_НА ПУТИ К БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ
из выступления председателя собрания исламского совета исламской республики иран г-на али ардешира лариджани
Во имя Аллаха милостивого, милосердного.
Хочу поблагодарить уважаемого господина Нарышкина, Председателя Государственной Думы Российской Федерации, а также хочу поблагодарить господина Председателя национального парламента Кореи за то, что провели это совещание и нас собрали вокруг себя, с тем, чтобы использовать мнения друг друга.
Вы знаете, в сегодняшних выступлениях, которые я слушал и смотрел, очень многие вещи, которые я тоже хотел сказать, вы уже сказали. Поэтому нет причины их повторять с учётом ограниченности во времени. Просто несколько моментов я здесь хотел бы отметить.
Первый момент заключается в том, что когда мы говорим о таком совещании, как межпарламентское совещание евразийских стран, надо, конечно, разработать некоторые теоретические принципы для этого, почему мы это считаем важным и выделяем для этого время. Кажется, что в сегодняшнем мире на глобальном уровне существует несколько моделей для поведения. Мы становимся свидетелями этих моделей. Или существуют некоторые направления для них.
Один взгляд — это единое управление миром, которое возникло после распада бывшего Советского Союза и получило своё развитие. И американцы являются знаменосцами этой модели, говорят: «Мы хотим управлять миром и поэтому все должны подчиняться этой модели.».
Думаю, что после кризисов, которые возникли, войн, которые произошли, как раз неприемлемость этого управления стала ясна. И эта теория как раз столкнулась и с провалом, не получила дальнейшего развития. Причина заключается в том, что американцы сами являются глобальной проблемой и не являются оплотом ни для одной страны. И во многих регионах мы видим «приключенческую» их политику. Поэтому в глобальном управлении их модель не смогла больше продолжить своё развитие.
Следующая теория — это двухполярный мир, атмосфера, которая сегодня тоже не готова.
И третья теория заключается в том, чтобы у нас был многополярный мир. Если у многополярного мира будет конкуренция двухполярного мира, это тоже не будет эффективным и плодотворным, потому что двухполярный мир тоже был неудачен. Поэтому трёхполярный, четырёхполярный мир тоже будут строится на основе конкуренции и привлечения союзников, что тоже плохо.
Я думаю, что Евразийский союз может быть теоретическим принципом для решения этого вопроса. И мы хотим это использовать, заменив конкуренцию, сотрудничеством. Сегодня страны имеют политическое сознание и бдительность и не хотят находиться под зонтом других государств. Они хотят, заявляя о своей независимости, о своей национальной идентичности и о своём достоинстве, иметь интеграционное поведение и развивать именно эту модель.
Поэтому я думаю, что с учётом того, что сказал Сергей Евгеньевич Нарышкин, а также и другие наши коллеги, необходимо использовать потенциальные возможности, которые есть в этом регионе: энергетические, большую численность населения. И здесь, имея очень много хороших связей, с точки зрения географии, использовать технологическую возможность этого региона. Как раз эта возможность и этот потенциал и имеют почву для
развития с тем, чтобы консолидировать все страны, входящие в этот регион. Если такой теоретический принцип взять за основу, я думаю, что евразийская теория может стать для парламентов, для стран новой двигательной силой. Это первый момент.
Второй момент, о котором я хотел сказать, по мере возможности и приемлемости этой теории и этого принципа, конечно, этот вопрос столкнётся с некоторыми проблемами. И одна из проблем — это введение тех или иных экономических санкций, которые вводят американцы. В один день они ввели санкции против Ирана, поскольку говорили, что выражают обеспокоенность по поводу ядерного вопроса Ирана. Поэтому долгие годы вели против нас санкции. И потом после нашего сопротивления, которое мы оказали, мы вышли из санкций, но мы по-прежнему продолжаем борьбу. А предъявляемые претензии с самого начала в корне были ошибочными.
Против России они делают то же самое, вводят санкции, которые не являются законными. Именно подобного рода поведение может внести разлад в наш союз. Поэтому если у нас будет мощная экономическая консолидация, то можно противостоять этим недобросовестным акциям экономических санкций западного блока. Это очень важный момент и надо обратить внимание на такие угрозы, а также выработать метод борьбы с ними.
Третий момент — это терроризм в регионе. Вот как раз мой друг из Афганистана говорил по поводу своей обеспокоенности. Я думаю, что у нас у всех есть такая обеспокоенность: у России есть, у нас есть, у других стран есть. Сегодня мы видим — какой кризис в Сирии, в Ираке, в Ливане, в Йемене. Вопрос в том — кто создал эту проблему терроризма.
Еще один важный фактор — это инструментальное использование терроризма американцами. И это проблема, которая является очень важной. Они, когда хотят внести разлад в страну, используют террористов в качестве инструмента. Я не говорю, что культурные и региональные проблемы не оказывают влияния, но за кулисами как раз этой специальной службы такие страны как США, и это тот момент, на который надо обратить внимание. То есть вопрос терроризма — это не та тема, которая касается только некоторых стран, сегодня амплитуда этого вопроса расширяется, поэтому надо думать об этом, надо обдумывать меры противодействия.
Поэтому такое совещание может выработать некоторые механизмы с тем, чтобы страны могли бы интегрироваться, обмениваться информацией и консолидировать усилия для борьбы с терроризмом.
И четвёртый момент. Он заключается в том, что да, мы провели это совещание, но должен быть создан структурный механизм для проведения таких совещаний в будущем. Для создания такого механизма должна быть использована теория, выработан устав, создан секретариат. Механизм должен быть подвижным и живым, чтобы оказывать влияние на развитие страны и упорядочить свою деятельность.
Поэтому у меня такое предложение. Если Сергей Евгеньевич согласен, может быть, на этой встрече создать комитет с тем, чтобы проработать вопрос устава межпарламентского и евразийского сотрудничества и выработать некий институционализированный механизм.
Я хотел бы поблагодарить всех, а также Сергея Евгеньевича Нарышкина за его приглашение, а также за его гостеприимство. Спасибо вам огромное.
из выступления председателя национальной ассамблеи камбоджи хенг самрина
От имени Камбоджи я хочу выразить свою благодарность Государственной Думе Российской Федерации за тёплый приём, который был оказан камбоджийской делегации и другим делегациям евразийских стран в ходе этого совещания. Я благодарю Государственную Думу Российской Федерации за эту инициативу, а также спикера Национального собрания Республики Корея.
Данное совещание является первым в истории, на нём присутствуют парламентарии из стран Евразии. В ходе этого совещания будут установлены принципы межпарламентского сотрудничества в разных областях. Фактически наш региональный парламент выполняет ряд функций в реализации международных отношений, речь идёт об экономическом, культурном и социальном сотрудничестве.
^ Д НА ПУТИ К Большой ЕВРАЗИИ_
Наша миссия крайне важна. Наш парламент представляет мнение народа и соответственно крайне необходимо создать эффективно действующий механизм, который будет защищать интересы наших народов, наших людей. Именно поэтому сотрудничество между парламентами евразийских стран остаётся крайне важным и неотъемлемым элементом решения проблем, которые касаются всего региона.
Парламент Камбоджи поддерживает эти инициативы, которые позволят сократить разрыв между странами региона и позволят обеспечить совместный экономический рост. Кроме того, культурный обмен между народами регионов крайне важен, равно как и защита окружающей среды во всём регионе.
Уважаемые дамы и господа! Я считаю, что обозначить и выявить проблемы крайне важно для того, чтобы достичь устойчивого развития. Порядка 40 лет в Камбодже длилась гражданская война и помощь в преодолении проблем заклю-
чалась в выявлении источника проблем. Настоящее совещание позволяет нам всем получить выгоду от нашего сотрудничества. После достижения мира камбоджийская экономика очень быстро развивалась. К 2016 году ожидается, что камбоджийская экономика сделает огромный шаг вперёд, ожидается, что она вырастет на семь процентов к концу этого периода. Кроме того, Камбоджа очень эффективно борется с проблемой бедности.
И ещё раз я хочу, воспользовавшись возможностью, от имени Камбоджийского правительства выразить огромную благодарность Государственной Думе Российской Федерации за то событие, которое происходит сегодня в этих стенах. И я надеюсь, что результаты нашего сегодняшнего совещания будут крайне важны.
Кроме того, я благодарю всех представителей делегаций и желаю успешной работы!
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К.-Ж.К. ТОКАЕВА
Уважаемые участники совещания!
Хотел бы поблагодарить Председателя Государственной Думы господина Нарышкина Сергея Евгеньевича и спикера Парламента Республики Корея господина Чон Ый Хва за организацию столь важного парламентского форума.
Казахстан поддерживает инициативы, направленные на укрепление Евразийского межпарламентского сотрудничества. Евразия является остовом современного мира. Это самый крупный по территории континент, представляющий три четверти населения планеты и производящий более 60 процентов мирового ВВП, и обладающий богатейшими природными ресурсами. В то же время нельзя забывать, что в Евразии расположены четыре официальных и ряд так называемых неофициальных, или неформальных, ядерных государств, а также происходит наибольшее количество конфликтов, в которых ежегодно гибнут около 200 тысяч человек. Самые кровопролитные войны современности в Сирии и Ираке, Афганистане, многомиллионные потоки беженцев оказывают крайне отрицательное воздействие на общую ситуацию в Евразии.
Находясь в центре Евразийского пространства, мы в Казахстане с тревогой наблюдаем за событиями на нашем огромном континенте. Взаимное недоверие и растущий милитаризм наряду с терроризмом и другими транснациональными угрозами международной безопасности фактически бросили вызовы будущему всего человечества. Недавно обнародованный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым манифест «Мир. XXI век» содержит глубокий анализ последствий распространения вируса войны. Лидерам всех государств наконец нужно проявить политическую волю, чтобы избавить современную цивилизацию от многочисленных вооруженных конфликтов и угрозы смертоносной войны. Надо понимать, что без общих усилий всех государств невозможно рассчитывать на благополучие жителей планеты. Насилие порождает ещё большее насилие. Попытки решать споры и проблемы с помощью военной силы или санкций толкают цивилизацию вспять, о чем свидетельствуют войны и конфликты последних десятилетий.
Ключевая проблема современности — это кризис доверия между государствами, игнорирование международного права, стремление к доминированию в мировых делах, пренебрежительное отношение к истории и культуре других народов. Борьба за мир — это политический и моральный долг каждого государства независимо от его размеров и мощи. На вооружение в мире расходуется ежегодно около 2 триллионов долларов, это более чем наглядно свидетельствует, что парламенты ряда стран принимают по настоянию своих правительств бюджеты, где военные нужды явно превалируют над целями развития.
29 августа исполняется 25 лет со дня подписания Президентом Казахстана Указа «О закрытии Семипалатинского ядерного полигона». Это первый и последний случай в мировой практике разоружения. Поэтому данная памятная дата — хороший повод
задуматься о первостепенной важности создания устойчивого мира в Евразии и за её пределами.
Парламентарии обязаны сказать своё твёрдое «нет» ядерному распространению. Мы вправе требовать от крупных государств полного разоружения. Мы должны выступать за выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия и скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ядерное оружие уже попало в руки безответственных политиков. В очереди к нему стоят террористы. Евразия неделима, так же, как и неделима её безопасность.
Шесть лет назад в итоговом документе Астанинского Саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе было сказано, что безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью всех других стран. Этот вывод как никогда актуален для всех государств Евразии. Торговля оружием и людьми, незаконный оборот наркотиков, терроризм, нелегальная миграция, экологические бедствия — таким угрозам неподвластны большие расстояния и политические границы Евразии.
Определяющее значение широкого диалога, тесного сотрудничества и совместных действий в условиях международной напряжённости подчёркнуто в политических документах Шанхайской организации сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Мы, государства Евразии, должны поддерживать центральную роль Организации Объединённых Наций в мировых делах, выступать против любых ограничительных мер и военных акций в нарушение Устава ООН.
Важно также направить усилия на экономическое сотрудничество и торговлю, что соответствует коренным интересам наших народов. Здесь большое значение приобретает китайская стратегия «Экономического пояса Шёлкового пути». Президент Казахстана предлагает также обсудить идею создания «Большой Евразии» с целью сопряжения крупных интеграционных проектов на континенте. Со своей стороны Казахстан осуществляет масштабные проекты, предусматривающие построение автомобильных и железнодорожных магистралей, модернизацию логистической инфраструктуры в рамках проекта «Западная Европа — Западный Китай» и программы «Нурлы Жол» («Светлый путь») с целью соединения транспортными коридорами всей территории Евразии.
Мы с удовлетворением отмечаем растущий интерес целого ряда государств к деятельности нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза, который в перспективе может стать важнейшим компонентом мировой экономики. Говоря о более тесной интеграции, нужно уже сейчас готовить нашу молодёжь к новому укладу экономики, где ключевую роль будут играть новейшие технологии и роботы. Отставание в этой сфере чревато тяжёлыми последствиями для наших государств, тем более что уже сейчас из 210 миллионов безработных в мире более 75 миллионов — это молодёжь не старше 25 лет.
В этих условиях роль парламентской дипломатии многократно возрастает. В эпоху глобальной турбулентности,