Этнопсихология
Валерия Мухина
ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ: РОДОВЫЕ ТРАДИЦИИ -ИЗНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕНТАЛИТЕТА НАРОДОВ МИРА
Аннотация. В статье речь идет о сущностных особенностях первых этапов истории развития самосознания представителей рода человеческого. Автор настаивает на том, что самосознание родового человека во все времена и на всех пространствах земного шара имеет выраженную идентичность в построении структуры самосознания, в типологии формирования картины мира и ценностных ориентаций.
Ключевые слова: сущностные особенности развития самосознания человека в истории человеческого рода; условия развития и бытия человека; реалии предметного мира; реалии образно-знаковых систем; реальность природы; реальность социально-нормативного пространства; «Они» - «Мы»; пульсирующая сущность самосознания; полифония самосознания родового человека.
Annotation. The article is about the essential peculiarities of the first stages of human beings' self-consciousness history. The author insists on the fact that the tribal man's self-consciousness has a definite identity in the building of the structure of self-consciousness, in the typology of the world picture creation, in the value orientations at all times and everywhere.
Keywords: essential peculiarities of the development of self-consciousness in the history of the mankind; the conditions of people's development and being; realities of the objective world; realities of the image-sign systems; the reality of nature; the reality of the social-normative space; "They" - "We"; the pulsating essence of self-consciousness; the polyphony of the tribal man's self-consciousness.
Наступил XXI век Можно говорить о том, что уже ушел в историю дра-
матический ХХ век, завершающий второе тысячелетие новой эры. За последнее столетие население планеты увеличилось в четыре раза.
Благодаря тому, что перед человечеством открылась возможность шагнуть в просторы Вселенной, мы смогли увидеть нашу планету со стороны, из космоса. При этом «воистину одним из самых поразительных
137
№ 4 - 2009
Возможность изучать этносы, сохраняющие родовые традиции
Условия развития
родового
самосознания
открытий ХХ столетия стало осознание того, как, в общем-то, невелик наш земной шар» [1].
В то же время мы все больше узнаем о нашей Земле и друг о друге. Благодаря самолетам и другим видам транспорта, благодаря телекоммуникациям и компьютерной сети дальние страны оказались совсем рядом. Мы начинаем понимать не только то, что наш мир крайне хрупок, но и то, что мы, человеки, так мало знаем друг о друге и о сущностных особенностях развития самосознания человеческого рода. Здесь я буду обсуждать истоки: самосознание родового человека.
Живя в СССР, а затем в России, я не получила возможности непосредственно исследовать многие интересующие меня этносы, которые сохранили по сей день в явном виде родовые традиции. Однако мои многолетние экспедиции к народам Севера и Дальнего Востока дали мне колоссальную возможность изучать культуры, которые сохраняют до сего времени часть менталитета родового сознания. В то же время я имела возможность через своих аспирантов - представителей Африканских стран - изучать ментальные особенности разных этносов, сохраняющих и поныне традиционную родовую ментальность.
В результате опыта собственных исследований народностей Севера и Дальнего Востока (чукчи, эскимосы, ненцы, коряки, ханты, манси, саамы, эвенки, алеуты, нивхи и др.), в результате материалов, собранных благодаря моим африканским ученикам (Чад, 1984-1987; Конго, 1987-1990; Бенин, 1992-1995; Намибия, 20032006; Сан-Томе и Принсипи, 2003-2005; Ангола, 20072010), и благодаря долгим рефлексивным беседам с ними, в результате изучения трудов философов, этнопсихологов, антропологов, этнографов, историков, писателей-путешественников и других заинтересованных проблемой самосознания представителей родовых культур [2-16], я получила возможность подойти к обобщению тенденций типологии истоков и особенностей развития самосознания человеческого рода.
Благодаря изучению ментальных особенностей многочисленных представителей этносов, сохраняющих по сей день традиционную родовую ментальность, я вышла к видению тех реальных феноменов, которые всегда являлись условием развития самосознания представителей многочисленных этносов, населяющих нашу планету [17-21].
К условиям развития и бытия человека - представителя родовой культуры - всегда относились: 1 - реальность предметного мира, который создавался и поддер-
138
№ 4 - 2009
Общность типологии организации самосознания родовых культур
Регионы, в которых проводились исследования отстоят друг от друга на значительные расстояния
живался по родовым традициям; 2 - реальность образно-знаковых систем, которая развивалась у каждого рода по общечеловеческим законам развития психики в целом и мышления в частности; 3 - реальность природы, которая глубинно определяла сущностные особенности видов деятельности, питания, условия жизни, мифы, разрешения и табу рода; 4 - реальность социально-нормативного пространства, которая также развивалась у каждого рода по законам социально-психологических отношений людей.
Если обратиться к анализу названных условий развития и бытия людей родовых культур, то при всем внешнем и сущностном многообразии этих условий самым поразительным оказывается общность типологии их организации и осознания их сущностной значимости.
Действительно, во всех родовых культурах мы находим: 1 - материализованную реальность предметного мира (жилища, в которых ночует, бытует, прячется от непогоды семья рода; домашнюю утварь; орудия охоты, земледелия, собирательства, выпаса домашних животных; одежду и украшения и т.д.); 2 - сложившуюся реальность образно-знаковой системы, которая помимо родового языка включает родовую мифологию, разрешения и табу, приметы, заговоры, добротопожелания и проклятия - все то, что формирует конкретную менталь-ность родового сознания и самосознания; 3 - реальность природы, в которой производит свою историю конкретный род, при этом именно природный ландшафт - часть земной поверхности с характерным сочетанием рельефа, климата, почв, растительного и животного мира и другие природные особенности определяют специфику развития образа жизни и специфику формирования сознания и самосознания рода; 4 - реальность социально-нормативного пространства как условие развития отношений, как условие, опосредствующее механизмы развития и бытия человеческой общности и индивидуальности.
Мною анализировались особенности менталитета народностей Севера и Дальнего Востока; представителей родовых культур Африки, Австралии и Новой Гвинеи. Если посмотреть на атлас мира, то ясно видно, что эти географические регионы отстоят друг от друга на весьма значительные расстояния. Это исключает взаимопроникновение культур и способов деятельности психики (мышления, речевого опосредования, мифотворчества, построения картины мира и т.д.). Однако...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
139
№ 4 - 2009
Однотипность развития самосознания родового человека на нашей планете
Однако вызывает чувство изумления однотипность развития самосознания родового человека на нашей планете. Открытая, описанная и обоснованная мною в течение многих десятков лет концепция структурных звеньев самосознания оказалась продуктивной при анализе ментальностей представителей родовых культур народностей Севера и Дальнего Востока, Африканских этносов в их родовых воплощениях, австралийских аборигенов и Папуа - Новой Гвинеи. Добытые путем многолетних полевых исследований представителей северных народностей России, путем рефлексивных бесед и специальных полевых исследований моих учеников, представителей этносов африканских стран, путем реконструкции исследований многих известнейших ученых данные дали мне основание говорить о единой типологии самосознания представителей родовых культур.
Племя ограничивало родового человека
Человек в своей истории открыл для себя сущностные значения «Они» и «Мы»
Философы, начиная с древних времен, отмечали социальную природу человека. Так, еще Аристотель писал о социальной природе человека и об особенностях мышления у древних народов [22]. Много позднее, анализируя социальную природу человека, Ф. Энгельс четко резюмировал: «Племя оставалось для человека границей... по отношению к иноплеменнику» [23]. В философской литературе можно найти много соображений по поводу ментальных особенностей родового самосознания. К. Маркс вслед за предшественниками также утверждал, что «индивид есть общественное существо» [24].
Исходя из идей философов о социальной сущности человека, Б. Ф. Поршнев показал, что человек в своей истории открыл для себя вначале иноплеменника, а затем свое племя, сначала открыл «Они», а потом «Мы». Для того чтобы появилось субъективное «Мы», требовалось выделить в своем сознании неких «Они» и обособиться от них. Как указывал Б. Ф. Поршнев, «Они» еще первичнее, нежели «Мы»: «Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления "о них"». Ученый писал о том, что «сознание "мы" при ясно выраженном сознании, что есть "они". "Они" - это "не мы", а наоборот: "мы" - это "не они". Только ощущение, что есть "они", рождает желание самоопределиться по отношению к "ним", обособиться от "них" в качестве "мы"» [25].
Этнография, история, социальная психология, этнопсихология, психология личности и другие науки, изучающие понимание сущностного развития самосознания человеческого рода, показывают, что в первобыт-
140
№ 4 - 2009
Глобальная характеристика человека рода
ном обществе « Мы » - это всегда «люди», «человеки», а «Они » - не совсем люди, не люди. Самоназвание множества племен и родов в переводе до сих пор означает просто «люди», а названия соседних племен: «Нелюди», «настоящие враги», «враги» и др. [26]. «Они» - это все те, кто находится вне нашего племени, вне «Мы».
В первобытном обществе человек принадлежит своему роду, его общение ограничено рамками своего рода. Первобытные ценностные ориентации - некая глобальная характеристика человека родом.
По поводу особенностей первобытных племен Ч. Дарвин писал: «У дикарей и, вероятно, также у первобытных людей поступки считались хорошими или дурными смотря лишь по тому, насколько они могли быть непосредственно полезны племени, а не виду или отдельному члену племени [выделено мною. - В. М.]. Это заключение согласуется с теорией, по которой так называемое нравственное чувство развивалось первоначально из общественного инстинкта, потому что оба вначале ориентировались исключительно на общественные интересы» [27].
Постепенно, под влиянием развивающегося общения, в трудовой деятельности стало образовываться собственно человеческое сообщество, что предполагает очеловечивание таких качеств, как способность идентифицироваться с соплеменниками и с задаваемыми нормами и табу. Ч. Дарвин писал о том, что «добродетели, которым должны в общих чертах следовать примитивные люди для того, чтобы объединяться обществом, суть именно те, которые и до сих пор считаются наиболее важными. Разница только в том, что они здесь применяются почти исключительно к членам одного племени. Никакое общество не сохранилось бы, если бы убийство, грабеж, измена и т.д. были расположены между его членами; вот почему эти преступления в пределах своего племени клеймятся "вечным позором", но не возбуждают подобных чувств за этими пределами» [28].
Во все времена и на всех пространствах земного шара самосознание родового человека имело и имеет определенную идентичность
Самосознание родового человека во все времена и на всех пространствах земного шара имеет удивительную идентичность в построении его структуры, в типологии формирования картины мира и ценностных ориентаций.
В родовых культурах повсеместно наблюдался и по сей день сохраняется культ предков и покойников; имеется объединяющая идея мифологического времени и пространства; сопричастие между людьми и ландшафтом; ориентация первобытного человека на предметный
141
№ 4 - 2009
мир, природу и «сверхприроду»; ориентация на мифические образы и знаки, на социальные нормативы, табу и тотемы. Кроме того наполнение звеньев самосознания во всех родовых культурах имело общие тенденции установок и ценностных ориентаций.
Содержательное наполнение звеньев самосознания
Реалии бытия человека вплетены во все звенья самосознания
Как известно, контекст социально-исторических условий определяет содержательное наполнение всех звеньев самосознания: 1 - звено имени, нареченного человеку как знак его отличия от других, имеющий особую интенцию и идентифицированный с телесной и душевной его индивидуальностью; 2 - звено притязаний на признание, рождаемое в недрах мифологии, религии и социальных ожиданий через инициации и практическую деятельность; 3 - звено половой идентификации, рождаемое в истории человечества и присваиваемое через мифы, инициации и реальные традиции; 4 - звено психологического времени, рождаемое мифологией и верованиями и превращаемое в индивидуальное время отдельного человека; 5 - звено социально-нормативного пространства, рождаемое в контексте бытия человека в обществе других людей.
Все звенья самосознания сущностно связаны друг с другом. Все звенья являют собой пульсирующую сущность самосознания. Эта сущность в истории человечества может выстраиваться на основе мифологических знаний о прошлом рода и на основе реального бытия и развития рода.
Кроме того мною была обнаружена общая для всех родовых культур тенденция к включению в содержательное наполнение структурных звеньев самосознания сущностных знаков всех внешних реальностей, ответственных за бытие и развитие человека: реальностей предметного мира; образно-знаковых систем; природной реальности; реальности социально-нормативного пространства.
Следует специально указать на то, что самосознание представителей родовых культур сопряжено с хаосом и гармонией множественности условий бытия человека, а также с множественностью составляющих его компонентов: мифологии; реального исторического опыта взаимодействия внутри рода и вне его; особенностей мышления. Изначальная основа менталитета представителей родовых культур, по существу, полифонична.
Я ввожу понятие полифония самосознания, так как оно должно объяснять множественность составляющих его способов мышления и сложное взаимодействие этих
142
№ 4 - 2009
составляющих в рамках складывающегося в истории человечества понимания сущности бытия.
Для прояснения особенностей менталитета представителей родовых культур, проживающих на огромных расстояниях друг от друга и бытующих в разных временных измерениях, следует специально обратиться к кропотливому сопоставлению типичного и особенного в их самосознании - к реконструкции самосознания родового человека.
(Продолжение следует.)
1. Киндерсли Д. Атлас мира. - Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; Москва, 1999.
2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Соч.: в 9 т. - Т. 5. - М., 1953. - С. 119-658.
3. Вундт В. Проблемы психологии народов. (Серия «Психология-классика».). - СПб., 2001.
4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1937.
5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.
6. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.
7. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М., 2004.
8. Фалько-Ренне А. Путешествие в каменный век. Среди племен Новой Гвинеи. - М., 1985.
9. Иорданский В. Б. Хаос и гармония. - М., 1982.
10. Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. - М.; СПб., 1999.
11. Артомова О. Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). - М., 2009.
12. ХарузинН. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта). - СПб., 1889.
13. Богораз-Тан В. Г. Чукчи. - Ч. I. - Л., 1934.
14. Анисимов А. Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). - М.,1936.
15. Крейнович Е. А. Нивхгу. - Ю.-Сахалинск, 2001.
16. Никонов В. Н. Этнонимы Дальнего Востока СССР // Этническая ономастика. - М., 1984.
17. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 2-е изд., исправл. и доп. - М., 2010.
18. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. -М., 1985.
143
№ 4 - 2009
19. Мухина В. С. Развитие межнациональных отношений - основа формирования самосознания личности // Просвещение на Крайнем Севере. - СПб., 1992. -Вып. 25. - С. 60-72.
20. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. - 1988.-№ 4. - С. 44-52.
21. Мухина В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. -№ 3. - С. 42-49.
22. Аристотель. Метафизика: Соч. в 4-х т. - Т. 1.
- М., 1976. - С. 429-433.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 21. - С. 99.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философ-ские рукописи 1844 года. Из ранних произведений. -М., 1956. - С. 590.
25. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1979. - С. 81.
26. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. -М., 1985. - С. 41.
27. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Соч.: в 9 т. - Т. 5. - М., 1953. - С. 233.
28. Там же. - С. 231.
29. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность.
- М., 2010. - С. 48-315; 503-735; Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - С. 39-57; Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. - 1988. - № 4. - С. 44-52.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
144
№ 4 - 2009