Научная статья на тему '\ Издательство \ искусство печати'

\ Издательство \ искусство печати Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Налимов Ян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ Издательство \ искусство печати»

Ян

НАЛИМОВ

Искусство

Копия и оригинал

«Все у тебя поставлено с ног на голову, — заявил несколько лет назад Юкио Осад-зума, руководитель Японско-Российского бизнес-центра и автономной некоммерческой организации «Японский центр» президенту общественной организации «Международный центр духовной культуры» Юрию Родичеву во время открытия зала японского искусства в офисе издательского дома «Агни». — Обычно вначале создается бизнес, а уже когда он

становится успешным, открывается общественная организация, которая и занимается вопросами духовного просвещения сограждан».

Но самарский издательский дом «Агни» строили с точностью до наоборот. В 1989 году в Самаре создали Международный центр духовной культуры (МЦДК), чтобы вести культурно-просветительскую деятельность — пропагандировать классическое изобразительное искусство. При этом сразу было решено не просить для этого

средств у государства, у которого и так много проблем, и не бороться за зарубежные гранты, принимая на себя обязательства перед иностранными спонсорами. Было решено создать свой бизнес, зарабатывать деньги самостоятельно и затем, решая задачи учредителя, уже ни от кого не зависеть.

Для развития бизнеса была интересная, сложная и полностью свободная ниша — выпуск так называемой изопродукции. «Идею мы обдумывали еще в 80-х годах, —

Чтобы пропагандировать среди россиян классическое изобразительное искусство, самарский Международный центр духовной культуры пошел необычным путем - начал уникальный и успешный бизнес - издательский дом «Агни». Сегодня компания - самый крупный в России производитель высококачественных изоизданий.

печати

вспоминает Юрий Родичев. — Дело в том, что в СССР изданий репродукций великих мастеров живописи было мало, и они были очень низкого качества, просто дискредитировали имя мастера. Когда смотрели на оригинал и на то, что издано, становилось тошно.

Хотелось, чтобы качество репродукций было, с одной стороны, на очень высоком уровне и люди, фактически, могли бы увидеть «в живую» работу художника, а с другой стороны, чтобы продукция была дос-

тупна по цене. Тогда произведения великих мастеров станут известны россиянам.

Но одно дело — хобби, мечта, другое — работа. Я был инженером, работал в Самаре, занимался электроникой в институте при Министерстве строительного дорожного машиностроения. Пришлось изучать новую отрасль.

Начинали с того, что собирали качественные изображения картин великих мастеров. Нам очень хотелось воплотить мечту в жизнь, и мы это сделали».

Этика бизнеса

Одной из первых работ было воспроизведение картины «Демон» Михаила Врубеля. Эта репродукция сегодня висит в Третьяковской галерее, что говорит само за себя. Потом появились другие работы.

Понятно, что лучшие копии — это не оригиналы, и жителям двух столиц, которые могут посетить крупнейшие музеи страны, наверное, сложно понять, почему в российских регионах востребованы так называемые электронные копии — на выставках всегда много посетителей. Причина проста — оригиналов туда, скорее всего, не привезут никогда. Выставки и продажи электронных копий — это часто единственная возможность познакомиться в провинции с работами великих мастеров. А возможности современных технологий уже таковы, что, если хорошо постараться, можно очень точно передать как цвет, так и фактуру изображения — теперь электронные копии уже давно печатают не только на бумаге, но и на холсте. Но оригиналы стоят миллионы долларов, а высококачественные копии ИД «Агни» — от 150 до нескольких тысяч рублей. Они не нуждаются в особых условиях хранения, им не требуется особая охрана, они могут прийти в каждый провинциальный городок, поселок, даже в детский лагерь.

Решение издавать репродукции, постеры— товар новый и неизвестный — для российского рынка было новаторским. Массовый потребитель не только не был приучен к присутствию в окружающей обстановке картин великих мастеров. ИД «Агни» пришлось одновременно рассказывать российскому потребителю о работах лучших русских и зарубежных художников. И формировать спрос на изопродукцию.

Одной из проблем молодой компании стали управленческие кадры. С одной стороны, это должны были быть люди, разделяющие идеалы учредителей, с другой — профессиональные руководители.

«На начальном этапе нам помогало много друзей — опытных управленцев, которые разделяли наши взгляды, — отмечает Юрий Родичев. — Помогали, прежде всего, советом, как делать ту или иную работу. Например, восстанавливать полностью разрушенное здание, которое нам отдали в аренду под офис. Кстати, тогда я понял, что хороший грамотный совет дороже денег. Не зря существует бизнес под названием консалтинг.

Где брали менеджмент? Например, подполковник в отставке Геннадий Карев работает у нас первым заместителем генерального директора. К нам пришли восемь офицеров в отставке. Когда мы начали строить издательский дом «Агни», у меня в общественной организации было 200 человек. Они добровольно и безвозмездно помогали создавать компанию, среди них

| прямые инвестиции / №11 [79] 2008 | реальный сектор

Татьяна Волкова, начальник издательского отдела государственной Третьяковской галереи: «Государственная Третьяковская галерея — неординарный заказчик. Работая даже с крупными типографиями мы не раз сталкивались с формальным отношением к заказу. Для нас огромное значение имеет передача цвета. Хочу отметить наши серьезные совместные работы с ИД «Агни». Это большеформатные открытки, тематические комплекты по иконописи, собранию лучших работ Шишкина, альбомы шедевров живописи конца XIX века. Последняя интересная работа — календари, разработанные специально для Третьяковки. Календарь «Времен связующая нить», собрание портретной живописи, имел рекордные продажи — около 2 тыс. экземпляров».

□ о

h

и л с ш

h

га Ч

п

росли и будущие управленцы. Сейчас в «Агни» — примерно 260 человек. Плюс добровольные помощники».

Каталог для «Кристи»

Чтобы издавать высококачественные копии картин, ИД «Агни» пришлось построить одну из передовых в России типографий. Когда компания только начинала работать и не имела своих мощностей, качество печати отечественных типографий было на таком низком уровне, что добиться приличной цветопередачи не представлялось возможным. Поэтому первые комплекты художественных открыток и постеров печатали в Чехии. Но опять не устроило качество.

Нужно было развиваться, создавать свое, контролируемое производство, поэтому вопрос о полиграфической базе встал очень остро. В 1998 году была установлена первая печатная машина А3-формата, четырехкрасочный «Гейдельберг», в 1999-м поставлен шестикрасочный «Гейдельберг» формата А2, а 25 августа 2005 года запущена новая печатная машина — четырехкрасочный Man Roland формата А1.

Три года назад для обновления оборудования компания взяла кредит в Поволжском банке Сбербанка России. Сегодня полиграфическая база ИД «Агни» отвечает мировым стандартам. Здесь работает оборудова-

ние лучших мировых производителей: Scitex, Bacher, Heidelberg, Theisen&Bonitz, Polar, Stahl, Glun&Jensen. Принцип работы типографии — «Печать как искусство».

Признание пришло быстро. Компания получила клиентский пул самых консервативных и требовательных заказчиков — «Агни» имеет договоры с большинством государственных музеев: Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, Русским музеем, национальной галереей Армении... Даже в аукционном доме «Кристи» есть каталог, созданный в издательском доме «Агни». Основные музейные заказы — альбомы, постеры, каталоги, разнообразные календари. Большинство из них полностью, от идеи до дизайна, создаются в ИД «Агни».

С 1989 года было выпущено около 80 уникальных изданий: художественных альбомов, каталогов, книг по истории, философии, культуре, этнографии, минералогии, а также научно-популярной и художественной литературы.

Уникальный ассортимент

Чтобы издавать репродукции, компания создала собственный банк художественных изображений. Предпочтение отдавалось работам русских художников. Хотя в коллекции есть маститые художники из Эрмитажа

и Пушкинского музея, в том числе Клод Мо-не, Ван Гог, Рембрандт. Начата работа с зарубежными музеями. Сейчас в каталоге около 800 работ-постеров.

Права на издание у музеев покупаются. Они — монополисты, но музеи заинтересованы в популяризации своих экспонатов. Известность означает, что потом к ним будут чаще приходить. Поэтому владельцы оригиналов щадят компании, бизнес которых основан на легальном воспроизведении. В российских музеях в зависимости от статуса, объема работ и тиража стоимость прав на печать одного произведения варьируется от $50 до $300. Лувр запрашивает до 250 евро, Ватикан — 200 евро. При этом музейные работники всегда готовы дополнительно помочь издателю.

«Например, я написал письмо в Ватикан, мне ответили, что всячески будут помогать — предоставят осветительное оборудование, стремянки, помощников и т.п., — отметил Юрий Родичев. — Издавая и экспонируя работы, мы делаем эти музеи более известными. А небольшие российские музеи мы просто выводим из тени забвения. Их работы не видел массовый зритель, а там есть шедевры. Например, музей в Козьмодемьянске, в республике Марий Эл, вообще мало кто знает. А там есть великолепные полотна Шишкина, Фешина. Мы собираем эти работы и делаем известными через репродукции».

Именно поэтому сегодня многие владельцы частных коллекций готовы сами платить ИД «Агни», чтобы работы из их коллекций печатали, включали в каталоги и книги об искусстве. Им важно популяризовать свои работы, потому что это повышает их ценность. Издательский дом с удовольствием с ними сотрудничает, так как это позволяет показать россиянам новые картины.

«Агни» не только копирует чужие произведения, но и создает собственные. Фото-

Выставочный центр ИД «Агни» насчитывает 16 экспозиционных залов, Оригиналы картин стоят миллионы долларов, а высококачественные посетить которые можно абсолютно бесплатно постеры - от 150 до нескольких тысяч рублей

реальный сектор | прямые инвестиции / №11 [79] goos|

агентство компании организует экспедиции по историческим местам и интересным странам, чтобы провести эксклюзивную фотосъемку и затем распространять постеры. Например, фотографы «Агни» в Гималаях были уже восемь раз, в «упор» снимали Эверест. Сейчас компания готовит экспедиции для съемок в Тибете, Антарктиде, Гренландии. Всего в банке изображений компании более 50 тыс. работ.

Задачи акционеров

Уникальный ассортимент рождает спрос. Репродукции издательского дома «Агни» покупают клиенты более чем из 30 стран. Наибольшим спросом продукция пользуется в США, Канаде и странах Западной Европы. Есть клиенты в Австралии, Аргентине, Сингапуре, Корее.

Изопродукция от «Агни» есть в торговых залах крупнейших гипермаркетов, таких как OBI и Leroy Merlin. Также отдел продаж ИД «Агни» реализует свою художественную продукцию через собственную сеть фирменных магазинов в городах России, разработан и запущен интернет-магазин.

Вырастив высококлассных фотохудожников и специалистов по компьютерной графике, а также создав большой банк эксклюзивных иллюстраций, «Агни» расширил сферу деятельности и вышел на рынок элитных журналов, альбомов и подобных изданий. Новое направление — выпуск высокохудожественных книг в твердом переплете. Сегодня типография «Агни» на 30% загружена собственными проектами и на 70% — сторонними заказами.

Кроме типографии у компании есть свое фотоагентство, ТВ-студия, создающая фильмы об искусстве, производство мебели, строительное подразделение, занимающееся дизайном интерьеров и витражами. Но в структуре доходов все равно более половины средств приносит поли-

графия, треть — продажа своих изданий, примерно 20% выручки дают другие подразделения.

Ежемесячный оборот предприятия — более 10 млн. руб. В среднем 7% доходов компания тратит на реализацию задач, поставленных учредителями. С 1996 года бесплатные передвижные выставки электронных копий картин посетили более 8,5 млн. человек. Проведено более 1500 выставок в 540 городах России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Молдавии, Приднестровья, Болгарии, Чехии, Финляндии, Испании, Индии, Монголии, Малагасийской республики.

В 1998 году в Самаре в офисе издательского дома «Агни» был создан бесплатный музей, сегодня занимающий три этажа. Первым открылся зал, посвященный творчеству художника Николая Рериха. На сегодняшний день выставочный центр насчитывает 16 экспозиционных залов, в которых представлены культура великих цивилизаций, национальные школы живописи периода наивысшего подъема, фотовыставки, коллекция минералов. За все время работы на выставках побывало около миллиона посетителей.

С помощью партнеров компания открыла бесплатные выставочные центры в Чебоксарах, Димитровграде, Чапаевске, Ульяновске, Саратове, на Украине в городе Воз-несенске.

Нести в жизнь красоту

Сегодня «Агни» не боится конкуренции. «Наши конкуренты — в основном дилеры западных производителей постеров, репродукций хорошего качества. В гипермаркетах OBI мы соседствуем с постерами «Еврогра-фикс», в Леруа-Мерлен — Posterama. У них хорошее качество, свои сюжеты, которые скорее создают больший спектр изобразительного ряда для выбора покупателей, чем

конкурируют с нами, — говорит первый заместитель гендиректора Геннадий Карев. — Однако в случае увеличения спроса, возможно, появятся новые игроки, прежде всего, из числа издательств. Такие попытки ими уже предпринимались, но из-за специфики рынка эти направления так и не получили развития».

Добившись успеха, Юрий Родичев уверен, что в компании были правы, для начала создав Центр духовной культуры, который занимается просветительской работой. И потом для реализации этих задач построив бизнес. «Если бы мы начали в первую очередь создавать бизнес, все бы пошло неправильно, — считает он. — Проект развивался бы как традиционный бизнес, мы бы постепенно сосредоточились на рентабельности, забыли о задачах, вышли из своей ниши на рынке».

У высокопрофессионального издательского дома, способного производить качественную продукцию, сегодня на рынке много соблазнов. Компания могла бы перейти в более доходные сегменты — рекламу, упаковку и т.п. Но ИД «Агни» должен четко следовать указаниям акционера. Поэтому полиграфический бизнес будет развиваться как производство изопродукции, чтобы более эффективно исполнять заказы не только своего издательства, но и сторонних участников рынка — музеев, галерей, студий. Выпускать постеры, книги, альбомы по искусству и т.д. В этой нише компания и собирается развиваться.

«В идеале мы хотим довести в структуре производства до 100% изопродукцию, — заявил Юрий Родичев. — Постепенно хотим отказаться от печати продукции, не имеющей прямого отношения к художественной культуре. Наша задача — нести в жизнь красоту. Для этого мы должны расширять ассортимент, связанный именно с искусством. Очередное перевооружение производства мы будем проводить с этой целью». ф

Продукция «Агни» такого качества, что с компанией сотрудничают «Агни» делает музеи - правообладатели картин - более известными, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и т.д. повышает их посещаемость

¡прямые инвестиции / №11 [79] g008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.