Научная статья на тему 'Журнал «Детство и отрочество» и его авторы С. Гехт и М. Поляновский'

Журнал «Детство и отрочество» и его авторы С. Гехт и М. Поляновский Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
245
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО" / MAGAZINE "CHILDHOOD AND ADOLESCENCE" / СТИХОТВОРЕНИЕ / POEM / ШАРАДА / CHARADE / ОТВЕТ РЕДАКЦИИ / ANSWER OF THE EDITORIAL STAFF / ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / FIRST PUBLICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яворская Елена Леонидовна

В статье дана история создания и обзор детского журнала «Детство и отрочество», выходившего в Одессе в 1912-1913 гг. Прослеживается изменение характера публикаций и на основе разделов «Страничка наших читателей» и «Почтовый ящик», развитие работы редакции с юными авторами. При рассмотрении опубликованных в журнале стихотворений можно уточнить литературные биографии писателей С.Г. Гехта и М.Л. Поляновского и внести изменения в даты первых публикаций, которые состоялись намного ранее, чем указано в справочниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childhood and Adolescence Magazine and its authors S. Geht and M. Polyanovsky

There are presented in the article a history of creation and a survey of development of a magazine for children Childhood and Adolescence published in Odessa in 1912-1913. The author of the article views the changes in the character of publications and on the basis of sections Our readers` page and Post Box analyses the way the editorial staff worked with the young authors. Looking through the poems published in the magazine one may specify the literary biographies of the writers S.G. Geht and M.L. Polyanovsky and make changes in the dates of the first publications which happened much earlier than it was registered in the reference books.

Текст научной работы на тему «Журнал «Детство и отрочество» и его авторы С. Гехт и М. Поляновский»

Е.Л. Яворская

ЖУРНАЛ «ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО» И ЕГО АВТОРЫ С. ГЕХТ И М. ПОЛЯНОВСКИЙ

В статье дана история создания и обзор детского журнала «Детство и отрочество», выходившего в Одессе в 1912-1913 гг. Прослеживается изменение характера публикаций и на основе разделов «Страничка наших читателей» и «Почтовый ящик», развитие работы редакции с юными авторами. При рассмотрении опубликованных в журнале стихотворений можно уточнить литературные биографии писателей С.Г. Гехта и М.Л. Поляновского и внести изменения в даты первых публикаций, которые состоялись намного ранее, чем указано в справочниках.

Ключевые слова: журнал «Детство и отрочество», стихотворение, шарада, ответ редакции, первая публикация.

В 1910-1918 гг. в Одессе выходило пять журналов для детей: «Детский мир» при газете «Русский мир» Одесского союза русского народа (1911); «Детство и отрочество» - литературно-художественный с научным отделом двухнедельный журнал для детей (1912-1913); «Лепестки» - еженедельный иллюстрированный журнал для детей, бесплатное приложение к журналу «Детство и отрочество» (1913); «Колосья» - ежемесячный художественно-литературный иллюстрированный журнал для еврейских детей (1913-1918); «Детский листок» (1915)1.

С литературным журналом «Детство и отрочество», на страницах которого публиковались произведения юных читателей, связаны имена С. Гехта (1903?-1963) и М. Поляновского (1901-1977).

Семен Григорьевич Гехт начинал литературную деятельность как поэт, после переезда в Москву в 1923 г. стал прозаиком. Тема его книг 20-30-х гг. - жизнь евреев в годы революции и в совет-

© Яворская Е.Л., 2010

ское время: «Человек, который забыл свою жизнь» (1927), «Сын сапожника» (1931), «Пароход идет в Яффу и обратно» (1936) и другие. Очерки, рассказы и рецензии появлялись практически во всех московских журналах 20-30-х гг. В переводе Гехта напечатаны ряд рассказов Шолом-Алейхема; он был автором повестей «Поучительная история» (1939) и «Вместе» (1941), описывающих атмосферу подозрительности в обществе и механизм фабрикации дел НКВД. Весной 1944 г. Гехт был арестован за «антисоветскую агитацию» и приговорен по статье 58-10 ч. 2 УК РСФСР к восьми годам исправительно-трудового лагеря. Освобожден в 1952 г. Последующие книги «Будка Соловья» (1957), «В гостях у молодежи» (1960), «Долги сердца» (1963) состоят из очерков и воспоминаний.

Макс Леонидович Поляновский известен в основном как журналист и фоторепортер. Наибольший успех имела книга «Улица младшего сына» (1949), написанная в соавторстве с Л. Кассилем. В книгах «Остановись, мгновенье» (1968) и «Одна сотая секунды» (1973) опубликованы фотографии В. Маяковского, Э. Багрицкого, Ю. Олеши, К. Чуковского и других, сделанные М. Поляновским.

В справочниках годом первой публикации М. Поляновского указывают 1918 г., С. Гехта - 1922 г.2 публикации в журнале позволяют уточнить и перенести на более ранний период датировку начала литературной деятельности.

Упоминание о журнале «Детство и отрочество» есть в поздних текстах обоих писателей.

Рассказ С. Гехта «В гостях у молодежи» (1958):

<...> придется вспомнить еще одну историю - про еженедельный журнал «Детство и отрочество». Издавался журнал в городе, который в целях литературной конспирации принято называть «городом на юге». Редакция помещалась в ряду железно-скобяных лавок на торговой улице.

Последние дореволюционные годы. Миновав несколько лавок с огромнейшими амбарными замками, останавливаюсь у дверей редакции. Особой, присущей новичкам робости не испытываю. Наоборот, ожидаю от встречи чего-то исключительно приятного. Месяц назад я написал стихотворение и, по совету взрослых, послал его в редакцию детского журнала. Стихи, конечно, нудные, но и в то время находились повсюду восхвалители детской ерунды, и много ли моей вины в том, что взрослые подчас глупее, чем следовало бы? Недели через две я увидел свое стихотворение опубликованным. Ну, уж тут руки зачесались вовсю, буквально не сходя с места, написал я еще стишок: с бурунами, чайками, а главное -реями. Что такое рея, я не знал, но слово, по-моему, годилось. Увы,

в следующем номере я стихов уже не нашел. Школьный товарищ посоветовал: Загляни в «Почтовый ящик».

Фамилию свою я нашел в «Почтовом ящике» сразу. Меня приглашали посетить редакцию. Посетить - вот именно! Приемный день - вторник, от трех до пяти.

<. > Редактор-издатель стоял у окна, он принимал какую-то пилюлю, которую ему никак не удавалось проглотить. Она всякий раз застревала у него в горле, затем снова оказывалась на кончике языка. «Что ты скажешь, не могу и не могу, - пожаловался редактор-издатель, - бывает же такое дурацкое горло!» Проглотив, наконец, пилюлю, он усадил меня в кресло, спросил фамилию и похвалил мой «Пиратский флаг». «Пиратский флаг» -это не я, - осмелился я возразить. «Верно, верно, - поправился редактор-издатель. - "Пиратский флаг" прислал сынишка Аслана с Александровского проспекта, у них на проспекте винный погреб. Аслан как раз вчера подписался на пятнадцать годовых экземпляров».

<...> редактор-издатель спросил: «Где ты, мальчик, живешь?» - и все разглядывал мои ботинки с резиновыми ушками. «На Болгарской», - назвал я одну из бедных улиц города. «И где же ты, мальчик, учишься?» - «В казенном училище. Меня освободили от платы за право учения». - «Освободили? Похвально, - проговорил он, скучая и даже чуть не враждебно. - А дядя, мальчик, у тебя есть?»

Краткая биография моего дяди его также не порадовала. «Слушай меня, мальчик, внимательно. Когда придешь домой, скажи папе, чтобы он подписался на пять годовых экземпляров "Детства и отрочества". Постой, хватит на четыре. Мой журнал очень дешевый, шесть рублей на год, на полный год. Скажешь?» - «Он не подпишется, у нас нет денег», - ответил я редактору-издателю. «А если три экземпляра?» - «Он совсем не подпишется. У нас совсем нет денег». - «Как хотите, дело ваше, - грустно и обиженно проговорил он. - Это значит, что печататься ты у меня больше не будешь. У меня журнал, а не благотворительное общество "Капля молока"». - «И "Свистели буруны" тоже?» - спросил я . обессиленный. «И буруны, и шуруны, - проворчал он, - и чайки, и сайки...» Проворчал, и раскаялся, и ласково взял меня за руку. «Я погорячился, мальчик. Но должны же вы все, наконец, понять, что у меня долги и мне половину жизни приходится торчать в Луганске. Луганские типографщики, слава богу, не такие кровопийцы, как наши. И потом - не думайте, что ваши стихи получше асла-новских. Ты тоже, мальчик, не Саша Черный и не Фруг. А папаша Аслана подписался на пятнадцать годовых...»3.

В тексте, как будет видно далее, очень много точных деталей. Но вот приглашения С. Гехту зайти в редакцию в «Почтовом ящике» в действительности ни разу не было.

Очерк М. Поляновского «...И все былое» (1968): «Ведь я знал Кроткого еще по Одессе, вернее, по стихам того времени. С малых лет я читал его в журнале "Детство и отрочество"»4. (В журнале было напечатано всего три стихотворения Э. Кроткого).

Первое официальное упоминание о журнале в «Деле старшего инспектора по надзору за заведениями печати и книжной торговли в Одессе» датировано 10 января 1912 г., № 4881/6.

Уведомляю Ваше превосходительство, что домашней учительнице Хане Менделевой Рабинович под ответственным редакторством мещанина Ноеха Менделева Хависа мною разрешено издавать в Одессе двухнедельный журнал «Детство и отрочество» с подписной ценой на 1 год: - 4 р., 6 мес. - 2 р. 25 коп, 3 мес. - 1 р. 25 коп. и отдельный номер - 15 коп. по следующей программе: отдел беллетристики: стихи, юмористические сценки в стихах, рассказы и повести с иллюстрациями и без оных, детский театр и развлечения, детская жизнь (местная, иногородняя и иностранная), почтовый ящик (ответы, письма и советы), смесь, шарады, загадки и конкурсы, художественный отдел (снимки, портреты, шаржи, статьи и художественные произведения и иллюстрации), библиография, художественные детские книги и краткое изложение их содержания, отдел воздухоплавания: основы и задачи воздухоплавания, сообщения последних дней авиационной жизни, новейшие изобретения в области игрушечных летательных машин и хроника, приноровленная соответственно детской любознательности, рассказы из области естествознания, сведения из области медицины, гигиены, бактериология и заразные болезни. Означенный журнал будет печататься в типографии Сапожникова, помещающейся в д. № 41 по Полицейской улице5.

Программа дословно воспроизводилась в журнале. Ее дополнял отдел «Развитие детской самодеятельности: лепка, строение, плетение, рисование, вышивание, вязание и выпиливание. Отдел этот отвечает потребностям детей. В нем упражняется детская фантазия и образовывается вкус ребенка».

Журнал объемом 20 страниц (№ 1-6, 1912), затем 16 страниц (с № 7, 1912 до конца) выходил с 20 февраля 1912 г. по апрель-май (?) 1913 г. (последний номер без указания месяца). Заявленный как двухнедельный, он чаще выходил раз в месяц. В 1912 г. вышло двенадцать номеров, в 1913 г. - семь.

Редакторами были последовательно: Ноех Менделевич Хавис, С.Г. Хаимович, с № 4 1912 г. - личный почетный гражданин Владимир Васильевич Максаков, с № 9 1912 г. - Хана Менделевна Рабинович, домашняя учительница. Она же была издателем журнала6.

Адрес редакции: Екатерининская, 70 (в районе рынка «Привоз»).

Печатался журнал в Одессе, поочередно в типографиях: А.М. Швейцера, с № 7 за 1912 г. - С. Розенштрауха и Н. Лембер-га, с № 8 - «Спорт и наука» Б. Брандмана, с № 4 за 1913 г. - в типолитографии вдовы личного почетного гражданина Э.П. Карлик.

Читателями журнала, судя по фамилиям юных авторов и перечню верно ответивших на шарады и ребусы, были преимущественно дети из еврейских семей среднего достатка.

Первый номер вышел из печати 20 февраля 1912 г. Обложка - цветная литография с изображением читающих детей - повторяется во всех номерах за 1912 год (кроме № 5). Содержание журнала размещено на второй странице обложки. На первой странице вверху выходные данные, ниже над текстом виньетка с изображением мальчика и девочки у книжного шкафа с книгами в руках. Это оформление страницы сохраняется до последнего номера 1912 г.

Редакция сообщает:

Открыта подписка на двухнедельный иллюстриров. литературно-художественный с научным отделом журнал для детей «Детство и отрочество».

В журнале принимают активное участие А. Аркадьев, И.М. Василевский (Не-Буква), Вилли (Петербург), И.А. Гореликов, В.И. Дмитриева (Петербург), Осип Дымов (Петербург), Б. Ивинский (Петербург), Кармен (Петербург), Э. Кроткий, Лоренцо, Ар. Муров, Незнакомец, Петр Пильский, Скиталец (Петербург), Н.К. Самойлова (Петербург), Седой, А. Свирский (Петербург), С. Солодов, Александр Тамарин, Д. Тальников, Семен Юшкевич, А.М. Федоров и мн. др. Художники Б. Антоновский, В. Никулин, Ф. Сегал, А. Ца-люк (Саша Ц.).

Подписная цена на 1 год 4 р., на 6 мес. 2 р. 25 коп, на 3 мес. 1 р. 25 коп. Подписка принимается в конторе журнала: Одесса, Екатерининская, № 70 и в книжном магазине «Труд»7.

№ 1, 20 февраля 1912 г.

Опубликованы рассказы Н. Самойловой, С. Юшкевича, А. Та-марина, Незнакомца, П. Пильского, Седого, И. Горелика; стихи А. Фортунатова, Н. Т-за [Топуза], переводы двух рассказов с фран-

цузского. Ко дню смерти А.С. Пушкина помещен очерк А. Павлова «Любите Пушкина» с тремя портретами поэта.

Журнал рассказывает читателям о жизни сверстников за рубежом: в очерке Боровича рассказ о деятельности школьной колонии в Аббатсхольме, где «все вопросы передаются на обсуждение общего собрания колонии»; Б. Лазарева - об американской лиге рассказывания сказок.

Рубрика «Лидочкина мама. Хозяйство маленькой Лидочки» -о поделках из бумаги.

В рубрике «В помощь читателю» - планы книжек для лучшего запоминания книг детьми.

В. Глоговский ведет раздел «Авиация».

«Ребусы, шарады, почтовый ящик и пр.» - редакция обещает фамилии приславших верное решение ребусов и шарад печатать в следующем номере. Объясняется также название «Почтовый ящик» - «в этом отделе будут даваться ответы на все ваши вопросы. Просим не стесняться изложением и спрашивать обо всем, что вас интересует»8. В дальнейшем именно здесь редакция будет давать рецензии как на опубликованные, так и на отвергнутые произведения юных авторов.

На обороте журнала информация об открытии подписки и приведенный выше перечень участников (повторяется с № 1 по № 7).

Необходимо сразу отметить, что произведения половины заявленных авторов так и не появились на страницах журнала. Среди них как петербургские писатели, так и одесские: А. Аркадьев, И.М. Василевский (Не-Буква), Вилли, И.А. Гореликов, О. Дымов, Скиталец, Б. Ивинский, Ар. Муров, Ал. Тамарин, Д. Тальников, А.М. Федоров.

Были опубликованы рассказы или отрывки из рассказов и стихи В. Дмитриевой, Л. Кармена, Э. Кроткого, Седого, А. Свирского, Незнакомца (псевдоним Б. Флита), П. Пильского, Н. Самойловой, С. Юшкевича, статья театрального критика Б.Я. Лоренцо (псевдоним Е. Гениса).

Кроме того, в журнале печатались произведения молодых одесских поэтов, активно публиковавшихся в периодике вплоть до 20-х гг. XX в. (Б. Бобович, Н. Топуз, М. Осипович). Принимали участие и «зубры» одесской журналистики вроде Фауста (псевдоним Я. Сиркеса, отца О. Колычева). Незнакомец (Борис Флит) впоследствии был редактором большинства юмористических одесских журналов 1917-1920 гг.

Из указанных в рекламе художников несколько раз опубликованы рисунки только В. Никулина.

Любопытно проследить изменение характера рекламы в течение первого года издания. Во всех выпусках за 1912 г. она размещена на третьей странице обложки. В первых двух номерах -реклама южнорусского книгоиздательства Ф.А. Иогансона; объявление о подписке на еженедельный журнал «Крокодил» (следует отметить, что все названные выше художники принимают активное участие в работе «Крокодила» (1911-1912)); объявления женщин и девушек, владеющих немецким и французским языками, дающих уроки рисования и черчения; немок, ищущих места бонны и гувернантки. С третьего номера появляется реклама магазинов детской одежды: реклама в стихах первого на юге России конфексиона для детей (№ 3, 9-12) и «Товарищества Бродский и Ко. Готовые изящные детские наряды для мальчиков и девочек до 15 лет» (№ 4-12).

В дальнейшем появляется объявление о подписке на журналы «Мир», «Художественно-педагогический журнал» (№ 3, 4), реклама книжного магазина «Труд» (№ 7).

№ 2, 5 марта 1912 г.

После столь многообещающего первого номера содержание второго значительно скромнее. Из заявленных авторов - только Эмиль Кроткий. Опубликовано стихотворение Э. Германа. «Лидоч-кина мама» становится «Людочкиной мамой». Помещен очерк о школьном самоуправлении в Тифлисе. В разделе «Текущая жизнь» сообщают об открытии Южного полюса, дается краткое описание разницы в снаряжении экспедиций Амундсена и Скотта. Добавляются рубрики «Книжные новости», «Всякая всячина», «Страничка наших читателей» - публикации стихов и шарад (в дальнейшем «Страничка» будет занимать значительное место), в рубрике «Решение шарады» названы фамилии читателей из Елисаветграда и Бельц. В «Почтовом ящике» редакция дает ответы юным авторам и читателям. Здесь же два объявления: «Для личных объяснений и бесед с читателями редакция журнала открыта по воскресеньям и вторникам и четвергам от 3 до 4 часов пополудни» (как и сказано выше в рассказе С. Гехта) и «Со следующего № в журнале будут помещаться отзывы редакции о произведениях, печатающихся в «"Страничке наших читателей"»9. При первой публикации обязательно указывали возраст автора, при последующих указание отсутствовало. Среди авторов журнала были мальчики и девочки от 7 до 14 лет.

№ 3, март, без указания даты (так будет и в следующих номерах).

Публикации А. Радченко, Б.Я. Лоренцо, Б-ича [Б. Бобовича]. В журнале фото и стихи Валентины Ивановой, умершей в 16 лет

от туберкулеза. Очевидно, отсутствие именитых авторов вызвало снижение цены. Начиная с этого номера и до № 12 указана цена за подписку: на год 2 р. 50 коп., на шесть месяцев 1 р. 40 коп., на 3 месяца 75 коп. с доставкой и пересылкой. Снижается и розничная цена - с 15 копеек до 10 (на железнодорожных станциях соответственно с 20 до 15 копеек).

№ 4, апрель 1921 г.

С этого номера редакция уточняет возраст читателей, на которых ориентирован журнал. В выходных данных на первой странице появляется уточнение «литературно-художественный ... для детей в возрасте 9-14 лет».

В четвертом номере публикации Е. Гениса, Э. Кроткого, Э. Германа, статья о чахотке доктора М.И. Кранцфельда (отца поэта Александра Кранцфельда), Н. Топуза, продолжение статьи Б. Ло-ренцо. Начиная с этого выпуска исчезает рубрика «Людочкина мама», в дальнейшем в отдельных номерах будут советы в рубрике «Ручной труд». Редакция сообщает, что получено свыше 100 ответов на шарады и ребусы, и в связи с этим «будут печататься фамилии первых десяти читателей, приславших правильное решение»10.

На «Страничке наших читателей» стихотворением «Дитя» дебютирует Макс Поляновский, 10 лет.

Целый день играет Малое дитя; Горя ведь не знает, Что ему - нужда? Но отец - бедняга Спину свою гнет, Поневоле - скряга, Полон дум, забот. Должен он малютку Накормить, одеть. Труд для него - шутка, Да работы нет. Думает - гадает, Как тут быть с бедой, Мозг его съедает, Ходит сам не свой. А дитя играет, Милое дитя! Горя ведь не знает, Что ему - нужда?11

Рецензия гласит: «Стихотворение хорошее, особенно если оно написано без посторонней помощи. В 11 строке нужно только переставить слова, чтобы получилось так "Для него труд -шутка"»12.

В «Почтовом ящике» ответ «М. Поляновскому, 10 л. Ребус Ваш принят и будет напечатан. Пейзаж присоединен к другим полученным редакцией рисункам для будущей "странички"»13. (Рисунки читателей были опубликованы только в № 4).

Журнал намерен печатать произведения молодых авторов в достаточно большом объеме: «Страничка», как правило, занимает две страницы журнала, «Развлечения и забавы» со второго номера печатают только придуманные читателями шарады, реже ребусы и занимают одну (порой две) страницы. Требований к текстам не так уж много. Собственно, главное: «Редакция журнала очень просит присылать для напечатания лишь те произведения (рассказы, стихи, загадки и пр.), которые придуманы самими читателями без посторонней помощи»14.

В журнале сознательно не правят тексты. В ответ на письмо недовольного читателя появляется обращение «К сотрудникам Странички»:

Если бы мы исправляли и переделывали работы читателей, то это были бы наши работы, а не их. Мы даем в Страничке то, что сами получаем, - интересно иметь настоящие, собственные произведения молодых авторов. Есть ошибки, но это не страшно - ведь писатели все молодые, которые позже научатся лучше писать. <...> Если же автору все же неприятны ошибки, если ему стыдно за них, пусть он поступает так, как многие из молодых - даже взрослых -писателей. Пусть подписывается не своей фамилией, а какой-нибудь придуманной им15.

За все время существования журнала этим воспользовался только один автор, подписавший свой рассказ «Наполеон Бона-парт»16. Надо отметить, что число юных поэтов значительно больше, рассказы появляются далеко не в каждом номере. № 5, апрель 1912 г.

Номер посвящен дню «белого цветка», обложка черно-белая, со стихотворением С. Давыдовой «Белый цветок», рисунком и фото на ту же тему.

Вновь публикуются стихи умершей от туберкулеза В. Ивановой. Статья М.И. Кранцфельда «Для чего устраиваются санатории и как в них живут» объясняет необходимость санаториев. Опубликована статья «Гибель Титаника».

«Страничка наших читателей» с этого номера уже не дает развернутых рецензий на опубликованные тексты. Кроме упомянутого небольшого рассказа Наполеона Бонапарта опубликовано начало рассказа В. Гриншпуна 14-ти лет «Маленький художник». Продолжение обещают поместить в следующем номере. (Эта публикация будет иметь скандальные последствия). В «Почтовом ящике» обещают за недостатком места ответить на остальные письма в № 6.

Похоже, после первого всплеска интереса к журналу число покупателей уменьшается. Об этом можно судить по сообщению: «С № 6 редакция по-прежнему будет помещать фамилии всех читателей, приславших верные решения шарад, задач, ребусов и пр.»17.

№ 6, май 1912 г.

Публикации Г. Владимирского, Галины Найи, И. Ребельского, Ар. Фортунатова, В. Глоговского. Впервые появляется раздел «Для маленьких детей» с рассказами и сказками Дана, М. Осиповича, С.Д. Фельдмана, С. Давыдовой. В дальнейшем это не будет иметь продолжения.

В рубрике «Текущая жизнь» - очерк «День колоса ржи» («день» проводился 9 мая, средства шли на помощь голодающим крестьянам), дополняющий рассказ И. Ребельского на ту же тему. Сообщается, что 23 апреля, в «день белого цветка», собрали 48 тысяч рублей.

В номере помещен некролог писателю-народнику П.В. Засо-димскому.

Журнал сталкивается с откровенным плагиатом юных авторов. В «Почтовом ящике» сообщают: «В. Гриншпуну. Вы ввели редакцию в заблуждение, поставив свое имя под рассказом Н. Брешко-Брешковского, помещенном в № 3 журнала "Нашим детям" за 1910 г. Сам собой разумеется, что обещанного окончания этого рассказа в страничке наших читателей не будет»18.

После этого в регулярном издании журнала наступает перерыв до октября.

№ 7, октябрь 1912 г.

Количество страниц журнала сокращается до 16. Номер значительно беднее, всего четыре автора: В. Дмитриева, Гр. Владимирский, Л.З. Ларина, Ар. Фортунатов. Появляются рубрики «Ручной труд», «Наблюдения и опыты».

Расширяется круг читателей и юных авторов - на «Страничке» помещены стихотворение и рассказ Нюры Александровой, 12 лет (Воронеж).

№ 8, октябрь 1912 г.

Впервые содержание журнала напечатано не на отдельной странице, крупным шрифтом, а на первой, мелким, под выходными данными. В таком виде журнал будет выходить и в дальнейшем.

Уменьшается количество авторов, в номере лишь Л. Ларина и М. Герцман. Журнал выходит из положения, публикуя стихи В. Ивановой.

«Развлечения и забавы» помещают шараду:

Звериное рычание будет первый слог;

Целого окончание - простой предлог;

Целое ж без крови не обходится никогда;

Это злобный спор двух народов, вражда. [Отгадка - война]

С. Гехт, 12 лет19.

Как уже отмечалось, журнал при первой публикации обязательно указывал возраст автора. Следовательно, год рождения С.Г. Гех-та - 1900 г. Но, согласно справочникам, «Семен Григорьевич Гехт родился 14 (27) марта 1903 года в Одессе»20. По словам родных, он родился в конце 1900 - начале 1901 гг.21. При рождении Гехта назвали Авраамом, но «по старой еврейской традиции, если кто-либо из детей заболеет, ему дополнительно давалось новое имя. Таким образом, у меня с детства два имени - Авраам и Семен»22. В Метрической книге одесского раввината о родившихся за 14 марта 1903 г. запись о рождении Авраама (либо Семена) Гехта отсутствует23. Ребенок с таким именем и фамилией не зарегистрирован в книгах Одесского раввината за 1900-1904 гг. Следовательно, на сегодня нет документально подтвержденных данных о годе и месте рождения С.Г. Гехта.

В «Почтовом ящике» ответ редакции: «С. Гехт, 12 лет. Стихотворение Ваше не подходит. Шараду поместим. Тщательно работайте над стихотворениями и присылайте: может быть, будет удачнее»24.

На четвертой странице обложки впервые появляется реклама вместо повторявшегося из номера в номер перечня авторов журнала.

№ 9, ноябрь 1912 г.

В этом номере появляются рассказы заявленных в рекламе авторов - Л. Кармена и Н. Самойловой. Опубликовано сообщение о смерти Д.Н. Мамина-Сибиряка и его портрет. К привычным рубрикам «Ручной труд» и «Всякая всячина» примыкают очерки о дрессировке собак и китайских тенях.

«Развлечения и забавы» печатают загадки М. Поляновского, есть его фамилия и в списке решивших ребус. По этому списку можно составить представление о широте распространения журна-

ла к этому времени (названия городов приводятся после фамилии): Кишинев, Аккерман, Измаил, Елисаветград, Умань, Херсон, Бир-зула, Смела, Унгены, Каменецк-Подольск, Черкассы, Переяслав, Николаев, Златополь, Раздельная. До этого в ответах упоминались только Елисаветград и Смела. Ответы читателей из Одессы особо не оговаривались, за исключением Большого Фонтана (в то время считавшегося дачной местностью).

В «Развлечениях.» - очередная задача М. Поляновского, в «Почтовом ящике» - ответ: «Шарады не подходят. Задачу помещаем»25.

№ 10, ноябрь 1912 г.

На второй странице обложки сообщается об открытии подписки на 1913 г. «Программа журнала: Отдел беллетристики, художественный отдел, отдел воздухоплавания, научный отдел, развитие детской самодеятельности, библиография, смесь. Подписка принимается в конторе и редакции и во всех книжных магазинах». Это сообщение повторяется и в 11, и 12 номерах. В номере статьи и стихи А. Радченко, Б. Бобовича, Л. Гаяши. Помещен небольшой текст памяти Д.Н. Мамина-Сибиряка. Появляются читатели в Вознесен-ске, Симферополе, Керчи, Голте, Харькове, Чернигове, Гомеле, Ка-неве, Киеве, Бельцах.

Опубликована шарада С. Гехта, в «Почтовом ящике» - ответ: «Стихотворение не подходит. Не смущайтесь и посылайте еще»26. Начиная с десятого номера, редакция регулярно напоминает юным авторам: «Всех читателей, посылающих в редакцию письма, просим обозначить свой точный почтовый адрес, письма, неоплаченные соответствующими трехкоп[еечными] марками, не принимаются редакцией и предоставляются в собственность почтальона». Текст расположен сразу под «Почтовым ящиком».

№ 11, декабрь 1912 г.

В номере публикуются С. Зусер (в дальнейшем несколько биографических очерков будут подписаны инициалами «С.З.»), М. Герцман, Б. Борисов-Владимирский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На «Страничке» опубликован рассказ «Норма» (об охотничьей собаке) М. Поляновского27 и стихотворение С. Гехта «Тоска»:

Тихо догорает свечка. Свет свой на меня бросает. Не теплится больше печка. Все тоска меня снедает. Все, свои закрывши очи, Крепким дремлют сном, Только я сижу средь ночи Бодрым, как и днем.

Про дни минувшие тоскую, Когда я счастлив был, Когда обласкан был родными, Когда в согласьи с ними жил. Я дни былые призываю С мольбою, со слезами, Я счастье и добро им обещаю Напрасно. Ограда меж нами28.

«Развлечения» публикуют очередную шараду М. Поляновского.

Журнал завоевывает новых читателей, в том числе и за границей.

«Почтовый ящик» сообщает С. Гехту: «Одно из Ваших стихотворений помещаем. Желательно было бы получить Вашу автобиографию (подробное описание Вашей жизни)»29. Редакция явно интересуется жизнью своих авторов, особенно если стихи их в должной мере трагические. В том же номере аналогичная просьба и к Прагеру (автору журнала с № 3): «Прежде чем поместить Ваше стихотворение, желательно было бы получить от Вас Вашу автобиографию (описание своей жизни). Стихотворение Ваше нас очень заинтересовало. Смеем Вас уверить, что автобиография Ваша будет содержаться в тайне»30.

№ 12, декабрь 1912 г.

Журнал открывается очередным стихотворением В. Ивановой (похоже, это стало спасением для редактора при отсутствии должного количества материалов). Также в номере - Мамутов, С. Зусер, Б. Бертасова (перевод рассказа со шведского), Л. Гаяши.

«Страничка наших читателей» публикует второе стихотворение С. Гехта «Природа»31.

В списке решивших ребусы и шарады добавляются фамилии читателей из Бендер, Бара, Белокаменки, Ровно. В «Почтовом ящике» впервые ответы даны лишь части авторов опубликованных стихов и рассказов (Гехта среди них нет), остальным обещают «ответить в следующем номере». В следующем номере ответ редакции Гехту не появился, впрочем, ни стихи, ни шарады Гехта на страницах журнала в 1913 г. не публиковались.

В этом номере опубликован последний развернутый ответ одному из авторов, чьи стихи не были опубликованы. Из него следует, что журнал намеревался развивать умение владеть словом.

Желательно было бы, чтобы все наши читатели уделяли больше

времени литературным работам. Можно, конечно, в досужее время написать шараду или шутку, но интереснее было бы для чита-

телей поучиться письменно излагать свои мысли, чувства и настроения путем присылки своих работ для «Странички наших чита-телей»32.

С 1913 г. меняется внешний облик журнала. Вместо повторяющейся цветной обложки появляется черно-белая, с портретом русского или иностранного писателя. В номере печатается биографический очерк о писателе.

В отличие от предыдущего года журнал более четко придерживается графика выхода - два номера в месяц (за исключением февраля), но с каждым номером содержание становится все беднее. Больше места занимают «Всякая всячина» и курьезы.

С № 1 по № 3 на четвертой обложке печатается объявление об открытии подписки на 1913 г., с № 4 по № 7 - о продолжении подписки. Цена вновь увеличивается. «Подписная цена на 1 год 4 р., на 6 мес. 2 р. 25 коп, на 3 мес. 1 р. 25 коп. Подписка принимается в Конторе и Редакции "Детство и Отрочество" (Одесса, Екатерининская, № 70) и во всех книжных магазинах».

Журнал начинает печатать черно-белые репродукции картин малоизвестных художников размером в лист. Тема - картинки из жизни детей или сентиментальные сюжеты (игра котенка и щенка).

Реклама становится все более коммерческой. Со второго номера ее размещают и на второй, и на третьей страницах обложки. В № 4 на третьей странице обложки впервые названа стоимость объявления: «За строку петита впереди текста 60 к., за такую же позади текста - 40 к.», в № 5 эта информация размещена под выходными данными на первой странице.

Кроме сообщений о подписке на журналы «Сибирский архив», «Вютник культури та життя» (№ 1-2), «Природа и люди» (№ 4), рекламы книг «Г. Борн. "Турецкий султан" - свыше 1000 страниц убористой печати большого формата на роскошной бумаге и три тома посмертных художественных произведений Л.Н. Толстого» и объявления о распродаже по удешевленной цене 15 томов Г. де Мопассана (№ 5-6), появляются и совсем другие. Рядом с уже привычной рекламой магазина детской одежды «Бродский и Ко» возникают «корсетная Нелли в Одессе» и «М-ме Мария Озерская -парижские модели и новости. Готовые и на заказ шляпы, платья, костюмы, манто» (№ 2-7). «Вина товарищества Кармель» рекламируются с № 2 по № 7, «Международная экспортная контора А. Финкельштейна - велосипеды, швейные и пишущие машинки, фотографические и кинематографические аппараты» в № 4-6. К четвертому номеру окончательно падает уровень рекламы. Так, печатаются объявления о самоучителях немецкого, французского, анг-

лийского и латыни, с помощью которых можно выучить язык за 40 дней, о высылке бесплатного проспекта «Не кури».

В «Почтовом ящике» уже нет рецензий, только сообщение об отклоненных стихах и рассказах, нескольких авторов приглашают «заглянуть в редакцию между 11 и 1 часом дня».

К списку городов, в которых читают журнал, в 1913 г. добавляются Варшава, Ченстохова, Тифлис, Мариуполь, Ананьев, Бенде-ры, Проскуров, Килия, Бельцы, Шабо.

№ 1, январь 1913 г.

На обложке портрет Н.А. Некрасова (к 35-летию со дня смерти). На второй странице обложки очерк «Пожалейте их» - о детях-нищих. Авторы рассказов и стихов - С. Зусер (начало публикации рассказа «В пансионе»), Л. Гаяши, Н. Геккер, Д. Днепрова-Черкас-ская.

Редакция «просит своих дорогих читателей, присылающих рассказы и стихотворения ... вместе с материалами присылать свои фотографические карточки. Перед каждым произведением редакция будет помещать портрет юного автора»33.

«Страничка» публикует стихотворение М. Поляновского «Впе-регонку»34.

Появляется новый раздел «Переписка наших читателей» -письма о понравившихся книгах, оценки стихов сверстников и т. п.

№ 2, январь 1913 г.

На обложке портрет Г.Х. Андерсена. В номере - С. Зусер (продолжение), два рассказа в переводе Л. Гаяши (с английского и с французского), очерк «Жизнь и творчество Г.Х. Андерсена». «Почтовый ящик» перемещается на третью страницу обложки, под ним тексты рекламы и объявления. Одно выбивается из стандартного ряда: «Электротехник, вернувшийся из-за границы, принимает заказы».

№ 3, февраль 1913 г.

На обложке портрет Г. Бичер-Стоу. В номере рассказ Г. Бичер-Стоу «Летун» (начало) и биография (подписана «С.З.»), С. Зусер (продолжение), И. Ребельский.

«Почтовый ящик» вновь на третьей странице обложки, под ним объявление: «Первое приложение к журналу "Детство и отрочество" - "Нашим детям" для детей дошкольного возраста выйдет к следующему №»35. То же объявление будет повторено и в следующем номере.

№ 4, март 1913 г.

На обложке портрет Д. Дефо. Номер откликается на празднование 300-летия дома Романовых: портреты царя Михаила Федоровича и Николая II украшают статью «Триста лет тому назад» на

первой странице, далее очерк «Как живет и работает государь император». «Из жизни русских царей» публикует исторические анекдоты. Литературные материалы представлены окончанием рассказов Г. Бичер-Стоу и С. Зусера, биографией Д. Дефо (подписана «С.З.»). В научном отделе очерк о гейзерах.

Контора журнала «просит гг. подписчиков, пользующихся рассрочкой платежа, внести следующий взнос до 10 марта. В противном случае высылка журнала будет приостановлена»36.

№ 5, март 1913 г.

На обложке портрет Дж. Свифта. С переходом в новую типографию в верстке почти каждого номера досадные ошибки. В этом -страницы 14-15 идут перед страницами 4-5. В номере стихи Э. Кроткого «Ожил Пан», сказка Алисы Мартен «Принц Тьерри» в переводе неизменной Л. Гаяши и неизданные стихи В. Ивановой. Журнал публикует путевые заметки юной путешественницы о поездке во Францию не на «Страничке», а рядом со «взрослыми» авторами. Страницы заполнены описанием железнодорожной катастрофы на станции Лахны, сообщением об убийстве греческого короля Георга и фотографиями короля Георга и наследника Константина. Появляются фото во «Всякой всячине» - «малютка-дирижер» (шестилетняя девочка, дирижирующая детским хором из 200 человек), «чудеса природы» - карлик, двухголовая девочка, двухголовый червяк.

На «Страничке» опубликовано стихотворение М. Поляновского «Весна», рядом фото автора37.

№ 6, апрель (в выходных данных ошибка: указан № 5 1913 г.)

На обложке портрет Сервантеса, над портретом: «год издания 11-й». Практически весь номер занимает пьеса для детей по повести Элизы Фельзин «Его юбилей». Опубликовано окончание сказки «Принц Тьерри» и биография Сервантеса (подпись - «Ф»). Во «Всякой всячине» страницу занимают четыре фотографии «американской воздушной почты» с небольшими разъяснительными текстами под каждой.

№ 7 выходит без указания даты.

На обложке портрет В. Гюго. Журнал публикует рассказ Е. Лю-бич и переводы с немецкого - Р. Штернберга «Смерть Цезаря» и французского - Р. Базена «Дева долины» без указания переводчика. В номере также биография Виктора Гюго (подпись - «Ф»).

После выхода этого номера журнал прекращает существование.

Два юных поэта - Гехт и Поляновский - впоследствии станут прозаиками. Но все же еще некоторое время посвятят поэзии. Любопытно сравнить отзывы и рецензии на их более позднее публикации.

В 1917 г. М. Поляновский удостоится ответа в «Почтовом ящике» сатирического журнала «Бомба» (редактором был один из авторов «Детства и отрочества» Б. Флит-Незнакомец): «М. Полянов-скому. Этот автор откровенно пишет: Господин редактор! Делаю первую попытку. До настоящего времени я работал в детских изданиях. Лишнее доказательство того, что детей почему-то питают литературной трухой»38. И лишь в 1918 г. он начинает печататься в выходивших в Одессе журналах «Буржуй», «Восход», «Фигаро» (одним из редакторов «Фигаро» был так и не появившийся на страницах «Детства и отрочества» Ар. Муров).

С.Г. Гехт возобновляет литературную карьеру значительно позже. 22 января 1922 г. газета «Известия Одесского губисполкома и губкома КП(б)У» напечатала стихотворение «9 января». Первая рецензия на его стихи была благожелательной: «Наибольшего внимания из читавших на последних заседаниях [литературного кружка «Потоки Октября». - Е. Я.] заслуживает, несомненно, молодой поэт С. Гехт. Прочитанные им новые стихи являются образными, художественно замыкающими картины и мысли, и лучшее его стихотворение "Быль" поражает своей простой "лирикой обыден-щины"»39.

Но именно на страницах малоизвестного одесского детского журнала впервые появились публикации будущих писателей.

Примечания

1 См.: Вельский М.Р., Ижик Л.В. Журналы старой Одессы: Справочник. Одесса: ВМВ, 2008. 118 с.

2 Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. М., 1968. С. 872. Там же. Т. 2. М., 1964. С. 172.

3 Гехт С.Г. В гостях у молодежи. М.: Советский писатель, 1960. С. 142-143.

4 Поляновский МЛ. «.И все былое» // Литературная Россия. 1968. 2 февр. № 6 (266). С. 18.

5 Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). Ф.13. Оп.1. Д. 312. Л. 15. В заявленной типографии Сапожкова журнал не печатался.

6 Вельский М.Р., Ижик Л.В. Указ. соч. С. 23. Ошибочно указана типография Н. Лем-берга (с № 1 по № 6 1912 г.).

7 Детство и отрочество. Одесса. 1912. № 1. 4-я страница обложки.

8 Там же. С. 20.

9 Там же. № 2. С. 20.

10 Там же. № 4. С. 11.

11 Там же. С. 17.

12 Там же. С. 19.

13 Там же.

14 Там же. С. 17.

15 Там же. С. 19.

16 Авторы, как правило, вместо псевдонима ограничивались первой буквой фамилии. В «Почтовом ящике» четвертого номера редакция сообщает «Наполеону Бонапарту, 8 лет. Рассказик напечатаем. ... скажите, пожалуйста, неужели Вы и есть тот самый, - великий Наполеон Бонапарт?» (с. 19-20). (Рассказ «Как Миша и Гриша научились плавать» был опубликован в пятом номере.)

17 Детство и отрочество. № 5. С. 20.

18 Там же. № 6. С. 20.

19 Там же. № 8. С. 14.

20 Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М. 1964. С. 172; Краткая еврейская энциклопедия. Т. 2. Иерусалим, 1982. С. 119; Российская советская еврейская энциклопедия. Т. 1. М., 1994. С. 301; Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996. С. 100.

21 Разговор с Ф.Л. Раскиной, внучатой племянницей Гехта, июль 2003.

22 Шульман Э. Опасность, или Поучительная история. По материалам одного следственного дела: Тексты и комментарии // Вопросы литературы. 2006. Март-апр. С. 265.

23 ГАОО. Ф. 39. Оп. 5. Д. 107. Л. 115-117.

24 Детство и отрочество. № 8. С. 16.

25 Там же. № 9. С. 13, 14.

26 Там же. № 10. С. 16.

27 Там же. № 11. С. 11-12.

28 Там же. С. 12.

29 Там же. С. 16.

30 Там же.

31 Там же. № 12. С. 12.

32 Там же. 3-я страница обложки.

33 Там же. 1913. № 1. С. 14.

34 Там же.

35 Бесплатное приложение к журналу «Детство и отрочество» - еженедельный иллюстрированный журнал для детей, как было сказано выше, выходил под названием «Лепестки».

36 Детство и отрочество. № 4. С. 17.

37 Там же. № 5. С. 13.

38 Бомба: Журнал революционной сатиры. Одесса, 1917. № 24. С. 14.

39 Литературная Одесса // Известия Одесского губисполкома и губкома КП(б)У. 1922. № 910. 16 дек. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.