Научная статья на тему 'ИЗБРАННЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТАЙ СЮАНЬ ЦЗИНУ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕТРАГРАММ С ГЕКСАГРАММАМИ'

ИЗБРАННЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТАЙ СЮАНЬ ЦЗИНУ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕТРАГРАММ С ГЕКСАГРАММАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙ СЮАНЬ ЦЗИН / "КАНОН ПЕРЕМЕН" / "КАНОН ВЕЛИКОЙ ТАЙНЫ" / "КАНОН ВЕЛИКОГО СОКРОВЕННОГО" / ГЕКСАГРАММЫ / ТЕТРАГРАММЫ / ИЦЗИНИСТИКА / TAI XUAN JING / CANON OF CHANGES / CANON OF SUPREME MYSTERY / GREAT CANON OF THE HIDDEN / HEXAGRAMS / TETRAGRAMS / YI JING SCIENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чибисов Тимофей Павлович

Рассматриваются избранные фрагменты «Канона Великой тайны», представленные в двух различных вариантах изданий канона с комментариями Фань Вана (?-264) и Сыма Гуана (1019-1086). Показана взаимосвязь тетраграмм ( шоу ) и гексаграмм ( гуа ) в двух вариантах: 81 тетраграмма - 64 гексаграммы и 81 тетраграмма - 60 гексаграмм. Представлена координация символов шоу и гуа с различными фазами годового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED COMMENTS ON TAI XUAN JING AND THE INTERRELATION OF TETRAGRAMS AND HEXAGRAMS

The article deals with selected fragments of the text of the Canon of the Great Mystery as they are presented in two different versions of the canon publications, with comments from Fan Wang (d. AD 264) and Sima Guang (1019-1086). The interrelation of tetragrams ( shou ) - hexagrams ( gua ) is shown in two variants: 81 tetragrams - 64 hexagrams and 81 tetragrams - 60 hexagrams. Coordination of shou and gua symbols with different phases of the annual cycle is presented.

Текст научной работы на тему «ИЗБРАННЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТАЙ СЮАНЬ ЦЗИНУ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕТРАГРАММ С ГЕКСАГРАММАМИ»

Т.П. Чибисов*

Избранные комментарии к Тай сюань цзину и взаимосвязь тетраграмм с гексаграммами

АННОТАЦИЯ: Рассматриваются избранные фрагменты «Канона Великой тайны», представленные в двух различных вариантах изданий канона с комментариями Фань Вана (?-264) и Сыма Гуана (1019-1086). Показана взаимосвязь тетраграмм (шоу) и гексаграмм (гуа) в двух вариантах: 81 тетраграмма — 64 гексаграммы и 81 тет-раграмма — 60 гексаграмм. Представлена координация символов шоу и гуа с различными фазами годового цикла.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тай сюань цзин, «Канон перемен», «Канон Великой тайны», «Канон Великого сокровенного», гексаграммы, тетраграммы, ицзинистика.

Различные издания «Канона Великой тайны» (Тай сюань цзин Ян Сюна ЩШ (53 до н.э. — 18 н.э.) содержат уникальные тексты, сопровождающие афоризмы, соотнесённые с каждой из тетраграмм (шоу Рассматривая данные фрагменты текста в двух наиболее известных изданиях Фань Вана (?-264 н.э.) и Сыма Гуана (1019-1086), следует отметить, что при общем подо-

бии имеются и существенные отличия. Подобие в структуре здесь выражается в типичном расположении самого текста по отношению к каноническим афоризмам, выделенным более крупными иероглифами. Отличия в самом общем виде выражаются в том, что сами тексты различаются по содержанию и объёму. Кроме того, при сравнении фрагментов, имеющих отношение к отдельным шоу, более ранний текст издания Фань Вана выглядит более стандартизированным, возникает впечатление, что он при необходимости может

* Чибисов Тимофей Павлович, Центр китайской медицины «Тайшань», Воронеж, Россия; E-mail: chibisovtp@gmail.com

© Чибисов Т.П., 2019

361

быть преобразован в табличный вид. Комментарии Сыма Гуана при подобном сравнении отдельных шоу друг с другом выглядят более разнородными, здесь приводится большое количество различных рассуждений, по-видимому, пояснения более подробны в местах, на которые автор решил сделать акцент.

Вначале используются числа 1, 2 и 3, обозначающие три типа линий/черт, составляющие графические символы тетраграмм: 1 — непрерывные, 2 — прерванные и 3 — дважды прерванные линии/черты. При помощи данных чисел, соотнесённых с четырьмя уровнями (сы чун ИЖ), называемыми «страна» (фан «область» (чжоу ^Н), «район» (бу «семья» или «дом» (цзя Щ), производится иероглифическая запись какой-либо из тетраграмм, которая имеет собственное название, состоящее из одного иероглифа. Следует отметить, что символы шоу не обозначены здесь [4; 8; 14; 15] при помощи чисел, следующих по порядку, как в случае с гексаграммами (гуа) «Канона перемен» (И цзина). Обозначение тетраграмм при помощи порядковых номеров получило распространение в исследовательских работах [13] как удобная альтернатива переводу их иероглифических наименований. После наименований шоу и перед каноническими афоризмами следуют рассматриваемые далее текстовые фрагменты, избранные для установления взаимосвязи тетра-грамм с гексаграммами.

Текстовые фрагменты в двух [14; 15] различных вариантах издания Фань Вана имеют вид тщательно структурированного текста не-большго объёма, чаще всего в одиннадцать или двенадцать иероглифов. Одиннадцать — в случае с гексаграммами, наименование которых записывается одним иероглифом, и двенадцать — в случае с гуа, наименование которых составлено из двух иероглифов. Обозначение гексаграммы, взаимосвязанной с той или иной тетраграммой, имеет стандартный вид. Гексаграмма просто упоминается в самом тексте, имеющем отношение к какой-либо из шоу и, что ещё более интересно, в одном и том же месте, непосредственно перед каноническим афоризмом. Исключение в данном случае составляют шоу № 52 Ду ® и № 53 Юн Ж, где после стандартного упоминания гексаграмм следует краткий текст, состоящий из шестнадцати иероглифов в случае с Ду (®) и из пятнадцати иероглифов в шоу № 53 Юн (Ж). Ещё одним отличным от стандартного объёма в одиннадцать или двенадцать иероглифов является фрагмент текста для шоу № 68 Мэн (§), состоящий из тринадцати иероглифов. Следует отметить, что к шоу № 1 Чжун (Ф) не вполне применимы общие закономерности, так как здесь в любом из рассматриваемых вариантов изданий в текст введены дополнительные пояснения, отсутствующие в случае с текстами других шоу.

362

Для представления гексаграмм в тексте выбраны два стандартизированных варианта иероглифических сочетаний, каждый из которых применяется в связи с установлением уникальной взаимосвязи шоу—гуа. Здесь иероглифу или двум иероглифам, обозначающим гексаграмму, предшествует иероглиф «символ» (сян Щ), а после наименования гексаграммы записывается иероглиф гуа В связи с тем, что каждая из восьмидесяти одной тетраграммы соотносится с одной из гексаграмм, которых, как известно, всего шестьдесят четыре, возникают ситуации, когда некоторые гексаграммы взаимосвязаны с двумя тетраграммами. Для обозначения повторяющегося соотношения шоу—гуа, при котором в первой по порядку шоу гексаграмма упоминается в стандартном иероглифическом сочетании, а при повторном упоминании в тексте к последующей шоу предусмотрена соответствующая повтору фраза с иероглифом и

Подобная стандартизация, применяемая в связи с обозначением гексаграмм, и определённая локализация иероглифических сочетаний, характерная для рассматриваемого текста, способствует установлению взаимосвязи между тетраграммами и гексаграммами. Следует отметить, что упоминание в тексте шоу № 23 И ^ гексаграммы № 34 Да чжуан ^^ производится без написания иероглифа гуа Установленная взаимосвязь тетраграмм и гексаграмм с приведением характерных для текста иероглифических сочетаний приводится далее:

№ 1 Чжун Ф — № 61 Чжун фу Ф^- (сян Чжун фу гуа ЩФ^^)

№ 2 Чжоу ^ — № 24 Фу Ш (сян Фу гуа ЩШ#)

№ 3 Сянь Щ — № 3 Чжунь ^ (сян Чжунь гуа Щ^^)

№ 4 Сянь Ц — № 3 Чжунь ^ (и сян Чжунь гуа ^Щ^^)

№ 5 Шао (> — № 15 Цянь Ш (сян Цянь гуа ЩШ^)

№ 6 Ли Ш — № 38 Куй Ш (сян Куй гуа ЩШ#)

№ 7 Шан ± — № 46 Шэн Я (сян Шэн гуа ЩЯ^)

№ 8 Гань ^ — № 46 Шэн Я (и сян Шэн гуа ШЩЯ^)

№ 9 Шу Ш — № 19 Линь Ш (сян Линь гуа ЩШ^)

№ 10 Сянь Ш — № 19 Линь Ш (и сян Линь гуа

№ 11 Ча Ш — № 62 Сяо го Ф® (сян Сяо го гуа ЩФШ^)

№ 12 Тун ж — № 4 Мэн Ш (сянМэн гуа ЩШ^)

№ 13 Цзэн Щ — № 42 И й (сян И гуа ЩШЩ

№ 14 Жуй Ш — № 53 Цзянь ^ (сян Цзянь гуа

№ 15 Да Й — № 11 Тай Ш (сян Тай гуа ЩШ^)

№ 16 Цзяо £ — № 11 Тай Ш (и сян Тай гуа ^ЩШ^)

№ 17 Жуань Щ — № 5 Сюй Щ (сян Сюй гуа ЩЩ^)

№ 18 Си Ш — № 5 Сюй Щ (и сян Сюй гуа ШЩЩМ")

№ 19 Цун П — № 17 Суй Ш (сян Суй гуа ЩШ#)

363

№ 20 Цзинь Ш — № 35 Цзинь W (сян Цзинь гуа ШШ^Ь)

№ 21 Ши Щ — № 40 Цзе M (сян Цзе гуа ШМ#)

№ 22 Гэ Ш — № З4 Да чжуан (сян Да чжуан гуа ШЖ^ЙЬ)

№ 2З И M — № З4 Да чжуан (и сян Да чжуан ^ШЖ^)

№ 24 Лэ Ш— № 1б Юй Ш (сян Юй гуа ШШ:£Ь)

№ 2S Чжэн ^ — № б Сун Ш (сян Сун гуа ШШ#)

№ 2б У m — № 1S Гу & (сян Гу гуа

№ 27 Ши Щ — № 1S Гу & (и сян Гу гуа

№ 2S Гэн Ж — № 49 Гэ ^ (сян Гэ гуа Ш^^)

№ 29 Дуань К — № 4З Гуай Ж (сян Гуай гуа ШЖ:£Ь)

№ З0 И Ш — № 4З Гуай Ж (и сян Гуай гуа ^ШЖ:£Ь)

№ З1 Чжуан Ш — № S6 Люй Ш (сян Люй гуа ШШ^К)

№ З2 Чжун Ш — № 7 Ши № (сян Ши гуа Ш№#)

№ ЗЗ Ми Щ — № S Би tt (сян Би гуа Ш ttïb)

№ З4 Цинь Ш — № S Би tt (и сян Би гуа Ш ttïb)

№ SS Лянь Ш — № 9 Сяо чу ФШ (сян Сяо чу гуа ШФ Ш^Ь)

№ Зб Цзян — № 1 Цянь Щ (сян Цянь гуа ШЩ^)

№ З7 Цзуй W — № 1 Цянь Щ (и сян Цянь гуа

№ 38 Шэн Ш — № 14 Да ю Ж^ (сян Да ю гуа

№ З9 Цзюй ^ — № З7 Цзя жэнь ЖА (сян Цзя жэнь гуа ШЖА^)

№ 40 Фа Ш — № 4S Цзин # (сян Цзин гуа Ш^^)

№ 41 Ин Ш — № З0 Ли M (сян Ли гуа ШМ#)

№ 42 Ин Ш — № З1 Сянь ^ (сян Сянь гуа Ш^^)

№ 4З Юй Ж — № 44 Гоу Ш (сян Гоу гуа ШШ#)

№ 44 Цзао Щ — № S0 Дин ^ (сян Дин гуа

№ 4S Да Ж — № SS Фэн M (сян Фэн гуа ШМ#)

№ 46 Ко Ш — № SS Фэн M (и сян Фэн гуа

№ 47 Вэнь X — № S9 Хуань Ш (сян Хуань гуа ШШ^)

№ 4S Ли Ш — № 10 Ли Ж (сян Ли гуа ШЖ#)

№ 49 Тао Ш — № ЗЗ Дунь Ш (сян Дунь гуа ШШ#)

№ S0 Тан M — № ЗЗ Дунь Ш (и сян Дунь гуа

№ S1 Чан Ж — № З2 Хэн Ш (сянХэн гуа ШШ#)

№ S2 Ду Ш — № 60 Цзе Щ (сян Цзе гуа ШЩ#)

№ 53 Юн Ж — № З2 Хэн Ш (и сян Хэн гуа

№ S4 Кунь g — № 1З Тун жэнь | А (сян Тун жэнь гуа Ш1Aïb)

№ SS Цзянь M — № 41 Сунь Ш (сян Сунь гуа ШШ^)

№ S6 Цзинь ^ — № 12 Пи : (сян Пи гуа

№ S7 Шоу ^ — № 12 Пи : (и сян Пи гуа

№ SS Си Ш — № S7 Сюнь Щ (сян Сюнь гуа ШЩ^)

№ S9 Цзюй M — № 4S Цуй ^ (сян Цуй гуа Ш^^)

№ 60 Цзи Ш — № 26 Да чу Ж Ш (сян Да чу гуа ШЖШ#)

№ 61 Ши № — № 22 Би Ш (сянБи гуа ШШ^)

Зб4

№ 62 И Ш — № 51 Чжэнь Я (сян Чжэнь гуа ШШ^)

№ 63 Ши Ш — № 20 Гуань Щ (сян Гуань гуа ШЩ^Ь)

№ 64 Чэнь ft — № 58 Дуй ft (сян Дуй гуа

№ 65 Нэй Й — № 54 Гуй мэй ШШ (сян Гуй мэй гуа ШШШ£[)

№ 66 Цюй ■ — № 25 У ван (сян У ван гуа ШМШЬ)

№ 67 Хуэй Щ — № 36 Мин и ВДШ (сян Мин и гуа

№ 68 Мэн Щ — № 36 Мин и ВДМ (и сян Мин и гуа ШШЩШИ")

№ 69 Цюн Ш — № 47 Кунь Щ (сян Кунь гуа

№ 70 Гэ §У — № 23 Бо Ш (сян Бо гуа ШШ#)

№ 71 Чжи ± — № 52 Гэнь g (сян Гэнь гуа Ш g i К)

№ 72 Цзянь М — № 52 Гэнь g (и сян Гэнь гуа ШШ gib)

№ 73 Чэн $ — № 63 Цзи цзи ЦЩ (сян Цзи цзи гуа ШШЩЩ

№ 74 Чжи Щ — № 21 Ши хэ ШШ (сян Ши хэ гуа ШШШ ib)

№ 75 Ши ^ — № 28 Да го (сян Да го гуа Ш^Ш^)

№ 76 Цзюй 0] — № 28 Да го (и сян Да го гуа Ш^Ш^Ь)

№ 77 Сюнь Ц| — № 2 Кунь ^ (сян Кунь гуа

№ 78 Цзян Ш — № 64 Вэй цзи (сян Вэй цзи гуа Ш^Щ^)

№ 79 Нань Ш — № 39 Цзянь Ш (сян Цзянь гуа ШШ^)

№ 80 Цинь Ш — № 29 Кань Ж (сян Кань гуа ШЖ^)

№ 81 Ян Щ — № 27 И Щ (сян И гуа Ш®#)

Таким образом в тексте издания Фань Вана отображается взаимосвязь восьмидесяти одной шоу и шестидесяти четырёх гуа. При этом каждая из отдельно взятых тетраграмм соотносится только с единственной гексаграммой, и в семнадцати случаях установления взаимосвязи шоу—гуа возникает повторная взаимосвязь с уже встречающейся в связи с другой шоу гексаграммой. Гексаграммы могут повторно встречаться в связи с шоу не более чем два раза, при этом повторное употребление гексаграмм обозначено особым иероглифическим сочетанием «также символ» (и сян

Прежде чем рассматривать издания Тай сюань цзина с комментариями Сыма Гуана в связи с установлением взаимосвязи тетра-грамм и гексаграмм, следует отметить, что подобная взаимосвязь была установлена ранее и зафиксирована в текстах канона с комментариями Фань Вана. Взаимосвязь шоу—гуа представлена также в известной «Схеме Великого сокровенного, соответствующего наименованиям гексаграмм „[Канона] перемен"» (Тай сюань чжунь И гуа мин ту Й [9, с. 86], см. ниже).

365

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь, внешнее кольцо схемы составлено из двух рядов иероглифов, ближе к центру — восемьдесят один иероглиф, обозначающий тетраграммы, а на периферии — взаимосвязанные с ними и противопоставленные им иероглифы, обозначающие наименования гексаграмм. Рассматриваемая схема встречается также в других источниках [12, с. 2136, 2162], где исключение составляет расположенный ближе к центру схемы иероглиф кунь (Щ) — гуа № 47 Кунь по отношению к расположенному на периферии в ряду наименований гексаграмм иероглифу цюн (М) — шоу № 69 Цюн.

Сравнение представленных на внешнем кольце «Схемы Великого сокровенного, соответствующего наименованиям гексаграмм „[Канона] перемен"» [9, с. 86; 10, с. 605; 12, с. 2136, 2162; см. ниже] взаимосвязей шоу—гуа с подобными взаимосвязями, рассматриваемыми в каноническом тексте [14; 15, с. 393-457] с комментариями Фань Вана, показало полную идентичность взаимосвязей тетраграмм с гексаграммами в данных источниках, выбранных для сравнения. Используя текст канона, как показано выше, и считывая иероглифы на круговой схеме, можно установить аналогичную взаимосвязь между восемьдесят одной тетраграммой и шестьюдесятью четырьмя гексаграммами. При установлении данной взаимосвязи шоу и гуа 47 гексаграмм используются по одному разу и 17 — по два. Общее количество, т.е. 17 повторно устанавливаемых взаимосвязей тетраграмм с гексаграммами, соотносится с разницей в их числе — 81 и 64.

Избранные фрагменты текста, расположенные после наименований шоу и перед каноническими афоризмами в издании канона с комментариями Сыма Гуана [4, с. 669-726; 8, с. 4-173], содержат

366

стандартные иероглифические сочетания, используемые для установления взаимосвязи шоу—гуа. Здесь иероглифу или двум иероглифам, обозначающим имя гексаграммы, предшествует характерный иероглиф чжунь (Щ) или в нескольких случаях два иероглифа и чжунь (<^Щ), означающих «соответствие» указанной в данном месте гексаграммы и той тетраграммы, в тексте к которой указана гуа. В случае с тетраграммой № 1 Чжун Ф перед именем соответствующей ей гексаграммы № 61 Чжун фу Ф-^ ставится иероглиф, обозначающий «Канон перемен», или «Перемены» И (М), и вся фраза имеет вид (чжунь И Чжун фу ЩМ Ф

Соответствующими тетраграмме признаются указанные в избранных местах текста гексаграммы, которые в стандартном расположении следуют вместе с упоминанием «операционных» соответствий: янский (ян Щ) или иньский (инь |) символ (сян Щ) и один из пяти «элементов» (у син Исключение составляет шоу № 12 Тун м [8, с. 27], где в стандартном положении после перечисления операционных соответствий гексаграмма не указана. В избранных фрагментах текста, соотнесённых с несколькими шоу, комментарии Сыма Гуана предлагают некоторые рассуждения по поводу того, какая именно гексаграмма соответствует данной шоу. В подобных случаях гуа, указанные в стандартном месте текста, где они упоминаются с другими операционными соответствиями, — признаются соответствующими данной шоу, а следующие далее гуа, упомянутые в последующих рассуждениях, в конечном счёте либо не признаются соответствующими, либо рассматриваются как менее вероятные соответствия.

Как следует ожидать, при таких построениях установить взаимосвязь шоу—гуа возможно либо при тщательном изучении всего фрагмента текста, следующего после имени тетраграммы и до канонического афоризма, либо с применением особых закономерностей расположения значимых соответствий в тексте, описанных выше, для поиска указаний на соответствующие гуа. Термин «операционные соответствия» предложен мною в связи с делением всех возможных соответствий шоу и вещей-явлений на два типа — классификационные и операционные соответствия. При этом установление классификационных соответствий позволяет установить взаимосвязь шоу с явлениями или вещами сколь угодно близкими или далёкими. А операционные соответствия позволяют установить взаимосвязь с тем, что само по себе устанавливает собственную классификацию вещей или явлений по принципу «единородности» (тун лэй ПЯ). Здесь это ян и инь, вода, огонь, дерево, металл и почва.

Рассматриваемые фрагменты текста в случае с комментариями Сыма Гуана выглядят более разнородными, чем у Фань Вана, и здесь

367

в нескольких случаях после имени шоу и перед упоминанием стандартного комплекса операционных соответствий и гуа следует разной продолжительности текст, а далее после упоминания соответствующей гуа в более чем половине текстов к шоу следует добавленный текст, заканчивающийся с началом канонического афоризма, выделенного более крупными иероглифами. Некоторые рассуждения по поводу вероятных соответствий шоу и гуа, развёрнутые в комментарии Сыма Гуана, по-видимому, обосновывают изменения, внесённые здесь в систему соответствий шоу—гуа.

Как уже давно было отмечено А.И. Кобзевым, Сыма Гуан в комментариях к Тай сюань цзину «поставил в соответствие его 81 тетра-грамме 60 гексаграмм, использовав 39 гексаграмм по одному разу и 21 — по два раза» [5, с. 75]. Следуя этому рассмотрим далее взаимосвязь шоу—гуа в местах изменений, произведённых в описанной ранее системной взаимосвязи 81 тетраграммы и 64 гексаграмм. В тексте Сыма Гуана повторное соотношение шоу и гуа не всегда обозначено при помощи иероглифа и отчего повтор придётся дополнительно устанавливать даже после рассмотрения стандартного иероглифического сочетания с указанием соответствующей гуа. Установленная взаимосвязь тетраграмм и гексаграмм с приведением характерных для избранных фрагментов текста Сыма Гуана иероглифических сочетаний приводится далее:

№ 10 Сянь Ш — № 62 Сяо го Ф® (чжунь Сяо го ЩФ®)

№ 23 И Ш — № 16 Юй Ж (чжунь Юй ЩЖ)

№ 41 Ин Ш — № 31 Сянь ^ (чжунь Сянь Щ^)

№ 53 Юн Ж — № 13 Тун жэнь | А (чжунь Тун жэнь Щ|А)

№ 62 И Ш — № 22 Би Ш (чжунь Би ЩШ)

№ 64 Чэнь Ш — № 20 Гуань Щ (и чжунь Гуань ^ЩЩ)

№ 80 Цинь Ш — № 39 Цзянь Ш (и чжунь Цзянь етШ)

Указанные 7 случаев установленной в тексте с комментариями Сыма Гуана взаимосвязи шоу—гуа отличаются от взаимосвязи с гуа, установленной в связи с одноимёнными шоу в издании Фань Вана. Установленные в связи с другими шоу взаимосвязи тетраграмм и гексаграмм не имеют отличий в этих двух изданиях канонического текста.

В результате внесённых в систему взаимосвязи шоу—гуа изменений 4 гексаграммы не имеют взаимосвязи с тетраграммами и могут рассматриваться отдельно. Под изменениями, в результате которых данная взаимосвязь была прервана, подразумеваются замены гуа, соответствующих тетраграммам, перечисленные далее: № 41 Ин Ш — гуа № 30 Ли заменена на гуа № 31 Сянь № 62 И Ш — гуа № 51

368

Чжэнь Я — на № 22 Би Й; № 64 Чэнь & — № 58 Дуй % — на № 20 Гуань Ш и № 80 Цинь Щ — № 29 Кань Ж заменена на гуа № 39 Цзянь Ш.

Исключение из взаимосвязи с шоу четырёх «правильных», или «чистых», гексаграмм (чжэн гуа Шет) приводит к установлению повторных взаимосвязей между соответствующими исключённым гексаграммам тетраграммами и другими гуа, уже задействованными в связи с иными шоу.

Шоу № 41 Ин Ш связывается с гуа № 31 Сянь с которой уже была взаимосвязана шоу № 42 Ин Ж

Шоу № 62 И Ш связывается с гуа № 22 Би Й, с которой ранее была взаимосвязана только предшествующая ей шоу № 61 Ши

Шоу № 64 Чэнь & связывается с гуа № 20 Гуань Ш, ранее с данной гуа была единожды взаимосвязана шоу № 63 Ши Ш.

Шоу № 80 Цинь Щ связывается с гуа № 39 Цзянь Ш, с которой ранее была взаимосвязана предшествующая ей шоу № 79 Нань Ш.

Гексаграммы, исключённые из взаимосвязи с соответствующими шоу, суть № 29 Кань Ж, № 30 Ли № 51 Чжэнь Я и № 58 Дуй %. Данные гуа, состоящие из одинаковых триграмм, имеют особое значение в системе координации между символами гуа и фазами годового цикла. Именно эти гексаграммы [1; 2; 3; 6, с. 188-194; 7, с. 117121; 11, с. 192-194, 198-205] используются в «учении о ци гексаграмм» (гуа ци шо ^^Ш) Мэн Си (I в. до н.э.) и построениях танского монаха И-сина —'^Т (683-727) для установления взаимосвязи 24 линий/черт четырёх правильных гуа с 24 сезонами (цзе ци "т^,) традиционного китайского календаря.

Другие изменения в системе взаимосвязи шоу—гуа привели к локальным перестановкам символов гуа и замене одних повторяющихся соответствий шоу—гуа на другие.

Шоу № 10 Сянь М — гуа № 19 Линь ЕЁ заменена на гуа № 62 Сяо го ФМ. В результате замены шоу № 10 Сянь М повторно не взаимосвязана с гуа № 19 Линь ЕЁ, как шоу № 9 Шу по-прежнему взаимосвязанная с данной гуа. Шоу № 10 получает взаимосвязь с гуа № 62 Сяо го ФМ, которая при этом повторно взаимосвязана и с последующей шоу № 11 Ча Ш.

Шоу № 23 И Й — гуа № 34 Да чжуан Жй заменена на гуа № 16 Юй Ш. В результате замены шоу повторно не взаимосвязана с гуа № 34 Да чжуан Жй, как предыдущая шоу № 22 Гэ Щ, по-прежнему взаимосвязанная с данной гуа. Шоу № 23 И Й получает взаимосвязь с гуа № 16 Юй Ш, с которой, теперь уже повторно, взаимосвязана следующая далее шоу № 24 Лэ Ш.

В случае с шоу № 53 Юн Ж — гуа № 32 Хэн 'Й заменена на гуа № 13 Тун жэнь | А. В результате замены шоу № 53 Юн Ж повтор-

369

но не взаимосвязана с гуа № 32 Хэн которая теперь единственный раз взаимосвязана с шоу № 51 Чан Ж. Шоу № 53 Юн Ж получает взаимосвязь с гуа № 13 Тун жэнь 1А, с которой теперь повторно взаимосвязана шоу № 54 Кунь Ц.

Рассматривая установленную в текстах канона взаимосвязь тет-раграмм с шестьюдесятью гексаграммами, следует прежде всего обратить внимание на последовательность гуа, возникающую в связи с тетраграммами, считываемыми по порядку от шоу № 1 Чжун Ф — гуа № 61 Чжун фу Ф^ до шоу № 81 Ян # — гуа № 27 И Щ. Аналогичная последовательность шестидесяти гексаграмм встречается в учении о «ци гексаграмм» Мэн Си для обозначения фаз годового цикла [2; 6, 188-191; 7, с. 118-120; 11, с. 191-205], где каждый из лунных месяцев (юэ И) соотнесён с пятью гексаграммами или три гексаграммы соотносятся с одним из двадцати четырёх сезонов.

Взаимосвязь шоу—гуа реализуется посредством построения соотношения шоу и гуа с подобными или аналогичными друг другу фазами годового цикла. В самом общем виде данная взаимосвязь может быть представлена как: гуа—время—шоу или шоу—время—гуа. Примером подобного построения может служить установленная мною ранее [13] взаимосвязь: 19 тетраграмм — лунные месяцы — 12 гексаграмм, где координация двенадцати месяцев и гексаграмм «убывания и роста» (сяо си ^ Ж) уже была известна, а взаимосвязь тетраграмм с лунными месяцами установлена на основе соответствий шоу—гуа, извлечённых из текстов «Канона Великой тайны» с распространением известной для гуа координации с месяцами на соответствующие им шоу.

Продолжая построение взаимосвязей по типу гуа—время—шоу, рассмотрим известную координацию шестидесяти гексаграмм с двенадцатью месяцами и сезонами традиционного китайского календаря. Шестьдесят гексаграмм в связи с указанными фазами годового цикла рассматривались Н.Ю. Агеевым [2] и представлены в виде схем или таблиц в работах Лу Яна ^^ [6, с. 192-194; 7, с. 119120] и в энциклопедическом издании [11] Цзоу Бо ЭДМ. Указанные здесь таблицы именуются как «Схема ци гексаграмм Мэн Си» (Мэн Си гуа ци ту ^Ш^^Й) [6, с. 192-194; 7, с. 119-120] и «Схема ци гексаграмм» (Гуа ци ту [11, с. 200]. В связи с достаточными

пояснениями к ним в данных работах и подробным представлением самого учения о ци гексаграмм в статьях Н.Ю. Агеева [1; 2; 3] подробное описание координации гуа с месяцами и сезонами здесь не даётся. Далее представим лишь фактическую взаимосвязь гуа— время, установленную по указанным выше источникам, в виде по-

370

следовательного перечисления (см. табл. 3 «Схема взаимосвязи 60 гуа и 81 шоу в соответствии с 72 фазами годового цикла»).

В случае с сезонами возникает более дифференцированное, чем с месяцами, соотношение семидесяти двух фаз годового цикла и шестидесяти гуа [1; 2; 3; 6, с. 192-194; 7, с. 119-120; 11, с. 191-205], где некоторые гексаграммы используются повторно как внутренние (нэй Й) и внешние (вай Я) триграммы одной и той же гексаграммы. Отметим, что указанное выше соответствие линий/черт четырёх чистых гексаграмм № 29 Кань Ж, № 30 Ли № 51 Чжэнь Я и № 58 Дуй % рассматривается отдельно, как бы параллельно построению взаимосвязи фаз года с другими шестьюдесятью гексаграммами, естественно, что продолжительность фаз для двух различных систем взаимосвязи сезонов года и гуа существенно различается.

Для дальнейшего построения выделим взаимосвязь шестидесяти гуа — сезонов и лунных месяцев из схем гуа ци Мэн Си и для сопоставления с тетраграммами запишем в отдельной колонке именуемой «гуа—время (фазы)» (см. табл. 3).

Табл. 3. Схема взаимосвязи 60 гуа и 81 шоу в соответствии с 72 фазами годового цикла

гуа — время (фазы) время и устанавливаемые ци время (фазы) — шоу

№ 61 Чжун фу Ф^ Ф I 11-й месяц Ф I № 1 Чжун Ф

№ 24 Фу Ш Ф II Ф II № 2 Чжоу ^

№ 3 Чжунь (нэй Й) Ф III (Дун чжи ^М) Ф III № 3 Сянь Щ

№ 3 Чжунь (вай Я) Ф I 12-й месяц Ф I № 4 Сянь ^

№ 15 Цянь Ш Ф II Ф II № 5 Шао Ф

№ 38 Куй ^ Ф III (Сяо хань ФШ) Ф III № 6 Ли ^

№ 46 Шэн ^ Ф I 12-й месяц Ф I № 7 Шан ± и № 8 Гань ф

№ 19 Линь Ш Ф II Ф II № 9 Шу Щ

№ 62 Сяо го ФМ (нэй Й) Ф III (Да хань ЖШ) Ф III № 10 Сянь М

№ 62 Сяо го ФМ (вай я) Ф I 1-й месяц Ф I № 11 Ча Ш

№ 4 Мэн Ш Ф II Ф II № 12 Тун м

№ 42 И Й Ф III (Ли чунь Ф III № 13 Цзэн ±|

№ 53 Цзянь Ш Ф I 1-й месяц Ф I № 14 ЖуйШ

371

№ 11 Тай Ш Ф II Ф II № 15 Да № 16 Цзяо ^

№ 5 Сюй Ш (нэй Й) Ф III (Юй шуй ШЖ) Ф III № 17 Жуань ^

№ 5 Сюй Ш (вай ^Ь) Ф I 2-й месяц Ф I № 18 Си т

№ 17 Суй Ш Ф II Ф II № 19 Цун П

№ 35 Цзинь # Ф III (Цзин чжэ ШЙ) Ф III № 20 Цзинь Щ

№ 40 Цзе Ш Ф I 2-й месяц Ф I № 21 Ши Щ

№ 34 Да чжуан Ф II Ф II № 22 Гэ Щ

№ 16 Юй Ж (нэй Й) Ф III (Чунь фэнь Ф III № 23 И Ш

№ 16 Юй Ж {вай Ф I 3-й месяц Ф I № 24 Лэ Ш

№ 6 Сун Ф II Ф II № 25 Чжэн #

№ 18 Гу £ Ф III (Цин мин МВД) Ф III № 26 У Ш и № 27 Ши ^

№ 49 Гэ ^ Ф I 3-й месяц Ф I № 28 Гэн Ж

№ 43 Гуай А Ф II Ф II № 29 Дуань Щ и № 30 И Ш

№ 56 Люй Ш (нэй Й) Ф III (Гу юй Ф III № 31 Чжуан Ш

№ 56 Люй Ш (вай Ф I 4-й месяц Ф I № 31 Чжуан Ш

№ 7 Ши № Ф II Ф II № 32 Чжун Ш

№ 8 Би Ь Ф III (Ли ся £Ж) Ф III № 33 Ми Щ и № 34 Цинь Ш

№ 9 Сяо чу ФШ Ф I 4-й месяц Ф I № 35ЛяньШ

№ 1 Цянь Щ Ф II Ф II № 36 Цзян ® и № 37 Цзуй ^

№ 14 Да ю А^ (нэй Й) Ф III (Сяо мань ФШ) Ф III № 38 Шэн ®

№ 14 Да ю А^ (вай Ф I 5-й месяц Ф I № 38 Шэн ®

№ 37 Цзя жэнь ^А Ф II Ф II № 39 Цзюй ^

№ 48 Цзин # Ф III (Ман чжун Ф III № 40 Фа Ш

№ 31 Сянь^ Ф I 5-й месяц Ф I № 41 Ин Ш и № 42 Ин Ш

№ 44 Гоу Ш Ф II Ф II № 43 Юй Ж

№ 50 Дин Ш (нэй Й) Ф III (Ся чжи ЯМ) Ф III № 44 Цзао Щ

№ 50 Дин Ш {вай Ф I 6-й месяц Ф I № 44 Цзао Щ

№ 55 Фэн Ш Ф II Ф II № 45 Да А и № 46 Ко Ш

372

№ 59 Хуань Ш Ф III (Сяо шу Ф III № 47 Вэнь £

№ 10 Ли Ж Ф I 6-й месяц Ф I № 48 Ли Ш

№ 33 Дунь Ш Ф II Ф II № 49 Тао Ш и № 50 Тан Й

№ 32 Хэн Ц (нэй Й) Ф III (Да шу Ж#) Ф III № 51 Чан Ж

№ 32 Хэн Ц (вай Ф I 7-й месяц Ф I № 51 Чан Ж

№ 60 Цзе Щ Ф II Ф II № 52 Ду Ж

№ 13 Тун жэнь Ф III (Ли цю Я.Щ Ф III № 53 Юн Ж и № 54 Кунь Ж

№ 41 Сунь Ш Ф I 7-й месяц Ф I № 55 Цзянь М

№ 12 Пи ^ Ф II Ф II № 56 Цзинь Ш и № 57 Шоу ^

№ 57 Сюнь Щ (нэй Й) Ф III (Чу шу Ф III № 58 Си Ш

№ 57 Сюнь Щ (вай Ф I 8-й месяц Ф I № 58 Си Ш

№ 45 Цуй ^ Ф II Ф II № 59 Цзюй Ж

№ 26 Да чу ЖШ Ф III (Бай лу ЙЖ) Ф III № 60 Цзи т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 22 Би Ш Ф I 8-й месяц Ф I № 61 Ши № и № 62 И Ш

№ 20 Гуань Щ Ф II Ф II № 63 Ши Ш и № 64 Чэнь ^

№ 54 Гуй мэй ШШ (нэй Й) Ф III (Цю фэнь Ш) Ф III № 65 Нэй Й

№ 54 Гуй мэй ШШ (вай ^Ь) Ф I 9-й месяц Ф I № 65 Нэй Й

№ 25 У ван Ф II Ф II № 66 Цюй ■

№ 36 Мин и ВДЙ Ф III (Хань лу ^Ж) Ф III № 67 Хуэй и № 68 Мэн #

№ 47 Кунь Ц Ф I 9-й месяц Ф I № 69 Цюн Ш

№ 23 Бо Ш Ф II Ф II № 70 Гэ §У

№ 52 Гэнь й (нэй Й) Ф III (Шуан цзян Ш Ф III № 71 Чжи ±

№ 52 Гэнь й (вай Ф I 10-й месяц Ф I № 72 Цзянь М

№ 63 Цзи цзи Ф II Ф II № 73 Чэн $

№ 21 Ши хэ ^ Ф III (Ли дун Ф III № 74 Чжи И

№ 28 Да го Ж® Ф I 10-й месяц Ф I № 75 Ши Ж и № 76 Цзюй Ш

№ 2 Кунь ^ Ф II Ф II № 77 Сюнь Ц|

373

№ 64 Вэй цзи Ай (нэй Й) Ф III (Сяо сюэ Ф Ш) Ф III № 78 Цзян Ш

№ 64 Вэй цзи Ай (вай ^Ь) Ф I 11-й месяц Ф I № 78 Цзян Ш

№ 39 Цзянь Ш Ф II Ф II № 79 Нань Ш и № 80 Цинь Ш

№ 27 И Щ Ф III (Да сюэ АШ) Ф III № 81 Ян #

При последовательном табличном построении указания на внутренние (нэй Й) триграммы гексаграмм следуют над указаниями на внешние (вай ^Ь) триграммы, тогда как в естественном для гуа расположении внутренняя — это нижняя, а внешняя — это верхняя триграмма. Напротив соответствующих им гуа в колонке «время (фазы) —шоу» расположены шоу. Фазы по три в каждом из сезонов выделены по предложенному [1; 2; 3; 6, с. 188-191; 7, с. 117-119; 11, с. 191205] описанию учения Мэн Си о ци гексаграмм. Здесь предполагается такое разделение, при котором каждая из фаз — по шесть дней, кроме фаз, соотнесённых с внутренней и внешней триграммой одной и той же гексаграммы, в случае с которыми фазы — по три дня.

Издание «Канона Великой тайны» с комментариями Сыма Гуана было включено в каноническое собрание даосских писаний «Сокровищницу Дао» (Дао цзан ЖШ) [4], а более древний вариант с комментариями Фань Вана не получил подобного распространения. Возникает впечатление, что соотношение 81 шоу — 64 гуа было забыто в связи с построением взаимосвязи 81 шоу — 60 гуа. Однако в эпоху Юань в известной работе Чжан Ли Ж® [9; 10] «Изображения, обнаруживающие глубину символов и чисел великих Перемен» (Да И сян шу гоу шэнь ту АМ ЖШШШН) рассматривается вариант взаимосвязи 81 шоу — 64 гуа, представленный в частности на «Схеме Великого сокровенного, соответствующего наименованиям гексаграмм „[Канона] перемен"» (см. ниже). Проблема соотношения шоу—гуа и времени, обозначенная в комментариях Сыма Гуана, получает развитие в современных исследовательских работах, так, например, Лу Ян [6, с. 418-424; 7, с. 262-265] рассматривает Тай сюань цзин и учение о гуа ци в связи с исследованием текстов и биографии ханьского учёного Цзин Фана ^^ (77-37 до н.э.).

В связи с построением взаимосвязи шоу—гуа—время в тексте канона [14; 15, с. 393-458], связанного с комментариями Фань Вана, рассмотрим упоминание сезонов традиционного календаря, которое содержится в определённом месте текста — после канонического афоризма и перед началом текста, относящегося к первой «начальной» строфе (чу и |Л—) каждой из шоу:

374

№ 1 Чжун Ф — № б1 Чжун фу Ф^- (Дун чжи ^М)

№ 2 Чжоу É — № 24 Фу Ш (Дун чжи ^М)

№ 3 Сянь Щ — № 3 Чжунь ^ (Дун чжи ^М)

№ 4 Сянь Pf — № 3 Чжунь ^ (Дун чжи ^М) и 3-я: (Сяо хань Ф*)

№ 5 Шао Ф — № 15 Цянь Ш

№ б Ли Ш — № 38 Куй ^

№ У Шан Ж — № 4б Шэн Я (Сяо хань Ф*)

№ 8 Гань ф — № 4б Шэн Я (Да хань Ж*)

№ 9 Шу Ш — № 19 Линь Ш

№ 1O Сянь Ш — № 19 Линь Ш

№ 11 Ча Ш — № б2 Сяо го Ф® (Ли чунь Я^)

№ 12 Тун Ж — № 4 Мэн Ш (Ли чунь Я^)

№ 13 Цзэн Щ — № 42 И й

№ 14 Жуй Ш — № 53 Цзянь ^ (Ли чунь Я^) и 4-я: (Юй шуй ШЖЖ)

№ 15 Да Ш—№ 11 Тай Ш

№ 1б Цзяо £ — № 11 Тай Ш (Юй шуй ШЖ)

№ 1У Жуань Щ — № 5 Сюй Щ (Юй шуй ШЖ) и У-я: (Цзин чжэ ШЙ)

№ 18 Си Ш — № 5 Сюй Щ (Цзин чжэ ШЙ)

№ 19 Цун ® — № 1У Суй Ш

№ 2O Цзинь Ш — № 35 Цзинь Ш

№ 21 Ши Щ — № 4O Цзе Ш (Цзин чжэ ШЙ) и 2-я: (Чунь фэнь

№ 22 Гэ Ш — № 34 Да чжуан Жй

№ 23 И M—№ 34 Да чжуан Жй (Чунь фэнь

№ 24 Лэ Ш — № 1б Юй Ш (Чунь фэнь и 5-я: (Цин мин ШВД)

№ 25 Чжэн # — № б Сун Ш

№ 2б У Ш — № 18 Гу S

№ 2У Ши Щ — № 18 Гу S

№ 28 Гэн Ж — № 49 Гэ ^ (Цин мин ш ВД) и (Гу юй #Ш)

№ 29 Дуань К — № 43 Гуай Ж

№ 3O И Ш — № 43 Гуай Ж

№ 31 Чжуан Ш — № 5б Люй Ш (Гу юй и 3-я: (Ли ся ЯЖ)

№ 32 Чжун Ш — № У Ши Ш

№ 33 Ми Щ — № 8 Би tt

№ 34 Цинь Ш — № 8 Би tt (Ли ся яЖ) и б-я: (Сяо мань ФМ)

№ 35 Лянь Ш — № 9 Сяо чу ФШ

№ Зб Цзян — № 1 Цянь

№ ЗУ Цзуй ^ — № 1 Цянь 5-я: (Цин мин ШВД)

ЗУ5

№ 3B Шэн m — № 14 Да ю XW (Сяо мань ФШ) и 1-я: (Ман чжун m

№ 39 Цзюй g—№ 37 Цзя жэнь ^Л

№ 40 Фа Ш — № 4B Цзин #

№ 41 Ин Ш — № 30 Ли M (Ман чжун и 4-я: (Ся чжи

№ 42 Ин Ш — № 31 Сянь M

№ 43 Юй Ж — № 44 Гоу Ш

№ 44 Цзао Ш — № 50 Дин ^ (Ся чжи ÄS) и 7-я: (Сяо шу Ф^)

№ 45 Да X—№ 55 Фэн M

№ 46 Ко Ш — № 55 Фэн M

№ 47 Вэнь X — № 59 Хуань Ш

№ 4B Ли Ш — № 10 Ли Ж (Сяо шу Ф#) и 2-я: (Да шу Х#)

№ 49 Тао Ш — № 33 Дунь Ш

№ 50 Тан M — № 33 Дунь Ш

№ 51 Чан Ж — № 32 Хэн Ш (Да шу Х#) и 5-я: (Ли цю

№ 52 Ду Ш — № 60 Цзе Ш

№ 53 Юн Ж — № 32 Хэн Ш

№ 54 Кунь g — № 13 Тун жэнь ||Л

№ 55 Цзянь M — № 41 Сунь Ш (Ли цю и (Чу шу

№ 56 Цзинь ^ — № 12 Пи ^

№ 57 Шоу ^ — № 12 Пи ^

№ 5B Си Ш — № 57 Сюнь Щ (Чу шу и 2-я: (Бай лу ЙЖ)

№ 59 Цзюй Ш—№ 45 Цуй Щ

№ 60 Цзи Ш — № 26 Да чу ХШ

№ 61 Ши № — № 22 Би Ш (Бай лу ЙЖ) и 5-я: (Цю фэнь

№ 62 И Ш—№ 51 Чжэнь Я

№ 63 Ши Ш — № 20 Гуань Ш

№ 64 Чэнь ft — № 5B Дуй Й

№ 65 Нэй Й — № 54 Гуй мэй ШШ (Цю фэнь и 2-я: (Хань лу

№ 66 Цюй — № 25 У ван

№ 67 Хуэй Щ — № 36 Мин и ВД M

№ 6B Мэн Щ — № 36 Мин иВДМ (Хань лу (Ж) и 4-я: (Шуан цзян »

№ 69 Цюн Ш — № 47 Кунь Щ

№ 70 Гэ Ш — № 23 Бо M ... и (Дун чжи ^S)

№ 71 Чжи ± — № 52 Гэнь й (Шуан цзян Ш^) и B-я: (Ли дун

№ 72 Цзянь M — № 52 Гэнь й

№ 73 Чэн $—№ 63 Цзи цзи ШЯ

№ 74 Чжи Ш — № 21 Ши хэ

376

№ 75 Ши Ж — № 28 Да го Ж® (Ли дун и 1-я: (Сяо сюэ ФШ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 76 Цзюй M — № 28 Да го Ж®

№ 77 Сюнь Ц| — № 2 Кунь ^

№ 78 Цзян Ш — № 64 Вэй цзи

№ 79 Нань Щ — № 39 Цзянь Ш (Да сюэ ЖШ)

№ 80 Цинь Ш — № 29 Кань Ж

№ 81 Ян # — № 27 И Щ

В некоторых текстах сезоны упомянуты дважды, первое упоминание стандартного вида и затем повторное с указанием соотносимой с сезоном строфы (чу |Л), обозначенной выше как 1-я, 2-я и т.д. Подобное упоминание, по-видимому, связано с известным делением шоу на девять цзань (Ш), которые соответствуют упомянутому разделению текста на строфы. С разделением шоу на 9 цзань связано соотношение одного дня с двумя цзань, при котором одну шоу соотносят с четырьмя с половиной суток. В рассматриваемом фрагменте текста сезоны упомянуты последовательно в порядке, соответствующем течению времени. Исключение составляет упоминание в тексте шоу № 70 Гэ й сезона «Зимнее солнцестояние» (Дун чжи не соответствующее

порядку смены сезонов года, и данное упоминание содержится в нетипичном для других шоу месте в тексте комментария.

Упоминание сезонов в рассматриваемом фрагменте текста начинается с Дун чжи к каждой из четырёх шоу от № 1 Чжун Ф до № 4 Сянь й, где в стандартном месте упомянут сезон «Зимнее солнцестояние» (Дун чжи и далее идёт 3-я строфа (чу сань |ЛН), упомянутая в связи со следующим сезоном — «Малые холода» (Сяо хань ФШ). Начиная с текста к шоу № 5 Шао ^ имеется пропуск, и здесь сезоны не упоминаются в рассматриваемом фрагменте, то есть в части текста, идущей после канонического афоризма до первой строфы (чу и —). Подобные пропуски наглядно представлены выше и в целом в связи с установлением взаимосвязи шоу—время не играют существенной роли, так как при системном рассмотрении годового цикла взаимосвязь шоу—время может быть установлена в связи с каждой шоу. В данном случае рассматривается лишь соотношение шоу с сезонами традиционного солнечно-лунного календаря, зафиксированное в избранных фрагментах комментария.

Некоторые изменения взаимосвязи шоу—гуа, осуществлённые Сыма Гуаном, оказали влияние на построение взаимосвязи девятнадцати шоу с лунными месяцами [13], соотнесёнными с двенадцатью гексаграммами «убывания и роста» (сяо си гуа МЖ^К). В связи с рассмотрением взаимосвязи 81 шоу — 64 гуа, представленной в варианте канонического текста Тай сюань цзина с комментарием Фань

377

Вана, в построенную ранее [13] взаимосвязь двенадцати лунных месяцев — девятнадцати шоу и двенадцати гуа следует внести поправки. Поправки, корректирующие соотношение месяцев—шоу—гуа, производятся для 8-го и 12-го лунных месяцев.

С учётом взаимосвязи шоу—гуа в текстах [14; 15, с. 393-457] с комментариями Фань Вана:

8-й месяц Щ ю: шоу № 63 Ши Ш — гуа № 20 Гуань Ш.

12-й месяц М чоу: шоу № 9 Шу ^ и № 10 Сянь Ш — гуа № 19 Линь Ш.

Ранее [13] с учётом взаимосвязи шоу с гексаграммами № 19 Линь Ш и № 20 Гуань Ш, сформированной в тексте канона [4; 8] с комментариями Сыма Гуана: гуа № 20 Гуань Ш и соответствующий ей 8-й месяц был соотнесён с двумя шоу № 63 Ши Ш и № 64 Чэнь а гуа № 19 Линь Ш и 12-й месяц был соотнесён только с шоу № 9 Шу йй. В результате в том и другом случаях соотношение месяцев выглядит как 12 месяцев — 19 шоу — 12 гуа, где некоторые шоу используются дважды.

В системе взаимосвязи 81 шоу — 64 гуа, представленной в текстах канона с комментариями Фань Вана и основанной на первичной связи шоу—время, построение не ограничивается солнечными сезонами. В рассматриваемом выше фрагменте комментариев к каждой из шоу непосредственно перед иероглифами (чу и |Л ) указано положение одного из 28 созвездий (эр ши ба сю И^Д^), характерное для соответствующих ему суток (чу и жи |Л — В). Аналогичное положение созвездий указано в связи с шоу на внешнем кольце рассмотренной ранее «Схемы Великого сокровенного, соответствующего ци гексаграмм „[Канона] перемен"» [13, с. 527]. Там после наименования созвездий следует определённое число и иероглиф ду (®), который обозначает угловую меру, выраженную в градусах.

Обозначение годового цикла при помощи двадцати четырёх сезонов на «Схеме Великого сокровенного, соответствующего ци гексаграмм „[Канона] перемен"» и в тексте «Канона Великой тайны» с комментариями Фань Вана (см. выше) имеет некоторые различия, которые, по моему мнению, сводятся к минимуму при особом прочтении круговой схемы (ср. аналогичный принцип, ранее показанный А.И. Кобзевым на круговой схеме пяти элементов [5, с. 337338, 389, сх. 80, 81]). В данном случае подразумевается, что схема в целом может рассматриваться как циферблат воображаемых часов, на котором имеются различные отметки в виде иероглифов, расположенных на рассматриваемых отдельно кольцах. Например, если поставить отметки в круговой схеме в виде выделенных в связи с лунными месяцами девятнадцати шоу, то угловое расстояние между

378

отметками будет примерно равно 30 градусам и окружность будет разделена на 12 равных частей, соотносимых с месяцами. В связи с явной взаимосвязью текста канона с комментариями Фань Вана [14; 15] и избранными круговыми схемами [9, с. 86, 87; 10, с. 605, 606; 12, с. 2136, 2162] из «Изображений, обнаруживающих глубину символов и чисел великих Перемен», рассматриваемых здесь (см. выше) и ранее [13], следует учитывать указанную выше поправку для соответствующих восьмому и двенадцатому месяцам тетраграмм.

Литература

1. Агеев Н.Ю. И цзин и календарь в творчестве ханьских учёных // Общество и государство в Китае. XXXIX научная конференция / Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. М., 2009. С. 434-449.

2. Агеев Н.Ю. К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина // Общество и государство в Китае. XXXII научная конференция. М., 2002 / ШЪ: http://www.SYnologia.ru/a/К%20проблеме%20возникновения%20 календарных%20истолкований%20И%20цзина

3. Агеев Н.Ю. Развитие календарных аспектов ицзинистики в творчестве Цзин Фана // Общество и государство в Китае. XXXIII научная конференция. М., 2003 / [Электронный ресурс] ШЬ: http://www.synologia.ru/a/Развигие%20 календарных%20аспектов%20ищинистики%20в%20творчестве%20Цзин%20 Фана

4. Цзи чжу тай сюань цзин (Сводный комментарий к „Канону Великого сокровенного") / Ян Сюн; коммент. Сыма Гуан // Чжун хуа дао цзан (Китайская «Сокровищница Дао»). Под ред. Чжан Цзи-юй. В 49 т. Т. 17. Пекин, 2004. С. 663-752.

5. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993.

6. Лу Ян. Цзин Фан пин чжуань (Жизнеописание Цзин Фана). В 2 т. Т. 1, 2. Нанкин, 2011.

7. Лу Ян. Цзин ши и чжуань цзе ду (Комментарии к «Книге перемен» господина Цзина с разъяснениями и толкованиями). В 2 т. Т. 1. Пекин, 2004.

8. Тай сюань цзи чжу (Сводный комментарий к «[Канону] Великого сокровенного») / Ян Сюн; коммент. Сыма Гуан. Пекин, 1989 (переизд. 2006).

9. Чжан Ли. Да и сян шу гоу шэнь ту (Изображения, обнаруживающие глубину символов и чисел великих Перемен) // Сы ку и лэй цун шу (Собрание всех книг о Переменах из четырёх хранилищ). В 47 т. Т. 19. Шанхай, 1990. С. 1-96.

10. Чжан Ли. Да и сян шу гоу шэнь ту (Изображения, обнаруживающие глубину символов и чисел великих Перемен) // Чжун хуа дао цзан (Китайская «Сокровищница Дао») / Под ред. Чжан Цзи-юй. В 49 т. Т. 16. Пекин, 2004. С. 573-609.

11. Чжоу и цюань шу (Антология «Чжоуских перемен») / Сост. Цзоу Бо. В 12 т. Т. 1. Пекин, 2010.

379

12. Чжоу и ту шо чжун хуэй (Собрание схем «Чжоуских перемен» с комментариями). В 3 т. Т. 3. Шанхай, 2004.

13. Чибисов Т.П. «Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си // 47-я НК ОГК. Т. XLVII, ч. 1. М.: ИВ РАН, 2017. С. 523-527.

14. Ян Сюн. Тай сюань цзин ши цзюань фу шо сюань ши чжун («Канон Великой тайны» в десяти свитках с прилагаемыми рассуждениями и полными комментариями»). Библиотека Ханьлиньской академии. В 3 т. Т. 1-2. Шанхай, ксилограф.

15. Ян Сюн. Тай сюань цзин (Канон «Великой тайны») / Коммент. Фань Вана // Цинь дин сы ку цюань шу хуэй яо (Высочайше утверждённый свод раритетов Полного собрания книг из четырёх хранилищ). Чанчунь, 2005. С. 381-499.

T.P. Chibisov*

Selected comments on Tai Xuan Jing and the interrelation of tetragrams and hexagrams

ABSTRACT: The article deals with selected fragments of the text of the Canon of the Great Mystery as they are presented in two different versions of the canon publications, with comments from Fan Wang (d. AD 264) and Sima Guang (1019-1086). The interrelation of tetragrams (shou) — hexagrams (gua) is shown in two variants: 81 tetragrams — 64 hexagrams and 81 tetragrams — 60 hexagrams. Coordination of shou and gua symbols with different phases of the annual cycle is presented.

KEYWORDS: Tai Xuan Jing, Canon of Changes, Canon of Supreme Mystery, Great Canon of the Hidden, hexagrams, tetragrams, Yi jing science.

* Chibisov Timofey Pavlovich, "Taishan" Center of Chinese Medicine, Voronezh, Russia; E-mail: chibisovtp@gmail.com

380

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.