ствия государственных органов, приводящие к подобному ограничению, будут считаться нарушающими данные права. Как следствие, возникает необходимость учета в рамках профильного закона международных требований по соблюдению прав человека.
Данные требования, на наш взгляд, в полной мере учтены в ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД, которая называет в качестве условий правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права человека на неприкосновенность личной жизни, предотвращение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Тем не менее, ст. 23 Конституции не допускает проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, иначе, как при наличии соответствующего судебного решения. Тем самым, сужается круг полномочий государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по сравнению с международными стандартами. Такое сужение представляется нам неоправданным и противоречащим интересам правопорядка.
Складывается следующая ситуация: нормы федерального закона (Закона об ОРД), в полной мере соответствующие международным правовым стандартам, тем не менее, вступают в противоречие с Конституционными нормами. При этом возможность разрешения данной ситуации путем прямой отсылки к международным правилам представляется достаточно спорной. Как отмечает Ю.А. Дмитриев, «...из Конституции РФ остается неизвестным, имеют ли международные нормы приоритет перед самой Конституцией. Часть 6 ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, можно предположить, что приоритет международных договоров не распространяется на Конститу-
цию РФ. Однако этот вопрос требует более четкого отражения в Конституции РФ»13.
Более приемлемым способом разрешения возникших противоречий между нормами Конституции и закона об ОРД, по нашему мнению, является внесение поправок в ч. 2 ст. 23 Конституции, которые позволили бы проводить оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие права человека на тайну личной жизни и корреспонденции, на основании федерального закона, а не только судебного решения. Несмотря на то, что предусмотренная ст. 135 Конституции РФ процедура внесения поправок в статьи, входящие в гл. 2 Конституции, носит весьма усложненный характер, проведение данной процедуры считаем необходимым, поскольку разрешить сложившуюся ситуацию иным способом не представляется возможным.
Тем более, что установление возможности ограничения конституционных прав граждан на основании положений федерального закона само по себе не явилось бы новеллой для Конституции. Такая возможность, к примеру, предусмотрена в рамках ст. 25 Конституции, закрепляющей гарантии неприкосновенности права на жилище. Согласно данной норме, «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Из данной нормы следует, что право на неприкосновенность жилища может быть ограничено не только на основании судебного решения, но и в случае, если такое ограничение предусмотрено федеральным законом.
Подобный подход представляется значительно более оправданным как с точки зрения интересов общества и государства, так и с точки зрения международного права.
13 Дмитриев Ю.А. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Комментарий ЗАО «Юстицинформ». 2007. С. 43.
УДК 324
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОТЕСТНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАТА
1 9
И.В.Ланцова1, Г.И.Корнилова2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются особенности протестного голосования в период выборов главы администрации города, особый интерес представляют исследования манипулятивных технологий как действий, нарушающих правила политической этики и морали. Особое внимание уделяется описанию избирательных технологий в форме рекламы, агитации «от двери к двери», «административного ресурса», ехйроУа, СМИ, оказывающих влияние на формирование протестного голосования электората. Даются рекомендации по противостоянию и пресечению использования
1Ланцова Ирина Викторовна, доцент кафедры истории и философии, кандидат исторических наук, тел.: 89500500775, e -mail: [email protected]
Lantsova Irina, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Candidate of History, tel.: 89500500775, e-mail: [email protected]
2Корнилова Галина Ивановна, доцент кафедры истории и философии, кандидат философских наук, тел.: (3952) 411841. Kornilova, Galina, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Candidate of Philosophy, tel. (3952) 411841.
некорректных технологии. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: административный ресурс; глава администрации города; избирательная кампания; избирательные технологии; кандидат; манипуляции; реклама; предвыборная кампания; протестное голосование; средства массовой информации; электорат.
ELECTORAL TECHNOLOGIES AND ELECTORATE PROTEST VOTING I.V. Lantsova, G.I. Kornilova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664 074.
The article deals with the features of protest voting during the elections of the head of city administration. The subject of special interest is the description of studies of manipulative technologies as actions that violate the rules of political ethics and morality. Particular attention is paid to the description of electoral technologies in the form of advertising, propaganda "from door to door", "administrative resource", exitpolla, and mass media that influence the formation of the electorate protest voting. The recommendations on resistance and suppression of the use of ill-posed technologies are given. 13 sources.
Key words: administrative resource; head of city administration; election campaign; election technologies; candidate; manipulations; advertising; election campaign; protest voting; mass media; electorate.
Политические преобразования России XXI в. модифицируют механизмы формирования органов власти, появляются новые формы избирательных технологий, нарушающие морально-этические нормы и общепризнанные правила цивилизованной политической борьбы. Формы избирательных технологий все больше перемещаются из сферы прямых фальсификаций результатами выборов в область политического манипулирования массовым сознанием и электоральным поведением. Практика показывает, что победа на выборах не может завоевываться в открытой, равной конкурентной борьбе, в столкновении программ и позиций кандидатов, в эффективном использовании избирательных технологий, а только путем скрытого, грубого «манипулирования» избирателями. В политике «манипулирование» или «манипуляция» употребляются в позитивном смысле как «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» [1, с.293]. Синонимами термина выступают «махинация», «комбинаторность», «мифологизация». Это позволяет рассматривать манипуляцию как «безнравственное политиканство», где преследуемая «цель оправдывает любые средства» [2, с.б5з]. В этом отношении исключительно важным представляется исследование избирательных технологий, в виде политических манипуляций, используемых в ходе проведения 14 марта 2010 года выборов главы администрации города Иркутска. Актуальность изучения темы определяется важными социо-политическими и социо-психологическими трансформациями, которые происходят в процессе взаимодействия электората и кандидата на пост главы города, а также в рассмотрении причин успеха или недостатков избирательных технологий, оказывающих влияние на протестное голосование. Этот вопрос приобретает особое значение накануне предстоящих выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации 2010 - 2011 гг.
Необходимость проведения досрочных выборов мэра города Иркутска возникает в связи с избранием бывшего мэра В. А. Якубовского представителем от исполнительного органа власти Иркутской области в
Совете Федерации Федерального Собрания. Городская Дума назначает дату проведения выборов на 14 марта 2010 года. В соответствии с законодательством глава города избирается по мажоритарной избирательной системе сроком на пять лет, победитель определяется простым большинством голосов в ходе единственного тура голосования. Минимальная явка избирателей для признания выборов состоявшимися не устанавливается. Из семи кандидатов официально проходят регистрацию четыре человека. С. В. Серебренников - временно исполняющий обязанности главы администрации города (выдвигается партией «Единая Россия»). А.В. Романов - «независимый» кандидат, беспартийный, заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания (самовыдвижение). В.И. Кондрашов - заместитель директора по строительству ООО «Такота», депутат Законодательного Собрания (выдвигается КПРФ). Л. М. Коряко-ва - пенсионерка (самовыдвижение), «подставной» кандидат, представляется как дополнительная фигура над соперниками «кандидата-заказчика». Остальным выдвинутым кандидатам (Н.Гулей, В.Еремеев, Ю.Лоскутова) территориальная избирательная комиссия города отказывает в регистрации из-за несвоевременного предоставления документов и недостатка достоверных подписей. По мнению местных аналитиков, результаты выборов прогнозировать сложно, т.к. ни один из кандидатов не является явным фаворитом избирательной кампании. Несмотря на это, выборы состоялись, в них принимает участие 33,5% избирателей города, результаты являются неожиданными как для административного аппарата области, «партии власти», так и для местных жителей города. По итогам голосования победу одерживает «неизвестный» кандидат от КПРФ (В. Кондрашов), набирает 62,32%.
Избирательная кампания по выборам главы города представляет особый вид политического управления, где в качестве субъекта выступает команда (партийная организация или группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а
объектом управления - «потенциальный и активный электорат», который в соответствии с законом РФ обладает правом голоса. Политическое участие жителей города в выборах является основной формой их вовлеченности в политику, хотя в период между избирательными кампаниями их участие в политическом процессе крайне незначительно. Избиратели города Иркутска занимают разные позиции в социальном пространстве, имеют личные убеждения и взгляды, часть из них являются сторонниками и противниками политических, общественных объединений, хотя многие уклоняются от политического участия, проявляют политическую апатию. Политическая апатия характеризуется состоянием полного безразличия, равнодушия к выборам, беспомощности в решении сложных проблем города, страны, недоверием к власти и институтам политического представительства, невозможностью повлиять на процесс выработки и принятия политических решений.
Цель политического управления определяется задачами, которые решаются участниками предвыборной кампании - убедить электорат проголосовать «за» или «против» определенного субъекта избирательного процесса. Анализ выборов показывает, что не все конкуренты ориентируются на победу, некоторые из них стремятся только привлечь к себе внимание, «войти» в местные структуры власти, закрепить известность в расчете на будущие выборы (В. Кондрашов), другие просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников, дискредитировать их (Л.М. Коря-кова). Несмотря на это, выборы отличаются конкурентной борьбой между тремя кандидатами за право обладать престижными позициями в правящей элите города. Равной избирательной борьбы не наблюдается, каждый претендент использует имеющиеся ресурсы: административную поддержку со стороны властных структур, различные избирательные приемы, методы, компрометирующие действующую власть, кандидата от «партии власти». Для того чтобы это соперничество не превращалось в острое политическое противостояние и кризисы, в нашей стране существуют законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса, хотя и не всегда намечаются меры ответственности за все виды избирательных нарушений. Поэтому сегодня в нашей стране методом экспериментов и ошибок идет сложный процесс совершенствования политической системы общества и избирательного процесса.
Итоги избирательной кампании в г. Иркутске зависят от голосования потенциального и активного электората. В условиях демократии индивида нельзя на законных основаниях принудить участвовать в выборах или заставить голосовать за определенного кандидата, а можно лишь активизировать его к этому. По этой причине применяются различные избирательные технологии воздействия на мотивационную структуру человека и побуждающие к политической деятельности, к поддержке одних соперников и неприятию других. Под избирательными технологиями понимается «совокупность способов воздействия на избирателей, с целью повлиять на их электоральное поведение,
«побудить» проголосовать за определенного кандидата» [3, с.535]. Использование этих технологий является определяющим фактором в формировании общественного мнения, а также ключевым инструментом мониторинга и управления электоральными предпочтениями индивидов [4]. Авторы разделяют точку зрения российских политологов, которые анализируют избирательные технологии как сложную систему, состоящую из двух групп. К первой группе относятся конвенциальные (неманипулятивные, «чистые») технологии; ко второй - неконвенциальные (манипуля-тивные, «грязные»). Особый интерес представляет исследование манипулятивных технологий, используемых в предвыборной кампании главы города Иркутска. В качестве категории политологии, манипулирование рассматривается как система средств и способов идеологического и социально-психологического воздействия на общественное мнение и политическое поведение с целью навязывания определенных идей, ценностей заданной направленности [5]. Отсюда вытекает, что отличительными признаками технологий манипулирования по сравнению с другими избирательными технологиями является искажение реальной свободы выбора избирателями путем их обмана и использования некорректных средств и методов, нарушающих правила политической этики и морали.
Любая избирательная кампания представляет собой широкую основу для использования технологий манипуляций, они осуществляются двумя взаимосвязанными путями: психологическим - с использованием психологических состояний (мотивов, потребностей, ожиданий), образов и представлений электората; политическим - с применением особенностей избирательных технологий, а именно средств политической рекламы, агитации и пропаганды. Психологическое воздействие происходит во время непосредственного общения кандидата с электоратом, иногда при помощи технических средств (Интернет, телефон, телемост). Анализ исследуемых выборов показывает, что манипуляция выступает в разной форме психологического воздействия как убеждение, внушение, принуждение, деструктивная критика, просьба и т.д. Манипуляция, как технология, основанная на внушении, осуществляет влияние на избирателей через их чувства, проявляется при восприятии рекламы, текстов выступлений кандидатов перед местными жителями. При частом воспроизведении состояний внушения проводится формирование соответствующего характера человека (черты доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе) [6]. Манипуляция, основанная на убеждении - это сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, где ставится цель - изменить их суждения, отношения или решения. Манипуляция, основанная на деструктивной критике - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности кандидата или грубое агрессивное осуждение, неодобрение его реальных дел, поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить своё лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрица-
тельными эмоциями, отнимает у него веру в себя [7].
Сильное политическое воздействие на протестное голосование оказывает реклама, агитация, пропаганда. Политическая реклама - целенаправленная деятельность по организации информационного воздействия на поведение избирателей, формирование в сознании и поведении электората устойчивого позитивного отношения к кандидату, его политическому и личностному имиджу. Необходимым элементом любой предвыборной кампании является наглядная агитация в виде размещения фотографий кандидатов с кратким изложением основных программных позиций на стендах, рекламных щитах, баннерах и растяжках на улицах города. Повсеместно доминирует расклейка листовок с биографией, с краткими лозунгами кандидатов. Особый интерес представляет агитационная программа «От двери к двери» (А. Романов), она осуществляется специальной группой поддержки кандидата с целью агитировать, т.е. убеждать и разными способами добиваться, чтобы избиратели проголосовали за кандидата. Агитатор доносит тот минимум информации, который по замыслу стратегов кампании должен привести электорат к нужному варианту голосования. Отсюда следует, что ни телевизионные передачи, ни газетные материалы, не наружная реклама не достигают той степени убедительности, которой добивается грамотно обученный агитатор при личном общении с электоратом. Именно через него кандидат может напрямую обратиться к конкретному избирателю, выслушать его, войти в его проблемы. С точки зрения интересов электората принципиальным является вопрос о том, что преобладает в агитации кандидата на пост главы города: манипуляция или реальные планы, намерения. Хотя и здесь возникает ряд трудностей: большинство избирателей в силу недостаточного политического опыта, низкой культуры и низкой личной заинтересованности не способны различить манипуляцию и реальные намерения.
Таким образом, под воздействием политико-психологических неконвенциальных технологий электоральные установки горожан искажаются, формируются симпатии или безразличное (отрицательное) отношение к конкурентам, ко всему институту выборов. Избиратели, не имеющие четких политических позиций, сомневаются в правильности своего выбора, быстро меняют свое решение, доверяя анонимной и откровенно ложной информации со стороны конкурентов. Значительная часть электората, которая не ходит на выборы, считает, что все куплено: кандидаты, администрация, избирательные комиссии. Поэтому имеет большое значение авторитет, компетентность и честность избирательных комиссий города, области, которые должны проводить разъяснительную работу с сомневающимся избирателем. Анализ предвыборной кампании показывает, что электорат старается избирать на пост мэра честного, порядочного человека. Честность определяется количеством компрометирующей информации о конкуренте в течение всей предвыборной борьбы. Иногда избиратели голосуют «своим сердцем», особенно это относится к женщинам или пожилым людям. В этом случае управление сознани-
ем человека базируется на эмоциональных предпосылках - страх, любовь, жажда чего-либо. Человека не нужно убеждать, достаточно задействовать имеющийся эмоциональный потенциал. Бывает достаточно убедительного тона и честного лица манипулятора, чтобы поверить его слову. Итак, главная особенность технологий манипуляций - использование политико-психологических механизмов по регулированию поведения и настроения избирателей. Люди часто не осознают, что являются объектом манипуляции, многие считают, что они действуют на основе своего личного выбора. Такой выбор трудно назвать демократическим, так как применяются манипуляции, направленные на избирателя в обход его согласия и политических интересов.
Средивыборных технологий особое значение имеют методы манипуляций, направленные на жителей всего города Иркутска - массовые манипуляции. Многие ученые на протяжении столетий пытаются всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляции [8]. Еще З. Фрейд, описывая массовую психологию, обращает внимание на то, что толпа поддается внушению и гипнозу. Его теория манипулирования массами строится на чисто психологических особенностях массового сознания. Отсюда вытекает, что на помощь манипулятору могут прийти массовые технологии создания общественного мнения (агитация с помощью рейтинга). Так, по результатам Интернет - голосования, организованного региональным информационным центром «Бабр.ш -Сибирь», по состоянию на 1 февраля 2010 г. из 9807 человек, принявших участие в голосовании, 40,9% готовы отдать свои голоса за А. Романова и только 7,7%- за выдвиженца от «партии власти», 12,3% респондентов готовы голосовать за кандидата от КПРФ [9]. Предоставленные цифры дают сведения о лидирующей позиции независимого кандидата, хотя не надо забывать о том, что опросы проводятся с целью политической агитации за того или иного претендента. Данная технология основывается на попытке психологического воздействия на ту часть электората, которая склонна к конформизму и обычно поддерживает сильнейшего соперника. Примеры использования этих технологий можно наблюдать во время проведения «exit poll» (англ. poll - «опрос», exit - «выход») - опрос избирателей на выходе с избирательного участка в день голосования. Опросы позволяют изучить реальное поведение «активных» избирателей по факту их голосования, а не ограничиваться анализом политических предпочтений потенциальных избирателей. Если данные exit poll и официальные результаты голосования существенно отличаются, то не исключено, что на ход выборов оказывает влияние фальсификация результатов выборов. В целом, «заказные» рейтинги кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, начинают появляться задолго до официального начала избирательной кампании, частота их появления достигает кульминации в последние предвыборные дни.
Одной из главных технологий, оказывающих влияние на протестное голосование, является «админи-
стративный ресурс». Кандидат, получивший поддержку со стороны местной власти, обладает преимуществом дополнительных возможностей для проведения агитации и пропаганды среди электората. Для этого организуются встречи, выступления под видом посещения крупных предприятий города, агитация проводится во время совещаний с работниками образования, здравоохранения, культуры, а также распространяются агитационные материалы через школы, поликлиники, детские сады, отделы социального обеспечения. Следует отметить, что избирательная комиссия города находится под контролем региональной власти и весьма «избирательно» относится к конкурентам, в зависимости от того, поддерживаются они местной властью или нет. Факты административного давления на избирательные комиссии установить сложно, так как стороны не заинтересованы в их разглашении. На заключительном этапе избирательной кампании г. Иркутска лидирующего претендента областной суд отстраняет от выборов. Отмена его регистрации вполне законна, подобная практика достаточно распространена в нашей стране, т.к. в соответствии с Законом о выборах отмену регистрации кандидата определяет избирательная комиссия через суд. Правда, сомнение в «законности» подобного решения проявляется в том, что эту проблему можно было решить раньше, а не за два дня до голосования. В ответ независимый кандидат на своем электронном ресурсе [10] выступает с видео обращением к избирателям города, в котором призывает, в случае если его кандидатура будет отстранена от участия в выборах, обязательно прийти и проголосовать за сторонника от КПРФ. За день до голосования это обращение в виде СМС иркутяне получают на сотовые телефоны. Основная борьба за победу на выборах развернулась между двумя конкурентами: кандидатом от КПРФ и от «партии власти». В день голосования победу одерживает сторонник КПРФ. Сказанное позволяет утверждать, что к группе технологий манипуляций следует относить не только противоправные действия, но и те, которые противоречат нормам политической морали и нравственности. Такие действия, хотя они и соответствуют принципу «разрешено все, что не запрещено», ассоциируются с ложью, нечестной политической игрой со стороны власти, отдельных кандидатов и пустой тратой бюджетных денег. Некорректное поведение действующих структур власти способствует росту протестного голосования, потере интереса электората к политическому участию.
На формирование протестного электорального голосования большое влияние оказывают средства массовой информации: печатные (пресса) [11] и электронные (радио, телевидение) [12], а также аналитические, политические сайты сети Интернет [13]. Главным средством воздействия на массовую аудиторию является телевидение. Во время выборов Иркутская Государственная Телерадиокомпания, Телекомпания АИСТ обладают исключительно высокой, магической способностью внушать, «зомбировать», переключать внимание избирателей с помощью голоса, музыки и динамического изображения на все виды памяти. Мно-
гие события общественной жизни города комментируются через освещение предстоящих выборов с точки зрения их возможного влияния на настроение избирателей. Такой ажиотаж вокруг голосования является питательной средой для различного рода манипуляций. Мониторинг телевизионных передач показывает, что политическая информация о местных выборах легко искажается, интерпретируется в выгодном «для себя свете», утаивается, проявляется избирательное внимание к ненужным фактам. Конечно, манипулятив-ные приемы ТВ разнообразны, они различаются по силе воздействия и содержанию, но их объединяет одно, они направляются на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок - проголосовать за конкретную личность и убедить окружающих поступить так же.
Газеты остаются важным каналом получения дополнительной информации о кандидатах предвыборной гонки. Для анализа участия масс-медиа в предвыборной кампании города Иркутска используется контент-анализ местной прессы за январь-март 2010 года. «Байкальские вести», «Областная газета», «Иркутская торговая газета» насыщены «белым PR» (технологии, допустимые законом), т.к. их основная цель -донести до избирателей «светлый» образ временно исполняющего обязанности главы администрации города. Предвыборная кампания (С. Серебренников) проводится под лозунгом «Порядок и развитие Иркутску», с программой улучшения экологической ситуации, строительство современного доступного жилья, модернизация и реформирование системы ЖКХ в городе. Конкурент не вмешивается в политические дискуссии со своими соперниками, избегает комментариев по наиболее острым проблемам развития региона (БЦБК), позиционируется как единомышленник и коллега губернатора Иркутской области, в его агитационных материалах используется образ председателя Законодательного Собрания Иркутской области, секретаря политсовета ИРО «Единая Россия». К сожалению, программные лозунги кандидата не нашли поддержки среди местного электората, т.к. в общественном сознании иркутян фигурирует ярлык «кандидат, назначенный властью». Навешивание подобного ярлыка мешает действующему сопернику победить на выборах.
Мониторинг газет показывает, что по количеству непериодических (разовых) оппозиционных предвыборных материалов (газеты, буклеты, листовки, информационные бюллетени), бесспорным лидером можно назвать независимого кандидата (А. Романов). Главная идея его предвыборной программы заменялась набором непонятного слогана «Справимся сами». Популистские лозунги направляются на снижение тарифов на коммунальные услуги, увеличение льгот для малообеспеченных слоев населения, обеспечение строительства доступного жилья в городе. Предвыборные лозунги находят понимание и поддержку среди широкого круга местного электората. К сожалению, участник предвыборной гонки не определяет свои позиции по конкретным вопросам развития экономической, социальной, политической сфер жизни
города. Это продуманный шаг - конкретная позиция не может объединить большинство местного электората, для этого необходима «патетическая» выигрышная модель, в которую по желанию можно вложить любое политическое содержание. В целом, кандидат провоцирует на себя агитационную атаку со стороны органов местной власти партии «Единая Россия», и на этом строится предвыборная избирательная кампания.
Газеты «Восточно-Сибирская правда» и «Коммерсант. Восток России» больше воссоздают образ кандидата от КПРФ (В. Кондрашов). Предвыборный лозунг «Нам нужен порядок без взяток» направляется на решение социально-бытовых проблем областного центра, в числе которых работа общественного транспорта, градостроительная политика и система управления городом в целом. Соперник представляет себя как опытный хозяйственник и успешный бизнесмен, способный решать проблемы города, занимает более терпимую позицию по отношению к кандидатуре от партии власти, хотя и его предвыборная кампания строится на критике действующих властей. В целом, следует отметить, что кандидаты публикуют предвыборные программы перед самым днем голосования и включают краткие, бесспорные лозунги, хотя многие тезисы часто повторяются в программах конкурентов. Конечно, электорат оценивает предвыборные проекты с точки зрения того, насколько они реальны, как в них отображается то, что беспокоит народ, то, что каждый считает важным для себя, детей, семьи.
Большое влияние на формирование протестного голосования в городе оказывают слухи, сплетни. Основой для них является искажение информации при устной её передаче людьми друг другу. Предвыборная агитация независимого кандидата строится на разоблачении соперника от партии власти, его личность сравнивается с не очень популярной в городе компанией «Русал», «Базовый элемент» О. Дерипаска. Предметом критики стали не отношение политика к проблемам города, а его работа, личная жизнь (фотографии коттеджа, дорогая машина), доходы, законность их получения. На протяжении всей избирательной кампании борьба с конкурентом приобретает грубые формы, выходит за рамки конструктивной критики предвыборных программ и выливается в «соревнование компроматов». Такое жесткое ведение предвыборной борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести его из психологического равновесия, чтобы он смог «совершить ошибки», проиграть выборы. Поэтому часто в процессе выборов успех приносит не формирование позитивного имиджа кандидата, а дискредитация конкурента. Причем, чем длиннее «цепочка» компрометирующего материала, тем большее количество людей участвует в передаче сведений, не подкрепленных достоверными источниками. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. Неформальные каналы передачи этих сообщений становятся наиболее сильными средствами коммуни-
кации, т.к. распространяются быстрее, чем официальная информация, и более влиятельны, чем обычные СМИ. Специфической особенностью слуха, сплетни выступает анонимность его источника, создающая видимость достоверности и конфиденциальности получаемых сведений.
В целом, выборы главы администрации города Иркутска показывают всплеск протестного голосования электората, созданного конкретной предвыборной социально-экономической, политической ситуацией в городе и избирательными технологиями. Анализ показывает, что выделяется два типа протестного голосования: собственно голосование протеста и голосование безразличия. Голосование протеста выражается в недоверии электората к существующим политическим институтам власти, внутренней политике города (падение уровня жизни населения, рост тарифов на коммунальные услуги, продукты питания). Наблюдается бескомпромиссный прессинг со стороны партии власти, администрации области проголосовать за предложенного кандидата. За два дня до голосования под различными предлогами снимается с выборов один из лидеров предвыборной гонки. Голосование безразличия выражается в том, что местные жители голосуют не «за» кого-то, а конкретно «против» представителей действующей местной власти. Особое внимание на выборах обращается на то, как два сильных соперника «поливают» друг друга грязью, а третий ведет себя нейтрально, активно проводит свою предвыборную кампанию по повышению рейтинга популярности. Избиратели устают от «предвыборной грязи» фаворитов и выбирают третьего кандидата от КПРФ - «выбрали того, не знаем кого». Безусловно, применение неконвенциальных технологий муниципальными, региональными органами власти является возмутительным фактом избирательной действительности, все это говорит о низком уровне политической культуры не только местных избирателей, но и властных структур. Мы далеки от того, чтобы давать этическую оценку использования манипулятивных методов, противоречащих закону о выборах РФ. Впрочем, избирательные технологии имеют множество способов относительно честного проведения предвыборной кампании, позволяющей не нарушать законы, моральные нормы и принципы. В российском законодательстве о выборах пока не существует избирательных методов и технологий работы с протестным электоратом.
Применение некорректных технологий в выборах г. Иркутска недопустимо с точки зрения закона о выборах, поэтому необходимо дать рекомендации по противостоянию и пресечению использования данных технологий. Для осуществления права избирателя на честную, справедливую информацию о проведении предвыборной кампании следует ограничивать применение манипулятивных технологий, возникает потребность четкого обозначения ответственности за все виды избирательных нарушений. Многие поправки к избирательному законодательству определяются именно увеличением количества нарушений, сводящих выборы к нечестной игре, в которой побеждает не
сильнейший, а тот, кто хитрее обманет избирателя. Следует сделать избирательный процесс «прозрачным» для общественности (через СМИ), членам избирательных комиссий необходимо обеспечить независимость от местной власти, требуется усилить контроль над подведением итогов голосования со стороны народных, в том числе международных, наблюдателей. Необходимо выработать у общественности средства психологической защиты от деструктивного воздействия современного потока информации, порождающие политическую апатию и политическую пассивность граждан. Однако изменения в выборном законодательстве могут не принести гарантий успешной борьбы с манипулятивными технологиями. Для этого требуется повышение электоральной культуры
российского избирателя, особенно на местном уровне. Под повышением культуры следует понимать совокупность мер по включению в программы всех видов и форм среднего и высшего образования дисциплин, обеспечивающих получение молодежью знаний в области политологии и избирательного права. Электорат, знающий избирательные технологии, с помощью которых происходит обман избирателя, нарушение избирательных прав, свобод сможет полноценно противостоять манипулятивным технологиям. Возникает необходимость в привлечении институтов гражданского общества, включая Общественную палату РФ, региональные общественные палаты в субъектах РФ, контроль над проведением и организацией демократических муниципальных выборов.
Библиографический список
1. Словарь иностранных слов - М., 1986.
2. Макиавелли Н. Государь: сочинения/ пер. с итал. М.: ЭКСМО-пресс, 1999.
3. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Лисовский С., Евстафьев В. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000.; Медведева В.К. Мани-пулятивные избирательные технологии и право граждан на информацию // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2003. № 4; Сикора И.В. Прозрачность финансирования избирательных кампаний - путь к повышению прозрачности политического процесса // Выборы в Российской Федерации / под ред. М.Б. Горного. СПб., 2002.
5. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 10 Журналистика. 2005. №№1-2; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКС-МО, 2010.; Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005.
6. Психологический навигатор psynavigator.ru
7. Хрящева Н. Ю. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения. Психология. М., 1999. С. 343-346
8. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 1903.; Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1964.; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980.
9. babr.ru/?pt-vote&event -rez&IDE-338
10. http://mso-romanov.org
11. «Восточно-Сибирская правда», «Областная газета», «Байкальские вести», «Коммерсант. Восток России» (региональная вкладка к центральной ежедневной газете «Коммерсант»)
12. Иркутская Государственная Телерадиокомпания, Телекомпания АИСТ, Иркутск, Информационное агентство, «Сибирские новости Радио», «аС-Fm (Медиа-холдинг АС Байкал ТВ)», Радио ИГТРК
13. Www. strana. ru; www.indem.ru; www. POLIT. ru; www. vybory. ru
УДК 373(091)
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛАХ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ)
О.Ю.Левченко1
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, 672086, г. Чита, Ленинградская, 16.
Базируясь на изученных архивных документах Читинского областного института усовершенствования учителей, автор статьи анализирует преподавание иностранных языков в школах Читинской области в 50-60-е годы XX века. Показано, что данный период характеризуется возросшими требованиями в отношении обучения устной речи и подготовки учащихся к практическому владению иностранным языком. Читинский областной институт усовершенствования учителей проводил большую и многогранную работу, оказывая методическую помощь учителям иностранного языка. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что, несмотря на отдельные недостатки, обучение иностранным языкам в школах области было успешным, при этом решались задачи нравственного, эстетического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Библиогр. 17 назв.
Ключевые слова: история преподавания иностранных языков; институт усовершенствования учителей.
1Левченко Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]
Levchenko Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: (3022) 326220, 89144794125, e-mail: [email protected]