Научная статья на тему 'Изделия из войлока в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника'

Изделия из войлока в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЙЛОКА / MAKING FELT / СПОСОБЫ УКРАШЕНИЯ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ / WAYS OF DECORATING FELT CARPETS / ВОЙЛОКИ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ / MUSEUM FELT CARPETS / HANDICRAFTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова И.М.

В статье освещены вопросы изготовления войлочных ковров у горских и кочевых народов северокавказского региона; рассмотрены отдельные этапы производственного процесса; описаны способы декорирования войлочных изделий. Также автор дал краткий анализ изделий, хранящихся в фондах Ставропольского государственного музеязаповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FELT PRODUCTS IN THE FUNDS OF THE STAVROPOL STATE MUSEUM

The article deals with the issues of making felt carpets by the mountain dwellers and nomads of the North Caucasus region. It considers particular stages of the production process; it describes the ways of decorating felt products. Moreover, the author gives a brief analysis of the products stored in the funds of the Stavropol State Museum.

Текст научной работы на тему «Изделия из войлока в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника»

ИМ Назарова

Ставропольский государственный музей-заповедник

(г. Ставрополь)

Изделия из войлока в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника

В статье освещены вопросы изготовления войлочных ковров у горских и кочевых народов северокавказского региона; рассмотрены отдельные этапы производственного процесса; описаны способы декорирования войлочных изделий. Также автор дал краткий анализ изделий, хранящихся в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника.

Ключевые слова: домашние промыслы, изготовление войлока, способы украшения войлочных ковров, войлоки - музейные экспонаты.

I.M. Nazarova Stavropol State Museum (Stavropol)

Felt products in the funds of the Stavropol State Museum

The article deals with the issues of making felt carpets by the mountain dwellers and nomads of the North Caucasus region. It considers particular stages of the production process; it describes the ways of decorating felt products. Moreover, the author gives a brief analysis of the products stored in the funds of the Stavropol State Museum. Keywords: handicrafts, making felt, ways of decorating felt carpets, museum felt carpets.

В фондах Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ) хранятся разнообразные войлочные изделия горских и кочевых народов северокавказского региона XIX-XX вв. [7]. Они являются типи ными образцами изделий регио нальных домашних промыслов.

Традиционные домашние промыслы и ремесла у разных народов мира стали складывать-

и пуховые волосы, собранные во время линьки крупного рогатого скота. Когда было собрано достаточное для изготовления войлока количество шерсти, намечали день для начала работ.

Если дело происходило у живущих в степях Евразии кочевых народов, то с утра все участники редстоящей работы собирались в одной из юрт для совместной трапезы: ели отварную баранину, пили чай с молоком и маслом. Столь плотный утренний завтрак необходим потому, что

ся уже в глубокой древности. Их валяние войлока — дело трудо-

развитие зависело от природно- емкое, оно требует от всех участ-

климатических условий терри- ников большой затраты сил

тории проживания и от основ- [3, с. 31-35.].

ных хозяйственных занятий Сам процесс изготовления

населения. У кочевников евразийских степей, скотоводов Кавказа и Тибета, которые разводили огромные отары овец, держали коз, крупный рогатый скот (коров и буйволов) и имели лошадей, скапливалось большое количество шерсти. Из этого сырья они научились прессовать войлок - плотные нетканые полотнища, которые обладают целым рядом положительных свойств (они хорошо защищают от холода и обладают водооттал-

кивающим качеством).

войлока подразделяется на несколько этапов. Сначала шерсть сортируют, затем сворачивают в рулон, сбрызгивают водой или молочной сывороткой и сбивают специальным прутом. Рулон, обернутый циновкой или пластиной кожи, многократно прокатывают по земле («валяют»). Это осуществляет группа людей вручную или, иногда, путем буксировки рулона всадниками, которые в течение дня 10-15 раз преодолевают расстояние в 1 км. Так получают крупные куски

Овец, как правило, стригли 2 раза в год: весной и осенью. Как отмечал кавказовед К.М. Текеев, «для валяния кии-зов, как правило, выбирают грубую шерсть, но очень высокого качества... особенно ценят первый настриг от молодняка; .для валяния войлоков употребляют только шерсть осенней стрижки» [8, с. 108]. К овечьей шерсти (с целью ее уплотнения) добавляли козий пух, конский волос

войлока 5х5 м или 4х4 м для покрытия юрт. Мелкие куски войлока идут на изготовление домашней утвари и обуви.

Кочевники Евразии делают из войлока стельки, чулки-вкладыши в кожаные сапоги, подушки, ковры, дорожки, подстилки для сна, мешки для хранения чая и мелкой посуды, сумки для транспортировки грузов, потники под седло, чепраки и попоны. Скотоводы Кавказа

делали из войлока бурки и мужские головные уборы.

В военном деле войлок использовали как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель. Войлоком обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне, чтобы в нем застревали стрелы.

Народные врачеватели Северного Кавказа использовали войлок при лечении переломов костей (полосками войлока плотно обматывали место перелома).

Если из войлока собирались сделать ковер, то его тщательно декорировали. Существует много способов орнаментации войлочных ковров: валяный рисунок, аппликация, вышивка тесьмой. Естественные цвета шерсти -белый, серый, черный - использовали как фон, на котором размещали аппликации из разноцветной ткани или кожи. Для вышивки использовали тесьму контрастного цвета.

Орнаментом украшали

настенные и напольные ковры, а кошму для покрытия юрты оставляли однотонной, хотя в традиции некоторых кочевых народов региона было украшение свадебной юрты (юрты для молодоженов). Белые войлочные ковры использовали для свадебных церемоний, это символизировало чистоту помыслов жениха и невесты и благополучие будущей пары.

Войлочный промысел — изобретение кочевников, вошедшее в общемировую материальную культуру. Как отмечал А.А. Боголюбов, «у кочевников ковер не прихоть, а необходимость, без которой ни богатый, ни бедный обойтись не могут... кошма (войлочная полость) прежде всего нужна для устройства переносного жилища кочевников» [1, с. 20-22; 4, с. 113]. Изделия из войлока получили широкое распространение и за пределами кочевой среды, бла-

годаря развитию торговых отношений с оседлыми земледельческими народами.

Иностранные путешественники Д'Асколи и Олеарий, которые в ХУ1-ХУП вв. посещали Северный Кавказ, писали, что практически все народы региона занимаются изготовлением войлока. Причем, в большинстве случаев, авторы отмечали, что валяние войлока — женское занятие [2, с. 64; 6, с. 499].

Войлоки, хранящиеся

в СГМЗ, используются в экспозиционных комплексах зала этнографии, которые посвящены кочевым и горским народам северокавказского региона. Если мы сравним образцы этих войлочных изделий, то сразу же обнаружим общие черты в орнаментации: основной узор декора — композиция из бараньих рогов. Этот орнамент очень древний, его возникновение связано с основным хозяйственным занятием населения. Большинство исследователей-кавказоведов отмечают, что «рогатый» узор на войлочном ковре располагается симметрично [5, с. 484]. Именно такие образцы хранятся в фондах СГМЗ.

Фрагмент одного из войлочных ковров дает нам представление о том, как выглядят геометрические фигуры, выполненные методом вкатанного орнамента (рис. 1). Как отмечают исследователи, чтобы выполнить такой узор на войлоке у мастерицы должен быть отличный глазомер. В центре войлочного ковра размещают от двух до пяти ромбов. Шерсть начинают раскладывать с центра, затем выкладывают треугольные или квадратные фигуры каймы, а затем однотонные края изделия [8, с. 111].

Трехцветный войлочный ковер, обрамленный бахромой, образец аппликационной методики декора (рис. 2). Мотив бараньего рога в данном орнаменте создает повторяющиеся фигуры

Назарова Ирина Михайловна,

к.и.н, старший научный сотрудник отдела этнографии Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (г. Ставрополь)

Рис. 1.

Фрагмент войлока с вкатанным узором.

(СГМЗ. Оф. 27351-1)

Трехцветный войлок. (СГМЗ. Оф. 16008)

Рис. 3.

Войлочный ковер. СГМЗ. Оф. 27694)

разного цвета, а односторонняя кайма придает некоторую завершенность узора. В данном образце отсутствует четкая симметрия, но такой прием очень удобен при создании ковров разной длины.

Темный войлочный ковер, вышитый тесьмой контрастного цвета — пример еще одного типа украшения войлочных изделий. Здесь мы также видим композицию из бараньих рогов, которые создают очень нарядный орнамент (рис. з). Центр выложен абсолютно симметричным узором, кайма — образец так называемой частичной симметрии. Тем нее менее, узор этого ковра выглядит не только очень нарядно, но и абсолютно продуманно. Хотя, скорее всего, такой рисунок каймы сложился по ходу работы в связи с тем, что мастерица не имела сантиметра и раскладывала тесьму на глаз, надеясь на свой глазомер и опыт работы.

Итак, рассмотрев образцы войлочных изделий северокавказских мастериц, хранящиеся в фондах СГМЗ, мы приходим к выводу о том, что наличие большого количества шерсти у различных народов региона приводило к необходимости обработки этого сырья и выделке шерстяных войлоков. Традиции валяния войлочных изделий уходят вглубь веков и сохраняются длительное время, путем передачи опыта из поколения в поколение. У разных народов использовались различные методы декорирования войлочных изделий, что мы и можем

наблюдать на примере сохранившихся музейных образцов.

Литература:

1. Вильсдорф Х., Жуковская Н.Л. Валяние войлока // Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. Вып. 3. — М., 1989. — С. 20-22.

2. Д'Асколи // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях иностранных авторов XIII-XIX вв. / Сост. Гар-данов В.К. Нальчик. — Нальчик: Эльюбрус. — 1974. — С. 61-67.

3. Жуковская Н.Л. Пусть будет теплым ваш войлок! — URL: http://wikipediya.ru /wiki/этнографические этю-ды_восточная коллекция (дата обращения: 01.12.2017)

4. Муканов М.С. Казахские ворсовые ковры // Промыслы и ремесла народов СССР. — Л., 1986.

5. Народное творчество // История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. — М., 1988. — С. 477-489.

6. Олеарий А. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906. — 582 с.

7. СГМЗ. Оф. 16008, 2735-1, 27694, 35580.

8. Текеев К.М. Карачаевские и балкарские узорные войлоки (ала ккизы) // Советская этнография. — 1987. — № 2. — С. 107-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.