Научная статья на тему 'Из писем П. С. Уваровой (А. И. Анисимов и новгородские древности)'

Из писем П. С. Уваровой (А. И. Анисимов и новгородские древности) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / HISTORY OF RUSSIA / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE / ТЕКСТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / TEXT SOURCES / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиротина Ольга Александровна

О.А. Сиротина осветила в своем выступлении судьбу выдающегося реставратора А.И. Анисимова, в первую очередь, его работу с новгородскими памятниками древнерусского искусства. Исследовательнице удалось отыскать в собрании писем П.С. Уваровой сведения, по-новому освещающие творческий путь ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из писем П. С. Уваровой (А. И. Анисимов и новгородские древности)»

Сиротина О.А. (ГИМ)

Из писем П.С.Уваровой

(А.И.Анисимов и новгородские древности)

В процессе работы над темой истории подготовки и проведения XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. в ОПИ ГИМ в фонде Уваровых (ф. 17) был выявлен комплекс писем выдающегося реставратора, историка, педагога Александра Ивановича Анисимова (1877-1937). Часть писем подшита вместе с материалами Археологического общества по работе XV съезда (ед. 637, 638), а в личной переписке Уваровой письма Александра Ивановича хранятся среди писем от других адресатов (ед. 541 и 542). В настоящей работе эти письма впервые вводятся в научный оборот.

Адресованные графине Уваровой письма охватывают временной промежуток с 1909 до 1916 гг. и относятся к периоду жизни Анисимова, который условно можно назвать «новгородским». Исследователь жизненного и научного пути ученого И.Л. Кызласова опубликовала шесть писем Анисимова Н.П. Кондакову этого периода1. Писем же Уваровой 70, и они, несомненно, более информативны.

Анисимов сыграл значительную роль в деле «открытия» древнерусской живописи в первой трети ХХ в. Он был одним из тех исследователей, которые начали снимать с древних икон дорогие оклады и очищать лики от поздних записей. Так были возрождены уникальные памятники древнерусской живописи, такие, как фрески Дмитровского и Успенского соборов во Владимире, церкви Спаса Преображения и церкви Федора Стратилата в Новгороде, икона «Богоматерь Владимирская» и многие другие.

Магия древнего города, насыщенность Новгорода неизученными древними памятниками не могла не заинтересовать ученого. В 1908 г. Анисимов становится членом Новгородского общества любителей древности, а с 1909 г. принимает активное участие в работе Предварительного комитета по подготовке XV Археологического съезда. В это же время и состоялось знакомство А.И. Анисимова с графиней П.С. Уваровой. По заданию Предварительного комитета, за три года предшествующие съезду, молодой ученый обследовал около 400 памятников архитектуры новгородской епархии - монастыри и приходские храмы по Череповецкому, Устюжнскому, Боровическому, Кирилловскому и Белозерскому уездам. Во время поездок А.И. Анисимов отбирал вещи для выставки, которую собирались организовать во время работы съезда, а кроме этого предметы, требующие скорейшей реставрации ради их сохранения. «Чтобы спасти полу-

1 Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов (1870-1937). М., 2000. С. 17-22.

63

разрушенные иконы от гибели, я позволяю себе вместе с выставочными вещами отправлять за средства Предварительного комитета и такие, которые могут быть переданы только в музей для предварительной научной реставрации ...», и далее он пишет о том, что эти «полуразрушенные иконы» «вскроют перед съездом колоссальную картину гибели наших национальных церковных богатств»2.

Одновременно А.И. Анисимов наблюдал за расчисткой фресок XIV в., проводившейся в церкви Федора Стратилата. «За это время я занимался ц. Феодора Стратилата, учился реставрации икон под руководством мастера из мастерской Чирикова и чисткою купленных мною за лето старинных портретов. Словом, старался несколько вникнуть в черновую работу. Но Вы знаете, как у меня мало времени! Я и учитель, и воспитатель, и лектор в городе, и в день - для научных занятий - у меня остаются свободными не более двух часов. А с такой свободой далеко не уедешь»4.

Он взваливал на себя огромный объем работы, не раздумывая брался за любое дело, которое считал нужным и полезным, делал все очень решительно, не желая слышать никаких возражений, что часто приводило к конфликтным ситуациям. Уже по прошествии времени, находясь в эмиграции, П.С. Уварова писала Н.П. Кондакову5: «Я совершенно Вашего мнения об Анисимове и его молодецкой решительности, с которой он бросается на расчистку наших древних икон. Верно, что найдутся перлы, но сколько из них пропадут при подобной поспешности? Готовясь к новгородскому и псковскому съездам, я имела много дел и споров с Анисимо-вым, и мне удавалось не раз мешать ему в его предприятиях.»6.

Работа над расчисткой фресок церкви Федора Стратилата продолжалась и после закрытия съезда. По мере проведения работ Анисимов выступал с сообщениями и докладами по этому поводу в Московском археологическом обществе, писал статьи в журнал «Старые годы», а к XVI Археологическому съезду в Пскове, проведение которого было намечено на август 1914 г., планировал при поддержке МАО, выпустить отдельное юбилейное издание, посвященное этому памятнику. «Разумеется, написанное мною вызовет не только возражения, но и прямое отрицание. Думаю,

2 Из письма к П С. Уваровой от 23 мая 1911 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 637. Л. 204.

Чириковы - семья иконописцев-реставраторов из Мстеры. Отец - Чириков Осип Семенович (ум. 1903 г.) открыл иконописную мастерскую в Москве, которую после смерти унаследовали его сыновья - Григорий Осипович (1882-1936) и Михаил Осипович (ум. 1917).

4 Из письма к П С. Уваровой от 30 ноября 1910 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 637. Л. 145 об.

5 Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) - искусствовед, историк византийского и древнерусского искусства, археолог.

6 Из письма П. С. Уваровой к Н.П. Кондакову от 26 мая / 8 июня 1921 г. // Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси 1920-1930 годы. По материалам архивов. М. 2000. С. 108.

однако, что не надо бояться говорить то, что думаешь, ибо, если все будут бояться, как бы не сказать того, что другим не нравится, то дело изучения никогда не подвинется вперед... Надо описывать и анализировать сами памятники, а не переворачивать с боку на бок по сто раз «мнения предшественников», большею частью весьма кратко и поверхностно наблюдав-

7

ших памятник, а иногда даже знавшим его только по плохим снимкам» .

В это же время митрополит Новгородский и Старорусский Арсений решил воплотить в жизнь идею создания Церковно-археологического общества и Епархиального музея на базе экспонатов, собранных на выставку к съезду. Анисимов был привлечен для отбора вещей. «Вскоре я начал разбирать вещи в храме. Что это была за работа, если бы Вы знали. Морозы. Храм не топили всю зиму. Ноги стынут. Чернила мерзнут. Непокрытая голова прямо немеет. Сдача вещей Семеновскому9 была целою пыткой: многократные проверки, сличения, с целью обличить мое воровство. И это смеют делать люди, которые не только продают иконы сами, когда опасность далека, но ежедневно распинают Христа»10. В ответ на обвинения Арсения о том, что коллекционеры «разворовывают» епархию, Анисимов с гневом пишет: «Так деньги которые одни из них могли бы тратить на свое благополучие, а другие на шампанское и разврат, они добровольно тратят десятками и сотнями рублей на то, чего не хочет и не может спасти само духовенство, предающее и губящее старину и, как Пилат, умывающий руки, которыми они не брезгуют брать деньги за продаваемые иконы, утварь, облачения. Тем, кого архиепископ называет теперь ворами, потомство поставит памятник в благодарность за то, что в век невежества и фарисейства они одни возлюбили святыню нашего религиозного искусства и спасли для будущих поколений ее облик, насколько могли»11.

Анисимов критично относился к действиям Арсения в деле создания музея: «Дело в том, что меня не только не просили поруководить новым делом, но даже не [пригласили], чтобы посоветоваться со мной насчет устава и этого, церковно-археологического общества, и музея при нем»12. Но при этом он активно принимал участие в расчистке образцов древнерусских икон, собранных в музей: «Как бы то ни было, но расчистка открывает чудесные образцы иконописи, достойные лучших музеев Евро-

7 Из письма к П.С. Уваровой от 21 мая 1914 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 192.

Арсений (в миру А.Г. Стадницкий) (1862-1936) - митрополит Новгородский и Старорусский. Возглавлял Новгородскую епархию с 1910 по 1933 гг.

9 Скорее всего, речь идет о протоиерее Иоанне Семеновском.

10 Из письма к П.С. Уваровой от 2 марта 1912 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 138 об, 139 об.

11 Из письма к П.С. Уваровой от 2 марта 1912 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 139.

12 Из письма к П.С. Уваровой от 29 ноября 1912 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 150.

пы»13. И из другого письма: «Я считал, что один этот Музей, пока еще не большой, вправе был бы оправдать смысл созыва археологического съезда в Новгороде»14. Именно к этому времени относится расчистка знаменитых новгородских икон: «Битва суздальцев с новгородцами» и «Молящиеся новгородцы».

По заданию Московского археологического общества Анисимов активно занимался работами по расчистке фресок церкви Рождества Христова на Рождественском кладбище и иконостаса церкви Петра и Павла на Софийской стороне. По поводу проведения этих работ возник конфликт между Императорской археологической комиссией, поддерживаемой Епархиальными властями, с одной стороны, и Московским археологическим обществом - с другой: «. между графиней Уваровой и Императорской Археологической Комиссией существует антагонизм, и Московское Общество и Археологическая Комиссия работают взапуски, стараясь перегнать один другого...»15. П.П. Покрышкин16 и К.К. Романов17, представлявшие ИАК, предостерегали от поспешного смывания более поздних слоев живописи без их четкой фиксации и изучения, а А.И. Анисимов и ре-

18

ставратор П.И. Юкин стремились в первую очередь извлечь древнерусскую живопись из-под позднейших записей. «Археологическая Комиссия, как я уже сказал в начале письма, прислала, наконец свое требование. Последние мотивировано ею тем, что Юкин якобы допустил целый ряд дефектов в снятии позднейших прописей»19. При этом несовершенство законов по охране памятников четко не ограничивало зону ответственности различных организаций, в связи с чем постоянно возникали предложения по созданию общей комиссии, следящей за ходом работ, с чем А.И. Анисимов категорически не соглашался. «Но я, по своему разумению, считаю

долгом беречь достоинство того учреждения, которое мы с Павлом Ивано-

20

вичем здесь представляли; которое брало на себя материальную и моральную ответственность и первое взялось за памятники и которое наконец само авторитетно настолько, чтобы быть освобожденным от ненужного соглядайства. Ведь молчали же все эти господа, когда были одни голые стены. А как открыли чудесные произведения искусства и оказались день-

13 Из письма к П С. Уваровой от 21 сентября 1912 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 148.

14 Из письма к П С. Уваровой от 14 мая 1913 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 164.

15 Из письма к П С. Уваровой от 2 июля 1913 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 168.

16 Покрышкин П.П. (1870-1922) - архитектор, историк древнерусского зодчества и живописи, реставратор.

17 Романов К.К. (1882-1942) - архитектор, историк древнерусского зодчества, археолог, реставратор.

8 Юкин П.И. (1885-1945) - художник-реставратор.

19 Из письма к П С. Уваровой от 7 августа 1914 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л.

197.

20

Речь идет о П.И. Юкине.

ги на работу, так нашлись сейчас же и сотни хозяев, готовых взять на себя

тяжелый труд дать новорожденному памятнику свою фамилию, стать его

21

Колумбами» . И в более позднем письме: «... я не против контроля Археологической Комиссии и Епархиальной власти, но никакой комиссии подчиняться не стану: могут устраивать хоть 10 комиссий, но пусть все эти

комиссии доносят о допущенных неправильностях Московскому Комитету

22

и только его я буду слушаться, как хозяина дела» .

В августе 1916 г. ему удалось перевестись из Новгорода в Петергоф. «Условия работы очень хорошие. Гимназия прекрасно оборудована. Уроки в старших классах. Два дня в неделю (понедельник и суббота) пустые, так что могу свободно уезжать в Новгород и даже в Москву. Поэтому оставляю за собой заведование церковным отделом губернского музея и

23

членство в Правлении нашего Общества»23.

Это цитата из последнего письма Александра Ивановича графине отложившееся в фонде. Продолжавшаяся война, последующие революционные события и эмиграция Уваровых прервали переписку.

Жизнь ученого изменилась после революционных событий, благодаря которым он получил возможность заниматься тем делом, которое считал наиболее важным для себя - реставрацией древнерусской живописи. А сохранившиеся письма дают возможность увидеть становление Ани-симова как реставратора, знатока своего дела.

21 Из письма к П С. Уваровой от 12 сентября 1913 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 179 об.

22 Из письма к П С. Уваровой от 22 сентября 1913 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 180.

23 Из письма к П С. Уваровой от 2 августа 1916 г. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. 542. Л. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.