Научная статья на тему 'Издание историко-культурного энциклопедического справочника «Старообрядцы (семейские) Бурятии». Улан-Удэ, 2015,изд. Дом «Экос». - 264'

Издание историко-культурного энциклопедического справочника «Старообрядцы (семейские) Бурятии». Улан-Удэ, 2015,изд. Дом «Экос». - 264 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСЫ / КОНФЕССИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СИБИРЬ / ЗАБАЙКАЛЬЕ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева С.В.

Historical and cultural encyclopedic guide “Old Believers (the Semeiskie) of Buriatia” is the first systemized guide book about the history and culture of the Old Believers (the Semeiskie) published in the Buryat Rupublic. New archive materials and field studies allowed analyzing the appearance and migration of the Old Believers in the Transbaikal region. Special attention is given to the material and intellectual culture, forming of the church hierarchy in the area, organization of the interconfessional life of the community and also to the process of establishment, development and current condition of the Old Believers (the Semeiskie) ethno-confessional group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publication of the historical and cultural encyclopedic guide “Old Believers (the Semeiskie) of Buriatia”

Historical and cultural encyclopedic guide “Old Believers (the Semeiskie) of Buriatia” is the first systemized guide book about the history and culture of the Old Believers (the Semeiskie) published in the Buryat Rupublic. New archive materials and field studies allowed analyzing the appearance and migration of the Old Believers in the Transbaikal region. Special attention is given to the material and intellectual culture, forming of the church hierarchy in the area, organization of the interconfessional life of the community and also to the process of establishment, development and current condition of the Old Believers (the Semeiskie) ethno-confessional group.

Текст научной работы на тему «Издание историко-культурного энциклопедического справочника «Старообрядцы (семейские) Бурятии». Улан-Удэ, 2015,изд. Дом «Экос». - 264»

C.B. Васильева

(Бурятский государственный университет,

г. Улан -Удэ)

Издание историко-культурного

энциклопедического справочника «старообрядцы

(семейские) Бурятии». Улан-Удэ: Изд. дом «ЭКОС», 2015.264 с.

Abstract:

Vasilyeva S.V. Publication of the historical and cultural encyclopedic guide "Old Believers (the Semeiskie) of Buriatia"

Historical and cultural encyclopedic guide "Old Believers (the Semeiskie) of Buriatia" is the first systemized guide book about the history and culture of the Old Believers (the Semeiskie) published in the Buryat Rupublic. New archive materials and field studies allowed analyzing the appearance and migration of the Old Believers in the Transbaikal region. Special attention is given to the material and intellectual culture, forming of the church hierarchy in the area, organization of the interconfessional life of the community and also to the process of establishment, development and current condition of the Old Believers (the Semeiskie) ethno-confessional group.

Ключевые слова: этн осы, конфессия, старообрядчество, древлеправослав-ная церковь, Сибирь, Забайкалье, Республика Бурятия.

Обеспечивая русское присутствие на азиатских окраинах, Российское государство способствовало в первую очередь заселению стратегически важных пограничных территорий, укомплектованию штата административных учреждений и пополнению военных гарнизонов. В отличие от приверженцев официальной церкви, старообрядцы на местах водворения создали чрезвычайно прочную неформальную общность, которая явилась основой традиционных институтов самоуправления. И именно это обстоятельство, наряду с более рациональной системой хозяйственных ценностей, способствовало тому, что старообрядцы стихийно закладывали основу российской государственности на окраинах империи.

В результате масштабного переселения старообрядцев в Сибирь (XVIII в.) оформился территориальный центр старообрядцев (семейских), расположенный на территории современной Бурятии. Носители древнего православия проникали в регион двумя путями: в качестве ссыльных и вольных колонистов, представляя собой часть русского субэтноса, неравномерно распределенного по территории региона.

506

СВ. Васильева

Исследование опыта адаптации в иноэтничной, инокультур-ной. иноконфессиональной среде, взаимодействия конфессий и этносов, сближения их культур и сохранения собственной специфики стало важнейшей проблемой современных научных изысканий как в целом в России, так и на ее окраинах. Изучение этих процессов осуществляется сегодня исследователями Сибири, в том числе Бурятии, комплексно, с использованием историко-сравни-тельного, ретроспективного, системного, типологического, логи-ко-анадтического, хронологического методов, а главное - методов включенного наблюдения и интервьюирования широкого круга респондентов с применением аудиозаписи, фотографирования и других технологий фиксации материалов. Результатом такой широкомасштабной научной работы стало издание историко-^ль-турного энциклопедического справочника «Старообрядцы (семей-ские) Бурятии».

В представленном энциклопедическом справочнике о старообрядцах (семейских) Бурятии отражены основные моменты истории появления и развития этой этно-^татурной группы русского этноса. Авторам удалось показать роль старообрядцев в развитии хозяйства, материальной и книжной культуры, раскрыть особенности фольклора и говоров, познакомить со спецификой современной жизни старообрядчества.

В вводной части справочника кратко охарактеризованы музейные коллекции и источники, хранящиеся в различных городах Байкальской Сибири. Отдельный раздел посвящен историографическому обзору и оценке работ как дореволюционных, так и современных исследователей, изучавших различные аспекты истории и культуры старообрядцев (семейских) в Бурятии.

Первая глава отражает религиозные воззрения семейских. Показана их сложная вероисповедная структура, включавшая и основные направления - поповское (беглопоповское) и беспоповское, и более мелкие многочисленные образования, разнообразные согласия. Отмечается, что как исторически, так и в настоящее время у старообрядцев Бурятии отсутствует единый церковно-ре-лигиозный институт. Здесь представлены две иерархии: Русская Православная Старообрядческая церковь (РПСЦ) (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) и Русская Древлеправо-славная Церковь (РДЦ) ^овозыбковская иерархия). Далее в алфавитном порядке представлены различные аспекты религиозного культа.

Вторая глава, освещающая историю заселения старообрядцами Бурятии, предваряется кратким общим очерком, характери-

Издание историко-культурного энциклопедического справочника... 507

зующим последнее перед насильственным переселением в Сибирь (60-е годы XVII в.) место пребывания старообрядцев, - некоторые центральные и южные губернии России (слободы на территории Ветки - земли, принадлежавшие польским панам и входившие в ХУ1-ХУП вв. в состав Речи Посполитой, земли русско-у^аин-ского и русско-белорусского пограничья). Далее в алфавитном порядке рассматривается история образования и развития всех се-мейских селений Бурятии. Исторические сведения, полученные из архивов, публикаций дореволюционных авторов и воспоминаний старожилов, подкреплены статистическими показателями (демографическим и конфессиональным). Названы имена первых поселенцев; обозначены основные занятия поселян. Такая характеристика селений - довольно удачная находка авторов справочника, позволившая им проследить общее и особенное в формировании и жизнедеятельности старообрядческих общин Бурятии.

Глава третья «Материальная культура» представляет собой обзор материальной культуры старообрядцев (семейских), включая общую характеристику их хозяйственной деятельности, материальной культуры, в том числе агрокультуры в суровых природных условиях Забайкалья. Далее, используя тот же алфавитный принцип, представлены основные составляющие хозяйственно-материального быта (^^шца, средства передвижения, орудия сельскохозяйственного и домашнего производства, гончарное и мукомольное дело, народная медицина). Особое внимание уделено повседневной и праздничной одежде, используемой в обрядах жизненного цикла.

Глава четвертая, вводящая в широкий оборот археографические данные, позволяет читателю глубже понять культуру представителей этой конфессиональной группы. В главе представлена краткая история исследования книжно-р^ошкяюго наследия старообрядцев (семейских); характеризуются основные вероисповедные книги, рукописи, демонстрируется их художественное оформление.

Пятая глава знакомит читателя с фольклором семейских. Анализ степени изучения фольклора и его различных составляющих предваряется общей характеристикой устного поэтического творчества старообрядцев с акцентом на религиозность как главное отличие от других локальных и социальных групп забайкальского населения. В главе характеризуются различные подразделы устного народного творчества (з^воры, календарно-обрадовая поэзия, легенды, песни и др.).

508

СВ. Васильева

Шестая глава посвящена говорам. Анализируется лексика говоров, их морфология, обрядовая и религиозная лексика, а также заимствования от народов европейской части страны и от местных тюркоязычных и монголоязычных народов. Особое внимание уделяется анализу термина «семейские»; приводятся взгляды различных исследователей на его этимологию и значение. Характеризуется первый системный лексикографический словарь говоров старообрядцев (семейских) - «Словарь говоров старообрядцев (се-мейских) Забайкалья», содержание которого основано на обширных полевых исследованиях авторов. Материалы «Словаря» послужили основой для последующих исследований говоров старообрядцев (семейских), активного применения его в педагогической практике.

Седьмая глава «Старообрядчество в XX веке» посвящена рассмотрению преобразований в жизни старообрядцев (семейских), которые произошли после Октябрьской революции 1917 г. и последующих событий (рас^лачивание, кооперирование, коллективизация и атеизация населения, закрытие зданий культа, регистрация общин, репрессивная политика государства). Эти мероприятия, а также вовлечение семейских женщин в общественную жизнь и массовый отток молодежи от традиционной культуры, значительно ослабили староверие и религиозные традиции. Эта ситуация несколько изменилась в постсоветский период - началась активизация религиозной жизни. На качественно новый уровень поднялась и фольклорная деятельность старообрядческих общин, начали проводиться конкурсы и этнографические праздники.

Восьмая глава освещает жизнедеятельность современного старообрядчества в Бурятии. Отмечено, что в постсоветской России старообрядцы (семейские) получили, наконец, свободу вероисповедания, что позволило наладить более тесное взаимодействие с государством и обществом. С учетом современной системы ценностей пересматриваются позиции старообрядцев в современной социальной и культурной жизни. Материалы, представленные в главе, позволяют сделать вывод о том, что в Бурятии проводится большая работа по изучению и сохранению традиционной русской культуры старообрядцев (семейских). Она изучается в общеобразовательных школах, чему в немалой степени способствовали издание и распространение учебно-методического комплекта по истории и культуре старообрядцев Бурятии. Школьники овладевают знаменитой домовой росписью семейских. В школьных краеведческих музеях проводятся выставки старопечатных книг и рукописных изданий старообрядцев, проводятся тематические кон-

Издание историко-культурного энциклопедического справочника... 509

ференции. Создаются новые фольклорные ансамбли, многие из которых стали региональными и общероссийскими призерами, а также лауреатами международных конкурсов в различных номинациях.

Самобытная духовная культура старообрядцев (семейских) Бурятии признана в мае 2001 г. в Париже «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в список ООН по вопросам образования и культуры ДОЖСКО).

Особое место в этом разделе отведено истории формирования старообрядческого комплекса в Этнографическом музее народов Забайкалья. Старообрядческий комплекс - наглядное свидетельство хозяйственной деятельности и материальной культуры старообрядцев (семейских), что позволяет в полной мере представить все особенности жизнедеятельности этой группы населения.

Завершается справочник Приложением, включающим сведения о религиозных деятелях-старообрядцах, исследователях и собирателях фольклорного материала.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в опубликованном справочнике авторы постарались использовать достижения всех научных направлений с целью возможно более глубокого анализа процессов трансляции и развития русской народной культуры в условиях Бурятии.

Особо хотелось бы отметить, что издание энциклопедического справочника было приурочено к празднованию 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Выход в свет этого издания имел огромный положительный резонанс среди населения и руководящих структур Бурятии. Проведение 7-9 августа 2015 г. Второго международного форума встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» стало не только показателем заботы государства о сохранении различных этногрупп Республики Бурятия, но также продемонстрировало, как совместными усилиями можно затормозить процесс угасания уникальных культур и придать им позитивный импульс, направленный на возрождение, сохранение и дальнейшее их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.