Научная статья на тему 'Изба-читальня в первые годы советской власти (на примере Бурятии)'

Изба-читальня в первые годы советской власти (на примере Бурятии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / КАДРЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ILLITERACY ELIMINATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / HUMAN RESOURCES / MATERIAL RESOURCES / PROGRAM-METHODOLOGICAL SUPPORT / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Номогоева Виктория Владимировна

В статье рассматриваются основные проблемы организации и деятельности изб-читален в Бурятии в первые годы строительства советской власти. Подробно исследуются мероприятия по организации финансирования, материально-технического оснащения и кадрового обеспечения этих учреждений. Выявляются особенности и трудности формирования бюджета на примерах отдельно взятых изб-читален. Анализируется процесс планирования деятельности изб-читален, который охватывал широкий спектр культурной сферы деревни. Акцентируется внимание на постепенном переходе управления процессом культурного просвещения в руки партийно-государственного аппарата. Рассмотрены проблемы литературного обеспечения в условиях слабой постановки издательского дела в стране. Отмечаются разнообразные формы привлечения населения к новым формам советской культуры, постепенного преодоления трудностей экономического, социально-психологического, организационно-кадрового и методического характера. Особое место уделено своеобразию хозяйственно-бытовых особенностей населения, территориальной разбросанности и ряду других причин географического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VILLAGE READING ROOMS IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER (ON THE EXAMPLE OF BURYATIA)

The article discusses the main problems of the organization and activities of village reading rooms in Buryatia in the first years of Soviet power. The arrangements for financing, provision of material and technical equipment and staff engagement of these institutions are researched in detail. The peculiarities and difficulties of the budgeting are revealed on the examples of some reading rooms. The process of planning of the reading rooms activities is analyzed, it covered a wide range of cultural sphere in the village. There is a focus on the gradual transition of the process of education management to the Bolshevik authorities. The problems of literature provision in the poor conditions of publishing industry in the country are considered. There various forms of attracting people to new forms of Soviet culture are noted, as well as the gradual overcoming difficulties of the economic, social, psychological, organizational, personnel and methodological nature. The originality of household features of the population, territorial dispersion and other geographical factors highlights.

Текст научной работы на тему «Изба-читальня в первые годы советской власти (на примере Бурятии)»

УДК 94(571.54)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-76-81

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ БУРЯТИИ)

© Номогоева Виктория Владимировна

доктор исторических наук, доцент, декан исторического факультета Бурятского

государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail: nomogoeva67@mail.ru

В статье рассматриваются основные проблемы организации и деятельности изб-читален в Бурятии в первые годы строительства советской власти. Подробно исследуются мероприятия по организации финансирования, материально-технического оснащения и кадрового обеспечения этих учреждений. Выявляются особенности и трудности формирования бюджета на примерах отдельно взятых изб-читален. Анализируется процесс планирования деятельности изб-читален, который охватывал широкий спектр культурной сферы деревни. Акцентируется внимание на постепенном переходе управления процессом культурного просвещения в руки партийно-государственного аппарата. Рассмотрены проблемы литературного обеспечения в условиях слабой постановки издательского дела в стране. Отмечаются разнообразные формы привлечения населения к новым формам советской культуры, постепенного преодоления трудностей экономического, социально-психологического, организационно-кадрового и методического характера. Особое место уделено своеобразию хозяйственно-бытовых особенностей населения, территориальной разбросанности и ряду других причин географического характера.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, культурно-просветительская работа, кадры, материальная база, программно-методическое обеспечение, подготовка кадров.

VILLAGE READING ROOMS IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER (ON THE EXAMPLE OF BURYATIA)

Victoria V. Nomogoeva

DSc in History, A/Professor, Dean of the historical faculty, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article discusses the main problems of the organization and activities of village reading rooms in Buryatia in the first years of Soviet power. The arrangements for financing, provision of material and technical equipment and staff engagement of these institutions are researched in detail. The peculiarities and difficulties of the budgeting are revealed on the examples of some reading rooms. The process of planning of the reading rooms activities is analyzed, it covered a wide range of cultural sphere in the village. There is a focus on the gradual transition of the process of education management to the Bolshevik authorities. The problems of literature provision in the poor conditions of publishing industry in the country are considered. There various forms of attracting people to new forms of Soviet culture are noted, as well as the gradual overcoming difficulties of the economic, social, psychological, organizational, personnel and methodological nature. The originality of household features of the population, territorial dispersion and other geographical factors highlights.

Keywords: illiteracy elimination, cultural and educational activities, human resources, material resources, program-methodological support, personnel training.

Современное общество развивается с огромной скоростью. Люди перестают читать книги, дети проводят дни за компьютером. Хотя общеизвестно, что роль книги в жизни человека огромна. Без нее были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе все то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

И каким бы нареканиям не подвергалась культурно-просветительская работа прошлых советских лет за излишне активную идеологию, мелочную опеку со стороны властных структур, сегодня именно эти сложившиеся в годы становления советской власти традиционные

формы и структуры продолжают выполнять задачи духовного воспитания подрастающего поколения, распространения культурных ценностей.

Очевидно только то, что в ближайшее время изучение истории культурной революции будет продолжать развиваться в условиях полиметодологической ситуации. Дальнейшая разработка проблемы будет зависеть не столько от введения в научный оборот новых документальных источников, сколько от более глубокого и всестороннего анализа традиционных и новых сюжетов, расширения исследовательской проблематики, повышения историографической культуры историков, научного уровня диалога между учеными — специалистами разных наук [1].

Изба-читальня как один из видов сельских клубных учреждений в СССР возникает в первые годы советской власти. В Бурятии и в некоторых других национальных регионах, кроме традиционных, созданы передвижные избы-читальни и красные юрты. Направление и содержание работы этих учреждений определялись циркуляром ВЦИК и СНК РСФСР от 18 сентября 1924 г., а затем постановлением ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1929 г. «Об избах-читальнях».

Избы-читальни сыграли большую роль в ликвидации неграмотности населения республики и создании новой советской культуры, поскольку являлись «основным каналом политико-идеологического воспитания» [2].

В первые годы советской власти в Бурятии наблюдается бурный рост изб-читален. Пробудившийся интерес масс к политике и к общественной жизни и тяга к знанию заставляли почти каждый населенный пункт к их открытию. В 1920-х гг. в Бурятии система развития изб-читален и красных уголков выглядела следующим образом [3].

1923- -1924 1924- -1925 1925- -1926 1926- -1927 1927-1928

Учреждения Бюдж. Вне- Бюдж. Вне- Бюдж. Вне- Бюдж. Вне- Бюдж.

бюдж. бюдж. бюдж. бюдж. Стац. Передв. Раз.

Избы-читальни — 99 56 94 65 51 74 25 64 12 11

Красные уголки — — — 84 — 228 — 177 — — —

Материальная база изб-читален возрастает ежегодно. Содержание бюджетных изб-читален происходило за счет средств местного бюджета, внебюджетных — за счет населения. Динамика роста бюджета [3]

Бюджет 1924-1925 1925-1926 1926-1927 1927-1928

В абсол. цифрах % к бюдж. нар. обр. В абсол. цифрах % к бюдж. нар. обр. В абсол. цифрах % к бюдж. нар. обр. В абсол. цифрах % к бюдж. нар. обр.

Госбюд 240 000 15,5 60 100 23,4 95 000 23,5 103 600 22,3

Местн. бюджет 174 600 18,1 146 500 13,4 198 900 13,7 284 600 14,7

Доля политпросвета в бюджете народного образования в абсолютных цифрах постепенно увеличивалась, но в процентном отношении замечалось снижение. Согласно постановлению коллегии Наркомпроса РСФСР, доля политпросвета в бюджете народного образования должна была составлять не менее 17 %.

Не имея достаточных средств по бюджету, избы-читальни республики особенно нуждались в соответствующих помещениях и в оборудовании. Собственных помещений имели ограниченное количество изб-читален, большинство находилось в простых малооборудо-ванных крестьянских избах, на ремонт которых приходилась мизерная сумма. По отчетам Наркомпроса за 1924—1925 гг., оборудование большинства изб-читален не отвечало требованиям, предъявляемым к заведениям подобного рода. Например, для 4 бюджетных изб-читален в крупнейших селах Верхнеудинского района не было ни одного помещения, пригодного для культработы. В Большом Куналее изба-читальня имела два крестьянских дома, в которых не

было печей, поэтому работа фактически проходила в одной комнате размером 5х6 кв. метров; такое же положение наблюдалось и в с. Куйтун. В Тарбагатае в бывшем здании исполкома в 3 комнатах располагались сельсовет, комната милиционера, кутузка, районная библиотека, а для избы-читальни места не нашлось. В с. Новая Брянь изба-читальня находилась в бывшем здании ВИКа, в котором ей была отведена лишь одна комната размером 4х6 кв. метров, остальное занимали сельский совет, комната милиционера и кутузка. Особенно Наркомпрос возмущал факт соседства с кутузками, которые были заполнены хулиганами, пьяными, мешающими работе избы-читальни [3, д. 2, л. 3].

Такое же положение Наркомпрос отмечает в Боханском аймаке, в котором Осинская изба находилась в полуразрушенном здании, а в Укыре ютилась в помещении школы.

Отдельные выдержки из инспекторских проверок свидетельствуют о том, что внешний и внутренний вид изб-читален оставляет желать лучшего, поэтому низовые политпросветработники ставили вопрос о необходимости увеличения средств на хозяйственные нужды изб-читален.

Для культработы необходмо, прежде всего, уют и тепло, чистота и свет, удобство, как констатирует инспектор Наркомпроса. Вот как выглядела смета Ново-Брянской избы [3]:

По смете (в р.) Фактич. расход (в р.)

Отопление 19,60 48,0

Освещение 9,8 21,6

Мелкий ремонт 6,0 18,0

Инвентарь — 42,0

Слабость материальной базы сказывалась и на деятельности изб-передвижек. Не имея собственной юрты, эти передвижки вынуждены были развертываться и вести работу в том или ином улусе в чужой юрте, что, конечно, неблагоприятно сказывалось на самой работе.

В планы деятельности изб-читален входили следующие направления: советское и колхозное строительство, хозяйственно-политические кампании, общественная работа в деревне, а также кооперативная, естественно-научная и антирелигиозная пропаганда, военизация населения, санитарно-гигиеническое просвещение, физкультура и новый быт, революционные праздники и годовщины. Многогранность работы избы-читальни требовала приобретения литературы по военной и кооперативной пропаганде, сельскому хозяйству, санитарному просвещению, по женскому движению и т. д. Особенным спросом у населения пользовалась национальная литература.

Наркомпрос беспокоила слабая обеспеченность изб-читален учебными и наглядными пособиями. Выделяемые по бюджету средства на учебные расходы в среднем по 100 рублей не давали возможности более полно обеспечить их литературой, картами и другими наглядными пособиями. При этом 20 % средств, отпускаемых на учебные расходы изб-читален, использовались на покупку непериодической литературы для пополнения библиотеки.

Из периодических изданий избами-читальнями Бурятии выписывались газеты: «Бурят-Монгольская Правда», «Бурят-Монголун Унэн», «Московская правда», «Крестьянская газета», «Беднота» и т д., журналы: «Лапоть», «Крестьянка», «Безбожник», «Сам себе агроном», «Изба-читальня», «Спутник агитатора», «Крокодил», «Кооперативный журнал», «Безбожник» и другие.

На фоне постоянно растущего фронта деятельности избы-читальни наблюдался процесс сокращения учебных расходов по сметам. Так, например, Осинская изба-читальня в 1924/25 учебном году получила 200 р., в 1925/26 — 150 р., а в 1926/27 — 100 р. Реальный расчет на учебную часть избы-читальни исчислялся следующими цифрами [3]:

1. Выписка газет и журналов — 85 р.

2. Пополнение библиотеки массовой литературой — 25 р.

3. Пособия кружкам — 30 р.

4. Плакаты, географич. карты и проч — 20 р.

5. Прочие учебные расходы — 10 р.

Итого минимум — 170 р.

В целом за период 1924—1927 гг. наблюдалось постепенное уменьшение внебюджетных изб-читален, число которых уменьшилось в три раза, что, в свою очередь, объясняется переклассификацией части внебюджетных изб-читален в красные уголки. На учебную часть красных уголков отпускалось в среднем по 15 р.

В отчетных документах того времени при определении причин промедления политпро-светработы указывается отсутствие со стороны центра Главполитпросвета и Наркомпроса РСФСР точных указаний по определению районов деятельности изб-читален, количественному охвату населения и других статистических установок [3], что, в свою очередь, свидетельствует о полной зависимости местного руководства от директив из центра. В документе, в частности, говорится о неизученности вопроса о районе деятельности передвижных изб-читален, хотя, по нашему мнению, инициатива по разрешению таких проблем как раз должна была исходить с низов.

Работники избы-читальни подбирались в основном из активистов, партийцев, комсомольцев, демобилизованных красноармейцев, окончивших совпартшколы. Ввиду недостатка культурных сил в Бурятии и слабой материальной обеспеченности деревенских политпро-светчиков замечается чрезвычайная текучесть состава избачей.

Сведения о кадровом составе изб-читален 1926—1927 гг. из-за слабо поставленного учета дошли до нас в неполном виде:

Имеются сведения 66

Пол Мужчин 64

Женщин 2

Национальность Бурят 35

Русских 31

Партийность ВКП(б) 42

ВЛКСМ 17

Безпартийный 7

Образование Среднее 5

Незаконченное среднее 12

Низшее 49

Социальное положение Крестьян 47

Рабочих 4

Служащих 15

Возраст До 20 лет 4

20-24 лет 33

24-30 лет 22

Старше 30 лет 7

Всего учтено работников 107

Данные таблицы свидетельствуют о том, что избачи в большинстве имели низкую квалификацию и недостаточную грамотность. Они знают, что надо вести беседы, читки, постановки и многое другое, но они не знают, как и что делать на практике, они сидят в четырех стенах и ждут, когда масса придет к ним и при этом заявляют, что работать с 5—10 «нет смысла» [7]. Частые переброски на другие места работы, текучесть кадров (в некоторых избах-читальнях происходило до 6 смен работников в год), чрезмерная загрузка другими видами деятельно-

сти, а также отсутствие условий для работы — все это оказывало отрицательное влияние на такую форму работы, как изба-читальня. Таким образом, существовавшие кадры работников изб-читален требовали повышения квалификации, особенно в направлении общеобразовательных дисциплин.

В области управления политпросветработой в связи с упразднением хошунных исполнительных комитетов хошполитпросветкомы были ликвидированы и вместо них были введены советы участковых изб-читален. На заседаниях советов изб-читален обсуждались вопросы организационного характера: распределение пунктов по ликвидации неграмотности, создание различных кружков, утверждение плана работ, распределение обязанностей между членами совета и т. п. Работа Советов изб-читален зависела не столько от объективных причин, сколько от инициативы самих работников-избачей, от решения вопросов коллегиальным путем, через широкое обсуждение актива. В большинстве же случаев избачи проявляли самостоятельность в решении намеченных вопросов и не использовали в организации своей работы представителей сельской интеллигенции.

Анализ планирования работы избы-читальни выявил следующие тенденции. С одной стороны, директивы из центра требовали чрезмерного планирования деятельности, которая иногда доходила до абсурда: составление слишком громоздких планов, повторение одного и того же, общие фразы, надуманность, расплывчатость; с другой — положительным моментом являлись возможность преодоления кампанейщины и формирование умения сотрудничать с другими общественными учреждениями и организациями села и улуса.

Работа избы-читальни была довольно многообразной. Первое место среди всех форм массовой деятельности занимала справочная работа по вопросам правового, бытового, хозяйственного и политического порядка. Беседы и чтения имели также важное место в работе изб-читален. Постепенно все больше проводились более оживленные и активные формы массовой работы. Шире начинает применяться форма вечеров вопросов и ответов. Большую посещаемость дают художественно-зрелищные формы работы: спектакль, художественные вечера, агитсуды, живые газеты, кино, радио.

Кружковая работа развивалась в таких направлениях, как общественно-политическое (кружки политграмоты, кооперативные, селькоровские, антирелигиозные); производственно-техническое (сельскохозяйственные, домоводческие, рукоделия); общеобразовательное (самообразования, заочного обучения, естественно-научные); художественное (драмкружки гармонистов, певческих, оркестровых живая газета и др.); военное (кружки военных знаний, стрелковые, красных сестер, физкультуры).

Усложняли работу своеобразные хозяйственно-бытовые особенности населения, территориальная разбросанность, ряд других причин географического характера.

Хотя общее состояние изб-читален в Бурятии 1920-х гг., характер и содержание их работы, а также их материальное положение значительно отставали от общероссийских темпов, тем не менее изба-читальня стала действительным организационным центром культурно-просветительной работы на селе и улусе.

Таким образом, обобщив вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что в 1920-е гг. в Бурятии создаются основы новой системы культурно-просветительной работы, главным проводником которой на селе являлась изба-читальня. Созданная сеть строилась в соответствии с административно-территориальным делением республики. Ее главной отличительной чертой являлось стремление приблизить новые формы культуры к населению через разнообразные формы работы.

Литература

1. Номогоева В. В. Культурное строительство в Бурятии в постсоветской историографии // Вестник Бурятского госуниверситета. — 2010. — Вып. 7.

2. Плеханова А. М. Бурятия в 1920-е гг.: опыт социально-экономической модернизации. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. — С. 354.

3. ГАРБ. Ф-60. Оп. 3. Д. 22, 24. Л. 2, 3, 6, 7.

References

1. Nomogoyeva V.V. Kulturnoye stroitelstvo v Buryatii v postsovetskoy istoriografii [Cultural construction in Buryatia in the post-Soviet historiography]. Vestnik Buryatskogo gos universiteta. Seriya istoriya -Bulletin of the Buryat State University. Series history. Ulan-Ude. Ussue.7. 2010.

2. Plekhanova A.M. Buryatiya v 1920-e gg.: opyt sotsialno-ekonomicheskoy modernizatsii [Buryatia in 1920gg.: the experience of social and economic modernization]. Ulan-Ude, Buryat Scientific Center publ., 2011. P. 354.

3. GARB (State Archive of the Republic of Buryatia). F-60. Op.3. D.22, 24. L.2, 3, 6, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.