Научная статья на тему '«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си'

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1652
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КАНОН ПЕРЕМЕН" / "КАНОН ВЕЛИКОЙ ТАЙНЫ" / "КАНОН ВЕЛИКОГО СОКРОВЕННОГО" / ГЕКСАГРАММЫ / ТЕТРАГРАММЫ / КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ / CANON OF CHANGES / CANON OF SUPREME MYSTERY / GREAT CANON OF THE HIDDEN / HEXAGRAMS / TETRAGRAMS / "YI JING" SCIENCE / CHINESE CALENDAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чибисов Тимофей Павлович

Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Tai Xuan Jing” and twelve hexagrams xiao xi

The article precedes the study of symbols of the “I Ching” (“Canon of Changes”) and “Tai Xuan Jing” (“Canon of Supreme Mystery”) and calendar constructions related with them.

Текст научной работы на тему ««Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си»

Т.П. Чибисов*

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

АННОТАЦИЯ: Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «Канон перемен», «Канон Великой тайны», «Канон Великого сокровенного», гексаграммы, тетраграммы, китайский календарь.

Такое произведение Ян Сюна, как «Тай сюань цзин» («Канон великой тайны» или «Канон великого сокровенного»), определённо представляет собой непростой для восприятия текст. Неординарны и входящие в него символы, представленные особыми линиями, которые могут быть как прямыми, так и единожды или дважды прерванными. Линии, чередуясь друг с другом, формируют особые фигуры, именуемые шоу («головы»). Особого внимания заслуживает их построение, при котором уровни тетраграмм считываются сверху вниз — это последовательно фан («страна»), чжоу («область»), бу («район»), цзя («семья»). При прочтении самого текста, складывается впечатление, что здесь подразумевается определённое пространственное расположение для созерцания, откуда при достаточном приближении рассматриваются уровни стран, областей, районов и семей. В самом начале канонического текста речь идёт о Солнце.

Для пояснения этой идеи, позволю себе процитировать фрагмент выполненного Ю.К. Щуцким [8, с. 223-224] перевода текста к первой тетраграмме, шоу № 1 Чжун «Сердцевина» строфа пятая:

* Тимофей Павлович Чибисов, Центр китайской медицины «Тайшань», Воронеж, Россия; E-mail: [email protected]

© Чибисов Т.П., 2017

523

«Солнце прямо стоит в небе.

Во благо воспользоваться этим светилом

И стать главою.

Разгадка:

Солнце прямо стоит в небе:

Это — знатный на подобающем месте».

В данном построении наиболее важно положение некоего «знатного», обозначенного иероглифом ван. Если продолжить рассуждение в этом направлении, то ему необходимо смотреть со стороны Солнца. Идея расположения точки зрения нашего разума в оптимальном для познания месте, пусть даже таком, в котором мы не можем расположить своё тело, высказывалась Г.В. Лейбницем [4, с. 237-243] в работе «О предопределённости», где именно Солнце указывается как точка зрения для выявления порядка и движения небесных тел.

Тексты «Канона великой тайны», соотнесённые с тетраграмма-ми, содержат яркие образы природных изменений в годичном цикле. Подобные образы можно найти и в другом каноническом тексте — в «И цзине». В эпоху Сун выдающийся историк, философ и политик Сыма Гуан (1019-1086) [3], создал свой комментарий к тексту Ян Сюна, где помимо пояснений к различным фрагментам «Тай сюань цзина» представлено соответствие каждой из тетраграмм определённой гексаграмме «Канона перемен». В наше время комментарий Сыма Гуана публикуется вместе с каноническим текстом Ян Сюна [5].

В качестве схемы, отражающей годовой цикл и его 12 фаз, была избрана известная в ицзинистике конструкция [1; 6, с. 191-205] 12 гуа сяо си (12 гексаграмм «убывания и роста»). Здесь [6, с. 195-205] с каждым из 12 месяцев китайского календаря соотнесена определённая гексаграмма. При этом выбраны особые гексаграммы, рассматривая которые, можно увидеть увеличение или убывание количества «твёрдых» янских или «мягких» иньских линий/черт. Для дальнейшего построения применялось известное [5, с. 8-165; 10, с. 95-406] соответствие символов тетраграмм с гексаграммами, которое рассматривалось в связи с выбранными из схемы «убывания и роста» гуа.

Тетраграмма-шоу № 2 ^ Чжоу — гуа № 24 Ш Фу («Возврат»), шоу № 9 ^ Шу — гуа № 19 ЕЁ Линь («Посещение»), шоу № 15 М Да и № 16 ^ Цзяо — гуа № 11 ^ Тай («Расцвет»), шоу № 22 ^ Гэ и № 23 И Щ — гуа № 34 ^^ Да чжуан («Мощь великого»), шоу № 29 № Дуань и № 30 Ш И — гуа № 43 ^ Гуай («Выход»), шоу № 36 Цзян и № 37 Цзуй — гуа № 1 Ш Цянь («Творчество»), шоу № 43 ® Юй — гуа № 44 Ш Гоу («Перечение»), шоу № 49 Ш Тао и № 50 Й Тан — гуа № 33 Ш Дунь («Бегство»), шоу № 56 Ш Цзинь и № 57 ^ Шоу — гуа № 12 ^ Пи («Упадок»), шоу № 63 Ш

524

Ши и № 64 ^ Чэнь — гуа № 20 Ш Гуань («Созерцание»), шоу № 70 й Гэ — гуа № 23 Ш Бо («Разорение»), шоу № 77 Щ Сюнь — гуа № 2 ^ Кунь («Исполнение»).

В связи с особенностями китайского календаря, где «начальный» месяц соотносится со знаком Й инь, построение взаимосвязи тетра-грамм, гексаграмм и лунных месяцев производится начиная с 1-го месяца.

1-й месяц Й инь: шоу № 15 М Да и № 16 ^ Цзяо — гуа № 11 Ш Тай.

2-й месяц мао: шоу № 22 Ш Гэ и № 23 И Щ — гуа № 34 Да чжуан.

3-й месяц М чэнь: шоу № 29 № Дуань и № 30 Ш И — гуа № 43 ^ Гуай. _

4-й месяц Е сы: шоу № 36 Цзян и № 37 Цзуй — гуа № 1 ^ Цянь.

5-й месяц ^ у: шоу № 43 ® Юй — гуа № 44 Ш Гоу.

6-й месяц ^ вэй: шоу № 49 Ж Тао и № 50 ^ Тан — гуа № 33 Ш

Дунь.

7-й месяц ф шэнь: шоу № 56 Пй Цзинь и № 57 ^ Шоу — гуа № 12 ^ Пи.

8-й месяц Щ ю: шоу № 63 Ш Ши и № 64 Чэнь — гуа № 20 Ш Гуань.

9-й месяц ^ сюй: шоу № 70 й Гэ — гуа № 23 Ш Бо.

10-й месяц Ж хай: шоу № 77 Щ Сюнь — гуа № 2 ^ Кунь.

11-й месяц ^ цзы: шоу № 2 ^ Чжоу — гуа № 24 Ш Фу.

12-й месяц М чоу: шоу № 9 & Шу — гуа № 19 ЕЁ Линь.

Для проверки корректности представленного выше построения была выбрана «Схема Великого сокровенного, определяющего ци гексаграмм "[Канона] перемен"» (Ж^^М^^Щ «Тай сюань чжунь и гуа ци ту» [7, с. 2136, 2162]; см. ниже). Она состоит из четырёх колец с иероглифами, расположенных вокруг центрального круга. Если считывать схему от центрального круга, получается следующая конструкция: 12 «земных ветвей» (ди чжи), 12 «нормативных звуков-люй» (см. [2, с. 199-208]), 24 сезона китайского солнечно-лунного календаря и на внешнем кольце иероглифы, обозначающие 81 тетраграмму «Тай сюань цзина», на которых в связи с поставленной задачей сосредоточим особое внимание.

При рассмотрении схемы «Тай сюань чжунь и гуа ци ту» представленное выше построение с символами шоу и гуа представляется вполне корректным. Вероятно, не лишено оснований и нижеследующее построение с 12 люй.

1-й месяц Й инь: ЖШ тай цу «великий наконечник [стрелы]» — гуа № 11 Ш Тай.

525

2-й месяц мао: цзя чжун «сжатый колокол» — гуа № 34

Да чжуан.

3-й месяц М чэнь: ЙШ гу сянь «лёгкое омовение» — гуа № 43 ^ Гуай.

4-й месяц Е сы: ^ В чжун люй «средняя флейта» — гуа № 1 Ш Цянь.

5-й месяц ^ у: ШШ жуй бинь «склонившийся гость» — гуа № 44 Ш Гоу.

6-й месяц ^ вэй: линь чжун «лесной колокол» — гуа № 33 Ш Дунь.

7-й месяц ф шэнь: ЩМО и цзэ «уравнивающее правило» — гуа № 12 ^ Пи.

8-й месяц Щ ю: ШВ нань люй «южная флейта» — гуа № 20 Ш Гуань.

9-й месяц ^ сюй: ЛМ у и «неустанность» — гуа № 23 Ш Бо.

10-й месяц ~Ж хай: Шш ин чжун «откликающийся колокол» — гуа № 2 ^ Кунь.

11-й месяц ^ цзы: мШ хуан чжун «жёлтый колокол» — гуа № 24 Ш Фу.

12-й месяц М чоу: ^В да люй «большая флейта» — гуа № 19 ЕЁ Линь.

Литература

1. Агеев Н.Ю. «Сяо си гуа» (гексаграммы убывания и роста) // VII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2001. С. 88-91.

2. Еремеев В.Е. Акустико-музыкальная теория // Духовная культура Китая: энциклопедия. [Т. 5:] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 188-225.

3. Лапина З.Г. Сыма Гуан // Духовная культура Китая: энциклопедия. [Т. 1:] Философия. М., 2006. С. 400.

4. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. М., 1982 (Серия «Филос. наследие», т. 85).

5. Тай сюань цзи чжу («Сводный комментарий к «[Канону] Великого сокровенного») / Ян Сюн, коммент. Сыма Гуан. Пекин, 1989 (переизд. 2006).

6. Чжоу и цюань шу (Антология «Чжоуских перемен») / Сост. Цзоу Бо. В 12 т. Т. 1. Пекин, 2010.

7. Чжоу и ту шо чжун хуэй (Собрание схем «Чжоуских перемен» с комментариями). В 3 тт. Т. 3. Шанхай, 2004.

8. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен»: 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.И. Кобзева, предисл. к 1-му изд. Н.И. Конрада, статьи В.М. Алексеева, примеч. А.И. Кобзева и Н.И. Конрада. М., 1997.

9. Яковлев В.М. Число и слово в «Книге Перемен» // И цзин. «Книга Перемен» и ее канонические комментарии / Перев. с кит., предисл. и примеч. В.М. Яковлева. М., 1998. С. 5-49.

526

10. The Canon of supreme mystery by Yang Hsiung / translation and commentary byM. Nylan. State University of N.Y., Albany, 1993.

T.P. Chibisov* "Tai Xuan Jing" and twelve hexagrams xiao xi

ABSTRACT: The article precedes the study of symbols of the "I Ching" ("Canon of Changes") and 'Tai Xuan Jing" ("Canon of Supreme Mystery") and calendar constructions related with them.

KEYWORDS: Canon of Changes, Canon of Supreme Mystery, Great Canon of the Hidden, hexagrams, tetragrams, "Yi jing" science, Chinese calendar.

* Timofey Pavlovich Chibisov, "Taishan" Center of Chinese Medicine, Voronezh, Russia; E-mail: [email protected]

Схема Великого сокровенного, определяющего ци гексаграмм «[Канона] перемен» (Ж^^М^^Ш Тай сюань чжунь и гуа ци ту)

527

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.