Ретроспективы
УДК 343 © C. Ю. Хатунов, 2010
Изгнание из королевства как уголовное наказание в средневековой Англии
С. Ю. Хатунов *
Исследуются место и роль изгнания (высылки из королевства) как одного из немногих нетелесных наказаний в средневековой Англии. Анализируя средневековые правовые трактаты и судебные протоколы, автор проследил связанную с данным видом наказания юридическую практику в Англии до XV в.
Ключевые слова: изгнание, высылка, наказание, объявление вне закона, средневековое право, общее право,
история права Англии.
Изгнание или высылку из королевства в средние века относили к числу унизительных и позорящих наказаний . Кроме того, чтоб подобное наказание считалось позором, оно накладывало свой, непохожий на телесные наказания отпечаток бесчестия . Моральный аспект наказания был основным Иногда со временем наказуемый мог получить прощение и вернуться, но это возвращение не всегда могло вернуть ему то, что он потерял . Данное наказание очень хорошо подходило для тех случаев, когда смертная казнь или лишение конечностей были невозможны или нежелательны Любое наказание как альтернатива смертной казни весьма актуально не только в средние века, но и сегодня . В средние века такое наказание было сродни смерти Изгнание из родных мест отрывало от привычного образа жизни, что могло обернуться для человека серьезными проблемами со здоровьем, потерей материального благополучия . В пользу целесообразности применения изгнания из королевства говорит тот факт, что ему подвергались в основном клирики и английская знать, которых нельзя было казнить, но наказывать сообразно было необходимо . Во многом это наказание стало политически целесообразным для сохранения мира в королевстве
В англосаксонский период изгнание или высылка из королевства отождествлялись с такими нака-
заниями, как объявление вне закона или продажа за море . Однако изгнание или высылка из королевства могли иметь сходство с другими наказаниями только по форме, но не по содержанию, поскольку объявляли вне закона или продавали за море в основном людей низкого происхождения в случае совершения ими преимущественно чисто уголовных преступлений, в то время как изгнание или высылка из королевства представляли собой наказание знатных людей, которое чаще всего было добровольным и в основном связано с политическими преступлениями . Изгнание или высылка из королевства представителей англосаксонской знати не превращали их в одиноких отшельников или в людей caput gerat lupinum (носящих волчью голову), как если бы их объявили вне закона Они также не теряли свободы, как в случае с продажей за море . Как правило, каждый представитель англосаксонской знати имел верных вассалов, которые разделяли с ним его ссылку, поскольку «кто отказался пойти в ссылку со своим лордом, становился объектом презрения и насмешек» 1 . Изгнание или высылка могли служить наказанием и для простых людей, но не из королевства, а из общины, деревни, города или сотни по решению членов этих сообществ . Подобное наказание считалось строгим, хотя человек и не объявлялся вне за-
В нашем журнале публикуется впервые .
*
кона, однако отсутствие родственников, поручителей и друзей сильно осложняло его жизнь, поскольку он превращался в иностранца или незнакомца, отношение к которому, согласно англосаксонским и другим средневековым законам, носило предвзятый характер 2 . В подтверждение вышесказанного читаем в одном из древних англосаксонских повествований о строгости такого наказания: «...его (героя повествований) отец уверял, что он (герой повествований) будет изгнан со своей родины королем Эдуардом (Исповедником), обнаружив все то, что он совершил против своих родителей и против жителей окрестности . И как это будет объявлено, он сразу получит имя «Изгой», будучи изгнан своими родителями и из своей родины, когда ему будет восемнадцать лет отроду» 3 .
После нормандского завоевания рассматриваемое наказание по-прежнему при определенных обстоятельствах отождествлялось, с одной стороны, с объявлением вне закона, а с другой — с добровольной эмиграцией из королевства Это было связано, прежде всего, с тем, что его применение становилось в некотором смысле возможностью избежать смертной казни При одних обстоятельствах одна из властей, светская или духовная, желала избежать назначения смертной казни, а при других — такая возможность появлялась у самого преступника или власти принуждали его к этому Подобная ситуация сохранялась и при нормандских, и при анжуйских королях. Одним из обстоятельств считалась неподсудность светским судам клириков, которым нельзя было вынести смертный приговор, а высшее духовенство подвергнуть унижению. Например, в период правления Вильгельма Завоевателя ряд клириков англосаксов, занимавших высокие посты в иерархии церкви, подверглись нападкам со стороны нормандской знати, которые пытались изгнать их из королевства В подтверждение этого приведем отрывок одной из хроник: «Магнаты королевства, которые были расположены вокруг короля, были разгневаны на архиепископа и продвигались к нему со страшными угрозами, заявляя, что он заслуживает быть изгнан или отправлен в ссылку за пределы королевства за столь серьезное оскорбление такого великого короля» 4 . А во времена правления Генриха II архиепископ Кентерберийский Фома Бекет лишил сана клирика, совершившего преступление, и выслал его из королевства без права на возвращение Это вызвало недовольство короля, на совете в Вестминстере было сделано заявление, что изгнание или высылка из королевства — «.наказание, которое не может быть наложено священником, а только светским правителем» 5 . В ряде других случаев обстоятельства складывались так, что преступнику приходилось самому добровольно эмигрировать из королевства, хотя оче-
видно принуждение к тому, чтобы он покинул королевство, например, под тяжестью выдвинутых обвинений и после конфискации, проведенной королем 6 . Проблема добровольно-принудительного изгнания или высылки из королевства была решена законодательно в Кларендонской и Нортгемптонской асси-зах. В этих ассизах выражено желание короля, чтобы те, кто прошел испытание или ордалию, «но в то же время пользуются самой дурной славой и по свидетельству многих и полноправных людей считаются способными на самые предосудительные проступки, оставили пределы земель короля» вместе со своим имуществом, «пока на то будет воля государя-короля» 7. Также изгнание из королевства без права возвращения было законодательно приравнено к объявлению вне закона, поскольку в Кларендонской ассизе записано: «...пусть они будут объявлены поставленными вне закона; и если вернутся, должны быть арестованы как поставленные вне закона» 8 .
Церковь приветствовала изгнание из королевства в качестве наказания для клириков, так же как добровольную ссылку, считая их приемлемыми способами избежать расправы светских властей 9 . В этой связи стоит отметить, что «некоторые свидетельства показывают, что в течение последних лет XII и первой половины XIII вв. клирики, совершившие фелонию, иногда лишались своего духовного сана и принуждались покинуть пределы королевства без права на возвращение» 10 . Из трактата Брактона становится ясно, что церковь имела прямое отношение к применению указанного наказания в отношении не только духовных, но и светских лиц, так как если подозреваемые в преступлении, которые «должны быть арестованы, скрываются в церкви или другом священном или связанном с неприкосновенностью месте», то они должны выбрать или обрести королевский мир и предстать перед судом, если кто-либо пожелает возбудить (уголовное) дело против них, или сознаться в (совершении) преступлении, из-за которого они там находятся», после чего они должны покинуть королевство без права на возвращение, «отправившись на другую землю, за пределами королевства Англии, поскольку он не обязан столь точно отрекаться от земли и юрисдикции короля, а только покинуть королевство Англии» 11 Трактату Бракто-на предшествовала значительная судебная практика, которая действовала в рамках норм общего права по применению такого наказания. Уголовные дела первой половины XIII в. подтверждают то, что не только клирики, но и миряне за совершенные преступления изгонялись из королевства без права вернуться, не получив королевского разрешения 12. Доктрина Брактона поддержана авторами других правовых трактатов 13, поскольку практика судов в этом вопросе почти не изменилась 14 . Однако судебная практика
Ретроспективы
59
не дает практически никакого представления о видах данного наказания, хотя в доктрине Брактона этому уделено достаточно внимания . Из трактата становится известно, что «изгнание бывает, по крайней мере, трех видов: или выдворение из определенных мест, так же как из определенной провинции, города, городка, или деревни, навсегда или на срок, как того потребует характер преступления, согласно тому, является ли оно тяжким или мелким, (или) изгнание за преступление и lata fuga 15, как выдворение отовсюду кроме (определенных мест) навсегда, или высылка на остров, навсегда или на срок, которые можно назвать изгнанием из королевства без права возвращения или объявлением вне закона» 16 . В какой-то степени только автор трактата «Зерцало судей» упомянул, помимо Брактона, о видах изгнания . Он несколько робко заметил, что есть некая группа простительных телесных наказаний, которые исполняются «путем изгнания и оставления, без намерения вернуться, пределов христианского мира или королевства, или деревни, или феода и ... другие путем высылки» или публичных епитимий в виде «оставления пределов королевства без намерения вернуться, изгнания, высылки из населенного пункта, или деревни, или земли, или феода» 17.
В заключение следует отметить, что изгнание или высылка из королевства, зародившиеся в англосаксонское время и отождествлявшиеся с объявлением вне закона, сохранялись в Англии на протяжении всего средневековья . Фраза, записанная в трактате Брак-тона: «.если кто-либо высланный таким образом не повинуется изгнанию, то он наказывается смертной казнью, то есть если он вернется без официального разрешения после того как был таким образом выслан» 18 — полностью подтверждает тяжесть данного наказания, но не в телесном, а в моральном аспекте
1 Whitelock D. The Beginning of English Society. Harmond-sworth, 1963. P. 32.
2 Bartlett R. Trial by Fire and Water: The Medieval Judicial Ordeal. Oxford, 1999. P. 32, 37.
3 The Deeds of Hereward // Medieval Outlaws . Ten Tales in Modern English. / Ed. T. H . Ohlgren . Stroud, 1998. P. 21 .
4 English Lawsuits from William I to Richard I. / Ed. R C van Caenegem Vol 1 : William I to Stephen London : Selden Society, vol . 106, 1990. P. 2 (дело 1) .
5 Poole A. L. Outlawry as a Punishment of Criminous Clerks // Historical Essays in Honour of James Tait Manchester, 1933 P 239
6 English Lawsuits from William I to Richard I / Ed R. C. van Caenegem. Vol . 1 : William I to Stephen . P. 18, 158-159 (дело 7, 190) ; Vol . II : Henry II to Richard I . London : Selden Society, vol . 107, 1991. P. 566 (дело 516).
7 Петрушевский Д. М. Памятники истории Англии XI-XIII вв. М. , 1936. С 60-61, 64-65 (п. 14, п. 1) .
8 Там же. С. 60-61 (п. 14) .
9 English Lawsuits from William I to Richard I / Ed R C van Caenegem. Vol. II : Henry II to Richard I . P. 410, 461, 492 (дело 411F, 426, 457) .
10 Poole A. L. Op cit P 239
11 Bracton H. On the Laws and Customs of England. Cambridge, 1968 Vol 2 P 382
12 Select Pleas of the Crown, 1200-1225 / Ed . F. W. Maitland. London : Selden Society, vol . 1, 1888. P. 23-24, 34, 47, 63, 75, 92-93, 103-104, 111, 128, 129 (дело 48, 49, 77, 89, 107, 116, 142, 143, 161, 169, 194, 196)
13 Britton / Ed. F. M. Nichols . Oxford, 1865. Vol. 1. P. 17, 62-66 ; The Mirror of Justices / Ed . W. J .Whittaker and F. W. Maitland. London : Selden Society, vol. 7, 1893. P. 133, 143 ; Fleta / Ed. H . G . Richardson, G . O . Sayles. London : Selden Society, vol. 72, 1953 P 76-77
14 Year Book of Edward II . Vol . 5 . The Eyre of Kent of 6 and 7 Edward II (1313-1314), vol. 1. / Ed. F. W. Maitland, L. W. Vernon Harcourt and W. C. Bolland. London : Selden Society, vol . 24, 1909. P. 69, 88, 92, 94, 109, 102, 129-130 ; Placita Corone or La Corone Pledee devant Justices / Ed J M Kaye London : Selden Society, supplementary series, vol . 4, 1966. P. 7, 9, 25 ; Year Books of the Reign of King Edward I . Years 30-31 / Ed. A . J . Horwood. London, 1863 P 509
15 Бегство из отечества куда угодно (лат.)
16 Bracton H. Op. cit. Vol. 2. P. 383-384.
17 The Mirror of Justices / Ed . W. J . Whittaker and F. W. Maitland P 133, 143
18 Bracton H. Op. cit . Vol. 2. P. 384.