Научная статья на тему 'ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК'

ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / ЭВЕНКИ / САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИЗОБРАЖЕНИЯ ДУХОВ / РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна, Галеева Наиля Фазыловна, Сумин Виталий Викторович, Рябицев Артур Вадимович

Статья посвящена объектам сакрального ландшафта северных селькупов на оз. Момчик, которые были исследованы экспедицией Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) в полевой сезон 2022 г. В качестве исследовательских инструментов в статье применялись анализ, описание, метод исторической ретроспективы. Исследование строилось на полевых материалах экспедиции и данных научной литературы. В задачи исследования входило аккумулировать собранные по культовым объектам озера Момчик сведения и провести их первичное осмысление. В результате были сделаны следующие выводы. Было установлено, что изображение духа и шаманская лиственница-лестница на небо - культовые объекты на озере Момчик принадлежат именно селькупам, но почитаются и другими проживающими в этой местности народами - эвенками и ненцами. Изображенный на дереве дух видится бородатым дедом, отвечающим за удачу в рыбном промысле. Для получения этой удачи к нему полагается обратиться по определенным правилам - накормить рыбой, ухой или дымом. Представляется, что выполнять просьбы людей, не связанных с рыбным промыслом и обращающихся к нему не по форме, он может, но не обязан. Вера в силу порге , стоящего на Момчике, по-прежнему сильна у тех, кто там живет или проезжает мимо. Исследование вносит вклад в селькупскую этнографию, помогая сохранению традиционной селькупской культуры и оказывая содействие современным народам Севера в поиске новых форм этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE FIELD REPORT OF THE 2022 EXPEDITION: CULT OBJECTS ON LAKE MOMCHIK

The article is devoted to the objects of the sacred landscape of the northern Selkups on the lake. Momchik, which were studied by an expedition from the Scientific Center for the Study of the Arctic (Salekhard) in the field season of 2022. Analysis, description, and the method of historical retrospective were used as research tools in the article. The study was based on field materials of the expedition and scientific literature data. The objectives of the study were to accumulate the information collected on the cult objects of Lake Momchik and to conduct their initial comprehension. As a result of the study, the following conclusions were drawn. It was established that the image of the spirit and the shamanic larch-stairway to heaven - cult objects on Lake Momchik belong specifically to the Selkups, but are also revered by other peoples living in this area - Evenks and Nenets. The spirit depicted on the tree is seen as a bearded grandfather, responsible for good luck in fishing. To obtain this good luck, he is supposed to be approached according to certain rules - to feed him with fish, fish soup or smoke. It seems that he can, but is not obliged, to fulfill the requests of people who are not connected with the fishery and who do not address him in the form. Faith in the strength of the porg standing on Momchik is still strong among those who live there or pass by. The study will contribute to the Selkup ethnography, help preserve the traditional Selkup culture and assist the modern peoples of the North in the search for new forms of ethnicity.

Текст научной работы на тему «ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК»

17. Kurlaev A.E. Jevakuacija MAZIS i sozdanie avtomobil'noj promyshlennosti na Urale // Rossija mezhdu proshlym i budushhim: istoricheskij opyt nacional'nogo razvitija. - Ekaterinburg, 2008. - S. 224-227.

18. Bendik L.P. Rodom iz sorok pervogo: (O Shadrinskom avtoagregatnom zavode). - Cheljabinsk: Juzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991. -224 s.

19. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv goroda Moskvy (CGAM). F. R-415. Op. 16. D. 288.

20. CGAM. F. R-415. Op. 16. D. 298.

21. Shkreben' G.S. Cheljabinskij kuznechno-pressovyj zavod // Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija / gl. red. K.N. Bochkarev. - Cheljabinsk: Kamennyj pojas, 2008. T. 7. - S. 240.

22. Gosudarstvennaja vlast' SSSR. Vysshie organy vlasti i upravlenija i ih rukovoditeli. 1923-1991 gg. Istoriko-biograficheskij spravochnik / Sost. V.I. Ivkin. - M.: ROSSPJeN, 1999. - 639 s.

23. Parfenova S.A. Hronika jevakuirovannyh zavodov // Shadrinsk voennoj pory / Otv. red. S.V. Borisov. T. 1. - Shadrinsk: Izdatel'stvo Shadrinskogo pedinstituta, 1995. - S. 173-181.

24. P'yankov S.A., Bedel' A.Je. Vojna, ljudi i motory: istorija sozdanija Ural'skogo avtomobil'nogo zavoda (1941-1945 gg.) // Klio. - 2018. - № 9(141). - S.176-183.

ПЬЯНКОВ СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории и археологии УрО РАН (kliostefan@mail.ru).

P'YANKOV, STEPAN A. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Institute of History and Archeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (kliostefan@mail.ru).

этнография и этнология

УДК 397:291.2(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-262-268

степанова о.б., галеева н.ф., сумин в.в., рябицев а.р. из полевого отчета экспедиции 2022 г.: культовые объекты на

озере момчик

Ключевые слова: северные селькупы, эвенки, сакральный ландшафт, культовые объекты, изображения духов, рыбный промысел.

Статья посвящена объектам сакрального ландшафта северных селькупов на оз. Момчик, которые были исследованы экспедицией Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) в полевой сезон 2022 г. В качестве исследовательских инструментов в статье применялись анализ, описание, метод исторической ретроспективы. Исследование строилось на полевых материалах экспедиции и данных научной литературы. В задачи исследования входило аккумулировать собранные по культовым объектам озера Момчик сведения и провести их первичное осмысление. В результате были сделаны следующие выводы. Было установлено, что изображение духа и шаманская лиственница-лестница на небо - культовые объекты на озере Момчик принадлежат именно селькупам, но почитаются и другими проживающими в этой местности народами - эвенками и ненцами. Изображенный на дереве дух видится бородатым дедом, отвечающим за удачу в рыбном промысле. Для получения этой удачи к нему полагается обратиться по определенным правилам - накормить рыбой, ухой или дымом. Представляется, что выполнять просьбы людей, не связанных с рыбным промыслом и обращающихся к нему не по форме, он может, но не обязан. Вера в силу порге, стоящего на Момчике, по-прежнему сильна у тех, кто там живет или проезжает мимо. Исследование вносит вклад в селькупскую этнографию, помогая сохранению традиционной селькупской культуры и оказывая содействие современным народам Севера в поиске новых форм этничности.

STEPANOVA, O.B., GALEEVA, N.F., SUMIN, V.V., RYABITSEV, A.R. FROM THE FIELD REPORT OF THE 2022 EXPEDITION: CULT OBJECTS ON LAKE MOMCHIK

Key words: Northern Selkups, Evenks, sacred landscape, cult objects, images of spirits, fishing.

The article is devoted to the objects of the sacred landscape of the northern Selkups on the lake. Momchik, which were studied by an expedition from the Scientific Center for the Study of the Arctic (Salekhard) in the field season of2022. Analysis, description, and the method of historical retrospective were used as research tools in the article. The study was based on field materials of the expedition and scientific literature data. The objectives of the study were to accumulate the information collected on the cult objects of Lake Momchik and to conduct their initial comprehension. As a result of the study, the following conclusions were drawn. It was established that the image of the spirit and the shamanic larch-stairway to heaven - cult objects on Lake Momchik belong specifically to the Selkups, but are also revered by other peoples living in this area - Evenks and Nenets. The spirit depicted on the tree is seen as a bearded grandfather, responsible for good luck in fishing. To obtain this good luck, he is supposed to be approached according to certain rules - to feed him with fish, fish soup or smoke. It seems that he can, but is not obliged, to fulfill the requests of people who are not connected with the fishery and who do not address him in the form. Faith in the strength of the porg standing on Momchik is still strong among those who live there or pass by. The study will contribute to the Selkup ethnography, help preserve the traditional Selkup culture and assist the modern peoples of the North in the search for new forms of ethnicity.

В августе-сентябре 2022 г. на базе Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) и при поддержке Департамента внешних связей ЯНАО была реализована полевая часть проекта «Комплексные этнографические исследования селькупов в Ямало-Ненецком автономном округе». В экспедиционный отряд вошли авторы данной статьи. Маршрут экспедиции включал озеро Момчик, где планировалось собрать материалы о предположительно имеющемся там порге -

одном из изображений духов, которые селькупы вытесывали на деревьях. Порге посвящались родовым духам, «ответственным» за промысловую удачу рода, и считались их воплощением. Каждый селькупский род раньше имел своих порге.

Для селькупской традиции характерно утаивание сакральных объектов. До сих пор фиксируются такие явления, как массовый страх селькупов перед старыми порге и избегание мест, где они находятся. Много затерянных в лесу порге погибли под воздействием природной стихии - сгорели в лесных пожарах, упали в реки при подмывании и обрушении берегов водой, сгнили от старости. Предположительно, сегодня в районе проживания селькупов осталось лишь несколько подобных памятников культуры. Обнаружить порге, добраться до них и сделать их научное описание - трудная, но важная научная задача.

Библиография порге не очень обширна. Непосредственно этому элементу культуры посвящены статьи Иг.В. и Ир.В. Беличей [1] и О.Б. Степановой [5]. В ряде этнографических трудов содержатся разного объема материалы о порге [2, 3, 4].

Озеро Момчик входит в речную систему Таза, из него вытекает одноименная впадающая в Таз речка. Озеро расположено в междуречье Таза и реки Турухан - левого притока Енисея. Летом, при передвижении по воде, озеро труднодоступно - верховья извилистой р. Момчик за последние два десятилетия сильно заросли и обмелели, сейчас доехать до озера на моторной лодке невозможно. Зимой добраться до озера проще - на снегоходе от Красноселькупа (116 км), Совречки (57 км) или Сидоровска (40 км). Тем не менее, экспедиционный отряд был заброшен на озеро именно летом (на вертолете), поскольку зимой изучаемые объекты завалены снегом и работать с ними сложно.

Момчик - озеро богатое рыбой. В месте истока р. Момчик - много родников, поэтому зимой там нет замора и возможен круглогодичный лов рыбы. Далеко не все водоемы округи обладают таким достоинством. Можно уверенно говорить о том, что на землях вокруг озера Момчик издревле жили люди. В XVII в. берега о. Момчик принадлежали Мангазее - первому русскому городу за Полярным кругом. Озеро лежало на середине пути от тазовской Мангазеи к ее наследнице - Мангазее туруханско-енисейской. По этому пути русские служилые люди передвигались на восток и, переправляясь через Енисей, осваивали просторы Восточной Сибири. Однако утверждать, что на Момчике когда-то было русское население, данные не позволяют. С середины XVII в. территорию между старой и новой Мангазеями, включая оз. Момчик, стали осваивать переселявшиеся на север со Среднего Приобья селькупы, соперничая за промысловые угодья с ненцами.

В самом начале XX в. на Момчике и расположенных к востоку от него Боговых (Советских) озерах обосновалось несколько эвенкийских родов. На землях вокруг Момчика осели эвенки Аркадьевы, принадлежащие к роду Чоноко, переселившиеся с Верхнего Таза, где появились за 5060 лет до того, как покинули бассейн Подкаменной Тунгуски [8, с. 164-165]. В 1929 г. род Аркадьевых с озера Момчик образовал колхозное объединение «Красный эвенк» из 8 хозяйств [9, с. 14]. Известные данные о проживающих на Момчике эвенках, умалчивающие о его селькупском населении, обычно порождают сомнения в наличии такого населения. Однако это ошибочный взгляд: селькупы появились на Момчике намного раньше эвенков и впоследствии оттуда никуда не уходили. При изучении изображения духа с озера Момчик устанавливается неизбежная связь с вопросом этнического состава населения, которому оно принадлежало. Экспедиция 2022 г. получила множество доказательств исторического присутствия здесь селькупов.

Нашим проводником и информантом в поездке на Момчик был Виктор Никанорович Оягир (1959 г.р.) - эвенк, родившийся в Совречке и женатый на селькупке, родом с Момчика - Любови Ивановне Аркадьевой (ум. в 2021 г.). В семье Любови Ивановны было много эвенкийско-селькупских браков, но и она, и ее отец, и дед (Аркадьевы) всегда твердо относили себя к селькупам. Виктор Оягир после женитьбы на Любе пришел жить в ее семью. Дед Любы, Сергей Аркадьев (Виктор его не застал) был большим шаманом и носил селькупское имя Коптык Ира, которое в переводе означало «низенький, маленький человек». В 2001 г. чета Оягиров продала Окружному музейно-выставочному комплексу им. И.С. Шемановского содержимое его шаманской нарты, включавшее костюм и комплекс многочисленных железных изображений духов, хранящихся отдельно от костюма. Большую часть жизни Виктор и Люба прожили на Момчике, работая рыбаками сначала Туруханского промхоза, а затем красноселькупской

рыбодобывающей компании «Алькор». Несмотря на привязку к Момчику, Виктор хорошо знает всю область водораздела Таза и Енисея (по параллели от Игарки до Туруханска). Оягир одинаково владеет двумя языками - эвенкийским и селькупским, понимает ненецкий и кетский, однако языком повседневного использования для него является русский. Данных о порге, которые сообщил Виктор, оказалось немного, но их достоверность сомнений не вызывает. Важными для исследования порге стали сведения о селькупской семье Аркадьевых, чьи родовые угодья находились на Момчике. Они подтверждают принадлежность изображения духа селькупам.

Порге, которому была посвящена наша поездка, располагается близ места, где река Момчик вытекает из озера, - на небольшой возвышенности, образованной берегом, в маленькой березовой роще. Расстояние от порге до русла реки составляет около 10 метров, до старого запора, который перегораживает русло реки, 20 метров, до озера 50 метров, до рыбацких домиков 100 метров (Фото 1). Порге представляет собой две личины, два антропоморфных изображения, вырубленных топором на стволе большой лиственницы (Фото 2). Лиственница давно упала. Ее лежащий на земле трухлявый ствол сохранился фрагментарно. При падении дерева пень расщепился на несколько крупных коряг. Сила падения и время раздвинули комель и немного развернули осколки пня, создав из них причудливую композицию. На двух осколках находятся изображения духов.

Рис. 1. Вид на озеро Момчик в месте выхода из него одноименной реки и на рыбацкие домики и хозпостройки. В роще, расположенной на левом берегу реки, находится порге Водяного старика. В правой стороне снимка, на берегу озера видна верхушка лиственницы-лестницы на небо. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото А. В. Рябицева.

Рис. 2. Порге на озере Момчик. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото О.Б. Степановой.

По некоторым сведениям, одна часть ствола сломавшейся лиственницы, на которой находится одна из личин, была перенесена сюда с другого берега реки Момчик. Но не вполне ясно,

можно ли доверять этому. Директор Красноселькупского музея М.И. Федорова, ездившая с нами на Момчик, предположила, что личина на меньшем осколке пня младше другой личины, заросшей корой и разместившейся на крупном осколке с видимым комлем. Возможно, младшая личина и была перенесена вместе с куском дерева с правого берега - комель у этого куска не виден.

Изображения выполнены в едином стиле: обе личины остроголовые (остроголовость характерна для селькупской антропоморфной культовой скульптуры, у эвенков она не распространена), лоб и нос сделаны в одной плоскости, скуловые части слегка углублены. Правое изображение (если стоять к порге лицом) наполовину заросло корой. На нем можно разглядеть еще отверстие, обозначающее глаз, и рот с широкими приоткрытыми губами. У левой личины на лбу сделана зарубка, позволяющая предположить, что на духе надета шапка, глаза-бусины посажены глубоко и близко к носу (одна бусина выпала), вместо рта также вставлена бусина. От крыльев носа вниз, расширяясь, идут две борозды-зарубки, обозначающие бороду. Другие части тела, помимо головы, у обеих личин отсутствуют. Правое порге, расположенное на самом крупном осколке пня, смотрит на север. По-видимому, туда же была обращена раньше и вторая личина, сейчас немного развернутая на восток. Вероятно также, что порге были ориентированы на русло реки - обе личины смотрят прямо на реку.

Состояние ближайшего к порге пространства мешает испытывать трепет перед священным изображением - вокруг разбросаны топляки, куски строительной сетки, сломанный короб от нарты, по-видимому, используемый для перевозки рыбы и множество других предметов.

На вопрос о половой принадлежности порге информант В. Оягир ответил так: «Это лиственница сделанная, старичок рисованный, в землю врос. Порге его называют, идол. Есть ира - это мужик, има - это женщина. Он Ира, потому что с бородой» (ПМА 2022). В научной литературе порге с Момчика упоминается единожды - в работе И.Н. Гемуева, и называется Водяным стариком [2, с. 108-109]. Название «лиственница сделанная», которое В. Оягир дал порге в одной из своих фраз, наводит на мысль, что духом представлялось само дерево [6]. Эту мысль подтверждает рассказ В. Оягира о том, что по соседству с Момчиком, на Парусовом озере, стоит «лиственница здоровенная, тряпками обмотанная, ее кормят, дымокур делают - чтобы рыба была, хорошо попадалась» (ПМА 2022). Несмотря на то, что личин на дереве две, о порге все информанты говорят в единственном числе. Из этого можно заключить, что дух воплощается в двух личинах сразу, и неважно, была ли вторая личина вырезана на одном дереве с первой, или ее перенесли с другого берега.

Личины духов сохранили следы кормления - вокруг ртов у них явно видны жирные пятна, у левого изображения старый жир образовал толстую черную корку. Как пишет И.Н. Гемуев: «Водяному старику» - идолу на озере Момчик - табак в рот кладут, добытую рыбу в рот суют» [3, с. 108-109]. Во время нашей экспедиции состоялся характерный разговор на тему кормления духа с нашим информантом:

- Виктор Никанорович, а их что, кровью обмазывают?

- Они, как его, рыбу едят.

- А оленьим жиром?

- Нет, рыбьим. Зачем оленьим?

- А рыбьим зачем?

- Чтобы рыба ловилась.

- А оленьим - чтобы олени ловились.

- Оленя что - вышел в стадо, забил, да и все. А он по рыбному делу. Щуку добудешь, вон, жир налей, или отсюда ложишь (имеется ввиду - налить ухи в миску в доме и отнести к изображению божка - О.С.) (ПМА 2022).

То есть главное предназначение духа на Момчике - обеспечивать удачу в рыбном промысле. И неспроста он находится рядом с местом, где испокон веков стоял рыбный запор. Об «урожайности» этого запора В. Оягир много рассказывал: за зиму рыбаки вычерпывают из него десятки тонн рыбы.

Помимо рыбы, рыбьего жира и табака, порге приносятся, как мы убедились в ходе экспедиции, и другие жертвы. При осмотре порге были обнаружены многочисленные приклады -повязанные на сам пень и на ветви стоящих рядом деревьев ленты из хлопковой ткани, главным образом белого цвета. На выступах пня висела также пара современных часов на металлических

браслетах, действующая пятирублевая монета на нитке, продетой в просверленное в ней отверстие, низка бисера и «гантели ненецкие» (как сказал информант) - старинная бронзовая подвеска с крестовиной внутри. У подножия пня лежал старинный закопченный котелок (из литой меди), нужный для совершения традиционного жертвоприношения. В нем следует разводить костер, дым от которого служит духу пищей. Кроме того, в жертву порге приносят монеты, сигареты или «серьги в уши вешают»; если есть, духа поят алкоголем.

Многочисленные пожертвования, которые украшают порге сегодня, говорят о том, что вера в силу духа по-прежнему жива. Наш информант на вопрос об его отношении к духу ответил, что тоже верит в его чары. Тем не менее, во время нашего визита к духу В. Оягир отказался повязывать ему ленты и кидать монеты, сославшись на то, что уже стар для этого. Возможно, он не стал приносить жертвы, потому что больше не участвует в рыбном промысле и (или) ему, как бывалому рыбаку, не подходит наш способ принесения жертв. Не исключено также, что для совершения обряда ему показалась неподходящей компания. В разговоре с ним выяснилось, что «женщины на личину не ходят», но в то же время ходят - если попадают сюда не специально, а бывают здесь, например, проездом: «Там женщина проезжала, ненка, она просила сводить к нему... Она приехала, здесь переночевала, я их по дороге встретил, они с проводником на буранах ехали. Она сказала, что едет к своей сестре, там поселок есть, прямо возле моря. Здесь переночевала и утром пошла туда, где идол. Бутылку ребятам дала, а остальное туда унесла. И налила, я смотрю, туда унесла, бутылку вылила, там костерчик, видимо, развела, чтобы костерчик был, костерчик обязательно разводить» (ПМА 2022). Данные сведения позволяют сделать следующий вывод: к порге на Момчике позволено обращаться и женщинам, и чужим людям, никак не связанным с рыбацкой профессией, и дух волен выполнить или не выполнить их просьбы. Однако основное предназначение духа - обеспечивать удачный рыбный промысел именно в этом месте; чтобы дух мог выполнить свой долг, обращаться к нему нужно согласно определенным правилам, имеющим тесную связь только с рыбой.

К существенной информации, связанной с порге, следует отнести замечание М.И. Федоровой о том, что нельзя подходить к сакральным объектам вечером и ночью.

Интересен вопрос о возрасте порге на Момчике. Нам его не удалось определить даже примерно. Ясно, что возраст лиственницы, на которой вырезан дух, составляет несколько сотен лет. Сам порге тоже очень древний, о чем можно судить по наплывам коры на одной из личин, но дерево должно быть значительно старше, так как порге вырезают, как правило, на выдающихся по своим размерам деревьях.

Второй культовый объект на озере Момчик - шаманское дерево «лестница на небо» - тоже присутствовал в нашей рабочей программе, но на «вторых ролях». Никто особо не рассчитывал, что объект сохранился, и когда мы его нашли, были приятно удивлены. Дерево-лестница на небо оказалось старой засохшей лиственницей с зарубками на стволе (Фото 3).

Фото 3. Вид сверху на шаманское дерево-лестницу на небо, стоящее на берегу озера Момчик. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото А. В. Рябицева.

Когда-то ствол лиственницы был раздвоенным, но потом одна из его половин сломалась. Лиственница стоит почти у самой воды, расстояние от нее до порге, насчитывает около 300 метров (Фото 1).

В научной литературе шаманское дерево с зарубками, по которому шаман поднимался на небо, упоминается лишь однажды - первыми учеными-селькуповедами Г.Н. и Е.Д. Прокофьевыми (термин «дерево-лестница, ведущая на небо» принадлежит им), и вполне вероятно, что они писали именно о дереве на оз. Момчик, поскольку поселок Янов Стан, где этнографы в 1925-1928 гг. собирали свой материал, расположен сравнительно недалеко от Момчика, в том же районе.

Согласно сведениям В. Оягира, шаман во время камлания поднимался по ступеням-зарубкам на вершину этого дерева, прыгал оттуда в воду озера и выныривал у острова, расположенного в 150 метрах от него. «Ну, один шаман там прыгал, я не знаю, кто. Он нырял там. Зарубки, по которым он туда поднимался - чтоб нога не скользила. Прыгал с дерева в воду и возле острова выныривал, метров 150 под водой проплывал, как гагара. Это не дедушка Любы нырял, а другой какой-то шаман, который умеет плавать. Дедушка Любы, шаман, плавать не умел. Не знаю, каким духом... тут рассказывают, что натурально нырял, там же зарубки, по ним он поднимался и оттуда нырял. Ну, без скафандра, без всего нырял. И вылазил возле острова, ну, рассказывают. Как дыхания у него хватало, еще же надо подняться на лиственницу, в воду упасть точно надо и правильно, не расшибиться. Хы-хы, вдруг животом упадет, живот сразу лопнет, говорят, лопается живот. Оттого ныряют то ногами вниз, то головой вниз - спортсмены же вот, по телевизору видишь» (ПМА 2022).

Интерпретируя сведения информанта, можно утверждать, что эта лиственница являлась не только лестницей на небо, но еще и средством попадания в подводный мир, и шаману, который с нее нырял, были подвластны путешествия по подводному миру. К сожалению, имя шамана, который совершал все эти чудеса, В. Оягир назвать не смог.

В ходе экспедиции была проведена тщательная фотофиксация обоих памятников, сняты их координаты и в форме обращения к главе Красноселькупского района Ю.В. Фишеру сделана заявка на внесение их в реестр охраняемых законом культурных объектов.

Итак, исследование аккумулировало и в первом приближении осмыслило уникальные материалы о культовых объектах северных селькупов, собранные в экспедиции 2022 г. Итогом исследования стали следующие результаты. Было установлено, что изображение духа, вырезанное на дереве на берегу озера Момчик, и шаманская лиственница-лестница на небо принадлежат именно селькупам, но почитаются и другими проживающими в этой местности народами -эвенками и ненцами. Изображенный на дереве дух представляется бородатым дедом, отвечающим только за рыбный промысел. Для обеспечения удачи в рыбном промысле к нему полагается обратиться по определенным правилам - накормить рыбой, ухой или дымом. Выполнять просьбы людей, не связанных с рыбным промыслом и обращающихся к нему не по форме, он может, но это не является его долгом. Вера в силу порге, стоящего на Момчике, по-прежнему сильна у тех, кто там живет или проезжает мимо. Авторам не удалось выяснить возраст изображения порге и записать связанное с ним предание (каждый порге изначально имел свою легенду), однако они надеются, что полученные ими сведения найдут свое место в будущих этнографических исследованиях, а также внесут свою лепту в сохранение и возрождение культурного наследия северных селькупов [7].

Литература и источники

1. Белич Иг.В., Белич Ир.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень, 1997. - № 1. - С. 99-112.

2. Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало ХХ в.). - Новосибирск: Наука, 1984. - 156 с.

3. ПелихГ.И. Селькупы XVII века. Очерки социально-экономической истории. - Новосибирск, 1981. - 177 с.

4. Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Сб. МАЭ, Т. 33. - Л.: Наука, 1977. - С. 66-79.

5. Степанова О.Б. Родовые святилища и изображения родовых духов в сакральном ландшафте Таза и Турухана // Вестник Брянского государственного университета. - 2020. - № 4. - С. 93-104.

6. Степанова О.Б. Мифологический образ матери-дерева в традиционном мировоззрении селькупов // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2007. - № 3. - С. 115-118.

7. Степанова О.Б. Социальная политика государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера в начале XXI в. (на примере северных селькупов) // Социальные отношения в историко-культурном ландшафте Сибири. - СПб., 2017. - С. 349-444.

8. Туголуков В.А. У эвенков западной части Эвенкийского национального округа и Туруханского района Красноярского края // Советская этнография. - 1963. - №3. - С. 159-165.

9. Шапошникова Э. Коллективизация // Северный край. - 2004. - № 27.

References and Sources

1. Belich Ig.V., Belich Ir.V. K voprosu o kul'tovyh mestah tazovskih sel'kupov // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - Tyumen', 1997. - № 1. - S. 99-112.

2. Gemuev I.N. Sem'ya u sel'kupov (XIX - nachalo XX v.). - Novosibirsk: Nauka, 1984. - 156 s.

3. Pelih G.I. Sel'kupy XVII veka. Ocherki social'no-ekonomicheskoj istorii. - Novosibirsk, 1981. - 177 s.

4. Prokofeva E.D. Nekotorye religioznye kul'ty tazovskih sel'kupov // Pamyatniki kul'tury narodov Sibiri i Severa (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.). Sb. MAE, T. 33. - L.: Nauka, 1977. - S. 66-79.

5. Stepanova O.B. Rodovye svyatilishcha i izobrazheniya rodovyh duhov v sakral'nom landshafte Taza i Turuhana // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - № 4. - S. 93-104.

6. Stepanova O.B. Mifologicheskij obraz materi-dereva v tradicionnom mirovozzrenii sel'kupov // Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii. -2007.- № 3.-S. 115-118.

7. Stepanova O.B. Social'naya politika gosudarstva po otnosheniyu k korennym malochislennym narodam Severa v nachale XXI v. (na primere severnyh sel'kupov) // Social'nye otnosheniya v istoriko-kul'turnom landshafte Sibiri. - SPb., 2017. - S. 349-444.

8. Tugolukov V.A. U evenkov zapadnoj chasti Evenkijskogo nacional'nogo okruga i Turuhanskogo rajona Krasnoyarskogo kraya // Sovetskaya etnografiya. - 1963. - №3. - S. 159-165.

9. Shaposhnikova E. Kollektivizaciya // Severnyj kraj. - 2004. - № 27.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) (stepanova67@mail.ru).

ГАЛЕЕВА НАИЛЯ ФАЗЫЛОВНА - аспирант Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Россия, Уфа)

СУМИН ВИТАЛИИ ВИКТОРОВИЧ - заместитель генерального директора Свердловского областного краеведческого музея по IT&PR (Россия, Екатеринбург) (vitsumin64@gmail.com).

РЯБИЦЕВ АРТУР ВАДИМОВИЧ - кандидат биологических наук, ведущий инженер Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных УрО РАН (Лабытнанги) (riabitsev@yandex.ru). STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, Saint Petersburg). GALEEVA, NAILYA F. - post-graduate student of the Institute of Ethnological Research named after A.I. R.G. Kuzeev, Ufa Federal Research Center RAS.

SUMIN, VITALY V. - Deputy General Director of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore for IT & PR.

RIABITSEV, ARTHUR V. - Ph.D. in Biology, Arctic Research Station, Institute of Plant and Animal Ecology, Urals Branch of the

Russian Academy of Sciences, Labytnangi, Russia.

УДК 397;325.1:394.014 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-268-277

сподина в.и., попова с.а. сколько стоит женщина: свобода выбора или «говорящая вещь»? (к вопросу о положении женщины в традиционной культуре обско-угорских и самодийских народов западной сибири)

Ключевые слова: остяки (ханты), вогулы (манси), самоеды (ненцы), брачные обычаи, калым, семейно-брачные отношения, социальные предпочтения, обычное право, «песни о судьбе», многоженство, брак «убёгом».

Статья посвящена исследованию такого аспекта соционормативной культуры, как положение женщины в семье в контексте брачных обычаев обских угров и самодийцев. На основе исторических свидетельств и материалов фольклора раскрывается понятие брачного выкупа (калыма), рассматривается социальная роль женщины сквозь призму внутрисемейных гендерных отношений, «женской дозволенности», что позволяет представить рамки свободы выбора женских ролей в традиционном социуме. Отмечается, что имеющиеся материалы если и не дают оснований считать женщину «рабой», тем более «вещью», то лишний раз убеждают в мужском характере обско-угорского и самодийского социума рассматриваемого исторического времени. В то же время, уже к началу XIX в. свадебный обряд потерял многие традиции, причем в большей степени, чем родильный и погребальный. Если в начале XVIII в. женщину можно было продать, обменять, заложить, то во второй половине XVIII в. муж уже должен был считаться с её правами на свободу, а не относиться к ней, как к купленной вещи, что объясняется возрастанием регулирующей роли государства и церковных норм.

SPODINA, V.L, POPOVA, S.A. HOW MUCH DOES A WOMAN COST: FREEDOM OF CHOICE OR A "TALKING THING"? (TO THE ISSUE OF THE STATUS OF A WOMAN IN THE TRADITIONAL CULTURE OF THE OB-UGRIC AND SAMOYED PEOPLES OF

WESTERN SIBERIA)

Key words: Ostyaks (Khanty) people, Vogul (Mansi) people, Samoyed (Nenets) people, marriage customs, kalym, family and marriage relations, social preferences, customary law, "songs about fate", polygamy, marriage by "running away".

The article is devoted to the study of such an aspect of socio-normative culture as the status of a woman in a family in the context of the marriage customs of the Ob Ugrians and Samoyeds. On the basis of historical evidences and folklore materials, the notion of marriage ransom (kalym), the social role of a woman through the prism of intra-family gender relations, "female permissiveness" is revealed, which allows us to present the framework of freedom of choice of female roles in traditional society. It is noted that the available materials, if they do not give grounds to consider a woman a "slave", let alone a "thing", once again convince of the masculine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.