Научная статья на тему 'Издательская деятельность учреждений культуры'

Издательская деятельность учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Учреждения культуры помимо своей основной деятельности могут заниматься выпуском журналов, издавать книги литераторов, книги о творчестве художников, известных людях и так далее, а также реализовывать данную книжную и печатную продукцию. В данной статье автор рассматривает особенности ведения издательской деятельности учреждениями культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность учреждений культуры»

издательская деятельность учреждений культуры

в. в. авдеев,

консультант по налогам и сборам

Учреждения культуры помимо своей основной деятельности могут заниматься выпуском журналов, издавать книги литераторов, книги о творчестве художников, известных людях и т. д., а также реализовывать данную книжную и печатную продукцию. Рассмотрим особенности ведения издательской деятельности учреждениями культуры.

Как правило, издательской деятельностью занимаются такие учреждения культуры, как музеи и библиотеки (приказ Минкультуры России от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»).

Учреждения культуры могут изготавливать книжную и иную печатную продукцию самостоятельно, но чаще всего пользуются услугами сторонних организаций (типографий).

При заключении договоров на приобретение или изготовление книжной или иной печатной продукции учреждения культуры прежде всего должны руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Из статьи 1 Закона № 94-ФЗ следует, что он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции,

совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала.

Подпунктом 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ определено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Следует отметить, что в настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. (указание Банка России от

20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»).

Таким образом, согласно положениям Закона № 94-ФЗ учреждение культуры может размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 500 000 руб. (п. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ) и 100 000 руб. (подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ) соответственно.

Учреждения культуры, осуществляя издательскую деятельность, обязаны вести учет доходов и расходов в соответствии с действующим законодательством.

Изготовление (приобретение) книжной и иной печатной продукции. Отражение операций по изготовлению (приобретению) печатной продукции (брошюр, книг, каталогов и т. д.) в бухгалтерском учете учреждения культуры будет зависеть от того, как в дальнейшем данная продукция будет использована: реализована покупателям либо подарена физическим лицам в безвозмездном порядке.

Если изготовленная (приобретенная) печатная продукция предназначена для продажи, то в соответствии с п. 69 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от

30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция № 148н) она учитывается на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

В этом случае в бюджетном учете учреждения культуры будут сделаны следующие записи:

Д-т сч. 2 206 22 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов» К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов» — перечислен аванс в соответствии с договором на приобретение печатной продукции;

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» К-т сч. 2 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» — отражены суммы затрат, связанных с поставкой печатной продукции;

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» К-т сч. 2 206 22 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на

приобретение материальных запасов» — осуществлен зачет ранее перечисленного аванса;

Д-т сч. 2 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» К-т сч. 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» — принята к учету печатная продукция;

Д-т сч. 2 302 22 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов» — произведен окончательный расчет с поставщиком за печатную продукцию.

Если печатная продукция изготавливается (приобретается) учреждениями культуры для безвозмездной передачи физическим лицам в качестве сувениров (например, календари, открытки, каталоги и т. д.), то она отражается в учете учреждения следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 0 302 18 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» К-т сч. 1 304 05 290, 2 201 01 610 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам», «Выбытия денежных средств учреждения со счетов» — отражена оплата изготовленной (приобретенной) печатной продукции;

Д-т сч. 1 401 01 290, 2 106 04 340 «Прочие расходы», «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» К-т сч. 0 302 18 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» — отражено поступление печатной продукции.

Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

В 1 — 17 разрядах счетов бюджетного учета проставляется код классификации расходов соответствующего бюджета по принятым бюджетным обязательствам.

Реализация книжной и иной печатной продукции. В бюджетном учреждении культуры операции при продаже печатной и книжной продукции будут отражены следующими записями:

Д-т сч. 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» К-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг» — начислен доход от реализации печатной продукции;

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг» К-т сч. 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» — начислен НДС;

Д-т сч. 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета», 2 201 04 510 «Поступления в кассу» К-т сч. 2 205 03 660 «Уменьше-

ние дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» — поступила оплата за реализованную печатную продукцию;

Д-т сч. 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов» — уплачен НДС;

Д-т сч. 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» К-т сч. 2 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» — списана реализованная печатная продукция в размере затрат, направленных на ее изготовление (приобретение);

Д-т сч. 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг» К-т сч. 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» — уменьшение доходов на сумму произведенных затрат, связанных с приобретением печатной продукции;

Д-т сч. 1 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг» К-т сч. 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» — начислен налог на прибыль с доходов от реализации;

Д-т сч. 2 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» К-т сч. 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов» — перечислен налог на прибыль.

Налогообложение операций по реализации книжной и иной печатной продукции. Налог на прибыль. Согласно ст. 248 Налогового кодекса РФ (НК РФ) доходы учреждения культуры от реализации книжной продукции облагаются налогом на прибыль в общем порядке.

Размеры и порядок уплаты налога на прибыль определяются гл. 25 НК РФ.

Прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

Важным моментом является то, что для налогоплательщиков — бюджетных учреждений культуры п. 1 ст. 321.1 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, и соответствующих им расходов.

В целях налогообложения прибыли иными источниками доходов бюджетных учреждений или доходами от коммерческой деятельности признаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, в нашем случае от реализации книжной и иной печатной продукции, и внереализационные доходы.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется бюджетным учреждением как разница между суммой дохода, полученного от реализации, внереализационного дохода (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налог на добавленную стоимость. Статья 143 НК РФ признает налогоплательщиками налога на добавленную стоимость организации без какого-либо исключения.

В учетной политике для целей налогообложения учреждение культуры должно закрепить метод определения налоговой базы. Согласно ст. 167 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Следовательно, операции по реализации книжной продукции также будут являться объектом обложения НДС.

В соответствии с абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 % при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

Аналогичный вывод содержится в письме УМНС России по г. Москве от 23.12.2002 № 2411/62867 «О налоге на добавленную стоимость».

К книжной продукции рекламного характера относится книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, в которой реклама (рекламная информация) превышает 40 % объема одного экземпляра книжной продукции.

Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, облагаемых НДС по ставке 10 %, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 «О Перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов».

Довольно часто учреждения культуры реализуют книжную продукцию в комплекте с компакт-диском или аудиокассетой с записью. Применяется ли ставка НДС 10 % при реализации комплекта из книги и аудио- или видеоносителя либо компакт-диска или дискеты?

В письме Минфина России от 13.04.2005 № 0304-05/11 «О ставке НДС при реализации комплекта товаров» финансовое ведомство разъясняет, что при реализации комплекта, состоящего из книжной продукции и записи информации на магнитном носителе, должна применяться ставка НДС 18 %. Основание — по ставке 10 % облагаются только товары, коды которых названы в постановлении Правительства РФ от 23.01.2003 № 41. А кода, соответствующего комплекту, состоящему из книжной продукции и магнитного носителя, в постановлении нет.

Противоположного мнения придерживаются суды. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 12.08.2003 по делу №КА-А40/4614-03 суд пришел к выводу, что реализация комплекта из журнала и компакт-диска облагается НДС по ставке 10 %. Основание — компакт-диск является неотъемлемой частью журнала, поименован в содержании журнала, реализуется в единой индивидуальной упаковке вместе с журналом и отдельно не продается, его содержание неразрывно связано с содержанием журнала, его стоимость отдельно от журнала не установлена.

Единый налог на вмененный доход. В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении розничной торговли книжной и иной печатной продукцией учреждения культуры вправе применить специальный налоговый режим в виде ЕНВД. При этом должны соблюдаться следующие условия:

— на территории осуществления розничной торговли нормативными правовыми актами представительных органов введен специальный налоговый режим в виде ЕНВД (п. 1 ст. 346.26 НК РФ);

— розничная торговля осуществляется через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (иными словами, торговля в киосках, палатках, ларьках) (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ);

— среднесписочная численность человек за год, участвующих в деятельности по реализации книжной продукции, не превышает 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Применение контрольно-кассовой техники при реализации литературы. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном

порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).

Таким бланком для бюджетных учреждений является квитанция (форма 0504510), утвержденная приказом Минфина Росси от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Следовательно, бюджетные учреждения могут применять квитанцию (форма 0504510) при реализации книжной продукции населению.

Если в отношении указанной деятельности они исчисляют и уплачивают ЕНВД, то вместо кассовых чеков населению в момент оплаты товара могут выдаваться товарные чеки, квитанции или иные документы, подтверждающие прием денежных средств.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

3. О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники: постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

4. О ставке НДС при реализации комплекта товаров: письмо Минфина России от 13.04.2005 № 03-04-05/11.

5. Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества: приказ Минкультуры России от 25.05.2006 № 229.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.