Научная статья на тему 'Издания для детей в дореволюционной Томской губернии: замыслы и журнал «Материнская школа» (1912 год)'

Издания для детей в дореволюционной Томской губернии: замыслы и журнал «Материнская школа» (1912 год) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ / «МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА» / СИБИРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилякова Наталия Вениаминовна

Рассматривается история нереализованных замыслов и состоявшегося выпуска журнала для детей в Томской губернии начала ХХ века, с привлечением архивных дел III отделения Канцелярии Главного управления по делам печати Российского государственного исторического архива. Анализируются особенности журнала «Материнская школа» (1912 год), его концепция, содержание, основные темы и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издания для детей в дореволюционной Томской губернии: замыслы и журнал «Материнская школа» (1912 год)»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТИКИ

УДК 316.77.001

Наталия ВениаминовнаЖилякова

Томский государственный университет

ИЗДАНИЯДЛЯДЕТЕЙ ВДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ: ЗАМЫСЛЫИЖУРНАЛ«МАТЕРИНСКАЯШКОЛА» (1912 ГОД)

Рассматривается история нереализованных замыслов и состоявшегося выпуска журнала для детей в Томской губернии начала XX века, с привлечением архивных дел III отделения Канцелярии Главного управления по делам печати Российского государственного исторического архива. Анализируются особенности журнала «Материнская школа» (1912 год), его концепция, содержание, основные темы и проблемы.

Ключевые слова: журнал для детей, «Материнская школа», сибирская журналистика.

В начале XX века, в период между Первой русской революцией 1905-1907 годов и революциями 1917 года, в России бурно развивалась периодическая печать: в столицах и провинции не только кратно возросло количество издаваемых газет и журналов, стала более разнообразной и типологическая картина русской периодики. Новые типы изданий стали появляться и в российской провинции, здесь начали выходить журналы литературные и театральные, иллюстрированные юмористические и сатирические, вечерние газеты и т. д. Характерным примером в этом отношении может служить журналистика Томской губернии, где в начале XX века стала формироваться многоуровневая система периодических изданий, оживилась деятельность издателей периодики как в губернском центре - городе Томске, - так и в Новониколаевске, Барнауле и других уездных городах.

Среди новых типов, появившихся в это время на рынке печати в Томской губернии, особого внимания заслуживает журнал «Материнская школа», издававшийся в Томске в 1912 году. Он интересен и сам по себе, и потому, что по сути этот журнал является своеобразной «верхушкой айсберга», это единственная реализованная попытка издания подобного типа - журнала для детей. В Российской государственном историческом архиве (РГИА) хранится несколько дел, которые свидетельствуют о том, что в Томске, Новониколаевске, Барнауле в начале XX века местные журналисты и общественные деятели стремились создать журнал для детей, но по разным причинам эти попытки окончились неудачей.

Так, 10 января 1910 года в Главное управление по делам печати поступило следующее заявление от томского губернатора Н. Гондатти: «На основании Именного Высочайшего Указа, данного Правительствующему Сенату 24 ноября 1905 года, мною 30 декабря 1909 года выдано Барнаульскому мещанину Петру Петровичу Паньшину свидетельство в том, что ему разрешается, под ответственным его, Паньши-на, редактированием, издание в гор. Барнауле еженедельного внепартийного журнала, под названием "Молодые побеги", по следующей программе: повести, рассказы, стихотворения, научные статьи, заметки, биографии ученых, художников, писателей, общественных деятелей, библиография, смесь, юмористика и объявления. - Журнал будет выходить еженедельно, при подписной цене в год 1 р. 50 коп. <.. .> печататься журнал будет в типографии Шпун-тович, Орнатского и Ко в г. Барнауле» [2. Л. 1]. Журнал не вышел по неизвестной причине.

Еще одно архивное дело под названием «По изданию в городе Новониколаевске (Томской губернии) детского журнала "Таежная тропинка"» было заведено 19 января 1913 года, в нем содержится всего один лист, на котором указано: «.выдано Пензенскому мещанину Николаю Павловичу Литвинову свидетельство в том, что ему разрешается, под ответственным редактированием мещан г. Землянска, Воронежской губернии Владимира Матвеевича Бахметьева и Николая Арсеньевича Губкова и потомственного почетного гражданина Григория Ивановича Жерновкова, издание в городе Новониколаевске детского литературно-ху-

дожественного иллюстрированного журнала для детей старшего возраста (от 11 до 15 лет) под названием "Таежная тропинка" по следующей программе: 1) повести, рассказы, сказки, легенды и стихотворения, 2) настоящее и прошлое Сибири (историко-бытовые очерки и предания), 3) география, этнография и естествознание (племена и народы Сибири, путешествия, рассказы о растениях и животных), 4) очерки изобретений и открытий, 5) жизнеописание великих людей, 6) беседы о книгах, 7) почтовый ящик (переписка юных читателей между собою и редакцией), 8) разные разности (смесь, обо всем понемногу) и 9) объявления» [3. Л. 1]. Кроме того, объявлялось, что журнал будет выходить два раза в месяц объемом 16 страниц, цена отдельного номера должна была быть 20 копеек, а стоимость годовой подписки - 4 рубля. «Таежная тропинка» должна была издаваться в типографии Литвинова, находящейся в Новониколаевске.

Этот журнал не вышел из-за конфликта издателя Н. П. Литвинова с редакцией, поддержавшей забастовку типографских рабочих [1. С. 33].

Обнаруженные архивные дела (возможно, что в дальнейшем появятся данные и о других подобных проектах) подтверждают тот факт, что замысел журнала «Материнская школа» не был первым и единственным в Томской губернии. Однако он, несомненно, уникален, поскольку издателю удалось выпустить в свет несколько номеров журнала.

В объявлении об издании «Материнской школы» на 1912-1913 год указывалось, что это «детский литературно-художественный научный журнал», который выходит в Томске с 5 октября 1912 года. Его периодичность устанавливалась два раза в месяц (так же, как и у несостоявшегося журнала «Таежная тропинка»), в год должно было быть издано 25 номеров с приложениями. Здесь же указывались следующие задачи журнала: «Дать грамотной матери материал для свободной и творческой работы ребенка при самообучении грамоте, наблюдении природы, счету и графической грамоте до школы и к дальнейшему руководительству на основах: 1) "школа и жизнь есть одно неразрывное целое" [слова Н. И. Пирогова. -Н. Ж.], 2) чем ближе ты к природе, тем больше правды, 3) дети - строители будущего». Цена была обозначена 3 рубля на полгода, отдельного номера - 25 копеек, при этом первый номер подписчикам высылался бесплатно. Редакто-

ром-издателем выступил народный учитель А. Н. Богословский.

В Российской государственной библиотеке (г. Москва) сохранилось два выпущенных в Томске номера журнала «Материнская школа», в томских библиотеках и архивах эти номера отсутствуют. Вероятно, именно поэтому «Материнская школа» практически ни разу не попадала в круг научной рефлексии, периодически появляясь в научных работах только как название: о ее содержании, структуре нет никаких сведений. Между тем комплексный анализ издания выявляет достаточно любопытную редакционную политику в отношении и содержания, и оформления газеты, серьезную проработку его концепции.

«Материнская школа» имела своеобразную структуру: каждый номер журнала состоял из двух отделов, первый назывался «младший и средний возраст», второй - «старший возраст (руководителям)». Каждый отдел занимал по 8 страниц, соответственно номер журнала состоял в целом из 16 страниц. Формат «Материнской школы» был немногим менее современного А4.

Первый номер «Материнской школы» начинался с первого отдела для детей младшего и среднего возраста, он открывался большим, практически на всю полосу, портретом Л. Н. Толстого. Под ними были подписаны полностью имя, отчество и фамилия великого русского писателя и принадлежащие ему слова: «Пусть учатся сколько хотят».

Первый материал номера - «Рассказ для детей» - также принадлежал перу Л. Н. Толстого (печатался с продолжением, был окончен в № 2 «Материнской школы»). В этом произведении, повествующем о путешествии двух детей с няней из одной деревни в другую, их неожиданной остановке в пути и вынужденном общении господских детей с крестьянской семьей, присутствовала основная идея Толстого о том, что надо жить по-божьи, вложенная в уста мудрого старика-крестьянина: «Бог велит пополам делить» (Материнская школа (в дальнейшем МШ). 1912. № 2).

Рассказ был напечатан относительно крупным шрифтом и явно предназначался для чтения самими детьми, либо он мог быть прочитан им вслух взрослыми. Он предполагал обсуждение, поскольку разрабатывал важные нравственные проблемы, был основан на живом опыте крестьянского быта. К такого же рода материалам относились публикации этого отдела «Материнской школы»: стихотворение

Н. Ченцова «Кузнечик-герой» и рассказ Иннокентия Т. «Дети улицы».

Герой стихотворения Н. Ченцова, пойманный мальчиком кузнечик, рвется на свободу, но умирает, не найдя выход из коробки. Однако смысл стихотворения - не в осуждении жестокости мальчика, а в восхищении волей к победе кузнечика, которая не угасает в нем до самой смерти. Стихотворение заканчивается прямым обращением к читателю:

«Вот и ты, мой мальчик милый,

Не сдавайся до могилы» (МШ. 1912.№ 1).

В рассказе же, напротив, нет «диалогично-сти», советов или жизненных уроков, это небольшая зарисовка о двух нищих детях, мальчике и девочке, которая прячутся от дождя под крыльцом, засыпают и видят чудесные, «золотые» сны. К действительности их возвращает колотушка караульного: этот страж порядка должен выгнать незваных гостей из-под крыльца, но он входит в положение детей и оставляет их спать дальше в укрытии. Написанная в традиционной реалистической манере, зарисовка выполняет свою главную цель - пробудить сочувствие к героям, показать, что и у нищих детей есть чувства, мечты, желания, хотя им и не суждено сбыться.

Еще два художественных произведения этого отдела представляют, во-первых, собственно детское творчество - это сказка «Окоротишь не воротишь», она подписана «Алеша и Сусанка, 10-11 лет», а во-вторых, зарубежную литературу, это публикация «Петруччио и вилок капусты» Паолы Ламброзо. К зарубежной сказке редакция сочла необходимым сделать два примечания. Одно давало читателям информацию об авторе произведения: «Паола Ламброзо, известная в Италии детская писательница, дочь Чезаре Ламброзо, автора многих трудов по антропологии»; другое же поясняло, что перевод с итальянского был сделан специально для «Материнской школы».

Кроме материала для чтения, отдел для детей младшего и среднего возраста содержал также описание поделок, которые могли сделать дети самостоятельно, с «пошаговой инструкцией». Примером такого материала может служить публикация журнала под названием «Ручной труд», с подзаголовком «Как склеить кубик». В нем детям подробно объяснялся процесс изготовления поделки из бумаги: «Полосы полукартона или толстой, вообще, бумаги, шириною в два раза большую, чем величина кубика, сгибают так втрое по длине,

чтобы середина состояла из двух равных клапанов» (и т. д.) (МШ. 1912. № 1).

Для детей, которые учатся писать, читать и считать, редакция поместила такие материалы, как: «Прописи нормального письма» (в тексте давались иллюстрации с подробным объяснением, как верно написать прописную букву «г»), «Указание к таблицам (самообучение без букваря)», «Геометрия на бумажке. Задача: согнуть из полоски бумаги квадрат». Каждый из этих материалов предполагал совместную работу ребенка и взрослого, причем журнал проводил мысль о постоянном и последовательном обучении, о необходимости подробного объяснения, детальной проработки каждого шага, и об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Так, например, в «Указаниях к таблицам» автор писал: «Обучение должно начинаться с чтения картинок. Цель этого упражнения та, что ребенок, глядя на изображение, произносит слова (членораздельные звуки). Привычка эта у детей вырабатывается неодинаково, поэтому и способность называть предметы на картинках у детей должна быть разная» (МШ. 1912. № 1).

Собственно таблица к самообучению грамоте без букваря рассылалась подписчикам журнала в виде приложения, о чем сообщалось в рекламном отделе «Материнской школы», причем автором этой таблицы, как явствовало из объявления, был народный учитель А. Н. Богословский, то есть редактор-издатель журнала. Добавим, что в этом же рекламном отделе было опубликовано объявление еще об одном издании А. Н. Богословского под названием «Бабушкины сказки».

Второй отдел первого номера «Материнской школы», предназначенный для детей старшего возраста и «руководителей», то есть для взрослых, начинался с передовой статьи «От редакции. Томск, 5 октября». В ней редакция обращалась к читателям с разъяснением позиции журнала, описывая в целом ситуацию, сложившуюся в современной мировой педагогике: в ней «устои старой школы окончательно расшатаны, а в новой только намеки и зачатки строительства новых начал», поэтому «редакция не берет на себя смелость давать безапелляционные указания к положительному строительству, а только делает попытку пойти по новому пути». Журнал подчеркивал, что разрыв между педагогической теорией и жизненной практикой существует всегда: «...школа в своей эволюции всегда отстает от жизни, на это

указывают примеры Запада и истории». Однако воспитание и образование все равно необходимы, в любых условиях, писали журналисты: «.вера в то, что нашим детям принадлежит будущее, что они строители своей жизни, дает нам смелость взяться за решение столь трудной задачи - помочь будущему формированию человека».

Редакция акцентировала внимание на том, что именно произведения самих детей должно составлять основное содержание журнала: «Опираясь на убеждение, что чем ближе к природе, тем больше правды, мы постараемся дать указание и материал для наблюдения самим ребенком окружающей его природы и, признавая за ребенком права на его будущее и настоящее, как строителя своей жизни, мы открываем страницы журнала для произведений юных читателей, полагаясь на их чувство меры и непосредственную связь с природой». Со свой стороны редакция обещала «приложить все старания, чтобы ранние всходы творческой работы мысли появились в свет в вполне литературной и художественной обработке» (МШ. 1912. № 1).

Журналисты призывали также и взрослую часть общества поддержать новый журнал: «Сознавая трудность взятой на себя задачи, мы приглашаем всех сочувствующих лиц сплотиться в одну семью и давать указания, наблюдения, не стесняясь формой изложения, хотя бы сырой материал. Дело воспитания детей есть дело общее и потому мы вправе ожидать общественной поддержки» (МШ. 1912.№ 1).

Следующим материалом в этом отделе журнала была «юмореска о детях» Генриха Сенке-вича под названием «Авторши», в конце было указано, что это перепечатка из журнала «Современное слово». Затем читатель мог познакомиться с обзором событий за неделю под общим заглавием «Вокруг света»: здесь помещались сообщения об осложнениях в отношениях между Турцией и балканскими государствами, о циклоне в Японии и другие международные новости. Переходя к российским событиям, обозреватель «Материнской школы» писал: «У нас в России и Сибири в полном разгаре выборы в Государственную Думу. Отовсюду телеграф приносит ежедневно известия об этом. Деятельное участие в выборах принимает духовенство, выставляя ряд кандидатов в Думу. Выборщиками от г. Томска прошли прогрессисты» (и т. д.). (МШ. 1912. № 1).

После этого общественно-политического блока в журнале был помещен материал «Око-

ло Томска. Сентябрь 1911 года по наблюдениям Г. Иоганзена», со следующим послесловием: «Мы здесь нарочно приводим отрывки из дневника господина Иоганзена, чтобы показать, как записываются просто наблюдения над природою, и приглашаем наших юных читателей вести такие дневники, а потом сообщать в наш журнал итоги своих наблюдений, которые мы охотно будем помещать на своих страницах» (МШ. 1912. № 1).

Тема природы, а именно ухода за живыми существами в домашних условиях, была продолжена в материале «Уборка аквариума на зиму», который представлял собой подробную инструкцию по осуществлению этого нелегкого процесса. Любопытно, что после этого практического «инструктажа» редакция посчитала нужным поставить в номер «теоретическое обоснование» концепции журнала - обширную статью (с продолжением в следующих номерах) «Что такое материнская школа. Сохранение энергии ребенка». Эпиграфом к ней были предпосланы слова профессора И. Менделеева: «Разумно организованная энергия совершает чудеса».

Одной из главных задач автора статьи было убедить читателей в том, что в настоящее время идет замена старой педагогики на новую, суть которой во «внимании и уважении к правам детского возраста»: «В ребенке стали видеть не только продукт окружающих условий или материал для построения будущего, но прежде всего самоценную личность с особыми, только ей принадлежащими свойствами и своими неотъемлемыми правами». Благодаря новой «материнской школе», пишет автор, «открывается широкий простор для творческой работы, по указанию путей к познанию учениками внешнего мира. <.. .> Теперь работа ребенка должна сосредотачиваться на материале, подкладывае-мом учителем - наблюдения и выводы ребенок должен делать сам, воспитатель только направляет и поправляет работу» (МШ. 1912.№ 1).

С другой стороны, размышлял автор, необходимость перестройки системы образования заставляет «искать новых путей преподавания, устанавливать новые принципы техники обучения и новые горизонты наглядности». В тексте статьи приводится цитата из доклада М. Горького в Брюсселе на третьем международном конгрессе «Семейное воспитание»: «Место ребенку, наследнику всех великих работ человечества!». Автор добавлял: «... мы должны начать с этого, закладывая новый

фундамент начального образования на основах свободного преподавания» (МШ. 1912.№ 1).

В качестве примера борьбы старого и нового в области преподавания журналист «Материнской школы» привел спор, возникший на съезде учителей и деятелей средней школы, состоявшемся в Петербурге в 1906 году. Участники съезда не сошлись во мнениях по поводу возраста, с которого должно начинаться обучение в школе, а также «внешней дисциплины». К сожалению, читатели не смогли узнать, чем же закончился спор, так как третий номер журнала, в котором должно было выйти продолжение (или окончание) статьи, не был издан.

Во втором отделе первого номера был опубликован еще целый ряд любопытных материалов. Это, во-первых, иллюстрация, занявшая целиком полосу, подписанная: «А1тата1ег Сибири. Университетский сад и общежитие студентов». Вероятно, изображение университета на страницах журнала для детей должно было показать им дальнейшую жизненную перспективу - стать студентом высшего учебного заведения. Кроме того, в журнале были помещены: статья «Из жизни великих людей. Рабочий-изобретатель Форе», описание игры в камешки, методический материал «Геометрические знания для малышей», а также обширный рекламный блок, в котором были размещены объявления от магазинов и типографий, реклама томской газеты «Утро Сибири».

Таким образом, содержание первого номера показывает прогрессивность и неплохую эрудицию редактора-издателя в вопросах педагогики. Уже одно то, что журнал открывался портретом и произведением Л. Н. Толстого, убеждало читателя в стремлении журнала следовать гуманистическим принципам толстовской педагогики, поднимало авторитет нового издания. Внутри номера авторы ссылались на имена других великих педагогов и ученых, например, на имя Д. М. Менделеева. Неслучайным было появление на страницах журнала и имени профессора Императорского Томского университета, известного орнитолога, энтомолога и фенолога Г. Э. Иоганзена: отрывки из его дневника наблюдений давались здесь как образец, на котором должны учиться и которому должны следовать юные читатели. Тесная связь журнала и первого сибирского университета подчеркивалась также иллюстративным материалом во втором отделе «Материнской школы».

Несмотря на то, что об общественно-политическом направлении журнала в номере не

было сказано ни слова, можно обнаружить социал-демократические симпатии редакции: это ссылка на мнение М. Горького, ведущего писателя-реалиста и сторонника социал-демократов, а также реклама газеты «Утро Сибири», редакция которой поддерживала российскую социал-демократию.

Журнал демонстрировал горячее стремление редакции и редактора-издателя воплотить в жизнь декларируемые принципы «материнской школы». Часть материалов журнала могла быть прочитана детьми самостоятельно или с помощью взрослых, другие материалы позволяли вместе выполнять задания, приобретать новые навыки, учиться новым играм. Для взрослого человека или подростка могло быть интересным знакомство с обзором событий в России и в мире, а биографии известных ученых будили интерес к науке, служили целям самообразования. Редакция уделяла внимание и «вербовке сторонников», объясняя теоретические установки «новой педагогики».

Основные темы и жанры первого номера «Материнской школы» были повторены и во втором номере журнала. Оба номера к тому же были тесно связаны продолжающимися материалами: это «Рассказ для детей» Л. Н. Толстого, «Авторши» Г. Сенкевича, статья «Что такое материнская школа».

Второй номер, также начинавшийся с раздела для детей среднего и младшего возраста, открывался вновь иллюстрацией, видимо, это было частью модели издания. На этот раз на первой странице была помещена карикатура, изображающая плачущего мальчика с корабликом в руке, который стоит перед пузатым ушатом. Рядом сидит большая довольная собака. Подпись под рисунком гласила: «Хотел ехать в Америку, да противный Трезор все море вылакал».

Составители журнала вновь обращались к тем, кто занимался обучением на дому грамоте и счету, в материалах «Для тех, кто научился читать по первой таблице», «Прописи для нормального письма», «Геометрия по бумажке», продолжали публиковать инструкции для создания поделок из подручных средств («Задача. Куда годны коробки из-под спичек?», «Ручной труд», «Как приготовить клей для бумаги. Крахмальный клейстер»). В этом номере было заметно меньше материалов для самостоятельного чтения: кроме толстовского рассказа, помещен только рассказ «Катька, Катя, Катерина» (с продолжением в следующем номере).

Однако стала более интересной работа с иллюстрациями: в № 2 были помещены образцы народного творчества - орнаменты - с материалом «К рисункам», в котором журнал указывал область практического применения этих образцов: «Эти рисунки ты можешь рисовать, вырезывать на дереве, вырезать из бересты, вышить. Ты можешь украсить ими какую-нибудь из вещей нашего обихода: рамку для фотографической карточки, рамку для открыток, полочку для книг, дощечку под хлеб, дощечку для открытого календаря, и многое другое». Автор публикации особо подчеркивал, что орнаменты эти принадлежат коренным народам Сибири: «Те рисунки, которые ты видишь в своем журнале, взяты у остяков - инородцев Сибири. Они любят и понимают лес, в котором они живут, птиц, зверей и все, что населяет эти леса. Они любят все это и, как умеют, изображают». Предназначение орнаментов - «окружить себя красотой божьего мира», писал автор «Материнской школы», и перечислял названия рисунков: «пихтовая ветка», «змея», «сорочьи лапки» и так далее.

В конце первого отдела было помещено объявление «От редакции», в котором редактор-издатель А. Н. Богословский предупреждал читателей о том, что будущие № 3 и 4 будут напечатаны в увеличенном объеме, выйдут 15 ноября. К сожалению, эти номера уже не увидели свет.

Замечательно, что второй отдел № 2 «Материнской школы» тоже открывался иллюстрацией, а именно портретом Н. В. Гоголя, с подписью: «Сквозь зримый смех, невидимые миру слезы». Такая политика в итоге привела бы, вероятно, к полному разделению журнала на две независимые части, с собственными обложкой, разделом объявлений и т. д.

Оканчивая перепечатку юмористического рассказа Сенкевича (в нем две юные «авторши» решили написать роман, но смогли придумать только его начало: «Юлий и Идалия, едва только встретились на балу, как начали быть ужасно неприличными»), журнал счел необходимым прокомментировать этот текст. В примечании указывалось: «Помещая художественный очерк Сенкевича, редакция имела двоякую цель: во-первых, показать юным писателям, как нелегко достается преднамеренное творчество в области писательства и тем самым охладить их пыл в работе до температуры спокойного непринужденного творчества.

Врожденное чувство меры ребенка должно довершить остальное. Другая цель, затронутая талантливым автором, - трактовка сексуального вопроса малолетними - должна, по нашему убеждению, войти в круг материнской школы» (МШ. 1912. № 2).

Буквально следующим материалом было помещено стихотворение 15-летней Веры К. про озеро, к которому прилагалась иллюстрация с подписью: «Белое озеро на Алтае». Таким образом, редакция вновь демонстрировала свою готовность публиковать произведения юных авторов, которых она настоятельно приглашала к сотрудничеству.

Самостоятельному обучению грамоте и письму в этом отделе был посвящен целый ряд материалов: «Геометрические знания для малышей», «Повторное чтение», «Первичный счет», «Отзывы о книгах. Об азбуках и букварях», «По поводу таблицы рисунков», а также «Приспособление мебели к Материнской школе». И уже в конце номера был помещен обширный блок материалов общественного характера в рубрике «Вокруг света (за неделю)». Здесь рассказ вновь начинался с новостей зарубежных, а затем обозреватель останавливался на значимом событии томской жизни - освящении здания «Дома науки», построенного на средства известного томского предпринимателя и мецената, владельца первого в Сибири книжного магазина П. И. Макушина. В рубрике не только подробно освещалось это мероприятие, но в конце материала были помещены портреты братьев Макушиных, Петра Ивановича и Алексея Ивановича, много сделавших для воплощения в жизнь своей идеи народного университета: «Дом науки» был только первым шагом для ее осуществления.

Завершал номер материал «Из жизни древней Греции (народное образование)», знакомивший читателей с организацией обучения детей в древней Греции.

К сожалению, нам не известен тираж журнала, не сохранилось и отзывов о том, как восприняла его томская публика. Однако на томском рынке печати сам журнал был явлением новаторским, с достаточно разработанной концепцией, он отличался последовательностью в осуществлении поставленных задач, прогрессивным направлением и неплохой содержательной частью. Судя по озвученным планам редактора-издателя, он не собирался так быстро прекращать издание журнала - к этому его вынудили какие-то внешние причины.

«Материнская школа» стала важной частью формирующейся системы СМИ Томской губернии в начале XX века, заполнив нишу изданий для детей, представив модель такого типа издания. В этом ее значение и непреходящий интерес для исследователей русской журналистики.

Список литературы

1. История города. Новониколаевск - Новосибирск : (Исторические очерки) [Текст].

- Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2005.

- 864 с.

2. РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. I. 1910 г. Д. 4. «По изданию в гор. Барнауле (Томской губернии) журнала "Молодые побеги"». -1л.

3. РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. II. 1913 г. Д. 23. «По изданию в городе Новониколаевске (Томской губернии) детского журнала "Таежная тропинка"». -3 л.

Bibliography

1. Istorija goroda. Novonikolaevsk - Novosibirsk : (Istoricheskie ocherki) [Tekst]. - Novosibirsk : 1st. nasledie Sibiri, 2005. - 864 s.

2. RGIA. F. 776. Op. 21. Ch. I. 1910 g. D. 4. «Po izdaniju v gor. Barnaule (Tomskoj gubernii) zhurnala "Molodye pobegi"». -1l.

3. RGIA. F. 776. Op. 21. Ch. II. 1913 g. D. 23. «Po izdaniju v gorode Novonikolaevske (Tomskoj gubernii) detskogo zhurnala "Taezhnaja tropinka"». — 3l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.