы было определение зависимости между изменением времени включения мышц и выполненной тренировочной нагрузкой.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования проводились на базе научно-исследовательской лаборатории «Биокибернетики и адаптации человека» в ГУАПе и учебно-тренировочных сборах. В исследованиях участвовали члены сборных команд ГУАП и Санкт-Петербурга по легкой атлетике. Всего в исследованиях приняло участие 35 спортсменов различной квалификации.
Данные теоретического анализа литературы и опроса тренеров и специалистов в области физиологии показали, что вопрос изменения времени мышечного сокращения в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки исследован не достаточно.
Для оценки быстроты мышечных сокращений - времени включения мышцы (Твкл) - был использован метод селективной электромиографии (ЭМГ) [1]. Всем испытуемым был предложен скоростной тест: бег 20 метров с хода с максимально возможной скоростью. Электрические биопотенциалы снимались с помощью плоских накожных электродов с икроножной мышцы и прямой мышцы бедра. Тестирование производилось сразу после разминки. Перед началом каждого исследования у всех спортсменов оценивался максимально возможный уровень биоэлектрической активности регистрируемых мышц, для чего проводилось поддержание в течение трех секунд максимально возможного уровня активности мышц в условиях ее изометрического сокращения. Испытуемый мог контролировать уровень биопотенциала мышц с помощью зрительной обратной связи по экрану компьютера [3].
Для каждого испытуемого были получены данные изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) электромиограмм как по отдельным тренировкам, так и по всему осенне-зимнему тренировочному периоду.
Изменение параметра АЧХ ЭМГ - времени нарастания АЧХ от минимума до максимального значения - соответствовало времени включения мышцы (Твкл). На рис. 1 показано изменение Твкл. икроножной мышцы (кривая 1) и прямой мышцы бедра (кривая 2) от состояния покоя до максимальной активности в течение осенне-зимнего тренировочного периода в зависимости от суммарных упражнений с отягощениями (Но).
Но (тонн) Твкл (МКС)
2 > 1 недельные микроциклы
Рис. 1. Изменение Твкл икроножной мышцы (1) и прямой мышцы бедра (2) по недельным микроциклам в осенне-зимнем тренировочном периоде в зависимости от Но
Примечание:
ОФП - общефизическая подготовка 1-4 недели;
СФП - специальная физическая подготовка 5-12 недели;
ТП - техническая подготовка 13-16 недели;
СП - соревновательная подготовка 17-24 недели.
Столбики на диаграмме обозначают суммарную нагрузку Но в тоннах всех упражнений с отягощениями за недельный тренировочный микроцикл. В упражнения с отягощениями входили: приседания с отягощением; выпрыгивания с отягощением; силовые упражнения.
На рис. 2 показано изменение Твкл. икроножной мышцы (кривая 1) и прямой мышцы бедра (кривая 2) от состояния покоя до максимальной активности в течение осенне-зимнего тренировочного периода в зависимости от количества прыжковых упражнений (Пу).
Столбики на диаграмме обозначают суммарное количество отталкиваний в прыжковых упражнениях за недельный микроцикл. В прыжковые упражнения (Пу) входили: прыжки со среднего и полного разбега; прыжки с короткого разбега; разбеги с отталкиванием; скачки; многоскоки; спрыгивания.
Кривая под цифрой 1 на рис. 2 показывает усредненное значение времени включения для всех испытуемых икроножной мышцы от состояния расслабления до максимальной активности в течение осенне-зимнего тренировочного периода. Кривая под цифрой 2 на рис. 2 показывает усредненное значение времени включения для всех испытуемых икроножной мышцы в течение всего осенне-зимнего тренировочного периода.
Твкл. от состояния минимального расслабления до максимальной активности за недельный микроцикл получено путем усреднения значения Твкл. за все тренировки микроцикла.
Пу(отт) Твкл(мкс)
2—•—1 недельные микроциклы
Рис. 2. Изменение Твкл икроножной мышцы (1) и прямой мышцы бедра (2) по недельным микроциклам в осенне-зимнем тренировочном периоде в зависимости от Пу
Примечание:
ОФП - общефизическая подготовка 1-4 недели;
СФП - специальная физическая подготовка 5-12 недели;
ТП - техническая подготовка 13-16 недели;
СП - соревновательная подготовка 17-24 недели.
Из рис. 1 и 2 видно, что тренировочный план осенне-зимнего периода разбит на четыре мезоцикла: ОФП - общефизическая подготовка; СФП - специальная физическая подготовка; ТП - техническая подготовка; СП - соревновательная подготовка.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведенный анализ полученных данных изменения Твкл. прямой мышцы бедра и икроножной мышцы в зависимости от Но и Пу по всем мезоциклам осенне-зимнего периода позволил определить корреляционную зависимость между ними. В таблице 1 приведена суммарная корреляционная зависимость Твкл. прямой мышцы бедра от Но и Пу в течение всего тренировочного периода.
Таблица 1
Суммарная корреляционная зависимость Твкл. прямой мышцы бедра от Но и Пу
в течение осенне-зимнего тренировочного периода
Мезоциклы Коэффициенты корреляции
Я но Я пу
ОФП 0,786 (Р< 0,01) 0,755 (Р<0,01)
СФП 0,758 (Р< 0,01) 0,732 (Р< 0,01)
ТП 0,790 (Р< 0,01) 0,720 (Р< 0,01)
СП 0,725 (Р< 0,01) 0,715 (Р<0,01)
Коэффициенты корреляции Яно и Япу в таблице 1 получены путем анализа зависимости Твкл. от Но и Пу по мезоциклам. Как видно из таблицы 1, наибольший коэффициент корреляции между Твкл. прямой мышцы бедра и Но получен в цикле технической подготовки, Р1но = 0,790 при Р < 0,01, а наименьший - в цикле соревнова-
тельной подготовки, Яно = 0,725 при Р < 0,01. Наибольший коэффициент корреляции между Твкл. прямой мышцы бедра и Пу получен в цикле общефизической подготовки, Яно = 0,755 при Р < 0,01, а наименьший в цикле соревновательной подготовки, Яно =
0,715 при Р< 0,01.
В таблице 2 приведена суммарная корреляционная зависимость Твкл. икроножной мышцы от Но и Пу в течение осенне-зимнего тренировочного периода.
Таблица 2
Суммарная корреляционная зависимость Твкл. икроножной мышцы
от Но и Пу в течение осенне-зимнего тренировочного периода
Мезоциклы Коэффициенты корреляции
Rho R пу
ОФП 0,752 (Р< 0,01) 0,742 (Р< 0,01)
СФП 0,735 (Р< 0,01) 0,722 (Р< 0,01)
ТП 0,780 (Р< 0,01) 0,755 (Р<0,01)
СП 0,735 (Р< 0,01) 0,715 (Р<0,01)
Коэффициенты корреляции Rho и Rny в таблице 2 получены путем анализа зависимости Твкл. от Но и Пу по мезоциклам. Как видно из таблицы 2, наибольший коэффициент корреляции между Твкл. икроножной мышцы и Но получен в цикле технической подготовки, Rho = 0,780 при Р < 0,01, а наименьший - в цикле соревновательной подготовки, Rho = 0,735 при Р < 0,01. Наибольший коэффициент корреляции между Твкл. икроножной мышцы и Пу получен в цикле общефизической подготовки, Rho = 0,755 при Р < 0,01, а наименьший - в цикле соревновательной подготовки, Rho = 0,715 при Р< 0,01.
ВЫВОДЫ
При увеличении тренировочной нагрузки с отягощениями и количества прыжковых упражнений увеличивается время включения мышц. Как видно из таблицы 1 и 2, все коэффициенты корреляции достоверны и имеют высокую информативность. Приведенный корреляционный анализ показывает, что Твкл. мышц имеет более высокую корреляционную зависимость от Но, чем от Пу.
Данные, полученные в результате проведенных исследований, об изменении Твкл. прямой мышцы бедра и икроножной мышцы в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки дают возможность корректировать тренировочный процесс в ту или иную сторону (уменьшение или увеличение нагрузки).
ЛИТЕРАТУРА
1. Городничев, P.M. Спортивная электронейромиография / P.M. Городничев ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту Рос. Федерации, Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Великие Луки : [б.и.], 2005. - 227 с.
2. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред, и высш. учеб. заведений по физ. культуре ; рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / В.И. Дубровский. - М. : Владос, 2005. - 462 с.
3. Кузнецова, О.В. Электромиографическая оценка утомления при изометрической работе мышц разгибателей голени / Кузнецова О.В. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - М., 1999. - С. 36-38.
4. Макарова, Г.А. Методологические принципы анализа и оценки физиологических критериев функционального состояния организма спортсменов / Г.А. Макарова, М.Л. Игельник, В.В. Бессчастная // Теория и практика физической культуры. -2007. -.№ 10. - С. 49-52.
5. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. -М. : «Издательство Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 864 с.
6. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А.