Научная статья на тему ' из плеяды выдающихся педагогов России – академик З. И. Равкин'

из плеяды выдающихся педагогов России – академик З. И. Равкин Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
61
3
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — И. А. Чуриков

В статье обобщена научно-педагогическая деятельность профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования З.И. Равкина (1918–2004 гг.) в связи с 90летием со дня его рождения.

The current article commemorates the 90th anniversary of professor of Pedagogy, member of the Russian Academy of Education, Z.I. Ravkin (1918–2004). Thus, it summarizeshis pedagogicaland scientific activity.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему « из плеяды выдающихся педагогов России – академик З. И. Равкин»

УДК 37.011.31-051:378

Из плеяды выдающихся педагогов России - академик З.И. Равкин

И.А. Чуриков

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье обобщена научно-педагогическая деятельность профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования З.И. Равкина (1918-2004 гг.) в связи с 90-летием со дня его рождения.

The current article commemorates the 90th anniversary of professor of Pedagogy, member of the Russian Academy of Education, Z.I. Ravkin (1918-2004). Thus, it summarizeshis pedagogicaland scientific activity.

Педагогическая общественность России в 2008 году отметила 90-летний юбилей нашего земляка, профессора Марийского государственного педагогического института им Н.К. Крупской, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования Захара Ильича Равкина.

Ровно 30 лет (с 1951 по 1981 год) он жил в Йошкар-Оле и работал в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской в должности заведующего кафедрой педагогики и психологии, профессора. Марийский период жизни и деятельности З.И. Равкина был весьма плодотворным и творчески насыщенным. В Йошкар-Оле он прошел школу профессионального самосовершенствования от начинающего вузовского преподавателя до крупного ученого российского масштаба, оставил глубокий след в памяти своих учеников и тех, с кем вместе работал, общался, сотрудничал как человек, учитель, ученый, творец. З.И. Равкин внес огромный вклад в развитие педагогического образования в Республике Марий Эл, российской педагогической науки.

Уже в первые годы работы в институте Захар Ильич проявлял лучшие человеческие и профессионально-педагогические качества: высокую требовательность к себе и студентам, уважительное и заботливое отношение к ним, творчество как преподаватель, ораторское искусство, его лекции всегда были содержательными, насыщены материалами из первоисточников, поэтическими строками классиков, читались без конспекта, с большим пафосом. От студентов он так же требовал на занятиях и экзаменах глубокие знания по предмету, самостоятельного изучения первоисточников.

В то же время Захар Ильич постоянно совершенствовал читаемые им курсы лекций. Он много работал не только с научно-педагогическими источниками, но и прекрасно знал литературно-художественные про-

изведения. Поэтому на заседаниях кафедры он всегда выступал с новыми идеями и предложениями, проводил научно-методологические семинары. Вся его активная деятельность была нацелена на подъем и обеспечение высокой научно-методической культуры коллег-преподавателей кафедры. Нам, молодым преподавателям, было интересно и комфортно работать на кафедре вместе с ним. Он покорял нас своей эрудицией, большим научно-педагогическим опытом, проявлял заботу о каждом из нас.

З.И. Равкин был не только прекрасным педагогом-наставником 30 выпусков молодых учителей, в то же время активно занимался научно-педагогическими исследованиями. В 1966 году он успешно защитил докторскую диссертацию, открыл при кафедре аспирантуру по общей педагогике (1963 г.), на этой базе создал свою научную школу.

Научно-исследовательская деятельность З.И. Рав-кина в Йошкар-Оле была результативной. Он глубоко и основательно исследовал историю отечественной педагогики, а также проблемы гуманистической педагогики, много публиковался в республиканских и центральных журналах. Под его научной редакцией в 60-х годах вышло 8 книг, в том числе в центральных издательствах - «Воспитание в процессе обучения» (М., 1962), «Воспитание детей в семье» (М., 1959); в 70-х годах им было опубликовано 11 научных сборников, «Хрестоматия по педагогике» (М., 1976), «Педагогическое стимулирование в процессе комплексного подхода к воспитанию (Киров, 1981)».

Открытие при кафедре аспирантуры позволило ему значительно расширить и укрепить коллектив исследователей способными выпускниками вузов и молодыми учителями школ. Он начал разрабатывать свое направление исследования - проблемы педагогического стимулирования - нового направления развития гуманистической педагогической науки.

З.И. Равкин создал общую теорию педагогического стимулирования, основные идеи которой изложил в монографии «Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы» (Йошкар-Ола, 1972). В ней он рассматривает стимулирование как принцип построения процесса формирования личности на основе гуманизма и определенной системы специфических педагогических средств побуждения к деятельности. Теория стимулирования исходит из необходимости так строить педагогический процесс, чтобы его методика ориентировалась на глубокое проникновение во внутренний мир подрастающего человека, имела своей целью побуждать в нем здоровые интересы и склонности. При этом условии в полную силу раскрываются потенциальные духовные ресурсы личности. Стимулирование ориентировано на активизацию потенциальных возможностей и задатков, заложенных в самих детях, исходит из того, что творческая сила воспитания, побуждающего, а не погоняющего, способна превратить педагога из объекта воздействия в субъект собственного развития.

Стимулы представляют собой такие факторы поведения человека, которые содействуют осознанию им своих потребностей и на основании соответствующих мотивов и ориентации помогают выбору наиболее ценных из них в социальном и личностном плане. Учитывая наличие в стимулах объективного и субъективного начала, различают стимулы как общественно значимый объективный побудитель действия и мотив как личностное обоснование действия, вызванного стимулом, то есть побудитель субъективного характера. Следовательно, стимулирование оказывается тем более эффективным и действенным, чем активнее совершается процесс преобразования стимулов в правильно осознанные внутренние побудители.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Вклад З.И. Равкина в педагогическую науку в том, что им сформулированы основные понятия и термины теории педагогического стимулирования, ее психологическая основа, обоснованы функции и особенности действия стимулов, определены структурные компоненты процесса педагогического стимулирования. Теория педагогического стимулирования получила дальнейшее развитие в трудах его соратников и учеников, составивших равкинскую научную школу.

Члены творческого коллектива равкинской научной школы в своих исследованиях изучали особенности и характер действия различных стимулов в педагогическом процессе. Ими установлены разновидности и специфика действия стимулов. Экспериментально исследованы и теоретически обоснованны следующие группы педагогических стимулов.

1. Стимулы, определяющие установку на готовность к активной деятельности: стимулы общественной и жизненно-практической значимости (Л.П. Макарова,

A.А. Вайсбург, З.П. Головоневская); интереса и перспективы (М.Д. Копанев, Н.А. Семенов, И.А. Чуриков).

2. Стимулы, способствующие формированию ценностных ориентаций личности и коллектива в целом: идеалы, положительный пример (Г. А. Бойчук, Н.В. Иванова); общественная значимость деятельности (М.Г. Бушканец, Б.Д. Леухин).

3. Стимулы, укрепляющие статус личности в коллективе, их ролевое положение: доверие (Б.Д. Леухин); поощрение, опора на личный жизненный опыт (Т.В. Писарева, Л.П. Макарова); общественное мнение (А.А. Вайсбург);

4. Эмоциональные стимулы (М.В. Юрьева, А.А. Лит-виненко).

Учеными исследована эффективность действия этих стимулов:

- в условиях воспитательного процесса в целях формирования нравственных качеств детей (Г.А. Бой-чук, Б.Д. Леухин, М.В. Юрьева, Н.В. Иванова, А.А. Лит-виненко и др.);

- в учебно-познавательном процессе в активизации познавательной деятельности учащихся (Н.А. Семенов, И.А Чуриков, Н.И. Арзамасцева, П.П. Перун, З.П. Голованевская, В.А. Охотникова);

- в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей (А.Я. Свинин, И.Н. Милютин, В.Г. Пряникова).

Значимым направлением деятельности научной школы З.И. Равкина является разработка методологии исследования истории отечественной школы и развития педагогической науки. Заметный вклад в развитие педагогической науки в форме диссертационных исследований внесли З.И. Равкин, Н.К. Григорьев, Л.И. Васильева, М.М. Юферева, Н.К. Зинькова,

B.А. Лоскутов. Они исследовали отдельные этапы развития отечественной школы и педагогики в период с 1917 по 1941 годы.

Существенным для развития педагогической науки явилось такое направление поисковой деятельности научной школы З.И. Равкина, как исследование проблем развития зарубежной педагогики и педагогического образования. Изучены особенности решения проблем индивидуализации и дифференциации обучения в американской педагогике (Л.Ф. Панфилова), проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя в США (В.Н. Матвеева), Англии (Г.А. Андреева).

Плодотворная исследовательская деятельность научной школы З.И. Равкина получила признание в оте-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

чественной педагогической науке. На основании исследовательских материалов подготовлены и защищены 35 кандидатских, две докторские диссертации; изданы 10 книг, публиковались ежегодно до 20 научных статей в республиканских и всесоюзных научных журналах. Результаты научного поиска марийских ученых-педагогов обобщены в коллективных монографиях, изданных в 60-80-е годы

С 1981 года начинается московский период творческой деятельности З.И. Равкина. Он возвращается в Москву в Институт общей педагогики АПН СССР, активно включается в исследование проблем развития истории педагогики и образования. Его результаты обобщены в книгах в соавторстве с Ф.Ф. Королевым и Т.Д. Корнейчиком «Очерки по истории советской школы и педагогики» (М.,1961), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917— 41 гг. (М., 1980), «Очерки истории педагогической науки в СССР» (М., 1986), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР». 1961-1986 гг.» (М., 1987).

Наряду с историческими З.И. Равкин исследует проблемы теоретического и методологического характера. Им опубликованы такие аналитические работы как «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем» (М., 1990), «Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований» (М.,1993). Он является научным редактором и автором трехтомников методологических исследований «Проблемы истории советской школы и педагогики» (Т. 1—3, М., 1991.), «Современные проблемы истории образования и педагогической науки» (Т. 1—3, М., 1994.).

З.И. Равкин с 1985 года руководил Научным советом Российской академии образования по проблемам истории образования и педагогической науки, был организатором ряда его научных сессий. Материалы обсуждения на них актуальных проблем педагогической науки обобщены и под редакцией З.И. Равкина изданы монографии «Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе» (М., 1991), «Образование: идеалы и ценности (историко-педаго-гический аспект)» (М., 1995), «Национальные ценностные приоритеты в сфере образования и воспитания» (М., 1995), «Национальные ценности образования: история и современность» (М., 1996), «Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность)» (М., 1997), «Гуманистическая парадигма и воспитание: теоретические основы и исторический опыт реализации - конец Х1Х - 90-е годы ХХ веков» (М., 1998).

В 2000-2003 годах З.И. Равкин разрабатывал проблемы, связанные с историей воспитания духовности личности учащихся в отечественной и зарубеж-

ной педагогике Х1Х-ХХ вв., моделированием процесса исследования эвристической познавательной деятельности.

В то же время он занимался и другими научно-педагогическими проблемами: изданы совместно с В.Г. Пряниковой учебник-справочник «История образования и педагогической мысли» (М., 1994), под его научной редакцией книга Г.Д. Пряникова «Родник юных талантов. Проблемы педагогики одаренных детей» (М., 1995), монография «В.В. Розанов - философ, писатель, педагог. Жизнь и творчество» (М., 2002).

За период своей долгой научно-творческой деятельности З.И. Равкин опубликовал более 300 научных работ, под его научным руководством защищены 15 докторских, 60 кандидатских диссертаций.

Многолетний плодотворный творческий труд З.И. Равкина получил в обществе высокую оценку. Он награжден орденом «Знак почета», медалью «За трудовую доблесть», медалью К.Д. Ушинского, ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки Марийской республики», «Заслуженный деятель науки Российской федерации», «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник просвещения СССР». Память о выжающемся педагоге жива в делах многочисленных его учеников в Республике Марий Эл и России. Ныне в Марийском государственном университете будущие учителя занимаются в аудитории им. академика З.И. Равкина, для студентов - отличников учебы учреждена именная стипендия З.И. Равкина. Уже второй год в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» проводится среди учителей конкурс на получение грантов президента Республики Марий Эл по 12 номинациям, одна из которых - «Учитель-новатор им. З.И. Равкина».

По инициативе кафедры педагогики и психологии, ректората Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, в 1998 году было решено проводить научные конференции - Рав-кинские чтения, как дань уважения прекрасному педагогу-ученому и смотр достижений в реализации его научных идей в образовании и науке.

В честь 80-летия З.И. Равкина в 1999 году были организованы I Равкинские чтения - Республиканская научно-практическая конференция по проблемам «Гуманистические идеи в педагогической теории и практике образования и воспитания. В 2001 году в Йошкар-Оле проходили II Равкинские чтения -Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам «Формирование духовности личности: история, теория и практика». В связи с 85-летним юбилеем и в память об академике З.И. Равкине в 2004 году были проведены III Равкинские чтения «Проблемы воспитания духовности и достоинства личности в со-

временной теории и практике образования». В работе конференции участвовало более 150 человек, представители педагогической общественности гг. Йошкар-Олы, Москвы, Казани, Оренбурга, Калуги, Коломны.

Очередные IV Равкинские чтения «Формирование духовности, достоинства были посвящены 90-летию со дня рождения академика З.И. Равкина и проходили в Йошкар-Оле 22-23 января 2009 года. На конференции по достоинству оценен весомый вклад академика З.И. Равкина в развитие отечественной педагогической науки и практики образования, обсуждены проблемы воспитания духовности, достоинства, гражданственности личности в современной теории и практике образования, педагогические проблемы совершенствования современного образовательного процесса.

Ценные педагогические идеи, мысли и творения именитого ученого-педагога продолжают жить и развиваться и сегодня в делах его учеников и соратников.

ЛИТЕРАТУРА

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Королев, Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921-1931 гг.) / Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчик, З.И. Рав-кин. - М.: ИТиИП, 1961. - 508 с.

2. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: сб. ст. / под ред. З.И. Равкина. -Йошкар-Ола, 1975. - 131 с.

3. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы: сб. ст. / под ред. и пре-дисл. З.И. Равкина. - Йошкар-Ола, 1972. - 292 с.

4. Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения / отв. ред. З.И. Равкин. -Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1973. - 167 с.

5. Равкин, З.И. Основные этапы развития школы и педагогики за 50 лет / З.И. Равкин, В.А. Ротенберг, М.Ф. Шабаева // Очерки по истории советской школы. - М., 1969. - 283 с.

6. Равкин, З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры (1811-1817 гг.): ист.-пед. очерк / З.И. Равкин. - М.: МПСИ, 1999. - 149 с.

7. Равкин, З.И. Проблемы формирования содержания общего среднего образования в свете исторического опыта / З.И. Равкин. -М.: НИИ ОП АПН, 1987. - 46 с.

8. Равкин, З.И. Психолого-педагогическая подготовка учителей: учеб.-метод. пособие для педвуза / З.И. Равкин. - М., 1988. - 96 с.

9. Равкин, З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя / З.И. Равкин. - М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Современные проблемы истории образования и педагогической науки / под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПИМИО, 1994. -238 с.

11. Стимулы нравственного и интеллектуального развития подростков в процессе учебно-воспитательной работы: сб. ст. / под ред. З.И. Равкина. - Йошкар-Ола, 1968. - 156 с.

12. Формы и методы педагогического стимулирования идейно-нравственного развития школьников / отв. ред. З.И. Равкин. -Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1976. - 120 с.

13. Хрестоматия по педагогике: учеб. пособие / сост. М.Г. Буш-канец, Б.Д. Леухин; под ред. З.И. Равкина. - М.: Просвещение, 1976. - 432 с.