Научная статья на тему 'Издательства и издающие организации Сибири и Дальнего Востока как популяризаторы историко-культурного наследия региона'

Издательства и издающие организации Сибири и Дальнего Востока как популяризаторы историко-культурного наследия региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / 2000-2010-Е ГГ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / REGIONAL BOOK CULTURE / POPULARIZATION OF LOCAL HISTORY PUBLICATIONS / SIBERIA / THE FAR EAST / 2000-2010

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трояк Ирина Сергеевна

В связи со стремительной глобализацией второй половины ХХ в. проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия отдельных территорий национальных государств стали особенно актуальными и социально значимыми. Поскольку книга является одной из форм представления ценностей культурного наследия, основополагающее значение для региональной книжной культуры имеет мемориальная функция, отвечающая за сохранение наследия отдельных территорий и приобщение к нему населения. Цель представленного в статье исследования выявление способов реализации мемориальной функции региональной книжной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке в 2000-2010-е гг. В качестве методологической основы была использована предложенная К. Мигонем теоретическая модель книжной культуры, в которой выделяются локальный, региональный, национальный, наднациональный, культурно-цивилизационный и мировой «культурные круги книги». Деятельность издательств и издающих организаций Сибири и Дальнего Востока рассматривается в рамках локального и регионального «кругов», являющихся частью национальной российской книжной культуры. В статье показаны основные акторы современного краеведческого книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке: это большинство региональных издательств и издающие организации, чья деятельность институционально связана с сохранением историко-культурного наследия (музеи, архивы и библиотеки). Представлены способы популяризации их продукции. Впервые выявлены и приведены примеры продакт-плейсмента при рекламировании краеведческой литературы. Сделан вывод,что главным каналом распространения и популяризации региональной краеведческой книжной продукции становится интернет, который открывает доступ к историко-культурному наследию Сибири и Дальнего Востока более широкому кругу читателей.Due to the rapid globalization in the second half of the 20th century the problems of preserving and studying the historical and cultural heritage of certain territories of national states have become especially relevant and socially significant. Since the book is a form of presentation of cultural heritage values, the memorial function responsible for preserving the heritage of certain territories and making population familiar to it is of fundamental importance for regional book culture. The purpose of the study presented in the article is to reveal ways to implement the memorial function of the regional book culture in Siberia and the Far East in the 2000-2010s. As a methodological basis, the theoretical model of book culture proposed by K. Migoń was used, who distinguishes the local, regional, national, supranational, cultural-civilizational and world “cultural circles of the book”. The activities of publishing houses and publishing organizations in Siberia and the Far East are treated within the local and regional “circles” as a part of the national Russian book culture. The article shows the main actors of modern local history book publishing in Siberia and the Far East: these are the majority of regional publishing houses and those publishing organizations whose activities are institutionally related to the preservation of historical and cultural heritage (museums, archives and libraries). Methods for popularizing their products are presented. For the first time, examples of product placement in advertising local history literature are identified and presented. The author concludes that Internet is becoming the main channel for the dissemination and popularization of regional local history book production, that opens the access to a wider circle of readers of historical and cultural heritage of Siberia and the Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательства и издающие организации Сибири и Дальнего Востока как популяризаторы историко-культурного наследия региона»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Научная статья

УДК 655.4/.5:008(571)

ББК 76.17+71.0(25)

DOI 10.20913/1815-3186-2020-1-32-38

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КАК ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА

И. С. Трояк

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия; e-mail: troyak@gpntbsib.ru

Ирина Сергеевна Трояк,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН

ORCID: 0000-0002-3325-4280 e-mail: troyak@gpntbsib.ru

32

Статья поступила в редакцию 16.01.2020 Получена после доработки 26.01.2020 Принята для публикации 27.01.2020

Аннотация. В связи со стремительной глобализацией второй половины ХХ в. проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия отдельных территорий национальных государств стали особенно актуальными и социально значимыми. Поскольку книга является одной из форм представления ценностей культурного наследия, основополагающее значение для региональной книжной культуры имеет мемориальная функция, отвечающая за сохранение наследия отдельных территорий и приобщение к нему населения. Цель представленного в статье исследования - выявление способов реализации мемориальной функции региональной книжной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке в 2000-2010-е гг. В качестве методологической основы была использована предложенная К. Мигонем теоретическая модель книжной культуры, в которой выделяются локальный, региональный, национальный, наднациональный, культурно-цивилизационный и мировой «культурные круги книги». Деятельность издательств и издающих организаций Сибири и Дальнего Востока рассматривается в рамках локального и регионального «кругов», являющихся частью национальной российской книжной культуры. В статье показаны основные акторы современного краеведческого книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке: это большинство региональных издательств и издающие организации, чья деятельность институционально связана с сохранением историко-культурного наследия (музеи, архивы и библиотеки). Представлены способы популяризации их продукции. Впервые выявлены и приведены примеры продакт-плейсмента при рекламировании краеведческой литературы. Сделан вывод,что главным каналом распространения и популяризации региональной краеведческой книжной продукции становится интернет, который открывает доступ к историко-культурному наследию Сибири и Дальнего Востока более широкому кругу читателей. Ключевые слова: историко-культурное наследие, региональная книжная культура, популяризация краеведческих изданий, Сибирь, Дальний Восток, 2000-2010-е гг.

Для цитирования: Трояк И. С. Издательства и издающие организации Сибири и Дальнего Востока как популяризаторы историко-культурного наследия региона // Библиосфера. 2020. № 1. С. 32-38. Б01: 10.20913/1815-3186-2020-1-32-38.

© И. С. Трояк, 2020

PUBLISHING HOUSES AND PUBLISHING ORGANIZATIONS IN SIBERIA AND THE FAR EAST AS POPULARIZERS OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE REGION

Irina S. Troyak

The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail: troyak@gpntbsib.ru

Troyak Irina Sergeevna,

PhD in History, Senior Researcher, Laboratory of Book Studies of SPSTL SB RAS; ORCID: 0000-0002-3325-4280 e-mail: troyak@gpntbsib.ru

Received 16.01.2020 Revised 26.01.2020 Accepted 27.01.2020

Abstract. Due to the rapid globalization in the second half of the 20th century the problems of preserving and studying the historical and cultural heritage of certain territories of national states have become especially relevant and socially significant. Since the book is a form of presentation of cultural heritage values, the memorial function responsible for preserving the heritage of certain territories and making population familiar to it is of fundamental importance for regional book culture. The purpose of the study presented in the article is to reveal ways to implement the memorial function of the regional book culture in Siberia and the Far East in the 2000-2010s. As a methodological basis, the theoretical model of book culture proposed by K. Migon was used, who distinguishes the local, regional, national, supranational, cultural-civilizational and world "cultural circles of the book". The activities of publishing houses and publishing organizations in Siberia and the Far East are treated within the local and regional "circles" as a part of the national Russian book culture. The article shows the main actors of modern local history book publishing in Siberia and the Far East: these are the majority of regional publishing houses and those publishing organizations whose activities are institutionally related to the preservation of historical and cultural heritage (museums, archives and libraries). Methods for popularizing their products are presented. For the first time, examples of product placement in advertising local history literature are identified and presented. The author concludes that Internet is becoming the main channel for the dissemination and popularization of regional local history book production, that opens the access to a wider circle of readers of historical and cultural heritage of Siberia and the Far East.

Keywords: historical and cultural heritage, regional book culture, popularization of local history publications, Siberia, the Far East, 2000-2010 Citation: Troyak I. S. Publishing houses and publishing organizations in Siberia and the Far East as popularizers of the historical and cultural heritage of the region. Bibliosphere. 2020. № 1. P. 32-38. DOI: 10.20913/1815-3186-2020-1-32-38.

Введение

Традиционно к историко-культурному наследию принято относить созданные предыдущими поколениями материальные и духовные ценности, имеющие общемировое, национальное, региональное или локальное (местное) значение. Актуализация вопросов его сохранения, интерес к региональной истории и рост социальной значимости отдельных территорий в рамках национальных государств, отмечающиеся в разных странах со второй половины ХХ в., по мнению многих ученых, являются реакцией общества на процессы глобализации (Китинг, 2003; Дроздова, 2011).

В отдельные периоды истории разные части наследия имеют свою ценность в глазах

потомков. В зависимости от текущих социально-политических факторов для ныне живущих становится актуальным тот или иной памятник истории или культуры. Именно поэтому изучение наследия всегда происходит избирательно, но «чем больше освоенный фонд, чем глубже его исторический пласт, чем выше степень интеграции в данное историческое время освоенных памятников культуры, тем меньше следует опасаться за сохранность и непрерывность жизни культурного наследия в целом» (Историческая..., 2015, с. 447-448). Книга является одной из форм представления и популяризации ценностей культурного наследия, что обусловлено ее главной, по мнению современных книговедов, функцией в обществе - передачей информации в процессе социальной коммуникации (Швецова-Водка, 2017, с. 5-6).

I. 8. Тгоуак, 2020, по. 1, рр. 32-38

Ш

ОС

I-^

о О

о т

Тематика статьи предполагает рассмотрение издательской деятельности как пространственно-обусловленного явления, поэтому в качестве методологической основы была использована представленная К. Миго-нем теоретическая модель книжной культуры, в которой он выделяет «культурные круги книги»: 1) локальный, обычно ограниченный небольшой территорией и сообществом людей, чаще всего принадлежащих к какой-либо местности или административной единице; 2) региональный, существующий на исторически сформировавшейся, отличающейся от других территории; 3) национальный, формирующийся в пределах одного государства или нации; 4) наднациональный, обусловленный языковой или религиозной общностью; 5) культурно-цивилизационный, охватывающий большие геополитические территории; 6) мировой (Кикига кэ^гН, 2017). При этом каждый из кругов включает множество книжных культур, пересекающихся между собой и входящих в более крупные. Деятельность объектов нашего исследования относится к локальной и региональной книжной культуре, являющимся в свою очередь частью национальной российской книжной культуры.

Основные функции региональной книжной культуры и значение краеведческих изданий для сохранения историко-культурного наследия территории

Для региональной книжной культуры наряду с социально-информационно-коммуникационной функцией сущностной является также мемориальная, выражающая сохранение историко-культурного наследия отдельных территорий и приобщение к нему населения. Она реализуется посредством выпуска и распространения краеведческой литературы, то есть изданий, посвященных знаковым событиям прошлого, выдающимся людям, культуре коренных народов региона, истории отдельных поселений, памятникам искусства и архитектуры, природным достопримечательностям.

Возрастание краеведческой направленности мемориальной функции регионального книгоиздания в России началось в 1990-е гг., когда учреждения, занимающиеся краеведческой работой (в первую очередь музеи, архивы, библиотеки), получили возможность самостоятельно определять содержание и формы этого направления своей деятельности (Пушкарева, 2016, с. 33). Всплеск интереса к локальной истории был также обусловлен распадом СССР и последовавшим за ним кризисом государственной идентичности, вызвавшим обращение к региональному и этническому самосознанию. С середины 1990-х гг. (и особенно после кризиса 1998 г.) ведущей тенденцией в книжном деле страны стала концентрация издательского

капитала в центральном ее регионе. В результате в начале XXI в. независимые региональные издатели вынуждены были с универсального книжного репертуара переключиться на отдельные его «сегменты» (Посадсков, 2018, с. 92), одним из которых является краеведческая тематика. Происходившая в тот же период в полиграфии модернизация оборудования, а также появление современной оргтехники и компьютерных программ, позволяющих самостоятельно подготовить издание как в цифровом, так и в печатном виде, сделали выпуск книг технически возможным и финансово доступным для учреждений и частных лиц. Все эти факторы окончательно утвердили краеведческую направленность регионального книгоиздания. С каждым годом краеведческие издания Сибири и Дальнего Востока становятся все более качественными и оригинальными в плане полиграфического оформления, освещая все больше аспектов многообразной жизни огромной мультикультур-ной территории нашей страны.

Освоение регионального историко-культурного наследия и его популяризация пробуждают и укрепляют в людях чувство единства и принадлежности к своей малой родине. Именно поэтому актуальным представляется изучение способов реализации мемориальной функции краеведческого книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке, а также проблем, возникающих на пути приобщения жителей региона к историко-культурному наследию.

Популяризация историко-культурного наследия региона издательствами и издающими организациями Сибири и Дальнего Востока

Выше уже говорилось о причинах, по которым в настоящее время практически вся книжная продукция Сибири и Дальнего Востока содержательно связана с регионом или его отдельными административно-территориальными единицами. Таким образом, большинство местных издательств имеют отношение к популяризации историко-культурного наследия, будь то подготовка и печать книг на заказ (эта деятельность присуща большинству крупных издательско-полиграфических комбинатов, например, «Дальпресс» (Владивосток), «Офсет» (Новосибирск), а также издательствам универсального профиля) или изначальная специализация предприятия на выпуске произведений местных авторов (например, «Охотник» (Магадан), «Свиньин и сыновья» (Новосибирск), «Апекс» (Норильск), издательства национальных республик). Подобная ориентация на местную специфику уже оформилась в одну из характерных именно для региональной книжной культуры

издательских стратегии, получивших название краеведческой (Лизунова, Метельков, 2019).

Среди издающих организации краеведческую литературу традиционно выпускают те, чья деятельность институционально связана с сохранением исторической и культурной памяти, то есть музеи, архивы и библиотеки. Одна из тенденций современного краеведческого книгоиздания -появление незарегистрированных книг и брошюр, отпечатанных на доступной оргтехнике или типографским способом на заказ. Чаще всего такие «самодеятельные издания» характерны для библиотек и музеев малых городов и сельской местности, где учреждения культуры имеют гораздо меньше финансовых возможностей для выпуска своих публикаций. Печатая книги и брошюры собственными силами, они таким образом экономят на редакторских и корректорских услугах, приобретении международного стандартного книжного номера (ISBN). Примеров подобной популяризации историко-культурного наследия сибирско-дальневосточного региона чрезвычайно много (Трояк, Савенко, 2018, с. 410-411). Разумеется, в тех случаях, когда публикация получает финансовую поддержку местной администрации или меценатов, книга выходит со всеми необходимыми атрибутами официально зарегистрированного издания.

Вклад в изучение и популяризацию историко-культурного наследия региона вносят вузы и научные учреждения. Результаты проведенных ими исследований края выпускаются как в виде специализированных изданий, так и трудов, рассчитанных на более широкий круг читателей. Многие из вузовских издательств выполняют также коммерческие заказы.

Важным фактором в деле развития и популяризации исследований, посвященных малой родине, является общественное краеведческое движение и выпуск авторами изданий на собственные средства. В отличие от специалистов-историков, краеведы-любители часто выбирают для изучения предметы, явления или события, определяя их важность без соотнесения с мировой и национальной историей, руководствуясь лишь их значимостью для себя лично, своих родственников и друзей, своего города и села (Веденин, 2018, с. 78). В результате осваиваются ранее не замеченные элементы наследия, происходит актуализация памяти жителей региона о конкретных сюжетах, в том числе малоизвестных или кажущихся малозначимыми.

Можно привести и выдающиеся примеры частной издательской инициативы, изначально направленной на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия региона, которая благодаря уникальности содержания и мастерству исполнения приобрела известность и заслужила всеобщее признание.

Ярчайшим представителем современного сибирского книгоиздания является А. Г. Елфимов, основавший в 1994 г. региональный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Наиболее известные издательские проекты фонда -альманах «Тобольск и вся Сибирь», а также единственное в своем роде библиофильское издание «Евангелие Достоевского»1 (2017).

Книгоиздатель и краевед Ю. Л. Ман-дрика из Тюмени знаменит не только своим литературно-краеведческим журналом «Лукич»2 (Пермякова, 2014), объединившим краеведов области, но и возвращением имен забытых сиби-реведов П. Буцинского, А. Сулоцкого, М. Кастрена, С. Патканова, а также переизданием газеты «Сибирский листок» за 1890-1919 гг.3 Переехав в Москву, он продолжает заниматься изучением истории Тюмени и Сибири, издавать журнал и книги на свои средства (Наумова, 2017).

Способы популяризации региональных краеведческих изданий

Подготовка изданий, относящихся к историко-культурному наследию, предполагает использование принципа краеведческого фокусирования, когда «отбор информации и ее стилистическое воплощение нацелены на создание колоритного образа региона, подчеркивание его самобытности» (Пушкарева, 2016, с. 37). В этом контексте ему наиболее созвучны оригинальные по содержанию материала, но при этом ориентированные на массового читателя книги о регионе в целом и его отдельных территориях, поскольку именно в них наиболее ярко показано своеобразие местности. Они же, наряду с фотоальбомами, путеводителями и иными иллюстрированными изданиями, являются самым коммерчески успешным продуктом местных издателей. Подобное обращение к пропаганде наследия, отражающего локальную идентичность, часто обусловлено информационными поводами (юбилей) либо процессами создания бренда города или области. Например, в Новосибирске с середины 2000-х гг. идет формирование имиджа города, административно закрепленное в нескольких планах и программах (Антропов, 2016, с. 261). Предпринятые в рамках этого процесса меры по сохранению и популяризации исторического и культурного наследия стимулировали интерес жителей к изданиям

1 Благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» // Международная жизнь. 18.02.2019. URL: https://interaffairs.ru/ news/show/21695 (дата обращения: 18.11.2019).

2 Журнал выходит с 1998 г., с 2014 г. называется «Большое городище».

3 Книгоиздатель и краевед Тюмени Юрий Мандрика отмечает юбилей // Nаshgorod.ru. 18 апреля 2012. URL: https://www. nashgorod.ru/news/society/18-04-2012/knigoizdatel-i-kraeved-tyumeni-yuriy-mandrika-otmechaet-yubiley (дата обращения: 18.11.2019).

С

CL >

I-_Q С

СЕ С

X

*

X

о Новосибирске. В частности, в 2011 г. в списке бестселлеров крупнейших новосибирских книжных магазинов «Плиний Старший» и «BOOKLOOK» 3-е и 4-е места занимали книга И. Мара-нина «Мифосибирск. Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске» (2011) и фотоальбом С. Степанова «Новосибирск by Gelio»4 (2012), показывающий город с высоты птичьего полета. Директор книжного магазина «КапиталЪ» отметил, что спросом у покупателей в 2011 г. пользовалась также новая книга новосибирской сказительницы Таисии Пьянковой «Онегина звезда»5.

В целом по региону примеры выхода местных изданий в лидеры продаж, к сожалению, единичны и обусловлены, как правило, известностью самих авторов. Большое значение имеет представление книги в средствах массовой информации. Так, презентации «Мифосибир-ска» прошли в книжных магазинах «КапиталЪ» (в рамках книжного фестиваля «Многоточие»6) и «Плиний Старший»7, арт-клубе «Эврика» (Стороженко, 2011), на новостных порталах города неоднократно говорилось об издании и его авторе (Сорокина, 2011; Тимофеева, 2011). Кроме того, в лучших традициях продакт-плейсмента информация о книге как минимум дважды появлялась на наиболее популярном онлайн-портале Новосибирска NGS.RU в материалах, никак не связанных с издательской деятельностью. В первом случае книга упоминалась в статье о шквальном ветре, прошедшем в Новосибирской области в середине июля 2011 г. Автор статьи в последнем абзаце обращает внимание, что в книге И. Мара-нина «Мифосибирск» описан ураган 11 октября 1959 г. (Пономарев, 2011). Во втором случае ссылка на И. Маранина как исследователя местных мифов и легенд и автора «Мифосибир-ска» дана в контексте материала о «вампирских» нападениях на скот (Стюард, 2011). Сложно однозначно сказать, была ли это заранее спланированная рекламная кампания или интерес к книге в СМИ связан исключительно с личностью автора - известного в городе краеведа, писателя, поэта и блогера. Скорее всего, имеет место и то и другое.

4 В рейтинге продаж магазина «КапиталЪ» альбом находился на 5-м месте. Ш 5 Сборник видов Новосибирска фотографа-любителя нео-

3 жиданно стал хитом продаж // ALTAPRESS.RU. 16 января 2012 г. ^ URL: https://altapress.ru/zhizn/story/sbornik-vidov-novosibirs-

3 ka-fotografa-lyubitelya-neozhidanno-stal-hitom-prodazh-78749

^ (датаобращения:04.12.2019).

q 6 В Новосибирске впервые пройдет книжный фестиваль

О «Многоточие» // PRO-BOOKS.RU. 29 июля 2011 г. URL: http://pro-^ books.ru/news/4/7632 (дата обращения: 04.12.2019).

7 Новосибирск после ядерной войны пойдет на сувениры

// NGS.RU. 15 июля 2011 г. URL: https://news.ngs.ru/more/94482 36 (дата обращения: 04.12.2019).

Представление научного и культурного наследия региона широкой общественности сибирские и дальневосточные издательства осуществляют также благодаря демонстрации своей продукции на книжных ярмарках в других регионах, проведению презентаций вышедших из печати книг. Привлекают внимание к краеведческой литературе различные конкурсы книги. Благодаря этим мероприятиям читатели получают возможность познакомиться хотя бы с частью издательского репертуара других городов региона. О востребованности этих мероприятий говорит тот факт, что в разных городах региона появляются все новые книжные ярмарки и конкурсы, позволяющие познакомить читателя с книжной культурой Сибири и Дальнего Востока, выявить и популяризировать лучшие издания, способствовать расширению евразийского информационно-культурного сотрудничества. Так, в 2017 г. в Новосибирске состоялся первый конкурс «Книга года: Сибирь - Евразия», организованный ГПНТБ СО РАН и Новосибирской государственной областной научной библиотекой при поддержке правительства Новосибирской области (Лизунова, 2017).

В связи с тем, что все больше пользователей в качестве источника краеведческой информации выбирают интернет, одним из способов освоения локальных сегментов культурного наследия можно считать формирование краеведческих информационных ресурсов на сайтах библиотек, музеев, архивов. Такие электронные библиотеки включают самые разнообразные материалы, в том числе электронные версии местных изданий. Однако их подборка часто выглядит довольно случайным набором книг из фондов самой библиотеки. Одной из задач проведенного Л. Г. Тараненко в 2014-2017 гг.8 исследования краеведческой деятельности библиотек в электронной среде было изучение удаленных пользователей краеведческой информации. В своих выводах она отмечает необходимость разработки стратегии развития ассортимента краеведческих продуктов / ресурсов с ориентацией на потребителя, указывая, что 44,1% опрошенных библиотек не изучают удаленных пользователей (Тараненко, 2018, с. 52, 56). Между тем создаваемые библиотеками краеведческие ресурсы основаны на тех же не вполне соответствующих читательским потребностям печатных фондах, что при слабом изучении читательских предпочтений может привести к снижению востребованности этих ресурсов.

Интернет также является одним из главных каналов распространения и популяризации региональной краеведческой книжной продукции. Большинство издательских фирм Сибири и Дальнего Востока, а также некоторые издающие

Исследование было завершено в октябре 2017 г.

организации продают книги непосредственно на своих сайтах или через независимые интернет-магазины. Что касается учреждений культуры или частных лиц, то они чаще всего безвозмездно размещают электронные версии изданий на своих сайтах. Так поступает большинство библиотек, многие архивы и некоторые музеи. Иногда даже отдельные региональные издательства, специализирующиеся на выпуске краеведческой литературы, наряду с продажей своих книг через интернет, предоставляют их тексты для бесплатного скачивания. В качестве примера можно привести магаданское издательство «Охотник», которое выкладывает на своем сайте полные или ознакомительные (первые 50 страниц) PDF-версии издаваемых книг9. На сайте Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» имеется целый раздел «Онлайн-библиотека», в котором посредством Adobe Flash Player доступны для просмотра все выпущенные этой организацией издания10.

Размещает ознакомительные версии некоторых своих книг и Дальневосточный издательский центр «Приамурские ведомости» (Хабаровск)11.

Заключение

Региональное книгоиздание является не только формой увековечивания и способом сохранения наследия территории, но и инструментом его популяризации, обеспечивая тем самым связь между поколениями и способствуя осознанию региональной идентичности. Публикация результатов краеведческих исследований повышает ценность культурного ландшафта территории, способствует актуализации исторической памяти и расширению ее объема. Все большее значение для продвижения к читателю региональной краеведческой издательской продукции приобретают ее продажа через интернет и размещение в составе краеведческих информационных ресурсов.

Список источников / References

Антропов Е. В. Мифологизация Новосибирска в современных практиках самопрезентации городского сообщества // Сибирь: контексты настоящего : сб. материалов междунар. конф. молодых исследователей Сибири. Иркутск, 2016. С. 255-262 ; Antropov EV (2016) Mythologization of Novosibirsk in modern practices of the city community self-presentation. Sibir': konteksty nastoyashchego: sb. materialov mezhdunar. konf. molodykh issledovatelei Sibiri. Irkutsk, pp. 255-262. (In Russ.).

Веденин Ю. А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. Москва : Новый хронограф, 2018. 472 с. : Vedenin YuA (2018) Geography of heritage. Territorial approaches to study and preserve the heritage [Geografiya naslediya. Territorial'nye podhody k izucheniyu i sokhraneniyu naslediya]. Moscow: Novyi khronograf. (In Russ.).

Дроздова Ю. А. Региональная идентичность: управление процессом конструирования. Волгоград : Изд-во ВАГС, 2011. 196 с. ; Drozdova YuA (2011) Regional identity: managing the design process [Regional'naya identichnost': upravlenie protcessom konstruirovaniya]. Volgograd: Izd-vo BAGS. (In Russ.).

Историческая культурология / отв. ред. Э. А. Шуле-пова. Москва, 2015. 795 с. (Энциклопедия культурологии ; т. 4) ; Shulepova EA (ed) (2015) Historical culturology [Istoricheskaya kul'turologiya]. Moscow. (Encyclopedia of cultural studies ; vol. 4). (In Russ.).

9 Издательство «Охотник». URL: https://hunterpress.ru (дата обращения: 05.09.2019).

10 «Возрождение Тобольска». Тюменский региональный общественный благотворительный фонд. Онлайн-библиотека. URL:

http://www.tobolsk.org/index.php/ru/onlajn-biblioteka (дата обращения: 05.09.2019).

Китинг М. Новый регионализм в Западной Европе // Логос. 2003. № 6. С. 67-116 ; Kiting M (2003) New regionalism in West Europe. Logos 6: 67-116. (In Russ.). Лизунова И. В. Открытый межрегиональный конкурс «Книга года: Сибирь-Евразия-2017»: подведение итогов // Книжная Сибирь. Новости. 25.09.2017 ; Lizunova IV (2017) Open interregional competition "Book of the year: Siberia-Eurasia-2017": summing up. Knizhnaya Sibir'. Novosti. 25.09.2017. URL: https://www. bibliosib.ru/news/itogi-otkrytogo-mezhregionalnogo--konkursa-kniga-goda-sibirevraziya2017lessbrgreater/ (дата обращения = accessed 05.09.2019) (In Russ.). Лизунова И. В., Метельков А. С. Новые приоритеты книжной культуры информационного общества: поддержка книги, чтения и детства (итоги III Регионального книжного форума, 12-13 сентября 2019 г.) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 101-106 ; Lizunova IV and Metelkov AS (2019) New priorities of the book culture in the information society: support for books, reading and childhood (results of the III Regional book forum, September 12-13, 2019). Trudy GPNTB SO RAN 4: 101-106. (In Russ.). Наумова В. Любимое городище Юрия Мандрики // Тюменские известия. Парламентская газета. Культура. 29 июля 2017. № 130 ; Naumova V (2017) Favorite settlement of Yuri Mandrika. Tyumenskie izvestiya. Parlamentskaya gazeta. Kul'tura. 29 iyulya 2017. URL: https://t-i.ru/articles/14573 (дата обращения = accessed 18.11.2019). (In Russ.). Пермякова И. Новая инкарнация журнала «Лукич» // Вслух.ш. 8 сентября 2014 г. ; Permyakova I (2014) New incarnation of magazine «Lukich». Vsluh. ru. 8 sentyabrya 2014 g. URL: http://www.vsluh.ru/

11 Дальневосточный издательский центр «Приамурские ведомости». Продукция. Книги. URL: http://pv27.ru/produktsiya/ knigi (дата обращения: 05.09.2019).

С

CL >

I-_Q С

СЕ С

X

*

X

news/culture/286252 (дата обращения = accessed 18.11.2019). (In Russ.).

Пономарев К. Южный шквал // NGS.ru. 18 июля 2011 г. ; Ponomarev K. Southern squall. NGS.ru. 18 iyulya 2011 g. URL: https://news.ngs.ru/more/94674/ (дата обращения = accessed 04.12.2019). (In Russ.).

Посадсков А. Л. Состояние негосударственного книгоиздания в регионах России как препятствие на пути информационного общества (по материалам Сибири и Дальнего Востока конца XX - начала XXI в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25, № 3. С. 88-92 ; Posadskov AL (2018) The state of non-state book publishing in regions of Russia as an obstacle to the information society (based on materials from Siberia and the Far East of the late XX - early XXI centuries). Gumanitarnye nauki v Sibiri 25(3): 88-92. (In Russ.).

Пушкарева И. А. Краеведческие доминанты в российском региональном медиадискурсе конца XX -начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк). Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2016. 360 с. ; Pushkareva IA (2016) Local history dominants in the Russian regional media discourse of the late XX - early XXI centuries: semantic and stylistic analysis based on the material of the city newspaper "Kuznetsky Rabochy" (Novokuznetsk) [Kraevedcheskie dominanty v rossiiskom regional'nom mediadiskurse kontca XX - nachala XXI veka: semantiko-stilisticheskii analiz na materiale gorodskoi gazety «Kuzneckii rabochii» (Novokuznetck)]. Novokuznetsk: NFI KemGU. (In Russ.).

Сорокина М. «Мифосибирск»: байки о Новосибирске // Академия новостей. 9 августа 2011 г. ; Sorokina M (2011) "Mitsubis": stories about Novosibirsk. Akademiya novostei. 9 avgusta 2011 g. URL: https:// academ.info/news/17910 (дата обращения = accessed 04.12.2019). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стороженко И. В «Эврике» расскажут о неизвестных страницах истории Новосибирска // Академия новостей. 5 декабря 2011 г. ; Storozhenko I (2011) "Eureka" will tell about unknown pages of the history

of Novosibirsk. Akademiya novostei. 5 dekabrja 2011 g. URL: https://academ.info/news/19010 (дата обращения = accessed 04.12.2019). (In Russ.).

Стюард С. По следам чупакабры // NGS.ru. 2 августа 2011 г. ; Steward S (2011) In the footsteps of the Chupacabra. NGS.ru. 2 avgusta 2011 g. URL: https:// news.ngs.ru/more/95854/ (дата обращения = accessed 04.12.2019). (In Russ.).

Тараненко Л. Г. Краеведческая деятельность библиотек в электронной среде: состояние и перспективы развития. Кемерово : Изд-во КемГИК, 2018. 287 с. ; Taranenko LG (2018) Local history activity of libraries in the electronic environment: state and prospects of development [Kraevedcheskaya deyatel'nost' bibliotek v elektronnoi srede: sostoyanie i perspektivy razvitiya]. Kemerovo: Izd-vo KemGIK. (In Russ.).

Тимофеева И. Мифы города-перекрестка // Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области. 05.05.2011 ; Timofeeva I (2011) Myths of the crossroads city. Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Novosibirskoi oblasti. 05.05.2011. URL: https://ведомо-стинсо.рф/article/37066/Мифы-города-перекрестка (дата обращения = accessed 04.12.2019). (In Russ.).

Трояк И. С., Савенко Е. Н. Издание краеведческой литературы в Сибири и на Дальнем Востоке в 2001-2016 гг. // Одиннадцатые Макушинские чтения : материалы науч. конф. (Томск, 29-30 мая 2018 г.). Новосибирск, 2018. С. 406-414 ; Troyak IS and Savchenko EN (2018) Publication of local history literature in Siberia and the far East in 2001-2016. Odinnadtcatye Makushinskie chteniya : materialy nauch. konf. (Tomsk, 29-30 maja 2018 g.). Novosibirsk, pp. 406414. (In Russ.).

Швецова-Водка Г. Н. Учение о библиосфере -новый вклад в библиотечно-информационную науку // Библиосфера. 2017. № 1. С. 3-9 ; Shvetsova-Vodka GN (2017) the Doctrine of the biosphere -a new contribution to library and information science. Bibliosfera 1: 3-9. (In Russ.).

(2017) Kultura ksi^zki. Encyklopedia ksiqzki. Vol. 2. Wroclaw, pp. 234-235.

ш

oc

ZD I—

-J

ZD

О ^

о о m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.