Научная статья на тему 'Из современного зарубежного опыта организации работы детского дневного стационара'

Из современного зарубежного опыта организации работы детского дневного стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / ДЕТСКИЙ ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PEDIATRICS / INTERNATIONAL HEALTH CARE / DAY-HOSPITAL FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Букатова Т. Д., Прокинова А. Н., Заика Н. М.

В статье рассмотрены вопросы организации работы детского дневного стационара в отдельных зарубежных странах. На примере больниц и медицинских центров США и Канады показан положительный опыт оказания лечебной, реабилитационной и психологической помощи детям в дневное время, отмечена востребованность со стороны родителей и детей такой комплексной медицинской услуги, а также ее эффективность. Обсуждается возможность использования этого опыта в здравоохранении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Букатова Т. Д., Прокинова А. Н., Заика Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE ACTUAL FOREIGN EXPERIENCE IN ORGANIZATION OF FUNCTIONING OF DAY-HOSPITAL FOR CHILDREN

The article deals with the issues of organization of functioning of day-hospital for children in particular foreign countries. The hospitals and medical centers of USA and Canada exemplify the positive experience of curative, rehabilitative and psychological care to children in daytime. The demand for effective medical service of this type by children and their parents is noted. The possibility of using this experience in Russian health care is discussed.

Текст научной работы на тему «Из современного зарубежного опыта организации работы детского дневного стационара»

проявят себя локально в ближайшем будущем. Необходимо проанализировать экономическое воздействие "коммерческого" значения благ и услуг здравоохранения в связи с либерализацией рынка и региональной интеграцией. На социальном уровне следует сохранить право доступа к услугам здравоохранения. На административном уровне необходимо изучить координацию действий между муниципальными, региональными, национальными и наднациональными органами управления здравоохранением. Государственная политика здравоохранения должна учитывать проявления глобализации и при этом сохранять те принципы, на которых строится национальная система оказания медицинской помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. RobertA.-M. L'impact de la mondialisation sur la santé au Quebec: L'echeveau global/local en santé. — Quebec, 2005.

© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:616-053.2-082(100)

2. Duplé N. Droit constitutionnel : principes fondamentaux. — Montréal, 2004.

3. Beaudoin G.-A. Le fédéralisme au Canada. — Ottawa, 2000.

4. Commission sur l'Avenir des Soins de Santé au Canada. La mondialisation et le système de soins de santé au Canada. — Vancouver, 2002.

5. Lille F., Verschave F.-X. Comment changer le monde: à la recherche des biens publics mondiaux. — Paris, 2003.

6. Hankivsky O., Morrow M. Accords commerciaux, soins à domicile et santé des femmes. Condition feminine Canada. — Quebec, 2004.

7. GirouxD, Hallé A.-M. // Revue Gouvernance. — 2005. — Vol. 2, N 1. — P. 9.

8. Sanger N. Matt Reckless Abandon: Canada, the GATS and the Future of Health Care — Executive Summary. — Ottawa, 2001.

9. Grieshaber O., Jim et Sinclair. Bad Medicine: Trade Treaties, Privatization and Health Care Reform in Canada. — Quebec, 2004.

10. SchwartzB. P. NAFTA Reservations in the Areas of Health Care. — Ottava, 1996.

11. Appleton B. NAFTA Investment Chapter Implications of Alberta Bill-11. — Toronto, 2000.

Поступила 16.11.11

Т. Д. Букатова1, А. Н. Прокинова2, Н. М. Заика2

ИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

'Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, г. Люберцы; Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва

В статье рассмотрены вопросы организации работы детского дневного стационара в отдельных зарубежных странах. На примере больниц и медицинских центров США и Канады показан положительный опыт оказания лечебной, реабилитационной и психологической помощи детям в дневное время, отмечена востребованность со стороны родителей и детей такой комплексной медицинской услуги, а также ее эффективность. Обсуждается возможность использования этого опыта в здравоохранении России.

Ключевые слова: педиатрия, детский дневной стационар, зарубежное здравоохранение

FROM THE ACTUAL FOREIGN EXPERIENCE IN ORGANIZATION OF FUNCTIONING OF DAY-HOSPITAL FOR CHILDREN

T.D. Bukatova1, A.N. Prokinova2, Y.M. Zaika2

'The territorial fund of mandatory medical insurance of Moskovskaya oblast, Lyubertzy;

2The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences, Moscow

The article deals with the issues of organization of functioning of day-hospital for children in particular foreign countries. The hospitals and medical centers of USA and Canada exemplify the positive experience of curative, rehabilitative and psychological care to children in daytime. The demand for effective medical service of this type by children and their parents is noted. The possibility of using this experience in Russian health care is discussed.

Key words: pediatrics, day-hospital for children, international health care

Охрана здоровья детского населения — одна из ключевых задач здравоохранения России. К ведущим методам ее решения относится реабилитация больных детей путем этапного лечения и диспансеризации. При этом эффективность диспансеризации зависит от планового противорецидивного лечения не только в поликлинике и санатории, но и в стационаре. Однако госпитализация детей диспансерных групп вызывает затруднения, так как дети, чувствуя себя здоровыми, отрицательно относятся к круглосуточному пребыванию в больнице. Это отношение разделяют и их родители. Решение этой проблемы — госпитализация ребенка в дневной стационар — стационарозамещающую форму организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения для проведения лечебных, реабили-

Т. Д. Букатова — врач-эксперт (bukatova_t@mail.ru); А. Н. Прокинова — науч. сотр. (anush87@yandex.ru); Н. М. Заика — переводчик (495-916-40-12).

тационных, диагностических и профилактических мероприятий пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения. Такой вид медицинской помощи детям в последние годы получает в России все большее распространение. В связи с этим большой интерес представляет опыт организации такого вида медицинской помощи в отдельных зарубежных странах.

В США показательным в этом отношении примером является Программа по охране здоровья детей в больнице Блайздейле (штат Нью-Йорк), включающая работу дневного стационара для детей, которые могут находиться дома, но нуждаются в медицинской и реабилитационной помощи и не могут получить ее в школе или поликлинике. До возвращения детей домой в конце дня им обеспечиваются различные виды специализированной медицинской помощи и сестринский уход, удовлетворяются их потребности в физиотерапии, трудовой терапии и логопедии. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа с учетом психологических и лечебных потребностей. Кроме того, к каждому ре-

бенку прикрепляется социальный работник для обеспечения семейной поддержки. В случае необходимости оказываются текущая психосоциальная поддержка и консультирование. Услуги для детей школьного возраста обеспечиваются совместно с полным курсом учебной программы. Дети дошкольного возраста (от 1 года до 5 лет) получают медицинскую помощь через Центр раннего детского возраста при больнице. Дети, подлежащие охвату этой программой, имеют следующие заболевания (хотя их перечень не ограничен): различные ортопедические состояния, включая последующее хирургическое вмешательство, требующее интенсивной реабилитации; медицинские состояния, требующие ежедневного медицинского и сестринского наблюдения, например химиотерапии; последствия травм головного мозга; нарушение обмена веществ; легочные расстройства (включая детей, пользующихся аппаратами для искусственной вентиляции легких) [1].

Направления в дневной стационар могут исходить из различных источников: больниц, врачей, школ, родителей и организаций управляемой помощи. При выписке планируются следующие мероприятия: организация приема в школу, назначение на повторный прием к врачу, консультативные службы и постоянные контакты с социальной службой. В период пребывания в дневном стационаре и при планировании мероприятий, связанных с выпиской, много внимания уделяется психосоциальному состоянию ребенка.

В структуре детской больницы в Сент-Фрэнсисе (штат Оклахома) предусмотрен постоянно действующий детский дневной стационар. Ранее он был отделением клинических решений, работает с 10.00 до 20.00 с понедельника по пятницу. Фактически это альтернатива для детей, нуждающихся в длительном лечении или постоянном наблюдении. Предоставляемые услуги шире, чем просто визит к врачу, и позволяют избежать обращения в отделение скорой помощи или госпитализации. Дипломированный сестринский персонал обеспечивает современный уровень высококачественной помощи амбулаторным пациентам-детям. Медсестры и вспомогательный персонал осуществляют надзор за лечением и оказывают следующие медицинские услуги: лечение антибиотиками, химиотерапию, гидратацион-ную терапию, переливание продуктов крови.

Детская больница и научный центр в Окленде (штат Калифорния) имеют многолетний опыт работы дневного стационара для детей, в котором амбулаторные пациенты с такими хроническими заболеваниями, как гемофилия, серповидноклеточная анемия и рак, в комфортных условиях могут получать необходимые переливания крови и внутривенные инъекции лекарств. Специальная программа этого центра позволяет обеспечивать замену эритроцитов для пациентов с серповидноклеточной анемией, а также сбор стволовых клеток для пациентов, нуждающихся в пересадке костного мозга. Производится тестирование различных лекарств на толерантность, осуществляются и развлекательные программы для детей. Направление в стационар выдается лечащим врачом. Стационар работает с понедельника по пятницу и каждое третье воскресенье с 7.00 до 17.30 [3].

Детская клиника " Люсил Пакард" в Стэнфорде (штат Калифорния) имеет отделение — дневной стационар на 8 коек для детей, нуждающихся в больничном лечении без необходимости оставаться в больнице на ночь. Стационар работает с 7.00 до 22.00, по субботам с 8.30 до 17.00. Предоставляемая медицинская помощь включает

переливание продуктов крови, химиотерапию, внутривенные вливания, противовирусную терапию, лечение гемофилии, лекарственную седативную терапию, противогрибковую терапию, иммуноглобулиновую терапию, реабилитацию после биопсии печени и почек и катетеризации сердца, лечение антибиотиками и др. Направление в стационар ребенку выдает его лечащий врач [4].

В Канаде при еврейской общеклинической больнице Университета МакГилл действует дневной/вечерний детский психиатрический стационар [5]. Он обеспечивает интенсивное лечение для детей с серьезными психоэмоциональными и поведенческими проблемами, которые мешают им адаптироваться в школе и дома. Эти дети имеют широкий диапазон диагнозов, включая расстройства поведения, депрессию, беспокойство, проблемы взаимоотношений с родителями. Детям и их родителям предлагается всесторонняя лечебная программа, которая включает психологическую оценку, индивидуальную и семейную терапию, обучение социальной адаптации, учебные занятия, психотерапию искусством и трудотерапию. Персонал стационара состоит из психологов, психиатров, медсестер психиатрического профиля, социальных работников, трудотерапевтов. Дневной/вечерний стационар имеет 3 отделения.

Отделение для пациентов в возрасте от 3 до 7 лет. Дети посещают стационар 4 раза в неделю, родители присутствуют на занятиях по семейной терапии. Для некоторых пациентов предусмотрена индивидуальная игровая терапия.

Вечерний стационар, в котором проводится лечение детей, испытывающих затруднения в социальной адаптации, и семейная терапия для родителей. Пациенты посещают стационар 2 раза в неделю в вечерние часы.

Дневной стационар, в котором действует многомодельная программа лечения в течение одного академического года для детей от 7 до 12 лет. По 3 или 4 раза в неделю дети посещают специальные образовательные классы в течение всего дня, в каждом классе 7 учеников. Дети получают специальную игровую терапию и тренинг по социальной адаптации. Все родители принимают участие в еженедельной семейной терапии.

Таким образом, анализ опыта работы отдельных клиник США и Канады, при которых действуют дневные стационары для оказания медицинской помощи детям, свидетельствует об эффективности и востребованности такой формы организации охраны здоровья детского населения. Отдельные организационные технологии, прошедшие многолетнюю апробацию в таких лечебных заведениях, могут быть использованы при организации детских дневных стационаров при больницах и поликлиниках в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Pediatric Care Programs at Blythedale Children's Hospital: Day Hospital (2010) http://www.blythedale/org/programs.php?title=Day%20 Hospital.

2. Saint Francis Health System: Children's Day Hospital (2011) http:// www.sfh-childrenshospital.com/services/cDayHosp.aspx.

3. Children's Hospital and Research Center Oakland: Day Hospital (2011) http://www.childrenshospitaloakland.org/healthcare/depts/ day_overview.asp.

4. Lucile Packard Children's Hospital at Stanford (2011) http://www. lpch.org/clinicalSpecialitiesServices/Services/Day Hospital/day-Hospital.html.

5. Gradinger J., Hardoon K. Jewish General Hospital — Day/Evening Hospital (2010) http://www.jgh.ca/en/DayEveningHospital.

Поступила 24.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.