Научная статья на тему 'Из зарубежного опыта аттестации научных кадров'

Из зарубежного опыта аттестации научных кадров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL ABROAD / MODERNIZATION PROCESSES RESEARCH TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаух Инесса Станиславовна

В данной статье рассматриваются проблемы соответствия ученых степеней, присуждаемых в России и за рубежом, признания в России присвоенных за рубежом ученых степеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From foreign experience attestation of scientific personal

In the article foreign experience attestation of scientific personnel.

Текст научной работы на тему «Из зарубежного опыта аттестации научных кадров»

Stream. Daphne Koller — co-founder of the portal Coursera, which was recognized by Time magazine the best educational site in 2012. Material devoted to the organization of the educational process without the control of the teacher.

Keywords: curriculum enhancement, monitoring student learning, effective organization ofthe process ofmastering knowledge.

УДК 001.89

Карнаух И.С.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

В данной статье рассматриваются проблемы соответствия ученых степеней, присуждаемых в России и за рубежом, признания в России присвоенных за рубежом ученых степеней.

Ключевые слова: аттестация научных кадров, уровень подготовки научных кадров, высшие учебные заведения, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, молодые специалисты.

Реформирование науки в России и вхождение России в международное научно-образовательное пространство формирует новую парадигму создания системы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, к которой относится и последующая подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров1.

Для согласования действий, направленных на сохранение и развитие научного потенциала страны определены основные стратегические направления:

- реформирование научной сферы путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;

- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

- защита прав и интересов российских ученых за рубежом;

- создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ;

- повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых;

- создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

- ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач;

- интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

-защита прав интеллектуальной собственности.

Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали расширение сотрудничества государств при решении глобальных проблем.

В современных социально-экономических условиях масштабы и темпы развития отечественной

науки должны обеспечить соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического прогресса. При этом приоритетные направления научных исследований определяются экономическим и геополитическим положением России, наличием природных ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями духовного развития нашего общества, гуманистическими традициями российской науки 2.

Составной частью системы научной деятельности в Российской Федерации является аттестация научных кадров, которая осуществляется отличным от других стран образом.

За рубежом в настоящее время не существует такой строгой и стройной системы ученых степеней, как в России. В целом она децентрализована и существенно отличается от российской. Университеты в некоторых странах даже имеют возможностью присуждать «собственные» ученые степени и звания. В рамках Болонского процесса большинство европейских стран рассматривают докторантуру как третий уровень обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура), а некоторые закрепили данный факт законодательно. В России до недавнего времени докторантура являлась институтом подготовки научных кадров. В настоящее время докторантура становится совершенно новым явление, контуры и содержание которого пока не определены и не утверждены.

Что касается ученых степеней, то наиболее популярной квалификацией доктора наук является Doctor of Philosophy (Ph.D или Dphil). Эту степень присуждают по результатам выполнения исследовательских проектов. Докторские программы Ph.D состоят из обязательных спецкурсов и оригинальных индивидуальных исследований, позволяющих развивать научные компетенции.

Так, например, в Америке «Доктором филосо-

32

© Карнаух И.С., 2013

Из зарубежного опыта аттестации научных кадров

фии» (Doctor of Philosophy, сокращенно - Ph.D.) называют обладателя ученой степени, следующей после магистра. Эта степень присуждается после нескольких лет специальной учебной и научно-исследовательской деятельности, подготовки и защиты диссертации и примерно соответствует степени кандидата наук, присуждаемой в России. «Философский уклон» самого названия степени можно рассматривать как дань исторического уважения «науке наук», оно вовсе не означает, что носитель этой степени - профессиональный философ. Он может быть представителем практически любой науки.

Российские ученые степени не сопоставимы в настоящее время с учеными степенями, существующими в международной системе образования. В большинстве стран они не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации, если кандидат или доктор наук планирует работать за рубежом.

Примерное соответствие ученых степеней в России и за рубежом представлено в таблице 1.

Для гармонизации российской и иностранных систем подготовки специалистов высшей квалификации, упрощения процедур признания дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, существует ряд правовых документов: Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 г., ETS 15), и Протокол к ней (1964 г., ETS 49); Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956 г., ETS 21); Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г., ETS 32); Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.); Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 г., ETS 138)3.

Процедуру по признанию документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации регламентируют ряд нормативно-правовых документов, по последней тенденции административного управления, в России признание документов иностранных государств об уче-

ных степенях на территории Российской Федерации предполагается относить к государственной услуге.

В качестве получателей такой услуги выступают обладатели документов иностранных государств об ученых степенях, желающие осуществить признание указанных документов на территории Российской Федерации, а также обладатели свидетельств о признании документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации, желающие получить дубликаты указанных свидетельств. По данным Минобрнауки России, количество обратившихся в 2012 г. в Минобрнауки России обладателей документов иностранных государств об ученых степенях , желающих осуществить признание указанных документов на территории Российской Федерации, составило 88 человек.

Необходимость совершенствования системы признания документов послевузовского образования, полученных в различных зарубежных государствах, обусловлена стремительным процессом глобализации всех сфер человеческой жизни, и особенно экономики, образования и науки.

Современные экономические условия - функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства - обусловливают необходимость разработки и внесения изменений в механизм процедуры признания документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации на базе экономического моделирования и управления комплексом в социальной сфере, определяющим цели, задачи, структуру, содержание, тактику и основные стратегические направления развития науки в Российской Федерации4.

Для реализации российской государственной политики в области науки представляется целесообразным создание реально действующей системы установления и признания учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней, полученных в зарубежных странах, что представляет собой важную меру, направленную на расширение академической мобильности, решение кадровых вопросов и развитие экономики России в целом.

В настоящее время наука, являясь особой сферой человеческой деятельности, рассматривается

Ученые степени, присуждаемые в России Ученые степени, присуждаемые в зарубежных вузах

1 бакалавр Bachelor of Arts (BA)

2 Специалист или магистр Master of Arts (MA)

3 Кандидат наук Philosohy Doktor (Ph.D)

4 Кандидат медицинских наук Medicine Doktor (M.D)

5 Доктор наук Full Doktor

Таблица1

Соответствие ученых степеней, присуждаемых в России и за рубежом

Экономика образования ♦ № 4, 2013

33

как система знаний, деятельность по их получению и превращению в производительную силу общества, а также как важнейший способ организации совместного функционирования научных структур. Наука выполняет общественные функции, принципы реализации которых, определяются государственной научно-технической политикой. Решение всего комплекса научных задач требует разнообразных ресурсов, основными среди которых являются качественно подготовленные научные кадры.

Эффективный механизм процедуры признания документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации будет способствовать реализации государственной научно-технической политики в условиях динамичного развития науки, высшего и послевузовского профессионального образования, созданию системы, отвечающей международным стандартам и позволяющей России интегрировать в европейское и мировое образовательное пространство.

Примечания

1 Болонская декларация: европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос.филос. общ-ва. 2005. N 1 (33). С. 74 - 77.

2 Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 (в ред. 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки» //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №2 25, ст. 9005.

3 «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997)

4 Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 (в ред. 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки» // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №2 25, ст. 9005.

Karnaukh I.S.

FROM FOREIGN EXPERIENCE ATTESTATION OF SCIENTIFIC PERSONAL

In the article foreign experience attestation of scientific personnel.

Keywords: training of scientific personnel abroad, modernization processes research training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.